Правила применение оружия

Правила применение оружия

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Порядок применения оружия — применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками полиции

Получая лицензию на огнестрельное оружие для самообороны нужно понимать всю ответственность, которая ложится на гражданина в связи с его применением. Попробуем разобраться, в каких случаях применение оружия будет правомерным. Для начала разграничим понятия служебное оружие и оружие для самообороны.

Служебное (табельное) оружие

Российское законодательство не имеет законодательного акта, регламентирующего нормы обращения с оружием всеми должностными лицами исполнительной власти, за которыми закреплено право на его ношение. Не закреплен законодательно и порядок и правила применения огнестрельного оружия. Этот вопрос освещается в ряде ФЗ, например, в законе «О полиции». Здесь прослеживается четкое разграничение понятий «применение оружия» и «использование оружие». Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции предполагает стрельбу в человека, а использование — по движущимся предметам и животным.

Сотрудник полиции вправе применить табельное оружие в случае:

1. Когда гражданин подвергается нападению и его жизни или здоровью грозит опасность.

2. Когда нападению подвергается сам полицейский, тем более, если нападавшим предпринимаются попытки завладения его табельным оружием.

3. При освобождении заложников.

4. При задержании преступников, застигнутых за совершением преступления.

5. В отношении осужденных и находящихся под стражей при попытке побега. А также в отношении пытающихся насильственно освободить этих лиц.

Вправо на использование оружия сотрудник полиции приобретает в случаях:

1. Необходимости остановки автомобиля, создающего реальную опасность для участников движения. Это норма применима, если водитель проигнорировал требования полицейских остановить ТС.

2.Необходимости обезвредить животного, угрожающего здоровью и жизни людей.

3. В случаях подачи сигнала или произведения предупредительного выстрела.

Безопасность сотрудника полиции обеспечивается нормами ст. 16 названного закона. Полицейский вправе привести оружие в боевую готовность, если создаются предпосылки для перечисленных выше оснований. При этом попытки лица сократить обозначенное сотрудником полиции с обнаженным оружием расстояние, дает ему право произвести выстрел.

Огнестрельное оружие для самообороны

Все нормы, связанные с оружием для самообороны, находящимся в гражданском обороте определены законом «Об оружии». Однако понятие «применение оружия» этим законом не определено. Лишь статья 24 названного закона содержит понятие «использование оружия», которое приравнивается к понятию «применение». Граждане имеют право воспользоваться оружием лишь в случаях крайней необходимости и в состоянии необходимой обороны при нападении. Под необходимой обороной понимается угроза жизни и здоровью, под крайними мерами преступления против имущества. Действия гражданина, применившего оружие для самообороны, будут признаны незаконными, если степень антиобщественного деяния, совершенного в отношении него, не соответствует действиям обороняющегося. В этом случае гражданин может быть понести ответственность. Квалифицироваться его действия будут как превышение необходимой обороны.

Процедура приобретения травматического оружие в нашей стране значительно проще, чем оформление лицензии на огнестрельное оружие. Тем не менее необходимо знать какую ответственность накладывает на граждан закон о применении травматического оружия.

1. Административная ответственность может грозить тем, кто любит пострелять в местах, не предназначенных для этого. Применение травматического оружия для стрельб правомерно только в тирах или на специально оборудованных полигонах.

2. Уголовное преследование ожидает, если стрельба привела к гибели человека или причинила тяжкий вред его здоровью. В зависимости от обстоятельств действия будут квалифицированы как хулиганство, убийство или причинение тяжких телесных повреждений, если это не необходимая оборона.

3. Гражданская ответственность предполагает возмещение ущерба (материального или морального) пострадавшему.

Новые правила применения травматического оружия позволяют гражданам носить иметь при себе травматическое оружие в целях самообороны. Раньше законодательно было разрешено только хранить такое оружие.

ru-biss.ru

Статья 21. Применение оружия

1. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять оружие в следующих случаях:

1) для защиты граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления;

2) для пресечения попытки завладеть оружием, боевой, специальной и иной техникой, собственными объектами войск национальной гвардии;

3) для освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;

4) для задержания лиц, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающихся скрыться либо оказывающих вооруженное сопротивление;

5) для производства предупредительного выстрела, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;

6) для пресечения попыток лиц незаконно проникнуть на территории (акватории) (покинуть территории (акватории) охраняемых войсками национальной гвардии объектов, а также постов и других мест несения войсками национальной гвардии боевой службы, если невозможно пресечь эти попытки иным способом;

7) для остановки транспортного средства, плавучего средства (судна) путем его повреждения, если водитель (капитан) отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников полиции или военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии;

8) для обезвреживания животного, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии;

9) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности по основаниям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона.

2. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение боевой и специальной техники.

3. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие без предупреждения при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов.

4. Запрещается применять оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии.

5. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового или вооруженного нападения на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, охраняемые войсками национальной гвардии, и на собственные объекты войск национальной гвардии.

6. Вооруженным сопротивлением или вооруженным нападением признается сопротивление или нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с оружием или внешне не отличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

rulaws.ru

Порядок применения оружия военнослужащими и сотрудниками полиции

Применение физической силы, специальных средств и оружия должностными лицами и гражданами, в том числе состоящими в рядах ВС, регламентируется Уставами, ФЗ и прочими юридическими документами. В нормативных актах присутствует указание на наличие крайней необходимости. В частности, об этом говорит УВС (13 статья). Применение оружия считается крайней мерой. Рассмотрим далее подробно ситуации, в которых это допускается действующими в настоящее время нормативными актами.

Общие сведения

В уголовном законодательстве оговариваются случаи применения оружия. Эта мера может использоваться при задержании преступника или в условиях крайней необходимости. Между тем, как показывает анализ норм, порядок применения оружия, установленный ст. 13 УВС, определяет ряд ограничений и для ситуаций, формально подпадающих под необходимую оборону.

Отражение нападения

Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции допускается при наличии угрозы для охраняемых объектов. К ним в том числе относят расположения подразделений и в/ч, колонны машин, эшелоны, сооружения и здания, единичный транспорт и караулы. Нападение может быть как вооруженным, так и невооруженным групповым. По форме действия, по его отражению расценивается как необходимая оборона. Между тем вооруженное нападение обладает признаком угрозы для жизни. Ее наличие, в соответствии со ст. 37, ч. 1 УК, позволяет наносить любой вред субъекту, посягающему на указанные выше объекты. При этом невооруженное групповое нападение не связано с прямой угрозой для жизни. Согласно уголовным нормам, в такой ситуации не допускается причинение смерти как правомерного вреда. Соответственно, применение оружия военнослужащими может разрешаться после оценки соразмерности потенциального вреда и причиняемого в ответ ущерба.

Пресечение незаконного захвата техники и боеприпасов

В данной ситуации имеет место оборона объекта. Относительно этого условия вполне можно применить приведенную выше аргументацию. Военная техника и боеприпасы считаются меньшими ценностями, чем человеческая жизнь. В данной ситуации признак соразмерности вероятного и причиненного ущерба с уголовно-правовым критерием не совпадает.

Защита от нападения

Применение огнестрельного оружия полицией допускается при наличии угрозы жизни или здоровью граждан, как мирных, так и находящихся в рядах ВС. При этом должно быть констатировано, что иными способами защиту указанных лиц осуществить невозможно. Условия необходимой обороны охватывают данную ситуацию, если исключить из нее угрозу здоровью. Она не позволяет осуществлять оборонительные действия, направленные на причинение смерти. Присутствующее в данном положении указание на иные способы обеспечения защиты ограничивает рамки законности необходимой обороны, предусмотренные в первую очередь в ст. 37, ч. 1 УК. По мнению экспертов, добавление в предписание фразы «если другими способами осуществить защиту не представляется возможным» является юридически избыточным.

Задержание

Применение огнестрельного оружия разрешается в отношении субъекта, оказывающего сопротивление. При этом должно выполняться одно условие. Субъект должен оказывать вооруженное сопротивление. Должностные лица могут осуществлять задержание гражданина, отказывающегося исполнить их требования. Пистолет, автомат и пр. могут использоваться, если гражданин вооружен и не хочет сдавать добровольно оружие. Данная ситуация по всем признакам внешне аналогична задержанию субъекта, который совершил преступление.

Сам факт незаконной вооруженности и оказания сопротивления можно квалифицировать как уголовно наказуемое деяние. Согласно ст. 38 УК, в качестве цели задержания выступает доставка гражданина в специально уполномоченные органы (правоохранительные) и пресечение совершения этим субъектом новых преступлений.

