Кас стороны в суде

Кас стороны в суде

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Стороны в административном деле

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

С 15 сентября 2015 года за исключением отдельных положений вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – Кодекс или КАС РФ), который регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным судом России и судами общей юрисдикции административных дел.

В предусмотренном Кодексом порядке будут рассматриваться административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями, о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Кодекс также регулирует производство дел о приостановлении деятельности или о ликвидации политических партий и общественных объединений, религиозных и некоммерческих организаций; о прекращении деятельности СМИ; о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в спецучреждение; о госпитализации в психиатрический или противотуберкулезный стационар в недобровольном порядке.

Кодекс вводит понятия административное дело и административное исковое заявление; определяет статус лиц, участвующих в деле: стороны (административный истец и административный ответчик), заинтересованные лица, прокурор, органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц.

Лица, участвующие в деле, пользуются процессуальными правами и несут обязанности, установленными ст. 45 Кодекса, не только при рассмотрении административного дела, но и при его подготовке к судебному разбирательству. При этом в настоящей статье перечислены общие для всех участников административного судопроизводства права, между тем большинство из них обладают и некоторыми дополнительными правами.

Так, сторонам, помимо перечисленных в полномочий, предоставляются права:

— выступать по административному делу самостоятельно или поручить ведение административного дела одному или нескольким из соучастников (ч. 3 ст. 41 КАС РФ);

— признавать обстоятельства, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождать последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих фактов (ч. 1 ст. 65 КАС РФ);

— окончить дело соглашением о примирении сторон (ст. 46 КАС РФ) и др.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Документом предусматривается также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов.

Предусматривается, что каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается. При этом обязанность доказывать законность оспариваемых правовых актов, решений, действий (бездействия) органов власти и должностных лиц возложена на эти органы и лица.

В соответствии с КАС РФ суды будут рассматривать административные дела по административном искам административного истца к административному же ответчику. Однако сути это особенно не меняет – процессуальное положение указанных участников дела практически идентично статусу сторон в гражданском процессе.

Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.

Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

КАС предусматривает две формы одновременного участия нескольких административных истцов и (или) административных ответчиков в одном административном деле. Это может быть либо процессуальное соучастие, либо обращение в суд с коллективным административным исковым заявлением. Основанием для обращения с таким иском КАС РФ признает наличие следующих условий:

1) многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия) в соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса;

2) однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;

3) наличие общего административного ответчика (административных соответчиков);

4) использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.

Подобные дела будут рассматриваться, если ко дню обращения лица в суд к его требованию присоединилось не менее 20 лиц путем подписания административного иска либо подачи отдельного заявления о присоединении к нему. При этом если в суд обратится другое лицо с аналогичным иском, суд должен предложить ему присоединиться к поданному коллективному заявлению. Если истец откажется, то суд приостанавливает производство по его заявлению до принятия решения по коллективному иску.

Точно также, если в результате вступления в дело соистцов будет установлено наличие обстоятельств, предусматривающих подачу коллективного иска, то суд по ходатайству лица, участвующего в деле, и с учетом мнения сторон вправе вынести определение о рассмотрении дела в порядке коллективного иска. При этом рассмотрение дела должно будет начаться сначала.

www.prockomi.ru

Пример отказа в административном иске, если имеется спор о праве гражданском

Определение

Административным истцом заявлен административный иск.

В судебном заседании судом на обсуждение сторон поставлен вопрос о прекращении производства по делу, поскольку данный спор не подлежит разрешению в порядке административного судопроизводства.

Административный истец Иванов И.И. в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности, подтвердив свои полномочия надлежащим образом (в деле), не возражал против прекращения производства по делу.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен.

Выслушав пояснение представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.

Из существа заявленных исковых требований суд приходит к выводу, что требования истца фактически направлены за защиту его земельных прав, выразившиеся в оспаривании отказа в предоставлении земельного участка, и, как следствие, не утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка, следовательно, имеет место спор о праве материальном.

Гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских нрав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства .

В силу ст. 194 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования Иванова И.И. не подлежат разрешению в порядке административного судопроизводства, поскольку разрешаются в ином судебном порядке, а именно — в порядке гражданского судопроизводства. Руководствуясь ст.ст. 128, 194, 195 КАС РФ, суд

Производство по административному делу по административному исковому заявлению Иванова И.И. к / ответчику / о признании бездействия незаконным — прекратить.

