Способы раскрытия преступления

Новые методы раскрытия преступлений

При правильном подходе можно не только увеличить раскрываемость громких преступлений, но и обеспечить сильную доказательную базу для судебных слушаний.

В действиях российских правоохранительных органов по раскрытию так называемых громких убийств наметился некоторый прогресс. Во всяком случае, есть неоспоримые подвижки в области методологии. Сколь эффективны эти методики — зависит от задач, которые призвана решать построенная на этих методиках работа.

С совсем небольшим интервалом, практически одновременно, представителями правоохранительных органов были сделаны два заявления. Сначала в процессе своей поездки по Дальнему Востоку лидер партии «Единая Россия» и по совместительству министр внутренних дел Борис Грызлов заявил, что найден человек, виновный в убийстве генерала Гамова. Им оказался убитый в Южной Корее за несколько дней до заявления российский криминальный авторитет Василий Наумов. И, соответственно, что следует из заявления министра, убийство можно считать раскрытым.

Оставим в стороне политическую пользу таких заявлений и невероятную раскрываемость тяжких преступлений накануне выборов и на фоне постоянных разговоров о неэффективности правоохранительной системы. Здесь, собственно, ничего нового нет. Затем по поводу убийства Сергея Юшенкова выступает известный заместитель генерального прокурора г-н Колесников и делает открытие по методу эффективной профилактики заказных убийств. В том плане, что, вообще-то, воровать надо меньше, тогда и убивать не будут. Спорить с г-ном Колесниковым — дело непростое, особенно учитывая его способность выносить приговор и объявлять различных людей преступниками еще до всякого суда. Что же касается самого убийства, то и здесь руководством МВД и прокуратуры почти сразу был назван подозреваемый и даже мотив — месть за отца. Чуть позже появляется информация о том, что задержанный психически не совсем здоров. Потом выясняется, что подозреваемый ни при чем, но для найденного метода это уже не так важно. Как не важно и то, что объявление о задержании подозреваемого появляется аккурат к заслушиванию в Думе руководителей правоохранительных ведомств. Никто же не думает всерьез, что главы важнейших силовых структур так переживают по поводу выступления перед народными избранниками. Это, скорее, из области политеса. Будут депутаты ставить вопрос об отставке министра внутренних дел, не будут. Ну не они решают этот вопрос на самом деле, так что задержание подозреваемого к думскому выступлению — не какая-то там страховка, а скорее что-то вроде перформанса на тему предстоящих выборов. Да и так называемая общественность — категория в отсутствие гражданского общества достаточно аморфная — вполне готова к тому, что подобные дела, как правило, реально не раскрываются.

Так что и для нее, родимой, можно уже особо и не стараться. Но сама предлагаемая методика поиска виновного среди мертвых и недееспособных по болезни весьма перспективна.

Способы сократить количество нераскрытых преступлений были и ранее. В советские времена часть «глухих» дел вешали на уже арестованных или отбывающих срок.

Что называется, по договоренности. Либо это не добавляло срока из-за поглощения более легкой статьи более тяжелой, либо улучшались условия содержания, либо уговаривали с помощью сильного убеждения физиологическим методом (это, конечно, и сегодня стоит на вооружении). В общем, работа велась.
Сегодня, как выясняется, открываются новые возможности, что особенно важно с учетом большого количества резонансных преступлений и крайне малого результата по их раскрытию. Два упомянутых выше случая служат достаточно убедительной иллюстрацией. В одном случае, по словам представителей правоохранительных органов, убийство совершил гражданин, уже не живущий на этом свете, во втором (пусть только предположительно, важна идея) — гражданин неправоспособный по закону в силу своего заболевания. Согласитесь, что получения полноценного по всей юридической процедуре признания в этой ситуации уже не требуется. Никаких перекрестных допросов, опровержений показаний свидетелей обвинения, подтвержденного алиби и т. п. В общем, полезная идея.

Развивая это направление, можно к покойным и неправоспособным по здоровью в перспективе прибавить и глухонемых, особенно с недостаточным знанием русского языка.

