3 группа судов

3 группа судов

ПОЛОЖЕНИЕ О ДИПЛОМИРОВАНИИ КОМАНДНОГО СОСТАВА САМОХОДНЫХ СУДОВ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ РСФСР

1. В соответствии с Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР настоящее Положение распространяется на командный состав самоходных судов и самоходных земснарядов любого назначения независимо от ведомственной принадлежности (в дальнейшем обозначаются термином «суда и земснаряды»), эксплуатируемых на внутренних водных путях РСФСР, кроме судов, плавающих под военно-морским флагом, спортивных и находящихся в собственности граждан.
2. К занятию командных должностей на судах и земснарядах допускаются граждане СССР в возрасте не моложе 18 лет, имеющие соответствующие дипломы или свидетельства, установленные настоящим Положением, и признанные годными для занятия должностей по состоянию здоровья.
3. Капитанам и штурманам судов, командирам земснарядов и их помощникам, механикам, помощникам механика и лицам, совмещающим вышеуказанные должности, помощникам механика по электрооборудованию, электромеханикам и их помощникам, прошедшим дипломирование, выдается диплом (Приложение 1), а старшинам-мотористам маломерных судов, судоводителям-механикам судов мощностью от 55 кВт (75 л.с.) до 110 кВт (149 л.с.) — квалификационное свидетельство (Приложение 2).
4. Дипломирование производится специальными комиссиями, образуемыми на основании настоящего Положения. К дипломированию допускаются лица, имеющие соответствующее специальное образование и установленный стаж плавания. Организация ведомственных курсов по подготовке командного состава судов внутреннего плавания, учебные планы, а также программы обучения на курсах согласовываются с Министерством речного флота РСФСР.
5. Суда и земснаряды для целей дипломирования в зависимости от эффективной мощности двигателей, обеспечивающих их движение, подразделяются на следующие группы:
первая группа — от 110 до 330 кВт (150 — 450 л.с.);
вторая группа — от 331 до 550 кВт (451 — 750 л.с.);
третья группа — от 551 до 850 кВт (751 — 1150 л.с.);
четвертая группа — от 851 до 1620 кВт (1151 — 2200 л.с.);
пятая группа — от 1621 и более кВт (2201 и более л.с.).
В отдельных случаях некоторые типы судов, в зависимости от уровня их технической оснащенности и условий работы, министерством могут быть отнесены на одну группу выше или ниже, в том числе и по отдельным специальностям. Суда с мощностью двигателей менее 55 кВт (75 л.с.) относятся к маломерным.
Суда мощностью свыше 150 кВт (200 л.с.), способные развивать скорость 35 км/час и более, относятся к скоростным. Требования по образованию и плавательскому стажу выделены для них в особый раздел.
6. В дипломе (квалификационном свидетельстве), выдаваемом лицам, прошедшим дипломирование, указывается группа судна (водоизмещающего скоростного, земснаряда) и должность, на которую они могут быть назначены.
7. Лица, имеющие дипломы или квалификационные свидетельства, выданные до принятия настоящего Положения, пользуются правами в соответствии с Положением, на основании которого они были выданы. При очередном дипломировании им выдается диплом в соответствии с настоящим Положением.
8. Лишение диплома предусматривается в случае нарушения трудовой дисциплины, угрожающем безопасности плавания в порядке, предусмотренном действующим законодательством или уставами о дисциплине работников флота министерств и ведомств, в ведении которых находятся суда.

ТРЕБОВАНИЯ О НАЛИЧИИ ОБРАЗОВАНИЯ

9. В соответствии с образованием к дипломированию допускаются:
9.1. На суда и земснаряды всех групп — лица, окончившие высшие и средние специальные учебные заведения речного транспорта общего пользования по соответствующей специальности.
9.2. На суда и земснаряды I — IV групп — лица, окончившие средние профессионально-технические училища (СПТУ) по соответствующей специальности. Выпускники СПТУ не могут занимать должности капитанов пассажирских судов III группы, капитанов и первых штурманов IV группы всех типов судов.
9.3. На суда и земснаряды I — II групп на все судоводительские, механические, электромеханические должности (кроме капитанов пассажирских судов), на суда III и IV групп на должности третьего штурмана, третьего помощника механика, второго помощника электромеханика; на суда III и IV групп на должности второго штурмана, второго помощника механика, первого помощника электромеханика грузовых и буксирных судов при условии окончания III курса вечерне-заочного отделения, средних специальных учебных заведений — лица, окончившие курсы по подготовке командного состава судов внутреннего плавания по соответствующей программе, утвержденной Министерством речного флота.
9.4. На маломерные суда и суда мощностью от 55 до 110 кВт (75 — 149 л.с.) — лица, окончившие специальные курсы и прошедшие стажировку по управлению этими судами продолжительностью не менее 1 месяца.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ПЛАВАТЕЛЬСКОМУ СТАЖУ

