Закон и совесть аргументы

Оглавление:

«Не все то, что разрешает закон, позволяет совесть». (Платон)

Цель нашего сайта — помощь в подготовке к экзамену по обществознанию.
Целевая аудитория сайта — ученики и их родители, выпускники прошлых лет, учителя, частные репетиторы.

«Не все то, что разрешает закон, позволяет совесть». (Платон)

Платон в своем высказывании обращает наше внимание на противопоставление норм морали и права. Платон в своих размышлениях на эту проблему приходит к выводу о том, что нормы права и морали иногда могут противоречить друг другу.

Я согласен с высказыванием автора, так как указанная проблема не потеряла своей актуальности и сегодня.

Но для начала, давайте разберемся, что же такое закон и совесть. Закон — это общеобязательное правило поведения, закрепленное в письменной форме и поддерживаемое силой государственного принуждения.

Совесть — это внутренняя оценка поведения человека, основанное на нравственных категориях добра и зла. Нравственные категории в своей совокупности представляют мораль. Моральные нормы — это правило поведения, закрепленные в сознании общества и поддерживаемые силой общественного мнения.

Несмотря на то, что правовые нормы регулируют только наиболее важные общественные отношения, а мораль пронизывает практически все сферы общественной жизни, и то и другое относят к социальным нормам. Они могут как дополнять друг друга, так и противоречить.

Еще в Законах Хаммурапи, чуть ли не основным видом наказания, было убийство. Так, человек должен был быть убит за кражу , за лжесвидетельство, за покрывание других преступников и т.д. Таким образом, законы призывали вершить правосудие казнью, а совесть говорила об обратном, о гуманистических мерах наказания.

В современном мире много примеров коллизии норм закона и совести. Так, в большинстве стран разрешены аборты, существует мера наказания в виде смертной казни; в некоторых странах разрешены гомосексуальные браки, эвтаназия, проституция, наркотики и т.д.

Таким образом, еще тогда, великий философ предупреждал нас о том, что у законов права и морали разные дороги. Одни служат политикам, а другие сердцу.

xn—-7sbbbfrcoknutbddbdh1cu8l.xn--p1ai

ЭССЕ ПО
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

и отправляй его на бесплатную проверку с подробным описанием ошибок и их исправлением!
В обмен разреши разместить свою работу на данном сайте анонимно, под псевдонимом или под собственным именем.

Результаты проверки эссе по обществознанию (ЕГЭ-2017/2018)

Сейчас на сайте загружено готовых эссе: 46

Эссе 37/ Пользователь: Меньшикова Полина/ Воронежская обл./ дата загрузки 19.02.2018

«Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства»
(Г. Филдинг)

В данном высказывании Г. Филдинг поднимает актуальную в настоящее время проблему морального долга и внутренней дисциплины личности. Он говорит о том, что помимо законов, за нарушение которых предусмотрено наказание, есть законы нравственные, не закрепленные в официальных документах, которые во многом определяют поведение человека. И именно совесть — внутренний самоконтроль личности, оценивает исполнение долга. Не могу не согласиться с данным высказыванием, так как многие обязанности человека не закреплены правом, а являются моральными требованиями, которые в некоторых случаях становятся личной задачей человека.

Вспомним, к примеру, героическую оборону Севастополя 1854 — 1855 годов, когда дети, женщины и старики встали на защиту родного города, несмотря на то, что законом это было не предусмотрено. Активное противодействие неприятелю, стремление всеми силами помочь мужьям, отцам и сыновьям, объясняется, прежде всего, моральным долгом и внутренним побуждением каждого из них.

Обратимся к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир», в котором повествуется о событиях Отечественной войны 1812 года. Одна из главных героинь романа, Наташа Ростова, отдает подводы, предназначенные для перевозки имущества семьи, раненым солдатам. Данный поступок является ярким проявлением морального долга.

Подведем итоги. Существует два вида долга: общественный и моральный. Общественный долг — это все объективные, то есть не зависящие от нашего желания, обязанности, которые закреплены законами или правом. Моральный долг — это, прежде всего, требования морали, нравственный выбор каждого из нас. Однако моральные нормы не менее важны, чем государственные законы.

www.ehsse-obshchestvo.ru

«Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства». ( Г. Филдинг) (ЕГЭ обществознание)

В своем высказывании Г. Филдинг поднимает проблему самоконтроля личности. Он убежден в том, что «законы совести» играют не маловажную роль в общественной жизни страны. Данная проблема актуальна во все времена, так как всегда было важно, что бы человек мог самостоятельно оценивать действительность и принимать решения. Я полностью согласна с данным высказыванием.

