Правила интернет-безопасности для детей

Правила интернет-безопасности для детей

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Солгинская средняя школа № 86»

10 правил Интернет-безопасности для детей

Когда ваш ребенок проводит время за компьютером, вы знаете, что он делает или кто с ним общается? Исследование, проведенное Национальным центром пропавших и эксплуатируемых детей в Америке показало, что, хотя большинство родителей сообщали, что говорили со своими детьми о безопасном использовании Интернета и установленных правил безопасного использования компьютера, менее чем половина из них регулярно проверяет деятельность своих детей в интернете. Кроме того, более половины опрошенных детей сообщили, что им не нужно разрешение родителей, чтобы использовать Интернет и у них не было никаких ограничений на количество часов, проведенных в Интернете.

Многие родители ошибочно считают, что ребенок находится в безопасности при пользовании Интернетом, потому, что они рассматривают компьютер как безопасный инструмент обучения. Они думают, что раз их дети находятся дома, в своих комнатах, то они защищены. Но это не всегда верно. Как и во всех сферах жизни Вашего ребенка, Вы должны оставаться вовлеченными в их жизнь, держать под контролем их интернет-деятельность (как вариант можно выбрать установку программного обеспечения интернет-безопасности с помощью Родительского контроля, таких компаний, как OnlineFamily.Norton, чтобы помочь Вам контролировать Вашего ребенка и сайты, которые он просматривает), а также разработать правила безопасности.

1. Никогда не показывать личную информацию в Интернете, такую, как адрес, номер телефона, имя, расположение школы, имена родителей. Веб-сайты или другие онлайн-сервисы могут попросить детей дать информацию для того, чтобы участвовать в конкурсах или получить бесплатные подарки. Некоторые веб-сайты не позволяют доступа, если пользователь не дает им личной информации. Однако, как только личная информация дана, важно, чтобы ваши дети понимали, что их конфиденциальность может быть нарушена. Их имена могут в конечном итоге пойти на продажу в базе данных, или еще хуже, эта информация может быть использована для причинения вреда или их эксплуатации.

2. Будьте осторожны при разработке веб-сайта. Сейчас многие дети имеют свои личные веб-сайты. Дети должны знать, что никогда не следует оставлять домашний адрес, номер телефона или личную фотографию на сайте. Если дети хотят получать информацию от посетителей своего сайта, которые хотят связаться с ними, они могут размещать адреса электронной почты. Тем не менее, дети должны знать, что на адрес электронной почты они могут получать нежелательные письма. Они должны быть очень осторожными при открытии любой электронной почты от неизвестных адресов. Если дети получают сообщения, которые являются угрожающими или сексуальными, они должны немедленно сообщить своим родителям.

3. Всегда информировать своих родителей, когда они сталкиваются с чем-нибудь в Интернете, что заставляет их чувствовать себя неловко

4. Никогда, ни при каких обстоятельствах не соглашаться встретиться лицом к лицу с виртуальным знакомым с кем переписывались в Интернете без разрешения родителей. Если всё-таки встреча состоится, — она должна быть в общественном месте и родители должны всегда сопровождать ребенка.

5. Избегать чатов, которые обсуждают секс или религиозные культы. Хотя эти вопросы могут показаться интересными сначала, они могут предоставлять опасность для ребёнка. Многие культы и секты охотятся на подростков в сети

6. Не доверять любому, кого они встречают в чатах , и кто пытается повернуть их против своей семьи, друзей, учителей или религии.

7. Выбрать гендерно-нейтральное (скрывающее пол) онлайн имя в чате, чтобы избежать преследований.

8. Никогда не отвечать на сообщения или объявления, которые являются сексуально непристойными, угрожающими, или заставляющими себя чувствовать неловко в любом случае.

9. Никогда не отправлять личные материалы для онлайн-друзей, такие, как адрес, номер телефона или фотографии, без предварительного информирования родителей.

10. Всегда напоминайте детям, что люди, которых они встречаются в Интернете могут могут быть не теми, кем они кажутся.

solginskaysoh86.edusite.ru

Оборудование для проведения собрания: проектор, экран, ноутбук.

Подготовительная работа: анкетирование обучающихся, подготовка статистики, разработка памяток для родителей, обучающихся.

