Как отразить в бухучете субсидию

Налогообложение и бухучет полученных субсидий

Субсидия — помощь, оказываемая государством в форме передачи организациям и предпринимателям денежных средств в обмен на соблюдение ими определенных условий.

Налогообложение полученных субсидий различается в зависимости от их целевого назначения. А назначение субсидий может быть разное — на возмещение части недополученных доходов, на частичное возмещение затрат, на погашение убытков прошлых лет, на развитие собственного дела по государственным программам поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Если вы получали субсидии, то ищите свою ситуацию и рекомендации, как надо поступать.

С полученных субсидий НДС платить не надо

Муниципальное казенное предприятие (МКП) перевозит пассажиров по городу транспортом общего пользования и не платит с этих услуг НДС подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ . При этом МКП получает из городского бюджета следующие виды субсидий на:

  • компенсацию разницы в цене билетов для льготников;
  • частичное возмещение затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров электрическим и автомобильным транспортом;
  • погашение убытков прошлых лет.
  • Какие из этих субсидий включаются в облагаемую базу по НДС?

    : Все указанные в вопросе субсидии не облагаются НДС.

    Первая субсидия представляет собой компенсацию недополученных МКП доходов, которые возникают из-за оказания услуг по льготным тарифа м п. 1.2 Порядка предоставления субсидий, утв. Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 06.02.2012 № 153; п. 2.1 Порядка предоставления субсидий, утв. Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 16.04.2012 № 554 . И в НК прямо сказано, что не учитываются при определении налоговой базы субсидии, которые организация получает из бюджета (в том числе и городского) в связи с тем, что она оказывает отдельным потребителям услуги по льготным цена м п. 2 ст. 154 НК РФ .

    Две другие субсидии — на возмещение затрат и на погашение убытков, возникших из-за применения льготных цен, также не включаются в базу по НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг ) подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ .

    А представитель ФНС предлагает другое обоснование для невключения всех указанных вами субсидий в объект обложения НДС.

    ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

    “ Поскольку предприятие оказывает услуги по перевозке пассажиров и использует льготу по подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, все средства, поступающие из городского бюджета в виде компенсаций и частичного возмещения затрат, НДС не облагаются. Ведь предприятие получает их в рамках своей деятельности — перевозки пассажиров по установленным тарифа м ” .

    По субсидиям на проценты НДС восстанавливать не нужно

    Организация на основании Постановления администрации Ростовской области от 13.05.2009 № 220 получала из федерального бюджета субсидию на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для закупки сельхозсырья для первичной и промышленной переработки.
    Нужно ли восстанавливать НДС и если да, то как это сделать?

    : Восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по сельхозсырью, вы не должны. Ведь эта обязанность возникает только при получении из федерального бюджета субсидий «на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров » подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ .

    Если бы вы получали из бюджета субсидию на возмещение затрат по погашению самого кредита (основного долга), тогда у вас была бы обязанность восстановить НДС по сельхозсырью, приобретенному за счет этого кредита. Ведь в этом случае это сырье было бы оплачено за счет бюджетных средств.

    Вы же получаете из бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредит у приложение № 4 к Постановлению администрации Ростовской области от 13.05.2009 № 220 (утратило силу); Постановление Правительства Ростовской области от 13.01.2012 № 9 . А кредит вы гасите из своих средств. Так что на приобретение сельхозсырья вы потратили свои деньги, а не бюджетные.

    С субсидии на компенсацию недополученных доходов нужно платить налог на прибыль

    Наша транспортная организация получает из бюджета Тульской области субсидии на возмещение части недополученных доходов в связи с перевозкой по регулярным маршрутам (с посадкой и высадкой только в установленных остановочных пунктах) льготных категорий пассажиров (пенсионеров, студентов, детей-сирот и др.).
    Надо ли полученную субсидию отражать на счете 86 «Целевое финансирование»? Какая сумма дохода учитывается в целях налогообложения прибыли?

    : Из действующего в вашей области Порядка предоставления субсидий следует, что ваша организация получает субсидию из областного бюджета в месяце, следующем за месяцем оказания услуг. Для этого вы ежемесячно представляете в министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области отчеты о количестве реализованных единых месячных проездных билетов льготным категориям жителей Тульской области и детям-сирота м пп. 5— 8 Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям. — приложение № 2 к Постановлению Правительства Тульской области от 05.05.2012 № 173 . На основании этих данных вы и определяете сумму недополученных доходов.