Преимущества те же самые. В конце концов, может, вовсе и не Герасим утопил Муму. Но, будучи глухонемым, он так и не смог достаточно внятно доказать свою невиновность.

m.gazeta.ru

Основы раскрытия преступлений

Сущность раскрытия преступлений

В соответствии со ст. 2 Закона об ОРД раскрытие преступлений является одной из задач оперативно-розыскной деятельности.

Это одно из основных направлений деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью.

Раскрытие преступлений представляет собой осуществление оперативными подразделениями ОВД и аппаратами предварительного следствия в пределах их компетенции оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по обнаружению признаков преступлений, установлению лиц, их совершивших, и принятию к ним мер в соответствии с законом.

Таким образом, деятельность по раскрытию преступлений включает в себя три элемента:

1. Своевременное обнаружение признаков совершения преступления.

Основным источником информации о совершенных преступлениях являются потерпевшие и очевидцы, которые сообщают об этом в дежурные части органов внутренних дел.

Среди населения проводится постоянная работа по ознакомлению с порядком приема, рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях.

Важнейшим условием обеспечения быстрого и полного раскрытия преступлений является полная и своевременная их регистрация независимо от общественной опасности, решительная борьба с укрытием их от учета.

Значительное число преступлений носит латентный (скрытый) характер, поэтому для их выявления требуется проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с привлечением негласных сотрудников.

2. Установление, обнаружение лиц, совершивших неочевидные преступления.

Необходимость решения указанной задачи возникает тогда, когда преступнику удалось скрыться в многоликой массе людей.

По своей сути деятельность по установлению преступника — это процесс познания, процесс поиска.

Что же является предметом познания в процессе деятельности по установлению преступника? Из самого вопроса следует, что объектом поиска и познания анализируемой деятельности является преступник.

Однако нельзя считать объектом познания, поиска только личность преступника.

Ведь преступник — это лицо, совершившее деяние, которое является преступлением.

Оперативно-розыскная и криминалистическая характеристики преступления включает в себя ряд элементов, которые по существу являются обстоятельствами, требующими установления по уголовному делу (время, место, способ и др. обстоятельства совершения преступления).

Их тоже надо устанавливать, выявлять оперативному работнику.

Таким образом, предметом познания в ходе деятельности по установлению, выявлению преступника являются: личность преступника; мотив, цель совершения преступления; предмет преступного посягательства; средства достижения преступной цели; механизм и последствия преступления.

Работая по обнаружению преступника, оперативный работник выявляет и другие сведения, обстоятельства, которые позволяют мысленно воссоздать целостную картину преступления, способствуют выявлению преступника и впоследствии его изобличения (приметы, способы передвижения, оставленные следы и т.д.).

Деятельность по установлению преступника, выделение его из массы других людей и распознание обусловлены некоторыми закономерностями.

Во-первых, преступник индивидуален.

Никогда не было и нет двух одинаковых во всех отношениях людей.

Каждый человек индивидуален, неповторим.

Это дает возможность оперативному работнику выделить преступника из массы других людей.

Во-вторых, относительная устойчивость признаков преступника, как объекта познания.

Все объекты материального мира находятся в состоянии непрерывного изменения.

Этот процесс в большей мере касается одних и в меньшей мере других признаков.

Что касается преступника, то в большей степени может измениться его внешний облик (одежда, прическа, борода, усы и др.).

В меньшей степени такие характеристики, как рост, телосложение, особые приметы — шрамы, родимые пятна и т. д.

Практически всю жизнь остаются неизменными — тип лица, папиллярные узоры пальцев рук и т. д.

В-третьих, преступление, как любое событие, явление материального мира связано с образованием изменений в окружающей действительности.

При совершении преступлений образуются следы, которые содержат информацию о происшедшем (кто оставил след, время совершения преступления, способ и т. д.).

Следы являются носителями информации, имеющей значение для установления преступника.

Оперативный работник, выезжая на место происшествия, должен вместе со следователем, экспертом обнаружить эти изменения, отыскать следы, найти источники новой информации для поиска преступника.

В-четвертых, все элементы оперативно-розыскной характеристики преступления (преступник, цель и мотив преступления, предмет посягательства, средства достижения преступной цели, механизм и последствия преступления) находятся во взаимосвязи и взаимообусловлены.

Это позволяет оперативному работнику устанавливать неизвестные обстоятельства преступления, опираясь на знания об известных, находящихся в закономерной связи с первыми.

