Сроки подачи жалобы в уфас

Содержание статьи

В некоторых случаях конкурентные процедуры по 44-ФЗ проходят не очень благоприятно для заказчика. В частности, случается это, когда заказчик (уполномоченный орган) осуществил нарушение требований законодательства о госзакупках. Чаще участник размещения заказа вынужден обратиться в контролирующий орган с жалобой на действия заказчика.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с подачей жалобы в ФАС по 44-ФЗ, то вам следует помнить, что:

К первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

К второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).

К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.

К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.

В жалобе прописывается:

  • номер извещения о закупке на официальном сайте;
  • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
  • обжалуемые действия заказчика;
  • список прилагаемых документов.
  • Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

    Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:

  • поручить составление жалобы юристу или попросить его представить нормативное обоснование, а жалобу писать самостоятельно;
  • информация в жалобе должна быть четко, просто, понятно изложена без излишнего цитирования закона;
  • желательно выделить основную информацию жирным шрифтом или курсивом, при этом такого выделения в тексте жалобы должно быть немного;
  • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
  • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.
  • Первый пункт вовсе не шутка. Составить грамотную и обоснованную жалобу в ФАС могут только юристы, но чаще юристы именно специализирующиеся на госзакупках. Поскольку данная сфера достаточно специфичная, необходимо обладать глубокими познаниями закона, подзаконных актов и практики применения.

    Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

    Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры. Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

    Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

    Обжалование решения ФАС по жалобе в рамках 44-ФЗ возможно в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

    Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

    Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.

    Дополнительно в заявлении указывают:

  • название территориального УФАС;
  • название, номер, дата решения по жалобе;
  • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
  • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
  • требование о признании решения недействительным.
  • К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

    В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

    Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке. В других статьях более подробно разберем данный вопрос.

    ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

    madrih.ru

    Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: как правильно составить и подать

    Информацию о том, как писать жалобу в антимонопольную службу, можно найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу.

    Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

    Официальные требования к жалобе

    Требования к написанию, подаче и рассмотрению жалобы содержатся в:

  • статьях 105 и 106 Закона № 44-ФЗ;
  • Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • Приказе ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  • Как составить жалобу — рассмотрим в инструкции « Составляем жалобу в ФАС по 44-ФЗ»

    Требования к содержанию жалобы

    Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:

  1. данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
  2. тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.

    Пример

    При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:

  5. во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
  6. во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
  7. в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.

    Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.

    Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.

    Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России. В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.

    Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:

  8. приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
  9. провести внеплановую проверку (в любом случае);
  10. выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.

    Какие документы прикладывать к жалобе

    Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

    Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  11. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  12. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

    При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

    Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

    Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

    Срок подачи жалобы

    Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.

  13. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
  14. Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:
  15. протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
  16. протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
  17. протокола запроса предложений,

    б) на электронной площадке:

  18. протокола подведения результатов электронного аукциона

    3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.

    4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

    По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.

    Сроки рассмотрения жалобы

    После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

    Если результаты рассмотрения жалобы заявителя не устраивают, он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3-х месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

    Зарегистрируйтесь на курс профессиональной переподготовки « Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов » для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

    school.kontur.ru

    Как подается жалоба в ФАС по 44-ФЗ

    Природа документа

    Для участников закупки это основной действенный способ отстаивать свои интересы. Можно выделить следующие виды нарушений:

  19. некорректные положения планов и закупочной документации;
  20. незаконные причины отклонения заявок;
  21. противоправные действия, связанные с заключением контракта;
  22. действия оператора электронной площадки при проведении аккредитации и торгов.

    Исходя из предмета обжалования зависит ответ на вопрос: как подать жалобу в ФАС и в какие сроки. Стоит заметить, что помимо рассмотрения противоправных действий в ФАС, участник закупки имеет право обратиться в суд.

    В какие сроки можно подать жалобу в ФАС

    Жалоба на положения документации о закупке подается любым участником, общественным объединением до окончания срока подачи заявок.

    Обжалование решения комиссии, указанное в протоколе проведения процедуры (второй случай из списка), возможно в течение 10 дней с даты размещения в Единой информационной системе (далее — ЕИС) протоколов, указанных в ч. 3 и 4 ст. 105, а в случае проведения аукциона при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта. При этом только участник, подавший заявку на тендер, имеет право обжаловать решение комиссии по закупке.

