Оформление в муниципальную собственность бесхозяйного имущества

Оформление в муниципальную собственность бесхозяйного имущества

Рекомендации по признанию права муниципальной собственности

1. ст. 225 ГК РФ: бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, собственник которой неизвестен, либо отказался от права собственности.

Сам по себе факт прекращения владения и пользования недвижимым имуществом («брошенное имущество») не означает отказа от вещи в смысле ст. 225 ГК РФ!

Такой отказ предполагает письменное заявление. Публичные собственники не вправе отказаться от права собственности в общем порядке

2. Отказ от собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении имущества до тех пор, пока право собственности на него не приобретено другим лицом (ст. 236 ГК РФ). Т.е. круг объектов, на которые распространяются требования ГК РФ о бесхозяйном имуществе, гораздо Уже чем это принято считать на практике

3. Системное толкование норм права позволяет утверждать — действия, направленные на признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, есть право, а не обязанность органов местного самоуправления.

4. Постановка бесхозяйного недвижимого имущества на временный учет и последующее судебное признание права муниципальной собственности на это имущество – юридически самостоятельные действия.

Т.е. после постановки имущества на временный учет может не последовать признание права на это имущество. Основание для снятия имущества с временного учета — только госрегистрация права собственности на объект.

5. Ни ст. 225 ГК РФ, ни Положение о принятии на учет бесхозяйных вещей не определяют тип МО, которые вправе/должны осуществлять действия по постановке на учет и признанию права собственности на бесхозяйное имущество. Решение данного вопроса — только с учетом норм Закона № 131-ФЗ.

6. Юридически допустимы и на практике возможны ситуации, когда постановка на учет и действия по признанию права осуществляются различными МО (к примеру, поселением и районом). Т.е. возможны судебные споры между МО. Полагаем, что в подобных случаях у лица, понесшего затраты по постановке имущества на временный учет и не ставшего собственником этого имущества, возникает право требования возмещения таких затрат по отношению к будущему собственнику.

7. Суды правомерно разделяют 2 этапа установления права собственности на бесхозяйную недвижимость: постановка на временный учет и действия по судебному признанию права собственности. При этом решения о понуждении к действиям по признанию права муниципальной собственности, как правило, судами не выносятся.

8. Судебная практика по делам о понуждении к совершению действий, направленных на постановку на учет, противоречива. Однако имеются судебные решения (как правило, арбитражных судов), в которых в понуждении отказывается в силу диспозитивности нормы ст. 225 ГК. ОМСУ целесообразно знать аргументы судов по таким делам для отстаивания своих интересов.

9. При рассмотрении дел о понуждении к осуществлению действий, направленных на постановку на учет, ОМСУ следует доказывать не только диспозитивность нормы ст. 225 ГК РФ, но и невозможность осуществления таких действий за счет средств местного бюджета, ибо последний предназначен для решения вопросов местного значения.

10. Действия по постановке на учет бесхозяйной недвижимости можно расценивать как госполномочие, не делегированное надлежащим образом. При этом целесообразно ставить перед судом вопрос о привлечении органов госвласти в качестве третьего лица, а также одновременно — о взыскании с государства расходов на осуществление таких действий

11. Исключение могут составлять случаи постановки на учет и признания права собственности на бесхозяйное имущество, которое в силу прямого указания ст. 50 Закона № 131-ФЗ поступает в собственность соотв.-го МО (расходы могут быть включены в местный бюджет как расходы на содержание собственности)

12. С учетом позиции п. 8 рекомендаций – действия по постановке на временный учет бесхозяйного имущества не могут осуществляться ОМСУ поселений (в соотв. с системным подходом делегирование госполномочий по общему правилу осуществляется на уровень муниципальных районов). Исключением м/б случай, указ. в п. 11.

13. Действия по постановке на временный учет – целый комплекс мер – сбор правоустанавливающих документов, технический учет, инвентаризация имущества; следует обращать внимание судов на это, в т.ч. ставя вопрос о правильном и полном содержании резолютивной части решений (в т.ч. необходимость возмещения расходов на совершение указанных действий).

