Дезадаптация несовершеннолетних

Оглавление:

Глава 2. Социальная дезадаптация несовершеннолетних

Согласно принятому определению, социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям. (Словарь).

Говоря о социальной дезадаптации несовершеннолетних, мы должны учитывать, что детство – это период наиболее интенсивного психического, физического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате – уход из семьи или учреждения, в котором невозможна реализация внутренних ресурсов, удовлетворение потребностей развития. Другой способ ухода – эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ). И, как следствие – правонарушения.

Таким образом, социальная дезадаптация, вызванная совокупностью факторов социального, психологического, психосоматического характера, приводит к депривации основных потребностей несовершеннолетнего – потребностей в полноценном развитии и самореализации.

Возвращаясь к определению социальной дезадаптации, отметим, что она порождается нарушением взаимодействия двух сторон – несовершеннолетнего и среды. К сожалению, на практике основное внимание уделяется лишь одной стороне – дезадаптированному несовершеннолетнему, и практически без внимания остается дезадаптирующая среда. Односторонний подход к данной проблеме неэффективен как при негативном, так и при позитивном отношении к дезадаптанту. Применять по отношению к нему репрессии – все равно, что запрещать человеку, у которого заложен нос, дышать ртом, и не предлагать при этом лечения. Конечно, есть определенная вероятность, что он сможет вздохнуть, но, скорее, он либо нарушит запрет, либо задохнется. Попытки же реабилитации, направленные только на ребенка, напоминают старание врачей вылечить туберкулезного больного, который продолжает жить в сыром и холодном подвале. Таким образом, работа с социально дезадаптированным несовершеннолетним требует комплексного подхода не только к нему самому, но и к его социальному окружению.

Опыт работы позволяет выделить следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних (в порядке приоритетности):

Личностные особенности ребенка (характерологические особенности, темперамент, психические отклонения и т.д.);

Причины социально-демографического характера;

Воздействие асоциально ориентированной неформальной среды.

Как правило, в каждом случае сочетается несколько причин. Рассмотрим основные варианты их сочетания.

Семья является основным институтом социализации. Выделяются следующие функции семьи:

Функция духовного (культурного) общения;

Функция первичного социального контроля;

Как отмечает Эйдемиллер:

«нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена».

Существует множество возможных нарушений нормального функционирования семьи, и все они с неизбежностью отражаются на детях. В настоящее время все большее количество семей нуждаются в помощи специалистов – психологов, психотерапевтов. Но, к сожалению, низкий уровень психолого-педагогической грамотности, делает услуги психологов недоступными для большинства семей. К тому же, в каждой дисфункциональной семье в процессе ее существования формируются жесткие защитные и компенсаторные механизмы, направленные на сохранение сложившегося равновесия. Таким образом, только вмешательство извне, основанное на понимании природы дисфункциональности, способно изменить ситуацию. И социальный работник выступает в качестве специалиста по этому вопросу.

Дисфункциональность семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребенок получает признание. Все это, в свою очередь, приводит к нарушению личностной сферы, иногда – к психическим отклонениям. А дальше – естественные следствия: употребление ПАВ, правонарушения, что только и становится поводом для внимания со стороны государственных структур – ОППН, КДН. Таким образом, на настоящий момент система реагирует на последствия, зачастую оставляя без внимания истоки, причины, корни проблемы.

Примером такой ситуации может послужить история семьи М.

