Прекращение полномочий депутата

Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона.

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4 — 7 статьи 13 Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

zakon-municipal.ru

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

До дня истечения срока полномочий Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва положения статьи 4 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ) применяются без учета изменений, внесенных в неё названным Федеральным законом

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ в часть 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:

а) письменного заявления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 147-ФЗ в пункт «б» части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

б) избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, поступления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу;

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 147-ФЗ в пункт «в» части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

О конституционно-правовом смысле пункта «в» части первой статьи 4 настоящего Федерального закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. N 34-П

в) участия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией в случае, предусмотренном пунктом «г» части второй статьи 6 настоящего Федерального закона, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, финансирование которой не противоречит требованиям, предусмотренным пунктом «в» части второй статьи 6 настоящего Федерального закона;

в.1) вхождения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ в пункт «в.2» части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

в.2) открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, их супругами и несовершеннолетними детьми. Понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ часть 1 статьи 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом «в.3»

в.3) установления фактов открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами: в отношении члена Совета Федерации — на момент рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации его кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации или соответствующей кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо в период со дня регистрации избирательной комиссией субъекта Российской Федерации соответствующего кандидата на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и в случае его избрания до дня принятия этим лицом решения о наделении одной из представленных им кандидатур полномочиями члена Совета Федерации, в отношении депутата Государственной Думы — в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы;

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 303-ФЗ часть 1 статьи 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом «в.4»

в.4) непредставления или несвоевременного представления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

г) утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;

д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;

е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;

ж) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;

з) утратил силу с 1 сентября 2004 г.;

и) смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

2. Утратила силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ (в редакции Федерального закона от 12 июля 2006 г. N 106-ФЗ) часть 3 статьи 4 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу в день официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва

3. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:

а) роспуска Государственной Думы, предусмотренного статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации;

б) выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

Федеральным законом от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ в пункт «в» части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

в) несоблюдения требования части второй, шестой или седьмой статьи 7.1 настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 3 мая 2016 г. N 140-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.1

3.1. Полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно решением Государственной Думы по инициативе фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона, или по инициативе комитета, членом которого он является, в случае неисполнения в течение 30 и более календарных дней обязанностей, предусмотренных частями первой и второй статьи 8 и частью третьей статьи 12 настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 303-ФЗ в часть 4 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Решение о прекращении полномочий члена Совета Федерации оформляется постановлением Совета Федерации, в котором определяется день прекращения его полномочий. Постановление Совета Федерации о прекращении полномочий члена Совета Федерации по основаниям, предусмотренным пунктами «а», «б», «д» — «и» части первой настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации либо со дня, когда Совету Федерации стало известно о появлении указанного основания, а если это основание появилось в период между сессиями Совета Федерации, — не позднее чем через 30 дней со дня начала очередной сессии Совета Федерации. Постановление Совета Федерации о прекращении полномочий члена Совета Федерации по основаниям, предусмотренным пунктами «в», «в.1», «в.2», «в.3», «в.4» и «г» части первой настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия органом, образованным (определенным) в соответствии с Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения вопросов, связанных с досрочным прекращением полномочий члена Совета Федерации, решения об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации. Указанный орган проверяет и оценивает фактические обстоятельства, служащие основаниями для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, а также принимает решение об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации в порядке и сроки, которые устанавливаются Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Постановление Совета Федерации о прекращении полномочий члена Совета Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. В течение предусмотренного законодательством Российской Федерации срока обращения в Верховный Суд Российской Федерации, а в случае обращения в Верховный Суд Российской Федерации до вступления в законную силу решения суда на лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий члена Совета Федерации по основаниям, предусмотренным пунктами «в», «в.1», «в.2», «в.3», «в.4» и «г» части первой настоящей статьи, распространяются гарантии деятельности члена Совета Федерации, предусмотренные статьей 19 настоящего Федерального закона. Лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий члена Совета Федерации, восстанавливается в статусе члена Совета Федерации со дня вступления в законную силу решения суда о признании постановления Совета Федерации о прекращении полномочий члена Совета Федерации незаконным или необоснованным.