Разъяснить Иванову И.И. право на подачу искового заявления в порядке гражданского судопроизводства, а также то, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в / суд / через / суд / в течение пятнадцати дней путем подачи частной жалобы.

Дата: 20 апреля 2016 г.

Комментарий

Что можно сказать по поводу данного Определения суда? Пока «юристы» на форумах, в том числе и платных, в интернете ( и не только ) спорят о том, разрешим ли конкретный иск по КАС РФ или же по ГПК РФ, мы с Вами предпримем адекватные научно-аналитические действия, т.е., точнее говоря, попросту разберемся, в чем дело.

Итак, суд ясно указывает, что характер судопроизводства зависит, в том числе, и от того, обладают ли равенством участники правоотношений (т.е. истец и ответчик) и не наделен ли один из них властными полномочиями по отношению к другому ( несмотря на, вроде бы, тот факт, что явным образом в ГПК РФ не прописана подобная обязанность для суда — разбираться, кто наделен или не наделен такими полномочиями ). Тогда как форма обращения в суд (иск или административный иск) не является определяющей для принятия заявления, рассмотрения его судом, т.е. для возбуждения судопроизводства.

При принятии заявления к рассмотрению суд, в частности, должен проверить подсудность (глава 3 ГПК РФ). Кроме того, суд исследует, содержатся ли в заявлении истца требования, направленные на защиту его гражданских прав.

Ведь, на самом деле, полностью равноправными стороны являются лишь в судопроизводстве гражданском . Тогда как иные формы судопроизводства (уголовное, административное, конституционное) так или иначе подразумевают элемент властности, неравенства сторон.

Именно потому, кстати, в гражданском судопроизводстве суд, как правило, за исключением законом оговоренных случаев, не принимает самостоятельных мер по сбору доказательств. Если доказательств не хватает и/или они неотносимы, недопустимы, гражданский суд попросту откажет в иске за необоснованностью, да и все. Указав, что, мол, истец не предоставил таких-то и таких-то доказательств.

Там, где стороны РАВНЫ не только перед законом, но и между собой, там нет необходимости наделять суд какими-то дополнительными полномочиями по сбору и поиску доказательств.

А это отступление — не для всех. Кстати, к слову, вот Вам один из примеров ЧЕЛОВЕКА (имеется в виду — та народная заседатель). Да, человека, а не самки.
Это к чему: к тому, что не стоит так уж огульно (пусть и с подачи СМИ, которые умышленно нагнетают в (российском) социуме некий подвид то ли соперничества, то ли неприятия — между людьми разных полов, внушая людям о, якобы, существенных различиях; да, СМИ, которые действуют, естественно, с кое-чьего четкого и ясного соответствующего указания на этот счет с целью — поссорить людей между собой. Ну, да не будем об этом) охаивать ВСЕХ женщин только потому, что кому-то в жизни попадались исключительно самки (по той причине, например, что остальные женщины обходили его за пару километров и/или, что чаще, он избегал их САМ). Впрочем, то же относится к мужчинам, которые такие — либо с рождения, либо которым уже успели внушить, что, якобы, помимо биологии ничего-то и нет.

А вот в тех формах судопроизводства, которые так или иначе содержат неравенство сторон между собой — вот там суд может вмешиваться в процесс поиска доказательств.

Так вот, продолжим

После выяснения факта равноправия сторон, суд определяет, подлежит ли дело рассмотрению именно в гражданском суде (т.е. в порядке гражданского судопроизводства). Для этого суд выясняет, каковы требования и их характер, содержащиеся в заявлении истца.

Ведь одно дело, когда права и свободы истца нарушены, допустим, халатностью со стороны должностных лиц администрации, допущенные ими при исполнении своих служебных обязанностей. Или когда администрация не принимает от него заявление (например, с просьбой о предоставлении земельного участка в собственность). Или какие-то другие, аналогичные случаи.

И совсем другое дело, когда заявление у истца ПРИНЯЛИ, ответ (например, отказной) — ДАЛИ. При этом его НЕ оскорбляли, ни каким-либо иным образом не нарушали «административный закон».

Недаром ведь и Верховный Суд РФ четко указал на эту особенность, к примеру, в известном своем Определении.