    В бухгалтерском учете операции, связанные с получением субсидии и ее расходованием, не нужно отражать по счету 86 «Целевое финансирование». Более того, это даже неправильно, поскольку в ПБУ 13/2000 прямо написано, что оно не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с госрегулированием цен и тарифо в п. 3 ПБУ 13/2000 .

    Полученная из бюджета субсидия — это оплата за оказанные услуги по перевозке с той лишь разницей, что деньги вы получаете не от пассажиров-льготников, а от государства. А выручка — это стоимость перевозки всех пассажиров (и обычных, и льготников) за каждый меся ц пп. 5, 6 ПБУ 9/99 ; Письмо Минфина от 06.09.2007 № 03-07-11/389 . И отражается выручка в бухучете по методу начислени я пп. 6, 12 ПБУ 9/99 .

    Для наглядности приведем пример. Допустим, что общая выручка от перевозки всех пассажиров по регулярным маршрутам — 250 000 руб., в том числе от льготников — 100 000 руб. Из бюджета получена субсидия 100 000 руб. В бухучете надо сделать такие записи.

    В налоговом учете в составе выручки надо отразить стоимость услуг по перевозке всех пассажиров (и обычных, и льготников) по регулярным маршрутам (в нашем примере — 250 000 руб.) пп. 1, 2 ст. 249 НК РФ .

    Возмещение прошлогодних затрат надо включить в доходы

    Организация, занимающаяся инновационной деятельностью, получила субсидию как субъект малого предпринимательства в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 24.09.2010 № 320. Эта субсидия получена из регионального бюджета на возмещение части затрат (в том числе и на приобретение амортизируемого имущества), произведенных за 2 предыдущих года.
    Организация применяет общий режим налогообложения. Включается ли субсидия в налогооблагаемый доход? Надо ли восстанавливать НДС по возмещенным затратам?

    : Для субсидий, полученных на развитие бизнес а статьи 17, 22 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ , гл. 25 НК предусмотрен льготный порядок налогообложения. Он заключается в том, что полученная субсидия в течение 2 календарных лет со дня получения включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии и в сумме этих расходо в п. 4.3 ст. 271 НК РФ . Двухлетнее ограничение не распространяется на случаи приобретения амортизируемого имущества. Потраченную на его покупку субсидию надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу — ежемесячно в сумме начисленной амортизаци и п. 4.3 ст. 271, пп. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ . В то же время рассмотренный льготный порядок налогообложения работает, только если субсидия получена на предстоящие расходы. То есть сначала получили субсидию, а потом стали ее тратить.

    Все зависит от того, на что получены деньги: разные субсидии облагаются по-разному

    В вашем же случае вы сначала израсходовали свои деньги, а потом вам бюджет частично возместил расходы. Как указано в Порядке, на основании которого вам предоставлена субсидия, деньги из бюджета предоставляются единовременно на основании документов, подтверждающих расходы, за 2 предыдущих год а п. 6, подп. 13 п. 9 Порядка, утв. Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 24.09.2010 № 320 . Так что вам придется включить во внереализационные доходы субсидию в полной сумме на дату получени я ст. 250, п. 4 ст. 271 НК РФ . По сути, налог с этой операции у вас получается нулевой. Ведь в предыдущих годах вы уже учли эти расходы в целях налогообложения.

    А вот входной НДС, относящийся к затратам, частично возмещенным вашей организации из республиканского бюджета, восстанавливать не нужно. Ведь в гл. 21 НК четко сказано, что восстанавливать НДС надо при получении субсидии только из федерального бюджет а подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ . И Минфин уже выпустил несколько Писем на этот сче т Письма Минфина от 30.10.2012 № 03-07-11/462, от 23.03.2012 № 03-07-11/78 .

    Субсидия учитывается при расчете минимального налога

    В сентябре зарегистрировался предпринимателем, применяю 15%-ю упрощенку. В октябре получил от центра занятости субсидию на себя (58 800 руб.) и на создание трех рабочих мест (176 400 руб.) — всего 235 200 руб. Сейчас я только все трачу (оплатил аренду за 3 месяца, купил оборудование и др.). Доходов пока нет.
    Я правильно понимаю, что, если у меня по итогам года будет убыток, я не буду платить налог в бюджет? Я ведь потратил субсидию только на то, что согласовано с центром занятости.