По смыслу нормы причинение смерти не допускается ни при каких обстоятельствах. При более глубоком анализе можно обнаружить, что вооруженное сопротивление, которое оказывается задерживаемым лицом с момента начала противодействия представителям правоохранительных органов, трансформируется в посягательство. Оно содержит угрозу для жизни должностного лица. Соответственно, возникает условие необходимой обороны. При этом наличие оружия у задерживаемого лица, даже если оно в момент пресечения его действий не использует, может считаться достаточным основанием для соответствующих ответных действий, которые могут повлечь его смерть.

Другие ситуации

В ст. 14, ч. 2 УВС предусматриваются иные случаи применения оружия. Например, оно может использоваться для вызова помощи либо подачи тревожного сигнала, а также для отпугивания животного, создающего угрозу для здоровья или жизни людей. Нормы, допускающие подобные ситуации, присутствуют и федеральных законах.

Они устанавливаются в ст. 14, ч. 4 УВС. В соответствии с нормой, не допускается применение оружия в отношении:

  • Несовершеннолетних, когда возраст известен либо очевиден.
  • Женщин.
  • Граждан с явными (внешними) признаками инвалидности.
  • Исключение составляют ситуации, когда указанные лица совершают групповое либо вооруженное нападение, которое создает угрозу для других лиц. Применение оружия в таких случаях допускается, если устранить опасность, исходящую от них, иными способами не представляется возможным.

    В отличие от ст. 28, ч. 3 ФЗ, регламентирующего деятельность внутренних войск, в указанных запретах отсутствует ряд положений. В частности, нет указания на вооруженность сопротивления и на неприменение оружия при большом скоплении граждан. Между тем для полноты анализа необходимо сказать, что приведенные выше исключения, отменяющие запреты, не могут охватить всю широту ситуационного многообразия, когда угроза для жизни при посягательствах инвалидов, женщин и несовершеннолетних может проявляться в других, отличных от установленных в ст. 14, ч. 4 УВС формах. Это, в свою очередь, означает, что военнослужащие вправе применять оружие против указанных субъектов в ситуациях, выходящих за пределы ограничений, предусмотренных в норме. При этом должна иметь место опасность для жизни при их нападении в любой иной форме.

    Порядок применения оружия

    Общие положения предусматриваются в ч. 1 и 2 ст. 13 УВС. Установленные в них правила применения оружия наделяют должностных лиц определенными полномочиями. Реализовывать их допускается в процессе исполнения своих прямых обязанностей. При этом в случаях крайней необходимости допускается применять оружие во внеслужебное время. Кроме этого, в общих положениях установлены предписания, касающиеся его ношения и хранения. Порядок применения оружия определяется и в федеральном законе. Установленные положения не соотносятся с обстоятельствами, которыми исключается преступность деяния. Однако они ставят человека за пределы уголовного преследования при выявлении фактов ношения и хранения оружия, если в качестве фигуранта выступает должностное лицо.

    Приказ или решение командира (начальника)

    В ч. 3 ст. 13 УВС содержится порядок применения оружия уполномоченным субъектом лично. Кроме этого, в норме определены положения, по которым командиры вправе приказать использовать его подчиненным при необходимости защиты здоровья, собственности и жизни при условиях крайней необходимости и обороны.

    Аналогичные указания присутствуют и в ч. 4 данной статьи. Подобные положения содержатся и в ФЗ, регламентирующем деятельность внутренних войск. Использование пистолетов, автоматов и пр. по приказу начальника (командира) должно осуществляться в первую очередь в соответствии с требованиями ст. 42 УК. Кроме того, принятие решения о применении оружия может указывать только на начало открытия огня.

    Ответственность за обоснованность его использования несет конкретный исполнитель. Следует обратить внимание, что в указанном выше ФЗ принимается решение относительно начала открытия огня. В ч. 3 ст. 13 Устава говорится о приказе. В последнем случае имеет место некоторое смещение ответственности за обоснованность применения оружия на начальника (командира), без снятия ее с исполнителя при осознании им вероятности незаконности распоряжения.

    Закон об оружии

    В нормативном акте содержатся предписания, распространяющиеся на граждан страны. В первую очередь лица могут применять оружие, которое находится у них на законных основаниях, для защиты собственности, здоровья, жизни в крайних случаях и при необходимой обороне. Перед тем как его использовать, гражданин обязан предупредить субъекта, против которого оно направлено, о действиях, которые он собирается совершить. Исключение составляют ситуации, когда промедление создает непосредственную угрозу для жизни людей либо может спровоцировать другие тяжкие последствия. Применение оружия в условиях крайней необходимости при этом не должно причинять ущерб третьим лицам.

