Закон амнистия 2012

В России вступил в силу закон о «юбилейной» амнистии

Постановление Госдумы об объявлении амнистии в связи с 20-летием Конституции официально опубликовано на интернет-портале правовой информации в среду вечером.

Глава профильного комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников подтвердил, что по закону публикация на этом портале документов, принятых Госдумой, наряду с «Российской газетой» и «Парламентской газетой» является официальной. Таким образом, постановление об амнистии вступило в силу.

Напомним, сегодня Госдума утвердила в окончательном чтении президентский проект амнистии. На свободу, по предварительным оценкам, выйдут около 25 тыс. человек. Среди них те, кого принято называть наименее социально-защищенными, а именно инвалиды, пенсионеры, беременные женщины и матери малолетних детей.

Перед сегодняшним голосованием в документ внесли ряд важных поправок. На свободу теперь могут рассчитывать и некоторые обвиняемые по статьям «Массовые беспорядки» и «Хулиганство». Теперь рядовые участники акции, например, столкновений на Болотной площади в мае 2012, попадут под амнистию. Государство их прощает. Но вот организаторов нападения на полицию свобода ждет еще нескоро.

Может прекратиться уголовное преследование экологов из Greenpeace, атаковавших платформу «Приразломная». Скорее всего, отпустят и участниц скандально известной панк-группы Pussy Riot.

Еще один вопрос, волновавший многих: не окажутся ли на свободе экс-сотрудники печально известного казанского отдела полиции «Дальний», запытавшие до смерти задержанного бутылкой из-под шампанского?

Павел Крашенинников, председатель Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству: «И, так называемая, „садистская“ статья. Мы знаем известные дела, достаточно резонансные. Вот сейчас на эту статью, на этих садистов амнистия ни при какой ситуации распространяться не будет».

www.ntv.ru

Амнистия 2012

4 марта 2012 г. состоялись выборы Президента РФ. 7 мая 2012 прошла инаугурация Президента РФ, а разговоры Правительства об объявлении очередной амнистии так и не воплотились в жизнь.

Компания «КонсалтАудит» готова проконсультировать вас по любому вопросу (регистрация ООО, юридические улсуги).
Обращайтесь по тел. 8 (831) 437-16-77, 8 (831) 437-16-78, либо воспользуйтесь формой Бесплатной консультации.

Мы напоминаем нашим клиентам, какие именно статьи предполагается подвести под амнистию, и публикуем проект Постановления государственной думы РФ.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ (ПРОЕКТ):

… руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации, а также продолжая курс Президента Российской Федерации по совершенствованию уголовно-исполнительной системы Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Освободить от наказания в виде лишения свободы лиц, впервые осужденных к лишению свободы, совершивших в любой совокупности преступления, предусмотренные статьями 146, 147, 159, 160, 165, 171, 171.1, 172, 174, 174.1, 176, 177, 180, 185 частью первой, 185.3, 185.4, 185.5, 188 частью первой, 191, 192, 193, 194, 197, 198, 199, 199.1, 199.2, 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Освободить от наказания в виде лишения свободы несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно.

3. Освободить от наказания в виде лишения свободы впервые осужденных к лишению свободы на срок до 1 года включительно.

4. Освободить от наказания условно осужденных, условно-досрочно освобожденных, осужденных, отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, подпадающих под действие пунктов 1-2 настоящего Постановления.

5. Освободить осужденных, подпадающих под действие пунктов 1-2 настоящего Постановления, от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день его вступления в силу.

6. Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании пунктов 1-2 настоящего Постановления.

7. Прекратить уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия, а также уголовные дела, находящиеся в производстве судов и не рассмотренные до дня вступления в силу настоящего Постановления, о преступлениях, совершенных до вступления в силу настоящего Постановления лицами, указанными в пунктах 1-2 настоящего Постановления.

8. Освободить от наказания осужденных, подпадающих под действие пунктов 1-2 настоящего Постановления, в отношении которых вынесен обвинительный приговор суда, не вступивший в законную силу.