    : Нет, вы понимаете неправильно. Дело в том, что упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» платят минимальный налог, есл и п. 6 ст. 346.18 НК РФ :

  • по итогам года получен убыток;
  • сумма исчисленного за год налога при УСНО ((доход – расход) х 15%) окажется меньше суммы минимального налога.
  • Сумма минимального налога рассчитывается так: доходы за год х 1%.

    При этом доходами у упрощенца являются как выручка от реализации, так и внереализационные доходы, к которым как раз и относится полученная субсиди я ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ; Письмо ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@ . И тот факт, что вы ее тратите строго по согласованию с центром занятости, значения не имеет.

    Так что если вы всю субсидию до конца года израсходуете, а доходов у вас не будет, вам придется заплатить в бюджет 2352 руб. (235 200 руб. х x 1%). Причем эту сумму вы сможете включить в расходы по итогам следующего, 2013 г. пп. 6, 7 ст. 346.18 НК РФ

    При получении субсидии вмененщику надо подать декларацию по ОСНО

    Я предприниматель, оказываю населению фотоуслуги, поэтому плачу ЕНВД. В сентябре получил субсидию от центра занятости на открытие своего дела. Сейчас уже всю потратил.
    За III квартал представил в налоговую инспекцию декларацию по ЕНВД и заплатил налог. Но там меня предупредили, что когда буду сдавать декларацию по ЕНВД за IV квартал, то нужно сдать еще и декларацию по НДФЛ. Потому что им пришла информация из центра занятости, что я получал субсидию. А это уже доход не по «вмененной» деятельности.
    Я ничего не понимаю, вот это помощь малому бизнесу? Мне что, еще и НДФЛ придется платить?

    : Не переживайте, НДФЛ вам платить не придется. Проблема в том, что ФНС и Минфин считают: в рамках «вмененной» деятельности можно учесть только субсидии, полученные на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам. Если же плательщик ЕНВД получает субсидию на развитие бизнеса, то, по мнению контролирующих органов, ее нельзя учесть как доход от «вмененной» деятельности, даже если она полностью израсходована на эту деятельность. А значит, эта субсидия должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНО Письма Минфина от 17.01.2012 № 03-11-11/3; ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@ .

    Но при этом по нормам гл. 23 НК РФ доход в виде субсидии облагается в особом порядке: по мере использования субсидия одновременно отражается в доходах и расходах на дату произведения расход а п. 3 ст. 223 НК РФ . А при приобретении амортизируемого имущества израсходованную на его покупку субсидию надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу — ежемесячно в сумме начисленной амортизаци и п. 3 ст. 223, пп. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ . Так что если вы всю субсидию в 2012 г. истратили, то НДФЛ вам платить не нужн о Письмо Минфина от 17.01.2012 № 03-11-11/3 .

    Таким образом, по итогам 2012 г. вам, кроме декларации по ЕНВД за IV квартал, придется подать декларацию 3-НДФЛ и отразить в ней потраченную сумму субсидии и в расходах, и в доходах. В результате налоговая база будет равна нулю и НДФЛ не нужно будет платить.

    Но учтите один момент. Чтобы доказать целевое использование субсидии, вам необходимо вести учет расходов, произведенных за счет субсидии. При этом записывать расходы, оплаченные за счет субсидии, вы можете в любой удобной форме. Если хотите, то можете это делать в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций, разработанной Минфином для предпринимателей, применяющих общий режим налогообложени я утв. Приказом Минфина № 86н, МНС № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 .

    glavkniga.ru

    Какими проводками отразить в бухучете получение субсидии

    Вопрос-ответ по теме

    Нам как сельхозтоваропроизводителям была перечислена субсидия по несвязанной поддержке. Хотелось бы узнать какими проводками это отразить в бух. учете и есть ли срок использования этой субсидий, что бы не пришлось ее возвращать ?

    Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:

  • текущих расходов и расходов
  • Проводки в зависимости от целей и условий предоставления субсидии представлены ниже в рекомендации.

