Правила эксплуатации склада гсм

Махонин Д.А. «Склады ГСМ и перечень нарушений их использования в рамках промышленной безопасности»

Махонин Дмитрий Александрович, зам.начальника лаборатории НК и ТД ЗАО «ГазЭнергоСтрой»

Склады ГСМ и перечень нарушений их использования в рамках промышленной безопасности

В работе описаны типовые нарушения в области промышленной безопасности, выявляемые органами надзора при проведении проверок на складах ГСМ.

Законами Российской Федерации определены нормы и требования промышленной безопасности, обязательны для выполнения при эксплуатации ОПО. Склады ГСМ относятся к категории объектов повышенной опасности и не только потому, что являются вызрывоопасными, но и потому, что при перегреве материалы, хранящиеся на них, могут самовозгораться.

Грубым нарушением требований безопасности на складе называют действия, приводящие к возникновению угрозы здоровья и жизни человека. На всех предприятиях, на территории которых имеются в распоряжении собственные склады, должна быть соответствующая лицензия. Нарушение правил безопасности может повлечь за собой административную, а иногда и уголовную ответственность.

У современного человека есть возможность пользоваться многими благами, но использование технического прогресса таит в себе много опасностей, вот почему требуется строго следить за соблюдением требований промышленной безопасности. Руководитель должен строго следить, чтобы промышленный объект, вверенный ему, находился в исправном состоянии, это касается не только используемого оборудования, но и соблюдение правил пожарной безопасности, ТУ и так далее.

На каждом предприятии, которое использует ГСМ, должен быть назначен ответственный сотрудник, в обязанности которого входит контроль над соблюдением должностных инструкций сотрудниками, правил безопасности. От уровня организуемого контроля будет зависеть уровень дополнительных затрат и здоровье работников.

Сегодня можно уверенно говорить, что нефтехимическая промышленность относится к тем отраслям, в которых самый большой фонд изношенных основных средств. Большинство складов по хранению ГСМ были построены пол века назад, сегодня их нормативный срок использования максимально приближен к критическому, поэтому требуется срочная модернизация.

Причиной аварий на складах является не только износ конструкций, оборудований и сооружений, чаще всего это нарушения со стороны обслуживающего персонала правил эксплуатации. Руководители берут на работу малоквалифицированный персонал, в результате человеческая ошибка приводит к непредвиденным последствиям.

Более того, руководство эксплуатирующих компаний должно закупать оборудование, которое способно работать в заданных условиях. Все трубопроводы, транспортирующие жидкость, обязаны соответствовать по нормативам температуре и давлению.

maspk.ru

РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СКЛАДОВ И ОБЪЕКТОВ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Транскрипт

1 Утверждено Заместителем Министра гражданской авиации 27 июля 1991 г. N 9/И РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СКЛАДОВ И ОБЪЕКТОВ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ВВЕДЕНИЕ Руководство разработано Государственным проектно-изыскательским и научноисследовательским институтом гражданской авиации «Аэропроект» и предназначено для работников, связанных с эксплуатацией складов и объектов ГСМ предприятий гражданской авиации. Руководство состоит из 3-х частей и содержит требования к эксплуатации основных зданий, сооружений и оборудования складов ГСМ, предназначенных для приема, хранения и выдачи на заправку горюче-смазочных материалов, требования к средствам заправки, охране труда и пожарной безопасности. С введением в действие настоящего Руководства утрачивают силу следующие документы: 1. Инструкция по эксплуатации складов горюче-смазочных материалов на предприятиях гражданской авиации (N 20/И от ). М., Воздушный транспорт, 1985 г. 2. Инструкция по эксплуатации транспортных топливопроводов предприятий ГА (N 51/И от ). М., МГА, 1984 г. 3. Инструкция по устройству и эксплуатации систем централизованной заправки самолетов топливом в предприятиях ГА. М., Воздушный транспорт, 1984 г. 4. Инструкция по охране труда и пожарной безопасности на объектах топливообеспечения предприятий гражданской авиации (N 19/И от ). М., Воздушный транспорт, 1985 г. 5. Указания по правилам эксплуатации раздаточных рукавов для авиатоплива. М., Аэропроект, 1983 г. 6. Рекомендации по сооружению и эксплуатации предперронных пунктов налива топливозаправщиков. М., Аэропроект, 1980 г. 7. Инструкция по противокоррозионной защите внутренних поверхностей вертикальных резервуаров. М., Воздушный транспорт, 1988 г. 8. Рекомендации по окраске и маркировке технологического оборудования объектов ГСМ и Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

2 средств заправки. М., Воздушный транспорт, 1988 г. 9. Нормы потерь ГСМ при зачистке и вводе в эксплуатацию трубопроводов, резервуаров и цистерн. М., 1988 г. 10. Инструкция по химико-механизированной очистке резервуаров с использованием моющих средств. М., Аэропроект, 1986 г. 11. Рекомендации по дооборудованию и использованию ПСГ-160 для нижнего наполнения топливом емкостей ТЗ и автоцистерн. М., Аэропроект, 1977 г. 12. Рекомендации по контролю за состоянием и определению мест повреждений подземных трубопроводов. М., Аэропроект, 1979 г. 13. Рекомендации по срокам службы основного технологического оборудования. М., Аэропроект, 1987 г. 14. Правила оценки пригодности резервуаров к эксплуатации за N г. 15. Рекомендации по оборудованию резервуаров средствами пожаротушения на складах ГСМ предприятий ГА. М., Аэропроект, 1972 г. Часть I. СКЛАДЫ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОТДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ И СООРУЖЕНИЯ СЛУЖБЫ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Требования настоящего «Руководства» являются обязательными и должны отражаться в должностных инструкциях личного состава службы горюче-смазочных материалов (ГСМ) Каждый работник службы ГСМ на порученном участке работы, в пределах возложенных на него обязанностей, несет ответственность за выполнение требований настоящего «Руководства», а также действующих нормативно-технических документов, связанных с эксплуатацией объектов службы ГСМ (Приложение 1) Проектирование новых, реконструкция и расширение действующих складов ГСМ проводится по прямым договорам с ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, его филиалами или другими проектными организациями в строгом соответствии со СНиП II «Склады нефти и нефтепродуктов. Нормы проектирования» и ведомственными нормами технологического проектирования, утвержденными МГА Строительство и реконструкция складов ГСМ осуществляется по плану капитального строительства в соответствии с проектно-сметной документацией, утвержденной руководством предприятия (организации) ВТ или Департаментом воздушного транспорта (ДВТ) За строительством, реконструкцией и ремонтом зданий, сооружений должен проводиться Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