Федеральным законом от 3 мая 2016 г. N 140-ФЗ в часть 5 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным частью первой, пунктами «б» и «в» части третьей и частью третьей.1 настоящей статьи, оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами «а», «б», «д» — «и» части первой и пунктами «б» и «в» части третьей настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы либо со дня, когда Государственной Думе стало известно о появлении указанного основания, а если это основание появилось в период между сессиями Государственной Думы, — не позднее чем через 30 дней со дня начала очередной сессии Государственной Думы. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами «в», «в.1», «в.2», «в.3», «в.4» и «г» части первой настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия органом, образованным (определенным) в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения вопросов, связанных с досрочным прекращением полномочий депутата Государственной Думы, решения об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы. Указанный орган проверяет и оценивает фактические обстоятельства, служащие основаниями для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, а также принимает решение об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы в порядке и сроки, которые устанавливаются Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. В течение предусмотренного законодательством Российской Федерации срока обращения в Верховный Суд Российской Федерации, а в случае обращения в Верховный Суд Российской Федерации до вступления в законную силу решения суда на лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами «в», «в.1», «в.2», «в.3», «в.4» и «г» части первой настоящей статьи, распространяются гарантии деятельности депутата Государственной Думы, предусмотренные статьей 19 настоящего Федерального закона. Лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы, восстанавливается в статусе депутата Государственной Думы соответствующего созыва со дня вступления в законную силу решения суда о признании постановления Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы незаконным или необоснованным. Фракция вправе обратиться к Государственной Думе с предложением о проверке соблюдения депутатом Государственной Думы ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом. Фракция или иные лица, наделенные надлежащим публично-правовым статусом, перечень которых устанавливается федеральным законом, вправе обжаловать в Верховный Суд Российской Федерации решение (бездействие) Государственной Думы об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы. В случае, предусмотренном пунктом «а» части третьей настоящей статьи, полномочия депутатов Государственной Думы, касающиеся принятия Государственной Думой федеральных законов, а также осуществления ею иных конституционных полномочий, реализуемых путем принятия решений на заседаниях палаты, прекращаются со дня назначения досрочных выборов депутатов Государственной Думы. Орган, образованный Государственной Думой в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для подготовки к рассмотрению палатой вопросов, связанных с нарушением правил депутатской этики, принимает решение об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, предусмотренного частью третьей.1 настоящей статьи. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основанию, предусмотренному частью третьей.1 настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия указанным органом решения об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

base.garant.ru

Досрочное прекращение депутатских полномочий на федеральном уровне: правовой вакуум в конституционном поле

Луценко Сергей
Консультант Контрольного управления Президента России

Настоящая аналитическая статья рассматривает правовую неопределенность в отношении досрочного прекращения полномочий депутата на федеральном уровне. Статья рассматривает недостатки действующей Конституции по данному вопросу (отсутствие транспарентных оснований для досрочного прекращения депутатских полномочий) и предлагает пути их разрешения, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека, а также норм Конституций других государств.

JEL classification: K0, K33

В представленной статье я рассматриваю и анализирую неурегулированность конституционных оснований (подчеркиваю конституционных оснований, а не оснований, установленных федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации») в отношении досрочного прекращения депутатских полномочий на федеральном уровне.

В данном случае, я попытаюсь доказать, используя правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также примеры из практики Европейского Суда и правам человека и Конституций Республики Казахстан и Эстонской Республики, несостоятельность применения п. «в» части первой статьи 4 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». А именно легитимность досрочного прекращения полномочий депутата на федеральном уровне в случае осуществления им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Ни Конституция РФ, ни законодательство о статусе депутата Государственной Думы не содержат прямого указания на императивность или свободу депутатского мандата. Конституционный Суд РФ, в своем Постановлении от 12.04.2002 № 9-П, отметил, что, исходя из особого положения парламента, его функций как законодательного органа, необходимости обеспечения его самостоятельности в системе разделения властей и сделал вывод о свободном характере депутатского мандата на федеральном уровне, позволив депутатам Государственной Думы при осуществлении своих полномочий следовать лишь Конституции РФ и своей совести (принцип свободного мандата).

Из этого вытекает необходимость специальных гарантий беспрепятственного осуществления парламентариями своих полномочий. К числу таких гарантий, обусловленных природой парламента и депутатского мандата, характером выполняемых задач, относится публично — правовой институт парламентской неприкосновенности, призванный оградить депутата от неправомерного вмешательства в его деятельность по осуществлению мандата, в том числе со стороны органов исполнительной власти (а также, необоснованного вмешательства со стороны правоохранительных органов), от попыток оказать на него давление путем привлечения или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности.

