Сущность административного наказания

Лекция 8. Административная ответственность

8.4. Административное наказание и его виды

К лицам, совершившим административное правонарушение, применяются меры принуждения, именуемые административными наказаниями. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Перечень видов административных наказаний, закрепленный в КоАП РФ, является исчерпывающим.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Суть его заключается в официально выраженной отрицательной оценке поведения нарушителя (физического или юридического лица) со стороны государства. Одновременно оно служит предостережением о недопустимости совершения противоправных действий в будущем. Обычно предупреждению подвергаются лица, впервые совершившие малозначительные правонарушения (их не следует путать с часто встречающимися устными замечаниями, сделанными на месте нарушения сотрудником милиции в адрес лиц, нарушивших, к примеру, правила дорожного движения).

Предупреждение тогда является административным наказанием, когда зафиксировано каким-либо способом. В большинстве случаев это оформление происходит путем издания соответствующего постановления. Предупреждение применяется в случаях, когда оно прямо предусмотрено в качестве меры принуждения, а не вместо другого административного наказания;

2) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ. Это денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения. Он может выражаться в величине, кратной: минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), стоимости предмета административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Кодексом установлены минимальный и максимальный размеры административных штрафов: он не может быть менее одной десятой МРОТ, и более двадцати пяти МРОТ — для граждан, пятидесяти МРОТ — для должностных лиц, одной тысячи МРОТ — для юридических лиц. Особые размеры штрафов предусматриваются для отдельных видов административных правонарушений п. 3 и 4 ст. 3.5 КоАП РФ.

В настоящее время расчет административных штрафов производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям;

3) ВОЗМЕЗДНОЕ ИЗЪЯТИЕ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Это принудительное изъятие указанных объектов. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Этот вид административного наказания назначается судьей.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Возмездное изъятие предмета существенно отличается от реквизиции. Последняя имеет в виду изъятие государством имущества у собственника в государственных или общественных интересах с выплатой стоимости изъятого имущества. Реквизиция не является административным наказанием и может быть временной мерой, применяемой к гражданам, государственным, частным предприятиям и общественным объединениям,

4) КОНФИСКАЦИЯ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Конфисковано может быть не любое имущество, а лишь предмет, являвшийся орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения, который принадлежит нарушителю. Суть конфискации в том, что право собственности на имущество принудительно и безвозмездно переходит от нарушителя к государству (орудие или предмет обращается в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ). Конфискация назначается судьей

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику, а также изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Конфискацию следует отличать от внешне схожего с ней изъятия предмета как меры пресечения противоправного поведения и предотвращения опасных и иных нежелательных для общества последствий;

5) ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА. Речь не идет о лишении любого из прав, которыми обладает гражданин. Данный вид административных наказаний распространяется на специальные права граждан (право управления транспортными средствами, право охоты, право на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств) Лица, которые злоупотребляют предоставленными специальными правами и неправильно пользуются ими, могут быть лишены этого права только судьей на срок от 1 месяца до 2 лет. Ограничения применения этого вида административного наказания установлены п. 3, 4 ст. 3.8 КоАП РФ;

6) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ. Является наиболее суровой мерой административной ответственности. Суть его заключается в кратковременной изоляции от общества на срок не более 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток.

Данное административное наказание применяется в исключительных случаях за совершение административных правонарушений, близких к преступлениям. Решение о назначении административного ареста принимается судьей Срок административного задержания входит в срок отбытия административного ареста.

Административный арест не может применяться:

— к беременным женщинам,

— к женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет,

— к лицам, не достигшим возраста 18 лет;

— к инвалидам I и II групп.

7) АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА. Заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу России, за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых лиц из России.

Данный вид административного наказания может быть назначен судьей или соответствующими должностными лицами (если правонарушение совершено при въезде в РФ);

8) ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ. Заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, права входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в случаях, предусмотренных законодательством РФ Данный вид административного наказания может быть применен только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к индивидуальным предпринимателям, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация назначается только в судебном порядке на срок от шести месяцев до трех лет.

Административные наказания выражаются в моральном либо материальном воздействии на правонарушителя и в известной мере выполняют функцию предупреждения правонарушений и преступлений. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено.

9) АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности. Данный вид наказания введен Федеральным законом РФ от 09.05.2005 № 45-ФЗ)

www.aup.ru

Административные наказания

Максимов И.В. Административные наказания. 2009.

Взятый с принятием Конституции РФ 1993 г. курс на построение правового государства потребовал переоценки концепции административного права, выработки качественно новых подходов к проведению в жизнь основных положений административной политики. Ныне проводимые реформы в правовой системе государства имеют целью достижение такого уровня порядка и стабильности в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизнедеятельности общества, при котором права и свободы человека и гражданина, другие социально значимые ценности были бы реально действующими.

