Закон об выборах в сельсовет

Статья 33. Условия выдвижения кандидатов

Статья 33. Условия выдвижения кандидатов

1. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

2. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

2 1 . В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата.

3. Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.

4. При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

5. Документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.

6. Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2 1 и 3 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 2 1 настоящей статьи, в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.

7. Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией.

8. Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.

9. Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах – не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации – не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления – не менее 20 дней.

1–2. Комментируемый Федеральный закон устанавливает, что завершением процедуры выдвижения и началом участия кандидата, в том числе в составе списка кандидатов, в избирательной кампании, является момент уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата (списка кандидатов). Порядок уведомления устанавливается законом. Таким уведомлением может быть непосредственно подача в комиссию заявления кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу либо решения избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов. Законом может быть предусмотрена подача такого документа, как уведомление о выдвижении в письменной форме 1 , как правило, в виде заявления кандидата или избирательного объединения, подаваемого в соответствующую избирательную комиссию, в котором говорится о том, что гражданин намерен участвовать в выборах в качестве кандидата (в случае самовыдвижения) или о том, где и когда состоялось выдвижение, т.е. принято решение избирательным объединением о выдвижении кандидата, списка кандидатов. Целесообразно в данном заявлении (уведомлении) указать весь перечень документов представляемых в избирательную комиссию с указанием количества листов каждого документа.

Уведомительный характер выдвижения кандидата означает, что кандидат, для того, чтобы считаться выдвинутым, не нуждается в получении одобрения, разрешения или иного действия со стороны избирательной комиссии. Однако, поскольку кандидат (в том числе в составе списка кандидатов) считается выдвинутым и приобретает права и обязанности кандидата после уведомления соответствующей комиссии о выдвижении (поступления в избирательную комиссию предусмотренного пунктом 2 комментируемой статьи заявления кандидата, в том числе выдвинутого в составе списка кандидатов) о согласии баллотироваться, этот юридический факт подтверждается комиссией путем выдачи справки, расписки, копии акта либо иного документа, свидетельствующего о фактах передачи и получения представляемых документов.

Избирательная комиссия обязана принять все документы от кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в том виде и в том объеме, в котором эти документы представляются. Отказ комиссии в приеме документов при уведомлении о выдвижении кандидата, списка кандидатов незаконен и может быть обжалован заинтересованными лицами (кандидатом, избирательным объединением) в вышестоящую комиссию либо в суд.

________________
1 См., например: пункт 1 главы 14 Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2006 года № 402 // СЗ РФ. 2006. № 17. Ч. II. Ст. 1821.

ЦИК России подтверждает прием документов от политических партий или от кандидатов на должность Президента Российской Федерации справкой с подробным перечнем всех принятых документов, с указанием времени и даты приема документов. Справка подписывается членом ЦИК России ответственным за прием документов и уполномоченным лицом политической партии. Справка регистрируется в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства.

При представлении избирательным объединением в избирательную комиссию для заверения списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, кандидат (каждый кандидат из такого списка кандидатов) считается выдвинутым с момента представления заявления о согласии баллотироваться в соответствующую избирательную комиссию, правомочную заверить этот список, если иное не предусмотрено законом.

Необходимость представления на этапе выдвижения заявления кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу исключает возможность выдвижения без ведома кандидата. Давая согласие на выдвижение, кандидат лично подтверждает свое осознанное и ответственное отношение к участию в избирательной кампании в качестве кандидата на депутатский мандат (выборную должность). Заявление о согласии баллотироваться подается в письменной форме и адресуется в соответствии с законом избирательной комиссии либо (если кандидат выдвинут избирательным объединением) избирательному объединению. Комментируемый Федеральный закон не устанавливает требование собственноручного написания заявления кандидата, поэтому заявления могут быть изготовлены с использованием оргтехники (компьютера), но непременным условием является личная, собственноручная подпись кандидата.