3 авторский надзор проектной организацией и технический надзор соответствующими службами аэропортов (ОКС, ОЭНС, ТИСТО, ВОХР и др.) Объекты ГСМ по окончании строительства подлежат приемке в эксплуатацию только в том случае, когда они подготовлены к эксплуатации (укомплектованы кадрами, обеспечены энергоресурсами и т.д.), на них устранены недоделки и на установленном оборудовании начат предусмотренный проектом технологический процесс Законченные строительством объекты ГСМ сдаются в эксплуатацию в соответствии с Правилами СНиП «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» с приложением всех необходимых документов и оформлением соответствующего акта Вместе с актом сдачи-приемки на эксплуатацию предприятию ГА передается один экземпляр документации со всеми внесенными в нее изменениями, произведенными в процессе строительства и монтажа. Эта документация является основным материалом для последующей эксплуатации склада или его отдельных объектов. Все последующие изменения, вносимые в процессе эксплуатации склада или его объектов, должны приниматься комиссией с оформлением акта приемки и отражаться в основной документации. Кроме того, на все производственные объекты склада ГСМ должен составляться и вестись технический паспорт (Приложение 2), в который постоянно вносятся все изменения и дополнения На складах ГСМ осуществляется техническое обслуживание и надзор за: технологическим оборудованием — службой ГСМ, строительными конструкциями, автодорогами, обвалованием резервуаров — отделом наземных сооружений. Надзор за электротехническим оборудованием и ремонтные работы, а также контроль за заземлительными устройствами производится службой ЭСТОП. За обслуживание технических средств охраны и охранно-пожарной сигнализации отвечает начальник БЭРТОС, а за обслуживание пожарного водопровода и автоматических установок пенного тушения отвечает начальник ЦИСТО Техническое обслуживание сооружений и оборудования склада и объектов службы ГСМ осуществляется в соответствии с требованиями «Регламента технического обслуживания основных сооружений и технологического оборудования объектов авиатопливообеспечения на предприятиях ГА» и инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей. Перечень ГСМ, используемых при техническом обслуживании, приведен в Приложении За техническим состоянием строительных конструкций производственных зданий и сооружений склада должно быть обеспечено систематическое наблюдение. При этом особое внимание следует уделять частям конструкций, подверженным динамическим нагрузкам (фундаменты насосов, опоры стационарных грузоподъемных средств в насосных станциях и т.д.) Окраска основных сооружений и технологического оборудования производится в соответствии с разделом 3 настоящего Руководства по необходимости, но не реже чем раз в год Работы по эксплуатации и техническому обслуживанию сооружений и технологического оборудования службы ГСМ учитываются не позднее чем через 3 дня после их проведения в паспортах и формулярах, выдаваемых на это оборудование заводами-изготовителями, а также в журналах по форме, предусмотренной Регламентом. В случае отсутствия заводских паспортов на оборудование их необходимо подготовить. Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

4 1.14. В производственном помещении склада ГСМ должна быть технологическая схема склада ГСМ и системы ЦЗС (при ее наличии). К технологической схеме прикладываются таблицы управления задвижками при выполнении технологических операций с ГСМ. Технологические схемы, относящиеся к отдельным объектам, с указанием порядка работы с арматурой и оборудованием помещаются в помещениях этих объектов При эксплуатации склада ГСМ должны соблюдаться правила охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды в соответствии с требованиями настоящего Руководства. 2. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБЪЕКТОВ, СООРУЖЕНИЙ, ОБОРУДОВАНИЯ СКЛАДОВ ГСМ 2.1. Сооружения, средства приема ГСМ Прием ГСМ на склад аэропорта ВТ в зависимости от способа его доставки осуществляется через железнодорожные эстакады или отдельные стояки, причалы, узлы приема топлива по трубопроводу, пункты слива из автотопливоцистерн (АТЦ) Работникам службы ГСМ, выполняющим технологические операции по приему ГСМ, необходимо: знать технологические схемы трубопроводных коммуникаций; уметь безошибочно переключать задвижки, знать размещение, устройство и порядок обслуживания оборудования, сооружений и трубопроводов; уметь работать со сливными устройствами железнодорожных цистерн (ЖДЦ) и АТЦ При проведении операций по приему топлива должны соблюдаться правила охраны труда и пожарной безопасности в соответствии с разделами настоящего Руководства Для слива железнодорожных цистерн и погрузки-разгрузки ГСМ в таре железнодорожные тупики оборудуются: эстакадами, состоящими из устройств для верхнего (стояки) и герметизированного нижнего слива цистерн с необходимым оборудованием, предусмотренным проектом; стационарными и передвижными насосными установками; подогревательными устройствами для подогрева вязких и застывающих ГСМ в цистернах; заглубленными прирельсовыми резервуарами для слива вязких и застывающих ГСМ; средствами механизации погрузочно-разгрузочных работ, подъема и опускания сливных и наливных рукавов, эжекторами и прочими устройствами; погрузочно-разгрузочными платформами для ГСМ в таре; связью с железнодорожной станцией, освещением, заземлительными устройствами и пожарным инвентарем Стояки для светлых ГСМ оборудуются гибкими бензостойкими рукавами с Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

