Пунктуационное правило пример

Пунктуационное правило пример

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже (без связки). Это правило чаще всего применяется, когда сказуемым определяется понятие, выраженное подлежащим, например:

Оптика — раздел физики.

Старший брат — мой учитель.

Старший брат мой — учитель.

Примечание 1. Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, стоит отрицание не, то тире не ставится, например:

Бедность не порок.

Примечание 2. В вопросительном предложении с главным членом, выраженным местоимением, тире между главными членами не ставится, например:

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено формой именительного падежа существительного, а сказуемое неопредёленной формой или если оба они выражены неопределённой формой, например:

Назначение каждого человека — развить в себе всё человеческое, общее и насладиться им (Белинский).

Жизнь прожить — не поле перейти.

Тире ставится перед это, это есть, это значит, вот, если сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже или неопределённой формой, присоединяется посредством этих слов к подлежащему, например:

Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны (Ленин).

Поэзия — это огненный взор юноши, кипящего избытком сил (Белинский).

Романтизм — вот первое слово, огласившее пушкинский период, народность — вот альфа и омега нового периода (Белинский).

Тире ставится перед обобщающим словом, стоящим после перечисления, например:

Надежду и пловца — всё море поглотило (Крылов).

Ни крики петуха, ни звучный гул рогов, ни ранней ласточки на кровле щебетанье — ничто не вызовет почивших из гробов (Жуковский).

Тире ставится перед приложением, стоящим в конце предложения:

1. Если перед приложением можно без изменения смысла его ставить а именно, например:

Я не слишком люблю это дерево — осину (Тургенев).

В отношениях с посторонними он требовал одного — сохранения приличия (Герцен).

Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову — Штольца (Добролюбов).

2. Если при приложении есть пояснительные слова и необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения, например:

Со мною был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу (Лермонтов).

Тире ставится между двумя сказуемыми и между двумя независимыми предложениями, если во втором из них содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первому, например:

Я вышел, не желая его обидеть, на террасу — и обомлел (Герцен).

Я спешу туда ж — а там уже весь город (Пушкин).

Хотел объехать целый свет — и не объехал сотой доли (Грибоедов).

Хотел рисовать — кисти выпадали из рук. Пробовал читать — взоры его скользили над строками (Лермонтов).

Примечание 1. Для усиления оттенка неожиданности тире может ставиться после сочинительных союзов, связывающих две части одного предложения, например:

Проси в субботу расчёт и — марш в деревню (М. Горький).

Очень хочется сойти туда к ним, познакомиться, но — боюсь (М. Горький).

Примечание 2. Для выражения неожиданности может отделяться посредством тире любая часть предложения, например:

И щуку бросили — в реку (Крылов).

И съела бедного певца — до крошки (Крылов).

Тире ставится между двумя предложениями и между двумя однородными членами предложения, соединёнными без помощи союзов, для выражения резкой противоположности, например:

Я царь — я раб, я червь — я бог (Державин).

Немудрено голову срубить — мудрено приставить (Пословица).

Здесь не житьё им — рай (Крылов).

Тире ставится между предложениями, не соединёнными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чём говорится в первом, например:

Хвалы приманчивы — как их не пожелать? (Крылов).

Солнце взошло — начинается день (Некрасов).

Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например:

Назвался груздем — полезай в кузов.

Лес рубят — щепки летят.

Сам запутался — сам и распутывайся; умел кашу заварить — умей её и расхлёбывать; любишь кататься — люби и саночки возить (Салтыков-Щедрин).

Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например:

Я вас спрашиваю: рабочим — нужно платить? (Чехов).

Такое распадение часто наблюдается при пропуске какого-нибудь члена предложения (почему ставящееся в этом случае тире называется эллиптическим), например:

Пусторослеву за верную службу — чижовскую усадьбу, а Чижова — в Сибирь навечно (А.Н. Толстой).

Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги (Жуковский).

Мне всё послушно, я же — ничему (Пушкин).

