Ст18 закона о рекламе

Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи

1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

2. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

3. При справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), в том числе осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом.

4. При предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.10.2008 N 179-ФЗ.

Комментарий к ст. 18 Закона о Рекламе

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает требования к рекламе, распространяющейся по сетям электросвязи.

Согласно статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

В комментируемой части приводится определенный перечень видов электросвязи, на распространение рекламы посредством которых распространяются положения комментируемой части, — телефонная, факсимильная, подвижная радиотелефонная связь, однако данный перечень не является закрытым, соответственно положения данной части распространяются и на случаи распространения рекламы по иным видам электросвязи. Указанные требования распространяются в равной мере и на рекламу, распространяемую по сети Интернет.

Распространение рекламы по любым сетям электросвязи должно осуществляться только при наличии согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Абонент, согласно статье 2 Федерального закона «О связи», — это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Понятие адресата содержится в статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи», согласно которой адресат — это гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.

Таким образом, абонент и адресат выступают «пассивной» стороной отношений по передаче информации, они выступают получателями, но не отправителями сообщений.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

При этом в комментируемой части закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата, и именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказывать, что такое согласие было дано. Обязанность по получению согласия абонента и по подтверждению наличия соответствующего согласия лежит на рекламораспространителе. При этом рекламораспространителем выступает лицо, которое совершило определенные действия по доведению рекламы до потребителя. Поставщик услуг связи (телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи), который только обеспечил подключение к сети электросвязи, не осуществляет непосредственно распространение рекламы и рекламораспространителем не является.

В комментируемой части не определяется субъект, которому абонент или адресат должен дать согласие на получение рекламы. Соответственно это может быть как рекламораспространитель, так и рекламодатель. Однако поскольку обязанность доказывать наличие согласия абонента или адресата возложена на рекламораспространителя, то в случае получения такого согласия рекламодателем он вправе передать подтверждающие получение согласия документы рекламораспространителю в рамках договорных отношений по распространению рекламы. Если поставщик услуг связи при заключении договора с абонентом получил согласие последнего на получение любой рекламной информации, то такое согласие может рассматриваться как предварительное согласие абонента на получение рекламы, предусмотренное комментируемой частью. При распространении рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов предварительное согласие адресата может быть получено при предоставлении ему электронного почтового ящика.

Также в комментируемой части закрепляется обязанность рекламораспространителя прекратить распространение рекламы в адрес лица незамедлительно после обращения к рекламораспространителю данного лица с таким требованием.

С данной обязанностью рекламораспространителя корреспондирует право лица, получившего рекламу по сетям электросвязи, требовать от рекламораспространителя прекратить направлять ему рекламу, даже если ранее согласие на такую отправку абонент, адресат давал.

Каких-либо критериев, обусловливающих выполнение рекламораспространителем данного требования абонента, адресата, комментируемая часть не предусматривает. Рекламораспространитель в любом случае обязан прекратить распространять данному лицу рекламу, если к нему поступило указанное требование.

2. В части 2 комментируемой статьи содержится запрет на автоматическую рассылку рекламы по сетям электросвязи.

По сути данная норма запрещает так называемый спам (массовую рассылку рекламы и иной коммерческой информации лицам, не выражавшим желания их получать).

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» под спамом понимается телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя.

Под запрет, установленный в комментируемой части, подпадают как случаи, когда выбор абонента (абонентского номера) осуществляется не человеком, а техническим устройством, программой, компьютером, машиной, так и случаи, когда набор такого номера осуществляется автоматически, без участия человека (даже если выбор абонентов был произведен человеком).

3. Часть 3 комментируемой статьи регламентирует порядок распространения рекламы при справочном телефонном обслуживании.

Согласно пункту 2 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 310, телефонное соединение — это установленное в результате вызова взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту и (или) пользователю услугами телефонной связи передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию.

Указанные Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услугами телефонной связи и оператором связи при оказании услуг телефонной связи.