14. С момента постановки на временный учет и до признания права собственности МО, осуществившее действия по постановке на учет, вправе пользоваться этим имуществом. Законодательство не устанавливает правомочий по содержанию такого имущества, выходящих за рамки, необходимые для обычного пользования.

15. Процессуальное зак.-во — рассмотрение дел о признании права собственности на бесхозяйное имущество как в судах общей юрисдикции, так и в арбитраже. Суды общей юрисдикции — в порядке особого производства (заявление, гл. 33 ГПК), арбитражные суды – как правило, в порядке искового производства (иногда — особого как дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ст. 30 АПК РФ)). Более корректно — по гл. 33 ГПК РФ, но ОМСУ вправе самостоятельно избрать способ признания права.

16. При обращении в суд о признании права собственности на недвижимое бесхозяйное имущество не следует ставить вопрос об установлении факта бесхозяйности имущества! (данный факт устан.-ся регистрирующим органом при постановке на временный учет. В суде — лишь вопрос о признании права муниципальной собственности (что должно отражаться в резолютивной части решения).

17. При обращении в суд о признании права муниципальной собственности на движимое имущество ОМСУ одновременно заявляют два требования: о признании факта бесхозяйности имущества и о признании права собственности на это имущество (в резолютивной части решения должно содержаться указание на признание права муниципальной собственности на соответствующий объект). Заявление – одно!

18. Решение суда о признании права является безусловным основанием для регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества, однако не заменяет собой акт госрегистрации права.

www.xn--80aygk.xn--80ajgxi.xn--p1ai

Прокуратура Оренбургской области

Установлен единый порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.11.2013, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 01.08.2014, утвержден единый для Российской Федерации Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами.

Указанный нормативный правовой акт издан в соответствии с Федеральным законом ?О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним? и вступает в силу с 1 января 2015 года.

Согласно положениям статьи 225 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учет является обязательным условием для последующего возможного признания права муниципальной собственности на эту вещь.

Органы прокуратуры, защищая законные интересы граждан, в последние годы уделяют особое внимание вопросам признания права муниципальной собственности на такие социально значимые бесхозяйные вещи как газопроводы, водопроводы, линии электропередачи и т.д., так как их нормальное безаварийное функционирование отвечает интересам граждан и по закону должно обеспечиваться собственниками.

При выявлении бесхозяйного недвижимого имущества такого рода прокуроры, действуя в интересах неопределенного круга граждан, в случае отсутствия надлежащей инициативы со стороны органов местного самоуправления обращаются в суды с заявлениями о понуждении соответствующих органов местного самоуправления к проведению мероприятий по постановке этого имущества на учет.

Поэтому установленный порядок принятия на учет бесхозяйных вещей подлежит реализации и строгому исполнению не только работниками и должностными лицами, осуществляющими государственную регистрацию прав, но и должностными лицами органов местного самоуправления, муниципальными служащими.

В соответствии с утвержденным приказом Порядком принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании соответствующего заявления органа местного самоуправления. Форма заявления содержится в приложении к Порядку.

Если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учет должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на этот объект.

К заявлению прилагается документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, в том числе документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества, а также документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона ?О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним? и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Кроме того, к заявлению прилагается заявление собственника или уполномоченного им на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества и копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности на объект недвижимости.

Заявление предоставляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично, посредством почтового отправления (с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении) либо в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

Необходимые для принятия на учет документы в форме документов на бумажном носителе предоставляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) объекта недвижимости должен быть возвращен заявителю.

Заявление и иные документы, необходимые для принятия на учет объекта недвижимого имущества, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.

Копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости, в форме документов на бумажных носителях принимаются органом, осуществляющим государственную регистрацию права, заверенные подписью должностного лица (с указанием даты, фамилии и инициалов) органа местного самоуправления, а также печатью такого органа и подписью собственника (собственников) (с указанием даты, фамилии и инициалов) отказавшегося от права собственности на объект недвижимого имущества, либо удостоверенные нотариально.

Если такие документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов, они принимаются регистрирующим органом заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса либо должностного лица органа местного самоуправления и собственника (собственников), отказавшегося от права собственности на объект недвижимого имущества.