Посредством тире выделяются:

Предложения и слова, вставляемые в середину предложения с целью пояснения или дополнения его, в тех случаях, когда выделение скобками (см. § 188) может ослабить связь между вставкой и основным предложением, например:

Тут — делать нечего — друзья поцеловались (Крылов).

Как вдруг — о чудо! о позор! — заговорил оракул вздор (Крылов).

Лишь один раз — да и то в самом начале — произошёл неприятный и резкий разговор (Фурманов).

2. Распространённое приложение, стоящее после определяемого существительного, если необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения (о запятых при приложении см. § 152), например:

Старший урядник — бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу — скомандовал «строиться» (Шолохов).

Перед дверями клуба — широкого бревенчатого дома — гостей ожидали рабочие со знамёнами (Федин).

3. Стоящая в середине предложения группа однородных членов, например:

Обычно из верховых станиц — Еланской, Вёшенской, Мигулинской и Казанской — брали казаков в 11-12-й армейские казачьи полки и в лейб-гвардии Атаманский (Шолохов).

Примечание. Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно (см. § 160).

Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное, усиливающее, дополняющее или развивающее главное предложение) или дальнейшую часть того же предложения, например:

Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный человек, а хороший человек, — муж мой, которого я знала, как самоё себя (Л. Толстой).

Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, — все у него в руках (Л. Толстой).

Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой, которая отделяет главное предложение от предшествующей ему группы придаточных, если надо подчеркнуть распадение единого целого на две части, например:

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам (Крылов).

Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, — мы этого не знаем (Добролюбов).

Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой для указания перехода от повышения к понижению в периоде, например:

О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы, —
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, друг мой, сюда, сюда! (Пушкин).

В 1800-х годах, в те времена, когда не было ещё ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стёклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики; когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были ещё молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин, из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно или не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили короткие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков; когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света; в наивные времена масонских лож, мартинистов тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, — в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы (Л. Толстой).

Тире ставится между двумя словами для обозначения пределов пространственных, временных или количественных (в этом случае тире заменяет по смыслу слова от до), например:

Перелёты СССР — Америка.

Рукописи XI — XIV вв.

Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т.п., например:

Физический закон Бойля — Мариотта.

Нет ничего проще, чем получить от нас ответ!
Мы даём исчерпывающие справки по любой языковой проблеме!
Получить справку немедленно.

XIII. Неударяемые частицы не и ни

Следует различать правописание неударяемых частиц не и ни. Частицы эти различаются по значению и употреблению.

1. Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом.

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы:

а) При наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает утвердительный смысл, например: не могу не упомянуть (т.е. «должен упомянуть»), не льзя не сознаться (т.е. «надо сознаться»).

б) В вопросительных и восклицательных предложениях частица не примыкает к местоимениям, наречиям и частицам, образуя с ними сочетания: как не, кто не, кто только не, где не, где только не, тем не, чего не, чего только не и т.п.; сюда примыкают вопросительные предложения с сочетанием не — ли, например:

Ну, как не порадеть родному человечку! (Грибоедов). Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (Пушкин). Чем ты не молодец? (Пушкин). Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? (Грибоедов). Да не изволишь ли сенца? (Крылов). Где он только не бывал! Чего он только не видал! Чем не работа!

в) В соединении с союзом пока частица не употребляется в придаточных предложениях времени, обозначающих предел, до которого длится действие, выраженное сказуемым главного предложения, например: Сиди тут, пока не приду.

г) Частица не входит в состав устойчивых сочетаний: едва ли не, чуть ли не, вряд ли не, обозначающих предположение, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, вовсе не, обозначающих усиленное отрицание, например: едва ли не лучший стрелок, чуть ли не в пять часов утра, отнюдь не справедливое решение, вовсе не плохой товар, далеко не надежное средство.

д) Частица не входит в состав сочинительных союзов: не то; не то — не то; не только — но; не то что не — а; не то чтобы не — а, например: Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (Пушкин). Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеётся (Чехов). У партизан были не только винтовки, но и пулемёты (Ставский).