В дополнение к данным требованиям к услугам телефонной связи законодательство о рекламе предусматривает возможность размещения рекламы при справочном телефонном обслуживании только после сообщения справки (справок), запрашиваемой абонентом. При этом данное требование не зависит от того, является ли такое телефонное обслуживание платным или бесплатным.

В качестве примера подобного нарушения можно привести распространение банком рекламы при звонке на справочный телефон банка, когда после короткого приветствия сообщалась реклама предлагаемых банком вкладов, а затем абоненту предоставлялась справка. Такая реклама была расценена антимонопольным органом как нарушающая положения комментируемой части.

4. В части 4 комментируемой статьи закрепляется правило, согласно которому время получения рекламы не входит в оплату при повременной системе оплаты телефонных соединений.

Согласно пункту 88 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи оплата услуг местной телефонной связи может осуществляться по абонентской или повременной системе оплаты.

При этом при повременной системе оплаты стоимость услуг телефонной связи определяется исходя из продолжительности телефонного соединения и стоимости единицы тарификации. При абонентской системе оплаты телефонных соединений стоимость услуг составляет постоянную величину, не зависящую от объема телефонных соединений.

Увеличение времени пользования услугой на период распространения рекламы не должно увеличивать стоимость предоставления такой услуги при применении повременной системы оплаты услуг телефонной связи.

5. Ответственность за нарушение положений комментируемой статьи в соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

www.zakonrf.info

Ответственность за распространение рекламных SMS/Email сообщений

Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Ответственность за неисполнение требований вышеуказанной статьи определена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ: нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Наиболее часто встречающиеся в практике случаи нарушения компаниями ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» связаны с SMS/Email-рассылками рекламных сообщений адресатам, от которых в установленном законом порядке не было получено согласие на получение рекламы.

Право на привлечение к ответственности за нарушение ч. 1 ст. 14.3 отнесено к юрисдикции Федеральной антимонопольной службы РФ.

Анализ правоприменительной практики по оспариванию постановлений ФАС РФ о привлечении компаний к административной ответственности за нарушение требований ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе», позволяет выделить ряд наиболее части встречающихся доводов, заявляемых компаниями, привлеченными к административной ответственность по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в пользу своей невиновности:

  1. компания не является рекламораспространителям;
  2. компания полностью отрицает факт осуществления рассылки;
  3. отправка сообщения была осуществлена по ошибке/описке;
  4. не соответствие текста рассылки понятию «реклама» данном в ст. 3 ФЗ «О рекламе»;
  5. рассылка осуществлялась «определенному» кругу лиц;
  6. отсутствие рекламы товара в тексте сообщения.
  • В случаях формирования текста и списка рассылки компанией, от имени которой происходит рассылка рекламных сообщений – бремя доказывания наличия согласияабонента на получение рекламы возлагается на такую компанию, а не на специализированную организацию (оператора).
  • «Технические действия по осуществлению рассылки смс-сообщений осуществляло ООО «Конмарк», однако именно ООО «СК Трейд» был определен окончательный (готовый) список клиентов, который впоследствии передавался ООО «Конмарк» для рассылки смс-сообщений конечным получателям.»

    • К административной ответственности могут быть одновременно привлечены, как компания от именно которой осуществляется рекламная рассылка, так и специализированная организация осуществляющая рассылку.
    • “Постановлением ФАС России от 09.06.2011 по делу № РЦ.08.11.10/1 к ООО «Мобильный диалог» на основании ч.1 ст.14.3 КоАП РФ применены меры административной ответственности в виде штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 100 000 руб. (т.1 л.д.22-23).

      Постановлением ФАС России от 09.06.2011 по делу № РЦ.08.11.10/2 к ОАО «Вымпел-Коммуникации» на основании ч.1 ст.14.3 КоАП РФ применены меры административной ответственности в виде штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 100 000 руб. (т.3 л.д.11-12).”