    Ограничения

    Как и в рассмотренных выше нормативных положениях, ФЗ устанавливает ряд запретов. Не допускается применять оружие против несовершеннолетних, если возраст их известен либо очевиден, женщин и граждан, которые имеют явные признаки инвалидности. Исключением являются ситуации, когда от данных субъектов исходит прямая угроза. Закон об оружии предписывает лицам, применившим его, сообщать о каждом таком случае в ОВД по месту происшествия.

    Дополнительно

    В законе устанавливаются запреты для владельцев оружия, касающиеся его ношения. В частности, оно не допускается, если:

  1. Лицо пребывает в состоянии опьянения.
  2. Субъект участвует в собрании, митинге, шествии, демонстрации, пикетировании, религиозной церемонии или обряде, спортивном, культурно-развлекательном или ином публичном мероприятии.

    Для последнего случая установлено исключение. Указанное правило не распространяется на:

  3. Лиц, которые принимают непосредственное участие в соревнованиях с применением спортивного оружия.
  4. Казаков, находящихся на собраниях своих обществ, участвующих в религиозных церемониях и обрядах, культурных, развлекательных мероприятиях, связанных с обязательным ношением национального костюма, на территориях, где наличие холодного клинкового оружия является неотъемлемой его частью.
  5. Субъектов, уполномоченных обеспечивать общественную безопасность и порядок граждан.

    Лица, выступающие в качестве организаторов культурно-массовых спортивных и развлекательных мероприятий, имеют право на временное хранение оружия, принадлежащего гражданам, в порядке, установленном в ФЗ.

    Заключение

    Необходимо сказать, что в ряде случаев применение оружия является единственным способом защиты жизни граждан. Это особенно актуально в свете последних событий в мире и в России. Между тем должностное лицо, равно как и гражданин, владеющий оружием, обязано соблюдать предписания законодательства и прочих нормативных актов. Необоснованное его использование влечет за собой уголовную ответственность.

    В законодательстве присутствует запрет на обнажение оружия в случаях, если основания для его последующего применения, установленные в нормативных актах, отсутствуют. Его использование может повлечь смерть субъекта, против которого оно направлено. В этой связи необходимо правильно оценивать ситуацию и степень угрозы, которая исходит от лица.

    businessman.ru

    Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 80 г. Москва «Об утверждении Правил применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации»

    Комментарии Российской Газеты

    Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые Правила применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

    2. Признать утратившими силу:

    постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1208 «Об утверждении Порядка применения оружия военными кораблями и летательными аппаратами Федеральной пограничной службы Российской Федерации при охране исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 43, ст. 4921);

    постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1998 г. N 20 «Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 273);

    постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1028 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1208» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4541).

    Председатель Правительства Российской Федерации

    Правила применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации

    1. Настоящие Правила регулируют порядок применения оружия (стрелковое, артиллерийское, стрелково-пушечное, ракетное) и боевой техники (корабли, катера, патрульные суда (далее — пограничные корабли), вертолеты и самолеты (далее — летательные аппараты) при осуществлении защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (далее — государственная граница) в пределах приграничной территории, охраны внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов, охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации и ее природных ресурсов, охраны континентального шельфа Российской Федерации и его природных ресурсов, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

    2. Оружие и боевая техника применяются в соответствии с настоящими Правилами:

    а) военнослужащими пограничных органов федеральной службы безопасности в составе пограничных нарядов, осмотровых групп, экипажей пограничных кораблей, авиационных подразделений и иных подразделений, предназначенных для обеспечения пограничной деятельности федеральной службы безопасности (далее — сотрудники), при выполнении ими своих служебных обязанностей;

    б) военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемыми на основании планов взаимодействия и совместных решений соответствующих федеральных органов исполнительной власти к охране государственной границы, в том числе для участия в пограничных поисках и операциях, а также оказания содействия в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

    3. Оружие и боевая техника применяются против лиц, российских и иностранных морских, речных судов, других транспортных средств, нарушивших установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации правила пересечения государственной границы, правила плавания и пребывания иностранных военных кораблей в территориальном море, во внутренних морских водах, правовые режимы исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации (далее соответственно — нарушители, суда-нарушители).

