Несовершеннолетние состоящие на учете в пдн

Вернуть детство

За определенные проступки ребенка могут поставить на учет в полицию. За что и чем это грозит?

В соответствии с ведомственным приказом МВД России, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

— употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;

— совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

— совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

— освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

— не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

— не подлежащих уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

— обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

— условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием.

— получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

— освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально-опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

— осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

— осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Нужно обратить внимание, что возраст, с которого несовершеннолетний может быть привлечен к уголовной ответственности, определяет статья 20 УК РФ. По некоторым деяниям — это 14 лет.

Если ребенка поставили на учет в ПДН, то через 6 месяцев можно ходатайствовать о снятии. Опасность постановки на учёт в полиции грозит выпускникам школы: с наступлением вступительных экзаменов в учебные учреждения, в отделения внутренних дел поступают запросы о несовершеннолетних лицах, состоящих на учете. Также сотрудниками внутренних дел ежемесячно направляется информация в военные комиссариаты.

Центр правовой помощи

СВФ РПА Минюста России,

Как снять ребёнка с учёта?

В соответствии с Инструкцией на несовершеннолетних, в отношении которых КДНиЗП вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, заводятся учетно-профилактические карточки.

Согласно п. 41 Инструкции ведение учетно-профилактических карточек, учетно-профилактических дел на несовершеннолетних прекращается, и несовершеннолетние СНИМАЮТСЯ С УЧЕТА ПДН в случаях:

41.1. Исправления.
При этом лица, состоящие на учете за употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо употребление одурманивающих веществ, снимаются с учета по согласованию с органами здравоохранения.

41.2. Достижения 18 лет.

41.8. Неподтверждения материалов, послуживших основанием для постановки на учет.

41.9. Наступления обстоятельств, исключающих возможность совершения правонарушений.

Разрешение о снятии с учета несовершеннолетних дается в письменном виде начальником горрайоргана или его заместителем при наличии оснований, предусмотренных пунктами 41 Инструкции.

В связи с выше изложенным, исчерпав неюрисдикционный порядок обжалования, родители могут:

1) Обжаловать в судебном порядке постановление уполномоченного должностного лица о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности в порядке, предусмотренном ст. 30.1 КоАП РФ и в течение срока, установленного ст. 30.3 КоАП РФ (10 дней с момента получения/ вручения постановления);

detstvo.edurm.ru

Ежегодно уровень детской преступности растет, и не только в нашей стране – во всем мире. Часто суд при изучении личности уже взрослого подсудимого, выясняет, что еще в подростковом возрасте этот человек уже состоял на учете в правоохранительных органах как нарушитель.

В то же время, считается, что «детская комната милиции», как раньше называли специализированный отдел по работе с детьми, обеспечивает профилактику роста детской преступности. Так ли это на самом деле? Когда несовершеннолетних детей могут поставить на учет в ПДН и как обжаловать действия полиции, если такие действия явно необоснованны? Читайте в данной статье.

Каких подростков ставят на учет

  • несет юридическую ответственность.
  • Напомним, что по общему правилу подростки самостоятельно отвечают за свои проступки с 16 лет, а в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом – с 14 лет.

  • если он еще не осужден, но привлекается к уголовной ответственности, то есть ведется следствие и ему избрана мера пресечения – подписка о невыезде, домашний арест;
  • если несовершеннолетний был освобожден из учреждения исполнительной системы закрытого типа;
  • при назначении судом условного срока по приговору.
  • На учет может быть поставлен не сам ребенок, а семья в целом. В обиходе мы называем такие семьи «неблагополучными»: например, когда родители привлекались по ст. 5.35 КОАП РФ за неисполнение родительских обязанностей, злоупотребляют спиртными напитками, привлекают детей к совершению преступлений и т.д.