10. Лица, окончившие судоводительские, судомеханические (электромеханические) специальности высших учебных заведений, имеют право дипломироваться на должность:
10.1. По окончании учебы — с учетом наличия практических навыков по управлению судами — второго штурмана, второго помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов до IV группы включительно и третьего штурмана, третьего помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов всех групп.
10.2. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение 6 месяцев — второго штурмана, второго помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов всех групп.
10.3. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение 12 месяцев — первого штурмана, первого помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов III группы.
10.4. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение 18 месяцев — капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов III группы и первого штурмана (помощника капитана), первого помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов всех групп.
10.5. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение 24 месяцев — капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов IV группы (кроме капитанов пассажирских судов).
10.6. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение 30 месяцев — капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов всех групп.
11. Лица, окончившие судоводительские, судомеханические (электромеханические) отделения и отделения водных путей и сообщений средних специальных учебных заведений, имеют право дипломироваться на должность:
11.1. По окончании учебы с учетом наличия практических навыков по управлению судами — второго штурмана, второго помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов II группы включительно и третьего штурмана (помощника капитана), третьего помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов всех групп.
11.2. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение шести месяцев — второго штурмана, второго помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов IV группы.
11.3. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение 12 месяцев — первого штурмана, первого помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов II группы, второго штурмана (помощника капитана), второго помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов всех групп, капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов I группы.
11.4. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение 18 месяцев — первого штурмана, первого помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов IV группы.
11.5. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение 24 месяцев — капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов III группы; первого штурмана, первого помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов всех групп.
11.6. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение 30 месяцев — капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов IV группы (кроме капитанов пассажирских судов).
11.7. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение 36 месяцев — капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов всех групп.
12. Лица, окончившие СПТУ судоводительской, судомеханической (электромеханической) специальности имеют право дипломироваться на должность:
12.1. По окончании учебы — третьего штурмана, третьего помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов до IV группы включительно и второго штурмана (помощника капитана), второго помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов I группы.
12.2. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение шести месяцев — второго штурмана, второго помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов III группы и первого штурмана (помощника капитала), первого помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов I группы.
12.3. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение 12 месяцев — второго штурмана, второго помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов IV группы, а прошедших стажировку по должности капитана, механика (электромеханика) в течение одного месяца — капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов I группы.
12.4. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение 18 месяцев — первого штурмана, первого помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов II группы.
12.5. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение 24 месяцев — первого штурмана, первого помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов III группы, капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов II группы.
12.6. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение 30 месяцев — капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов III группы.
13. Лица, окончившие курсы по подготовке командного состава судов внутреннего плавания, имеют право дипломироваться:
13.1. По окончании учебы — с учетом практического навыка по управлению судами — третьего штурмана, третьего помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов до IV группы включительно (буксирного и грузового флота), второго штурмана, второго помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов I группы.
13.2. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение шести месяцев — второго штурмана, второго помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов II группы и первого штурмана (кроме пассажирских судов), первого помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов I группы.
13.3. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение 12 месяцев — второго штурмана, второго помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов IV группы.
13.4. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение 18 месяцев — первого штурмана, первого помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов II группы, капитана, механика (электромеханика) судов I группы.
13.5. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение 24 месяцев — первого штурмана, первого помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов III группы.
13.6. При наличии стажа плавания в командных должностях в течение 36 месяцев — капитана, механика (электромеханика) судов и земснарядов II группы.
14. Лица, окончившие высшие и средние специальные учебные заведения, а также СПТУ, могут быть допущены к дипломированию на должность капитана (механика) судов I группы (кроме пассажирских судов и судов, используемых на транзитных перевозках) после успешной стажировки по этим должностям не менее трех месяцев непосредственно в рейсе, подтвержденной характеристикой — ходатайством капитана (механика). Лица, окончившие курсы по подготовке комсостава, могут быть продипломированы на тех же условиях и на те же должности на суда мощностью до 225 кВт (300 л.с.).
15. Лица рядового состава со стажем плавания в должности рулевого-моториста, электрика, лебедчика не менее 12 месяцев и успешно обучающихся не ниже 4 курса в высших и 3 курса в средних учебных заведениях по соответствующей специальности могут быть допущены к дипломированию на получение диплома третьего помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов до IV группы включительно, а лица, ранее окончившие СПТУ, на тех же условиях могут быть допущены, кроме того, к дипломированию на занятие должности третьего штурмана судов и земснарядов до IV группы включительно.
16. Студенты судомеханической (электромеханической) специальности и специальности водные пути и сообщения высших учебных заведений при наличии стажа плавания в должности рулевого-моториста, электрика, лебедчика не менее шести месяцев после 4 курса могут быть продипломированы на должность третьего помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов до IV группы включительно.
17. Курсанты и учащиеся речных училищ и техникумов судомеханической (электромеханической) специальности и специальности водные пути и сообщения при наличии стажа плавания в должности рулевого-моториста, электрика, лебедчика не менее шести месяцев после окончания 3-го курса могут быть продипломированы на должность третьего помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов до III группы включительно.
18. Лица, окончившие курсы по подготовке командного состава по электромеханической специальности и имеющие не менее шести месяцев стажа плавания в должности электрика или не менее двенадцати месяцев в должности моториста, лебедчика, могут быть допущены к дипломированию на должность помощника механика по электрооборудованию судов и земснарядов до IV группы включительно.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ПЛАВАТЕЛЬСКОМУ СТАЖУ КОМАНДНОГО СОСТАВА СКОРОСТНЫХ СУДОВ

19. К дипломированию на занятие командных должностей на скоростных судах могут быть допущены лица с высшим или средним специальным образованием:
19.1. Без опыта работы в командной должности на водоизмещающих судах:
19.1.1. При наличии стажа плавания на скоростных судах в должности третьего штурмана — третьего помощника механика в течение 6 месяцев — на должность второго штурмана — второго помощника механика без права самостоятельного несения вахты.
19.1.2. При наличии стажа плавания на скоростных судах в течение 18 месяцев, из них не менее 6 месяцев в должности второго штурмана — второго помощника механика, — на должность первого штурмана — первого помощника механика соответствующей группы после стажировки непосредственно в рейсах сроком до 3 месяцев и сдачи зачета по практическому управлению этим судном по всему району предстоящего плавания капитану-наставнику.
19.1.3. При наличии стажа плавания на скоростных судах в течение 30 месяцев, из них не менее 12 месяцев в должности первого штурмана — первого помощника механика соответствующей группы, — на должность капитана-механика.
19.2. С опытом работы в командной должности на водоизмещающих судах после стажировки на соответствующем судне сроком не менее 1 месяца непосредственно в рейсе и сдачи практического зачета по управлению этим судном капитану-наставнику при наличии:
19.2.1. Диплома первого штурмана водоизмещающих судов не ниже II группы и плавательского стажа в этой должности не менее 12 месяцев — на первого штурмана скоростных судов III группы.
19.2.2. Диплома первого штурмана водоизмещающих судов не ниже III группы и плавательского стажа в этой должности не менее 6 месяцев — на первого штурмана скоростных судов всех групп.
19.2.3. Диплома капитана водоизмещающих судов I группы и плавательского стажа в этой должности не менее 18 месяцев — на первого штурмана, а 24 месяца — на капитана скоростных судов III группы.
19.2.4. Диплома капитана водоизмещающих судов не ниже II группы и плавательского стажа в этой должности не менее 12 месяцев — на капитана скоростных судов III группы.
19.2.5. Диплома капитана водоизмещающих судов не ниже III группы и плавательского стажа в этой должности не менее 6 месяцев — на капитана скоростных судов всех групп.
20. К дипломированию командного состава скоростных судов для перехода на скоростные суда группой выше без повышения в должности могут быть допущены лица, имеющие стаж плавания в этой должности на предшествующей группе судов не менее 6 месяцев.
21. Лица, получившие дипломы командного состава скоростных судов, в соответствии с пунктом 19.1 настоящего Положения могут быть допущены к дипломированию на должность второго штурмана — второго помощника механика водоизмещающих судов своей группы. Последующее дипломирование лиц, имеющих дипломы первого штурмана, первого помощника механика, капитана, механика скоростных судов может производиться при наличии стажа плавания не менее 6 месяцев в каждой должности.
22. Лица командного состава скоростных судов механической специальности (или совмещающие должности судоводителя и судомеханика) должны иметь рабочие дипломы по механической специальности и проходить очередное дипломирование как лица, работавшие на водоизмещающих судах.