    В третьем случае, противоправные действия, которые произошли после признания победителя торгов на стадии заключения контракта, можно обжаловать до его заключения.

    И последнее, 30 дней дается заинтересованному лицу на обжалование порядка аккредитации оператором торговой площадки. Нарушения, связанные с проведением аукциона, вызванные некорректной работой площадки, к примеру, невозможностью подачи ценового предложения, обжалуются в течение 10 дней с даты размещения на торговой площадке протокола проведения аукциона.

    Если же эти сроки истекли, участник имеет право обжаловать действия в суде.

    Как подать жалобу

    Она подается на русском языке, при этом должна содержать документы и информацию, предусмотренные ч. 8 ст. 105.

    Законом о контрактной системе определен и способ подачи — в письменной форме (ч.7 ст.105). Подать жалобу в фас в электронном виде можно только если она подписана электронной подписью лица, который обладает необходимыми полномочиями, при этом понадобится приложить подтверждающие документы.

    Подведомственность подачи определена п.3.9 — 3.14 административного регламента ФАС, который утвержден Приказом от 19.11.2014 N 727/14. К примеру, обжалование действий оператора электронной площадки производится ФАС России, а рассмотрение жалоб по закупкам для обеспечения нужд субъекта РФ — его территориальными органами.

    Информация о жалобах, включается в реестр ЕИС и доступна всем участникам процесса.

    Образец жалобы в ФАС

    Рассмотрение

    В течение двух рабочих дней после поступления жалобы контрольный орган принимает решение о ее возврате по причине ее несоответствия требованиям 44-ФЗ (ч. 11 ст. 105) или о принятии к рассмотрению. При этом в ЕИС публикуется соответствующее уведомление, а также ставятся в известность заказчик, поставщик и оператор торгов.

    Не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения спора его участники вправе направить в антимонопольную службу возражения и обоснования. Контрольный орган на коллегиальной основе рассматривает информацию по делу в течение пяти рабочих дней с даты поступления документа о противоправных действиях, при этом он может заблокировать процедуру заключения контракта, то есть запретить подписание контракта заказчиком.

    Решение по результатам рассмотрения может быть следующим:

  23. Необоснованная претензия.
  24. Частично обоснованная.
  25. Обоснованная.

В последних двух случаях выдается предписание устранить нарушения, выявленные в ходе разбирательства — изменить закупочную документацию, пересмотреть итоги закупки или вовсе аннулировать их. Решение ФАС публикует в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты принятия, а одновременно направляет их поставщику, заказчику и оператору. Если решение ФАС не удовлетворяет любого из участников процесса, как заказчика, поставщика, так и оператор торгов, они вправе в течение трех месяцев обратиться в суд для обжалования (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

goscontract.info

Как подать жалобу в органы ФАС

Если возникли подозрения о нарушении правил проведения электронных торгов либо о несоблюдении принципов свободной конкуренции, можно пожаловаться об этом в Федеральную антимонопольную службу. ФАС России и создана для того, чтобы осуществлять контроль этой сферы.


Чтобы отстоять свои права и наказать нерадивого заказчика за действия, нарушающие требования антимонопольного законодательства, следует грамотно оформить заявление. Об этом детально написано в федеральном законе о защите конкуренции в статье 44.

Какие есть поводы пожаловаться

Для начала стоит разобраться с вопросом, когда у гражданина России есть причина для жалобы в ФАС. А для этого необходимо почитать ФЗ 223, в котором говорится о том, какие виды закупок и компании имеет право контролировать этот орган.

Федеральный закон 223 оговаривает все действия, которые должен выполнять заказчик, организовывая торги. Требования к нему одинаковые вне зависимости от стоимости заказа. Основные положения, закрепленные в ФЗ 223:

  • Уведомление о закупке нужно размещать в обязательном порядке на официальной интернет-странице gov.ru.
  • Заказчик имеет право предоставлять информацию и в электронном, и в бумажном виде.
  • Участник тендера может потребовать разъяснений по документации.
  • План закупки разрабатывают на год и не меньше.
  • Ежемесячно заказчик обязан публиковать отчет по закупкам.
  • Компания должна сразу размещать информацию о коррективах, внесенных в договор.
  • Типичными нарушениями закона 223 можно считать ситуации, когда заказчик не размещает в единой информационной системе данные о закупке либо предоставляет недостоверные сведения. Преступными можно считать действия, если он требует от участника торгов бумаги, о которых нет и речи в условиях торгов.