Очевидно, что в условиях правового государства юридическая ответственность приобретает двойную направленность: во-первых, на защиту прав и свобод личности и, во-вторых, на надежную охрану общественного правопорядка от нарушений. В зависимости от того, насколько полно и точно реализуются требования правовых норм, устанавливающих юридическую ответственность, определяется степень прочности и незыблемости правопорядка в обществе и государстве. Отсюда вполне понятны первые глубокие преобразования в сферах преимущественно гражданско-правовой и уголовной охраны интересов личности, общества и государства.

Известно, что административные правонарушения самые распространенные из всех видов противоправных проявлений, что придает вопросу борьбы с ними особую значимость. Причем наибольший рост противоправных посягательств на административный порядок приходится на периоды упадка экономической, политической и правовой системы государства, приводящего к ослабеванию функции охраны правопорядка и законности в обществе. При слабости постсоциалистического государства экономическая ситуация, ограниченность сферы уголовно-правового воздействия на разного рода асоциальные явления и доминирование фискальных интересов, пожалуй, не позволяют быстро разрешить внутренние противоречия в России, продемонстрировать готовность государства к существованию в новых условиях. А произошедшие в связи с этим сбои во внутриполитическом курсе страны свидетельствуют об отсутствии необходимой правовой опосредованности роли государства в социальной системе.

Начавшаяся с 1994 г. и затянувшаяся на длительный период административно-деликтная реформа привела к неоправданному росту количества совершаемых административных правонарушений. Сложилась, по сути, парадоксальная ситуация, когда действующее законодательство об административной ответственности не способно было служить той цели, ради которой оно принималось, — противодействию и профилактике правонарушений, в том числе ввиду крайне неэффективного контроля за качеством управления и за соблюдением законов. В условиях, когда рост числа принимаемых по вопросам административной ответственности законов (причем как на федеральном, так и на региональном уровне) прогрессировал, а соответственно ему увеличивалось количество ведомственных и вневедомственных контролирующих структур, иного и быть не могло. Негативная оценка этому давалась на самом высоком уровне: «Если сопоставить их численность с результатами работы, в частности с динамикой нарушений, с количеством привлеченных к административной ответственности должностных лиц, итог окажется неутешительным». Смена же ценностных ориентиров российского общества, получивших в конце XX в. воплощение в государственно-правовой идеологии, настойчиво требовала широкомасштабного пересмотра национального административного законодательства. В связи с этим глубокую озабоченность вызывало то, что управленческие отношения продолжали развиваться при социалистических формах регулирования. «Разведенная по углам» правовой системы некогда действенная совокупность правовых средств административно-командного реагирования не могла не только отвечать конституционно установленным ценностям, но и удовлетворять социальным запросам общества.

На протяжении многих лет истории человечества произвол, жестокость и слабость власти ярко проявлялись в той сфере общественных отношений, в которой применялись либо не применялись меры именно административной ответственности. «Эффективность государства, — подчеркивалось в одном из выступлений В. В. Путина, — определяется не столько объемом контролируемой им собственности, сколько действенностью политических, правовых и административных механизмов соблюдения общественных интересов в стране». А без эффективно действующего механизма административной ответственности нормы, регулирующие права и обязанности членов общества, имеют лишь декларативный характер; правоохранительные органы не способны осуществлять принуждение к исполнению обязанностей, восстановление нарушенных прав и наказание нарушителей правовых запретов. Если органы административной юрисдикции проявляют бессилие в борьбе с правонарушениями либо попустительствуют правонарушителям, то в обществе так или иначе формируется мнение, что многие установленные законом запреты можно безнаказанно обходить, а для защиты своих прав целесообразно прибегать к самоуправству, самосуду, привлекая разные неофициальные «силовые» структуры. Вместе с тем отсутствие реально действующей системы административной ответственности влечет за собой произвол со стороны государства, когда принуждение применяется произвольно, по усмотрению власть имущих. Государственные органы и должностные лица наделены властными полномочиями по привлечению к административной ответственности, применению и реализации санкций за правонарушения. Незаконное и необоснованное использование этих полномочий может нанести существенный урон прежде всего правам и свободам личности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), работа над которым составила в итоге семь лет, был подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г. , а с 1 июля 2002 г. вступил в силу . Он впитал в себя все то лучшее, что было накоплено советской и российской традициями правотворчества и правоприменения в области административной ответственности. КоАП РФ разрешил многие проблемы унификации мер административной ответственности, и в частности связанные с их единообразным применением к нарушителям. Таким образом, устранены противоречия в регулировании административной ответственности, причем не только федеральными законами, законами субъектов РФ, но и рядом подзаконных нормативных правовых актов.

