Юрий мушкетик суд

Скачать книгу в формате: fb2 epub rtf mobi txt

Читать книгу на сайте: Читать онлайн

Ганна спробувала випростатися, але не змогла: під лівою лопаткою шпортонуло, а вона вже знала: аби випростовувалась далі, те гостре вістря входитиме глибше й глибше. Ось трохи попустить, і тоді вона помаленьку, потихеньку розправить поперек. Лікарі не знають, що в неї, одні кажуть: болі од серця, інші — од радикуліту. А молодий, у окулярах, практикант з районної поліклініки заявив, що в неї хвора печінка і залоза, що під шлунком. Ганна не дивилася в зал; сором спопеляв її від голови до п’ят, в неї тремтіли коліна і палали щоки. Чи є щось встидніше, страшніше, ніж суд!

В залі повнісінько людей, і хоч знайомих облич лише кілька — голова колгоспу, він дає позивач — Устим Рукавиця, свідки — ланкова Ліда Патюк і Катерина Чухно, — вони сиділи на передній лаві, та ще двоє чи троє, аж там, біля дверей,— хурщики, мабуть, привезли з…

Дорогие друзья по чтению. Книга «Суд» Мушкетик Юрий Михайлович (UK) произведет достойное впечатление на любителя данного жанра. Очевидно-то, что актуальность не теряется с годами, и на такой доброй морали строится мир и в наши дни, и в былые времена, и в будущих эпохах и цивилизациях. Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к отгадке едва уловим, постоянно ускользает с появлением все новых и новых деталей. Диалоги героев интересны и содержательны благодаря их разным взглядам на мир и отличием характеров. Что ни говори, а все-таки есть некая изюминка, которая выделяет данный masterpiece среди множества подобного рода и жанра. Увлекательно, порой смешно, весьма трогательно, дает возможность задуматься о себе, навевая воспоминания из жизни. Умелое использование зрительных образов писателем создает принципиально новый, преобразованный мир, энергичный и насыщенный красками. Значительное внимание уделяется месту происходящих событий, что придает красочности и реалистичности происходящего. Удивительно, что автор не делает никаких выводов, он радуется и огорчается, веселится и грустит, загорается и остывает вместе со своими героями. Не смотря на изумительную и своеобразную композицию, развязка потрясающе проста и гениальна, с проблесками исключительной поэтической силы. События происходят в сложные времена, но если разобраться, то проблемы и сложности практически всегда одинаковы для всех времен и народов. «Суд» Мушкетик Юрий Михайлович (UK) читать бесплатно онлайн, благодаря умело запутанному сюжету и динамичным событиям, будет интересно не только поклонникам данного жанра.

readli.net

Юрий Михайлович Мушкетик (Род. 1929 г.)

Следующий период творчества автора (80-е гг.) продолжает предыдущие исследования сущности человеческой жизни в значительно более глубоком аспекте. Автор размышляет о назначении человека, его возможности, причим добра, зла и на их фоне — человеческого бессмертия.

Через характер главного героя Юрий Мушкетик стремится раскрыть историю общества. Так, в рассказов «Суд» писатель именно через восприятие главной героиней, Анной Розсохою, показывает трагическое положение всего народа. Сначала мы видим бедность Ганниної семьи, когда в обваленій доме ее мать-вдова бедствовала с тремя дочерьми. А потом и то, что вытерпела сама Анна со своим мужем и детьми. Невтілєні надежды хозяйствования на собственной земле через невыносимые налоги, которые едва не уничтожили всю семью, заставили ее вступить в колхоз. Тогдашняя действительность была такая, еще крестьяне даже не имели права распоряжаться собственным скотом. Чтобы выжить, Анна и Емеля тайком зарезали телку и спрятали мясо, чтобы не нашли, потому что отобрали бы.

Как известно, страшный голодомор тридцать третьего года привел к гибели большинство сельского населения Украины (и это тогда, когда СССР продавал зерно Америке!). Люди ели кору, траву и солому, и еле живые продолжали работать в колхозах. И только перед войной крестьяне зажили немного богаче. Но труд на земле не имеет выходных или отпусков. Даже подростков приходилось снимать со школьных занятий, чтобы они помогли собрать и сохранить урожай, который будет кормить всю страну.