9. Не распространять действие настоящего Постановления на:

1) ранее освобождавшихся от наказания в порядке помилования или амнистии и вновь совершивших умышленное преступление;

2) совершивших во время отбывания наказания в виде лишения свободы новое умышленное преступление, за которое были осуждены к лишению свободы на срок более одного года;

3) осужденных, совершивших преступления, соответствующие признакам особо опасного рецидива.

4) совершивших преступления, предусмотренные статьями 105, 106, 110, 111, 112, 116, 117, 119, 120, 121, 122, 124, 126, 127, 127.1, 127.2, 128, 131, 132, 133, 134, 135, 142, 142.1, 150, 151, 153, 158 частями 3 и 4, 161, 162, 163, 188 частями 2, 3 и 4, 189, 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 209, 210, 211, 219 частью 3, 220, 221, 222, 223, 226, 227, 228, 228.1, 228.2, 229, 230, 231, 232, 234, 237, 240, 241, 242.1, 244, 245, 273, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 285, 285.1, 285.2, 285.3, 289, 290, 295, 301, 302, 304, 305, 306 частью 2, 311, 313, 314, 317, 321, 323, 329, 333 частью 2, 335 частями 2 и 3, 353, 354, 355, 356, 357, 358, 359, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

10. При применении настоящего Постановления соответствующие статьи Уголовного Кодекса применяются в редакции уголовного закона, который был применен в соответствующем приговоре.

11. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.

Председатель ГД Федерального Собрания РФ.

Компания «КонсалтАудит» готова проконсультировать вас по любому вопросу.
Обращайтесь по тел. 8 (831) 437-16-77, 8 (831) 437-16-78, либо воспользуйтесь формой Бесплатной консультации.

konsaltnn.ru

Амнистия в обмен на признание

Путин поручил СПЧ подготовить проект амнистии к 20-летию Конституции. Эксперты сомневаются, что власти освободят всех политических заключенных

Совет по правам человека при президенте РФ разработает проект амнистии к 20-летию Конституции до 15 октября. Соответствующее поручение дал СПЧ в четверг Владимир Путин. За период своего правления он санкционировал восемь амнистий, из которых лишь две — 2000 и 2006 годов — были относительно широкими. Последняя же бизнес-амнистия лета 2013 года оказалась урезанной, поэтому эксперты опасаются, что то же самое произойдет и с нынешней инициативой. Они сомневаются, что власть распространит амнистию на всех фигурантов громких политических дел, однако считают: часть из них может быть отпущена в преддверии Олимпиады. Источники «Газеты.Ru» не исключают, что условием для освобождения может стать признание собственной вины.

Владимир Путин в четверг поручил Совету по правам человека (СПЧ) до 15 октября представить предложения по проекту амнистии, приуроченной с 20-летию Конституции страны.

С 2000 года в России было проведено восемь амнистий, которые в общей сложности были распространены на 1 млн человек. Однако самыми широкими были первая путинская амнистия 2000 года по случаю 55-летия Победы в Великой Отечественной войне и 2006 года — в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе.

С предложением о проведении и на этот раз максимально широкой амнистии еще в начале сентября к президенту обратился глава СПЧ Михаил Федотов.

«Мы считаем, что действие этой амнистии должно распространиться не только на стариков, ветеранов, беременных и женщин, имеющих детей, которых амнистируют чаще всего. Ее действие должно быть максимально широким, чтобы мы могли освободить от наказания всех, кто был осужден за ненасильственные преступления», — заявил Федотов. По его словам, нет ничего страшного, если при этом «на свободу выйдут и фигуранты резонансных дел, такие как Михаил Ходорковский и Платон Лебедев и участницы Pussy Riot». Федотов убеждал Путина, что «амнистия — это не красивый жест к красивой дате. Это попытка восстановить справедливость и освободить людей, которые не заслужили такого наказания».