Вступительное слово

– В социальном пространстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. В связи с этим, возникает проблема информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества. Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Пропаганда жестокости средствами массовой информации, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой.
Мы и не думали никогда, что воспитание ребенка будет сопряжено с опасностями, таящимися в Интернете. Жизненных ситуаций, где ребенок способен нашкодить, множество, но тут, откуда не возьмись, добавилась еще одна проблема – детишки полезли в Интернет. А там их ждет множество опасностей, о которых они сами, скорее всего, даже и не подозревают. Интернет общение в жизни ребенка — это хорошо или плохо? Сколько и как должен общаться ребенок в Интернете? Нужно ли ограничивать общение детей в сети? Важно ли прививать этические понятия ребенку по отношения к общению в Интернете? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить.

Мотивация к деятельности. Тренинг

Родители высказывают свою точку зрения и аргументы по предлагаемому вопросу, передавая из рук в руки приятный на ощупь мягкий мячик.

Вопросы:

– Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера.
– Что сделаем, чтобы не повторять ежедневно: “Ты опять весь день просидел (а) за компьютером”?
– Какую пользу извлекает Ваш ребенок при использовании сети Интернет?
– Какие опасности ждут Вашего ребенка в сети Интернет?

Результаты анкетирования детей. Анализ, обсуждение ситуаций.

Еще недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются, чуть ли не “предметом первой необходимости”. Результаты анкетирования детей 5-9 классов показали, что:

  • 80% детей имеют дома компьютер.
  • В среднем ежедневно дети проводят за ним по 3-4 часав день.
  • Из видов деятельности, преобладающих в общении с компьютером, дети на первое место поставили – компьютерные игры. 93% из них каждый день играют в компьютерные игры, причем 51% может начать играть, даже не пообедав.
  • На втором месте – общение в Сети. 85% пользуются Интернетом – из них 93% общаются в социальных сетях, 53% – играют в сетевые онлайн игры.
  • Далее дети выбирают прослушивание музыки, рисование, печать документов соответственно 46% , 13,5% и 1%.
  • 38% – при определении рейтинга использования свободного времени на I место поставили компьютер, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьёй.
  • Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей. Нередко родители недооценивают угрозы, которым подвергается школьник, находящийся в сети Интернет.
    Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны средств ИКТ.
    Проблема защиты детей в Сети находит самый широкий резонанс. И это не случайно.
    Обратимся к статистике: в России около 50% детей выходят в Сеть без контроля взрослых:

    • 28% из вышедших в Интернет детей «серфят» в поисках «клубнички», 19% детей иногда посещают порносайты, еще 9% делают это регулярно;
    • 38% детей, просматривают страницы о насилии
    • 16% детей просматривают страницы с расистским содержимым
    • 26% детей участвуют в чатах о сексе
    • 14.5% детей, принявших участие в опросе, назначали встречи с незнакомцами через Интернет, 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% никому не сообщили, что с кем–то встречаются.
    • Темпы информатизации оказались столь быстрыми, что и семья, и школа оказались не готовы к угрозам нового типа, методы борьбы с которыми еще только разрабатываются. Какие же опасности ждут школьника в Интернет-сети? Давайте с ними познакомимся – это:

      1. Сайты порнографической направленности;
      2. Сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм.
      3. Депрессивные молодежные течения. Ребенок может поверить, что шрамы – лучшее украшение, а суицид – всего лишь способ избавления от проблем.
      4. Наркотики. Интернет пестрит новостями о так называемой «пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья”.
      5. Сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, «убивает” коммуникативные навыки подростка.
      6. Секты. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам «проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир.

      Разработка рекомендаций

      И обучающимся, и родителям необходимо знать о том, что в виртуальном мире существует целый свод правил, которыми нужно руководствоваться при работе и общении в сети. Незнание, неумение использовать основные нормы поведения, приводит к тому, что подростки демонстрируют в виртуальном пространстве асоциальное поведение, а то и совершают правонарушения в сфере информатизации. Кажущаяся безнаказанность, анонимность, доступность приводит к таким поступкам, на которые в реальном мире большинство детей не способны. Причем многие из них даже не задумываются о том, что данные действия могут нанести реальный моральный, экономический, или даже физический вред тому, против кого они направлены.
      Интернет может быть прекрасным местом как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем, как разрешить детям выходить в Интернет самостоятельно, следует установить ряд правил, c которыми должен согласиться ваш ребенок.
      Если вы не уверены, с чего начать, вот несколько рекомендаций, как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным. Десять фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в Интернете:

      1. Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми.
      2. Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что–либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
      3. Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем–то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.
      4. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки.
      5. Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова: как в и Интернете, так и в реальной жизни.
      6. Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.
      7. Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы — музыки, компьютерных игр и других программ — является кражей.
      8. Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
      9. Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, — правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
      10. Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.