Я считаю, что совесть может требовать от человека куда больше обязанностей, чем государственный закон. Ведь совесть — это способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков, а государственный закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. То есть совесть затрагивает более широкое поле деятельности человека, освещает те аспекты общественной жизни, которые не подвластны государству. В подтверждение моей позиции может служить простой пример из жизни. Получение образования является обязательным для каждого гражданина России, однако закон не обязывает учиться на «отлично».

Это будет зависеть от совести как учителя, так и ученика. Добросовестный ученик будет стараться в учебе, что бы получить хорошие знания. А добросовестный учитель будет стараться качественно объяснить материал урока. К сожалению, в жизни не редко приходится сталкиваться с негативной стороной совести, точнее с ее отсутствием. Эта проблема отчетливо прослеживается в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина, где отсутствие совести у госпожи Простаковой приводит к тому, что она использует «упущения законодательства» в своих корыстных целях. Таким образом, можно сделать вывод, что совесть способна решать вопросы, в которых закон бессилен.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

Проблема совести: аргументы. Примеры из художественной литературы

Подходят к концу школьные годы. Ученики 11-х классов в мае и июне сдают выпускные экзамены. Но для того чтобы им вручили аттестат, нужно успешно сдать обязательные экзамены, в том числе и по русскому языку. Наша статья адресована тем, кому требуются аргументы по проблеме совести.

Особенности сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Для того чтобы за часть С получить максимально возможное количество баллов, нужно писать сочинение грамотно. В данном разделе экзамена по русскому языку тем для сочинений много. Чаще всего выпускники пишут о дружбе, долге, чести, любви, науке, материнстве и так далее. Сложнее всего писать сочинение-рассуждение по проблеме совести. Аргументы мы для вас приведем далее в нашей статье. Но это не вся полезная информация для читателя. Мы предлагаем вашему вниманию композиционный план для выпускного сочинения по русскому языку.

В школьной программе по литературе есть много произведений, в которых рассматривается проблема совести. Однако не всегда дети их запоминают. Прочитав нашу статью, вы освежите знания о самых ярких художественных произведениях по данной проблеме.

Критерии оценивания части С

Выпускное сочинение должно иметь строгую и определенную композицию. Проверяющие педагоги выставляют баллы по нескольким критериям:

  • К1 – Формулировка проблемы (максимально 1 балл).
  • К2 – Сформулированный комментарий по проблеме (3 балла).
  • К3 – Отображение позиции автора (1 балл).
  • К4 – Приведенные аргументы (3 балла).
  • К5 – Смысл, связность, последовательность (2 балла).
  • К6 – Выразительность письменной речи, точность (2 балла).
  • К7 – Орфография (3 балла).
  • К8 – Пунктуация (3 балла).
  • К9 – Языковые нормы (2 балла).
  • К10 – Речевые нормы (2 балла).
  • К11 – Этические нормы (1 балл)
  • К12 – Соблюдение фактологической точности (1 балл).
  • Итого – 24 балла за часть С.
  • План сочинения по русскому языку (ЕГЭ)

    За логику и смысл в сочинении проверяющие педагоги выставляют определенное количество баллов. Чтобы получить максимально возможное число, пишите сочинение по нашему плану.

    1. Введение. Небольшой абзац, состоящий из 3-5 предложений.
    2. Определение проблемы.
    3. Комментарий экзаменуемого по данной проблеме.
    4. Описание позиции автора.
    5. Точка зрения выпускника.
    6. Аргументы из художественной литературы. В случае, если экзаменуемый не смог привести второй аргумент из литературы, допускается пример из собственного опыта.
    7. Заключение.

    Выпускники школ, сдававшие ЕГЭ по русскому языку, отмечают, что сложнее всего дается аргументирование. Поэтому мы подобрали для вас аргументы из литературы по проблеме совести.

    Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

    Произведения Федора Михайловича наполнены особой философией, отличной от всех остальных. Писатель затрагивает серьезные проблемы современного ему общества. Надо отметить, что эти проблемы актуальны и сегодня.