    4. Оружие и боевая техника применяются в случаях и в соответствии с требованиями, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

    5. В случае предотвращения попыток угона за границу воздушного судна без пассажиров оружие и боевая техника применяются сотрудниками, когда воздушное судно находится на земле в пределах территории аэродрома (аэропорта).

    6. При обнаружении иностранных подводных лодок и других подводных транспортных средств, зашедших (пребывающих) в пределы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации не в надводном положении, командир пограничного корабля (летательного аппарата) докладывает об их обнаружении на управляющий командный пункт и действует по его указанию.

    Командный пункт, управляющий пограничным кораблем (летательным аппаратом), оповещает об обнаружении подводной лодки взаимодействующий командный пункт Военно-Морского Флота.

    По прибытии в район обнаружения подводной лодки противолодочного корабля (самолета или вертолета) Военно-Морского Флота пограничный корабль (летательный аппарат) устанавливает с ним связь и передает контакт с подводной лодкой.

    7. Оружие пограничных кораблей (летательных аппаратов) может применяться при преследовании судов-нарушителей по горячим следам во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и над континентальным шельфом Российской Федерации, а также за их пределами до захода этих судов в территориальное море своей страны или третьего государства, если:

    а) преследующие пограничные корабли (летательные аппараты), другие силы и средства федеральных органов исполнительной власти, оказывающие им содействие в пределах их компетенции, удостоверятся при помощи находящихся в их распоряжении и практически применимых средств, что преследуемое судно-нарушитель или одна из его шлюпок (другое плавучее средство), которые действуют совместно и используют преследуемое судно-нарушитель в качестве судна-базы, находятся во внутренних морских водах, в территориальном море или (в зависимости от случая) в исключительной экономической зоне и над континентальным шельфом Российской Федерации;

    б) преследование судна-нарушителя было начато только после подачи пограничным кораблем (летательным аппаратом) зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей судну-нарушителю увидеть или услышать этот сигнал, который судно-нарушитель игнорирует, предпринимая попытки скрыться;

    в) преследование осуществлялось непрерывно с момента его начала до принятия решения о применении оружия.

    8. Летательный аппарат, с которого отдается приказ об остановке, до принятия решения о применении оружия по судну-нарушителю, должен сам активно преследовать судно-нарушитель, пока какой-либо пограничный корабль (летательный аппарат), а также другие государственные суда и летательные аппараты, оказывающие содействие в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, вызванные преследующим летательным аппаратом, не прибудут на место для продолжения преследования, если только преследующий летательный аппарат не может сам задержать судно-нарушитель.

    Право применения оружия при преследовании судна-нарушителя по горячим следам прекращается, когда судно-нарушитель входит в территориальное море своего или третьего государства.

    9. При применении оружия и боевой техники сотрудники, командиры пограничных кораблей (летательных аппаратов) обязаны:

    а) подать нарушителю (судну-нарушителю) принятые в международной практике предупредительные команды (сигналы) об остановке, предоставив возможность их увидеть или услышать для выполнения предъявленного требования;

    б) предупредить нарушителя (судно-нарушитель) о намерении применить оружие и боевую технику, если не будет выполнено требование об остановке, кроме случаев их применения без предупреждения;

    в) убедиться, что нарушитель (судно-нарушитель) не выполняет поданных команд (сигналов) и не реагирует на предупреждение о намерении применить оружие и боевую технику;

    г) принимать меры по недопущению попадания пуль (снарядов) на территорию сопредельного государства, за исключением случаев отражения вооруженного вторжения или нападения с территории этого государства на территорию Российской Федерации или пресечения вооруженных провокаций на государственной границе;

    д) прилагать усилия к уменьшению возможного ущерба и сохранению жизни людей в ходе преследования и задержания нарушителя (судна-нарушителя) и (или) недопущению наступления иных тяжелых последствий (попадание пуль (снарядов, ракет) в третьих (посторонних) лиц, другие суда и летательные аппараты);

    е) обеспечить предоставление медицинской помощи раненым;

    ж) незамедлительно докладывать непосредственным командирам (начальникам) о каждом случае и обстоятельствах применения оружия и боевой техники и действиях нарушителя (судна-нарушителя);

    з) соблюдать требования о мерах безопасности, предусмотренные инструкциями (руководствами, наставлениями и уставами), при применении соответствующих видов оружия и боевой техники.