В целях более полного информирования избирателей о личности кандидата в заявлении указывается достаточно большой перечень сведений биографического характера: кроме фамилии, имени, отчества, даты рождения указываются сведения об образовании, основном месте работы, службы, о занимаемой должности, роде занятий. Следует отметить, что в случае, когда кандидат работает в двух и более местах, указывается одно место работы, как правило, то, где находится его трудовая книжка. Род занятий предполагает деятельность, не связанную с определенным местом работы или конкретной должностью, например, писатель, художник, предприниматель, домохозяйка, пенсионер (подпункт 57 статьи 2 комментируемого Федерального закона). В целях обеспечения возможности проведения проверки достоверности сведений, предоставляемых кандидатом, в заявлении должны быть указаны его место рождения, полный адрес места жительства с указанием не только субъекта Российской Федерации, где проживает кандидат, а конкретно улицы, номера дома, а также вид, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (подпункт 16 статьи 2 комментируемого Федерального закона), наименование или код органа, выдавшего указанный документ, и дата его выдачи. В соответствии с пунктом 1 1 статьи 38 комментируемого Федерального закона в случае если по каким-либо причинам в заявлении кандидата о согласии баллотироваться, в том числе кандидата в списке кандидатов, указаны неточные биографические сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 33 комментируемого Федерального закона, либо часть этих сведений отсутствует (за исключением сведений о неснятой или непогашенной судимости, предусмотренных пунктом 2 1 статьи 33), то кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе не позднее чем за один день до дня рассмотрения комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) представить уточненные сведения о кандидате или, в том числе по сообщению избирательной комиссии, дополнить сведения о кандидате (в произвольной письменной форме). При этом документ, в котором указаны неточные сведения биографического характера (или часть этих сведений отсутствует) не может быть признан избирательной комиссией не представленным (отсутствующим). Вместе с тем, с учетом положений пункта 1 1 , подпункта «в 2 » пункта 24, подпункта «и» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона (в редакции Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ) если недостающие сведения о кандидате не будут восполнены по указанию избирательной комиссии в указанный срок, кандидату будет отказано в регистрации (в том числе в составе списка кандидатов).

Новеллой комментируемого Федерального закона является требование о том, что кандидат, являющийся депутатом, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, должен указать в заявлении о согласии баллотироваться депутатом какого представительного органа он является. Это положение актуально не только для более полного портрета кандидата, поскольку демонстрирует его уже состоявшуюся электоральную поддержку, но и дает возможность более полного контроля за ограничением на совмещение депутатских обязанностей в представительных органах разного уровня, предусмотренных законодательством, в частности Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Помимо вышеуказанных сведений в заявлении о согласии баллотироваться кандидат вправе указать либо свою принадлежность к политической партии и статус в ней, либо принадлежность (членство, участие в составе учредителей или участников) не более чем к одному зарегистрированному в установленном законом порядке за один год до дня голосования общественному объединению и свой статус в этом общественном объединении. Необходимо отметить, что указание данных сведений является не обязанностью кандидата, а его правом 1 . Сведения о принадлежности к общественному объединению и о занимаемых должностях в партийных либо иных общественных структурах должны быть подтверждены документом (справкой, копией решения уполномоченного органа о назначении на должность и т.д.), заверенным постоянно действующим руководящим органом общественного объединения. Представляется возможным и целесообразным, чтобы подобного рода документы на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления заверялись постоянно действующими органами региональных и местных отделений общественных организаций (политических партий), для чего постоянно действующий орган политической партии или иного общественного объединения должен своим решением наделить их этим правом.

______________________
1 Примечательно, что в 2003 году на выборах депутатов Государственной Думы четвертого созыва доля кандидатов, баллотирующихся в составе списков кандидатов, указавших свою партийную принадлежность, составляла: ЛДПР – 100 процентов, Аграрная партия России – 92 процента, СПС – 91,1 процента, Российская демократическая партия «ЯБЛОКО» – 87,6 процента, Народная партия Российской Федерации – 80,5 процента, КПРФ – 80,1 процента, «Единая Россия» – 77,8 процента, избирательный блок «Партия Возрождения России – Российская партия «ЖИЗНИ» – 75,4 процента, избирательный блок «Родина» (народно-патриотический союз) – 48,1 процента.