Например, пулевое ранение на трупе по делу об убийстве дает основание сделать вывод об орудии преступления.

Исчезновение из квартиры убитого денег и ценностей дает основание сделать вывод о корыстном мотиве преступления.

Исчезновение из квартиры крупногабаритных вещей дает основание предполагать, что преступников было двое или трое.

3. Обеспечение процесса доказывания или оперативное сопровождение расследования уголовных дел являются третьим элементом деятельности по раскрытию преступлений.

Сотрудник оперативного подразделения, проводя совместно со следователем или самостоятельно по его поручению неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по делам, находящимся в производстве следователя, обеспечивает благоприятные условия для полного, всестороннего и объективного установления обстоятельств преступления, выявления всех лиц, причастных к его совершению.

Сведения, полученные сотрудником оперативного аппарата, используются следователем для установления личности преступника, выявления свидетелей, вещественных доказательств.

Это расширяет осведомленность и информированность следователей, создает предпосылки для успешного расследования преступлений.

Раскрытие преступлений должно осуществляться быстро и полно.

Быстрое раскрытие означает, что моменты обнаружения факта преступления и его раскрытия должны быть максимально сближены.

Увеличение этого разрыва во времени затрудняет задержание виновных, сбор доказательств и нередко позволяет преступникам оставаться безнаказанными.

Однако быстрота не означает поспешность, так как поспешность ведет к неполному исследованию всех обстоятельств преступления.

Быстрое и полное раскрытие преступлений достигается благодаря организационным мерам, обеспечивающим своевременный ввод в действие сил и эффективное использование средств и методов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Организационные основы раскрытия преступлений

Как показывает практика, раскрытие преступлений одними лишь силами следственных аппаратов и уголовного розыска затруднительно.

Организация комплексного использования сил и средств служб органов внутренних дел при раскрытии преступлений возлагается в масштабе субъекта Российской Федерации на министров внутренних дел республик, начальников ГУВД, УВД краев, областей, а в городах и районах — на начальников городских, районных органов внутренних дел.

Руководители ОВД должны организовать работу так, чтобы с момента поступления информации о преступлении до его раскрытия все службы и подразделения четко знали и выполняли возложенные на них обязанности.

Работа по раскрытию преступлений — это комплекс мер, который позволяет быстро реагировать на сообщения о преступлении, проводить поисковые, оперативные мероприятия по установлению преступника.

Должная организация работы по раскрытию преступлений обусловлена решением ряда задач.

Прежде всего, необходимо обеспечить оперативно-тактическую готовность ОВД к реагированию на сигналы о совершенных преступлениях, которая предусматривает: а) создание надежных каналов поступления информации о преступлениях; б) принятие мер по немедленному реагированию на такие сигналы с целью пресечения совершаемых преступлений; обеспечения охраны места происшествия; перекрытия возможных путей отхода лиц, совершивших преступление; блокирования мест их укрытия и задержания; в) создание дежурных следственно-оперативных групп, которые обеспечивают немедленное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по «горячим следам».

Следственно-оперативная группа формируется в составе следователя (старший группы), сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, участкового уполномоченного милиции, инспектора-кинолога со служебно-розыскной собакой; г) организацию выезда на место происшествия следственно-оперативной группы, обеспечив ее средствами связи, криминалистической техникой и транспортом для доставки к месту происшествия и обратно; д) разработку типовых вариантов действий сотрудников ОВД при поступлении сигналов о совершении различных преступлений; е) обеспечение возможности бесперебойного использования оперативнорозыскных учетов; ж) обеспечение возможности маневрирования имеющимися силами и средствами.

В деятельности по раскрытию преступлений большое значение имеет организация взаимодействия аппаратов уголовного розыска, следственных и иных подразделений.

Такое взаимодействие основывается на следующих принципах:

  • персональная ответственность следователя, руководителей оперативных подразделений за проведение и результаты следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий;
  • самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
  • самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности в рамках действующего законодательства;
  • согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
  • непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по уголовному делу.
  • Эффективная работа по раскрытию преступлений невозможна без решения задачи, связанной с организацией постоянного оперативного наблюдения за лицами, состоящими на учете в ОВД.