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ДИПЛОМИРОВАНИЯ

23. К дипломированию для занятия должности начальника радиостанции подлежат лица, имеющие стаж плавания в должности судового радиоспециалиста не менее 6 месяцев и квалификацию радиооператора не ниже II класса.
Форма дипломов судовых радиоспециалистов устанавливается «Правилами радиосвязи на внутренних водных путях Союза ССР», утверждаемых Минсвязью СССР.
24. Судоводители, судомеханики (электромеханики) судов и земснарядов при дипломировании на должность первого штурмана, первого помощника механика (электромеханика) должны иметь стаж плавания не менее шести месяцев в должности второго штурмана, второго помощника механика (электромеханика) той группы судов и земснарядов, на которую производится дипломирование, или в должности первого штурмана, первого помощника механика (электромеханика) предшествующей группы судов и земснарядов.
При дипломировании на должность капитана, механика (электромеханика) должны иметь не менее шести месяцев стажа плавания в должности первого штурмана (помощника капитана), первого помощника механика (электромеханика) судов и земснарядов той группы, на которую производится дипломирование, или в должности капитана, механика (электромеханика) предшествующей группы судов и земснарядов.
25. Наличие минимального стажа плавания, предусмотренного данным Положением, не дает оснований для дипломирования на вышестоящую должность, если дипломируемый специалист по деловым (профессиональным) данным не отвечает предъявляемым требованиям.
26. Судоводители, не имеющие опыта плавания в районах предстоящей работы, могут быть допущены к очередному дипломированию и назначены на должность после их успешной стажировки непосредственно в рейсах по данному району плавания. Продолжительность стажировки определяется в каждом конкретном случае судовладельцем.
27. Лица с морским или военно-морским судоводительским образованием могут быть допущены к первичному дипломированию с учетом имеющегося у них специального образования (высшее, среднее), ранее занимаемой должности, рабочего морского диплома после сдачи экзаменов в объеме требований соответствующих программ, утверждаемых Главным управлением кадров и учебных заведений по согласованию с Главной инспекцией по безопасности судоходства Минречфлота и прохождением стажировки в порядке, определенном в пункте 26 Положения. Последующее дипломирование данных специалистов проводится на общих основаниях.
28. Лица с морским или военно-морским образованием судомеханической и электромеханической специальности могут быть допущены к дипломированию на занятие командной должности судов и земснарядов с учетом имеющегося специального образования (высшее, среднее), рабочего морского диплома, должности и стажа предыдущей работы (службы) на судах, кораблях (типа и мощности их главных двигателей и электростанций).
29. Лицам, окончившим судоводительские, судомеханические (электромеханические) отделения средних учебных, специальных учебных заведений, работы в должностях рулевых, мотористов, электриков, лебедчиков засчитываются как стаж плавания в командных должностях (третий штурман, третий помощник механика), но не более шести месяцев.
30. Для механиков (электромехаников), помощников механика (электромеханика) при дипломировании на командные должности самоходных земснарядов засчитывается стаж работы на командных должностях на несамоходных земснарядах.
31. Лица, перешедшие с командных должностей плавсостава на береговую работу по истечении 5 лет, могут быть назначены на командные должности после прохождения ими проверки знаний. Капитаны-наставники, механики-наставники, электромеханики-наставники, работники судоходных инспекций указанную проверку знаний не проходят.
32. Бассейновой комиссии по дипломированию предоставляется право, в порядке исключения, досрочного дипломирования с выдачей соответствующего диплома лицам командного состава, которые по своим деловым и политическим качествам заслуживают выдвижения на вышестоящую должность, но не имеют для этого установленного стажа плавания в командной должности. Сокращение стажа плавания допускается не более 3-х месяцев; лица, продипломированные досрочно, как правило, назначаются на суда, на которых они работали.
33. В речных бассейнах, где по природным условиям продолжительность навигационного периода составляет менее шести месяцев, плавательский стаж работников флота при дипломировании приравнивается к шести месяцам. Лицам, не отработавшим полную навигацию, в стаж засчитывается фактическое время плавания.

КОМИССИИ ПО ДИПЛОМИРОВАНИЮ, ИХ СОСТАВ И ФУНКЦИИ

34. Проверка знаний и решение вопросов, связанных с выдачей рабочих дипломов командному составу судов, производятся специальными дипломными и квалификационными комиссиями.
35. Дипломные комиссии пароходств, бассейновых управлений пути (БУП), каналов (УК), Подводречстроя и экспедиции специальных морских проводок речных судов (ЭСМП) создаются в составе:

Председатель — заместитель начальника по кадрам

Члены — начальники заинтересованных служб, отделов,
бассейновых узлов связи и радионавигации,
капитаны (командиры) — наставники, механики
(электромеханики) — наставники, представители
судоходной инспекции, профсоюзных организаций

Секретарь — работник отдела кадров пароходства, БУП (УК),
ЭСМП, Подводречстроя.