Что касается амнистирования в рамках других политических дел, то вопрос в отношении судьбы фигурантов «болотного дела» был поднят 4 сентября на заседании СПЧ в Кремле в присутствии президента. Тогда свои опасения по поводу возможности применения избирательного правосудия в отношении фигурантов дела и условий их содержания высказал журналист Николай Сванидзе. «Я просил президента как гаранта Конституции внимательно отнестись к этому процессу. На это президент никак не отреагировал. Он выслушал внимательно, но никак своей реакции не продемонстрировал», — рассказал «Газете.Ru» Сванидзе.

19 сентября, отвечая на вопрос оппозиционера Владимира Рыжкова на форуме «Валдай», Путин уточнил, что допускает возможность амнистирования обвиняемых по «болотному делу», но для начала необходимо завершить все юридические процедуры.

В результате, как сообщил в четверг источник «Газеты.Ru» в Кремле, глава государства, пообщавшись с членами СПЧ, услышал их мнение и сформулировал соответствующее поручение разработать проект амнистии. По словам источника, «в первую очередь для президента важно получить проработанные идеи от гражданского общества».

Представители всех четырех думских фракций уже заявили, что поддерживают идею Путина о проведении амнистии к юбилею основного закона. Однако общего мнения о том, кто под нее должен попасть, у законодателей пока нет.

Проект амнистии у СПЧ уже есть

У комиссии СПЧ по гражданскому участию в правовой реформе уже есть подготовленный проект амнистии, рассказал «Газете.Ru» член президентского совета Андрей Бабушкин. До 15 октября документ будет обсуждаться и дорабатываться.

«Проект, опубликованный на сайте СПЧ, будет взят за основу. Это широкая амнистия, прежде всего для женщин, детей, осужденных за ненасильственные преступления, — сообщил Бабушкин. — Лично я выступаю за то, чтобы амнистия была всеобщая и затронула большинство людей в местах лишения свободы. Это не значит, что надо взять всех разом и освободить, но можно для разных категорий осужденных по степени опасности сократить сроки наказания. Менее опасным уполовинить срок, преступникам поопаснее полтора годика снять и так далее. Никакой амнистии нельзя применять только к тем, чьи умышленные преступления повлекли необратимые последствия, например человек был убит или стал инвалидом».

Существующий проект СПЧ, в частности, предлагает, «руководствуясь принципами гуманизма», освободить от наказания в виде лишения свободы ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, награжденных государственными наградами Российской Федерации или СССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий на производственном объединении «Маяк», Чернобыльской АЭС и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, беременных женщин, лиц, имеющих несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет, мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, инвалидов I или II групп. Кроме того, предлагается освободить от наказания женщин, осужденных на срок до шести лет включительно, отбывших не менее трети наказания, и несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы на срок до шести лет включительно, отбывших не менее одного года назначенного срока наказания.

Под это определение подпадают в том числе и участницы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина.

Однако в документе есть и длинный перечень статей УК, на осужденных по которым амнистия не распространяется. Среди них привычные для российской криминальной хроники насильственные тяжкие и особо тяжкие преступления: убийства, похищения людей, изнасилования, разбойные нападения и грабежи, терроризм, торговля наркотиками, взятки и т.п.; а также экзотические, вроде геноцида, наемничества, развязывания агрессивной войны.

Предлагается исключить из числа амнистируемых и организаторов вооруженных мятежей, таких как пожилой полковник Владимир Квачков и его сообщник Алексей Киселев.

Зато члены совета предложили освободить осужденных за ненасильственные преступления экстремистского характера по ст. 280 (за публичные призывы к экстремистской деятельности) и ст. 282 (за разжигание национальной, религиозной и социальной розни), к правоприменению которых у правозащитников часто возникает много вопросов.

Помимо прочего, эксперты СПЧ предлагают не только амнистировать уже осужденных, но и прекратить уголовные дела, находящиеся на стадии следствия и суда.