5 наконечниками, телескопическими или шарнирно соединенными трубами из материалов, не дающих искру, наконечники и трубы должны заземляться. Длина рукава с наконечником должна обеспечивать опускание их до дна цистерны Подача ЖДЦ под слив или отвод их с ГСМ должны осуществляться в соответствии с требованиями «Правил перевозки грузов в РФ» Для осуществления операций по сливу-наливу судов причалы оборудуются: швартовыми устройствами для упора и надежной швартовки судов; шлангирующими устройствами для соединения береговых трубопроводов со сливноналивными устройствами судов; стационарными, передвижными или плавучими насосными установками; средствами механизации швартовки и шланговки судов; средствами подачи электроэнергии, а также переносным и стационарным оборудованием; связью, устройством для заземления судов, пожарным инвентарем; ограждением со стороны берега Нормы времени на слив-налив наливных судов устанавливаются приказами министерства морского и речного флота В межнавигационный период трубопроводы от причала до склада должны быть освобождены от ГСМ, отключены от коммуникаций и закрыты заглушками. Временные причальные приемные устройства, трубопроводы и оборудование должны быть разобраны и размещены на хранение до следующей навигации Перед началом навигации проводится проверка исправности стационарных сооружений перевалочного склада и необходимый ремонт Готовность причальных сливно-наливных устройств к навигации должна проверяться комиссией, назначаемой руководителем предприятия ВТ. Акты готовности представляются в соответствующие управления ВТ Запорная и другая арматура сливных устройств (сальники, фланцевые соединения, наконечники, рукава) должны содержаться в исправности. Обнаруженные неисправности и негерметичность должны немедленно устраняться. Задвижки и вентили перед установкой должны тщательно притираться и проверяться на плотность керосином Сливные устройства должны быть обеспечены постоянным аварийным запасом: рукавами, исправными задвижками, вентилями, болтами с гайками, прокладочным материалом, сальниковой набивкой, инструментом, тарой и т.д При подготовке к сливу необходимо проверить: готовность технологической схемы для приема ГСМ и состояние вагоноцистерн, наливных судов и автоцистерн (наличие и исправность пломб, исправность и чистоту сливных устройств); произвести шланговку судна или подключение сливных устройств к вагоно-цистернам; произвести контрольное измерение уровня топлива в резервуарах, предназначенных для приема топлива; Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

6 подготовить насосы и задвижки согласно технологической схеме перекачки; определить количество поступившего ГСМ. Распоряжение о начале слива может быть дано только после того, как будут закончены подготовительные работы. Нефтеналивное судно, пришвартованное к причалу, пирсу, должно быть осмотрено представителями речного транспорта, причального хозяйства и пожарной охраны для определения возможности слива ГСМ После слива рукава должны быть освобождены от остатков ГСМ и убраны, их наконечники закрыты чехлами, а все задвижки сливных устройств должны быть закрыты В состав узла приема топлива по трубопроводу входит следующее оборудование: запорно-регулирующее (задвижки, обратный клапан, предохранительный клапан, воздушноопускные вентили); фильтры грубой очистки; фильтры предварительной очистки; подземный резервуар для сброса топлива при повышении давления в трубопроводе выше допустимого; контрольно-измерительные приборы; заземляющие устройства. Технология приема топлива по трубопроводу приведена в разделе Средства перекачки ГСМ В помещении насосной для перекачки ГСМ на видном месте вывешивается: схема обвязки насосов и соединения с трубопроводами и резервуарами с указанием их номеров; схема электрической части насосной; инструкция по эксплуатации агрегатов и таблица управления задвижками; инструкция по технике безопасности; инструкция по пожарной безопасности Во избежание разрушения фундаментов насосов под воздействием просачивающегося топлива необходимо поддерживать в исправном состоянии систему его отвода (при ее отсутствии насосы оборудуются такой системой, состоящей из металлического поддона, трубопроводов и сборной емкости) и не допускать попадания ГСМ под фундаментные рамы оборудования Для монтажа и ремонта агрегатов в насосных станциях следует использовать переносные треноги, тали. Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

7 Каждый насосный агрегат перед пуском должен быть тщательно осмотрен и подготовлен дежурным машинистом. Обнаруженные при осмотре неполадки необходимо устранить Перед пуском насоса необходимо: внешним осмотром убедиться в чистоте, исправности насоса и привода; проверить плотности сальниковых уплотнений, убедиться в наличии ограждений и кожухов, манометра Во время работы насосного агрегата необходимо: систематически наблюдать за показаниями манометров, вакуумметров и мановакуумметров и поддерживать нормальное рабочее давление; отключать агрегат при появления нехарактерного шума и стука; контролировать наличие смазки трущихся деталей, температуру нагрева подшипников, сальников, не допуская нагрев их выше 60 C Фланцевые соединения должны быть плотно затянуты на прокладках из паранита или бензостойкой резины толщиной 3-4 мм. На насосах и трубопроводах, предназначенных для перекачки масел и темных нефтепродуктов, разрешается применять прокладки из плотного картона толщиной 3-4 мм, предварительно проваренные в олифе Перед пуском насосов после ремонта необходимо тщательно проверить правильность вращения вала электродвигателя и насоса, крепления насоса и двигателя к фундаменту, исправность работы смазочной системы, набивку и затяжку сальников, исправность и правильность подключения контрольно-измерительных приборов При использовании вместо стационарных насосных станций подвижных перекачивающих станций и мотопомп (ПСГ, МНУГ) их эксплуатацию производить в соответствии с заводскими инструкциями по эксплуатации Перекачивающие станции и мотопомпы должны содержаться в закрытых отапливаемых зимой помещениях или гаражах, с температурой воздуха не ниже +4 C Во время работы ПСГ и МНУГ необходимо следить за погружением рукавов в ГСМ, за состоянием сальников насосов, не допуская течи продукта, за состоянием уплотнений в местах соединений рукавов, работой моторов и насосов, не допуская их перегрева По окончании работы ПСГ и МНУГ должны быть установлены в месте постоянной стоянки, осмотрены, очищены, смазаны и заправлены горючим, при длительной стоянке (свыше 2-х месяцев) они должны быть установлены на колодках для разгрузки рессор и покрышек При работах по перекачке топлива должны соблюдаться правила техники безопасности и пожарной безопасности в соответствии с разделом 13.4 Руководства Трубопроводы Приемка трубопроводов в эксплуатацию Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