Проблемы административной ответственности, связанные с теорией административных наказаний, всегда находились и в сфере различных научных интересов, как общетеоретических, так и отраслевых.

В то же время сущность административного наказания, его правовой природы сквозь призму всей административно-деликтной юриспруденции в лучшем случае раскрывалась на аналитико-терминологическом уровне, что не вносило предельной ясности в решение данной проблемы. Причем последняя усложнялась отсутствием в юридической науке обстоятельного исследования понятия и признаков административного наказания, что было связано не столько с новизной этой терминологии (в свете принятия нового КоАП РФ), сколько с отсутствием вообще в административно-правовой теории и практике достаточной научной проработки категориально-дефинитивного аппарата указанного правового явления.

Настоящий труд представляет собой попытку автора по-новому взглянуть на проблему административных наказаний в праве. В нем автор стремился на основе анализа конституционных и международно-правовых установлений, определяющих свободу отдельной личности в рамках общества, с максимальной полнотой показать специфику административного наказания как выражения реакции государства на административное правонарушение. В работе правоограничительный потенциал административного наказания получает характеристику как выражающий конституционно оправданные уровень и степень необходимого и допустимого в цивилизованном государстве ограничения прав и свобод человека и гражданина. Тем самым в научном плане административное наказание впервые рассматривается с позиций «человеческого измерения».

Вместе с тем не только само административное наказание, но и известное разнообразие его видов, а также наличие существенных различий между видами наказания позволили по-новому увидеть совокупное значение административного наказания, условия и порядок его применения, а самое главное — степень его сравнительной репрессивности. Это касается, в свою очередь, переориентации и упорядочения всей политики государства в области административных наказаний, правильного проецирования ее вектора в плоскость правотворческой, правоприменительной деятельности и обстоятельного исследования в науке административного права.

Специфику настоящего исследования отражают также подробный анализ категории «административное наказание», проведенный исходя из характеристики причин и условий развития данной категории, выявление ряда вытекающих из этого анализа существенных характеристик, последующее обобщение и систематизация которых позволили сформировать научно обоснованную систему административных наказаний в ее гносеологической и онтологической связи с другими мерами административного принуждения.

Автор надеется, что ему удалось выстроить целостную картину мер юридической ответственности за нарушение правил административно-правового характера, выявляя и интегрируя элементы, присущие понятию «административное наказание». Представляется, что заключающаяся в них характеристика будет способствовать более глубокому познанию содержания института административных наказаний, в котором нашел свое выражение ряд гуманистических ценностей правового государства, что формирует адекватное представление о назначении указанных мер в механизме государственно-властной деятельности, а также совершенствованию правотворческой, практической деятельности органов государственной власти.

Полагаем, в равной мере и то и другое послужит прочной основой развития правовой мысли по тематически определенным данным исследованием проблемам и дальнейшей институционализации административных наказаний в праве.

be5.biz

Административная ответственность и административное наказание

Сущность и принципы административной ответственности

Виды юридической ответственности, регулируемые административным правом. Понятие административной ответственности. Соотношение административной ответственности и административно-правового принуждения. Основания административной ответственности (нормативное, фактическое, правоприменительное).

Административное право регулирует два вида юридической ответственности: дисциплинарную ответственность государственных служащих и административную ответственность физических и юридических лиц. Первая, как можно было заметить, осуществляется в рамках административных служебных правоотношений, вторая — административных внеслужебных правоотношений.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности и административного принуждения, установленный КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях, основанный на применении уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами, судами административно-правовых санкций (взысканий) к физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение, а также претерпевание указанными лицами таких санкций. Административно-правовые взыскания выполняют функцию наказания, и лишь их применение влечет за собой наступление административной ответственности. Иные меры административного принуждения не преследуют целей наказания и потому их не относят к административным взысканиям (мерам административной ответственности). Таковыми не являются административно-предупредительные меры, меры пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, административно-восстановительные меры.

1. Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности и административного принуждения. Она имеет ряд существенных отличий от других видов юридической ответственности (дисциплинарной, гражданско-правовой, уголовной). Дисциплинарная ответственность регулируется административным и трудовым правом, административная, гражданско-правовая и уголовная — административным, гражданским и уголовным правом соответственно.

У каждого из видов юридической ответственности есть собственное фактическое основание, имеющее форму дисциплинарного (служебно-дисциплинарного), гражданско-правового или административного проступка (правонарушения) либо преступления. Иногда все перечисленные виды проступков и преступление могут совпадать по времени, месту совершения и персоналиям (субъектам). Однако они всегда различаются по объектам посягательства и характеру противоправных деяний.