Закрыть путь на свободу предполагается тем, кто уже злоупотребил милостью государства и совершил преступление после помилования или амнистии. Также правозащитники предлагают не освобождать совершивших преступления в местах лишения свободы во время отбывания наказания.

Дискуссию среди экспертов СПЧ вызвал тот факт, что в перечень статей, закрывающих путь на свободу, в существующем проекте амнистии не была включена ст. 286 (превышение должностных полномочий). Фигурантами дел по ней, как правило, являются силовики и чиновники. «Если не исключить хотя бы пункт «а» части 3, то есть превышение полномочий с применением насилия или с угрозой его применения, на свободу могут выйти «оборотни в погонах», пытавшие людей в колониях или выбивавшие показания в отделах полиции », — считает эксперт СПЧ, создатель проекта Gulagu.net Владимир Осечкин.

Освободить из колоний и тюрем правозащитники предлагают и предпринимателей, не попавших под уже объявленную этим летом амнистию для осужденных по экономическим статьям, которую многие правозащитники обозвали «кастрированной». Подготовленный по инициативе уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова проект экономической амнистии серьезно урезали после согласований с Генпрокуратурой: список статей, по которым объявляется амнистия, сократился с 53 до 27 и оброс рядом дополнительных условий. От наказания были освобождены только осужденные впервые и только в случае возмещения ими нанесенного ущерба. По самой распространенной среди обвинений в отношении предпринимателей ст. 159 делалась оговорка — требовалась решение суда о том, что преступление совершено именно в предпринимательской сфере. По принятой в таком виде амнистии на сегодняшний день, согласно данным сайта бизнес-омбудсмена, освобожден только 931 предприниматель.

В предложенном на данный момент экспертами СПЧ варианте новой амнистии есть и исключенная ранее ст. 160 (присвоение или растрата).

С такой формулировкой амнистия освободит от наказания оппозиционного лидера Алексея Навального и осужденных по делу ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

Однако эксперты сомневаются, что под амнистию попадут громкие политические дела. «Думаю, власть не готова к амнистии всех знаковых фигур: узников Болотной, Pussy Riot, Ходорковского», — сказал изданию политолог Алексей Макаркин. По его мнению, «некоторые подвижки могут быть только в отношении «узников Болотной», потому что процесс находится в стадии явного кризиса: некоторые потерпевшие (омоновцы. – «Газета.Ru») просто не могут опознать своих «обидчиков». «У власти есть желание как-то это закончить. Но здесь много подводных камней. Будет ли, в частности, необходимым условием для амнистирования признание людьми своей вины? Если да, то это может быть воспринято как издевательство. Вопросов слишком много, делать какие-то выводы пока рано», — констатирует Макаркин .

То, что от амнистируемых может потребоваться признание вины, предположил и источник «Газеты.Ru», близкий к администрации президента.

По его мнению, «амнистия будет широкой и подчеркнуто гуманитарной». «Вполне возможно, что она коснется и соответствующих резонансных дел. Вопрос в том, как именно амнистия будет вноситься, какова будет ее «формула». На мой взгляд, ключевым условием для амнистирования станет признание собственной вины», — полагает источник.

Амнистия по «болотному делу»

Пока в предварительном проекте амнистии, опубликованном на сайте СПЧ, нет оснований для освобождения обвиняемых и осужденных по делу о беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года. Однако в мае президентский совет обратился к депутатам Госдумы с просьбой поддержать предложения по амнистии, представленные депутатами из фракции КПРФ. В обращении отмечалось, что передача дела в суд обострит противостояние властных структур и мирной гражданской оппозиции. В конце августа СПЧ предлагал провести научно-общественную экспертизу «болотного дела».

Член СПЧ и глава правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков рассказал «Газете.Ru» о возможных формулировках в постановлении об амнистии для фигурантов «болотного дела».