      В каком возрасте следует разрешить детям посещение Интернета?

      Дети начинают пользоваться Интернетом во все более и более раннем возрасте. Дети уже в возрасте семи лет могут пользоваться Интернетом в школе, поэтому, скорее всего, захотят иметь в доступ в Сеть и дома. В возрасте 10-16 лет родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо боле чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернет.
      В связи с этим, особенно важно строго соблюдать правила Интернет-безопасности. (Приложения 1, 2) . Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернет. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей. Обеспечивать родительский контроль в Интернет можно с помощью различного программного обеспечения (Приложение 3).
      Внушите им, что никогда нельзя сообщать в Интернете личные сведения. (Приложение 4).

      Какими внутрисемейными правилами следует руководствоваться при использовании Интернета?

      Выработайте вместе с детьми соглашение по использованию Интернета. В нем должны быть описаны права и обязанности для каждого члена семьи. А также – четко сформулированы следующие пункты:
      – Какие сайты могут посещать дети и что им разрешается там делать.
      – Сколько времени ваши дети могут проводить в Интернете.
      – Что делать, если что-нибудь вызывает у ваших детей ощущение дискомфорта.
      – Как защитить личные данные.
      – Как следить за безопасностью.
      – Как вести себя вежливо и корректно.
      – Как пользоваться службами чатов, группами новостей и мгновенными сообщениями.

      Помните!

      Для эффективности такого соглашения крайне важно участие детей в его составлении. Распечатайте его и держите рядом с компьютером для напоминания всем членам семьи, регулярно просматривайте и вносите изменения по мере того, как дети взрослеют.

      ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

      Если вы обеспокоены безопасностью ребенка при его работе в Интернете или при использовании мобильной связи:

    • Если ребенок подвергся опасности или стал жертвой сетевых преследователей и мошенников.
    • Обратитесь на линию помощи «Дети онлайн». Эксперты помогут решить проблему, а также проконсультируют по вопросу безопасного использования детьми мобильной связи и Интернет.
    • Позвоните по телефону 8-800-25-000-15 (звонок по России бесплатный, прием звонков осуществляется по рабочим дням (с 9-00 до 18-00 мск)
    • Или направьте Ваше письмо по адресу: helpline@detionline.com
    • Заключение

      Не стоит думать, что Интернет – это безопасное место, в котором ваши дети могут чувствовать себя защищенными. Надеюсь, что вы понимаете, что использование только средств воспитательной работы без организации действенного контроля – это практически бесполезное занятие. Точно так же как и использование репрессивных средств контроля без организации воспитательной работы. Только в единстве данных средств мы с Вами вместе сможем помочь детям чувствовать себя в безопасности и оградить их от влияния злоумышленников.

      Используемые Интернет- ресурсы:

      school35-vorkuta.ru

      В предыдущей статье мы разобрали, какие опасности подстерегают детей в Интернете, а сегодня вместе с нашим экспертом рассмотрим конкретные меры по защите детей от них.

      Соблюдайте правила «компьютерной гигиены»

      • не открывать в электронной почте спамерские сообщения, не переходить по ссылкам, не заходить на сомнительные сайты, покупать только в проверенных интернет-магазинах,
      • не отправлять незнакомым людям логины-пароли, финансовые данные, не вводить их на подозрительных сайтах.
      • Расскажите ребенку о «монстрах» Интернета

        Родители зачастую не знают о новых угрозах в Сети, от их незнания страдают дети. Малыши вообще не понимают, с какими опасностями они могут столкнуться, включив компьютер, а уж тем более, что с ними делать. Все потому, что родители с ними на такие темы не разговаривают.

        Необходимо общаться с ребенком, объяснять, что можно, а чего нельзя и почему (смотреть, искать, выкладывать в Сеть, скачивать), к каким последствиям могут привести необдуманные действия. Тогда риск того, что малыш встретится с материалами, непригодными для его возраста, снижается, но не исчезает совсем.