    Для этой цели подбираются лица, изъявившие желание оказывать содействие органам внутренних дел.

    Из лиц, содействующих конфиденциально, формируется негласный аппарат, который ориентируется на выявление лиц, склонных к совершению преступлений или их совершающих.

    Активная поисковая работа проводится в местах концентрации преступников, в местах возможного сбыта похищенного.

    Для решения указанных задач могут привлекаться и силы общественности.

    Организация должного контроля за раскрытием преступлений — также одна из задач руководителей органов внутренних дел, которые обязаны:

  • контролировать незамедлительное реагирование дежурной части на сообщения о совершенных преступлениях, своевременное и качественное проведение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления по «горячим следам»;
  • лично выезжать на место происшествия по тяжким или иным преступлениям в зависимости от характера и обстоятельств их совершения.
  • При возвращении СОГ изучать собранные материалы, давать указания (без вмешательства в процессуальную деятельность следователя) по организации раскрытия преступления, утверждать согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

  • заслушивать отчеты руководителей и сотрудников служб, привлеченных к раскрытию преступлений (по линии следствия и дознания — по вопросам, не связанным с процессуальной деятельностью);
  • ежеквартально подводить итоги и оценивать результаты взаимодействия сотрудников и служб в раскрытии преступлений.
  • Содержание деятельности по раскрытию преступлений

    Деятельность по раскрытию преступлений условно можно разделить на три этапа: работа по горячим следам, первоначальные и последующие оперативно-розыскные мероприятия по установлению и задержанию преступника.

    В достижении эффективных результатов раскрытия преступлений большое значение имеют действия по горячим следам.

    Практика убедительно свидетельствует о том, что если раскрытие преступлений по горячим следам организовать правильно, то реальна возможность установить и задержать преступника впервые же сутки после совершения преступления.

    В оперативно-розыскной деятельности термин «раскрытие преступлений по горячим следам» употребляется в переносном смысле.

    В практике органов внутренних дел под этим термином понимается в высшей степени быстрое раскрытие преступлений.

    Под «розыском по горячим следам» предполагается проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на преследование, обнаружение и задержание преступника по предполагаемому маршруту его передвижения, а также в местах возможного нахождения или появления по истечении непродолжительного времени после совершения преступления.

    Одним из главных условий, обеспечивающих результативную работу по раскрытию преступлений по горячим следам, является быстрое прибытие на место происшествия оперативного работника.

    Еще до начала процесса осмотра он должен сориентироваться в обстановке; опросить потерпевших, очевидцев — что и когда здесь произошло; выяснить установочные данные либо приметы преступника; определить возможные места его нахождения или направления движения; при обнаружении преступника произвести его задержание; при выявлении круга подозреваемых доставить их в РОВД для проведения оперативной проверки.

    До начала осмотра места происшествия и во время его проведения оперативный работник продолжает сбор информации, чтобы мысленно воссоздать картину происшедшего.

    Собранная на месте происшествия информация должна предположительно, а то и категорично ответить на следующие вопросы:

  • какого вида преступление совершено;
  • сколько лиц участвовало в совершении преступления;
  • мотивы совершения преступления;
  • способ совершения преступления;
  • что похищено;
  • использовалось ли транспортное средство;
  • какие следы на теле, одежде, обуви преступника могли образоваться;
  • кто мог явиться очевидцем преступления или видеть преступника и описать его внешность.
  • Полученная оперативным работником информация способствует установлению и задержанию преступника по горячим следам, во многом определяет в дальнейшем содержание доказательственной базы по уголовному делу.

    Работа по раскрытию преступлений по горячим следам является составной частью комплекса первоначальных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление преступника.

    В качестве первоначальных, как правило, рассматриваются оперативно-розыскные мероприятия, организуемые дежурной частью органа внутренних дел, проводимые сотрудником уголовного розыска, входящим в состав дежурной следственно-оперативной группы.

    При совершении тяжких преступлений и необходимости проведения большого объема работы, к их раскрытию могут подключаться другие оперативные работники.

    При этом срок проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий может составить несколько дней (не более десяти).