Получение заявления и прилагаемых к нему документов подтверждается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, распиской либо соответствующей информацией в электронной форме.

Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

При наличии установленных Порядком оснований указанным органом также может быть принято решение о приостановлении, отказе или прекращении постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о чем заявителю направляется соответствующее уведомление.

www.orenprok.ru

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 22 ноября 2013 г. N 701 г. Москва «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»

Комментарии Российской Газеты

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 августа 2014 г.

Регистрационный N 33405

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3081; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 15, 22, 40, 43; N 50, ст. 5244; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 30, ст. 3287; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 48, ст. 5812; 2008, N 20, ст. 2251; N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6219; 2009, N 1, ст. 14; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3611; N 52, ст. 6410, 6419; 2010, N 15, ст. 1756; N 25, ст. 3070; N 49, ст. 6424; 2011, N 1, ст. 47; N 13, ст. 1688; N 23, ст. 3269; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4562, 4594; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7056, 7061; N 50, ст. 7347, 7359, 7365; N 51, ст. 7448; 2012, N 24, ст. 3078; N 27, ст. 3587; N 29, ст. 3998; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7619, 7643; 2013, N 14, ст. 1651; N 19, ст. 2328; N 30, ст. 4072, 4077, 4083, 4084; N 44, ст. 5633) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2015 года.

Министр А. Улюкаев

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 1 (далее — Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами (далее — органы, осуществляющие государственную регистрацию прав).

2. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

3. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием документов, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей;

правовая экспертиза документов;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) о принятии на учет (снятии с учета) бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

II. Представление заявления о постановке на учет объектов недвижимого имущества

4. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет (далее — заявление):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

исполнительного органа государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

Заявление подается по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

5. При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление о постановке на учет подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимости.

6. Если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учет также должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на объект недвижимости.

7. К заявлению прилагаются:

а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе:

— документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;

— документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;

в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.

8. Заявление представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении либо в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, в порядке, установленном Законом для представления заявления о государственной регистрации прав.

9. Необходимые для принятия на учет документы в форме документов на бумажном носителе, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) объекта недвижимости должен быть возвращен заявителю.

Необходимые для принятия на учет документы в форме электронных документов, электронных образов документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего или изготовившего такой документ.

10. Заявление и иные документы, необходимые для принятия на учет объекта недвижимого имущества, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.

При отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, если заявление и иные документы, необходимые для принятия на учет объекта недвижимого имущества, представлены или направлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан уведомить в письменной форме заявителя о возврате приложенных к заявлению документов без рассмотрения с указанием причины такого возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. В случае наличия соответствующего указания в заявлении уведомление и приложенные к заявлению документы выдаются заявителю или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

11. Копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости, в форме документов на бумажных носителях принимаются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, заверенные подписью должностного лица (с указанием даты, фамилии и инициалов) органа местного самоуправления (исполнительного органа государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга), а также печатью такого органа и подписью собственника (собственников) (с указанием даты, фамилии и инициалов), отказавшегося от права собственности на объект недвижимого имущества, либо удостоверенные нотариально.

Если такие документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов, они принимаются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса либо должностного лица органа местного самоуправления (исполнительного органа государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга) и собственника (собственников), отказавшегося от права собственности на объект недвижимости.

12. Заявление и прилагаемые к нему документы, регистрируются в книге учета входящих документов. Заявителю выдается (направляется) расписка в получении документов, представленных для принятия на учет объекта недвижимого имущества, в порядке, установленном Законом для выдачи расписки в получении документов на государственную регистрацию прав.

13. Получение заявления и документов, необходимых для принятия на учет объекта недвижимого имущества, представленных в форме электронных документов, электронных образов документов, подтверждается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном Законом для подтверждения получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов, представленных в форме электронных документов, электронных образов документов.

III. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества

14. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Днем приема заявления и иных документов является день получения таких заявления и документов соответствующим органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, за исключением случая представления заявления и иных необходимых документов одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества.

В случае представления заявления и иных документов одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества днем приема заявления и иных необходимых документов является день внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующем объекте недвижимости.

15. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРП в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона.

16. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него, заявителю и отказавшемуся от права собственности лицу (лицам) выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной настоящим Порядком форме (приложение N 2).

17. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, заявителю выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной настоящим Порядком форме (приложение N 3).

18. Записи о выдаче (направлении) указанных в пунктах 16 и 17 настоящего Порядка сообщений о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества вносятся в книгу учета входящих документов.

IV. Приостановление и отказ в постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Прекращение принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества

19. Принятие на учет объекта недвижимого имущества приостанавливается в случае, если:

— из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;

— в представленных заявителем документах отсутствует заявление собственника (участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;

— представленные сведения не свидетельствуют о том, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;

— ЕГРП содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества, а из представленных заявителем документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременении) права известна заявителю;

— в течение срока, установленного для рассмотрения заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступят документы об аресте или запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества.

В указанных в настоящем пункте случаях принятие на учет объекта недвижимого имущества приостанавливается не более чем на один месяц.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества приостанавливается по заявлению органа местного самоуправления (исполнительного органа государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга), а в случаях принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него — также и по заявлению собственника. В этих заявлениях должны быть указаны причины приостановления и срок, на который принятие на учет объекта недвижимого имущества следует приостановить. В данном случае срок приостановления принятия на учет объекта недвижимого имущества не может быть более 3 месяцев.

20. Наличие в ЕГРП записей об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества на момент подачи заявления в связи с отказом собственника от права собственности на объект недвижимого имущества является основанием для приостановления принятия на учет объекта недвижимого имущества.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, приостанавливает принятие на учет объекта недвижимого имущества и незамедлительно уведомляет об этом орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга) в случае, если из представленных органом местного самоуправления (исполнительным органом государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга) документов не следует, что данному органу известна информация о наличии указанных ограничений (обременений) прав.

При поступлении в процессе рассмотрения заявления документов об аресте или о запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, также приостанавливает принятие на учет данного объекта недвижимого имущества и незамедлительно уведомляет об этом орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга).

Непредставление в течение указанного в уведомлении срока органом местного самоуправления (исполнительным органом государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга) заявления о прекращении принятия на учет объекта недвижимого имущества (при условии отсутствия иных препятствий для принятия на учет объекта недвижимого имущества) в порядке, установленном пунктом 24 настоящего Порядка, не является основанием для отказа в принятии на учет объекта недвижимого имущества.

21. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить заявителю уведомление о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества с указанием со ссылкой на положения настоящего Порядка причин, послуживших основанием для принятия такого решения, в порядке, установленном Законом для направления уведомления о приостановлении государственной регистрации прав. Заявитель вправе представить дополнительные доказательства наличия оснований для принятия на учет объекта недвижимого имущества.

При приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался, уведомление о приостановлении принятия на учет также направляется собственнику (участникам общей собственности) объекта недвижимого имущества.

В случае направления уведомления собственнику объекта недвижимого имущества (участникам общей собственности, если объект недвижимости находится в общей собственности) в нем дополнительно указывается, что целью его направления является необходимость письменного подтверждения собственником своего отказа от права собственности на объект недвижимого имущества.

22. В принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано, если:

собственник объекта недвижимости представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (в собственность);

собственник представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о том, что им ранее не совершались действия, направленные на отказ от права собственности, и (или) он не выражал волеизъявления об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;

в течение указанного в уведомлении о приостановлении срока собственник объекта недвижимого имущества не представит никакого письменного сообщения (заявления) или организация связи сообщит о невозможности вручения уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному в нем адресу и, кроме того, орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга) также не представит составленного в письменной форме заявления собственника об отказе от права собственности;

по истечении срока, указанного в заявлении о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, лицо, ходатайствовавшее о приостановлении, не представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление об устранении указанных им ранее причин;

от права собственности на объект недвижимости отказались не все участники общей собственности;

в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных заявителем дополнительных доказательств не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта.

23. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в принятии на учет направить заявителю сообщение об отказе в принятии на учет объекта недвижимого имущества с указанием со ссылкой на положения настоящего Порядка причин, послуживших основанием для принятия такого решения, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 20 Закона.

24. Принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного прекращается при получении органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, до внесения в ЕГРП записи о принятии объекта недвижимого имущества на учет либо до отказа в принятии на учет объекта недвижимого имущества от органа местного самоуправления (исполнительного органа государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга) заявления о прекращении принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного.

V. Снятие с учета объектов недвижимого имущества

25. Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае:

государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом;

принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение;

государственной регистрации права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет;

государственной регистрации права собственности на данный объект в силу приобретательной давности.

26. В случае снятия объекта недвижимости с учета в качестве бесхозяйного в связи с государственной регистрацией права муниципальной (государственной) собственности в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации 2 (далее — ГК) объект недвижимого имущества считается снятым с учета с момента государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности.

27. Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (пункт 3 статьи 225 ГК). В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента внесения в ЕГРП записи о снятии его с учета.

28. В случае снятия объекта недвижимости с учета в качестве бесхозяйного в связи с государственной регистрацией права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет, объект недвижимого имущества считается снятым с учета с момента государственной регистрации права собственности на него указанного лица.

29. Государственная регистрация права собственности на принятый на учет в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества за каким-либо лицом в силу приобретательной давности может быть осуществлена независимо от даты принятия на учет этого объекта. В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента регистрации права собственности на него в силу приобретательной давности (пункт 1 статьи 234 ГК).

30. После государственной регистрации права собственности (за исключением права муниципальной (государственной) собственности) на объект недвижимого имущества орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о снятии данного объекта с учета обязан направить в соответствующий орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга) уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета с указанием оснований снятия объекта недвижимого имущества с учета в порядке, установленном пунктом 2 статьи 13 Закона, для уведомления собственника о проведенной государственной регистрации ограничений (обременении) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц не по инициативе собственника.

31. В случае проведения государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимого имущества орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить собственнику, отказавшемуся от права собственности на данный объект, уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного и государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на него (с указанием реквизитов вступившего в силу решения суда, на основании которого было зарегистрировано право собственности, а также даты и номера государственной регистрации права собственности) в порядке, установленном Законом для уведомления собственника о проведенной государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю, от права собственности на которые собственник отказался.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3081; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 15, 22, 40, 43; N 50, ст. 5244; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23. ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 30, ст. 3287; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 48, ст. 5812; 2008, N 20, ст. 2251; N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6219; 2009, N 1, ст. 14; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3611; N 52, ст. 6410, 6419; 2010, N 15, ст. 1756; N 25, ст. 3070; N 49, ст. 6424; 2011, N 1, ст. 47; N 13, ст. 1688; N 23, ст. 3269; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4562, 4594; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7056, 7061; N 50, ст. 7347, 7359, 7365; N 51, ст. 7448; 2012, N 24, ст. 3078; N 27, ст. 3587; N 29, ст. 3998; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7619, 7643; 2013, N 14, ст. 1651; N 19, ст. 2328; N 30, ст. 4072, 4077, 4083, 4084; N 44, ст. 5633.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 9, ст. 773, N 34, ст. 4026: 1999, N 28, ст. 3471; 2001, N 17, ст. 1644, N 21, ст. 2063; 2002, N 12, ст. 1093, N 48, ст. 4737, 4746; 2003, N 2, ст. 167, N 52, ст. 5034; 2004, N 27, ст. 2711, N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, 39, 43, N 27, ст. 2722, N 30, ст. 3120; 2006, N 2, ст. 171, N 3, ст. 282, N 23, ст. 2380, N 27, ст. 2881, N 31, ст. 3437, N 45, ст. 4627, N 50, ст. 5279, N 52, ст. 5497, 5498; 2007, N 1, ст. 21, N 7, ст. 834, N 27, ст. 3213, N 31, ст. 3993, N 41, ст. 4845, N 49, ст. 6079, N 50, ст. 6246; 2008, N 17, ст. 1756, N 20, ст. 2253, N 29, ст. 3418, N 30, ст. 3597, 3616, 3617; 2009, N 1, ст. 14, 19, 20, 23, N 7, ст. 775, N 26, ст. 3130, N 29, ст. 3582, 3618, N 52, ст. 6428; 2010, N 31, ст. 4163; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2038, N 49, ст. 7015, 7041, N 50, ст. 7335, 7347, 6954; 2012, N 50, ст. 6963, N 53, ст. 7607, 7627; 2013, N 7, ст. 609, N 19, ст. 2327, N 26, ст. 3207, N 27, ст. 3434, 3459, N 30, ст. 4078, N 44, ст. 5641.