8 Трубопроводная сеть системы ЦЗС должна иметь внутреннее антикоррозионное покрытие, удовлетворяющее требованиям стандартов РФ (топливоводомаслостойкое, электробезопасное) Приемка трубопроводов в эксплуатацию производится комиссией, назначенной руководителем предприятия ВТ (или управления ВТ), после устранения строителями выявленных недостатков. При приемке трубопровода производится испытание топливопроводов на прочность и проверка на герметичность гидравлическим способом в соответствии с требованиями СНиП III-42-80, СНиП Величина давления при испытании транспортных трубопроводов и трубопроводов систем ЦЗС на прочность принимается равной 1,25 рабочего давления, а продолжительность испытания — 24 часа. Величина давления при испытании технологических трубопроводов склада ГСМ на прочность принимается равной: 1,5 рабочего давления, но не менее 2 кгс/кв. см, при рабочем давлении до 5 кгс/кв. см; 1,25 рабочего давления, но не менее 8 кгс/кв. см, при рабочем давлении свыше 5 кгс/кв. см, а продолжительность испытания — 5 минут. Величина давления при проверке трубопроводов на герметичность принимается равной рабочему. Продолжительность испытания определяется временем, необходимым для тщательного осмотра трассы с целью выявления утечек, но не менее 12 часов для транспортных и технологических трубопроводов Проверку трубопровода на герметичность необходимо производить после испытания на прочность и снижения испытательного давления до максимального рабочего, принятого по проекту При повышении давления от 0,3 до полного давления испытания трубопровода на прочность осмотр трассы запрещается. Осмотр трассы можно производить только после окончания испытания и снижения давления в трубопроводе до рабочего с целью проверки его на герметичность Трубопровод считается выдержавшим испытания на прочность и проверку на герметичность, если за время испытания трубопровода на прочность давление остается неизменным, а при проверке на герметичность не будут обнаружены утечки При обнаружении утечек визуально, по звуку или с помощью приборов трубопровод подлежит ремонту, повторному испытанию на прочность и проверке на герметичность После испытания трубопровода на прочность и проверки на герметичность топливом последнее должно быть слито в отдельный резервуар. После отстаивания топлива и при положительных результатах контроля его качества в объеме полного анализа оно используется по прямому назначению Эксплуатация трубопровода, не принятого приемочной комиссией, не допускается. Ввод в эксплуатацию трубопровода оформляется приказом по предприятию ВТ На трубопровод должна быть составлена следующая техническая документация: — технологическая схема трубопровода, утвержденная руководителем предприятия ГА, на которой арматура, оборудование, приборы, устройства и резервуары должны иметь обозначение и нумерацию (при изменении технологии и установке нового оборудования в технологическую схему Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

9 вносятся соответствующие дополнения); — градуировочные таблицы на трубопроводы и приемные резервуары, утвержденные руководством предприятия ВТ или местными органами Госстандарта; — инструкция по эксплуатации трубопровода с учетом местных условий. Характеристика трубопровода заносится в технический паспорт на производственные объекты службы ГСМ. Катодная защита подземных трубопроводов Стальные трубопроводы, прокладываемые в земле, подлежат защите от коррозии, вызываемой блуждающими токами, в соответствии с требованиями ГОСТ и СНиП «Магистральные трубопроводы». Источниками блуждающих токов являются: пути электрофицированного рельсового транспорта, работающего на постоянном или переменном токе промышленной частоты; линии передачи постоянного тока; промышленные предприятия в зоне аэропорта. Способы защиты подземных трубопроводов от коррозии, вызываемой блуждающими токами, выбираются на основании проведенных изысканий степени коррозионной опасности, при проектных работах, подразделяются на две основные группы мероприятий: ограничение проникновения блуждающих токов в трубопровод из окружающей среды (пассивная защита), т.е. нанесение защитного покрытия весьма усиленного типа: битумнополимерного, битумно-минерального, полимерного и др.; создание защитного потенциала трубопровода по отношению к окружающей среде (электрохимическая защита) Для наблюдения за работой установок катодной защиты и для систематических измерений электрических потенциалов подземных трубопроводов относительно земли по всей трассе защищаемого трубопровода устанавливаются контрольно-измерительные пункты (КИП), позволяющие производить электрические измерения контактным методом без специальных разрытий. КИП состоит из неполяризованного медно-сульфатного электрода сравнения длительного действия с датчиком электрохимического потенциала типа М7Д-АКХ и контрольных проводников. Контрольные проводники от электрода, датчика и трубопровода выводят на поверхность земли под ковер или крышку люка. КИП устанавливаются на строящемся трубопроводе после укладки его в траншею до засыпки его землей, а на действующем трубопроводе в специальных шурфах При эксплуатации установок катодной защиты производят их периодический Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