    • Совершение нарушения правонарушения по ст. 14.3 КоАП в первые может быть признано ФАС в качестве смягчающего обстоятельства.
    • “Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, антимонопольным органом и арбитражным судом не установлено. Арбитражный суд, учитывая характер совершенного правонарушения, существенную угрозу совершенного правонарушения, которая, в том числе, заключается в пренебрежительном отношении банка к соблюдению своих публично-правовых обязанностей, не усматривает оснований для применения малозначительности в соответствии со ст. 2.9КоАП РФ.

      Из содержания оспариваемого постановления следует, что антимонопольным органом установлено отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу, в качестве смягчающего обстоятельство признано совершение правонарушения впервые. Банку назначен административный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.”

    • Отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что смс-сообщение отправлено с номера, принадлежащего Компании, исключает возможность привлечения к административной ответственности.

    «Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы позволили однозначно установить лицо, осуществившее рассылку смс-сообщения на абонентский номер, используемый Гризаном В.Б., следующего содержания: «ТАХI: успей получить дисконтную карту 30 % на проезд в такси! 2 772 772!».

    ООО «Скарт» отрицает факт рассылки указанного сообщения на абонентский номер, используемый Гризаном В.Б.

    Достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что смс-сообщение отправлено с номера, принадлежащего ООО «Скарт», в материалах дела отсутствуют. Антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела не установлен абонентский номер, с которого отправлено сообщение следующего содержания: «ТАХI: успей получить дисконтную карту 30 % на проезд в такси! 2 772 772!».

    Антимонопольным органом направлялся запрос в ООО «ВымпелКом» о предоставлении необходимых документов и сведений, в том числе договора на оказание услуг связи по абонентскому номеру, находящемуся в пользовании Гризана В.Б., и информацию о том, с какого номера было отправлено смс-сообщение с смс-центра Билайн +79037011111 в 16:31:47 мин. 25.07.2007 на номер +7 904 894 44 33.»

    В адрес УФАС по Красноярскому краю поступил ответ от ОАО «ВымпелКом» о невозможности предоставления запрашиваемых документов и информации.

    Более того, по запросу антимонопольного органа ООО «Скарт» в материалы дела была предоставлена заверенная ОАО «Енисейтелеком» детализация по абонентскому номеру 9048944433, принадлежащему ООО «Скарт», за период с 24.01.2013 по 25.01.2013. Согласно детализации за период с 24.01.2013 по 25.01.2013 какие-либо вызовы по абонентскому номеру 9048944433 отсутствовали, смс-сообщения с указанного номера не отправлялись. Из представленного документа следует, что ООО «Скарт» не осуществляло смс-рассылку в период с 24.01.2013 по 25.01.2013 с указанного абонентского номера.

    Таким образом, при вынесении оспариваемого решения в материалах дела отсутствовали какие-либо доказательства, подтверждающие рассылку ООО «Скарт» смс-сообщения на номер заявителя.»

  • Рекламораспространителем признается лицо, непосредственно использующее комплекс технических средств для информационной рассылки.
  • “Изложенное позволяет сделать однозначный вывод, что непосредственно формирование списка номеров абонентов, текст сообщения, время рассылки и иные данные определяются заказчиком, он заходит посредством введения своего логина и пароля в систему и отправляет самостоятельно смс-сообщения с использованием предоставленной ему системы (доступа к системе). Исполнитель же только предоставляет доступ к системе через сеть интернет и в автоматизированном режиме система фильтрует информацию на предмет спама.

    Таким образом, рекламораспространителем является непосредственно ООО «Гранд Авто».”

  • Допущенная сотрудником компании ошибка/описка при указании номера адресата рекламного сообщения не исключает.
  • “Из письменного пояснения ООО «Информация» от 06.12.2012, имеющегося в материалах дела № 9264/05-2012, следует, что клиент, направивший СМС-сообщение: «Честное такси 80 руб. до 4х км. VIP-карта в подарок у шофера! т. 242424», представил оформленную анкету абонента, указавшего номер мобильного телефона и давшего согласие на получение CMC-оповещений (в анкете указано: Несерин Дмитрий, приведен его абонентский номер). В ходе выяснения обстоятельств отправки сообщения ООО «Информация» установлено, что фактически в рассылке сообщений должен был фигурировать иной номер, отличающийся на 1 знак, на каком-то из этапов имел место факт опечатки; ошибочный номер абонента добавлен в стоп-лист, поэтому рассылки от имени 24-24-24 на указанный номер производиться не будут.

