Объектом налогообложения по налогу на имущество являются основные средства

Объект налогообложения по налогу на имущество

Актуально на: 17 марта 2017 г.

По общему правилу объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество российской организации, учитываемое на балансе в качестве основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). То есть на счете 01 «Основные средства» или на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (Письмо Минфина от 26.10.2009 N 03-05-06-01/68 ).

И в части недвижимого, и в части движимого имущества есть свои нюансы. Но прежде чем переходить к их рассмотрению, разберемся, какое имущество в принципе не является объектом налогообложения.

Что не относится к объекту налогообложения

Объектом налогообложения по налогу на имущество не являются в частности (пп. 1,8 п. 4 ст. 374 НК РФ):

  • земельные участки и иные объекты природопользования;
  • основные средства из 1 или 2 амортизационных групп в соответствии с Классификацией ОС (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).

Это два основных пункта из всего списка имущества, не образующего объекта налогообложения, которые могут быть актуальны для обычной коммерческой организации. Иное имущество, поименованное в перечне, – скорее экзотика для бизнеса. Например, объекты культурного наследия народов РФ федерального значения, ядерные установки, используемые для научных целей, космические объекты и др. (пп. 3,4,6 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Движимое имущество, как объект налогообложения

С учетом сказанного выше движимое имущество не является объектом налогообложения по налогу на имущество, если относится к 1 или 2 амортизационной группе (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Что касается движимого имущества из 3-10 амортизационных групп, то оно не подлежит налогообложению, если было принято на учет в качестве ОС после 1 января 2013 года. В отношении него применяется льгота. Однако она не применяется, если имущество было принято на учет в результате реорганизации или ликвидации организации, либо было получено от взаимозависимого лица (п. 25 ст. 381 НК РФ, Письмо Минфина от 23.12.2016 N 03-05-05-01/77572 ).

Таким образом, движимое имущество подлежит налогообложению в том случае, если оно было принято на учет как ОС до 1 января 2013 года, либо принято после этой даты, но попало в число тех исключений по льготе, которые описаны выше.

Недвижимое имущество, как объект налогообложения

Недвижимость на балансе организации, учтенная в качестве ОС, является объектом налогообложения по налогу на имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Если же у организации есть жилая недвижимость, которая не учтена на балансе, то с нее платить налог на имущество нужно исходя из кадастровой стоимости, если это установлено законом субъекта РФ (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Как вы помните, есть и другие объекты недвижимости, которые облагаются налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости. И платить налог по ним должны не только организации на ОСН, но и компании на спецрежимах.

glavkniga.ru

Налог на имущество: объект налогообложения

В комментируемой статье 374 НК РФ установлено признанное объектом налогообложения имущество. Для российских организаций (это движимое и недвижимое имущество, включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), оно учитывается на балансе в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета.

Для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, объектом налогообложения будет признаваться движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, это недвижимое имущество, которое принадлежит иностранным организациям на праве собственности и находится на территории Российской Федерации.

Данной статьей также определены виды имущества, не признаваемые объектами налогообложения, к ним относятся:

— объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

— имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых Российским законом предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

— имущество, используемое вышеуказанными органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Подтверждением этого может служить существующая арбитражная практика: постановление ФАС Центрального округа 2 октября 2006 года по делу №А64-1560/06-13, в котором кассационную жалобу налогового органа оставили без удовлетворения, так как у организации отсутствует обязанность по уплате налога на имущество в соответствии с пунктом 4 статьи 374 НК РФ.

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) движимое имущество это – не относящиеся к недвижимости вещи, включая деньги и ценные бумаги, а к недвижимому имуществу относятся:

— обособленные водные объекты;

— а также все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

При этом объекты незавершенного строительства тоже являются недвижимым имуществом, но объектами налогообложения они не будут, так как не являются объектами основных средств и учитываются на балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Напомним, что права на недвижимое имущество подлежат обязательной регистрации.

Главным признаком имущества, необходимым для включения его в состав объектов налогообложения, является его отнесение к категории основных средств.

Причем не имеет значения, основные средства находятся в самой организации или переданы во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление или внесены в качестве вклада в совместную деятельность.

Приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года №91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» установлено положение, которое позволяет учитывать в составе основных средств объекты, документы на регистрацию которых направлены в регистрирующие органы, но право на недвижимое имущество еще не зарегистрировано.

Так как для расчета налоговой базы по налогу на имущество используются данные бухгалтерского учета, указанные объекты должны учитываться при налогообложении.

В бухгалтерском учете стоимость этих объектов отражается по дебету счета 01 «Основные средства», на специально открытом для этого дополнительном субсчете, в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Основным признаком для учета объектов недвижимости, государственная регистрация которых не завершена, в составе объектов налогообложения, по мнению некоторых специалистов считается факт начисления амортизации в целях бухгалтерского учета. Однако более существенным является факт начала эксплуатации после подачи документов для государственной регистрации.

Это же обстоятельство можно использовать и при принятии решения о целесообразности отнесения подобных объектов к составу основных средств (сопоставление увеличения налоговой базы по налогу на имущество и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль).

В Письме Минфина Российской Федерации от 8 февраля 2006 года №03-06-01-02/05 «О налоге на имущество организаций» даны разъяснения по некоторым внесенным изменениям в ПБУ 6/01.

Так, например, в ПБУ 6/01 сказано:

«Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности».

На основании вышеизложенных изменений, Минфин Российской Федерации письмом от 8 февраля 2006 года №03-06-01-02/05 «О налоге на имущество организаций», доводит до сведения налогоплательщиков, что:

«начиная с 2006 года основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаемые в бухгалтерском учете на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», подлежат налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке».

Объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности (пункт 3 статьи 374 НК РФ).

Минфин Российской Федерации Письмом от 30 ноября 2004 года №03-08-05 сообщает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Согласно пункту 5 статьи 382 НК РФ сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, указанных в пункте 2 статьи 375 НК РФ, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

Причем, если права собственности на объект недвижимого имущества зарегистрированы после начала календарного года, должно быть учтено положение пункта 5 статьи 55 НК РФ. Данное положение предусматривает следующее: если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено после начала календарного года, налог на это имущество в данном календарном году определяется с учетом периода времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.

Порядок определения среднегодовой стоимости такого имущества в целях расчета налога на имущество организаций приведен в Письме Минфина Российской Федерации от 22 декабря 2004 года №03-06-01-04/175.

В частности указывается, что главой 30 НК РФ не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества для организаций (или их обособленных подразделений), созданных или ликвидированных в течение налогового (отчетного) периода. Следовательно, при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется общий порядок, изложенный в пункте 4 статьи 376 НК РФ, с учетом положений статьи 379 НК РФ.

Статьей 379 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

При определении налоговой базы по налогу на имущество, а также при определении средней стоимости имущества должно учитываться общее количество месяцев в календарном году, а также в соответствующем отчетном периоде (то есть, квартале, полугодии и девяти месяцах календарного года).

В таком же порядке определяется среднегодовая (средняя), стоимость имущества при снятии или постановке на баланс организации в течение налогового (отчетного) периода имущества, по которому налоговая база в соответствии с пунктом 1 статьи 376 НК РФ определяется отдельно.

Таким образом, при исчислении суммы авансового платежа по налогу за отчетный период, в котором зарегистрированы права собственника на объект недвижимого имущества, и суммы налога за налоговый период, подлежащих уплате в бюджет, должно быть учтено количество месяцев нахождения имущества в собственности налогоплательщика в течение календарного года.

В пункте 4 комментируемой статьи 374 НК РФ приведен перечень имущества, исключаемого из объектов налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

В отличие от льготируемого имущества (статья 381 НК РФ) это имущество, которое в принципе не является объектом налогообложения.

Исключение из числа объектов обложения налогом земельных участков и природных ресурсов обусловлено тем, что пользование ими связано с необходимостью уплаты других налоговых платежей:

— платы за пользование водными объектами;

— налога на добычу полезных ископаемых;

— платежей за пользование лесным фондом;

В статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» даны определения следующих понятий:

«окружающая среда — это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

природная среда (далее также — природа) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Полный перечень объектов, которые относятся к природно-антропогенным, приведен в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к ним относятся:

· объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия;

· государственные природные заповедники, в том числе:

— биосферные, государственные природные заказники;

— национальные, природные и дендрологические парки;

— лечебно-оздоровительные местности и курорты.