    Порядок постановки на учет

    Полномочиями по работе с детьми, совершившими проступки, обладают не только органы полиции, но и КДН — Комиссия по делам несовершеннолетних администрации района или города, которая принимает непосредственное участие в решении вопроса о постановке на учет в ПДН. Это коллегиальный орган, в состав которого входят представители администрации, органа опеки и попечительства, ОДН полиции, помощник прокурора района по надзору за делами несовершеннолетних, психологи, руководители школ и т.д.

  • По истечение 10 дней со дня получения протокола Комиссия выносит мотивированное постановление о постановке на учет несовершеннолетнего. В ходе рассмотрения материала, представленного полицией, заслушивают родителя или законного представителя ребенка.
  • Если начальником отдела полиции постановление КДН было утверждено, материал направляется в ПДН (копия – в КДН) для того, чтобы сформировали карточку учета, в которую вносятся все данные о ребенке, его образе жизни, составе семьи, поступающих сведениях об успеваемости в школе и т.д. С этого момента подросток считается состоящим на профучете в инспекции по делам несовершеннолетних и с ним проводится индивидуальная работа.
  • Работа с «трудными детьми»

    В реальности мероприятия, нацеленные на проведение профилактики с подростками, проводятся совместными усилиями как инспекторов ПДН, так и представителей Комиссии по делам несовершеннолетних, школьных и социальных педагогов, психологов, участковых уполномоченных полиции и т.д. Все указанные должностные лица ведут свой собственный учет и отмечают в своих документах все меры, которые принимались в отношении ребенка и его семьи.

  • постоянный надзор за поведением ребенка в школе, на улице, на секциях – инспектор ПДН вправе интересоваться его достижениями и характеризующими данными как путем письменных запросов, так и устно;
  • индивидуальные или совместные с КДН посещения (рейды) по месту жительства проблемных детей, выяснение обстоятельств конфликтных ситуаций с родителями, учителями, проведение бесед как с ребенком, так и со взрослыми; направление сведений в прокуратуру при наличии оснований для лишения, ограничения родительских прав, составление соответствующей документации при выявлении фактов неисполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей и т.д.;
  • направление в СУВУЗТ – учебные заведения закрытого типа, специально созданные для возможности получения профессионального образования трудными подростками;
  • принятие более жестких мер, если беседы и внушений не дали положительных результатов: помещение в ЦВИНП.
  • правонарушитель настолько опасен, что от его действий могут пострадать другие дети. Так, в практике есть случай, когда только изоляция спасла 4-летнюю сестру от жестоких избиений 15-летнего брата;
  • Нам представляется, что нет смысла давать рекомендации тем семьям, родителям которых все равно, находятся ли их дети под вниманием ПДН. Наша статья ориентирована на тех родителей, которые любят своих чад, заботятся о них и хотят знать как избежать и чем грозит несовершеннолетнему постановка на учет.

    Конечно, серьезных последствий для ребенка заведение учетной карточки ПДН не несет, но они все же есть. Так, при поступлении в ВУЗы МВД, ФСБ, прокуратуры для правоохранительных органов не составит труда выяснить поведение абитуриента в школьном возрасте. Справедливости ради стоит заметить, что такие подробные выяснения личности скорее исключение из правил. В то же время, каждый разумный родитель мечтает о безупречной карьере своих детей, об их безоблачном будущем, поэтому лучше не иметь таких неприятных фактов в биографии.

    Также, если не достигшее совершеннолетия лицо было поставлено на учет в результате распития спиртных напитков, то это может грозить навсегда оставшимися сведениями в наркологическом диспансере, откуда в будущем информация может попасть к работодателю.

    Как избежать постановки на учет несовершеннолетнего

  • явиться в день рассмотрения лично (о дате вы будете уведомлены);
  • не только постараться убедить комиссию о том, что ваши дети замечательные и произошедшее не более чем единственный случай, но и заверить в своей способности помочь подростку встать на путь исправления, предотвратить повторные правонарушения и т.д.
  • Если к вашим доводам не прислушались и в суде, по истечение 6 месяцев можно составить ходатайство (заявление) о снятии с учета, которое направить в ПДН. Оно пишется в свободной форме, с указанием оснований, почему ваш ребенок больше не нуждается в контроле.