Во время фашистской оккупации люди вынуждены были работать на врага, который беспощадно издевался, обирал до нитки, а за малейшую провинность мог и убить. Скот в то время приходилось прятать в лесу, чтобы ее не отобрали фашисты.

Но после войны то, что уберегли от врага, отобрали свои. За счет обманутых безграмотных вдов и детей сельское начальство выполняло планы мясо — и молокозаготівель, заставлял подписываться на государственный заем, которая обирала и без того обездоленных людей. Чтобы оплатить те займы, крестьянам приходилось недоедать, спродувати одежду и домашнюю утварь. Причем сельское начальство прибегало к противозаконным действиям, но управы на него не было. Таким образом, сельские труженики были обречены на бесправие. Неугодные местным начальникам просто уничтожались: их полностью обдирали, пускали о них сплетни и наветы, которые могли привести даже к необоснованному аресту. Крестьяне помнили, как совсем еще недавно, в сталинские времена уничтожали образованных людей на селе, и боялись. А колхозная власть пристосовувалась в любых общественных изменений. Одно и то же сельское руководство устраивало все общественные режимы, потому что было аппаратом угнетения тех людей, которые создавали благосостояние государства.

Типичными представителями сталинского режима и брежневского застоя в романе есть Устим Варежка и Иосиф Шило.

Устим Варежка — выдвиженец и карьерист, который шел к своей должности и удерживался на ней коварством и ложью. Он был бригадиром, затем директором кирпичного завода, а впоследствии стал председателем колхоза. Колхозники считали его «человеком доброго клича». С мужем Анны Развилки Емелей он когда-то дружил, а Анну, которая была звеньевой, часто просил, чтобы поднимала звено на прорыв».

Во время войны Анна прятала корову в лесу и спасла свою кормилицу от немцев. Но после освобождения села именно Устим Варежка вместе с фининспектором Иосифом Шило забрали корову, потому что Анна не сдала молокопоставки (на каждый колхозный двор накладывались натуральные налоги молоком и мясом). Позже выяснилось, что на солдатских вдов обязательная заготовка мяса и молока не распространялась. Итак, Устим Варежка и Иосиф Шило совершили беззаконие. Но на этом их злоупотребления властью не закончилось. Вместо того чтобы исправить свой незаконный поступок, они отобрали у вдовы еще и хрюшку и с помощью этого выполнили план м’ясопоставок. Чуть же ранее путем обмана и подвоха заставили Анну подписаться на очень большую ссуду.

Все эти действия колхозной власти является свидетельством разгула беззакония на селе, злоупотребление властью, равнодушия государства к судьбе рядового труженика (даже военкомат не вступился за женщину-вдову, у которой война забрала мужа и двух сыновей, потому что кончилась война, а с ней и льготы Анны как солдатской «жены» и матери). Да и само существование займов и обложения крестьян натуральными налогами подтверждает антинародную направленность государственной политики.

Образ Иосифа Шила дополняет и усиливает впечатление о фактах беззакония. Хотя в произведении этот персонаж не является центральным, однако полно характеризует как сталинский режим, так и годы застоя.

Если Устим Варежка «взял в привычку кричать на людей, порой приезжал на поле навеселе», то Иосиф Шило, творя беззаконие, «схватился за підвішану к ремню желтую кобуру». Сельские начальники прибегали даже к клевете, чтобы свести счеты с теми, кто не повиновался властям.

К тому же крестьяне хорошо помнили и сталинские репрессии, когда «перед войной забрали учителя Саливона Грушу, единственного в селе орденоносца, и директора школы Кожушного».

Да и сам факт, что суд совершено не над кем-нибудь, а над труженицей, над женщиной, которая всю жизнь работала не покладая рук, является свидетельством того, что во времена застоя государство оставалась антинародной. Даже лозунг «Сделаем Белую Богачку краем изобилия» звучит фальшиво на фоне убогих пустых домов и кустарников. Нельзя построить счастливую жизнь там, где не уважается человек труда.

Анна Рассоха — центральная фигура в рассказе Юрия Мушкетика «Суд». Именно над ней и происходит суд. Ее, женщину, которая всю жизнь добросовестно работала, обвиняли в праздности и симуляции. Героиня стесняется своего положения подсудимой, не смотря на то, что четко осознает свою невиновность.