Личностные особенности ребенка

Сами по себе личностные особенности ребенка нередко становятся причиной социальной дезадаптации. Так, даже ребенок-инвалид может быть вполне социально адаптирован при условии грамотного отношения родителей и социального окружения к его статусу. Но достаточно часто, характерологические особенности, темперамент, непоседливость ребенка вызывают у родителей неадекватные реакции. Представление о «хорошем» ребенке как об удобном, послушном сталкиваются с наличием его личностных особенностей. Начинается переделка, «подгонка» ребенка под общий «стандарт», борьба против его индивидуальности. Результат этой борьбы может быть различен, но неизбежно нарушение функционирования семьи. Ребенок, чувствуя неприятие, может сдаться, и конфликт перенесется внутрь него, может уйти из семьи и найти признание в другой среде, в других формах. Нередко такие семьи становятся клиентами психологов и нашей социальной службы. Чаще всего, обострение подобных противоречий происходит в подростковом возрасте, когда у ребенка появляется реальная возможность найти другие формы самореализации, когда происходит рост его самосознания, когда сверстники становятся авторитетом, а мнение взрослых перестает быть единственно правильным.

Родители в подобных семьях при определенных условиях могли бы успешно выполнять свой родительский долг. Но отклонение реальной ситуации от их представлений и ожиданий, и неготовность принять ребенка таким, какой он есть, приводит к конфликту, и, часто, к дисфункциональности данной семьи в целом.

Сказанное в отношении семьи, часто оказывается верным и при обучении «нестандартного» ребенка в школе. К сожалению, учителя далеко не всегда готовы учитывать индивидуальные особенности ученика. Это обстоятельство является одной из причин другого явления – школьной дезадаптации.

Ни для кого не секрет, что школа в наше время переживает трудные времена. Переполненность классов, недостаток специалистов, зачастую, их низкий профессиональный уровень, приводят к увеличению числа конфликтов между учителем и учениками. Школа практически отказалась от воспитательной функции и чаще всего использует репрессивные меры воздействия, преследуя цель поддержания дисциплины любыми доступными средствами, которых осталось не так-то немного. Нередко успеваемость ученика по предмету находится в прямой зависимости от отношения учителя к нему. Это приводит к снижению авторитета школы, значимости обучения вообще. В то же время, неуспеваемость в школе становится причиной семейных конфликтов, появлению отчуждения, и развитию семейной дисфункции.

Воздействие асоциальной неформальной среды

Этому фактору часто приписывают неадекватно большое влияние на несовершеннолетних. И это можно понять – на улицах заметно выделяются «неформалы» самых различных направлений, просто «тусовки» праздно шатающейся молодежи. Но далеко не все группы действительно асоциальны (отличие, непохожесть еще не признак асоциальности). В то же время, уход в «неформалы» обычно является лишь следствием сложившихся в семье отношений.

Сейчас значительно увеличилось число семейных конфликтов в результате ценностного несовпадения. Многие родители не в состоянии принять существование иных ценностей, кроме тех, которыми они руководствовались в своей жизни. В результате они отвергают не только действительно низкое, безвкусное, вульгарное, но и позитивную составляющую жизни своих детей (свободу самовыражения, самореализации, ценность личности). Реакцией подростка на это становится принятие всего, что отвергнуто родителями, в том числе и негативного. Таким образом, то, что совсем недавно считалось фактором стабильности семьи, – ценностная определенность родителей, сейчас выступает как фактор риска: ригидность, нетерпимость.

Причины социально-демографического характера

К причинам этой категории мы относим низкий материальный уровень, многодетность, неполные семьи, при условии отсутствия в этих семьях химической зависимости и явной асоциальности. Конечно, перечисленные факторы увеличивают вероятность развития всевозможных семейных дисфункций. Но известно достаточно примеров, когда в таких семьях создается идеальная атмосфера для развития ребенка, и дети вырастают достойными людьми.

Но часто все старания родителей (или матери-одиночки) уходят впустую. Порой, не хватает времени, порой – знаний и опыта. И в этих случаях необходима своевременная помощь, пока обострение ситуации не привело к развитию других проявлений семейной дисфункции.