  • если отпали юридические основания: например, когда истек условный срок осуждения.
  • Комиссия по делам несовершеннолетних: причины и последствия постановки на учет

    На профилактический учет в подразделение полиции по работе с несовершеннолетними (ПДН) ставят, прежде всего, тех, кто совершил преступление или административное правонарушение, при этом:

  • в силу возраста ответственности еще нести не может;
  • Одним из Приказов МВД предусматриваются и иные основания:

  • если подросток был замечен в употреблении психотропных, наркотических средств, алкоголя;
  • если осужденному несовершеннолетнему суд счел возможным назначить меры воспитательного воздействия (например, отдача под присмотр родителям);
  • В целом, сотрудники ПДН вправе проводить профилактическую работу не только с теми, кто подпадает под указанные условия, но в целях предотвращения правонарушения практически с любым родителем или ребенком. Но завести учетно-профилактическую карточку представители полиции могут только при наличии веских оснований, приведенных выше.

    Итак, порядок постановки подростка на учет выглядит примерно следующим образом:

  1. При выявлении факта совершения подростком правонарушения или преступления инспектор составляет протокол, который направляет в КДН для рассмотрения.
  2. Решение о постановке на учет направляется начальнику районного отдела полиции, который своей подписью соглашается или не соглашается с ним.

Основными методами правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей являются:

  • составление акта обследование бытовых условий для детей по месту жительства – на предмет выявления обеспеченности всем необходимым для досуга, отдыха, учебы;
  • Так называется Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей – заведение закрытого типа, куда помещают отбившихся от рук, неуправляемых подростков, начиная с 14-ти лет. Инспекторы ПДН вправе подготовить материалы в суд для решения о помещении ребенка в такой центр (до 30-ти суток), если установили следующее:

  • подросток, которого поставили на профилактический учет и направили в специализированное учебное заведение закрытого типа, самовольно покинул его;
  • у совершившего общественно-опасное деяние несовершеннолетнего нет места жительства, он занимается бродяжничеством, не имеет родственников и т.д. Бывает, что дети уезжают на попутном транспорте в другой город, где их помещают в ЦВИНП до решения вопроса об отправке домой;
  • задержан достигший 14-летнего возраста правонарушитель, личность которого не могут установить.
  • Чем грозит постановка на учет

    Кроме того, о работе с несовершеннолетними, состоящими на учете в ПДН, еще долго будут помнить в школе, где есть свой, так называемый «внутришкольный» контроль. Внимание к «детям-учетникам» всегда повышенное, а при происшествии в коллективе таких инцидентов, как кража, повреждение имущества первым делом проведут беседу именно с этими ребятами.

    Если не удалось уберечь своего ребенка от составления протокола и направления его в адрес Комиссии по делам несовершеннолетних, то следует:

  • предоставить все возможные положительные характеристики (грамоты, награды, письменное мнение соседей, характеристику от тренера и т.д.);
  • Следуя практики, решения КДН в большинстве своем справедливы. В основном, на учет ставят по причине неоднократных правонарушений, совершенных ребенком, при одновременном отсутствии контроля со стороны взрослых. Если же комиссия рассматривает единичный случай нарушения закона подростком, высока вероятность того, что ограничатся беседой профилактического характера.

    И все же имеются случаи, когда матери и отцы не согласны с решением о необходимости постановки на учет в ПДН. В этом случае решение можно обжаловать в течение 10 суток в суд.

    При безупречном поведении, наличии положительных характеристик и явном исправлении ребенка снимают с учета окончательно. Кроме того, если инспектор ПДН убедился в том, что основания для контроля и надзора отпали, он может решить этот вопрос и без вашего ходатайства, с согласия начальника одела полиции.