    Сроки и условия возврата субсидии устанавливает бюджет, кто предоставляет вам субсидию.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

    Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

    Организация может получить средства целевого финансирования в виде:

    Государственная помощь

    Государственная помощь может быть предоставлена в виде:

  • субсидий;*
  • бюджетных кредитов;
  • прочих форм государственной помощи. К ним, в частности, можно отнести имущественную поддержку малого и среднего бизнеса, когда организациям предоставляется имущество, например, оборудование, материалы, на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
  • Бухучет

    Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:*

    • капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);
    • текущих расходов.
    • В первом случае предоставление государственной помощи может сопровождаться дополнительными условиями, такими как:

    • ограничение приобретения определенных видов активов;
    • конкретное местонахождение приобретаемых активов;
    • установленные сроки приобретения и владения активами.
    • К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов. При этом для целей бухучета не признаются государственной помощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:

    • государственного регулирования цен и тарифов;
    • применения соответствующих правил налогообложения прибыли (например, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов);
    • полученных бюджетных инвестиций (в частности, участие государства в формировании уставного капитала организации, например, унитарных).
    • Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:

    • денежных средств;*
    • другого имущества (например, основных средств, материалов).
    • Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000.

      При отражении в бухучете государственной помощи (кроме бюджетных кредитов) возникают три группы операций:*

      Информацию о средствах, полученных из бюджета, организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности (Бухгалтерском балансе). Порядок раскрытия такой информации прописан в разделе IV ПБУ 13/2000. Данные о характере использования целевых средств коммерческие организации должны отразить в Отчете о целевом использовании средств и Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках. Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности.*

      Поступление государственной помощи

      В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:*

    • по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
    • по мере фактического получения ресурсов.
    • Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.

      В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:*

    • имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
    • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
    • Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.

      При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:*

      Дебет 76 Кредит 86
      – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

      По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):*

      Дебет 51 (08, 10. ) Кредит 76
      – отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

      Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

      Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:*

      Дебет 51 (08, 10. ) Кредит 86
      – отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

      Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.

      Например,* такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.

      Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

      Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:*

      Дебет 76 Кредит 91-1
      – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

      Дебет 51 Кредит 76
      – отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

      Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.

      Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ). Подробнее об этом см. Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг)

      Использование государственной помощи

      Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету (ст. 38 и п. 3 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).*

      Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

      Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:*

      В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.

      В частности, при приобретении за счет государственной помощи основных средств, подлежащих амортизации (после отражения на счете 01 в общем порядке), в учете сделайте проводку:

      Дебет 86 Кредит 98-2
      – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

      Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):

      Дебет 20 (23, 25, 26. ) Кредит 02
      – начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

      Дебет 98-2 Кредит 91-1
      – учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.

      Такие правила предусмотрены пунктом 9 ПБУ 13/2000.

      Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.*

      При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки.

      При использовании государственной помощи на приобретение материалов:

      Дебет 10 Кредит 60
      – оприходованы материалы;

      Дебет 86 Кредит 98-2
      – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

      Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10
      – списаны в производство материалы;

      Дебет 98-2 Кредит 91-1
      – учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

      При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:

      Дебет 86 Кредит 98-2
      – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);

      Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,...)
      – начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);

      Дебет 98-2 Кредит 91-1
      – учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).

      Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.

      Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86, нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено.* Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 9 ПБУ 13/2000.

      Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

      * Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

      www.26-2.ru

      Как отразить в бухучете субсидию

      На сегодняшний день субсидии являются весьма востребованной и популярной формой поддержки предпринимательства. О том, как их правильно отразить в учете и как рассчитать налоги в связи с получением субсидии в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, мы и поговорим в этот раз.

      Что же такое субсидия?

      Величина, а также порядок выделения субсидий предпринимателям устанавливается субъектами Российской Федерации.

      Итак, все условия выполнены и – УРА! – нам выделена субсидия. Как же нам с ней дальше быть?

      Для начала рассмотрим порядок бухгалтерского учета, полученных субсидий.

      Бухгалтерский учет субсидий

      Субсидия всегда имеет целевое финансирование. Отсюда вытекает, что проводки должны «крутиться» около счета 86 «Целевое финансирование».

      В бухгалтерском учете субсидий возникает три группы операций:

      — возврат неиспользованной субсидии.

      В зависимости от выполнения условий предоставлению бюджетных средств организация может отражать средства субсидии двумя путями (пункт 7 ПБУ 13/2000).

      1. По мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам. Данный вариант используется, если имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены и имеется уверенность, что указанные средства будут получены. В данном случае задолженность по субсидии отражается на момент заключения договора или принятия и публичного объявления решения и т.п. и делаются проводки:
      2. По мере фактического получения ресурсов
      3. 1.Налог на прибыль
      4. 2.УСН и ЕСХН
      5. 3.ЕНВД

      Полученные средства учитываются на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия полученных средств будут выполнены (п. 12, п. 7 ПБУ 13/2000 и инструкция к плану счетов).