    С учетом данных пояснений УФАС по Ульяновской области пришло к выводу, что ООО «Информация» в данном случае является рекламораспространителем (работники которого допустили опечатку и неправильно ввели номер абонента, давшего согласие на рассылку рекламных СМС-сообщений), а оператор связи ОАО «ВымпелКом», не имея возможности отслеживать передачу СМС-сообщений на предмет наличия согласия абонентов на их получение, не является в данном случае участником процесса распространения рекламы – ни рекламодателем, ни рекламопроизводителем, ни рекламораспространителем.”

    “Кроме того, с учетом норм статьи 2.1 КоАП РФ суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что неисполнение юридическим лицом требований законодательства о рекламе вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от административной ответственности.”

  • Согласие абонента на получение рекламных сообщений может быть выражено в любой форме
  • Источник: пункт 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона «О рекламе».

    “Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

    Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.”

  • Бремя доказывания неиспользования спорного номера в период распространения рекламы лежит на привлекаемом к ответственности лице
  • “Между тем исследование и оценка указанных обстоятельств имеет существенное значение для принятия законного и обоснованного судебного акта в рамках рассматриваемого спора. Материалы дела свидетельствую о том, что факт распространения рекламы в интересах общества не оспаривается. Таким образом, бремя доказывания неиспользования спорного номера в период распространения рекламы лежит на привлекаемом лице (ООО “СЛАН” – собственнике абонентского номера 222-222, с которого распространялась реклама об оказываемых обществом услугах такси без согласия на это абонентов).”

  • Направление на адрес электронной почты сообщений, содержащих признаки рекламы, без согласия адресата на их получение является основанием для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение законодательства о рекламе.
  • Источник: п. 2 Письма Федеральной Антимонопольной службы РФ от 19 мая 2006 г. N АК/7654; п. 5 “Рекомендаций Научно-консультативного совета, постановления Президиума Федерального Арбитражного суда Уральского округа, обзоры судебной практики и итоговые справки по вопросам, возникающим из административных, налоговых и иных публичных правоотношений (2008 – 2013)”

    “При этом распространение рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов допускается при условии предварительного согласия адресата, которое может быть получено при предоставлении ему электронного почтового ящика.

    Вместе с тем положения части 1 статьи 18 Закона о рекламе не могут быть применены к случаям обращения пользователей сети Интернет к сайтам по адресам их доменов, на которых владельцами (администраторами) сайтов размещена реклама.”

  • Для установления нарушения нормы ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ антимонопольному органу необходимо обладать достаточными доказательствами.
  • Источник: Письмо Федеральной Антимонопольной службы РФ от 31 октября 2013 № АК/43077/13 «О рекламе посредством смс-сообщений»

    “К таким доказательствам относятся: заявление абонента о получении им рекламы посредством электронной связи (с указанием номера телефона, на который поступило СМС-сообщение, а также номера телефона или буквенного обозначения, с которого поступила реклама), изображение рекламы, поступившей абоненту (фотография, скан-копия СМС-сообщения и т.п.), подтверждение факта поступления рекламы абоненту (например, детализация услуг связи от оператора, содержащая указание на факт соответствующего соединения), информация об отсутствии согласия абонента на получение такой рекламы, сведения о лице (лицах), распространивших указанную рекламу.”

  • Местом и временем совершения правонарушения является место и время получения каждым конкретным абонентом данной рекламы, в том числе в случае если реклама имеет идентичное содержание.
  • Источник: Письмо Федеральной Антимонопольной службы РФ от 4 июня 2013 г. N АК/21587/13 “О порядке применения части 1 статьи 18 ФЗ “О рекламе” “

    “При этом в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона “О рекламе” признаки нарушения законодательства о рекламе содержатся в каждом действии по распространению рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента. При этом местом и временем совершения правонарушения является место и время получения каждым конкретным абонентом данной рекламы, в том числе в случае если реклама имеет идентичное содержание.