В недавнем прошлом Анна Рассоха была звеньевой. Она никогда не отказывала руководству колхоза в срочной работе, поднимая для этого крестьян.

Благосостояние крестьянской семьи Розсох полностью зависел от хозяйки. Емеля отдал жене «оглобли тяжелого воза хозяйского, и она везла, правила и приохочувала подпирать телеги все семейство».

Ганнина семья была дружной, ведь труд объединяет людей. Поэтому мать гордилась сыновьями, которые при любой погоде всеми силами помогали колхозу хранить урожай.

Материнские чувства Анны одинаково касались и родных детей, и пасынка Даниила. Даже после получения похоронки на него она продолжала ждать всех четырех воинов: и сына, и мужа.

Когда отбирали корову, Аня впервые решилась на сопротивление беззаконию, что воплощено в образах Устима Рукавицы и Иосифа Шила. «Она пошла на них с кулаками, Устим вступился уже залиганою коровой, а Шило аж схватился за подвешенный к ремню желтую кобуру. «Чтобы вы сами из тех пукавок застрелились, -кричала Анна, — чтобы вы на моей веревке повішалися на одной ветке!» Эти гневные слова свидетельствуют о внутреннюю силу женщины и одновременно о ранимость ее души. Вместо поддержки в трудные минуты своей жизни, минуту потери, Анна Рассоха получила от сельских начальников, бывших друзей, «удар в спину».

Каждый человек, теряя почву, которая питает ее, или впадает в уныние, или стремится найти новый источник жизненной энергии.

Так и Анна видела теперь смысл своего существования в поддержке со стороны единственного вернувшегося с войны сына. И сама поддерживала Гриши: передавала в город картошку, свеклу и фасоль. Жила надеждой, что сын выучится и заберет ее в город к себе.

Но клевета на единственного близкого человека ужасно потряс Анну и отобрал последние силы.

«Возилась на огороде, ходила в звено, но силы не было, не возвращалась прежняя сила, а болячек больше день от дня».

После женитьбы Григория Анна уже не надеялась переехать в город. Так исчезла последняя надежда, которая держала женщину на свете.

Даже такая сильная натура, как Анна, не выдержала страшной несправедливости, надломилась. Ничто так не надломлює человека, как обида. Односельчане сочувствовали и поддерживали Анну, но открыто защитить ее боялись. Беззаконие, карьеризм и черствость сельской власти убили в Анне талант к песне, жажду жизни, а вскоре укоротили и сама жизнь.

Образ Анны Развилки — один из самых поэтичных и самых трагических образов в украинской литературе 80-х гг. нашего столетия.

В небольшом по объему рассказе «Суд» Юрий Мушкетик отразил характерные общественные явления, которые происходили в Советском Союзе во времена сталинского и брежневского режимов.

Судьба главной героини — колхозницы Анны Развилки — схожа с судьбами многих крестьян, которые сначала радовались достоянием революции, что якобы дали землю, но вскоре отобрали ее. Боясь выводов всевозможных комиссий, которые могли обвинить в неприязни к существующей власти, крестьяне вступали в колхозы, теряя при этом право самим распоряжаться своей землей и скотом. Чтобы как-то выжить, многие семьи, как и семья Розсох, резали скот, за что некоторые нередко попадали в тюрьму. Сила и выдержка Анны, которая сохранила мясо для семьи, помогли всем ее родным выжить.

Голодомор 1933 г. не обошел ни одной украинской семьи. В семье Розсох умерла падчерица Анны Аленка. Голодные люди, полупомешанные от отчаяния, шли на работу в колхозы, чтобы сеять новый урожай, иногда даже не надеясь до него дожить.

Несколькими точными штрихами изобразил автор времена сталинских репрессий, более полно — военные годы, делая акцент на бесправном положении матерей и вдов, на чьих плечах лежал весь груз военного лихолетья: обеспечение армии продовольствием и ожидания родных с фронта, отстаивание своих прав на жизнь в условиях беззакония и злоупотребления властью со стороны сельского руководства.

Так, на примере одной семьи Юрий Мушкетик воссоздал жизнь целого народа в один из самых трагических периодов его истории — во времена сталинского режима и брежневского застоя.