Одновременно с согласием баллотироваться в своем заявлении кандидат дает обязательство прекратить в случае избрания деятельность, не совместимую со статусом депутата или замещением иной выборной должности (пункт 9 статьи 4 комментируемого Федерального закона).

2 1 . Задачу более полного информирования избирателей о личности кандидата выполняет законодательное требование об указании в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведений о неснятой и непогашенной судимости кандидата (подпункт 58 статьи 2 комментируемого Федерального закона). Требование комментируемого Федерального закона о предоставлении кандидатом сведений о судимости (непогашенной и неснятой), касаясь юридически значимых фактов его биографии, дает избирателю более полную информацию для последующего осознанного выбора 1 .

Согласно подпункту «е» пункта 24, подпункта «б» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона сокрытие сведений, предусмотренных в соответствии с пунктом 2 1 комментируемой статьи, служит основанием для принятия соответствующей комиссией решения об отказе в регистрации кандидата (исключении кандидата из списка кандидатов) 2 . С учетом положений пункта 3 1 статьи 4 комментируемого Федерального закона (см. комментарий) сокрытие гражданином сведений о наличии у него гражданства иностранного государства также влечет для него, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, неблагоприятные последствия в случае, если факт наличия такого гражданства будет выявлен. О выявленных фактах недостоверности иных сведений, указанных кандидатами о себе, избирательная комиссия доводит до сведения избирателей (пункт 8 комментируемой статьи), однако эта недостоверность не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата, исключения кандидата из списка кандидатов.

____________________
1 Судимость за отдельные виды преступлений влечет лишение гражданина пассивного избирательного права (см. комментарий к пункту 32 статьи 4 комментируемого Федерального закона).
2 См., например: определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 марта 2006 года № 1-Г06-9.

3–4. При уведомлении избирательной комиссии о выдвижении кандидата, списка кандидатов одновременно с представлением в нее заявления (заявлений) кандидата (кандидатов в составе списка кандидатов) о согласии баллотироваться должны быть также представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, каждого кандидата из списка кандидатов и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах в банках, ценных бумагах. При этом необходимо отметить, что законы субъектов Российской Федерации не вправе менять форму сведений об имуществе и доходах, а должны воспроизвести в своих текстах приложение к комментируемому Федеральному закону. Сведения об имуществе и доходах представляются в СМИ в обязательном порядке для более полного информирования избирателей о кандидатах. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества на момент представления сведений в комиссию, это не освобождает кандидата от представления сведений о размере и об источниках доходов, имуществе в общем порядке по установленной форме в приложении к комментируемому Федеральному закону, где кандидат указывает об отсутствии у него имущества и доходов. Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (пункт 7 статьи 34, подпункт 3 пункта 11 статьи 35) предусмотрена необходимость представления сведений о доходах и имуществе супруга кандидата на должность Президента Российской Федерации. При выборах депутатов представительных органов местного самоуправления по избирательным округам, образованным исходя из средней нормы представительства в пять или менее тысяч избирателей, требования пункта 3 комментируемой статьи не применяются, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрена обязанность кандидата по предоставлению сведений о доходах и имуществе.