    10. Выбор конкретных видов оружия и боевой техники, способов их применения и правильное управление ими осуществляются:

    а) в составе пограничного наряда, осмотровой группы, патруля, расчета или подразделений, предназначенных для обеспечения пограничной деятельности, а также в местах дислокации либо в иных местах расположения (расквартирования) подразделений пограничных органов — соответствующими командирами (начальниками) или старшими, а также самостоятельно сотрудниками;

    б) в составе экипажа пограничного корабля (летательного аппарата) — командиром пограничного корабля (летательного аппарата), который несет личную ответственность за применение штатного вооружения.

    11. Применению оружия и боевой техники должно предшествовать предупреждение, за исключением случаев их применения без предупреждения.

    Предупреждение о применении оружия и боевой техники осуществляется путем подачи нарушителю (судну-нарушителю) принятых в международной практике предупредительных команд (сигналов) с требованием остановиться с дистанции, позволяющей нарушителю (судну-нарушителю) увидеть или услышать такие команды (сигналы).

    12. Если нарушитель (судно-нарушитель) не подчиняется командам (сигналам) и пытается скрыться, сотрудниками, пограничным кораблем (летательным аппаратом) производятся предупредительные выстрелы.

    13. Решение о производстве предупредительных выстрелов принимает:

    а) в составе пограничного наряда — старший пограничного наряда либо самостоятельно сотрудники в зависимости от сложившейся обстановки;

    б) на пограничном корабле (на борту летательного аппарата) -командир пограничного корабля (летательного аппарата);

    в) на патрульном судне — командир осмотровой группы;

    г) при нахождении на судне-нарушителе сотрудника, пограничного наряда, осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, — старший пограничного наряда, командир осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, либо сотрудник самостоятельно в зависимости от сложившейся обстановки.

    14. При производстве предупредительных выстрелов пограничный наряд, осмотровая группа, экипаж пограничного корабля (летательного аппарата), сотрудники должны принять меры по обеспечению собственной безопасности на случай открытия ответного огня.

    15. Перед применением оружия на поражение, за исключением случаев его применения без предупреждения, в зависимости от складывающейся обстановки предупредительные выстрелы могут производиться из стрелкового, артиллерийского, стрелково-пушечного или ракетного оружия.

    16. Сотрудниками при выполнении своих служебных обязанностей в составе пограничных нарядов, осмотровых групп и иных подразделений, предназначенных для обеспечения пограничной деятельности, предупредительные выстрелы из стрелкового оружия производятся вверх, после окрика нарушителю «Стой, стрелять буду!».

    17. Экипажами пограничных кораблей при производстве предупредительных выстрелов из артиллерийского или стрелкового оружия выполняются следующие действия:

    а) пограничный корабль приводится в боевую готовность N 1 (если этого не было сделано ранее);

    б) визуально и с помощью технических средств осматривается район, уточняются местонахождение и направление движения всех судов и летательных аппаратов, находящихся в районе;

    в) по данным технических средств определяются дистанция до судна-нарушителя и элементы его движения;

    г) стрельба выполняется тремя выстрелами (очередями) только вверх с углом возвышения и в секторах, гарантирующих непопадание в судно-нарушитель, а также в другие суда и летательные аппараты, находящиеся в районе;

    д) стрельба ведется короткими очередями, одиночными выстрелами из одной артиллерийской установки или короткими очередями из стрелкового оружия;

    е) подача команд на производство стрельбы и управление артиллерийским оружием осуществляется лично командиром пограничного корабля;

    ж) в целях обеспечения мер безопасности выставляются (назначаются) контролеры, команды и действия личного состава пограничного корабля регистрируются средствами объективного контроля, а там, где они не предусмотрены, — записываются наблюдателями групп записи, при этом запись наблюдателя ведется с момента объявления боевой тревоги и до получения командиром пограничного корабля доклада об осмотре каналов стволов артиллерийских установок, бланки групп записи сохраняются на пограничном корабле в течение года как отчетный документ;

    з) запись в вахтенном (навигационно-вахтенном) журнале пограничного корабля о чистоте каналов стволов и расходе боеприпасов производится лично командиром корабля.

    18. Применение стрелкового оружия для производства предупредительных выстрелов пограничными кораблями допускается только в крайних случаях, когда применение артиллерийского оружия затруднено или невозможно.