1 Указывается полное наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в винительном падеже с предлогом «в». Если заявление представляется лично в подведомственное Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии государственное учреждение (его филиал), наделенное решением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии полномочиями по приему заявлений на государственную регистрацию, указывается наименование действующего на территории регистрационного округа, в котором расположено указанное государственное учреждение территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

2 Для документов, представленных в форме электронных документов, поля не заполняются.

3 Проставляются подпись специалиста, принявшего и зарегистрировавшего заявление (для заявления, представленного в форме электронного документа, — простая электронная подпись), его фамилия и инициалы.

4 Указывается дополнительная информация (при наличии), например: инвентарный номер объекта, этажность и т.д. Для единого недвижимого комплекса указываются объекты недвижимого имущества, включенные в состав данного единого недвижимого комплекса: наименование (вид), кадастровый (условный) номер, площадь, иная дополнительная информация.

5 Заполняется если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

6 Заполняется в отношении российского юридического лица.

7 Заполняется в отношении иностранного юридического лица.

8 Отчество указывается при наличии.

9 Для лица без гражданства в данной графе указываются слова «лицо без гражданства».

10 Страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) указывается для лица, на которое законодательством Российской Федерации распространяется обязательное пенсионное страхование.

11 Заполняется, если заявление и иные документы представляются заявителем посредством почтового отправления с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении.

12 Полномочия представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления могут быть подтверждены в том числе:

другим предусмотренным федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации документом.

13 Заполняется, если заявление и иные документы представляются заявителем посредством почтового отправления с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении, а также в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Указываются наименование и реквизиты документов, в том числе наименования выдавших их органов (организаций), прилагаемых к заявлению.

14 Указывается дополнительная информация, которую желает сообщить заявитель, например, при представлении заявления в отношении единого недвижимого комплекса указываются сведения, характеризующие единый недвижимый комплекс, в том числе в случаях если единый недвижимый комплекс является таковым, поскольку совокупность составляющих его объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей неразрывно связана технологически, указываются сведения о содержании такой технологической связи.

15 Заполняется нотариусом в случаях, когда подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (пункт 2 статья 16 Закона).

16 Заполняется специалистом, указанным в реквизите 2 формы заявления. В данной графе указываются дополнительные сведения, относящиеся к принятому заявлению (например, отметка о несоответствии приложенных к заявлению документов (количества экземпляров документов), перечню документов, указанному в реквизите 10 заявления; отметка о разъяснении заявителю, что органом, осуществляющим регистрацию прав, принятие на учет будет приостановлено или в принятии на учет ему будет отказано (при выявлении при приеме документов оснований для последующего приостановления или отказа в принятии на учет и отказе заявителя получить расписку в получении документов) и т.п.)

В заявление вносятся сведения на русском языке.

Напротив выбранных сведений в специально отведенной графе проставляется знак:

Заявление в форме документа на бумажном носителе оформляется на стандартных листах формата А4. При недостатке места на одном листе для размещения реквизитов заявление может оформляться на двух и более листах. На каждом листе указывается его порядковый номер. Нумерация листов осуществляется по порядку в пределах всего документа арабскими цифрами. На каждом листе также указывается общее количество листов, содержащихся в заявлении.

При оформлении заявления с использованием компьютерной техники, а также в форме электронного документа, могут быть заполнены строки (элементы реквизита), имеющие отношение к конкретному заявлению. В этом случае строки, не подлежащие заполнению, из заявления могут быть исключены, кроме реквизита 2 (отметки о регистрации заявления), номера и содержание сносок могут не проставляться и не распечатываться.

rg.ru