5. Важной нормой комментируемого Федерального закона является положение, предписывающее кандидату, выдвинутому по избирательному округу (за исключением случая выдвижения в составе списка кандидатов), уведомлять комиссию о выдвижении, представлять в комиссию заявление о согласии баллотироваться, сведения об имуществе и доходах и другие документы лично. В практике проведения выборов ранее встречались случаи, когда кандидат не только не появлялся в избирательной комиссии лично, но и вообще проводил всю избирательную кампанию, включая предвыборную агитации, через доверенных лиц, сам, находясь в розыске по подозрению в совершении уголовного преступления. Избиратели не должны быть лишены права на непосредственное общение с тем, кто претендует на представительство от их имени в выборных органах государственной власти или местного самоуправления, в противном случае это извращает суть идеи представительства. Гражданско-правовой институт доверенности, на основе которого действовали представители такого «невидимого кандидата», не может по своей частноправовой природе восполнить публичные государственно-правовые полномочия, осуществляемые во время избирательной кампании. Указанные документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях болезни кандидата либо нахождения его в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых с условием, что подпись кандидата будет заверена руководителями указанных учреждений, а также будет представлено подтверждение факта болезни либо нахождения в следственном изоляторе. Перечень условий, когда кандидат вправе действовать через уполномоченных лиц, не является исчерпывающим, однако вносить в него изменения и дополнения можно только федеральными законами, т.е. субъекты Российской Федерации должны ограничиться вышеуказанными условиями. Вместе с тем Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» не предусмотрел иных случаев, когда кандидат представляет документы не лично, кроме случаев, перечисленных в комментируемом пункте. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» также не содержит каких-либо дополнений по этому вопросу, поскольку не предусматривает непосредственное выдвижение кандидатов.

6. При получении документов все полученные сведения по всем кандидатам, в том числе из списка кандидатов, избирательная комиссия обязана направить для проверки в соответствующие государственные органы и учреждения, в частности в МВД России. Принципу равенства прав кандидатов отвечает такой порядок деятельности избирательной комиссии, когда запросы направляются в отношении всех кандидатов. Соответствующие органы обязаны проверить достоверность направленных к ним сведений и в десятидневный срок сообщить о результатах проверки избирательной комиссии. Полученная информация о недостоверности сведений, представленных в соответствии с пунктом 2 1 комментируемой статьи 33, служит основанием для принятия соответствующей комиссией решения об отказе в регистрации кандидата, исключении кандидата из списка кандидатов (подпункт «е» пункта 24, подпункт «б» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона). Недостоверность сведений о доходах и имуществе, других сведений биографического характера не является основанием для отказа в регистрации кандидата, сведения о такой недостоверности указываются в соответствии с пунктом 8 комментируемой статьи.

7. В целях обеспечения гарантий по информационному обеспечению информирования избирателей избирательные комиссии, организующие выборы, доводят до них сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в том числе через СМИ. Это положение комментируемого Федерального закона устранило некоторую неопределенность, существовавшую ранее, прежнее законодательство предусматривало представление разного рода сведений о кандидатах, но не содержало требования об их опубликовании, доведении до сведения избирателей, и на этой основе некоторые избирательные комиссии, расценивали подобные сведения как конфиденциальную информацию о личной жизни кандидата как гражданина, в том числе о судимости (неснятой и непогашенной), об имуществе и доходах. Сведения о кандидатах должны доводиться до сведения избирателей, как через СМИ, так и посредством размещения в информационных плакатах, которые должны находиться в помещениях для голосования, а также могут размещаться в иных местах, удобных для ознакомления с их содержанием. Объем сведений, подлежащих опубликованию, устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы, и должен содержать всю информацию, представленную кандидатами, за исключением подробных юридических адресов нахождения их имущества, а также банковских учреждений и номеров личных счетов, на которых содержатся денежные средства кандидатов.

8. В случае выявления фактов недостоверности представленных кандидатами сведений избирательные комиссии также обязаны довести эти факты до сведения избирателей через СМИ и в информационных плакатах, размещенных в помещениях для голосования (подпункт «е» пункта 3 статьи 61 комментируемого Федерального закона).