10 технический осмотр, проверку эффективности их работы, а также контрольные измерения потенциалов на защищаемом трубопроводе и контрольно-измерительных пунктах. При проверке параметров работы катодной станции измеряют токи катодной защиты, напряжение на выходных клеммах катодной станции и потенциал в точке наложения защитного тока. Эффективность работы установок катодной защиты контролируют не реже 4 раз в год, а также при каждом изменении режима работы установок и при изменениях, связанных с развитием сети подземных сооружений и источников блуждающих токов Эксплуатация трубопроводов Перед началом перекачки должна быть подготовлена и проконтролирована (проверена) правильность собранной технологической схемы В начале и в процессе перекачки (в начале каждой смены) следует производить выпуск воздуха из высших точек трубопровода При осмотрах наземных трубопроводов необходимо обращать внимание на цельность окраски, состояние опор, исправность и правильность положения на них труб. Компенсаторы должны иметь свободное движение и обеспечивать герметичность Необходимо трассы подземных трубопроводов обозначать железобетонными или деревянными опознавательными знаками (со щитами и надписями — указателями) высотой 1,5-2,0 метра от поверхности земли, с указанием фактической глубины заложения трубопровода. Опознавательные знаки устанавливаются на прямых участках трассы в пределах видимости, но не более чем через 500 м, на всех углах поворота, в местах пересечения с коммуникациями. В местах пересечения трубопроводов с автомобильными дорогами необходимо устанавливать дорожные знаки, запрещающие остановку транспорта, в местах пересечения с реками — сигнальные знаки согласно Уставу внутреннего водного транспорта РФ Технологические колодцы по трассе трубопровода должны иметь указатели на случай заноса их снегом, имеющаяся в них запорная арматура должна пломбироваться. Не реже одного раза в месяц необходимо очищать технологические колодцы от грязи и пыли. Крышки технологических колодцев должны исключать возможность попадания в колодец атмосферных осадков, обеспечивать удобство и легкость открывания и иметь запорные устройства Один раз в месяц во время перекачки необходимо проверять состояние засыпки трубопровода по всей трассе и отсутствие следов продукта в грунте В весенне-осенний период не реже одного раза в год контролировать состояние изоляции по трассе подземного трубопровода с помощью приборов типа УКИ-1, изготовляемого Рязанским опытным электромеханическим заводом Один раз в год подземный трубопровод выдерживается при максимальном рабочем давлении для проверки его герметичности. Продолжительность проверки определяется временем, необходимым для тщательного осмотра трассы с целью выявления утечек, но не менее 12 часов Емкости для сборов топлива должны очищаться один раз в год, систематически освобождаться от топлива и быть всегда подготовленными для приема топлива. Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

11 Для проведения капитальных ремонтных работ должна предусматриваться плановая остановка трубопровода. К капитальному ремонту трубопровода следует относить ремонт и замену дефектных участков труб, запорной арматуры, колодцев, устройств электрохимической защиты трубопровода от почвенной коррозии и блуждающих токов Подлежащий ремонту трубопровод предварительно должен быть освобожден от топлива, дегазирован и отсоединен от других узлов После капитального ремонта трубопровод следует подвергнуть испытанию на прочность и проверке на герметичность Технология перекачки топлива по транспортному трубопроводу Перед началом перекачки топлива на перевалочном (нефтебазе) и расходном складах ГСМ должны назначаться ответственные лица за перекачку Ответственные лица до начала перекачки топлива проверяют в журналах «Учета топлива при перекачке по трубопроводу» запись о наличии паспорта, проверке наличия воды, уровней взлива топлива в расходном и приемном резервуарах и отборе проб из них, убеждаются в правильности открытия задвижек, исправности всей технологической цепи и делают запись о разрешении перекачки Ответственные лица по телефону должны сообщить о готовности складов к началу перекачки и передать данные для определения количества топлива в резервуарах В процессе перекачки необходимо: — следить за работой насосных агрегатов, технологического оборудования, герметичностью соединений, уровнем топлива в резервуарах, давлением в начале и конце трубопровода, которое не должно превышать и быть ниже рабочего; — через установленные промежутки времени производить замер количества перекачиваемого топлива, фиксировать эти данные в журнале (табл ) и передавать их на другой склад (нефтебазу); — при переходе во время перекачки с одного резервуара на другой необходимо отключение расходуемого (наполняемого) резервуара производить только после подключения нового; — следить по манометрам за перепадом давления на фильтрах и производить его запись в конце смены и перед окончанием перекачки; превышение допустимого перепада давления на фильтрах не допускается; — следить по мере наполнения резервуара расходного склада за изменением давления в топливопроводе с учетом уровня топлива; в случае резкого падения давления в топливопроводе необходимо прекратить перекачку, выявить (разд ) и устранить неисправность. Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

12 Таблица ЖУРНАЛ УЧЕТА ТОПЛИВА ПРИ ПЕРЕКАЧКЕ ПО ТРУБОПРОВОДУ T—-T—-T——T T T Дата Сорт Но- Время Перевалочный склад (нефтебаза) Расходный склад Подпись нача- топ- мер заме T——T——T—-T——T T T T—-T——T—-T—-T T——T лица, ла лива пас- ра плот- тем- номер но- уро- количе- давле- зак- плот- тем- номер но- уро- коли- давле- зак- ответст- пере- пор- пара- ность пера- сред- мер вень ство ние в лю- ность пе- сред- мер вень чество ние в люче- венного кач- та мет- топ- тура ней ре- топли- топлива трубо- чение топли- ра- ней ре- топ- топлива трубо- ние за пере- ки, ров лива, топ- пробы зер- ва в в ре- прово- тех- ва, т/ тура пробы зер- лива в ре- прово- тех- качку, при- топ- т/ лива, топ- ву- резер- зервуа- де, МПа ника куб. м топ- топ- ву- в зерву- де, ника время ема и лива куб. м С лива ара вуаре, ре, л (кгс/ ГСМ о ли- лива ара ре- аре, л МПа ГСМ о начала и сдачи и от- из см (под- кв. см) про- ва, из зер- (под- (кгс/ про- оконча- смен бора ре- пись верке С ре- вуа- пись кв. верке ния пе- проб зер- ответ- нали- зер- ре, ответ- см) нали- рекачки вуара ствен- чия вуара см ствен- чия ного воды ного воды лица) (под- лица) (под- пись) пись)

13 Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

14 РТ , Р От- 0, Р От- Схема 90 Смирнов сут- Мишин сут- собрана ству- ству- правиль- ет ет но, Ива- Буров перекач- нов ку раз- решаю с 16 ч 15 мин. Кузнецов , Р ,6-0, Р (0,35) — — Смирнов (6,0) Мишин (3,5) РТ ч 0, Р ,61 От- 0, Р ,31 От- Схема 90 (пе- Смирнов сут- Мишин сут- собрана реда- Акимов ству- Котов ству- правиль- ча ет ет но, сме- Пет- Чижов перекач- ны) ров ку раз-