36. В помощь бассейновым дипломным комиссиям создаются рабочие квалификационные комиссии в ремонтно-эксплуатационных базах флота, заводах, райуправлениях, портах, районах гидросооружений, технических участках пути, экспедиционных отрядах. Председателем назначается руководитель подразделения, а членами — наиболее квалифицированные специалисты с достаточной теоретической подготовкой и практическим опытом с рабочими дипломами не ниже тех, на которые производится дипломирование (капитаны-наставники, механики-наставники, электромеханики-наставники, групповые и линейные механики, старшие инженеры, инженеры и радиооператоры бассейновых узлов и узлов связи и радионавигации), а также представители судоходной инспекции, Речного Регистра и специалисты других заинтересованных структурных подразделений (по технике безопасности, противопожарной безопасности и др.).
Секретарями этих комиссий назначаются специально выделенные работники отделов кадров.
37. Рабочие квалификационной комиссии осуществляют проверку знаний, выдают дипломы (свидетельства) на занятие командных должностей судов и земснарядов I и II групп (кроме капитанов пассажирских судов), оформляют материалы по дипломированию на занятие командных должностей судов и земснарядов III — V групп с представлением их на утверждение бассейновой комиссии (Приложение N 3).
Результаты проверки знаний оцениваются по шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
38. Выпускники дневных отделений высших и средних специальных учебных заведений Минречфлота получают первые рабочие дипломы на занятие командных должностей судов и земснарядов непосредственно в учебных заведениях по результатам защиты дипломов и сдачи экзаменов в государственных экзаменационных (квалификационных) комиссиях (ГЭК, ГКК). В этих случаях рабочие дипломы подписываются председателем ГЭК и ГКК.
39. Для решения возникающих вопросов по дипломированию командного состава флота создается Центральная квалификационная комиссия Минречфлота по дипломированию в составе: заместителя Министра речного флота (председатель), начальника Главного управления кадров и учебных заведений (заместитель председателя), начальника Главной инспекции по безопасности судоходства, директора речного Регистра, начальников Главного управления перевозок и эксплуатации флота, Главного управления судового хозяйства и судоремонтных предприятий и Главного управления водных путей и гидросооружений МРФ.
Решения Центральной комиссии по дипломированию оформляются протоколами, подписываются председателем и являются окончательными.
40. Межведомственные дипломные комиссии при бассейновых судоходных инспекциях для командного состава судов, неподведомственных Минречфлоту РСФСР, состоят из:

Председатель — начальник бассейновой судоходной инспекции

Зам. председателя — руководитель инспекции (участка) Речного
Регистра РСФСР

Члены — заместитель начальника бассейновой судоходной
инспекции
— представитель заинтересованного судовладельца

Секретарь — работник бассейновой судоходной инспекции.

41. Межведомственные квалификационные комиссии при участковых судоходных инспекциях для командного состава судов, неподведомственных Минречфлоту РСФСР, состоят из:

Председатель — руководитель участковой судоходной инспекции

Зам. председателя — работник инспекции (участка) Речного Регистра
РСФСР

Члены — работники судоходной инспекции и инспекции
(участка) Речного Регистра РСФСР
— представитель заинтересованного судовладельца

Секретарь — работник участковой судоходной инспекции.

Члены межведомственной квалификационной комиссии должны иметь профессиональную подготовку и рабочие дипломы не ниже тех, на которые производится дипломирование.
42. Состав дипломных и квалификационных комиссий оформляется приказами начальников пароходств, БУП (УК), ЭСМП, Подводречстроя и Бассейновой судоходной инспекции соответственно.
43. Межведомственные квалификационные комиссии при участковых судоходных инспекциях производят проверку знаний для дипломирования всех лиц командного состава (кроме радиоспециалистов) судов, неподведомственных Минречфлоту РСФСР, в том числе маломерных, используемых для производственных целей.
Дипломирование водителей судов, принадлежащих гражданам, в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 15.06.84 N 259 относится к компетенции Государственной инспекции по маломерным судам. При этом требования к образованию, стажу плавания дипломируемых, порядку образования комиссий, делопроизводству, форме квалификационного свидетельства и порядку их выдачи должны полностью соответствовать настоящему Положению.
Радиоспециалисты судов, неподведомственных Минречфлоту РСФСР, проходят дипломирование в квалификационных комиссиях пароходств.
44. Работа межведомственных квалификационных комиссий при участковых судоходных инспекциях проводится в сроки, согласованные с заинтересованными организациями. Межведомственные квалификационные комиссии в случае необходимости и целесообразности могут для производства дипломирования выезжать в пункты, где сосредоточено большое количество командного состава судов, при этом все расходы, связанные с выездом и работой комиссии, несут заинтересованные организации.
45. В межведомственную квалификационную комиссию по дипломированию представляются следующие документы:
— копия диплома (свидетельства или удостоверения) об окончании специального учебного заведения или соответствующих курсов;
— выписка из трудовой книжки о стаже плавания по специальности (судоводители маломерных судов — справку о прохождении месячной стажировки);
— характеристика с места работы или учебы;
— справка о медицинском освидетельствовании, удостоверяющая годность к управлению судами или их механизмами;
— две фотокарточки размером 3 х 4 см;
— письменное отношение руководителя предприятия (организации) с ходатайством о дипломировании;
— ранее полученные рабочие дипломы или свидетельства на право управления судами (механизмами) в подлиннике.
46. Для прохождения проверки знаний при дипломировании на суда Минречфлота предоставляется лицам командного состава судов до II группы включительно не более двух рабочих дней, а остальным лицам командного состава — трех рабочих дней.
47. Лица, показавшие при проверке неудовлетворительные знания могут быть допущены к повторной проверке не ранее чем через один месяц.
48. Заседание квалификационной комиссии оформляется протоколом, в котором отражаются результаты дипломирования и решение комиссии в выдаче дипломов.

ok.ru

1. Разработаны Санкт-Петербургской государственной медицинской академией им. Мечникова И.И. и Санкт-Петербургским государственным университетом водных коммуникаций.
2. Утверждены и введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. N 16.
3. Введены взамен «Санитарных правил для речных судов СССР» N 4058-85, которые с выходом настоящих СанПиН утрачивают силу. Срок введения — с 1 июля 1998 года.

Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

«Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами» (статья 3).
«Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил.
Должностные лиц и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности» (статья 27).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Область применения

1.1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее СанПиН) распространяются на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания и другие плавучие объекты (далее суда), независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, предназначенные для эксплуатации на внутренних водных путях России.
На проектируемые и строящиеся суда требования СанПиН распространяются с 01.01.99 г. Суда, построенные до введения настоящих СанПиН, должны быть приведены судовладельцами в соответствие с ними (при технической возможности) в сроки, согласованные органами Госсанэпиднадзора.
На частные спортивные, прогулочные суда, не занимающиеся коммерческой деятельностью и не использующие наемный экипаж, а также на суда, плавающие под военно-морским флагом, настоящие СанПиН распространяются только в части, касающейся предотвращения загрязнения водной среды.
На иностранные суда, периодически работающие на внутренних водных путях России, настоящие СанПиН распространяются в части предотвращения загрязнения водной среды и санитарной охраны территории России от заноса и распространения карантинных и других инфекций.
1.1.2. СанПиН устанавливают гигиенические требования, санитарные нормы и гигиенические нормативы:
1) при проектировании судовых помещений и их оборудования на новых и переоборудуемых судах;
2) при проектировании на новых и переоборудуемых судах судовых систем, устройств и оборудования, обеспечивающих защиту экипажа и пассажиров от воздействия вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения водной среды;
3) к содержанию судовых помещений и их оборудованию в период эксплуатации судна;
4) к эксплуатации судовых систем, устройств и оборудования, обеспечивающих защиту от воздействия вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения водной среды;
5) к перевозке отдельных видов грузов;
6) к организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за судами внутреннего и смешанного плавания.
1.1.3. СанПиН являются обязательными для:
1) проектно-конструкторских организаций, разрабатывающих проекты новых и переоборудуемых судов;
2) предприятий, строящих, переоборудующих, ремонтирующих и обслуживающих суда;
3) судовладельцев и судовой администрации (комсостава), осуществляющих эксплуатацию судов;
4) центров Госсанэпиднадзора, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за проектированием, строительством (переоборудованием), приемкой и эксплуатацией судов.
5) организаций, проводящих аттестацию рабочих мест на судах, сертификацию и лицензирование.
1.1.4. Допускается, по согласованию с органами Госсанэпиднадзора, отступление от требований СанПиН для судов, имеющих одну из следующих характеристик:
1) длина менее 25 м,
2) осадка менее 1 м,
3) мощность главных двигателей менее 220 кВт,
4) дедвейт менее 320 т,
5) с динамическими принципами поддержания (СДПП),
6) скоростных водоизмещающих судов с проектной скоростью 30 км/ч и более.
1.1.5. Приведенные в настоящих СанПиН требования к перечню, размерам и оборудованию судовых помещений, а также к системам, устройствам и оборудованию, обеспечивающим обитаемость, защиту от вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения окружающей среды, являются минимально необходимыми и обеспечивают допустимые по Р.2.2.013-94 (п. 1.4.9) условия труда и проживания на судне.
1.1.6. Лица, виновные в нарушении требований настоящих СанПиН, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой и материальной ответственности в соответствии с законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Об охране окружающей природной среды» (п.п. 1.4.1 и 1.4.2).
1.1.7. Судовладельцы должны обеспечить наличие настоящих СанПиН на каждом судне, кроме эксплуатирующихся без экипажа.