    Кроме того, автоматически с учета снимаются:

  • достигшие 18-летнего возраста;
  • juresovet.ru

    Проведение индивидуальной профилактической работы с родителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

    Опубликовано в журнале «Советник юриста» №9 год — 2011

    Проведение индивидуальной профилактической работы с родителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

    Беженцев А. А.,
    к. ю. н., доцент кафедры административной деятельности
    органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета
    МВД России

    Наблюдаемая в последние годы тенденция стабилизации социальной обстановки, в том числе по отношению к детям, является не вполне устоявшейся. По имеющимся сведениям за 2010 г., в стране насчитывается около 400 тысяч неблагополучных семей, в которых проживает около 700 тысяч детей; на учете в органах внутренних дел состоят примерно 125 тысяч родителей, уклоняющихся от воспитания детей или отрицательно на них влияющих; каждый двухсотый ребенок оказывается не просто лишенным поддержки семьи, а подвергается материальным, физическим и моральным ограничениям и лишениям (1). Данное негативное явление, свидетельствующее о широкомасштабном нарушении основополагающих прав ребенка на жизнь, здоровье и воспитание в семье, на достойные и благоприятные для всестороннего развития условия жизни, приобретает особую значимость, учитывая, что в 30% случаев правонарушающего поведения несовершеннолетних обнаруживается прямая связь с неблагоприятными условиями формирования личности в семье.

    Семейное неблагополучие – это самостоятельный социально-психологический феномен, выступающий в том числе и как фактор девиантного поведения детей. Семейное неблагополучие представляет собой негативную обстановку в семье, вызванную комплексом причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности несовершеннолетнего и приводящих к девиантному поведению.

    (1) См.: Официальные статистические данные: http://statistika.ru/law/2011/02/28/law.

    К настоящему моменту назрела острая необходимость повышения эффективности работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по предупреждению неблагополучия в семье, складывающегося в результате ненадлежащим образом исполнения родителями своих обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей, выявлению неблагополучных родителей и привлечению их к административной и уголовной ответственности за правонарушения, совершенные в отношении детей.

    Ключевыми нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность служб и подразделений органов внутренних дел по линии профилактики правонарушений несовершеннолетних, являются:

    • – Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ (1) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
    • – приказ МВД России от 26 мая 2000 года № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»;
    • – приказ МВД России от 13 мая 2003 года № 323 дсп «Об утверждении Наставления о порядке взаимодействия сотрудников подразделений органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов».
    • Исследуя формы и методы проведения индивидуальной превентивной работы с родителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, в данной практической статье мы, используя результаты крупномасштабного научного изыскания, проведенного во Всероссийском научно-исследовательском институте МВД России коллективом авторов(2), определим:

    • – порядок организации индивидуальной профилактической работы с неблагополучными семьями, состоящими на учете в органах внутренних дел;
    • – особенности взаимодействия в данном направлении подразделений по делам несовершеннолетних с другими службами органов внутренних дел, а также с заинтересованными ведомствами;
    • – основные требования к ведению учетно-профилактических карточек на родителей, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
    • Во-первых, изучим организацию индивидуальной превентивной работы инспекторами с заведением в результате составления протокола по ст. 5.35 КоАП РФ учетно-профилактических карточек на родителей. В соответствии с приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» на учет с заведением учетно-профилактических карточек ставятся родители, отрицательно влияющие на детей.