Тем более, что действует ст. 8 ГК РФ (незаметная, на первый взгляд), которая устанавливает, что из актов государственных органов и органов местного самоуправления могут возникать гражданские права и обязанности.

А, почему, кстати? Потому, что далеко не всегда (запомните это!) администрация или иной муниципальный, государственный орган выступает по отношению к лицу как лицо, обладающее властными полномочиями. Бывают и ситуации, когда отношения администрации и иного лица (например, гражданина, который владеет земельным участком) являются гражданскими, т.е. равноправными.

Именно поэтому суд прекращает административное производство по делу и разъясняет истцу о его праве обратиться в суд в порядке искового производства, т.е. в соответствии с нормами ГПК (а не КАС) РФ.

www.dissertacii-diplom-ufa.ru

Статья 135. Действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству

Ст. 135 КАС РФ

1. При подготовке административного дела к судебному разбирательству административный истец или его представитель:

1) передает административному ответчику копии документов, в которых содержатся доказательства, обосновывающие фактические основания административного искового заявления и не приобщенные к административному исковому заявлению, если административный истец не освобожден от обязанности их доказывать;

2) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

2. Административный ответчик или его представитель:

1) уточняет требования административного истца и фактические основания этих требований;

2) представляет административному истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований;

3) передает суду доказательства, обосновывающие возражения относительно административного искового заявления, а административному истцу или его представителю копии документов, в которых содержатся эти доказательства;

4) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

3. При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд:

1) направляет административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса не были направлены, и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу. В случае, если административный ответчик не обладает государственными или иными публичными полномочиями, суд, установив, что копии административного искового заявления и приложенных к нему документов вручены административному ответчику в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса, определяет разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу. Если указанные копии не направлялись административному ответчику и заинтересованному лицу, суд направляет их и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления необходимого количества их копий, которые суд направит административному истцу и заинтересованным лицам;

2) вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок; опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений; выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части;

3) разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика;

4) рассматривает вопрос о соединении или разъединении нескольких требований;

5) рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок;

6) при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика; в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств;

7) направляет судебные поручения;

8) по ходатайству административного истца или его представителя разрешает вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску;

9) по ходатайству лиц, участвующих в деле, их представителей или по своей инициативе разрешает вопрос о возможности участия в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании, лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи, а также принимает меры по обеспечению такого участия. По результатам рассмотрения указанных ходатайства и вопросов суд выносит мотивированное определение;

10) содействует примирению сторон, если по данной категории административных дел возможно примирение;

11) разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, о дате, времени и месте его проведения;

12) разрешает вопрос о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле;

13) совершает иные процессуальные действия в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.

4. В случае удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела суд принимает необходимые для этого меры, направляет участникам судебного разбирательства извещения, вызовы, копии определений в возможно короткие сроки с использованием любых технических средств связи (телефонной или факсимильной связи, электронной почты и других средств связи), позволяющих контролировать их получение адресатом.

5. В случае противодействия стороны своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству, в том числе в случае непредставления или несвоевременного представления административным ответчиком возражений в письменной форме и необходимых доказательств в назначенный судом срок, невыполнения иных указаний суда, суд может наложить на виновную сторону судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 135 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментарий к пункту 1 части 3

1. В случае отсутствия административного ответчика, место жительства которого неизвестно, судья назначает такому административному ответчику представителя в порядке ст. 54 КАС РФ, о чем необходимо вынести определение, а также необходимо направить его в соответствующее адвокатское образование.

2. В зависимости от характера, сложности административного дела и в других необходимых случаях судья в порядке подготовки его к судебному разбирательству разрешает вопрос об участии в административном деле прокурора, а в случаях, предусмотренных законом, и о привлечении к участию в процессе соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан. При этом необходимо иметь в виду, что законодательством предусмотрены случаи, когда участие прокурора в рассмотрении административного дела прямо предусмотрено законом (см. комментарий к ст. 39 КАС РФ).

3. В этой связи следует отметить, что административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматривается судом с участием административного истца, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Однако неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела (ч. 3 ст. 243 КАС РФ).

4. С участием прокурора, представителя медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, подавшего в суд административное исковое заявление о принудительной госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или о продлении срока его принудительной госпитализации, и представителя гражданина, в отношении которого решается вопрос о принудительной госпитализации или о продлении срока его принудительной госпитализации, подлежит рассмотрению также административное дело о принудительной госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ч. 3 ст. 277 КАС РФ).