Наиболее ярко это прослеживается на примере матерей-одиночек. При этом только в половине случаев дисфункции налицо проблема алкоголизма или других асоциальных проявлений. Во многих случаях именно распад семьи, трудности, связанные с социальной незащищенностью матерей-одиночек стали отправной точкой развития алкоголизма. Но и в тех семьях, где матери пытаются добросовестно выполнять свои обязанности, дисфункциональность может проявляться в других формах: гипо- и гиперопека, авторитарность, попустительство и т.д. Чаще всего, матери-одиночки испытывают значительные материальные трудности, трудности при устройстве на работу, в налаживании социальных связей.

Таким образом, об отсутствии семейной дисфункции в этом случае мы можем говорить лишь условно, имея ввиду отсутствие явной асоциальности, угрозы для жизни и здоровья ребенка внутри семьи. Рассматривая же ситуацию с точки зрения психолога, мы можем с уверенностью говорить о нарушении внутрисемейной коммуникации, взаимопонимания между родителями и детьми, т.е. психологической дисфункции.

www.sociology.vuzllib.su

SOCIOdoc Документальная социология

Основы социологии
Социологические процессы
Основные понятия социологии
Правовая социология

Социология

Социология (от лат. societas — общество + др.-греч. logos — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях..

Дезадаптация несовершеннолетних правонарушителей как социально-педагогическая проблема

Согласно ст. 87 Уголовного кодекса России, несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Несовершеннолетний возраст в разделе 5 Уголовного кодекса РФ («Уголовная ответственность несовершеннолетних», ст. 87 — 96) рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. Так, в отношении несовершеннолетних не предусмотрено применение некоторых видов наказания, в частности — исключительной меры, а максимальный срок лишения свободы составляет 10 лет (ст. 88 УК РФ).

Следует также отметить широкое применение в судебной практике отсрочки исполнения приговора, которая в настоящее время реализуется в отношении примерно половины всех несовершеннолетних, осуждаемых к лишению свободы. Кроме того, Определенная часть нарушителей (более 20%) освобождается от наказания или уголовной ответственности: материалы по ним либо передаются в комиссии по делам несовершеннолетних, либо к ним применяются принудительные меры воспитательного характера: 1) предупреждение, 2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, 3) возложение обязанности загладить причиненный вред, 4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. В случае систематического неисполнения мер воспитательного воздействия суд может привлечь правонарушителя к уголовной ответственности.

Таким образом, реальное уголовное наказание исполняется в отношении менее чем половины подростков, совершающих уголовно наказуемые деяния. Учитывая то, что в отношении совершеннолетних не предусмотрено ряда наказаний, а отдельные (например, штраф, исправительные работы) применяются весьма ограниченно, основным видом реального (исполняемого) наказания является лишение свободы, которое лица, осуждаемые в несовершеннолетнем возрасте, отбывают в воспитательных колониях.

Если же подросток, совершивший правонарушение, не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, т.е. ему не исполнилось 14 лет, или применение к нему уголовного наказания признается нецелесообразным, то такой подросток направляется в специальное учебно-воспитательное учреждение.

Использование специальных учебных заведений в профилактике правонарушений несовершеннолетних – одно из направлений деятельности органов внутренних дел.

Основной задачей указанных учреждений является коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспитанникам педагогических методов с обязательным охватом общеобразовательным и профессиональным обучением и привлечением их к труду. При этом проведение воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы сочетается с определенным режимом содержания.

Общеизвестно, что возраст в значительной мере определи физическое состояние человека, его поведение, интересы, и перспективы жизни. Большое значение имеет возраст и при отбывании наказания: он учитывается при организации различных направлений воспитательного процесса, реализации основных средств исправления, формировании коллективов осужденных и т.п.