    Но в Федеральную антимонопольную службу России приходится обращаться и предпринимателям, и простым гражданам не только тогда, когда речь идет о нарушении закона 223. Поводом подать жалобу в ФАС можно считать злоупотребление доминирующим положением либо навязывание дополнительных услуг. Яркий пример — в банке клиентов принуждают заказывать карточки, в то время как они не нуждаются в этом.

    Как грамотно обжаловать действия заказчика

    Любой гражданин России имеет право обратиться лично в УФАС Москвы или же в регионах по разным причинам. Можно внести для рассмотрения предложение, нацеленное на совершенствование законодательства и улучшение сферы госзакупок.

    В федеральном законе о защите конкуренции в статье 44 четко указано, какие есть легальные пути подачи любого обращения в УФАС. Заявитель может лично принести жалобу на действия заказчика или передать ее курьером. Есть вариант пересылки отправления обычной почтой. Также ФЗ 44 допускает доставку жалобы в электронном виде.

    В любой ситуации важно учесть законодательные требования к оформлению документа. Обращение в УФАС Москвы или в отделения в регионах подают для рассмотрения, обязательно указав личные данные. Анонимные заявления, обжалующие неправомерные действия заказчика и любые другие нарушения законов России, не будут рассматриваться.

    Чтобы правильно оформить документ, нужно в первую очередь изучить ФЗ 44. Но еще поможет образец жалобы в ФАС. Шаблон обращения есть непосредственно на сайте ведомства. Его достаточно скачать в электронном виде и заполнить все графы. Не помешает также изучить Реестр жалоб, который расположен на странице zakupki.gov.ru. Это полезно и заказчику, которому нужно написать отзыв, чтобы отозвать заявление, обжалующее его действия.

    На всех бумагах заявитель обязан поставить подпись, в том числе, и электронную, если будет отправлять пакет в электронном виде.

    В какие сроки можно ждать ответа от УФАС

    Перед тем как подать жалобу в ФАС, стоит заглянуть в Реестр жалоб на официальном сайте госзакупок хотя бы для того, чтобы изучить аналогичные ситуации и пути их разрешения. Ведь проблемы в этой сфере обычно являются типичными. На чужом примере можно получить ответы на разные вопросы.

    Изучить Реестр полезно, чтобы понимать, в какие сроки ФАС реагирует на жалобы, какое предписание можно ожидать по своей ситуации. Нельзя забывать и о том, что лицо, в адрес которого подается жалоба, имеет право составить собственный отзыв. По сути, это реакция на обвинения.

    ФЗ 44 предписывает, что в обращении важно составить четкое оформление предмета жалобы. Зачастую документ остается без рассмотрения из-за того, что заявитель не может сформулировать свою проблему. А от этого зависит, в какие сроки документ будет изучен. Например, если ситуация относится к сфере антимонопольного законодательства России, то у органов ведомства есть 30 дней плюс дополнительных 60, когда нужно запросить информацию.

    Кстати, сроки рассмотрения жалобы интересуют не только заявителя. О них важно знать и лицу, в адрес которого прозвучали обвинения. Так как ему необходимо вовремя отправить отзыв на жалобу. Согласно законам России, это нужно сделать за два дня до того, как заявление будет рассмотрено.

    Федеральная антимонопольная служба достаточно быстро реагирует на любые обращения. Буквально в течение двух дней после получения заявления она дает ответ и заявителю, и заказчику, в котором уведомляет, когда и где будет проходить процедура рассмотрения жалобы. Так что у всех сторон есть время подготовиться: и собрать все необходимые документы, и написать отзыв, если обвиняемая сторона находит аргументы несправедливыми.

    prozhalobu.ru

    Подготовка жалобы в ФАС в сфере закупок.