        Установите защитные программы

        А вот чтобы максимально обезопасить ребенка, необходимо устанавливать специальные программы родительского контроля (доступны для любых устройств). Но не нужно рассматривать их как что-то негативное: цель таких программ — не тотальный контроль малыша и посягательство на его частную жизнь, а защита от опасностей в интернете и за его пределами.

        На сегодняшний день программное обеспечение для родителей способно на многое:

      • например, есть такие функции, которые позволяют следить за аккаунтом ребенка в социальных сетях: кто добавился в друзья, кто удалился, какие записи он оставляет на стене. Если начинается общение с незнакомым человеком, родители получат уведомление (переписка при этом не видна);
      • также можно по некоторым признакам обнаружить факты кибербуллинга. Если малыша начали травить, обычно удаляется много друзей или в его ленте появляются негативные надписи. Вручную это мониторить неудобно;
      • еще есть возможность отследить геопозицию ребенка (с помощью программы для мобильного телефона): достаточно установить безопасные радиусы. Например, вы знаете, что ваша дочь до 13 часов должна быть в радиусе 2 км от школы, если что-то пойдет не так, вы получите уведомление.
      • Малышу следует воспринимать такие программы как часть родительской заботы: по статистике, чем раньше они устанавливаются, тем дети спокойнее к ним относятся.

        Расскажите, как вести себя в социальных сетях

        Аккаунт ребенка в социальных сетях может быть двух типов:

      • приватный, который необходимо закрыть для всех, кроме друзей. Это своеобразная виртуальная комната, доступ в которую должны иметь те, кто может прийти в гости к малышу домой. Можно разделить всех друзей на группы и для каждой из них настроить приватность. Но помните, что даже для них нужно фильтровать свою личную информацию: кого-то из товарищей могут взломать, тогда злоумышленник получит доступ к данным на вашей странице.
      • публичный (если ребенок хочет стать популярным блогером). Здесь нужно быть еще осторожнее с размещением персональной информации, так как существуют друзья друзей, которые тоже будут видеть вашу страницу. А это толпа абсолютно незнакомых людей, о мотивах и психическом здоровье которых мы ничего не знаем.
      • Есть несколько видов опасной для размещения информации:

      • та, которая подвергает опасности человека физически или влечет за собой финансовые проблемы;
      • или опасна для репутации (эротические снимки, религиозные темы, национальные конфликты и так далее).

      Нужно думать, чем чревато размещение любой информации и кто ее может увидеть.

      Научите думать о последствиях

      Помните, что болтун — находка для шпиона, а ваши данные — «зеленый» свет для домушников и других мошенников. Не забывайте: все, что попадает в интернет, там и остается (даже если вы удалили что-то «бесследно»).

      Какую информацию о себе нельзя размещать:

    • личные данные (номер телефона, электронная почта),
    • адрес проживания,
    • ваше текущее местоположение,
    • номера школы (по статистике половина школьников публикует эти данные, что очень опасно: ребенка без труда можно найти по этому адресу в определенное время),
    • фото документов: паспорта (дети обожают выкладывать их развороты при получении в 14 лет), посадочных талонов на самолет и других билетов, водительское удостоверение, кредитные карты (кто-то умудряется размещать в Сети и обратную сторону),
    • фотографии имущества, дорогого ремонта в квартире,
    • материалы эротического содержания.
    • Когда мы проводили семинар в школе, одна учительница поделилась тем, как она учит детей фильтровать информацию в Сети: «Когда вы что-то публикуете, подумайте, сможете ли вы встать посреди класса и сказать это. Если да — публикуйте, если не готовы — размещать это не стоит».

      Самая лучшая формула, которая поможет обезопасить ребенка от опасностей в Интернете — это общение на данную тему и специализированное программное обеспечение. Но не стоит думать, что на этом все заканчивается. Интернет-мошенники постоянно придумывают все более изощренные способы, чтобы нарушить спокойствие нашей жизни. Поэтому нужно быть в курсе всех новых угроз, доносить их до ребенка и не забывать обновлять программы родительского контроля.

      www.kanal-o.ru

      10 правил Интернет-безопасности для детей

      Когда ваш ребенок проводит время за компьютером, знаете ли Вы, чем именно он занимаете и с кем общается? Исследование, проведенное Национальным центром пропавших и эксплуатируемых детей в Америке показало – несмотря на то, что, по словам большинства родителей они беседовали со своими детьми о безопасном использовании Интернета и установленных правил безопасного использования компьютера, менее чем половина из них регулярно проверяет активность своих детей в интернете. Кроме того, более половины опрошенных детей сообщили, что им не нужно разрешение родителей, чтобы использовать Интернет и у них не было никаких ограничений на количество проведенного времени в Интернете.