Характеристика личности несовершеннолетнего осужденного во многом обусловлена особенностями подросткового возраста, который отличается бурным физическим развитием организма, энергией, инициативностью, активностью личное Повышенная возбудимость, неуравновешенность, преобладание процессов возбуждения над торможением могут служить и причиной нарушения дисциплины. Несовершеннолетние осужденные весьма восприимчивы к внешним воздействиям, причем как к положительным, так и к отрицательным. Восприимчивость и впечатлительность являются теми внутренними условиями, которые способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера, свойств и качеств личности. Некритическое отношение к себе, неадекватная оценка действительное приводят к нравственной неустойчивости несовершеннолетных и осужденных, которая снижает эффективность социальной регуляции поведения и затрудняет формирование общественно полезных установок, взглядов и убеждений. В то же время нравственная неустойчивость, стремление к «лёгкой и красивой жизни, повышенная чувствительность к ситуационным влияниям, низкий культурный уровень несовершеннолетних осужденных расшатывают моральную саморегуляцию настолько что переход от безнравственных поступков к противоправны становится весьма легким и вероятным влияние на поведение и деятельность в таком возрасте, безусловно, оказывает самооценка, которая в большинстве своем является либо завышенной, либо заниженной. Это объясняется тем, что часто успех вызывает у подростков переоценку своих возможностей, а неудача порождает чувство неуверенности к даже неполноценности. При завышенной самооценке поведение воспитанника базируется на желании доказать свою исключительность, выделиться среди других. Такие осужденные мини прислушиваются к советам сотрудников колонии, ироничны и попыткам воспитателей пробудить в них стремление к нравственному самоусовершенствованию. Заниженная самооценка осужденного приводит к регуляции его поведения преимущественно внешними влияниями, зачастую случайными и нежелательными, чему способствует неуверенность в себе, боязнь выглядеть хуже других.

www.sociodoc.ru

Социальная дезадаптация

Под социальной дезадаптацией обычно понимают полную или частичную неприспособленность личности к условиям окружающей действительности.

Этот термин прочно вошел в жизнь современного человека. Удивительно, но с развитием информационных технологий множество людей чувствуют себя одинокими и неприспособленными к внешним условиям действительности. Некоторые теряются в совершенно обыденных ситуациях и не знают, как им лучше поступить в том или ином случае. В настоящее время участились случаи депрессии у молодых людей. Казалось бы, впереди целая жизнь, но не каждый хочет действовать в ней активно, преодолевать трудности. Получается, что взрослому человеку приходится заново учиться радоваться жизни, потому что он стремительно утрачивает этот навык. То же касается и депрессии у детей, у которых отмечается дезадаптация. Сегодня подростки предпочитают виртуальное общение, реализовывать в интернете свои потребности в общении. Компьютерные игры и социальные сети отчасти заменяют нормальное человеческое взаимодействие.

Под социальной дезадаптацией обычно понимают полную или частичную неприспособленность личности к условиям окружающей действительности. Человек, страдающий дезадаптацией, не может эффективно взаимодействовать с другими людьми. Он либо постоянно избегает всяческих контактов, либо демонстрирует агрессивное поведение. Социальная дезадаптация характеризуется повышенной раздражительностью, неумением понять другого и принять чужую точку зрения.

Социальная дезадаптация наступает тогда, когда конкретный человек перестает замечать, что происходит во внешнем мире и полностью погружается в придуманную реальность, частично заменяя ею отношения с людьми. Согласитесь, ведь нельзя полностью сосредоточиться только на самом себе. В таком случае утрачивается возможность личностного роста, поскольку негде будет черпать вдохновение, делиться с окружающими своими радостями и печалями.

Причины социальной дезадаптации

У любого явления всегда есть весомые основания. У социальной дезадаптации тоже имеются свои причины. Когда внутри человека все хорошо, он вряд ли станет избегать общения с себе подобными. Так что дезадаптация в той или иной мере, но всегда свидетельствует о некотором социальном неблагополучии личности. Среди основных причин социальной дезадаптации нужно выделить следующие наиболее часто встречающиеся.