1.2. Термины и определения

1.2.1. Судно — плавучее сооружение, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров и выполнения других работ на водных объектах.
1.2.2. Грузовое судно — судно, предназначенное для перевозки грузов (сухогрузное, наливное, комбинированное, рефрижераторное и т.д.).
1.2.3. Наливное судно — грузовое судно, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом.
1.2.4. Сухогрузное судно — грузовое судно, предназначенное для перевозки различных грузов (генеральных, контейнеров, леса, грузов насыпью, автомобилей с грузом и без груза и т.д.), кроме жидких грузов наливом.
1.2.5. Буксир-толкач — судно, предназначенное для буксировки или вождения методом толкания других судов и плавучих сооружений.
1.2.6. Пассажирское судно — судно, предназначенное для перевозки более 12 пассажиров.
1.2.7. Разъездное судно — судно, предназначенное для разъездных целей и перевозки не более 12 пассажиров.
1.2.8. Вспомогательное судно — судно, используемое для вспомогательных целей (рейдовое, лоцманское, спасательное, пожарное, ледокольное и т.п.).
1.2.9. Паром — судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств и пассажиров между береговыми пунктами, расположенными на противоположных берегах.
1.2.10. Судно технического флота — судно, предназначенное для дноуглубительных и других работ по поддержанию в эксплуатационном состоянии внутренних водных путей, а также добычи нерудных строительных материалов, перегрузочных работ (черпаковые земснаряды, землесосы, грунтовые шаланды, обстановочные суда, перегружатели, плавкраны).
1.2.11. Судно-сборщик загрязнений (судно-сборщик) — судно, предназначенное для приема с других судов нефтесодержащих, сточных вод, мусора и других отходов для последующей передачи их на береговые очистные сооружения или специализированные очистные суда.
1.2.12. Специализированное очистное судно — самоходное или несамоходное судно, предназначенное для приема всех или части загрязнений, скапливающихся на судах, и последующей их обработки.
1.2.13. Судно с динамическим принципом поддержании (СДПП) — судно на подводных крыльях, на воздушной подушке, глиссирующие, экраноплан, с закритическими скоростями хода с воздушной каверной.
1.2.14. Скоростное водоизмещающее судно — судно, у которого проектная скорость 30 км/ч и более.
1.2.15. Стоечное судно — судно, постоянно эксплуатирующееся у берега с оборудованными надежными путями для эвакуации людей на берег (дебаркадеры, причальные понтоны, плавучие гостиницы, общежития, плавучие ремонтные мастерские) или предназначенные для выполнения специальных работ на рейдах (бункеровочные станции и т.п.).
1.2.16. Судно внутреннего плавания — судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях.
1.2.17. Судно смешанного (река-море) плавания, судно смешанного плавания — судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях и в морских районах, имеющее класс Морского Регистра Судоходства или Российского Речного Регистра.
1.2.18. Новое судно — судно, проект которого представлен на согласование в органы Госсанэпиднадзора, после введения в действие настоящих СанПиН.
1.2.19. Переоборудуемое судно — эксплуатируемое судно, которое в результате переоборудования изменяет частично или полностью свои характеристики (назначение, группу по п. 1.3., район плавания и т.п.) и его проект представляется на согласование в органы Госсанэпиднадзора после введения в действие настоящих СанПиН.
1.2.20. Судовладелец — владелец судна или любое другое юридическое или физическое лицо, представляющее интересы владельца судна во взаимоотношениях с органами Госсанэпиднадзора.
1.2.21. Экипаж судна — лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров.
1.2.22. Командный состав — администрация судна — капитан (командир) и его помощники (штурманы), судовые механики (электромеханики), медработники, директор ресторана (на пассажирских судах).
1.2.23. Рядовой состав — члены экипажа, не входящие в состав администрации судна: матросы, мотористы, электрики, радисты, повара, проводники, официанты, буфетчики.
1.2.24. Пассажир — всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа и других лиц, работающих или имеющих какие-либо занятия, связанные с эксплуатацией этою судна (специальный персонал).
1.2.25. Пассажировместимость — количество пассажиров, определяемое по числу спальных мест (каютные пассажиры) и числу постоянных мест для сидения (внекаютные пассажиры).
1.2.26. Жилые помещения — каюты экипажа и пассажиров.
1.2.27. Общественные помещения — столовые, кают-компании, рестораны, буфеты, бары, салоны для отдыха, пассажирские салоны.
1.2.28. Помещения медицинского назначения — медицинская каюта, изолятор, амбулатория.
1.2.29. Дежурные помещения — помещения на судах 3-й группы, предназначенные для отдыха экипажа, в которых созданы условия для подогрева и приема пищи.
1.2.30. Служебные помещения — помещения, предназначенные для выполнения работ по управлению судном, связи и контроля за работой механизмов.
1.2.31. Машинные помещения — помещения, в которых расположены главные и вспомогательные механизмы, котлы, насосы, генераторы, оборудование для вентиляции и кондиционирования воздуха, пункты для приема топлива, мастерские и другие подсобные помещения, а также шахты этих помещений.
1.2.32. Центральный пост управления энергетической установкой (ЦПУ) — помещение, в котором расположены органы дистанционного управления главными и вспомогательными механизмами, движителями, контрольно-измерительные приборы, приборы аварийно-предупредительной сигнализации и средства связи.
1.2.33. Постоянная вахта — режим труда, при котором персонал осуществляет техническое обслуживание судовой техники, находясь в машинных помещениях в течение всего вахтенного времени.
1.2.34. Периодически безвахтенное обслуживание — режим труда, при котором управление судовой энергетической установкой осуществляется без вахты в машинных помещениях при периодическом техническом обслуживании судовой техники на ходу и во время стоянки судна.
1.2.35. Безвахтенное обслуживание — режим труда, при котором управление судовой энергетической установкой осуществляется без вахты в машинных помещениях при техническом обслуживании судовой техники только во время стоянки судна.
1.2.36. Санитарный узел (санузел) — санитарно-гигиеническое помещение, имеющее унитаз и умывальник.
1.2.37. Санитарный блок (санблок) — санитарно-гигиеническое помещение, имеющее унитаз, умывальник и душ.
1.2.38. Спецодежда — рабочая одежда экипажа для выполнения судовых работ, связанных с загрязнением и неблагоприятными метеорологическими условиями.
1.2.39. Санодежда — одежда работников пищеблока для работы с пищевыми продуктами.
1.2.40. Сточные воды — воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека: стоки от унитазов и писсуаров, из раковин и шпигатов медицинских помещений, из помещений, в которых содержатся животные, прочие стоки, если они перемешаны с указанными выше, в том числе от умывальников, душей, прачечных и камбуза.
1.2.41. Нефтесодержащие воды — воды, скапливающиеся под настилом машинных и котельных отделений, и другие воды, содержащие нефтепродукты.
1.2.42. Мусор — все виды бытовых, пищевых и эксплуатационных отходов, которые образуются в результате жизнедеятельности людей и технической эксплуатации судна.
1.2.43. Судовые установки для приготовления питьевой воды из забортной (станции ППВ) — судовое оборудование, предназначенное для очистки и обеззараживания забортной воды и приготовления из нее воды питьевого качества, соответствующей требованиям ГОСТ 29183-91 (п. 1.4.18).
1.2.44. Судовые водоохранные технические средства:
1) установки очистки и обеззараживания сточных вод (станции ООСВ) — судовое оборудование, в котором сточные воды подвергаются очистке и обеззараживанию;
2) установки очистки нефтесодержащих вод (станции ОНВ) — судовое оборудование, в котором нефтесодержащие воды подвергаются очистке;
3) установки для утилизации мусора (печи-инсинераторы) — судовое оборудование для сжигания мусора;
4) сборные цистерны сточных вод и нефтесодержащих вод судовые цистерны, в которых накапливаются указанные воды для последующей их обработки на судовых водоохранных технических средствах или передачи их на внесудовые водоохранные технические средства;
5) устройства для сбора мусора — емкости, баки, контейнеры, бункеры для сбора и хранения мусора.
1.2.45. Внесудовые водоохранные технические средства (приемные устройства в пунктах сбора загрязнений):
1) суда-сборщики загрязнений (п. 1.2.11);
2) специализированные причалы для приема сточных вод и мусора;
3) специализированные очистные суда для приема и обработки части или всех загрязнений, скапливающихся на судах (п. 1.2.12).