Административную и уголовную ответственность правонарушители несут перед государством, дисциплинарную и гражданско-правовую — перед субъектами, с которыми они находятся в договорных трудовых, служебных и гражданско-правовых отношениях. Субъектами дисциплинарной и уголовной ответственности являются исключительно физические лица (работник, государственный служащий, гражданин). Субъектами административной и гражданско-правовой ответственности могут быть физические и юридические лица.

2. Административную ответственность устанавливает административное законодательство, а точнее — законодательство об административных правонарушениях. Оно состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Нормы нрава, регулирующие вопросы административной ответственности, определяющие составы административных правонарушений, образуют нормативный правовой институт административной ответственности.

Кодекс РФ об административных правонарушениях отнес к ведению Российской Федерации установление: 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; 4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; 5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

На основе законодательства о судебной системе КоАП РФ определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам, а с учетом законодательства о защите прав несовершеннолетних — подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти КоАП РФ определяет подведомственность дел об административных правонарушениях федеральным органам исполнительной власти. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов РФ федеральными законами, КоАП РФ определяет подведомственность предусмотренных им дел об административных правонарушениях органам исполнительной власти субъектов РФ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях установил предметы ведения субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях и отнес к ним: а) установление законами субъектов РФ об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. нормативных правовых актов органов местного самоуправления; б) организацию производства и определение подведомственности по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ; в) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; г) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ; д) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ [45. Ст. 1.1, 1.3, 1.3.1].

3. Административная ответственность наступает в отношении субъектов, совершивших административное правонарушение, предусмотренное в КоАП РФ и законах субъектов РФ об административных правонарушениях [45. Гл. 5-21].

Субъектами административной ответственности могут быть только лица, совершившие административное правонарушение, предусмотренное в законах об административных правонарушениях. При отсутствии административного правонарушения не должна наступать и административная ответственность.

Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. Существует огромное множество категорий физических лиц, в отношении которых может иметь место административная ответственность. Но в любом случае категория физического лица должна быть точно названа в статье закона, предусматривающего административные взыскания за определенные виды административных правонарушений (гражданин; иностранный гражданин; должностное лицо; водитель транспортного средства; участник дорожного движения; капитан судна и т.д.).

Кодекс РФ об административных правонарушениях, устанавливая административную ответственность юридических лиц, не дифференцирует их по признакам организационно-правовой формы. В некоторых его статьях применительно к юридическому лицу используются термины «государственная организация» или «муниципальная организация». Однако в санкции статьи взыскание предусматривается все-таки в отношении юридического лица [45. Ст. 5.5, ч. 2]. Легальное определение юридического лица содержится в ГК РФ, а сведения о юридическом лице, предусмотренные законом для юридических лиц, фиксируются в учредительных документах конкретного юридического лица 138. Ст. 48, п. 1; ст. 52, п. 2].

4. Административная ответственность основана на применении уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами, судами административно-правовых санкций (взысканий).

Следует различать установление и применение административной ответственности. Ее устанавливают законы об административных правонарушениях, а применяют административные взыскания к лицам, совершившим административные правонарушения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды. Существует широкий круг органов и должностных лиц, уполномоченных налагать административные взыскания на лиц, совершивших административные правонарушения. Кодекс РФ об административных правонарушениях относит к ним: 1) судей; 2) комиссии по делам несовершеннолетних; 3) федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, территориальные органы и их структурные подразделения, иные государственные органы в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, руководителей перечисленных органов и подразделений, их заместителей, иных должностных лиц, осуществляющих надзорные или контрольные функции; 4) органы и учреждения уголовно-исполнительной системы [45. Гл. 22].

Круг органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, с указанием конкретных категорий дел установлен в гл. 23 КоАП РФ [45. Ст. 23.1-23.71]. Например, в него входят судьи судов общей юрисдикции (мировые судьи), судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов, а также свыше 60 федеральных органов исполнительной власти.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматривают: 1) мировые судьи;

2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ; 4) административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ.

5. Административная ответственность состоит в отрицательной правовой оценке государством противоправных деяний физических и юридических лиц, совершивших административные правонарушения. На основании такой оценки определенные деяния признаются противоправными, виновными и принимается решение о наложении на совершивших их лиц административно-правовых взысканий. В результате указанные лица вынуждены претерпевать неблагоприятные лишения и ограничения административно-правового характера, предусмотренные в санкциях статей Особенной части КоАП РФ [45. Гл. 5-21].

Принципы административной ответственности: 1) равенство перед законом; 2) презумпция невиновности; 3) ответственность только на основании закона.

Принцип равенства перед законом

Его сущность состоит в том, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Принцип презумпции невиновности предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за тс административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности такого лица толкуются в его пользу. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в соответствии с законом и установлена вступившим в законную силу постановлением органов (должностных лиц), рассмотревших дело.

Принцип ответственности только на основании закона

Согласно данному принципу лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении только на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

studme.org