      К данной категории относятся родители или лица, их заменяющие:

    • – должным образом не исполняющие свои конституционные обязанности по воспитанию, обучению и содержанию своих несовершеннолетних детей, что связано с отрицательным влиянием на их поведение, которое выражается в злостном употреблении спиртных напитков, одурманивающих веществ, употреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;
    • – совершающие деяния, способствующие безнадзорности, беспризорности и попрошайничеству несовершеннолетних детей;
    • – втягивающие своих несовершеннолетних детей в преступное или асоциальное поведение либо способствующие совершению ими преступных деяний;
    • – совершающие в отношении своих детей различные противоправные действия, в том числе допускающие жестокое с ними обращение;
    • – нарушающие нормальное физическое (в том числе половое) и психическое развитие детей и подростков.
    • (1) См.: Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
      (2) См.: Повышение квалификации заместителей начальников горрайлинорганов внутренних дел: блочномодульное учеб. пособие / Ю. Н. Демидов, Л. В. Иванова, В. И. Акулов, М. В. Костенников и др.; под общ. ред. Ю. Н. Демидова. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2006.

      Важными источниками выявления неблагополучных семей являются:

    • – информация из государственных органов, общественных организаций, от граждан (приговор, решение или определение суда, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, материалы советов профилактики, сообщение следователя, дознавателя, следователя прокуратуры, средств массовой информации, включая средства глобальной сети Интернет, учебных заведений, органов здравоохранения, жалобы и заявления граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства);
    • – персонифицированные учеты наркологических кабинетов наркологических диспансеров;
    • – персонифицированные учеты учреждений здравоохранения (больницы, клиники, поликлиники);
    • – информация, полученная при установлении доверительных отношений с гражданами;
    • – сообщения, полученные в ходе проведения оперативно-разыскных, оперативно-поисковых мероприятий, отработок территорий административных участков сотрудниками органов внутренних дел.

    Рассмотрим общие требования к ведению учетно-профилактических карточек на родителей, отрицательно влияющих на несовершеннолетних детей.

    Учетно-профилактическая карточка заводится незамедлительно, с момента получения материала (постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органа дознания или следствия, заключения) на родителя. В исключительных случаях, если указанный документ поступает инспектору перед праздничными или выходными днями, учетно-профилактическая карточка может быть заведена в течение трех дней. Начальник горрайоргана внутренних дел или его заместитель утверждает заведение учетно-профилактической карточки той же датой.

    Сведения о родителе заносятся во вторую часть журнала инспектора по делам несовершеннолетних для регистрации лиц, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Учетно-профилактической карточке присваивается уникальный номер: первая цифра соответствует номеру в указанном журнале, вторая – обозначает последние две цифры текущего года (например, № 32/2011).

    В случаях, когда в семье только один родитель отрицательно влияет на несовершеннолетних детей, учетно-профилактическая карточка заводится на него. При необходимости постановки на учет в орган внутренних дел обоих родителей (и отца, и матери) учетно-профилактические карточки заводятся отдельно на каждого из них, однако работу целесообразно отражать в одном комплекте прилагающихся к карточке документов, как на единую неблагополучную семью. На обложке учетно-профилактической карточки заполняются все графы полностью. Основание постановки на учет пишется в строгом соответствии с требованиями п. 34.2 Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 26 мая 2000 года № 569.

    Первичная запись должна четко и подробно отражать основания постановки на учет: фабулу правонарушения (сведения, подтверждающие данный факт), какой материал (классификация по статьям КоАП РФ или УК РФ) был составлен по данному факту, когда и куда был направлен; какие меры приняты; ранее состояли ли на учете и по каким основаниям, за что и когда был снят и т. д. В случаях, когда основанием для постановки на учет явилась копия постановления о привлечении в качестве подозреваемого или обвиняемого за совершение преступлений в отношении своих несовершеннолетних детей (ст. 115, 116, 117, 150, 151, 156 УК РФ), по которому еще не принято судебное решение, записывается основание постановки (фабула), а принятые меры воздействия записываются по мере их поступления.