Рассказ «Суд» -произведение очень лаконичный и в то же время насыщенный событиями. Через внутренний мир героини, ее окружение и отношения с другими персонажами автор дает возможность проследить историю всего украинского крестьянства и даже историю страны. Автор скупыми, но точными штрихами раскрывает неоднозначность и индивидуальность героини, ее душевные переживания. При этом присутствие автора в произведении не чувствуется. Складывается впечатление, что герои рассказа живут самостоятельной жизнью. И хотя произведение написано от третьего лица, понимаешь, что именно так построено и мысли Анны, и ее воспоминания, и ее действия. Таким образом, героиня произведения Юрия Мушкетика приобрела определенной самостоятельности от автора.

Особенностью композиции произведения является то, что в центре его изображение находится кульминационная событие — суд над Анной. После кульминации представлена история жизни Анны Развилки, которая является и историей народа вообще. Картина суда предстает своеобразным обрамлением жизни Анны (развитие действия), а смерть героини — обвинению обществу.

В рассказе «Суд» явственно прослеживаются черты творческого метода писателя: показ глобальных событий в истории всего народа через жизненный путь главной героини как представителя этого народа.

Юрий Мушкетик создал целый ряд произведений, которые отражают историческое развитие государства и роль личности в ней. Автор продолжает плодотворную работу на литературном поприще, создавая глубокие образы, продолжая поиски новых форм и средств выражения важных проблем современности, где основным объектом исследования является человек. Писатель стремится отразить различные периоды жизни общества, рассматривает различные жизненные ситуации, показывает различные социальные слои населения. Он пристально наблюдает за действительностью, поэтому герои его произведений такие реальные, а проблемы, которые он поднимает такие актуальные.

ukrlitra.com.ua

Суд сокращенно — Мушкетик Юрий

Краткий пересказ, изложение содержания

ЮРИЙ МУШКЕТИК
(Род. в 1929 г.)

Анна Рассоха сидела в зале суда и не могла розігнутись от боли под левой лопаткой. Врачи так окончательно и не определили, то сердце у нее болит, или что другое. «Анна не смотрела в зал; стыд спопеляв ее от головы до пят, у нее дрожали колени и пылали щеки. Или есть что-то встидніше, страшнее, чем суд!» Анну обвиняли в том, что она не выработала минимума трудодней. По справкам, которые она подала в суд, не могли снять с нее работоспособность (потому что снимали только по справке на туберкулез или порок сердца).
Анне было стыдно сидеть в суде, казалось, что все люди смотрят только на нее. «С того же стыда она плохо понимала, что здесь происходит, не все поняла из речей прокурора и прописанного ей адвоката. » Истцом выступил председатель колхоза Устим Варежка. И именно это более всего поразило Анну. «Разве он не знает, как горько она одробила весь век, разве не к ней, к первой, приезжал домой и просил, чтобы поднимала на прорыв звено. Он очень одмінився. с довоенных времен, взял в привычку кричать на людей. А теперь вот подал на нее в суд. » И хотя женщины-свидетели с ее колхоза пытались рассказать, Анна больна, «как вкалывала в колхозе от зари до зари», их как будто никто не слышал. А когда Анна увидела, как адвокат любезно разговаривал с прокурором, то она уже на правду и не надеялась.
Пока ждали приговора, Анна вспоминала свою жизнь, которое прошло в труде, ибо «она в работе с детства не любила безделья, любила всевозможную работу, и переделала ее гибель — домашней и колхозной».
С самого начала жизни ее не было легким: у матери-вдовы трое девушек, жили в бедности. С семнадцати лет пошла замуж за вдовца Емеля Розсоху на двух детей. Емеля был хорошим мужем, но уступливим и немного лінькуватим, поэтому и заправляла трудным домашним хозяйством Анна. У них родилось двое мальчиков, а после смерти в тридцать третьем году падчерицы Леночки в семье осталось трое мальчиков. На единственной фотографии, что висит дома, изображен всю семью, пять фигур возле дома, а за ними возвышаются ясени. Анна любила петь, любила так, как и песни, уют в своем доме: «. в то время, когда она фотографировалась — за три года до войны, ей было тридцать семь. Но еще и тогда ей хотелось петь. И откуда он у нее брался, то пение, и откуда у нее брался тот живой огонь в груди? Какого добра потерпела употреблении?»
Развилки не сразу вступили в колхоз — Анне хотелось почувствовать себя хозяйкой на трех десятин собственной земли. К ним ходили всевозможные комиссии и в конце концов «обложили по твердому». Пришлось идти в колхоз. Зарезали телку, а поскольку это было запрещено, долго прятали мясо, но выжили. А в тридцать третьем умерла с голода Аленка. Анна пыталась спасти последних детей, варила кори и кукурузное стебель, лободу и рогоз с молодым чесноком и луком, делила между всеми поровну. «Еще она ночам носила с колхозных кагатов черный ґлей и вымывала из него и виварювала крахмал, а днем шел в колхоз на работу, потому что надо было сеять на новый урожай».
Перед войной зажили лучше. Отремонтировали старый дом, подворье стало лучшим в селе. «Под старую хату они подвели кирпичный фундамент | заменили подгнившие нижние венцы сруба, перекрыли жестью крышу. вокруг росли высокие тополя. а по границе одлугу шумели огромные росохаті ивы. (Она как-то призналась Емеле, что исходила не столько за него, как за его подворье.)» Анна пряла и ткала, обрабатывала огород. «Она любила все чепурне, хорошее, красивое. Казалось бы, откуда взяться той красоте всегда зніченій лишениями души! А вот же жило там что-то такое, что підмальовувало мир, заселяло его всем добрым и чистым». Сеяла Анна бархатцы, любовалась своими осокорями и пела, пела, «и не брались ее председателя печали». Летними вечерами Емеля варил в саду полевую кашу, которую любила вся семья. Ребята выросли послушными, трудолюбивыми. «И славилась на весь колхоз их семья трудолюбством, трудодней производили больше всего в селе, и рвались ребята, если даже еще и не дошел роста, к самой тяжелой работы, к косы, до молотилки, к жаток-любогрійок». Емеля работал в плотницкой бригаде, пока не забрали его на войну. Даниил в то время служил на границе, там и застала его война. Был ранен в первый же день, подлечился и опять на фронт. Гриша, который один «любил в грамоте», ушел на фронт из института, и от него совсем не было писем.
С младшим сыном Никитой, Анна жила в оккупации. На свете держала их корова, которую прятали в лесу. Там в последние дни оккупации скрывался и сам Никита. Когда село освободили, Никиту демобилизовали. Проводив его на фронт, Анна не сказала, что пришло сообщение о гибели Данилы. Не было вестей про Емелю и о Грише. Только от Никиты приходили письма со штампом полевой почты. «Она же ждала четырех, потому что, как и каждая мать, не верила в гибель своего сына.