9. Законом не может быть сокращен по сравнению с установленным в комментируемом пункте сроком период для выдвижения кандидатов, списков кандидатов и сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов. Началом этого периода является день, когда закон позволяет кандидату уведомить избирательную комиссию о самовыдвижении, а избирательному объединению принять решение уполномоченным органом о выдвижении кандидата (списка кандидатов). Например, согласно части 3 статьи 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политических партий осуществляется не ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом необходимо иметь в виду, что процедуры по созыву съезда политических партий, конференций, региональных отделений и общих собраний (конференций) местных и иных отделений не могут рассматриваться составляющей частью процедуры выдвижения кандидатов. Комментируемый пункт адресован законодателю, который обязан предусмотреть в конкретном законе о выборах «точку отсчета» для начала периода выдвижения кандидатов, списков кандидатов (например, день официального опубликования решения о назначении выборов или опубликование схемы избирательных округов), а также последний день для представления избирательных документов для регистрации кандидатов, списков кандидатов, при этом период между двумя установленными датами не может быть менее 40 дней (при досрочных выборах – не менее 30 дней) при выборах в федеральные органы государства; не менее 30 дней – при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации; не менее 20 дней – при выборах в органы местного самоуправления.

cikrf.ru

Как в Гвазде избрали сельсовет без единоросов

Отчёт о досрочных выборах депутатов Совета народных депутатов Гвазденского сельского поселения Бутурлиновского района Воронежской области седьмого созыва

Предыстория

Предыдущий состав совета сельского поселения был избран 13 сентября 2015 г. Из 11 кандидатов в 10-мандатном едином округе победили 9 из 10 выдвинутых представителей партии «Единая Россия» (8 женщин и 1 мужчина) и 1 самовыдвиженец (женщина).

Скандал, случившийся в Гвазде в ноябре 2016 г., был связан со сложением полномочий большинством депутатов сельского поселения, которые будучи местными жителями не согласились голосовать за утверждение местонахождения мусороперерабатывающего предприятия на чернозёмах сельского поселения. Проект предприятия предполагал своз в Гвазду мусора с 8 районов области, что создало бы сильнейшую экологическую проблему для её жителей. Только заступничество и содействие военной прокуратуры помогло остановить местным жителям строительство мусороперерабатывающего предприятия.

21.11.2016 г. Совет принял два решения № 68 и 69:

  • считать общественные обсуждения в форме публичных слушаний проектной документации по объекту «Проектирование и строительство Бутурлиновского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса», строительство которого планируется осуществить на территории Гвазденского сельского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области, содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду не состоявшими;
  • в соответствии с Федеральным законом « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, руководствуясь ч.2 ст.31 Устава Гвазденского сельского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области, рассмотрев заявления депутатов: Солодухина А.И., Солодухиной В.И., Стопкиной Н.В., Сергеевой Н.С., Сергеевой С.М., Гуриной О.С., Запорожец И.В. о досрочном прекращении своих полномочий, Совет народных депутатов Гвазденского сельского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области решил объявить о самороспуске Совета народных депутатов Гвазденского сельского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области 21 ноября 2016 года.

Избирательные комиссии

Избирательная комиссия Гвазденского сельского поселения состоит из 6 членов (включает две семейные пары: Козловых (муж председатель, жена член комиссии — рекомендованы ТИК Бутурлиновского района) и Караваевых (муж — зампредседателя, рекомендован по месту работы, жена — секретарь, рекомендована партией «Единая Россия»), ещё есть выдвиженцы ЛДПР и ТИКа Бутурлиновского района.

УИК №520 состоит из 9 членов (включает в свой состав три семейные пары — Зубаревых (жена председатель комиссии от партии «Родина», муж — заместитель председателя от партии «Гражданская платформа»), Никоновых и Сафоновых — мужья члены комиссий, выдвинутые собраниями избирателей по месту жительства, а жены соответственно от «Партии пенсионеров России» и от ЛДПР. В УИК №521 12 членов.

Обе комиссии возглавляют женщины, рекомендованные Региональным отделением Всероссийской политической партии «РОДИНА» в Воронежской области, из общения с местными жителями про деятельность данной партии в селе Гвазда узнать ничего не удалось, аналогично ничего не могли рассказать гваздинцы про партии «Гражданская Платформа» и «Партия пенсионеров России», представители которых есть в обеих комиссиях. Про Единую Россию и ЛДПР — представители, которой есть в обеих комиссиях, местные жители рассказали, что знают из новостей по ТВ, данные партии представлены в районном совете. Представитель КПРФ есть только в УИК № 521, хотя данная партия на выборах в районный совет набрала 32,54%, а ЛДПР — 11,54%, Единая Россия — 53,67%. Другие партии в выборах Бутурлиновского райсовета 04.03.2012 г. не участвовали.