    Направления и содержание оперативно-розыскных мероприятий определяются задачами, которые стоят перед оперативными подразделениями и следственными аппаратами на первоначальном этапе раскрытия преступления и зависят от вида, конкретных обстоятельств совершенного преступления, объема имеющихся данных о событии преступления и личности преступника.

    На первоначальном этапе раскрытия преступления оперативные и следственные подразделения решают следующие задачи:

  • обнаружение и процессуальное закрепление материальных следов, несущих информацию о преступлении и личности преступника;
  • установление и опрос (допрос) потерпевших, очевидцев, свидетелей, иных лиц, располагающих информацией о совершенном преступлении;
  • использование полученной информации для разработки и осуществления оперативно-розыскных мероприятий по установлению и задержанию причастных к преступлению лиц.
  • Успех раскрытия преступлений на первоначальном этапе во многом предопределяется четким выполнением обязанностей, возложенных на членов следственно-оперативной группы, прибывшей на место происшествия.

    В соответствии с ведомственными нормативными актами МВД России полномочия членов следственнооперативной группы на этом этапе работы по раскрытию преступления распределяются следующим образом.

  • осуществляет руководство следственно-оперативной группой, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов, направленную на установление очевидцев, пострадавших и лиц, совершивших преступление, обнаружение, фиксацию и изъятие следов преступления, формирование доказательственной базы;
  • совместно с членами следственно-оперативной группы изучает первоначальные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства.
  • На основе полученной информации планирует и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления;

  • дает поручения и указания оперативным сотрудникам и работникам других служб о производстве розыскных и поисковых мероприятий;
  • при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, через начальника органа внутренних дел направляет материал в орган дознания для дополнительной проверки.
  • по поручению следователя производит следственные действия и оперативнорозыскные мероприятия;
  • о результатах проделанной работы информирует следователя (в письменной форме) и своего непосредственного начальника.
  • Участковый уполномоченный милиции:

  • информирует следователя и оперативных сотрудников о характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих оперативный интерес;
  • исполняет поручения руководителя следственно-оперативной группы по установлению, вызову к следователю очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и преступниках, используя для этого возможности кратковременных оперативных контактов с гражданами;
  • производит следственные действия по поручению следователя.
  • принимает решение о возможности применения служебно-розыскной собаки и по указанию следователя применяет ее для обнаружения лиц, совершивших преступление, орудий преступления и других предметов, имеющих значение для дела;
  • совместно с оперативным работником, участковым уполномоченным милиции участвует в преследовании и задержании преступника;
  • составляет акт о применении служебно-розыскной собаки.
  • В зависимости от обстоятельств совершенных преступлений, наличия и практической ценности информации, полученной на месте происшествия, в качестве первоначальных могут выступать самые различные оперативно-розыскные мероприятия.

    С учетом их направленности можно выделить:

  • оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые в направлении вероятного движения преступника с места происшествия, а также в местах их возможного появления (преследование по видимым и запаховым следам, заградительные мероприятия, засады и т.д.);
  • оперативно-розыскные мероприятия по проверке лиц, состоящих на учете в органах внутренних дел, а также лиц, в отношении которых получена информация об их причастности к совершению преступления;
  • оперативно-розыскные мероприятия разведывательного характера в местах концентрации преступных элементов, в местах возможного сбыта похищенного имущества;
  • общерозыскные мероприятия, включающие ориентирование служб и подразделений органов внутренних дел о совершенных преступлениях, активное использование информационно-поисковых систем и оперативно-розыскных учетов для установления преступников:
  • оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению дополнительной информации, имеющей доказательственное и розыскное значение (обследование местности в районе совершения преступления с целью обнаружения следов преступников, орудий преступления, мест укрытия похищенных предметов, установление лиц, могущих сообщить сведения, представляющие интерес);
  • привлечение к раскрытию преступлений лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел.
  • Указанные и другие оперативно-розыскные мероприятия осуществляются, как правило, в сочетании со следственными действиями, которые могут проводиться, как на месте происшествия, так и в других местах.

    Практика показывает, что установить и задержать лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на первоначальном этапе работы удается не всегда.

    Деятельность по обнаружению лиц, совершивших преступления, на последующем этапе может быть разнообразна.