    19. При производстве пограничными кораблями предупредительных выстрелов из стрелкового оружия:

    а) стрельба производится в направлении, обеспечивающем визуальное (зрительное) наблюдение такой стрельбы с останавливаемого судна-нарушителя;

    б) огонь ведется трассирующими пулями, очередями;

    в) стрельба выполняется сотрудником, назначенным командиром пограничного корабля.

    20. При производстве предупредительных выстрелов из штатного вооружения (стрелкового, стрелково-пушечного, ракетного) экипажами летательных аппаратов:

    а) с помощью бортовых технических средств и визуально уточняются местоположение всех объектов в районе и направление их перемещения, определяются дистанция до судна-нарушителя и элементы его движения;

    б) стрельба производится в секторе, обеспечивающем безопасность всех объектов, находящихся в этом районе, с гарантированным непопаданием в судно-нарушитель и ведется на малой или предельно малой высоте;

    в) предупредительные выстрелы (очереди, пуски) выполняются в двух заходах лично командиром экипажа летательного аппарата или по его команде одним из членов летного экипажа либо личным составом пограничного наряда, осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, находящегося на борту летательного аппарата;

    г) использование предусмотренного для этого вида летательного аппарата штатного вооружения осуществляется при визуальном контроле экипажа или включенных средствах объективного контроля.

    21. О производстве предупредительных выстрелов и действиях нарушителя (судна-нарушителя) старший пограничного наряда, командир осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, командир пограничного корабля (летательного аппарата), сотрудники незамедлительно докладывают непосредственному начальнику, за исключением ситуаций, когда такой возможности не имеется, в том числе и в связи с выходом из строя технических средств связи.

    22. Если после производства предупредительных выстрелов нарушитель (судно-нарушитель) продолжает не подчиняться командам (сигналам) и предпринимает попытки скрыться или оказывает сопротивление, оружие применяется на поражение.

    23. Решение о применении оружия на поражение принимается:

    а) в составе пограничного наряда — старшим пограничного наряда, его непосредственным начальником, которому подчинен пограничный наряд;

    б) в составе осмотровой группы — командиром осмотровой группы.

    24. Решение о применении оружия на поражение пограничными кораблями (летательными аппаратами, в том числе летательными аппаратами, базирующимися на пограничных кораблях) принимается начальником пограничного органа или лицом, исполняющим его обязанности.

    25. Самостоятельно принимают решение о применении оружия и боевой техники сотрудники, командир пограничного корабля (летательного аппарата) для необходимой обороны или в условиях крайней необходимости, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для их жизни и здоровья, жизни и здоровья других граждан, опасность повреждения или уничтожения для пограничных кораблей (летательных аппаратов), других судов, летательных аппаратов и может повлечь иные тяжкие последствия (дорожно-транспортные происшествия, катастрофы, диверсии и другие общественные бедствия), а также при отсутствии связи с соответствующим начальником (командиром) и в случаях применения оружия без предупреждения.

    26. Приказ о применении оружия на поражение пограничным кораблем (летательным аппаратом) должен быть доведен до командира пограничного корабля (летательного аппарата) в установленном порядке.

    27. Начальник пограничного органа или лицо, исполняющее его обязанности, принимает решение о применении сотрудниками оружия и боевой техники по захваченному на земле и предполагаемому к угону воздушному судну после получения информации об отсутствии на его борту пассажиров, поступившей от эксплуатанта воздушного судна и (или) диспетчерской службы аэропортов (аэродромов), обеспечивающей посадку и вылет.

    28. Применение оружия на поражение прекращается при выполнении нарушителем (судном-нарушителем) требований об остановке, о следовании в указанном направлении или по указанному курсу и прекращении сопротивления.

    29. Обо всех случаях применения оружия и боевой техники сотрудниками, пограничными кораблями (летательными аппаратами), повлекших гибель нарушителей либо иные тяжкие последствия (общественные бедствия и другое), уполномоченные должностные лица пограничных органов незамедлительно в установленном порядке докладывают руководителю федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и информируют соответствующего прокурора.

    30. О каждом случае производства предупредительных выстрелов и применения оружия и боевой техники против нарушителей, являющихся гражданами иностранных государств (против иностранных судов-нарушителей), уполномоченные должностные лица Федеральной службы безопасности Российской Федерации незамедлительно (но не позднее одних суток) сообщают в Министерство иностранных дел Российской Федерации и информируют соответствующего прокурора.

    rg.ru