· иные природные комплексы;

· исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;

· объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;

· континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации;

· редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов. Не относятся к антропогенным природным объектам здания и искусственные сооружения, возведенные человеком;

природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность».

Не является объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, и используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

В статье 6 Федерального закона от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», дано следующее определение военной службы:

«Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания».

Федеральным законом от 17 декабря 1994 года №67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» установлено, что фельдъегерская служба так же приравнивается к военной службе.

Как было указано выше, не облагается налогом имущество, используемое федеральными органами для нужд обороны и гражданской обороны.

Так, согласно статье 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне», под обороной понимается:

«…система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории».

Понятие гражданской обороны дано в Федеральном законе от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», которое звучит так:

«Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года №2253 «Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям» и Федеральным законом от 21 июля 1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» таможенные органы, в том числе региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, входят в систему правоохранительных органов Российской Федерации и относятся к государственным военизированным организациям.

Если имущество федеральных органов исполнительной власти используется не по назначению или сдается в аренду, оно подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Порядок определения состава основных средств для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка установлен Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года №2446-1 «О безопасности» и положениями «Общероссийского классификатора основных фондов» ОК 013-94, утвержденных Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №359 (введен в действие с 1 января 1996 года).

Иное имущество федеральных органов исполнительной власти подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Федеральные органы исполнительной власти в целях исчисления и уплаты налога на имущество организаций обязаны вести раздельный учет основных средств, не являющихся объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ, и основных средств, облагаемых налогом в общеустановленном порядке.

Стоит также обратить внимание на то, что имущество, указанное в пункте 4 статьи 374 НК РФ, не включается в Декларацию.

В заключении можно сказать, что статьей 374 НК РФ установлены правовые нормы как для имущества облагаемого налогом, так и для имущества, не являющегося объектом налогообложения.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на имущество организаций».

www.audit-it.ru

Налог на имущество организаций

Глава 2 Объект налогообложения для налога на имущество

Согласно ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Мы рассмотрим, что является объектом налогообложения для налога на имущество организаций.

Налог на имущество организаций (далее — налог на имущество) устанавливается гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ и законами субъектов Российской Федерации. Вводится в действие указанный налог в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации, а с момента его введения обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 372 НК РФ).

Налогоплательщиками данного налога, согласно п. 1 ст. 373 НК РФ, являются:

— иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Объектами налогообложения для российских организаций в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Исключение составляет имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, которое подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления (ст. 378 НК РФ).

Напомним, что к недвижимому имуществу относятся (ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)):

— земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;

— подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимому имуществу может быть отнесено и иное имущество.

Движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги.

При этом необходимо отметить, что земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) объектами налогообложения не признаются (п. 4 ст. 374 НК РФ).

Движимое и недвижимое имущество является объектом налогообложения, если учитывается на балансе в качестве объектов основных средств согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета. Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется:

— Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″ (далее — ПБУ 6/01);

— Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (далее — Методические указания), действующими в части, не противоречащей ПБУ 6/01;

— Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (далее — План счетов).

К бухгалтерскому учету в качестве основных средств активы принимаются только при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01, то есть когда объект приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности организации. Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 9 июня 2009 г. N 03-05-05-01/31.

Вместе с тем активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

Напоминаем: единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, либо же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 6 ПБУ 6/01).

Таким образом, если учетной политикой организации предусмотрен лимит отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности активов в составе материально-производственных запасов в пределах стоимости не более 20 000 руб. за единицу, то приобретенный актив стоимостью ниже установленного лимита может не отражаться в бухгалтерском учете в составе основных средств и, следовательно, данное имущество не должно признаваться объектом налогообложения налогом на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ. Аналогичное мнение выражено в Письме Минфина России от 20 марта 2008 г. N 03-05-05-01/17.

Следует уточнить, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. На это указывает п. 7 ПБУ 6/01.

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и ПБУ 6/01 (п. 14 ПБУ 6/01). Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Отражаются основные средства организации в бухгалтерском учете на счетах 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (п. п. 4, 5 ПБУ 6/01, План счетов).