    Итак, проблема совести в «Преступлении и наказании» рассматривается особенно глубоко. Эта тема не обошла стороной ни одного участника романа. Родион Раскольников рассчитал свою теорию совести, проверил ее арифметическими методами. Однажды ему пришлось лишить жизни старуху-процентщицу. Он думал, что смерть никому не нужной женщины не обречет его на угрызения совести.

    Раскольников проделал огромный путь, чтобы искупить свой грех и избавиться от терзаний.

    А мы с вами продолжаем рассматривать проблему совести в произведениях русской литературы.

    Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»

    Каждый из нас бывал в ситуации: поступить по совести или нет? Пьер Безухов – самый любимый персонаж эпопеи. Видимо все дело в том, что он живет по совести. Он часто рассуждал о смысле бытия, о том, кем является на жизненном пути и так далее. Пьер Безухов решает посвятить свою жизнь добру, чистоте и совести. Он жертвует деньги на различные блага.

    Проблема совести не обошла стороной и Николая Ростова. Когда он проигрывает деньги в игре в карты с Долоховым, то решает вернуть финансы во что бы то ни стало и не может поступить иначе, ведь родители воспитывали в нем чувства долга и совести.

    М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

    А мы продолжаем с вами рассматривать проблему совести. Аргументы из литературы на этом не заканчиваются. На этот раз вспомним произведение, которое принадлежит первой трети ХХ века – роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Одна из сюжетных линий повествует о Понтии Пилате. Ему пришлось отправить на казнь ни в чем неповинного Иешуа Га-Ноцри. Все последующие годы прокуратора Иудеи мучила совесть, так как он поддался трусости. Успокоение пришло к нему лишь тогда, когда сам Иешуа его простил и сказал, что казни и не было.

    М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»

    Проблема совести рассматривалась автором и в этом бессмертном произведении. Главный герой эпопеи Григорий Мелехов руководил казачьей армией, когда шла Гражданская война. Лишился этой должности, потому что запрещал казакам заниматься грабежом и насилием. Если он и брал чужое, то только чтоб поесть и накормить лошадей.

    Заключение

    Проблема совести рассматривалась многими авторами на протяжении всего существования русской литературы. Если для вас данные аргументы показались неубедительными, то вы можете самостоятельно разобрать художественные произведения, где писатели затрагивали проблему совести:

  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Пропала совесть».
  • В.В. Быков. Повесть «Сотников».
  • А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка».
  • В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».

Наша статья подошла к концу. Занимайтесь подготовкой к экзамену в соответствии с совестью! Читайте отечественную литературу, чтобы учиться на чужих ошибках и опыте других. И живите в гармонии с собственной совестью.

fb.ru

Русский язык и литература

Блог преподавателя Мироновой Марины Викторовны

Аргументы к сочинению по тексту № 21 учебника «ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько»

1) «Война и мир» (Лев Николаевич Толстой).

Долохов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» извиняется перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому удивлён Безухов. Долохов проявляет себя как порядочный человек, когда он с другими казаками и гусарами освобождает партию пленных, где будет и Пьер; когда он с трудом будет говорить, увидев неподвижно лежащего Петю. Совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека.

Вопросы совести и чести важны для Николая Ростова. Проиграв Долохову большие деньги, он даёт себе слово вернуть их отцу, который спас его от бесчестья. Спустя время, Ростов поступит так же по отношению к отцу, когда вступит в наследство и примет все его долги. Мог ли он поступить иначе, если в родительском доме в нем воспитали чувство долга и ответственности за свои поступки. Совесть – тот внутренний закон, который не позволяет Николаю Ростову поступать безнравственно.

2) «Капитанская дочка» (Александр Сергеевич Пушкин).

Образцом верности своему долгу, чести и совести является и капитан Миронов. Он не предал Отечество и государыню, а предпочёл достойно умереть, смело бросив в лицо Пугачёву обвинения в том, что тот преступник и государственный изменник.

3) «Мастер и Маргарита» (Михаил Афанасьевич Булгаков).

Проблема совести и нравственного выбора тесно связана с образом Понтия Пилата. Историю эту начинает рассказывать Воланд, а главным героем становится не Иешуа Га-Ноцри, а сам Пилат, который казнил своего подсудимого.

4) «Тихий Дон» (М.А.Шолохов).