«Амнистия в отличие от помилования не применяется индивидуально, она касается целых категорий граждан. Предположить, что будут освобождены все осужденные по статьям о массовых беспорядках (ст. 212 УК) или применении насилия в отношении представителя власти (ст. 318), мы не можем. Ну не выпустит никто всех хулиганов. — рассуждает Чиков. —

Пока я вижу возможность применения амнистии к участникам конкретных событий, аналогично тому, как были амнистированы участники ГКЧП в 1994 году или как были амнистированы участники незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе (после окончания контртеррористической операции в Чечне. — «Газета.Ru)».

По словам Чикова, ему пока неизвестно, кто конкретно будет работать над окончательным проектом, который СПЧ представит президенту, но, исходя из практики принятия подобных решений, в ближайшее время на заседании совета будет создана рабочая группа. Уже подготовленный в таком формате документ поступит на обсуждение, а затем голосование.

Председатель СПЧ Михаил Федотов не стал комментировать «Газете.Ru» планы подготовки проекта амнистии. Советник президента сослался на то, что в настоящее время находится в отпуске.

Комментируя мотивы Путина, предложившего подготовить проект амнистии не депутатам, не правительству, не администрации президента, а именно СПЧ, Чиков выразил надежду, что президент услышал правозащитное сообщество, однако предложил дождаться конечных результатов.

«Вспоминая предыдущие две амнистии, которые принимались во время правления Путина, оба раза ожидания были очень большими, а в конечном счете — грандиозное разочарование, — предупреждает Чиков оптимистов. — С другой стороны, это решение президента может быть принято в духе определенной либерализации, наблюдаемой последние три месяца: выборы с участием Навального, освобождение его до вступления приговора в законную силу, прекращение наезда на неправительственные организации, реакция Путина на приговор Фарберу. Эта либерализация может оказаться ложной или просто временной предолимпийской (Олимпиада в Сочи пройдет 7–23 февраля 2014 года. — «Газета.Ru»). Если эти шаги реально приведут к тому, что Pussy Riot, «узники Болотной» и Навальный окажутся на свободе, это будет действительно зачетный ход президента Владимира Путина».

«Ключевое слово здесь — Олимпиада, — соглашается с правозащитником политолог Станислав Белковский. — Путин хочет, чтобы она прошла на высокой оптимистической ноте, и поэтому пойдет навстречу мировому сообществу, амнистировав часть политзаключенных и смягчив ряд законов: например, касающихся гей-пропаганды и НКО — иностранных агентов».

По его мнению, разработка проекта амнистии передана СПЧ, поскольку «президенту это выгодно, так как у многих членов совета хорошие отношения с иностранными журналистами. СПЧ может заявлять им, что в результате титанических усилий этого органа Владимир Владимирович смилостивился».

«Но в результате Путин отпиарится по-максимуму, а сделает по-минимуму. Думаю, что амнистируют тех подсудимых по «болотному делу», которые идут по статье за участие в массовых беспорядках. Все понимают, что это просто стрелочники. Что касается Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева (они обвиняются в организации массовых беспорядков не только на Болотной 6 мая 2012 года, но и в подготовке к организации массовых беспорядков в стране. — «Газета.Ru»), то это отдельная история, так как в их случае не все так очевидно, как с теми, кому вменяют участие», — сказал Белковский.

Важным критерием реальных намерений власти будет 9 октября — рассмотрение апелляции по «делу Кировлеса».

Однако Алексей Навальный, полагает политолог, под амнистию не попадет, поскольку президент воспринимает его лично негативно. «Ходорковский и Лебедев выходят в следующем году, поэтому и они не будут амнистированы», — прогнозирует Белковский.

Алексей Макаркин считает, что сам факт поручения президента разработать проект амнистии еще не позволяет делать вывод о некоем политическом сигнале, но свидетельствует об успехе общества. «Власть, видя, что «Болотная еще не высохла», что Навальный в Москве получил 27%, что активные НКО, несмотря на закон об иностранных агентах, продолжают действовать, думает, что со всем этим делать. Действия ее противоречивы: с одной стороны, на два месяца сажают под арест активистов Greenpeace, с другой — приглашают оппозиционеров на «Валдай», объявляют очередную амнистию», — говорит он.