15 Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

16 решаю Волков РТ , Р , Р Перекач- 90 ка за- кончена в 20 ч 30 мин. Волков L При сдаче смены в процессе перекачки топлива по трубопроводу ответственные лица за перекачку проверяют полноту заполнения журнала, правильность и полноту проведенных работ по подготовке к перекачке топлива, производят слив отстоя из фильтров и проверяют величину давления на фильтрах с соответствующей записью в журнале По окончании перекачки следует: выключить насос на перевалочном складе (нефтебазе), закрыть задвижки на приеме и выдаче, произвести определение количества топлива в резервуарах и сделать соответствующие записи в журнале (см. табл ) Определение мест повреждений подземных трубопроводов Основными причинами аварий трубопроводов являются разрушения труб из-за коррозии, дефектов сварки, некачественного изготовления, стихийных явлений В целях предотвращения аварий и утечек в процессе эксплуатации трубопровода необходимо производить: — ежедневный патрульный обход трассы трубопроводов для выявления поверхностных признаков утечек; — ежедневную проверку отсутствия ГСМ в технологических колодцах; — ежедневную проверку исправности запорной арматуры; Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

17 — проверку состояния электрохимической защиты трубопроводов в сроки, предусмотренные Регламентом; — ежесменную проверку герметичности трубопровода (Р = Р ) исп раб по перепаду давления в течение 15 мин., без наличия расхода. В системах ЦЗС дополнительным признаком утечки являются частые автоматические включения насосов при отсутствии заправки воздушных судов Для обнаружения места утечки можно использовать серийно выпускаемые отечественные или зарубежные течеискатели, основанные на акустическом принципе обнаружения течи (табл ). Таблица КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕЧЕИСКАТЕЛЕЙ —-T T T T T T T N Тип тече- Принцип Даль- Погреш- Чувстви- Условия Изготовитель п/п искателя действия ность ность тельность эксплуатации (разработчик) дейст- измерения к утечке прибора вия АФ-41 Регистрация 400 м не не ниже Масса 11 кг, ПО «Волна», Переносной акустичес- более 10 л/мин. выборочный г. Кишинев, акустико- ких волн. 10% при внут- контроль, необ- ул. Добро- эмиссионный Измерение реннем ходим Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

18 контакт вольского, 16 (аналог звукового давлении с трубой; габа- ДГ-3000 давления не менее ритные размеры: «Метравиб» шума в бар 1 МПа 380 x 170 x (Франция)) (1 бар = 385 мм, диапа- 10 кпа) зон рабочих методом частот усили- сравнения тельного тракта сигнала от 0,3-20 кгц, двух чувствитель- датчиков ность усили- тельного тракта 7 мкв, произво- дит. контроля — 5 с, диапазон рабочих темпе- ратур С 2 АЭТ-1М Регистрация Контакт +/- 0,1% 8 л/ч Утечки обнару- Разработчик: Переносной акустичес- с тру- живают на НИИИнтроско- (аналог кого шума бой поверхподводных пии, ,

19 Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

20 «Гидролюкс» методом через трубопроводах г. Томск, ул. ГЛ-2000, непосредст бесконтактным Савиных, 3. фирма венного 300 м методом, в Изготовитель: «Себа-Дина- измерения подземных тру- Топкинский троник» амплитуды бопроводах — механический (ФРГ)) (звукового контактным завод, давления) методом с г. Кемерово от одного интервалом (Кемеровское датчика м НПО «Промав- томатика») 3 ПТ-12Д Использует- Даль- +/- 0,5 м — Не требует МНПО Переносной ся акусти- ность контакта с «Спектр», Аналог ческий не трубой, масса — г. Москва, «Гидролюкс» метод при ограни- 6 кг. Ток ул. Усачева, ГЛ-200 непосредст- чена, потребления — д. 35 (ФРГ) венном глубина 30 ма, усиления прослушива- обнару- 6 нии шумов, жения , уровень возникающих 2 м собственных от течи шумов — 2 мкв, трубопрово-

21 Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

22 габариты да, преобразователя позволяет x 150 мм, определять блока индика- местонахож- торного — дение тру- 150 x 120 x 40 бопровода мм по трассе, для чего имеет два пьезоэлект- рических преобразо- вателя, высокочув- ствительный усилитель и блоки фильтров 4 Система Регистрация До Точность Не ниже 3- жильный Разработчик: непрерывно- шума от 10 км определе кабель связи; НИИИнтроско-

23 Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

24 го контроля места ния места л/ч при через 100 м — пии, , герметич- утечки дефекта давлении датчик г. Томск, ности учас- через акус- 1-3 м в трубе ул. Савиных, тков нефте- тические 2,0 МПа 3 продуктов. датчики с Стационар- обработкой ная сигналов от (аналог датчиков в Микрокорр, микропро- К1000 цессоре «Себа-Дина- путем троник») сравнения 5 ДГ-3000 Определение 100, Зависит Требует Фирма Переносной места утеч- 200, от чув- контакта с «Метровиб», ки по раз- 400 или ствитель- трубой (шурфы) Франция ности вре- 800 м ности мени прихо- акусти- да звуковых ческого сигналов от датчика двух акус- (микрофо- тических на)

25 Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

26 датчиков, устанавли- ваемых на концах про- веряемого участка, с непосредст- венным вычислением расстояния до места утечки 6 ПТ-13Д Прибор Даль- +/- 0,5 м — Течеискатель МНПО Переносной имеет два ность оснащен стре- «Спектр», комбиниро- канала. трассы лочным прибором г. Москва, ванный Один из не для регистрации ул. Усачева, прибор для каналов ограни- уровня шума и д. 35 комплексной построен чена, имеет ограничи- диагностики на основе глубина тель средне- мест принципа обнару- интегрального