5. Судья в стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству и суд в стадии разбирательства административного дела, по которому лицо, участвующее в деле, находится в исправительном учреждении, должны, обеспечивая этому лицу возможность реализации его прав, учитывать специфику сложившейся по административному делу ситуации.

6. Находящемуся в местах лишения свободы административному ответчику направляется копия административного искового заявления с приложением, в зависимости от сложности и характера административного дела, копии представленных административным истцом документов и предлагается дать письменные объяснения по существу спора.

7. Лицу, находящемуся в исправительных учреждениях, должно быть направлено письмо с разъяснением его прав, в том числе права на ведение административного дела через представителя, и обязанностей; ему должно быть заблаговременно обеспечено вручение копии административного искового заявления (если оно является административным ответчиком или заинтересованным лицом) и других документов, включая копии судебных актов, предоставлено время, достаточное — с учетом его положения — для заключения соглашения с представителем, подготовки и направления в суд обоснования своей позиции по административному делу, представления доказательств в подтверждение своих требований или возражений, а также для реализации других процессуальных прав.

8. При необходимости судья (суд) может в соответствии со ст. 66 КАС РФ поручить суду по месту отбывания указанным лицом наказания опросить его по обстоятельствам административного дела, вручить документы или совершить иные процессуальные действия, необходимые для рассмотрения и разрешения административного дела.

9. Эти же требования необходимо выполнять и при рассмотрении административных дел, в которых участвуют лица, находящиеся в местах лишения свободы, в судах апелляционной и кассационной инстанций .
———————————
См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2007. N 6. Ч. 2.

Комментарий к пункту 2 части 3

1. Судье в целях обеспечения наиболее полного, всестороннего и объективного исследования административного дела следует разъяснять всем лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предусмотренные ст. 45 КАС РФ, а сторонам, кроме того, права, предусмотренные ст. ст. 41, 43, 46 КАС РФ.

2. Судья в ходе подготовки разъясняет лицам, участвующим в деле, их право вести административное дело через представителей, разъясняет порядок оформления полномочий представителей, а если такие полномочия оформлены, проверяет их объем, имея в виду, что право на совершение представителем действий, предусмотренных ст. 56 КАС РФ (подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд; заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску; подача встречного административного искового заявления; заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела; полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска; изменение предмета или основания административного иска; передача полномочий представителя другому лицу (передоверие); обжалование судебного акта; и др.), должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.

3. Согласно ст.135 КАС, по административным делам, затрагивающим права и интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, судья в ходе подготовки проверяет возраст несовершеннолетнего лица, наличие решения суда о признании граждан недееспособными или об ограничении граждан в дееспособности, а также полномочия их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или иных лиц, которым это право предоставлено федеральным законом.

4. По административным делам, затрагивающим права и интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных в дееспособности, судья привлекает указанных лиц к участию в административном деле (ст. 5 КАС РФ).

5. Если административное дело возбуждено по административному исковому заявлению несовершеннолетнего лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в случаях, предусмотренных федеральным законом, судье следует обсудить вопрос о необходимости привлечения к участию в административном деле законных представителей несовершеннолетнего: родителей, усыновителей, попечителей.

6. Судья привлекает к участию в административном деле соответствующий орган опеки и попечительства, если в силу закона такое дело подлежит рассмотрению с участием представителя органа опеки и попечительства.

7. Судье следует разъяснять административному ответчику его право предъявления встречного требования по общим правилам предъявления административных исковых заявлений для совместного рассмотрения с первоначальным и предложить представить доказательства в обоснование своих возражений.

8. При неявке административного ответчика судья направляет документы по месту его жительства и предлагает представить в установленный срок доказательства в обоснование своих возражений. Судья также разъясняет, что непредставление административным ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению административного дела по имеющимся доказательствам.

9. Судья опрашивает административного истца или его представителя по существу заявленных требований в целях выяснения характера этих требований, обстоятельств, на которых они основаны, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства. Все это имеет значение для определения судьей закона, которым следует руководствоваться при разрешении административного дела и установлении правоотношений сторон, определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и решения вопроса о распределении обязанностей по их доказыванию.