    При проведении процедуры закупок как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ зачастую нарушаются права и законные интересы участников. Для защиты своих нарушенных прав участник закупки вправе подать соответствующую жалобу в ФАС (либо в ее территориальные орган), которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере закупок.

    Обжалование в рамках 44-ФЗ регулируется главой 6 данного федерального закона, и предусматривает обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

    В качестве основных причин для подачи жалобы можно выделить:

  • обжалование документации о закупке, которая не соответствует действующему законодательству;
  • нарушения, связанные с нарушением порядка допуска заявок и их рассмотрения;
  • действий (бездействия) оператора электронной площадки.
  • Подача жалобы в соответствии с положениями 223-ФЗ осуществляется по следующим основаниям:

    • неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, вносимых в него изменений, информации о закупке, подлежащей в соответствии с 223-ФЗ размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
    • предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
    • осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
    • неразмещение или размещение в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
    • Подача жалобы в рамках 223-ФЗ регулируется ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». В положениях этого закона также предусмотрены иные основание подачи жалобы в ФАС, в том числе:

    • создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
    • нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
    • участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
    • Таким образом, при подаче жалобы необходимо определиться какие именно имеются основания для обжалования. Для этого лучше всего обратиться к квалифицированному специалисту. Юристы КГ Эталон помогут Вам разобраться в спорной ситуации, возникшей в рамках проведения закупки, указать правовые основания для обжалования и целесообразность обращения в антимонопольный орган.

      Жалоба в рамках 44-ФЗ подается в антимонопольный орган в письменной форме. При этом письменной формой признается и подача электронных документов с использованием электронной подписи.

      По нарушениям законов 223-ФЗ и 135-ФЗ в том числе предусмотрена возможность направления жалобы в антимонопольный орган посредством факсимильной связи.

      В зависимости от того, какие именно действие (бездействия) обжалуются, предусмотрены следующие сроки для подачи жалобы в ФАС:


      1. Обжалование в рамках 44-ФЗ:

    • Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок;
    • Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего — не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола
    • Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия)
    • Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, связанных с заключением контракта — не позднее даты заключения контракта;
    • 2. Обжалование в рамках 223-ФЗ, 135-ФЗ:

    • обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии — не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения;
    • в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии — в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.
    • В случае наличия сомнений в выбранном способе подачи жалобы, а также во избежание пропуска регламентированных сроков для ее подачи, рекомендуем обратиться к юристам, имеющим необходимый опыт для выбора оптимального способа подачи жалобы в антимонопольный орган и знания соответствующих сроков.

      Сроки рассмотрения жалобы в ФАС

      Сроки рассмотрения жалобы в ФАС различаются в зависимости от того, в рамках какого закона подается жалоба.

      Так, при подаче жалобы в рамках 44-ФЗ антимонопольный орган должен принять решение о принятии жалобы к рассмотрению либо о возвращении жалобы в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы. По 135-ФЗ данный срок увеличен до трех рабочих дней.

      Со дня направления уведомления закупка приостанавливается до рассмотрения жалобы по существу и заказчик не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе; договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

      Такжеразличаются и сроки рассмотрения жалобы по 44-ФЗ и 135-ФЗ:

    • по 44-ФЗ: течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы;
    • по 135-ФЗ: существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.
    • По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания.

      Документация о закупке – комплект документов, содержащий полную информацию о предмете, условиях участия и правилах проведения процедуры закупки, правилах подготовки, оформления и подачи предложения участником процедуры закупки, правилах выбора поставщика, заключения контракта (договора) по итогам проведенной закупки.

      Очень часто положения документации о закупке не соответствует требованиям действующего законодательства, что соответственно может нарушить права и законные интересы участников закупки. Например, в документации о закупке могут быть установлены завышенные требования к товару, которые не соответствует утвержденным стандартным показателям для данного товара.

      Жалоба на положения документации о закупке, проводимой в рамках 44-ФЗ, может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.

      При этом при обжаловании документации о закупке, проводимой в рамках 223-ФЗ, следует учитывать положения части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, согласно которой действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

      Юристы Консалтинговой Группы «ЭТАЛОН» помогут Вам в формировании Вашей позиции, составлении жалобы в ФАС и представят Ваши интересы на комиссии ФАС, а также в суде.

      www.etalon-cons.ru