Кандидаты

Состав избирателей села Гвазда 1854 человек, в сельском поселении два избирательных участка — № 520 — 514 избирателей и № 521 — 1340 избирателей. Выборы проходили по единому 10-мандатному избирательному округу, т. е. в бюллетене можно отметить до 10 кандидатов. Как правило, избиратели отмечали в бюллетене 10 кандидатов. Общее количество голосов отданных за кандидатов 7214, то есть в среднем один избиратель голосовал за 8,14 кандидата. Из 34 недействительных бюллетеней на УИК 521 в двух бюллетенях стояли отметки за всех 37 кандидатов, а в оставшихся — 32 избирателя перестарались и поставили отметки за 11 кандидатов.

Данные выборы были объявлены 3 февраля 2017 г. Большое беспокойство местных жителей по поводу предполагаемого строительства, привлек к участию в выборах рекордное число участников — 39 человек, из которых зарегистрированы были 39, а именно: 10 от партии «Единая Россия», 10 от ЛДПР, остальные 19 — самовыдвиженцы, двое из которых были сняты: один в судебном порядке, т. к. не указал старую судимость, а другой по собственному желанию.

Два кандидата из прошлого состава Совета, избранные от «Единой России», Сергеева Н. С. и Храпова Н. В. выставили свои кандидатуры, как самовыдвиженцы, и были избраны.

День выборов с 08-00 до 20-00

Заинтересованность в выборах сразу дала знать о себе: регистрация только одних общественных контролеров (представителей СМИ, членов с совещательным голосом, наблюдателей от кандидатов) заняла более 1,5 часов и продолжалась до 09-00. За выборами наблюдали представители трёх политических партий (и. о. координатора воронежского ЛДПР Баймурзаев А. С., член воронежского регионального совета РОДП «ЯБЛОКО» Губанов П. А., лидер Воронежского регионального отделения партии «Демократический выбор» Ходаковский В. В.), журналисты сетевого издания «Молния», Коммерсантъ-Черноземье и ВГТРК, наблюдатели от кандидатов предавали этому данным выборам повышенную «прозрачность».

На УИК 520 возникла заминка с допуском на участок Константина Бабенкова, корреспондента сетевого издания «Молния», имеющего аккредитацию ЦИК РФ, его внесли в список лиц, присутствующих на избирательном участке только после консультаций по телефону с вышестоящими избирательными комиссиями.

Избиратели с самого открытия шли активно голосовать, торжественность событию предавало отсутствие музыки и угрюмость на лицах людей, как и избирателей, так и членов УИКа. Чувствовалось, что жители ждут много от этих конкретных выборов. На избирательный участок пришёл даже избиратель с ампутированной ногой.

Голосование вне помещения на УИК 521 осуществлялось с тремя новыми прозрачными переносными ящиками для голосования. Так ящик № 3 был отправлен с 58 заявлениями, из которых проголосовало 46 избирателей: один отказался голосовать, у второго отсутствовал в наличии паспорт, третья — не смогла сделать конкретное волеизъявление — парализованная и не говорит, остальные не открыли свои двери. Ящик № 2 был отправлен с 49 заявлениями, из которых проголосовало 41, двое сами пришли на избирательный участок, у одной не было паспорта (его забрали дети, чтобы пожилая женщина не могла оформить кредит, в селе было масса случаев, когда к пожилым жителям приходили молодые люди, приносили посуду в подарок, но для оформления подарка просили паспорт, в результате оказывалось, что под видом подарка оформлялся кредит под высокие проценты на большую сумму), остальных не было дома. С первым ящиком было отправлено 59 заявлений, проголосовало 51 избиратель, так один пришёл голосовать на участок, а 7 не было дома.