      Многие родители ошибочно считают, что ребенок находится в безопасности при пользовании Интернетом потому, что они рассматривают компьютер как безопасный инструмент обучения. Они думают, что раз их дети находятся дома, в своих комнатах, они защищены. Но это не всегда так. Как и во всех сферах развития ребенка, необходимо оставаться вовлеченными в их жизнь, держать под контролем их интернет-активность (для этого можно установить соответствующее программное обеспечение), а также разработать правила безопасности.

  1. Никогда не распространяйте личную информацию в Интернете, такую, как адрес, номер телефона, имя, расположение школы, имена родителей. Веб-сайты или другие онлайн-сервисы могут попросить детей делится подобной информацией для того, чтобы участвовать в конкурсах или получить бесплатные подарки. Некоторые веб-сайты не дают доступа без личной информации пользователя. Важно, чтобы ваши дети понимали, что их конфиденциальность может быть нарушена. Их имена могут пойти на продажу в базе данных, или и того хуже — эта информация может быть использована для причинения вреда или их эксплуатации.
  2. Будьте осторожны при разработке веб-сайта. Сейчас многие дети имеют свои личные веб-сайты. Дети должны знать, что никогда не следует оставлять домашний адрес, номер телефона или личную фотографию на сайте. Если дети хотят получать информацию от посетителей своего сайта, которые хотят связаться с ними, они могут размещать адреса электронной почты. Тем не менее, на адрес электронной почты могут приходить также и нежелательные письма. Необходимо быть предельно осторожными при открытии любой электронной почты от неизвестных адресантов. Если дети получают сообщения, которые носят угрожающий или сексуальный характер, следует немедленно сообщить об этом своим родителям.
  3. Всегда информировать своих родителей, когда они сталкиваются в Интернете с любой информацией, от которой им становится неловко.
  4. Никогда, ни при каких обстоятельствах не соглашаться встретиться лицом к лицу с виртуальным знакомым без разрешения родителей. Если всё-таки встреча состоится — она должна проходить в общественном месте при сопровождении взрослого.
  5. Избегать чатов, которые обсуждают секс или религиозные культы. Они могут предоставлять опасность для ребёнка. Многие культы и секты охотятся на подростков в сети.
  6. Не доверять любому, кого они встречают в чатах и кто пытается повернуть их против своей семьи, друзей, учителей или религии.
  7. Выбрать гендерно-нейтральное (скрывающее пол) онлайн имя в чате, чтобы избежать преследований.
  8. Никогда не отвечать на сообщения или объявления, которые являются сексуально непристойными, угрожающими, или вызывают неловкость и беспокойство.
  9. Никогда не отправлять личные материалы для онлайн-друзей, такие, как адрес, номер телефона или фотографии, без предварительного информирования родителей.
  10. Всегда напоминайте детям, что люди, которых они встречаются в Интернете могут быть не теми, за кого себя выдают.

safelagoon.com

Правила Интернет-безопасности и Интернет-этики для детей и подростков

— Никогда не давайте частной информации о себе (фамилию, номер телефона, адрес, номер школы) без разрешения родителей.

— Если кто-либо говорит вам, присылает вам, или вы сами обнаружили в сети что-либо смущающее вас, не старайтесь разобраться в этом самостоятельно. Обратитесь к родителям или учителям — они знают, что надо делать.

— Встреча в реальной жизни со знакомыми по Интернет-общению не является очень хорошей идеей, поскольку люди могут быть разными в электронном общении и при реальной встрече. Если вы все же хотите встретиться с ними, сообщите об этом родителям, и пусть они пойдут на первую встречу вместе с вами.

— Не открывайте письма электронной почты, файлы или Web-страницы, полученные от людей, которых вы реально не знаете или не доверяете им.

— Никому не давайте свой пароль, за исключением взрослых вашей семьи.

— Всегда придерживайтесь семейных правил Интернет-безопасности: они разработаны для того, чтобы вы чувствовали себя комфортно и безопасно в сети.