Жила-прежнему работой, заботами, ожиданием, только перестала петь».
Анна хранила корову, потому что снова настали голодные времена, и знала, что когда вернутся муж и сыновья, без молока им не прожить. Но корова заяловіла, Анна не могла сдать молокопоставки, и корову забрали. Позже она узнала, что ее коровой колхоз выполнял план м’ясопоставок. А тогда она выказала и Устимові Рукавицы, и фінагентові Иосифу Шилу все, что думала, ведь пока ее муж и сыновья воюют, эти здоровые хулиганы обирают солдаток. «Но . скоро обмякла сердцем, ибо подумала, что может хоть одним кавальчиком того мяса пожиткує на фронте ее муж или кто-нибудь из сыновей. То же самое сказал ей потом и Варежка, и она смирилась». Но когда заставляли подписываться на заем, ее обманули. Председатель сказал, чтобы она підлисалася на триста рублей. Анна подписала и только потом узнала, что расписалась за тысячу триста. Пришлось продать Данилов костюм, чтобы заплатить эти деньги. И чтобы наверстать потеряю, Анна купила на базаре поросенок, вырастила, выкормила, но опять пришел фінагент. «Шило положил на стол пачку квитанций и сказал, что за ним числится несколько недоимок: по мясу, по овощам, по яйцам. . Анне перехватило дыхание и не стало в ней силы ни на оборону, ни на ругань. Бросилась, когда. уже потащили хрюшку». Затем в письме из военкомата объяснили, что налоги с нее взыскано неправильно, но война кончилась, кончились и ее льготы как солдатской «жены »и солдатской матери. «Именно тогда что-то словно надломилось у Анны, и она упала в отчаяние, и томилась, и конечно же, не за підсвинком».
Фронтовики возвращались, а ей пришло две похоронки: на мужа и младшего сына Никиту. «На самого молодого, Никиту, в чье возвращение верила больше, чем в существование самого господа бога, на Никиту, которого любила больше всего, не признаваясь в том самому себе, ибо малейший, мизинчик, найласкавіший, еще и похож на нее». Запустение пришло в подворье и в душу Анны и продолжалось до тех пор, когда появился Гриша. Был он ранен в голову, боролся с увечьем: оглох на одно ухо, а над ухом вместо кости алюминиевая пластина. Выслушав рассказ матери, Гриша пошел к Рукавицы, так хлопнул кулаком по столу, что Варежка «лез на четвереньках до двери». Починил сын в доме и поехал доучиваться в институт. На прощание пообещал забрать мать к себе, когда закончит обучение.
«Но. сложилось такое, чего не могла помыслить в самом страшном сне. Это уже было, как Гриша закончил институт». Выступая на собрании в сельсовете, Рукавица сказал, что Григорий Рассоха оказался иностранным шпионом. Анна, конечно, не поверила, но после этой страшной вести заболела. А еще нашлись, как и в каждом селе, такие люди, подхватили этот слух и наплели еще много других несуразностей: и что будто-то Гриша украдкой фотографировал старую церковь, а кто-то видел, как его после этого забрали какие-то люди в военной форме. Анна не выдержала всех этих страшных сплетен и попросила соседку написать Грицькові. Грицько, когда приехал, объяснил, что похвалил книгу писателя, которого недавно очень критиковали, «и в газете одной строкой черконули и его, и Гриши». Но ничего тут нет страшного, успокаивал сын мать. А она просила его беречься и не водить дружбы с незнакомыми людьми.