27 Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

28 повреждений акустичес- жения шума. Два кана- трубопрово- кого тече- 3-4 м ла прибора дов и их искателя, могут работать теплоизоля- регистриру- раздельно и ции ющего шум совместно, что вытекающей позволит опре- жидкости с делять наруше- определени- ние теплоизоля- ем максиму- ции или повреж- ма громкос- дение трубопро- ти по вода. наиболее Диапазон рабо- высокому чих частот — тону, по Гц, уровню потребляемая сигнала в мощность не телефонах более 300 мва, или по рабочая темпе- максимуму ратура окружаю- отклонения щей среды от стрелочного -50 С

29 Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

30 до индикатора. +40 С. Второй Измерение тем- канал пературы в пре- построен на делах -30 С, основе +150 С, габа- пирометров ритные размеры и позволяет преобразователя контролиро- 150 х 135 мм, вать изме- индикаторного нение тем- блока x пературы 190 x 80 мм, грунта в масса индика- зоне распо- торного блока ложения 3,5 кг, преоб- теплотрас- разователя — сы, опреде- 4,5 кг. ляя место Чувствитель- утечки по ность к измене- максималь- нию температуры ной темпе- — 0,1 С

31 Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

32 ратуре 7 Спартан Акустико Не требует США передвижной эмиссионный шурфов, многоканальная дорогостоящая система 8 Гидролюкс Непосред- Опреде- — — Возможно Фирма «Себа- ГЛ-2000 ственное ляется применение Динатроник» Переносной измерение часто- контактных (ФРГ) амплитуды той микрофонов, звука в выбора непосредственно широкой точек прикладываемых полосе измере- к трубе, так и частот или ния по бесконтактных избиратель- длине (через землю, но на трубо- асфальт, бетон отдельных провода и т.д.) частотах. (неог- Место утеч- рани- ки опреде- ченно) ляется по

33 Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

34 максимуму звука на проверяемом участке 9 «Микрокор» Определение 2100 м +/- 0,2 м — Масса 5,4 кг, Фирма «Себа- dk1000 места требует Динатроник», повреждения контакта с ФРГ производит- трубой, инфор- ся корреля- мация от датчи- ционным ков к прибору методом по может переда- разности ваться по времени кабелям или по распростра- радиоканалу нения звука от места утечки до мест уста- новки двух датчиков.

35 Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

36 Вычисление расстояния до места утечки осу- ществляется микропро- цессором L Примечание: 1. Для определения местонахождения трассы трубопровода (в плане и по глубине) можно использовать искатель трубопроводов типа ИТ-5, выпускаемый Винницким заводом (глубина обнаружения трубопровода — до 10 м, масса — 2,25 кг, габариты генератора 230 х 270 х 50 мм, приемника — штанга длиной 870 мм). Указанные акустические приборы основаны на использовании звука (шума), создаваемого в месте повреждения вытекающим из трубопровода топливом и распространяющегося в обе стороны по трубопроводу и по жидкости Резервуары и резервуарные парки Приемка резервуаров в эксплуатацию В настоящее время на складах ГСМ эксплуатируются следующие типы резервуаров: — вертикальные сварные с избыточным давлением до 0,002 МПа (200 мм вод. ст.) и вакуумом до 0,00025 МПа (25 мм вод. ст.) вместимостью от 100 до куб. м наземные и вместимостью куб. м казематного типа со стационарным покрытием; — горизонтальные вместимостью от 3 до 100 куб. м наземные и подземные, рассчитанные на избыточное давление до 0,04 МПа (4000 мм вод. ст.) Каждый резервуар должен постоянно иметь полный комплект соответствующего Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

37 оборудования, предусмотренного проектом, и находиться в исправном рабочем состоянии. Разукомплектация в процессе эксплуатации не допускается. 4. Перечень оборудования вертикальных и горизонтальных резервуаров приведен в Приложении Резервуарные парки рекомендуется оснащать информационно-измерительными системами (ИИС) количественного учета нефтепродуктов в резервуарах и на потоке по массе, а также датчиками предотвращения аварий Стальные конструкции резервуаров, поступившие с завода-изготовителя, должны быть покрыты грунтовкой, за исключением поверхностей, подлежащих монтажной сварке, и сварных швов, испытываемых после монтажа. Окраска наружной поверхности резервуара осуществляется после окончания его испытаний До начала испытаний организации, участвующие в сооружении (или ремонте) резервуара, должны предъявлять заказчику всю техническую документацию на выполненные работы, в том числе: документы, удостоверяющие качество металла и сварочных материалов, сертификаты (паспорта), содержащие данные о сварочных работах, проведенных при изготовлении (или ремонте резервуара), и результаты проверки качества сварных соединений; акты на скрытые работы по подготовке основания и устройству изолирующего слоя; результаты контроля сварных соединений смонтированного резервуара, предусмотренного СНиП , схему и акт испытания заземления резервуара, результаты нивелирования основания резервуара, акт на приемку электрохимической защиты. Для заглубленных металлических резервуаров, кроме указанных документов, должны быть дополнительно предъявлены: — акт на скрытые работы по изоляции корпуса; — акт на скрытые работы по креплению резервуара стальными хомутами к бетонному основанию; — акт на послойное трамбование грунта над корпусом резервуара; — документы, подтверждающие марку бетона основания резервуара Перед заливом вертикального резервуара водой для гидравлического испытания необходимо проверить отклонение от проектных величин фактических размеров основания и фундамента, геометрических размеров и формы стальных конструкций; при этом отклонения от проектных величин в соответствии со СНиП не должны превышать приведенных в табл для оснований и фундаментов резервуаров, в табл для геометрических форм резервуаров. Таблица T T N Параметр Предельное отклонение, мм, для п/п резервуаров объемом, куб. м Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

38 T T Отклонение отметки центра основания: при плоском основании 0; +20 0; +30 0; +50 с подъемом к центру 0; +40 0; +50 0; +60 с уклоном к центру 0; -40 0; -50 0; Отклонение отметок +/- 10 +/ поверхности периметра основания, определяемых в зоне расположения окрайков 3 Разность отметок любых несмежных точек основания 4 Отклонение отметок — — +/- 8 поверхности кольцевого фундамента 5 Разность отметок любых несмежных точек кольцевого фундамента 6 Отклонение ширины ; 0 кольцевого фундамента (по верху) 7 Отклонение наружного ; -40 диаметра кольцевого фундамента 8 Отклонение толщины — — +/- 5 гидроизоляционного слоя