1.3. Классификация судов

1.3.1. Требования настоящих СанПиН зависят от группы судна последующей классификации, характеризуемой временем пребывания человека на судне в соответствии с «Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов речного флота», т.е. продолжительностью воздействия на организм человека факторов судовой среды.
1.3.1.1. I группа — суда внутреннего и смешанного плавания, на которых экипаж постоянно работает и проживает на судне в течение всего времени навигации (более 40 часов).
1.3.1.2. II группа — суда внутреннего плавания, совершающие короткие рейсы и обслуживаемые бригадным методом, при котором часть экипажа в течение навигации периодически работает и проживает на судне (до 40 часов), а часть — отдыхает на берегу.
1.3.1.3. III группа — суда внутреннего плавания внутригородских, пригородных линий, рейдовые, вспомогательные, т.е. на которых экипаж находится только во время работы, а проживает на берегу.
1.3.2. Суда технического флота, плавкраны и другие подобные объекты относятся к I, II или III группам по признакам, указанным в п. 1.3.1.
1.3.3. Разъездные суда не подвергаются классификации, указанной в п. 1.3.1.Санитарные требования к их проектированию уточняются в каждом отдельном случае при согласовании проекта с органом Госсанэпиднадзора.
1.3.4. Стоечные суда: дебаркадеры, плавучие общежития, плавучие мастерские, плавучие гостиницы в части, касающейся работы персонала и проживания людей, классифицируются по признакам, указанным в п. 1.3.1., но по вопросам, связанным с предотвращением загрязнения водной среды, при их проектировании следует дополнительно руководствоваться СанПиН 4630-88 и СанПиН 4631-88 (п.п. 1.4.13 и 1.4.14), а установка конкретного судна должна согласовываться также с территориальными органами Госсанэпиднадзора.

1.4. Нормативные ссылки

1.4.1. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91 г.
1.4.2. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г.
1.4.3. Положение о порядке разработки, утверждения, издания, введения в действие федеральных, республиканских и местных санитарных правил, а также о порядке действия на территории РСФСР общесоюзных санитарных правил, утвержденное постановлением Совета министров РСФСР от 01.07.91 г. N 375.
1.4.4. Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению и оформлению санитарно-гигиенических и эпидемиологических нормативных и методических документов. Р.1.1.004-94 г.
1.4.5. Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94 г. N 625.
1.4.6. Постановление Госкомсанэпиднадзора РФ от 05.01.93 N 1 о введении в действие «Положения о порядке выдачи гигиенических сертификатов на продукцию».
1.4.7. Перечень гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, выполняемых учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в рамках первичной медико-санитарной помощи населению, утвержден Председателем Госкомсанэпиднадзора 21.10.93 г.
1.4.8. Перечни действующих медицинских сертификатов полимерных материалов, а также видов продукции, допущенных к применению в судостроении и судоремонте:
1.4.8.1. Перечень, утвержденный Зам. Главного государственного санитарного врача РФ 28.10.93 г.;
1.4.8.2. Перечень от 11.09.95 N 09 РЦ-29-4-718;
1.4.8.3. Перечень от 20.05.96 N 09 РЦ-29-2-549;
1.4.8.4. Перечень различных групп и видов продукции, разрешенных для применения в России, Раздел 6 «Материал для судостроения» 1990-1994 г.г.
1.4.9. Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов среды, тяжести и напряженности трудового процесса Р.2.2.013-94 г.
1.4.10. Нормы искусственного освещения на судах речного флота N 2109-79, утвержденные Главным санитарным врачом СССР 10.12.79.
1.4.11. Санитарные правила и нормы «Электромагнитные излучения диапазона радиочастот (ЭМИ РЧ)» (СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96).
1.4.12. Правила по санитарной охране территории СССР от заноса и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний, введенные в действие приказом Минздрава СССР от 18.10.73 N 822.
1.4.13. Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения (СанПиН 4630-88).
1.4.14. Санитарные правила и нормы охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения (СанПиН 4631-88).
1.4.15. Санитарные правила по хранению, транспортировке и применению пестицидов (ядохимикатов) в сельском хозяйстве (СН N 1123-73)
1.4.16. Санитарные правила «Порядок накопления, транспортировка, обезвреживания и захоронения токсичных и промышленных отходов» (СН N 3183-84).
1.4.17. Правила предотвращения загрязнения внутренних водных путей сточными и нефтесодержащими водами с судов (ПР-152-002-95).
1.4.18. ГОСТ 29183-91 «Вода для хозяйственно-питьевого обеспечения судов. Требования к качеству».
1.4.19. ГОСТ 17.2.4.04-82 «Охрана природы. Атмосфера. Нормирование внешних шумовых характеристик судов внутреннего и прибрежного плавания».
1.4.20. «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» (СанПиН 2.2.4.548-96).
1.4.21. ГОСТ 12.2.049-80 «Оборудование производственное. Общие эргономические требования».
1.4.22. ГОСТ 22269-76 «Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования».
1.4.23. ГОСТ 12.4.123-83 «Средства коллективной защиты от инфракрасного облучения».
1.4.24. ГОСТ 12.2.098-84 «Кабины звукоизолированные. Общие требования».
1.4.25. ГОСТ 12.4.051-78 «Средства индивидуальной защиты органа слуха. Общие технические условия».
1.4.26. ГОСТ 12.1.029-80 «Средства и методы защиты от шума».
1.4.27. ГОСТ 24389-80 «Расчетные параметры воздуха и расчетная температура забортной воды».
1.4.28. «Методические рекомендации по охране окружающей среды при применении, хранении и транспортировке пестицидов и минеральных удобрений». Утверждены Госкомприроды 11.12.90 г.
1.4.29. Российский Речной Регистр. Правила (в 3-х т.) 1995 г., в том числе «Правила экологической безопасности судов внутреннего и смешанного плавания».
1.4.30. «Методика определения составляющих параметров микроклимата по заданному значению результирующей температуры» N 3924-85.
1.4.31. «Инструктивно-методические указания по гигиеническому контролю за эксплуатацией систем кондиционирования воздуха на судах», N 1188-74.