Депутат Госдумы Илья Пономарев, который наряду с Владимиром Рыжковым на «Валдае» обратился к Путину с просьбой помиловать фигурантов «болотного дела», уверен: поручение главы государства разработать проект амнистии, посвященной 20-летию Конституции, — прямое следствие той самой «валдайской просьбы».

«Путин эту просьбу услышал. Я предлагал амнистировать всех политических заключенных, которые проходят по «болотным делам», а этих дел, как известно, несколько. Думаю, что на выходе всех этих заключенных и отпустят», — сказал депутат «Газете.Ru». Свое мнение Пономарев аргументирует следующим образом: «Путин на «Валдае» предложил некую формулу: все люди, которые хотят участвовать в политическом процессе, должны быть настроены патриотично и признавать легитимность власти. Но как можно вести цивилизованный разговор, если твои друзья находятся в заложниках? Власть должна заложников отпустить. И амнистия по «болотным делам» как акт мира дает основания заниматься именно политической борьбой, а не политическим противостоянием».

Если под амнистию попадут не все фигуранты, то, считает депутат, «власть не достигнет цели гражданского мира — источник раздражения-то останется».

m.gazeta.ru

НАЛОГОВАЯ АМНИСТИЯ-2012

Помощник юриста практики «Комплексная правовая безопасность бизнеса» Канаева А.С.

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 21.12.2011 года № 330-ФЗ, который в народе прозвали «налоговой амнистией».

Данный закон вносит многочисленные поправки в действующий Налоговый кодекс и иные законы, среди изменений: уточнение размеров налоговых вычетов по НДФЛ на детей, освобождение услуг в сфере культуры и искусства от налогообложения, распространение остатка имущественного налогового вычета на покупку недвижимости пенсионерами на три предшествующих налоговых периода и т.д. Но самым важным нововведением стало списание недоимки по налогам, задолженности по пеням, начисленным за указанную недоимку, а также задолженности по штрафам. При этом списанию подлежат недоимки и задолженности, образовавшиеся у налогоплательщиков – физических лиц, по состоянию на 1 января 2009 года.

Данная амнистия не распространяется на недоимку по налогам, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся у физических лиц в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности или занятием частной практикой.

Таким образом, данная норма устанавливает, что любые физические лица, не являющиеся ИП, частнопрактикующими адвокатами, нотариусами, арбитражными управляющими и т.п., освобождаются от ответственности за непогашенную задолженность по налогам, пеням (начисленным на задолженность по этим налогам), штрафам, существовавшую на 1 января 2009 года. Это касается лиц, к которым:

· налоговый орган не успел предъявить требование об уплате (требование направляется, по общему правилу, в течение 3 месяцев с момента обнаружения недоимки),

· либо предъявил требование, но не успел обратиться в суд (в течение 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате),

· либо в отношении таких граждан уже вынесено решение суда о взыскании недоимки по налогам, но налоговый орган не успел предъявить исполнительный документ к исполнению. Заявления налоговых органов о взыскании с граждан недоимок по налогам рассматриваются в судах общей юрисдикции в порядке приказного производства (абзац 6 статьи 122 ГПК РФ), а вынесенный судебный приказ является исполнительным документом (пункт 2 части 1 статьи 12 ФЗ «Об исполнительном производстве»), который предъявляется к исполнению в течение трех лет со дня выдачи (часть 3 статьи 21 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Учитывая, что срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет три года со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение (часть 1 статьи 113 НК РФ), необходимость принятия закона, предусматривающего налоговую амнистию по долгам до 2009 года, представляется более чем сомнительной.