10. Судья опрашивает административного ответчика или его представителя, исходя из характера конкретного административного дела, а также возможных возражений административного ответчика.

Комментарий к пунктам 3 — 4 части 3

1. В соответствии с ч. 2 ст. 47 и п. 3 ч. 3 статьи 135 КАС РФ судья разрешает вопрос о вступлении в административное дело заинтересованных лиц и разъясняет им их права и обязанности в процессе, предусмотренные ст. ст. 45, 47 КАС РФ.

2. Разрешение при подготовке административного дела к судебному разбирательству вопроса о вступлении в административное дело административных соистцов, административных соответчиков и заинтересованных лиц необходимо для правильного определения состава лиц, участвующих в деле. Невыполнение этой задачи в стадии подготовки может привести к принятию незаконного решения, поскольку разрешение вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим безусловную отмену решения суда в апелляционном порядке (п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ).

3. В случае предъявления административного иска не всеми лицами, которым принадлежит оспариваемое право, судья не вправе привлечь таких лиц к участию в деле в качестве административных соистцов без их согласия, поскольку в соответствии с принципом диспозитивности лицо, которому принадлежит право требования, распоряжается своими правами по своему усмотрению. Судья должен известить таких лиц об имеющемся в суде административном деле.

4. Если при подготовке административного дела судья придет к выводу, что административный иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по административному иску, он с соблюдением правил ст. 43 КАС РФ по ходатайству административного ответчика может произвести замену административного ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия административного истца. После замены ненадлежащего административного ответчика подготовка административного дела проводится с самого начала. Если административный истец не согласен на замену ненадлежащего административного ответчика другим лицом, то подготовка административного дела, а затем его рассмотрение проводятся по предъявленному административному исковому заявлению. При предъявлении административного искового заявления к части административных ответчиков суд не вправе по своей инициативе и без согласия административного истца привлекать остальных административных ответчиков к участию в административном деле в качестве административных соответчиков. Суд обязан разрешить административное дело по тому административному исковому заявлению, которое предъявлено, и только в отношении тех административных ответчиков, которые указаны административным истцом. Только в случае невозможности рассмотрения административного дела без участия административного соответчика или административных соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в административном деле по своей инициативе (ч. 5 ст. 41 КАС РФ). Мотивы, по которым суд признал невозможным рассмотреть данное административное дело без указанных лиц, должны быть приведены в определении, копия которого вместе с копией административного искового заявления направляется привлеченным лицам.

5. При замене ненадлежащего административного ответчика надлежащим необходимо учитывать, что административное дело может рассматриваться тем же судом, если с учетом нового административного ответчика его подсудность не изменилась.

6. Если подсудность административного дела изменилась (например, административный ответчик находится на территории юрисдикции другого суда), административное дело, исходя из положений, закрепленных в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, должно быть передано в суд, которому оно стало подсудно.

7. Замену ненадлежащего административного ответчика и действия, связанные с заменой, необходимо отразить в протоколе. Протокол совершения процессуальных действий должен соответствовать требованиям ст. ст. 205 и 206 КАС РФ. Эти действия следует совершать по правилам ст. 138 КАС РФ .
———————————
По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 9.

Комментарий к пункту 5 части 3

1. Установив, что представленные доказательства недостаточно подтверждают требования административного истца или возражения административного ответчика либо не содержат иных необходимых данных, судья вправе предложить им представить дополнительные доказательства, а в случаях, когда представление таких доказательств для названных лиц затруднительно, по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании от организаций и граждан, в частности, письменных и вещественных доказательств (ч. 1 ст. 63 КАС РФ) .
———————————
По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 9.

2. При подготовке дела к судебному разбирательству судья не вправе предлагать какой-либо из сторон представлять доказательства или давать объяснения (в том числе в определении судьи о подготовке административного дела к судебному разбирательству), связанные с пропуском срока исковой давности. Если же заинтересованная сторона (например, административный ответчик в отзыве на административное исковое заявление) ссылается на пропуск срока исковой давности, судья вправе в порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству в целях обеспечения его своевременного и правильного разрешения предложить каждой из сторон представить по данному вопросу соответствующие доказательства (ст. ст. 62, 135 КАС РФ) .
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 года N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 года N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 1.