После этого Анну начали покидать силы. «Возилась на огороде, ходила в звено, но силы не было, не возвращалась прежняя сила, а болячек увеличивалось день ото дня. То радикулит ее скрутит, то ногу потянет, то под грудью сдавит, но больше всего досаждал боль под левой лопаткой». Сельской врач выписывал ей мази и лекарства, но ничего не помогало. На районной комиссии ее определили частично неработоспособной, рекомендовали более легкую работу, но в селе легких работ нет.
Грицко женат, но жил на квартире, жена-студентка, да еще и ждут ребенка. Так что забрать мать к себе он не может.
Того лета свекла Анна убрать уже не смогла, даже до села сама не дошла, довез соседский мальчик, который возил топливо до тракторов. «. Боль в груди у тех, только ноги помліли, и в голове стоял туман, сквозь который доносилось басовитое гудение. То сквозь гудение услышала: «Встать, суд идет».
Когда начали объявлять приговор, Анна едва підвелась. ее признали виновной, осудили на полтора года исправительных работ, но поскольку ее муж и сыновья погибли на фронте, и учитывая, относительно этого времени она исправно работала в колхозе, то заменили исправительные лагеря принудительным трудом в колхозе. «К Анне те слова пробились сквозь то же гудение, она поняла только то, что его не забирают в тюрьму, чего страшно боялась, а еще больше стеснялась. » К ней подбежали девушки, что были свидетелями, сказали, чтобы не волновалась, обещали помочь и ходатайствовать за нее. Но потом побежали толкаться по магазинам.
Когда Анна сидела в зале суда, ей ужасно хотелось пить. Выйдя на улицу, увидела вывеску «Пиво-воды», поколебалась и зашла внутрь. Но вдруг увидела, что за столиком сидят Устим Рукавица и фінагент Иосиф Шило, перед ними стоят бутылки с водкой и тарелки с закуской. «Они смеялись! Это было последнее, что увидела Ганна. ее потемнело в глазах, она медленно, словно подбитая птица, взмахнула руками и опустилась на пол. »
После смерти матери Грицко продал на дрова склоненную сарай. Город отдали — приезжему бухгалтеру. Он хотел купить дом, но дом Грицко продавать не захотел. «Каким горем, какими бедами проросло это место, а все же было оно родиной, дідизною, и он хотел, чтобы дети знали о ней и прихилилися к ней своими юными душами». А еще Грицькові подумалось, что может, то не чайка, а мамина душа летает с утра до вечера над «их копанкой и кигиче, кигиче». «Председателю колхоза сказал: «Ясени и ивы пусть растут. Я знаю, они уже не мои, но пусть растут. Без них и наше село не село». «А дом? Что думаешь делать с ней? — спросил Варежка.- Хочешь оформить піддачу? Не положено». «Чем она вам мешает?» — сказал Гриша. «Ничем,- ответил председатель.- Но — не положено». И неизвестно почему, но ясени и ивы изрубили той же осенью. Они никому были не нужны, поэтому так и лежали среди буйных трав. Молодой корреспондент районной газеты написал об этом событии статью, но без фамилий, без имен, и о статье быстро забыли. С одной осокоря Грицко вытесал матери кресты на могилу. А через год распахали луг, сожгли тополя и ивы. «их не стало, и пепел их, и дым развеялся без следа по миру». А дом до сих пор стоит, никому не нужна, потому что в селе много пустых домов. Только за домом, как насмешка, висит желтый щит с надписью: «Сделаем Белую Богачку краем изобилия». А на старом, заросшем кустарником кладбище «среди нескольких других склонился темный толстый крест с осокорини, которая так буйно шумела под той избой, лаская взор всех, кто проезжал или ехал старым чемерським путем».