    Следом описывается, какую базовую профилактическую работу инспектор подразделения по делам несовершеннолетних провел с родителями при постановке на профилактический учет в орган внутренних дел. Первая проверка жилищно (семейно, материально)-бытовых условий семьи проводится незамедлительно, по возможности в день постановки на профилактический учет (в исключительных случаях в первые три дня). При этом инспектором подразделения по делам несовершеннолетних проводится беседа с родителями, в которой им разъясняются основания постановки на учет и снятия с него, а также последствия дальнейшего ненадлежащего исполнения ими своих конституционных обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей, отрицательного влияния на поведение детей либо совершения в отношении их противоправных действий, в том числе жестокого обращения с ними. Параллельно с одного или обоих родителей берутся письменные объяснения об уведомлении, за что и когда они поставлены на учет, описываются моменты их жизнедеятельности, фабула постановки на учет(1). Проверку места жительства неблагополучной семьи целесообразно проводить совместно с органами опеки и попечительства, так как в некоторых случаях ребенка требуется немедленно изъять из семьи. О постановке родителей, отрицательно влияющих на детей, на учет подразделения по делам несовершеннолетних извещают письменно участкового уполномоченного полиции и оперативного уполномоченного полиции. Сообщения (информация) составляются на имя руководителя службы участковых уполномоченных полиции, регистрируются в секретариате, копии приобщаются к учетно-профилактической карточке.

    Инспектора подразделений по делам несовершеннолетних в первые три дня запрашивают на неблагополучных родителей характеристику с места работы и жительства. В учетно-профилактической карточке об этом делается отметка, копия запроса подшивается. В исключительных случаях, когда есть вероятность, что данный документ продолжительное время не может быть предоставлен уполномоченными лицами, можно взять на бланке объяснение с должностного лица: представителя администрации сельского совета, заведующей или воспитателя (если дети посещают детский сад), классного или социального педагога детей (в случае когда они школьники).

    (1) См.: Пункт 53.1 Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569.

    Также бытовая характеристика с места жительства дается участковым уполномоченным полиции (в исключительных случаях инспектором по делам несовершеннолетних). Должностное лицо подразделения по делам несовершеннолетних может само на отдельном листе вывести характеристику данной семьи, в которой отразить все имеющиеся негативные сведения о данной семье, в том числе ранее состояли ли на учете и по каким основаниям, за что привлекались, за что и когда были сняты, отражаются и иные компрометирующие неблагополучную семью материалы.

    Характеристика при поступлении в орган внутренних дел подшивается в учетно-профилактическую карточку. Данный документ запрашивается один раз в год, а также при решении вопроса о снятии с профилактического учета в органе внутренних дел.

    Помимо этого к учетно-профилактической карточке приобщаются иные материалы, характеризующие образ жизни состоящего на учете родителя, в том числе объяснения других членов семьи, соседей, представителей учреждений образования, здравоохранения, и другие характеризующие документы.

    При проведении индивидуальной профилактической работы с неблагополучными родителями, отрицательно влияющими на детей, инспектора, школьные и семейные инспектора подразделений по делам несовершеннолетних осуществляют мероприятия по качественному оздоровлению обстановки в семье, прекращению деструктивного влияния родителей на детей и подростков.

    Для этого детально выясняются образ жизни и намерения родителей, состоящих на учете, путем посещения семьи, находящейся в социально опасном положении по месту жительства, комплексного изучения характеризующих материалов, проведения профилактико-разъяснительных бесед с представителями органов и учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, опеки и попечительства и другими лицами. Об этом делаются соответствующие записи
    в учетно-профилактической карточке.

    В случае выявления соответствующих фактов сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних вносят в установленном порядке в соответствующие органы и учреждения предложения о применении к родителям, состоящим на учете, мер воздействия, предусмотренных законодательством.

    При совершении в дальнейшем административных правонарушений или преступлений по каждому факту берутся объяснения, в которых указываются их причины и условия их совершения. Все материалы о мерах, принятых в связи с совершением административных правонарушений или иных деяний (протоколы об административном правонарушении, постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.), приобщаются к учетно-профилактической карточке. В карточке об этом делается соответствующая запись с описанием принятых к родителям мер. Категорически запрещается приобщение материалов об административных и иных правонарушениях, если по ним не принято окончательное решение в установленном законом порядке.