Комментарий к пункту 6 части 3 статьи 135 КАС России

1. Вопросы о необходимости допроса свидетеля по месту его пребывания и осмотра на месте доказательств, указанных в ч. 1 ст. 74 КАС РФ, судья разрешает единолично с извещением лиц, участвующих в деле, о месте и времени проведения соответствующих подготовительных действий; вопрос о производстве экспертизы и назначении экспертов судья разрешает с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

2. В случаях, не терпящих отлагательства, в порядке подготовки к судебному разбирательству может производиться осмотр на месте не только письменных или вещественных доказательств, но и предмета спора.

3. В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству судья вправе назначить экспертизу, когда необходимость в этом возникает для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний. В случаях недостаточной ясности или полноты заключения эксперта судья может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту. Повторную экспертизу судья назначить не может, поскольку признать первоначальное заключение эксперта необоснованным вправе лишь суд на стадии судебного разбирательства (ч. 8 ст. 82 КАС РФ).

4. В стадии подготовки дела к судебному разбирательству к участию в административном деле может быть привлечен специалист. Необходимость привлечения данного участника процесса может возникнуть у суда для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи при осмотре письменных и вещественных доказательств, прослушивании аудиозаписи, просмотре видеозаписи, назначении экспертизы, допросе свидетелей, принятии мер по обеспечению доказательств (ст. 169 КАС РФ).

Комментарий к пункту 7 части 3

1. При направлении другим судам судебных поручений необходимо иметь в виду следующее:

а) судебное поручение является исключительным способом собирания относящихся к административному делу доказательств и может применяться лишь в тех случаях, когда эти доказательства по каким-либо причинам не могут быть представлены в суд, рассматривающий административное дело;

б) в порядке ст. 66 КАС РФ может быть поручено лишь совершение определенных процессуальных действий, опрос сторон и заинтересованных лиц, допрос свидетелей, осмотр и исследование письменных или вещественных доказательств. О выполнении судебного поручения извещаются участвующие в деле лица;

в) в порядке судебного поручения не должны собираться письменные или вещественные доказательства, которые могут быть представлены сторонами или по их просьбе истребованы судом, рассматривающим административное дело;

г) судья не вправе давать поручение об истребовании от административного истца данных, подтверждающих обоснованность административных исковых требований, а также иных сведений, которые должны быть указаны в административном исковом заявлении в соответствии со ст. 126 КАС РФ;

д) судебное поручение должно быть направлено в виде определения в точном соответствии с ч. 2 ст. 66 КАС РФ. Судья в этом случае вправе в соответствии со ст. 191 КАС РФ приостановить производство по административному делу (определение о приостановлении выносится судьей в предварительном судебном заседании, о проведении которого составляется протокол).

Комментарий к пункту 8 части 3

1. С учетом требований ч. 4 ст. 85 КАС РФ судья, допуская меры предварительной защиты по административному иску в стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству, не связан инициативой административного истца и должен обеспечить соразмерность мер предварительной защиты заявленным требованиям. Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску рассматривается в день его поступления в суд без извещения административного ответчика, других лиц, участвующих в деле. О принятии мер предварительной защиты судья выносит определение.

Комментарий к пункту 11 части 3

1. При подготовке административного дела к судебному разбирательству судья вправе проводить предварительное судебное заседание, которое назначается не по каждому административному делу, а только в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 138 КАС РФ.

2. Решая вопрос о назначении предварительного судебного заседания, судья извещает стороны о времени и месте его проведения. Неявка лиц, участвующих в деле, не препятствует рассмотрению возникших вопросов по подготовке административного дела в предварительном судебном заседании. Учитывая, что вынесение решения об отказе в административном иске по мотивам пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд препятствует дальнейшему рассмотрению спора по существу, в случае неявки в предварительное судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей вопрос о возможности рассмотрения возражений административного ответчика разрешается в соответствии со ст. 150 КАС РФ .
———————————
См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 9.

Комментарий к части 5 ст. 135 КАС РФ

1. В случае назначения экспертизы при подготовке административного дела судья обязан разъяснить сторонам положение ч. 5 ст. 77 КАС РФ, согласно которой, в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд вправе в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

2. См. комментарий к ст. ст. 1, 28, 29, 33, 38, 46, 60 — 62, 66, 69, 77, 79, 82, 97, 122, 123, 126, 132, 133, 136 — 138, 150, 168, 219 КАС РФ.

kodasrf.ru