Педагогическая запущенность

Другой причиной являются требования общества, которые конкретный индивид никак не может оправдать. Социальная дезадаптация в большинстве случаев появляется там, где имеет место быть невнимательное отношение к ребенку, отсутствие должного ухода и заботы. Педагогическая запущенность подразумевает, что с детьми мало занимаются, и потому они могут уходить в себя, чувствовать себя ненужными взрослым. Став старше, такой человек наверняка замкнется в себе, уйдет в свой внутренний мир, закроет дверь и никого туда не пустит. Дезадаптация, конечно, как всякое явление, формируется постепенно, в течение нескольких лет, а не мгновенно. Дети, которые испытывают субъективное ощущение ненужности в раннем возрасте, впоследствии будут страдать от того, что их не понимают окружающие. Социальная дезадаптация лишает человека моральных сил, отнимает веру в себя и собственные возможности. Причину следует искать в окружении. Если у ребенка имеет место быть педагогическая запущенность, высока вероятность того, что он, став взрослым, станет испытывать колоссальные трудности с самоопределением и с тем, чтобы найти свое место в жизни.

Утрата привычного коллектива

Иногда происходит так, что человек выпадает из общества по причине длительной болезни или смены рода деятельности. Социальная дезадаптация начинается не сразу, а спустя какое-то время. Просто человек вдруг начинает замечать за собой, что ему не хочется лишний раз выходить из дома, следить за собой, выполнять какие-то рутинные обязанности, с кем-то встречаться. Человек сосредоточивается на самом себе и уходит с головой в работу. Постепенно он привыкает действовать в одиночку, присутствие кого бы то ни было начинает сильно мешать и даже раздражать. Дезадаптация постепенно увеличивается, появляются различные страхи, связанные с другими людьми и взаимодействием в целом. Творческие люди, к примеру, вынуждены много времени проводить наедине с собой. Только так они могут черпать неиссякаемый источник вдохновения, чтобы затем реализовывать его в продуктах своего труда. Но не все знают, как тяжело им приходится, когда за весь день не с кем обмолвиться словом, поделиться радостью или печалью.

Конфликт с окружением

Случается, что конкретный индивид бросает вызов целому обществу. В таком случае он чувствует себя незащищенным и уязвимым. Причина заключается в том, что на психику ложатся дополнительные переживания. Такое состояние приходит в результате дезадаптации. Конфликт с окружающими невероятно выматывает, держит человека на расстоянии от всех. Формируется подозрительность, недоверие, в целом ухудшается характер, возникает вполне закономерное чувство беспомощности. Социальная дезадаптация – это только следствие неправильного отношения человека к миру, неумения выстроить доверительные и гармоничные отношения. Говоря о дезадаптации, не следует забывать о личном выборе, который ежедневно совершает каждый из нас.

Виды социальной дезадаптации

Дезадаптация, к счастью, происходит с человеком не молниеносно. Требуется время для развития неуверенности в себе, для того, чтобы в голове поселились значимые сомнения по поводу внешности и выполняемой деятельности. Выделяют две основные стадии или виды дезадаптации: частичную и полную. Первый вид характеризуется началом процесса выпадения из общественной жизни. Например, человек в результате болезни перестает ходить на работу, не интересуется происходящими событиями. Однако он поддерживает связь с родственниками и, возможно, друзьями. Второй вид дезадаптации отличается утратой веры в себя, сильным недоверием к людям, потерей интереса к жизни, любым ее проявлениям. Такой человек не знает как вести себя в обществе, не представляет ее норм и законов. У него создается впечатление, что он постоянно что-то делает не так. Нередко обоими видами социальной дезадаптации страдают люди, имеющие какую-либо зависимость. Любая аддикция предполагает отрыв от общества, стирание привычных границ. Девиантное поведение всегда в той или иной степени сопряжено с социальной дезадаптацией. Человек просто не может оставаться прежним, когда его внутренний мир разрушается. Значит разрушаются и многолетние выстроенные связи с людьми: родственниками, друзьями, ближайшим окружением. Важно не допустить развития дезадаптации ни в каком виде.