    Кроме того, в учетно-профилактической карточке заводится отдельный лист ежемесячных проверок по информационно-справочным учетам о совершенных административных правонарушениях. В листе указывается дата проведения проверки, дата административного правонарушения, статья по КоАП РФ, кем составлен протокол и санкция. Если правонарушения отсутствуют, пишется, что новых правонарушений нет.

    При первичной проверке по месту жительства проводится обследование материально-бытовых условий неблагополучной семьи, о чем составляется акт, в котором заполняются все графы. В финале делается комплексный вывод о том, имеется ли должный контроль за поведением несовершеннолетних детей со стороны родителей или законных представителей, какое влияние оказывают на поведение ребенка внутрисемейные отношения, материально-бытовые условия проживания, взаимоотношения с соседями по коммунальной квартире.

    В последующем акт обследования жилищно (семейно, материально)-бытовых условий семьи составляется не реже чем один раз в год, а также при необходимости фиксируется антисанитарное состояние помещения, в котором проживает семья с несовершеннолетним.

    В течение всего периода профилактической работы с родителями, состоящими на учете, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних принимают меры к соблюдению прав и законных интересов детей и подростков, решают вопросы организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении(1).

    Если инспекторами устанавливаются факты нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних детей со стороны родителей, они в обязательном порядке информируют:

  • – комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления, – о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • – органы прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
  • – органы опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
  • – органы управления социальной защитой населения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
  • – органы управления здравоохранением – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
  • – органы управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
  • – органы по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
  • (1) См.: п. 23.7 Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569.

    Информация направляется на имя руководителей вышеуказанных ведомств, сообщения регистрируются в секретариате, где проставляется их исходящий номер. Их копии, а также ответы оттуда приобщаются к учетно-профилактической карточке.

    В случае постановки на профилактический учет родителей, злоупотребляющих спиртными напитками, употребляющих одурманивающие вещества, употребляющих без назначения врача наркотические средства или психотропные вещества, должностные лица подразделения по делам несовершеннолетних незамедлительно извещают в письменном виде наркологическое учреждение. Сообщение пишется на имя главного врача районного, межрайонного, городского наркологического диспансера, регистрируется в секретариате, где проставляется их исходящий номер, копии и ответы приобщаются к учетно-профилактической карточке.

    На протяжении всего периода работы с семьей устанавливаются лица, с которыми общаются родители и которые также отрицательно характеризуются (злоупотребляют вместе спиртными напитками, совершают какие-либо антиобщественные, противоправные действия). Эта информация находит отражение в учетно-профилактической карточке. Затем проводятся мероприятия по сбору документов, подтверждающих данные факты, принимаются меры в установленном порядке к привлечению указанных лиц к юридической ответственности. Помимо этого необходимо письменно информировать о данных лицах руководителей уголовного розыска и службы участковых уполномоченных полиции. Сообщение направляется через отдел организации делопроизводства и режима, копия приобщается к учетно-профилактической карточке.

    И позитивные, и негативные результаты проведения профилактической работы с родителями, состоящими на учете в органе внутренних дел, инспектором подразделения по делам несовершеннолетних отражаются ежемесячно на отдельном листе учетно-профилактической карточки.

    Наряду с должностными лицами подразделений по делам несовершеннолетних работу по предупреждению неблагополучия в семьях проводят участковые уполномоченные полиции, которые о результатах своей работы ежеквартально рапортом докладывают на имя начальника органа внутренних дел, который в дальнейшем с визой передается в подразделения по делам несовершеннолетних или отражается в листе учета профилактических мероприятий в учетно-профилактической карточке.