    Учитывая изложенное, реклама, содержащая признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона “О рекламе”, в силу особенности квалификации данного правонарушения не может быть распространена на территории, подведомственной двум и более территориальным органам.”

    Информация размещена в информационных целях и не является юридической консультацией или заключением. Поскольку любое применение законодательства требует тщательного и детального изучения, в случае возникновения вопросов обратитесь за профессиональной юридической консультацией.

    По вопросам, связанным с оказанием юридических услуг по сопровождению судебных споров, вы можете обратиться к автору:

    caselaw.today

    Закон РБ О рекламе
    Статья 18. Реклама пива и слабоалкогольных напитков

    1. Запрещается размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков:

    на радио и телевидении с 7.00 до 22.00;

    в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта;

    в аэропортах, портах, на вокзалах, за исключением расположенных на их территории стационарных объектов общественного питания;

    на остановочных пунктах общественного транспорта, станциях метрополитена;

    на транспортных средствах, в том числе находящихся в личном пользовании граждан;

    на плакатах, стендах, световых табло и иных средствах наружной рекламы;

    на первых и последних страницах газет либо на первых и последних страницах или обложках журналов, других периодических изданий;

    в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья;

    использующей образы людей или животных, в том числе рисованные, мультипликационные (анимационные), за исключением использования таких образов в зарегистрированных товарных знаках, используемых для обозначения пива;

    использующей образы, высказывания, внушающие, что потребление пива или слабоалкогольных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека;

    использующей образы, высказывания, создающие впечатление о том, что пиво или слабоалкогольные напитки безвредны или полезны для здоровья либо являются одним из способов утоления жажды;

    призывающей к употреблению пива или слабоалкогольных напитков либо дискредитирующей воздержание от их употребления.

    Требования абзацев первого–восьмого части первой настоящего пункта не распространяются на рекламу пива, содержащую исключительно информацию о производителях пива, в том числе их наименовании (фирменном наименовании), и товарных знаках, используемых для обозначения пива, за исключением такой рекламы в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения.

    2. Организация и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари в целях стимулирования реализации пива и слабоалкогольных напитков запрещаются.

    Запрещается бесплатное (безвозмездное) распространение пива и слабоалкогольных напитков (за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях), в том числе предоставление более пяти литров таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари.

    2-1. Реклама пива и слабоалкогольных напитков должна содержать предупредительную надпись о вреде их чрезмерного употребления, которая должна занимать не менее десяти процентов площади рекламы и в рекламе на телевидении и мультимедийной рекламе размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы, а в рекламе на радио – озвучиваться.

    Требование об указании предупредительной надписи не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую) в местах производства пива и слабоалкогольных напитков, на выставочном оборудовании в местах проведения специализированных выставок этих напитков, а также на рекламу, содержащую исключительно информацию о производителях пива, в том числе их наименовании (фирменном наименовании), и товарных знаках, используемых для обозначения пива.

    3. Президентом Республики Беларусь могут быть установлены иные ограничения на рекламу пива и слабоалкогольных напитков.

    kodeksy-by.com

    Жалоба в управление ФАС по нарушению ч.1 ст.18 закона №38-Ф3 «О рекламе». Есть нюанс.

    Опции темы
    Поиск по теме

    Всем известно что, честных предпринимателей, которые выслали вам рекламное сообщение на телефон, т.к. ваш номер по-ошибке попал в их базу ниоткуда с июля наказывают очень хорошим рублем. Пусть 100 тысяч рублей и были существенны для одной службы такси, а для Qiwi — окажутся незаметны, но — хотелось бы не оставлять их без внимания.

    Положив деньги на счет мобильника через терминал Qiwi вы получите сообщение о поступлении денежных средств и следом — рекламное сообщение.
    Кивишники прикрываются пунктом своей оферты, который, якобы, принимается фактом внесения денег. Пункт этот гласит: «. вы соглашаетесь с тем, что на абонентский номер принадлежащий вам или другому лицу, чей счет пополняется, поступят рекламные сообщения».