      Например, организация получила средства на строительство производственного помещения, но есть сомнения в том, что строительство будет доведено до конца.

      Если субсидия предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах (п. 10 ПБУ 13/2000), то отражаем ее следующим образом:

      Использовать средства субсидии организация обязана по строго целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету.

      Средства субсидии, направленные на финансирование капитальных расходов , списываются в следующем порядке:

      Если приобретенный актив не амортизируется , то целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при принятии к учету. А далее в течение срока признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления средств бюджетом, указанные суммы относятся в состав прочих доходов.

      Порядок отнесения целевых средств в состав прочих доходов законодательно не закреплен. Поэтому организация может сама его разработать и закрепить в учетной политике.

      Использование субсидии на финансирование текущих расходов (приобретение материалов, выплата заработной платы) отражается в периодах, когда такие затраты признаны.

      Вариант отражения операции по возврату средств субсидии зависит от:

      — момента, когда возникло обязательство по возврату полученной субсидии;

      — метода, которым отражено поступление государственной помощи.

      Если организация отразила поступление субсидии по мере возникновения целевого финансирования (первый вариант) и обстоятельства, ставшие причиной возврата, возникли в году получения субсидии, то организация должна сторнировать все проводки, связанные с поступлением и использованием субсидии. Все кроме проводки по фактическому получению субсидии (Дебет 51 Кредит 76). Когда произойдет фактический возврат субсидии, то делаем проводку:

      Дебет 76 Кредит 51 (08, 10 …) – возврат ранее полученной субсидии

      Если организации в текущем году необходимо вернуть субсидию, полученную в предыдущие году, то действуем по следующей схеме:

      Налогообложение полученных субсидий

      Субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включаются в налогооблагаемые доходы. При этом они включаются не единовременно, а пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки.

      Например, мы получили субсидию в мае 2014 года в размере 300 000 рублей

      В июне мы потратили 37 000 рублей на приобретение мебели.

      Таким образом, по итогам второго квартала в база по налогу на прибыль в части субсидии (не путайте с общей базой по налогу на прибыль!) у нас составит 0 рублей. Так как мы покажем в расходах 37 000 рублей и в доходах соответственно тоже только 37 000 рублей.

      Такие средства должны быль полностью включены в налоговую базу в течение двух налоговых периодов. Поэтому если вы к концу второго года не успели израсходовать всю сумму субсидии, остаток вам все равно придется обложить налогом.

      Описанные порядок не действует в случае если за счет субсидии организация покупает амортизируемое имущество. Такая субсидия включается в доходы по мере начисления амортизации (п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273 НК РФ)

      Средства субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленных за ее счет (в данном случае числовой пример может быть аналогичен налогу на прибыль), но не более двух налоговых периодов с даты ее получения. Если по окончании второго налогового периода не вся сумма субсидии израсходована, то разницу между полученной и признанной субсидии придется признать в качестве дохода по окончании второго года п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17).

      При УСНО данный порядок применяется как при объекте «доходы минус расходы», так и при объекте «Доходы». Но при этом организации должны вести учет потраченных сумм субсидии.

      Расходы на приобретение основных средств учитываются в составе расходов при определении налоговой базы с момента ввода этих объектов в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового периода) в размере оплаченных сумм.

      Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются для целей налогообложения (при УСНО) на дату реализации товаров.

      Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход. А средства государственной помощи в общем случае выходят за рамки деятельности облагаемой ЕНВД. Поэтому при поступлении и использовании такого имущества организация должна применять правила, общеустановленный порядок, либо в порядке и на условиях предусмотренных главами 26.1 и 26.2 НК РФ.

      Таким образом, субсидия (если речь не идет о возмещении недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг по ценам, регулируемых государственными и муниципальными органами власти) не являются доходов, полученным от осуществления предпринимательской деятельности, переведенной на ЕНВД

      Поэтому данная сумма подлежит налогообложению налогом на прибыль (налогом на доходы физических лиц, ЕСХН или УСН)

      Подробнее об этом можно прочитать:

      — Письмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@

      — Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66

      www.dvmb.ru