    Она зависит от обстоятельств совершенного преступления и информации, добытой на первоначальном этапе работы по его раскрытию.

    Ситуация, сложившаяся после проведения первоначальных ОРМ может характеризоваться наличием большого объема информации по результатам опросов граждан, отработки жилого сектора и других мероприятий; наличием круга заподозренных лиц, требующих тщательной оперативной проверки; наличием следов, предметов, изъятых с места происшествия, чья принадлежность не установлена; отсутствием информации о местах нахождения или сбыта похищенных вещей, ценностей.

    Деятельность по раскрытию преступлений на последующем этапе носит несколько иной характер.

    Прежде всего, она включает ряд организационных мероприятий: создание следственно-оперативных групп; заведение дел оперативного учета, в рамках которого осуществляется работа по раскрытию преступлений; выдвижение версий и совместное планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений, постоянное взаимодействие следователя и оперативного работника в ходе работы по делу.

    Рассмотрим указанные элементы организации работы по раскрытию преступлений на последующем этапе более подробно.

    В соответствии с ведомственными нормативными актами МВД России могут создаваться следующие виды следственно-оперативных групп:

  • целевые (временные) — для расследования и раскрытия преступлений по конкретному уголовному делу;
  • специализированные (постоянно действующие) — для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе, по которым лица, их совершившие, не установлены.
  • На уровне МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации они могут создаваться также и для оказания методической и практической помощи подчиненным органам.

    В целях эффективного функционирования СОГ могут разрабатываться положения об их деятельности;

  • совместные следственно-оперативные группы (бригады) — для расследования и раскрытия тяжких преступлений, в т.ч. совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы.
  • В состав группы (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности.

    Решение о создании СОГ принимается руководителями аппаратов следствия и оперативных подразделений и оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел.

    Руководителем группы назначается следователь, принявший дело к производству.

    При расследовании дела несколькими следователями выносится соответствующее постановление.

    Если в группу включаются несколько оперативных работников, один из них назначается старшим.

    Изменения в составе группы могут быть произведены лишь начальником, издавшим приказ о ее создании, по согласованию с руководителем следственно-оперативной группы.

    Руководитель группы, помимо личного участия в производстве следственных действий, определяет направление расследования и его планирование, распределяет работу между участниками группы и координирует их действия, осуществляет организационное обеспечение и контроль исполнения, знакомится с относящимися к делу оперативными материалами и лично отвечает за надлежащее их использование и легализацию процессуальным путем.

    По всем нераскрытым тяжким и особо тяжким преступлениям в оперативных подразделениях заводятся оперативно-поисковые дела.

    По указанию руководителя такие дела могут заводиться и по иным преступлениям, для раскрытия которых требуется проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий.

    Вся последующая работа по раскрытию преступлений проводится в рамках производства по указанным делам на основе плана оперативно-розыскных мероприятий.

    В этом плане на основе анализа имеющейся информации выдвигаются версии о лицах, возможно причастных к совершению преступлений.

    В основе выдвижения версий лежит криминалистическая и оперативно-розыскная характеристики преступлений и лиц, их совершающих.

    Количество версий должно быть оптимальным, чтобы не распылять силы и средства, привлекаемые к раскрытию преступлений.

    По каждой версии намечаются мероприятия по ее отработке.

    Кроме того, в план включаются и общепоисковые оперативно-розыскные мероприятия.

    Эффективность работы по раскрытию и расследованию преступлений во многом определяется уровнем взаимодействия следователя и оперативного работника.

    Для установления преступника на последующем этапе работы по раскрытию преступления необходимо использовать следующую поисковую информацию:

  • о признаках внешности преступников;
  • о следах и предметах, оставленных на месте преступления;
  • о похищенном имуществе;
  • о следах, оставшихся на одежде, теле преступника;
  • о способах совершения преступления.
  • Необходимо сказать, что указанная информация используется также и на первоначальном этапе работы по раскрытию преступлений.

    В случае если после выполнения всех намеченных мероприятий плана, преступление остается нераскрытым, разрабатываются дополнительные оперативнорозыскные мероприятия.

    Планирование оперативно-розыскных мероприятий по оперативно-поисковому делу осуществляется до тех пор, пока преступление не будет раскрыто.

    be5.biz