    Если я пополнил счет своего мобильника — то вроде я согласился. А если денежные средства на счет моего мобильника вносится другим лицом?

    Очевидно, что тот, кого я попросил пополнить баланс и хоть согласился с тем, что реклама придет на мой номер, но это прямо нарушает положения закона «о рекламе». А он гласит:
    «распространение рекламы по сетям электросвязи, в т.ч. посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.»

    Таким образом включать или нет этих молодчиков в жалобу?

    Кому интересно — дальше текст жалобы.

    Управление Федеральной антимонопольной
    службы по г.Иркутску
    __

    Жалоба
    о нарушении законодательства о рекламе

    На мой телефонный номер 8 9125 666 555, поступили смс следующего содержания:
    25 сентября 2012 года: «Спешим известить вас о том, что 21 октября можно улететь на Хайнань на целых 11 ночей по смешной цене: от 20 000 руб с человека. Торопитесь! Тур горящий. Звоните: 45-00-35». Номер отправителя скрыт под ником CoctailTur. Это наименование совпадает с названием одноименной туристической компании. Номер смс-центра сообщения 89025110010 принадлежит ЗАО «БайкалВестКом», таким образом, незаконная рассылка рекламы была осуществлена при поддержке данной компании.
    21 сентября 2012 года: «Новая осенняя коллекция в магазине Columbia! Ул.Байкальская, 126/3». Отправлено с номера под ником Columbia, что совпадает с наименованием магазина в сообщении, через смс-центр +79029900003.
    05 сентября 2012 года два смс в дневное и вечернее время: «MARINA YACHTING Новое поступление. На лето – 30% Байкальская 318/2 т.711085». Рассылка осуществлена с номера скрытого номера под ником M.YACHTING. Наименование отправителя совпадает с названием магазина по адресу в сообщении. Номер смс-центра +79024780001, +79505198000

    В данных компаниях я никогда не был, номера своего не оставлял, согласия на получение рекламы от перечисленных компаний не давал.
    Считаю, что со стороны компаний имеется факт нарушения законодательства о рекламе.
    Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-Ф3 «О рекламе» (в редакции от 18.07.2011 г.) распространение рекламы по сетям электросвязи, в т.ч. посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
    Согласно разъяснению ФАС России АК/16266 от 28.04.11 «О некоторых вопросах применения законодательства о рекламе» в указанной норме закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата.
    Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения вышеназванной нормы.
    Вышеназванные компании являются рекламораспространителем посредством смс, т.е. лицами, осуществляющими распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Согласно ч.7.ст.38 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-Ф3 «О рекламе» (в редакции от 18.07.11) рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных часть 1 ст.18 Федерального закона.
    В соответствеии с п.п.1,2 ч.1 ст.33 названного Федерального закона, антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства РФ о рекламе, в т.ч. предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе.
    В силу ч.1,2 статьи 36 указанного Федерального закона, антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные действующим законодательством.
    Антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
    На основании изложенного прошу:

    1. Возбудить административное производство в отношении юридических лиц, предпринимателей, физ.лиц рассылавших вышеуказанную смс-рекламу по факту нарушения законодательства о рекламе, в частности ч.1 ст.18 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе»
    2. Признать незаконной данную рекламу, распространенную на территории г.Иркутска без предварительного согласия абонента.
    3. Передать материалы дела уполномоченному лицу УФАС по г.Иркутску для решения вопроса о возбуждении в отношении вышеуказанных рекламораспространителей дел об административном правонарушении предусмотренном ч.1.ст14.3 Кордекса РФ об административных правонарушениях.
    4. Сообщить о принятых мерах в отношении компаний, указанных в рекламе, а также операторов сотовой связи.
    Приложения:
    — копия жалобы
    — фото мобильного телефона с изображением рекламных смс сообщених

    forums.drom.ru