    Инспектора, школьные и семейные инспектора подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел к профилактической работе с родителями, состоящими на учете, привлекают лиц, способных оказать на них положительное влияние, а также внештатных инспекторов полиции. Информация о проведенной работе отражается в учетно-профилактической карточке и считается факультативной.

    Дата снятия с учета, основание снятия с учета заполняются в точном соответствии с требованиями п. 42 приказа МВД России «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» от 26 мая 2000 года № 569.

    Ведение учетно-профилактической карточки на родителей, отрицательно влияющих на детей, прекращается, и родители снимаются с учета в случаях:

  • – прекращения отрицательного влияния на детей, оздоровления обстановки в семье;
  • – осуждения к лишению свободы;
  • – лишения родительских прав;
  • – неподтверждения материалов, послуживших основанием для постановки на учет;
  • – наступления обстоятельств, исключающих возможность отрицательного влияния на детей;
  • – смерти, признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или безвестно отсутствующим(1).
  • Инспектора подразделений по делам несовершеннолетних обязаны уведомить заинтересованных лиц при снятии с учета родителей, состоящих на учете в органе внутренних дел, а также в случае неподтверждения материалов, послуживших основанием для постановки на учет(2).

    При принятии решения о снятии несовершеннолетнего с профилактического учета инспектор подразделения по делам несовершеннолетних запрашивает характеристики на него с места жительства и места работы.

    Разрешение о снятии родителей, отрицательно влияющих на детей, с профилактического учета дается в письменном виде начальником горрайоргана или его заместителем при наличии оснований, предусмотренных приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел».

    В журнале регистрации лиц, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, производится отметка о дате и основании снятия с учета родителя, отрицательно влияющего не ребенка.

    Вышеназванные сведения и документы либо их копии записываются и приобщаются в хронологическом порядке. Страницы учетно-профилактической карточки пронумеровываются, карточка прошивается.

    Прекращенные учетно-профилактические карточки хранятся в архиве в течение двух лет, а затем уничтожаются в установленном порядке с составлением акта списания.

    В случае изменения родителями, состоящими на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, места жительства инспектор в трехдневный срок сообщает об этом в территориальный орган внутренних дел по новому месту жительства.

    Учетно-профилактическая карточка на родителей ведомственной почтой направляется в горрайорган внутренних дел только после получения подтверждения о прибытии его на новое место жительства. При получении сообщения о том, что выбывшее лицо не прибыло к новому месту жительства, материалы докладываются начальнику органа внутренних дел для решения вопроса о выяснении его нового места жительства.

    Контроль за правильностью и полнотой ведения учетно-профилактических карточек на родителей, а также за состоянием индивидуально-профилактической работы с ними осуществляет начальник или заместитель начальника органа внутренних дел. Указанные руководители не реже одного раза в полугодие изучают учетно-профилактическую документацию и по результатам дают письменные указания, направленные на повышение эффективности профилактики административных проступков и иных правонарушений(3).

    В заключение подчеркнем, что рост семейного неблагополучия создает пласт хронического неблагополучия, порождает неразрешимые проблемы родителей и детей, заставляет множество семей становиться дисфункциональными из-за невозможности помощи семье. В сложившихся условиях актуальной задачей является формирование новой государственной политики профилактики семейного неблагополучия с акцентированием внимания на деятельности подразделений полиции
    по делам несовершеннолетних. Эта политика должна способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, а также учреждений, которые по законодательству Российской Федерации призваны заниматься неблагополучными детьми и семьями.

    1 См.: Статья 9, ч. 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.
    2 См.: Ответ из УВД по Вологодской области от 12.04.2011 № 5/403 на запрос руководства Санкт-Петербургского университета МВД России о направлении данных для проведения научного исследования «Профилактическая деятельность инспектора по делам несовершеннолетних по предупреждению неблагополучия в семье» от 24.03.2011 № 43/25–987.
    (3) См.: Пункт 33 Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569.

    dis.ru