Григорий Мелехов в годы гражданской войны руководил казачьей сотней. Он лишился этой должности из-за того, что не разрешал своим подчиненным грабить пленных и население. ( В прошлых войнах грабеж был обычным делом в рядах казаков, но он был регламентирован). Такое его поведение вызвало недовольство не только со стороны начальства, но и со стороны Пантелея Прокофьевича, отца, который, пользуясь возможностями сына, решил «поживиться» награбленным. Пантелей Прокофьевич уже проделал это, побывав у старшего сына Петро, и был уверен в том, что и Григорий позволит ему обобрать сочувствующих «красным» казаков. Позиция Григория в этом отношении была конкретна: он брал «лишь съестное да корм коню, смутно опасаясь трогать чужое и с омерзением относясь к грабежам». «Особенно отвратительным» казался ему грабеж своих же казаков, даже если они поддерживали «красных». «Своего мало? Хамы вы! За такие штуки на германском фронте людей расстреливали», — бросает в сердцах он отцу. (Ч.6 гл.9)

5) «Герой нашего времени» (Михаил Юрьевич Лермонтов)

То, что за поступок, совершенный вопреки голосу совести, рано или поздно будет возмездие, подтверждает и судьба Грушницкого. Желая отомстить Печорину и унизить его в глазах знакомых, Грушницкий вызывает его на дуэль, зная, что пистолет Печорина не будет заряжен. Подлый поступок по отношению к бывшему приятелю, к человеку. Печорин случайно узнает о планах Грушницкого и, как показывают дальнейшие события, предотвращает собственное убийство. Так и не дождавшись, когда в Грушницком проснется совесть и он признается в своем коварстве, Печорин хладнокровно убивает его.

6) «Обломов» (Иван Александрович Гончаров).

Михей Андреевич Тарантьев со своим кумом Иваном Матвеевичем Мухояровым несколько раз совершают беззаконные деяния по отношению к Илье Ильичу Обломову. Тарантьев, пользуясь расположением и доверием простодушного и несведущего в делах Обломова, предварительно напоив его, заставляет подписать контракт о найме жилья на грабительских для Обломова условиях. Позднее он порекомендует ему в качестве управляющего имением афериста и вора Затертого, рассказав о профессиональных достоинствах этого человека. Понадеявшись, что Затертый, действительно, толковый и честный управляющий, Обломов доверит ему имение. Есть что-то пугающее своей обоснованностью и вневременностью в словах Мухоярова: «Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги, не читая, нашему брату можно жить!» (ч.3 гл.10). В третий раз Тарантьев с кумом обяжут Обломова выплачивать несуществующий долг по заемному письму своей квартирной хозяйке. Как низко должно быть падение человека, если он позволяет себе наживаться на простодушии, доверчивости, доброте других людей. Мухояров не пожалел даже родную сестру с племянниками, заставив их жить чуть не впроголодь, ради своего собственного достатка и благополучия.

7) «Преступление и наказание» (Федор Михайлович Достоевский).

Раскольников, создавший свою теорию “крови на совести”, всё рассчитал, проверил “арифметически”. Именно совесть не позволяет ему стать “Наполеоном”. Смерть “никому не нужной” старухи вызывает неожиданные последствия в жизни окружающих Раскольникова людей; следовательно, решая вопросы нравственные, нельзя доверяться только логике и разуму. “Голос совести долгое время остаётся у порога сознания Раскольникова, однако лишает его душевного равновесия “властелина”, обрекает на муки одиночества и разъединяет с людьми” (Г.Курляндская). Борьба между разумом, оправдывающим кровь, и совестью, протестующей против пролитой крови, заканчивается для Раскольникова победой совести. “Есть один закон — закон нравственный”, — утверждает Достоевский. Поняв истину, герой возвращается к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением.

Лексическое значение:

1) Совесть — категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас. условий жизни и воспитания.

2) Совесть — одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта ), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущее состояние и поведение других людей по отношению к «носителю» совести. Совесть является одним из продуктов воспитания.

3) Совесть — (совместное знание, ведать, знать ): способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. « Дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого» (И. Кант). Совесть – нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков.

4) Совесть — — понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот морали и нравственности.

«Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен»». Ч.Дарвин

«Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь». А Шопенгауэр.

«Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен». Овидий

«Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы». А.Эйнштейн

«Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью». Л.Н.Толстой

«Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!» Д.И.Фонвизин

«Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства». Г.Филдинг.

«Без совести и при большом уме не проживешь». М.Горький

«Лишь тот, кто облек себя в броню лжи, нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести». М. Горький

  • Обновлено: Май 31, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна
  • mmv-teacher.ru