2. Частица ни употребляется для усиления отрицания, например: Ни косточкой нигде не мог я поживиться (Крылов). На небе позади не было ни одного просвета (Фадеев). Метелица даже ни разу не посмотрел на спрашивающих (Фадеев). В деревне теперь ни души: все в поле (Фадеев).

Повторяющаяся частица ни приобретает значение союза, например: Нигде не было видно ни воды, ни деревьев (Чехов). Ни музы, ни труды, ни радости досуга — ничто не заменит единственного друга (Пушкин). Но толпы бегут, не замечая ни его, ни его тоски (Чехов). Я не знаю ни кто вы, ни кто он (Тургенев).

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы ни:

а) Частица ни употребляется перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла, например: Слушайтесь его во всём, что ни прикажет (Пушкин). Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить (Пушкин). Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая (Майков). Кто ни проедет, всякий похвалит (Пушкин).

Частица ни в придаточных предложениях указанного типа примыкает к относительному слову или к союзу, и поэтому придаточные предложения начинаются сочетаниями: кто ни, кто бы ни, что ни, что бы ни, как ни, как бы ни, сколько ни, сколько бы ни, куда ни, куда бы ни, где ни, где бы ни, какой ни, какой бы ни, чей ни, чей бы ни, когда ни, когда бы ни и т.п.

Эти сочетания вошли в некоторые устойчивые обороты: куда ни шло, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало и т.п.

б) Частица ни встречается в устойчивых сочетаниях, которые имеют значение категорического приказания, например: ни с места, ни шагу далее, ни слова и т.п.

в) Частица ни входит в состав отрицательных местоимений: никто, никого (ни у кого) и т.д.; ничто, ничего (ни до чего) и т.д.; никакой, никакого (ни у какого) и т.д.; ничей, ничьего (ни у чьего) и т.д. и наречий: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочем, ничуть, а также в состав частицы -нибудь.

Пишется ни в устойчивых сочетаниях, в которые входят местоимения, например: остался ни при чём, остался ни с чем, пропал ни за что.

г) Двойное ни входит в устойчивые обороты, представляющие собой сочетание двух противопоставляемых понятий, например: ни жив ни мертв; ни то ни се; ни рыба ни мясо; ни дать ни взять; ни пава ни ворона и т.п.

www.rusyaz.ru

Русский язык без проблем

Пунктуационный разбор предложения (разбор под цифрой 7)

Схема пунктуационного разбора предложения

  • Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).
  • Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).
  1. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

    Образцы пунктуационного разбора предложения

    В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, 1 [который, 2 (чтобы не бегать очень быстро), 3 привязывает к ногам пудовые гири] (Солоухин).

  2. бегун участвует – грамматическая основа главного предложения
  3. который (=бегун) привязывает
  4. не бегать (главный член односоставного безличного предложения)
  5. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

    В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун – главное предложение

    Бегун какой? Который привязывает к ногам пудовые гири – первое придаточное

    Привязывает с какой целью? Чтобы не бегать очень быстро – второе придаточное

    2 и 3 — запятые выделяют придаточное внутри придаточного.

    Я слышал, 1 (как Гайдар чистил котелок песком 2 и ругал его за то,) 3 (что у того отвалилась ручка) (Паустовский).

  6. Я слышал – грамматическая основа главного предложения
  7. Гайдар чистил и ругал
  8. ручка отвалилась
  9. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными:

    Я слышал – главное предложение

    Слышал что? Как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то – первое придаточное

    За что именно ругал? Что у того отвалилась ручка – второе придаточное

    3 — запятая отделяет второе придаточное, которое зависит от первого придаточного.

    2 — запятая не ставится, т.к. однородные члены предложения соединены одиночным союзом

    Спросив, 1 (которая посмирнее), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают) 7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)

    1. Пьер влез, схватился, прижал и поскакал – грамматическая основа главного предложения
    2. которая (= лошадь) посмирнее (союзное слово которая выступает в функции существительного).
    3. очки спадают
    4. он не в силах отнять
    5. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

      1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;

      6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;

      7 — запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и»;

      3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

      5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

      9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

      10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.