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО, ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ СУДОВ

2.1. Судовые помещения

2.1.1. Общие требования

2.1.1.1. К судовым помещениям относятся:
— Жилые и общественные помещения для экипажа.
— Жилые и общественные помещения для пассажиров.
— Помещения пищеблока для экипажа.
— Помещения пищеблока для пассажиров.
— Санитарно-бытовые помещения.
— Санитарно-гигиенические помещения.
— Помещения медицинского назначения.
— Служебные и машинные помещения.
— Грузовые помещения.
2.1.1.2. При проектировании помещений, указанных в п. 2.1.1.1, должны быть предусмотрены технические мероприятия, обеспечивающие необходимые санитарно-гигиенические условия труда и проживания экипажа и пассажиров, указанные в соответствующих разделах СанПиН.
2.1.1.3. При проектировании общего расположения судна следует предусматривать в качестве одной из эффективных мер защиты экипажа и пассажиров от воздействия вредных факторов судовой среды, максимально возможное удаление жилых, общественных и медицинских помещений от источников шума и вибрации, источников выделения избыточной теплоты, вредных излучений и вредных веществ.
2.1.1.4. При необходимости размещения жилых и общественных помещений экипажа и пассажиров над топливными цистернами или рядом с ними должен предусматриваться горизонтальный коффердам высотой не менее 600 мм или вертикальный коффердам шириной в одну шпацию.
2.1.1.5. Все судовые помещения, где постоянно или временно находятся люди, должны быть оборудованы системами отопления, вентиляции, освещения.
На судах I, II групп, предназначенных для эксплуатации в Центральном и Южном речных бассейнах, с мощностью главных двигателей более 1500 кВт, а также на судах I группы, предназначенных для эксплуатации без ограничения бассейна при круглогодичной навигации, вместо систем отопления и вентиляции должна предусматриваться система кондиционирования воздуха в жилых и общественных помещениях экипажа, в служебных и медицинских помещениях.
2.1.1.6. Минимальная высота кают экипажа и пассажиров должна предусматриваться:
— при одноярусном расположении коек — 2,0 м,
— при двухъярусном расположении коек — 2,2 м.
2.1.1.7. Койки в каютах экипажа и пассажиров по высоте должны располагаться в соответствии со следующими нормами:
а) койка в каюте с одноярусным расположением и нижняя койка при двухъярусном расположении — 400 мм от палубы;
б) верхняя койка на расстоянии не менее 800 мм от нижней;
в) расстояние верхней полки от подволоки каюты не менее 800 мм.
2.1.1.8. Ширина проходов в каютах должна предусматриваться:
а) в одноместных каютах — между койкой и переборкой — не менее 700 мм;
б) в двухместных каютах — между параллельно установленными койками (при одноярусном расположении) и между койками и переборкой (при двухъярусном расположении) — не менее 800 мм.
в) в трех-четырехместных каютах — между параллельно установленными койками (при двухъярусном расположении) — не менее 850 мм.
2.1.1.9. Внутренние размеры коек должны быть не менее 2000 x 800 мм. Койки должны иметь свободный доступ не менее, чем на 2/3 их длины. К верхней койке должен быть предусмотрен удобный подъем.
2.1.1.10. Каюты должны быть оборудованы шкафом для одежды, столом, стульями, вешалкой, полочками и т.п. Размеры судовой мебели должны соответствовать требованиям действующих стандартов.
2.1.1.11. Материалы, используемые для отделки судовых помещений, должны быть моющимися, не портиться при проведении дезинфекции и другой специальной обработки, препятствовать проникновению грызунов и размножению насекомых. Полимерные материалы, используемые для изоляции и отделки, должны иметь гигиенический сертификат, допускающий применение их на судах с учетом насыщенности в объеме помещения (п. 2.3.4.).
2.1.1.12. При проектировании судовых помещений, в которых отсутствует кондиционирование воздуха, должны быть предусмотрены мероприятия, предотвращающие проникновение в них летающих насекомых (мух, комаров, москитов и т.п.), — специальные сетки, устанавливаемые на окнах, иллюминаторах, наружных дверных проемах, приточных отверстиях системы искусственной вентиляции.
2.1.1.13. При проектировании судовых помещений должны быть выполнены следующие мероприятия по предупреждению проникновения в них грызунов:
1. Переборки, палубы, настилы помещений не должны иметь сквозных отверстий и щелей.
2. У труб, покрытых изоляцией, в местах их прохода через палубы и переборки, изоляция должна быть защищена металлической сеткой от порчи грызунами.
3. При размещении оборудования, прокладке трубопроводов и кабелей, установке мебели и инвентаря не должно оставаться труднодоступных мест, способствующих проникновению грызунов.
4. Двери помещений должны быть плотно пригнанными; в помещениях пищеблока низ дверей и деревянные провизионные лари должна быть обиты металлическими листами.
5. Наружные отверстия вентиляции должны быть закрыты решетками с размером ячейки не более 12 мм.

2.1.2. Жилые и общественные помещения для экипажа

2.1.2.1. Для проживания, отдыха и питания экипажа должны предусматриваться:
а) на судах I и II групп — каюты с индивидуальными спальными местами и столовая — кают-компания.
б) на судах III группы — дежурное помещение.

Примечания 1. На судах 1 группы с экипажем не более 5 человек столовая — кают-компания может не предусматриваться и для питания экипажа используется камбуз, площадь которого увеличивается с целью размещения обеденного стола.

2. На судах II группы с экипажем до 6 человек (на судне постоянно — не более 4 человек) вместо кают и столовой- кают-компании может предусматриваться дежурное помещение.
3. На судах III группы, предназначенных для внутригородских линий, дежурное помещение может не предусматриваться.

2.1.2.2. На судах I группы количество спальных мест должно быть не менее минимальной численности экипажа, предусмотренной проектом.
На судах II группы, обслуживаемых бригадным методом, количество спальных мест должно быть не менее численности экипажа, который, согласно проекту, будет находиться на судне.
2.1.2.3. На пассажирских судах I и II групп жилые помещения экипажа должны быть отделены от пассажирских помещений. Допускается размещение членов экипажа, обслуживающих пассажиров (проводники, официанты и т.п.), в каютах, расположенных в пассажирских отсеках.
2.1.2.4. Командный состав судов I и II групп размещается в одно и двухместных каютах при одноярусном расположении коек.
Рядовой состав судов I группы может размещаться в двухместных каютах с двухъярусным расположением коек.
Рядовой состав судов II группы может размещаться в трех и четырехместных каютах при двухъярусном расположении коек.
Минимальные площади кают должны приниматься в соответствии со значениями, приведенными в таблице 2.1.

www.referent.ru