Однако при реализации процедуры досрочного прекращения полномочий депутата Федеральным Собранием (Государственной Думой) остается правовая неурегулированность данного вопроса (конституционное основание досрочного прекращения депутатских полномочий).

В Конституции РФ не определены конституционные основания для досрочного прекращения депутатских полномочий. Речь идет только о том, что депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (статья 97 (часть 3) Конституции РФ)). Другими словами, Конституционный Суд РФ, в своем Постановлении от 12.04.2002 № 9-П, определяет, что депутат на федеральном уровне должен следовать при осуществлении своих полномочий лишь Конституции РФ (своей совести), без наличия в самой Конституции РФ, оснований досрочного прекращения депутатских полномочий. Тем самым, образуется правовой вакуум. Государственная Дума не вправе принимать решение (правовой акт) о досрочном прекращении полномочий депутата Федерального Собрания, в соответствии с п. «в» части первой статьи 4 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Далее я хотел показать на примере Конституции Республики Казахстан и Конституции Эстонской Республики, конституционные основания досрочного прекращения депутатских полномочий на основании несовместимости депутатского мандата (в частности, занятие иной оплачиваемой деятельности — предпринимательской деятельностью).

Нарушение конституционного правила несовместимости депутатского мандата, указанного в пункте 3 статьи 52 Конституции Республики Казахстан (депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение настоящего правила влечет за собой прекращение полномочий депутата), Конституция признает деликтом меньшей степени, чем предполагаемая ею степень вины депутата, за деяние которого может последовать обвинительный приговор суда в отношении него. Вследствие этого депутат Парламента лишается мандата на основании пункта 5 статьи 52 Конституции (критерии лишения депутатских полномочий). Правовые последствия принятия палатой по соответствующим конституционным основаниям постановления о лишении депутата Парламента мандата или о прекращении полномочий депутата Парламента для него одинаковы — юридическая утрата им депутатских полномочий. Принятие в той или иной форме решений об утрате депутатских полномочий отнесено по смыслу подпункта 4 статьи 57 Конституции к самостоятельной компетенции каждой из палат Парламента и охватывается их правомочием — «прекращает полномочия депутатов палат. » (Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 12.05.2003 № 5).

Другими словами, Конституция Республики Казахстан (принята на Референдуме 30.08.1995) четко определяет нарушения — запрет на занятие иной оплачиваемой деятельности — предпринимательской деятельностью. Далее, нарушение данного запрета влечет прекращение полномочий депутата (отнесено исключительно к конституционным основаниям, а не федеральным законодательством).

Аналогичный критерий конституционных оснований досрочного прекращения депутатских полномочий определен в Конституции Эстонской Республике (принятой от 28.06.1992). В частности, статья 63 Конституции Эстонской Республики запрещает депутату (члену Рийгикогу) занимать иную должность (выполнять оплачиваемую работу). В случае, нарушения положения данной статьи полномочия депутата прекращаются досрочно на основании статьи 64 Конституции.

В свою очередь, Конституционный Суд РФ, в своем Постановлении от 12.04.2002 № 9-П, определяет, что депутат на федеральном уровне должен следовать при осуществлении своих полномочий лишь Конституции РФ. В самой Конституции РФ отсутствуют ссылки на досрочное прекращение депутатских полномочий и конституционные критерии прекращения депутатских полномочий.

В идеальной ситуации, Конституция РФ, должна была закрепить в статье 97 (часть 3) следующие положения. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Нарушение настоящего положения влечет за собой прекращение полномочий депутата. И далее полномочия депутата прекращаются досрочно в следующих случаях.

Судья Конституционного Суда РФ Т.Г. Морщакова в своем Особом мнении на Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 1996 г. N 21-П отмечает, что представительные органы власти, кроме того, не могут быть освобождены в течение срока легислатуры и от обязанностей по обеспечению должного персонального состава депутатского корпуса. Лишение депутатского мандата допустимо в двух случаях, если необходимо обеспечить его привлечение к уголовной, а также налагаемой в судебном порядке.

В Особом мнении судьи М.В. Баглая, к Постановлению Конституционного Суда РФ от 24 декабря 1996 г. N 21-П, представлено, что процедура лишения депутатского мандата является громоздкой и редко применяемый на практике, характерной преимущественно для тоталитарных государств в прошлом и настоящем. В демократических государствах он мог бы только вести к нарушению стабильности результатов выборов и служить, при определенных обстоятельствах, инструментом борьбы против политического меньшинства.