Так, на счете 01 «Основные средства» учитываются основные средства организации, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. А на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — материальные ценности (имущество, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму), предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, например, решением учредителей организации приобретается здание с целью сдачи его в аренду.

Если по какой-либо причине имущество было ошибочно учтено на других счетах, то такая ошибка не освобождает организацию от уплаты налога. Данный вывод подтверждается и арбитражной практикой, в частности Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2008 г. N Ф04-6690/2008(15226-А45-40), Ф04-6690/2008(16280-А45-40) по делу N А45-5866/2008-49/113, в котором указано, что бухгалтерский учет принадлежащих налогоплательщику объектов недвижимости на счету 41 «Товары» является основанием для доначисления налога на имущество, поскольку квартиры должны быть приняты к учету в качестве основных средств заявителя и являться объектом обложения указанным налогом.

Исключение составляют лишь случаи, когда:

— имущество не относится к объектам налогообложения на основании п. 4 ст. 374 НК РФ (например, земельные участки);

— для отдельных видов имущества установлены льготы.

Следует отметить, что затраты организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, согласно Письму Минфина России от 3 марта 2009 г. N 03-05-05-01/15, учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». К ним относятся также и затраты, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, осуществляемое подрядным или хозяйственным способом. При этом сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет соответствующих счетов по учету основных средств.

Обратите внимание! Пунктом 52 Методических указаний предусмотрено, что допускается принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и которые фактически эксплуатируются. При этом принимаются такие объекты к учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

Иногда организации уклоняются от государственной регистрации объекта, в этом случае отсутствие правоустанавливающих документов на созданные объекты недвижимости не может служить основанием для освобождения от налогообложения, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего. Следовательно, в случае уклонения от государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества с момента начала использования в основной деятельности объекта, завершенного строительством и принятого по акту ввода в эксплуатацию, у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога на имущество организаций (Письмо Минфина России от 11 апреля 2007 г. N 03-05-06-01/30).

Согласно п. 2 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются:

— движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств;

— имущество, полученное по концессионному соглашению.

При этом в целях налогообложения данные организации обязаны вести учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, у данных иностранных организаций объект налогообложения определяется в том же порядке, что и для российских налогоплательщиков.

Что касается иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, то у таких организаций, в соответствии с п. 3 ст. 374 НК РФ, объектами налогообложения признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Хотелось бы обратить внимание на Письмо Минфина России от 20 января 2009 г. N 03-05-04-01/07, в котором рассматривается вопрос о применении налога на имущество организаций в отношении воздушных (морских) судов, арендованных российскими организациями, базируемых и эксплуатируемых на территории Российской Федерации, принадлежащих иностранной организации, зарегистрированной в государстве, с которым у Российской Федерации не заключен международный договор. Согласно Письму подлежащие государственной регистрации воздушные (морские) суда на основании ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимым вещам, если иное не предусмотрено международными договорами.

Действующие международные договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения доходов и имущества предусматривают, что термин «недвижимое имущество» должен иметь то значение, которое он имеет по законодательству того договаривающегося государства, в котором находится рассматриваемое имущество. При этом морские и воздушные суда не рассматриваются в качестве недвижимого имущества.

Кроме того, в соответствии с Общей частью Модельного налогового кодекса для государств — участников СНГ (далее — Модельный кодекс), принятого на двадцать восьмом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ (Постановление на «от 9 декабря 2000 г. N 16-5), недвижимым имуществом признаются здания, сооружения, дома, квартиры, гаражи и другие объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. Отнесение объектов к имуществу производится в соответствии с п. 2 ст. 13 Общей части Модельного кодекса. Морские и воздушные суда также не рассматриваются в качестве недвижимого имущества.

Исходя из положений гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ к недвижимому имуществу в целях налогообложения относятся объекты, которые прочно связаны с землей, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению и которые подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Следовательно, в отношении морских и воздушных судов, принадлежащих на праве собственности иностранным организациям, не имеющим постоянных представительств на территории Российской Федерации, нормы п. 3 ст. 374 НК РФ не применяются.

С учетом изложенного, морские и воздушные суда могут облагаться налогом на имущество организаций только при наличии постоянного представительства иностранной организации на территории Российской Федерации.

biglibrary.ru