— Никогда не делайте того, что может стоить денег вашей семье, кроме случаев, когда рядом с вами родители.

— Всегда будьте вежливыми в электронной переписке, и ваши корреспонденты будут вежливыми с вами.

— В электронных письмах не применяйте текст, набранный в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ — это воспринимается в сети как крик, и может расстроить вашего собеседника.

— Не присылайте в письме информацию большого объема (картинки, фотографии и т.п.) без предварительной договоренности с вашим собеседником.

— Не рассылайте писем с какой-либо информацией незнакомым людям без их просьбы — это воспринимается как «спам», и обычно досаждает пользователям сети.

— Всегда ведите себя в сети так, как бы вы хотели, чтобы вели себя с вами!

10 заповедей этикет интернета

1. Помните о человеке! Не забывайте, что даже через посредство мертвой Сети и напичканного электроникой компьютера вы общаетесь с живым человеком. А часто — со многими людьми одновременно. Не позволяйте одурманить себя атмосферой анонимности и вседозволенности — помните, что на другом конце провода такой же человек, как и вы. Сочиняя электронное послание, представьте, что все это говорите человеку прямо в лицо — и старайтесь, чтобы при этом вам не было стыдно за свои слова. Отсюда — второе правило:

2. Следуйте в Сети тем же правилам, которым вы следуете в реальной жизни. Нарушение законов человеческого общения, моральных правил или норм общественной жизни Сети, возможно, и пройдет для вас относительно безнаказанным. Но будет ли при этом чиста ваша совесть? Однако не забывайте при этом и о третьем правиле:

3. Помните, что вы находитесь в киберпространстве! Его границы куда шире, чем границы привычного нам человеческого общества, и в разных его частях могут действовать свои законы. Поэтому, сталкиваясь с новым для вас видом общения в Сети, изучайте его законы и признавайте их приоритет. Скажем, в любой группе новостей, форуме или даже канале IRC существуют собственные, локальные правила (rules) — ознакомьтесь с ними, прежде, чем отправлять свое первое сообщение! А главное — помните о неписаных правилах: например, правиле четвертом:

4. Бережно относитесь ко времени и мнению других людей! Обращайтесь за помощью только тогда, когда это действительно необходимо — и в этом случае вы всегда можете рассчитывать на помощь и поддержку ваших коллег. Однако не дергайте других пользователей по пустяками — иначе в конце концов с вами просто перестанут общаться. Помните, что сетевое время не только ограничено, но и для многих весьма дорого! И, помимо ваших проблем, у ваших собеседников могут быть еще и собственные. Однако этот принцип имеет и оборотную сторону, зафиксированному в правиле пятом:

5. Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников! Не экономьте свое время на «условностях» типа правил хорошего тона или, скажем, правил грамматики и орфографии.

Из этого правило вытекает и правило шестое:

6. Не пренебрегайте советами знатоков и делитесь своими знаниями с другими! Будьте благодарны тем, кто тратит свое время, отвечая на ваши вопросы. Но и сами, получив письмо с вопросом от другого пользователя, не спешите отправлять это послание в мусорную корзину, каким бы нелепым и наивным оно не казалось. Отсюда — правило седьмое:

7. Сдерживайте страсти. Вступать в дискуссии никакой этикет не запрещает, однако не опускайтесь до брани и ругательств — пусть даже ваш визави сознательно провоцирует вас на это.

8. Относитесь с уважением не только к своей, но и к чужой приватности! Если вы по каким-то причинам хотите сохранять анонимность в Сети, признавайте эти права и за вашим собеседником. Более того — он имеет право на анонимность и приватность, даже если вы выступаете «с открытым забралом». Побочное следствие из этого правила: не публикуйте информацию из ваших приватных писем без согласия их отправителей, не копайтесь в чужих почтовых ящиках и, в конечном итоге, в чужих компьютерах! Господа хакеры, это относится непосредственно к вам. Как и следующее правило:

9. Не злоупотребляйте своей властью и влиянием в Сети! Завоевать доверие трудно, а потерять — так легко!

И наконец — последнее, самое главное правило:

10. Будьте терпимы к недостаткам окружающих вас людей! Не смотрите на то, соблюдают или нет ваши собеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их сами! В конце концов, предельно вежливо порекомендуйте собеседнику ознакомиться с этими правилами.

www.gov.spb.ru