Не допускается ситуация, когда реализуется политическое нивелирование меньшинства со стороны крупной (правящей) партии в Государственной Думе.

В заключение представленной статьи я обращаюсь к практике Европейского Суда по правам человека и постараюсь проследить данную процедуру — лишения депутатского мандата, на примерах данного суда.

Европейский Суд по правам человека формулирует порядок рассмотрения и принятия решения по лишению депутатского мандата (лишение депутатской неприкосновенности). Данный алгоритм выполняется при наличии транспарентной процедуры лишения мандата на законодательном уровне, критериев лишения мандата (Постановление ЕСПЧ от 08.07.2008 по делу «Карт против Турции»).

До избрания депутата в Государственную Думу, публичные органы в лице (Генеральной прокуратуры и Следственного комитета) или судебных органов, в случае, неопределенности в отношении отдельных депутатов инициируют проверку, но при наличии достаточных оснований (подозрений).

Парламентский иммунитет служит законной цели, а именно обеспечению полной независимости депутатов и самого парламента. Разбирательство, возбужденное против депутата, может воспрепятствовать деятельности парламента и помешать его работе. С точки зрения преследуемой законной цели не имеет значения характер события, вызвавшего разбирательство (в настоящем деле, депутат занимался предпринимательской деятельностью). Однако исключения, сопутствующие парламентскому иммунитету, законны только в том случае, если они связаны с работой депутата и составляют не личную привилегию, а принцип политического законодательства, направленный на защиту не индивидуума, а функции, которую он или она исполняет. Само по себе правило, обеспечивающее абсолютный иммунитет, не может считаться выходящим за пределы усмотрения, которым располагают государства при ограничении доступа граждан к правосудию. Парламентский иммунитет является элементом публичной политики, обязывая судебные органы (правоохранительные органы) учитывать его в своей деятельности, причем действия, противоречащие этому правилу, являются недействительными.

В российском законодательстве (я обращаю внимание именно в Конституции РФ, поскольку депутаты на федеральном уровне при досрочном лишении своих полномочий подчиняются Конституции, а не федеральному закону) не урегулированы вопросы лишения депутатского мандата. Отсутствуют правовые положения (критерии), определявшие условия, при которых возможно лишение депутатского мандата. По-видимому, критерии были в первую очередь политическими (с точки зрения, нивелирования оппозиции, личной мести). В российских реалиях отсутствие ясно определенных критериев, регулирующих прекращение лишения депутатского мандата, лишают заинтересованную сторону —средств защиты своих прав (Постановление ЕСПЧ от 08.07.2008 по делу «Карт против Турции»).

Еще раз повторюсь, неопределенность процесса принятия решения, отсутствие объективных критериев (лишения депутатского мандата) лишают депутата на федеральном уровне средств защиты своих прав, а также представляют собой вмешательство в право заявителя на доступ к правосудию (статья 6 «Право на справедливое судебное разбирательство» Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950).

Права, гарантированные статьей 3 «Право на свободные выборы» Протокола № 1 к Конвенции, присущие понятию действительно демократической системы, будут иллюзорными, если заявитель могут в любой момент быть произвольно их лишены (Постановление ЕСПЧ от 19.10.2004 по делу «Мельниченко против Украины»). Отсутствие какого-либо основания особой значимости для демократического порядка (нелегитимность процедуры со стороны публичной власти в отсутствии четких критериев и конституционных оснований), которое могло бы оправдать незамедлительное лишение депутатского мандата, нарушает сущность прав депутата Федерального Собрания, гарантированных статьей 3 Протокола № 1 к Конвенции (Постановление ЕСПЧ от 15.06.2006 по делу «Ликурезос против Греции»).

В Конституции РФ, должен быть закреплен порядок досрочного прекращения депутата на федеральном уровне своих полномочий. Иначе, образуется ситуация правовой неопределенности, в которой публичная власть будет использовать данный правовой вакуум в своих интересах (политическая рента). Причем, данная ситуация является характерной для тоталитарных государств в прошлом и настоящем. В демократических государствах данная процедура (правовой неопределенности) привела бы к нарушению стабильности результатов выборов.

www.kodeks.ru