      Пари заключается в том, 1 [что (если ваш повелитель останется здесь на три дня), 2 то вы без всяких отговорок должны исполнить то, 3 (что я вам скажу), 4 а (если он не останется), 5 то я исполню любое приказание, 6 (какое вы мне дадите)]. (Лесков)

    6. пари заключается – грамматическая основа главного предложения
    7. повелитель останется
    8. вы должны исполнить
    9. я скажу
    10. он не останется
    11. я исполню
    12. вы дадите

      Объяснение знаков препинания

  10. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с шестью придаточными:

    Пари заключается в том – главное предложение

    Говоря условно: в том, что /если так, то эдак, а если так, то эдак/

    При первом условии в том, что вы без всяких отговорок должны исполнить то – первое придаточное

    При втором условии в том, что я исполню любое приказание – второе придаточное

    Вы должны исполнить при каких обстоятельствах? Если ваш повелитель останется здесь на три дня – третье придаточное

    Исполнить что? То, /что я вам скажу/ – четвертое придаточное

    Я исполню при каких обстоятельствах? Если он не останется – пятое придаточное

    Исполню приказание какое? Какое вы мне дадите – шестое придаточное

    1 — запятая отделяет придаточное от главного;

    2 и 6 — запятая не ставится, т.к. при встрече двух союзов запятую нужно ставить только в том случае, если при изъятии придаточного смысл не теряется. (/в том, что то…/ и /а то я…/ – в обоих случаях смысл теряется)

    3, 4, 5, 7, 8 — запятые выделяют придаточные внутри придаточного

  11. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

    В составе сложного предложения нет осложненных простых.

    Примечание:

    Не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением в следующих случаях:

    – если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица не:

    Попытайтесь выяснить не что они уже сделали, а что они собираются ещё сделать;

    – если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз (обычно повторяющийся):

    Учтите и что он сказал, и как он это сделал;

    – если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова:

    grammatika-rus.ru

    I. Общие правила

    Пишутся слитно:

    1. Все сложносокращённые слова, например: колхоз, эсминец, профсоюз, автотракторный.
    2. Слова с приставками (включая вне-, после-, сверх-, а-, анти-, архи-, инфра-, контр-, ультра- и др.), а также с начальными составными частями пан-, квази-, псевдо- и др., например: до военный, вне плановый, под отдел, а моральный, сверх прибыль, архи нелепый, инфра красный, контр удар, ультра фиолетовый, между ведомственный, пан американизм, квази ученый, псевдо классический.
      Если приставка присоединяется к имени собственному, она пишется через дефис, например: Анти- Дюринг.
      О написании с дефисом обер-, унтер-, лейб-, штаб-, вице-, экс- см. § 79, п. 13.
    3. Сложные существительные, прилагательные и наречия, первым элементом которых является числительное, написанное буквами, например: пяти летка, трёх тонка, полутора годовалый, двенадцати балльный, двух споловинный, трое кратно.
      Написание слитное и через дефис сложных иноязычных слов устанавливается в словарном порядке.

      О написании через дефис собственных имён см. § 79, п. 6.

      Пишутся через дефис:

        Лексические образования, представляющие собой:
        а) повторение того же самого слова, например: маленький-маленький, еле-еле, чуть-чуть, постояли-постояли и разошлись (значение ограниченности во времени).
        б) повторение того же слова или той же основы, но с разными окончаниями или приставками, например: день-деньской, рад-радёхонек, один-одинёшенек, давным-давно, черным-черно, мало-мальски, мало-помалу, крепко-накрепко, крест-накрест, толстый-претолстый, как-никак, волей-неволей, также один-единственный.
        в) сочетание двух синонимических слов, например: нежданно-негаданно, тихо-смирно.
        О постановке запятой (а не дефиса) при повторении слова см. § 149.