Так, если физическое лицо имеет задолженность по уплате налогов, образовавшуюся в результате налогового правонарушения, предусмотренного НК РФ, до 1 января 2009 года, то со дня совершения такого правонарушения по день вступления в силу закона о «налоговой амнистии» прошло как раз 3 года, и срок исковой давности истек. А если срок исчисляется со следующего дня за отчетным налоговым периодом, в котором нарушение было совершено (ст.ст. 120, 122 НК РФ), то по правонарушениям, совершенным в 2008 году и ранее, срок также истекает к 1 января 2012 года, а на правонарушения, совершенные после 1 января 2009 года, «амнистия» уже не распространяется. В итоге, по всем правонарушениям, независимо от способа исчисления срока давности, срок исковой давности истек, и амнистия здесь по большому счету бессмысленна.

Есть лишь одно исключение, когда закон № 330-ФЗ будет действительно применим: статья 113 НК РФ предусматривает случай приостановления течения срока исковой давности, когда налогоплательщик препятствует проведению выездной налоговой проверки – срок начнет течь вновь с момента устранения обстоятельств, ставших основанием для приостановления. Таким образом, если к 1 января 2012 года давностный срок по вышеуказанной причине не истек, задолженность, ставшая поводом проведения проверки, списывается, а гражданин освобождается от ответственности, так как он «попадает под амнистию».

Таким образом, амнистия, установленная законом № 330-ФЗ, в целом носит чисто «технический» характер: законом «черным по белому» теперь закреплено освобождение от ответственности по уплате задолженностей, хоть эти задолженности и без амнистии невозможно было бы взыскать в связи с истечением давностного срока. С другой стороны, не секрет, что в базе данных ФНС на многих физических лицах «висели» долги многолетней давности, а также ошибочно внесенные сведения о задолженностях. С вступлением в силу нового закона налоговики смогут «подчистить» базы данных.

www.yurliga-business.ru

Постановление Государственной Думы от 2 июля 2013 г. N 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии»

Комментарии Российской Газеты

Руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Освободить от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока лиц, впервые осужденных за преступления, предусмотренные статьями 146, 147, 159 1 , 159 4 , 171, 171 1 , частью первой
статьи 172, статьями 173 1 , 173 2 , 174, 174 1 , 176, 177, частями первой и второй статьи 178, статьями 180, 181, 191, 192, 193, частями первой, второй, и пунктом «а» части третьей статьи 194, статьями 195, 196, 197, 198, 199, 199 1 , 199 2 Уголовного кодекса Российской Федерации, если до окончания срока исполнения настоящего Постановления эти лица выполнили обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим.

2. Освободить от наказания условно осужденных, осужденных, отбывание наказания которым отсрочено, условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, подпадающих под действие пункта 1 настоящего Постановления.

3. Освободить лиц, подпадающих под действие пункта 1 настоящего Постановления, от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день его вступления в силу, за исключением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании настоящего Постановления.

5. Прекратить уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда, о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления, предусмотренных статьями 146, 147, 159 1 , 159 4 , 171, 171 1 , частью первой статьи 172, статьями 173 1 , 173 2 , 174, 174 1 , 176, 177, частями первой и второй статьи 178, статьями 180, 181, 191, 192, 193, частями первой, второй и пунктом «а» части третьей статьи 194, статьями 195, 196, 197, 198, 199, 199 1 , 199 2 Уголовного кодекса Российской Федерации, если лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении указанных преступлений, выполнили обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим.

6. Освободить от наказания осужденных, подпадающих под действие пункта 1 настоящего Постановления, в отношении которых вынесен обвинительный приговор суда, не вступивший в законную силу.

7. Не распространять действие пунктов 1 — 3 и 6 настоящего Постановления на осужденных:

1) совершивших преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, перечисленными в пункте 1 настоящего Постановления, в совокупности с другими преступлениями, предусмотренными Уголовным кодексом Российской Федерации;

2) ранее осуждавшихся за умышленные преступления и вновь осужденных к лишению свободы за умышленные преступления;

3) ранее освобождавшихся от наказания в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершивших умышленное преступление.

8. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С. Нарышкин

rg.ru