lib4school.ru

Юрий мушкетик суд

Детство Ю. Мушкетика, как и других его ровесников, было жестоко оборвано войной. Личные впечатления о тех драматичных временах впоследствии лягут в основу повести «Огни среди ночи» (1959), найдут отображение в ряде военных новелл, немало будут использованы в написании «оккупационной», «партизанской» части романа «Жестокое милосердие» (1973). А нелегкие послевоенные годы жизни полесского села (и собственно автора) станут предметом изображения в повести «Черный хлеб» (1960), который образует своеобразную дилогию с повестью «Огни среди ночи».

Литературный дебют Ю.

Юрий Михайлович Мушкетик — признанный мастер современной украинской прозы. Родился 21 марта 1929 года в селе Вертиевка на Черниговщине в семье сельских активистов. Отец работал тогда учителем, принимал участие в организации первых СОЗов, потом много лет возглавлял колхоз.

В 1953 году Юрий Мушкетик закончил филологический факультет Киевского университета, потом еще три года учился в аспирантуре при кафедре украинской литературы. Работал главным редактором журнала «Днепр». Был членом КПСС.

Литературный дебют Ю. Мушкетика приходится на 1954 год, когда «Советский писатель» опубликовал его первое произведение — повесть «Семен Палий». В том же году эта повесть была издана на русском языке в издательстве «Молодая гвардия». В 1957 году в издательстве «Радянський письменник» опубликован роман «Гайдамаки», а в следующем году в издательстве «Молодь» — повесть «Огни среди ночи». В 1960 году в журнале «Жовтень» напечатана повесть Юрия Мушкетика «Черный хлеб».

Начало 1960-х годов было для Мушкетика очень плодотворным. Писатель изменил тематику творчества, перейдя к изображению образа современника, и увлекся исследованием внутреннего мира человека (роман «Сердце и камень», «Капля крови»).

В 70-е годы Мушкетик пишет романы и повести на современную и историческую тематику: первая редакция романа «Яса» (1970-1974), военный роман «Жестокое милосердие» (1973), повесть «Старик в задумчивости» (1974), фантастическая повесть «Съешь сердце льва »(1972), роман «Белая тень» (1977), повесть «Боль» (1978), роман «Суд над Сенекой» (1978), роман «Позиция» (1979).

В 80-х годах появляется вторая редакция романа «Яса», повесть «Желтый цвет одуванчика», ставшая выдающимся явлением в исторической беллетристике, роман «Рубеж», повесть «Летний лебедь зимнем берегу».

За эти годы напечатан также ряд рассказов и очерков автора в журналах и газетах Украины. Перу Юрия Мушкетика принадлежат произведения, отражающие историческое развитие государства и роль личности в нем. Автор продолжает плодотворную работу на литературном поприще, создавая глубокие образы, продолжая поиски новых форм и средств выражения важных проблем современности, сделав основным объектом исследования человека. Писатель стремится отразить разные периоды жизни общества, рассматривает различные жизненные ситуации, показывает разные социальные слои населения.

С 1986 по 2001 год Юрий Мушкетик был руководителем Национального союза писателей Украины. Избирался депутатом Верховного Совета УССР. Был заместителем председателя Комитета по Государственным премиям имени Т. Г. Шевченко.

www.livelib.ru