      Примечание. Два одинаковых существительных в усилительном сочетании, из которых одно стоит в им. пад., а другое в твор. пад., пишутся раздельно, например: чудак чудаком, честь честью и т.п.

    4. Графические буквенные сокращения сложных прилагательных, пишущихся слитно, для отличия от сокращённо написанных словосочетаний из прилагательного и существительного, например: ж.-д. — железнодорожный, но: ж. д. — железная дорога, с.-х. — сельскохозяйственный, но: с. х. — сельское хозяйство.
      Дефис сохраняется в графических буквенных сокращениях слов, пишущихся через дефис, например: с.-д. — социал-демократ и социал-демократический, Ж.-Ж. Руссо — Жан-Жак Руссо.
    5. Сложные слова, первым элементом которых является числительное (см. § 76, п. 3), если это числительное написано цифрами, например: 25- процентный, 10- летний, 35- летие.
    6. Сложные порядковые числительные, если первая часть их написана цифрами, например: 183- миллионный, 5 1/2- тысячный.
    7. Порядковые числительные, если они написаны цифрами с грамматическим окончанием, например: 15-й, 127-го.
    8. Специальные термины и наименования, в том числе и аббревиатуры, в состав которых входит отдельная буква алфавита, например β-лучи (бета-лучи), или числительное, написанное цифрами и стоящее на втором месте, например ТУ-104, но: 4000 М (автопогрузчик с ковшом).

      Не нашли нужного правила?

      Урок русского языка Доброе утро!. Какое пунктуационное правило здесь «зашифровано? — презентация

      Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАлина Сыропоршнева

      Похожие презентации

      Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Урок русского языка Доброе утро!. Какое пунктуационное правило здесь «зашифровано?». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

      1 Урок русского языка Доброе утро!

      2 Какое пунктуационное правило здесь «зашифровано?

      3 Сложное предложение и его виды.

      4 определение сложного предложения виды сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное как связаны, с помощью чего части сложного предложения Знать:

      5 Уметь: распознавать сложное предложение и простое ставить знаки препинания в сложном предложении конструировать разные виды сложных предложений разграничивать сочинительные и подчинительные союзы

      6 Этапы работы I «Вспомни!» II «Познакомься! Изучи!» III «Используй!» IV «Проверь себя!»

      7 «Вспомни!» Сложное предложение – это… (два и более простых предложений, связанных в сложное) Пошел теплый дождь, и … Пошел теплый дождь и…

      8 «Познакомься! Изучи!» Опорная схема «кластер» Сложное предложение союзноебессоюзное связь при помощи интонации и союза [ ],и [ ]. связь при помощи интонации, без союзов [ ], [ ]. сложносочиненное сложноподчиненное сочинительные союзы и, а, да, но, зато, также и др. [ ], да [ ]. = подчинительные союзы и слова: что, чтобы, потому что, так как, если, который, какой, чей, когда, где, куда и др. чтобы зачем? [ ], (чтобы).

      9 «Используй!» Одна за другой гаснут звезды и от горизонта поднимается розовая полоска и разливается по всему небосклону. Густой туман расстилается по земле а высокая трава белеет ровной скатертью. Но вот пробежал ветерок высоко в небо взлетел жаворонок и запел. И лес наполнился птичьим пением. Я люблю слушать пение птиц ранним утром когда первый розовый свет зари окрасит деревья. Слушаешь их песню и замираешь от восторга!

      10 Грамконструктор Наступило долгожданное утро, но…. потому что…. и….

      12 «Проверь себя!» Сложное предложение, в котором части равноправны и связываются союзами и, а, но называется… Сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой, называется… сложносочинённым сложноподчинённым

      13 Домашнее задание 1. Устное высказывание на тему «Сложное предложение и его виды» (схема «кластер») 2. Упражнения 153, 154, 158 (на выбор)

      14 ! – что особенно понравилось, — продолжи свою мысль ? – что осталось непонятным … — по этой теме поработаем на следующем уроке

      www.myshared.ru