39 Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

40 на бетонном кольце в месте расположения стенки резервуара L Таблица T Вместимость Допустимые отклонения наружного контура днища, мм резервуара, T куб. м При незаполненном При заполненном резервуаре резервуаре T T смежных точек любых смежных точек любых на расстоянии других на расстоянии других 6 м точек 6 м точек по периметру по периметру Менее L Примечание: Высота хлопунов при диаметре днища 12 м (предельная площадь хлопуна 2 кв. м) не более 150 мм; свыше 12 м (предельная площадь хлопуна 5 кв. м) не более 180 мм. Таблица T

41 Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

42 Периметр Допустимое отклонение, мм Стенка Отклонение величины внутреннего диаметра на уровне днища от проектной при диаметре: до 12 м включительно +/- 40 свыше 12 м +/- 60 Отклонение высоты от проектной при монтаже: из рулонных заготовок высотой, м: до 12 +/- 20 до 18 +/- 25 из отдельных листов +/- 30 Крыша стационарная Разность отметок смежных узлов верха 20 радиальных балок и ферм на опорах L Таблица T Вместимость Предельные отклонения от вертикали образующих резервуара, стенки из рулонов и отдельных листов, мм куб. м Номера поясов +—T—T—T—T—T—T—T—-T—T—T—-T—-+

43 Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

44 I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII L Примечание: 1. Предельные отклонения даны для стенок из листов шириной 1,5 м. В случае применения листов другой ширины предельные отклонения образующих стенок от вертикали на уровне всех промежуточных поясов следует определить интерполяцией. 2. Измерения следует производить для каждого пояса на расстоянии до 50 мм от верхнего горизонтального шва. 3. Отклонения надлежит проверять не реже чем через 6 м по окружности резервуаров. 4. Указанные в таблице отклонения должны удовлетворять 75% произведенных замеров по образующим. Для остальных 25% замеров допускаются предельные отклонения на 30% больше с учетом их местного характера Контроль качества сборочных и сварочных работ при приемке резервуаров в эксплуатацию проводится в соответствии с требованиями СНиП «Несущие и ограждающие конструкции» Обнаруженные в результате контрольных испытаний недопустимые дефекты необходимо устранить, а участки шва с недопустимыми дефектами вновь заварить и проконтролировать Приемку резервуаров в эксплуатацию проводят после испытаний резервуаров на герметичность и прочность с полностью установленным на них оборудованием, внешнего осмотра и установления соответствия требованиям проекта Перед проведением гидравлических испытаний резервуаров необходимо закончить работы по устройству производственно-ливневой канализации Весь персонал, принимающий участие в проведении испытаний, должен пройти инструктаж. На все время испытаний устанавливается граница опасной зоны радиусом не менее двух диаметров резервуаров, внутри которой не допускается нахождение людей, не связанных с испытанием. Лица, проводящие гидравлические испытания, в период заполнения резервуара водой должны находиться вне опасной зоны При проведении гидравлических испытаний необходимо организовать круглосуточное Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

45 наблюдение за состоянием конструкций и сварных соединений резервуаров Испытание резервуаров на герметичность должно производиться наливом их водой до высоты, предусмотренной проектом Во время создания давления или вакуума допуск к осмотру резервуара разрешается не ранее чем через 10 мин. после достижения установленных испытательных нагрузок. Контрольные приборы должны устанавливаться вне опасной зоны или в надежных укрытиях При испытании резервуаров низкого давления на прочность и устойчивость принимается размер избыточного давления на 25%, а вакуум на 50% больше проектной величины, если в проекте нет других указаний. Продолжительность нагрузки — 30 мин При обнаружении течи из-под края днища, а также при появлении мокрых пятен на поверхности отмостки испытания прекращают, сливают воду и устанавливают причину течи. При проявлении трещин, свищей в стенке (независимо от величины дефекта) испытания прекращают и воду сливают до уровня: полностью — при обнаружении дефекта в I поясе; на один пояс ниже расположения дефекта — при обнаружении дефекта во II — VI поясах; до V пояса — при обнаружении дефекта в IV поясе и выше. Обнаруженные дефекты должны быть исправлены и места исправлений проверены на герметичность Гидравлические испытания рекомендуется проводить при температуре окружающего воздуха выше +5 С. При необходимости проведения испытаний в зимнее время должны быть приняты меры по предотвращению замерзания воды в трубах и задвижках, а также обмерзанию стенок резервуара (непрерывная циркуляция воды, подогрев, утепление отдельных узлов и т.д.). Испытания резервуаров нефтепродуктом или морской водой производятся по согласованию с заказчиком. Проводить испытания во время дождя не рекомендуется Герметичность крыши вертикального резервуара при гидравлическом испытании следует проверять следующим образом: залить воду в резервуар на высоту 1 м, закрыть заглушками все люки на стене и кровле резервуара и увеличить высоту наполнения, создавая избыточное давление на 10% выше проектной величины. При этом необходимо тщательно следить за показаниями V-образного манометра, выведенного по отдельному трубопроводу за обвалование. В процессе испытания сварные соединения необходимо смачивать снаружи мыльным или другим индикаторным раствором. Примечание: Избыточное давление можно создавать, нагнетая воздух компрессором Резервуары вместимостью до куб. м включительно, залитые водой до проектной отметки, испытывают на гидравлическое давление с выдержкой под нагрузкой без избыточного давления 24 ч. Резервуар считается выдержавшим гидравлическое испытание, если в процессе испытания на поверхности корпуса или по краям днища не появится течь и уровень не будет снижаться. Обнаруженные мелкие дефекты (свищи, отпотины) необходимо исправить на пустом резервуаре и проверить на герметичность. Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

docplayer.ru