Таким образом, по сравнению с выборами в Государственную Думу 18.09.2016 г., где на УИК 521 вне помещения проголосовало 235 избирателей, число голосующих вне помещения уменьшилось до 138, на выборах СНД 6 созыва 13.09.2015 г. проголосовавших вне помещения было — 187. Аналогичная тенденция уменьшения числа голосующих вне помещения была отмечена на УИК 520, где 23.04.2017 г. вне помещения проголосовало — 89 избирателей, 18.09.2016 г. — 109, а 13.09.2015 г. — 180.

Выборы проводились с использованием открепительных удостоверений, на УИК 520 по открепительному проголосовал 1 избиратель, на УИК 521 — 7 избирателей.

Подсчёт голосов и выдача копий протоколов

После закрытия избирательных участков подсчёт голосов проводился на УИК 520 до 1 часа 50 минут, 24.04.2017 г., а на УИК 521 до 8 часов 10 минут. Таким образом, участковая комиссия 521 работала на выборах более суток без сна и отдыха, в результате чего ещё в 1 час ночи наблюдателю кандидата от «Единой России» стало плохо и ей пришлось искать лекарства, а представители ЛДПР в 2 часа ночи покинули избирательный участок.

Особо хочется отметить, что на УИК 521 подсчёт в соответствии с требованиями избирательного законодательства пошёл только после замечаний наблюдателей. Так из первого переносного ящика для голосования бюллетени считали по трём стопкам одновременно путём загибания углов, было сделано замечание, что надо считать путём перекладывания. И из второго ящики считали путём перекладывания по двум стопкам одновременно. Было сделано замечание о том, что нельзя считать разные стопки одновременно. И только после этого из третьего переносного ящика бюллетени считали путём перекладывания из одной стопки.

Данные выборы должны были согласно решения Избирательной комиссии Воронежской области от 06.04.2017 г. № 32/237-6 сопровождаться применением в тестовом режиме технологии изготовления протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования с машиночитаемым кодом и ускоренного ввода данных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования в ГАС «Выборы». Однако в связи с техническими накладками протоколы об итогах голосования были изготовлены без машиночитаемого кода и их вводили в ГАС «Выборы» обычным способом.

Итоговые данные

В результате проведенного подсчёта первые 11 результатов у самовыдвиженцев — 536 голосов у фермера Николая Банова до 284 у безработной Татьяны Яловегиной, проходным стал результат 289 голосов у пенсионера Ивана Запорожца. Самый лучший результат у представителя партии «Единая Россия» инженера по охране труда Александра Рыбалко — 233 голоса, лучший результат у представителя ЛДПР — 193 голоса у безработного Сергея Караваева. Самый худший среди единороссов результат показала бухгалтер Богданова Мария — 93 голоса, выставленная спойлером (однофамильцем) для лидера оппозиционных самовыдвиженцев Богдановой Людмилы, получившей 510 голосов.

Таким образом, Гвазденский районный совет не будет включать в свой состав представителей, поддержанных партией «Единая Россия».

Однако, глава Бутурлировского района Юрий Матузов 24.04.2017 г. опубликовал на сайте районной администрации обращение к жителям села Гвазда, в котором поблагодарил их за активность на выборах (в выборах приняло участие 47,79% избирателей). Он признал, что видение жизни гвазденцев не в полной мере совпадает с официальной точкой зрения, но высказал уверенность что совместная работа позволит урегулировать любые разногласия.

В свою очередь наблюдатели миссии движения «Голос» отмечают, что результаты выборов закономерны и легитимны, серьёзных нарушений в день голосования и при подсчёте голосов допущено не было. Однако уровень подготовки членов избирательных комиссий необходимо повышать. Есть масса замечаний связанных с нарушением прав избирателей недостаточным информированием их о данных выборах, проблемой является так же неспособность правоохранительных органов пресечь распространение незаконной агитации.

Илья Сиволдаев, координатор движения «Голос» в Воронежской области

www.golosinfo.org