Особенности социальной дезадаптации

Говоря о социальной дезадаптации, следует иметь в виду то обстоятельство, что имеются некоторые особенности, которые не так легко победить, как это может показаться на первый взгляд.

Устойчивость

Человек, подвергнувшийся социальной дезадаптации, не может быстро опять войти в коллектив даже при сильном желании. Ему необходимо время для выстраивания собственных перспектив, накопления положительных впечатлений, формирования позитивной картины мира. Чувство ненужности и субъективное ощущение разорванности с обществом – главные особенности дезадаптации. Они будут еще долго преследовать, не отпускать от себя. Дезадаптация на самом деле причиняет много боли личности, поскольку не дает ей расти, продвигаться вперед, верить в имеющиеся возможности.

Сосредоточенность на себе

Другой особенностью социальной дезадаптации является чувство замкнутости и опустошенности. Человек, у которого наблюдается полная или частичная дезадаптация, всегда крайне сконцентрирован на собственных переживаниях. Эти субъективные страхи формируют чувство ненужности и некоторой отстраненности от общества. Человек начинает бояться бывать среди людей, строить определенные планы на будущее. Социальная дезадаптация предполагает, что личность постепенно разрушается и утрачивает все связи со своим ближайшим окружением. Потом становится трудно общаться с любыми людьми, хочется куда-то убежать, спрятаться, раствориться в толпе.

psyh.info

Психологические механизмы социальной дезадаптации подростков-правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Молодцова Татьяна Даниловна, Кобышева Лариса Илларионовна, Шалова Светлана Юрьевна

Социальная дезадаптация подростков распространенное в обществе негативное явление. Для борьбы с ней необходимо знание ее психологических механизмов или глубинных причин. Наиболее типичные психологические механизмы подростковой дезадаптации связаны с симптомокомплексами , характерными для подросткового возраста, а именно с отношениями с товарищами, отношением к самому себе, к нравственным ценностям, идеалам, целям жизни, к миру в целом, учебной деятельности, учителям и взрослым, общественно полезной деятельности, к семье, родителям. Началом каждой деформации симптокомплекса служит его внутренний дефект, который возникает под воздействием внешних обстоятельств, но затем развивается по внутренним законам, превращаясь в «пусковой» психологический механизм дезадаптации . Существуют три группы «пусковых» психологических механизмов подростковой дезадаптации : мотивационно-личностные проявления (когнитивный диссонанс, отрицательная мотивация, психологический барьер и т. д.), нарушения познавательной сферы (нарушения восприятия, нарушения памяти и др.), дефекты эмоционально-волевой сферы (аффекты, стрессы и т. д.). Каждый из таких «механизмов» может послужить началом развития «психологической цепочки», приводящей к «генерализации» дефекта. Диагностика таких механизмов и современная их коррекция одна из центральных задач предупреждения и преодоления социальной дезадаптации подростков.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Молодцова Татьяна Даниловна, Кобышева Лариса Илларионовна, Шалова Светлана Юрьевна,

Psychological Mechanisms of Juvenile Delinquents Social Maladjustment

Juvenile social maladjustment is a common social negative phenomenon. To tackle it it is necessary to be aware of its psychological mechanisms or deep causes. Typical psychological mechanisms of juvenile maladjustment are connected with complexes of symptoms common for juveniles. These complexes of symptoms include relations with friends, self-attitude, attitude to moral values, ideals, life goals, the world, studies, teachers, adults, socially necessary work, family, parents. The origin of each deformation of the complex of symptoms is its internal defect arising due to external circumstances but further developing according to the internal laws and transforming into a trigger of maladjustment psychological mechanism. There are three groups of psychological mechanisms “ triggers ” of juvenile maladjustment : motivational and personal manifestations (cognitive dissonance, negative motivation, psychological barrier, etc.), disorders in cognitive sphere (perception, memory, etc.), defects in the emotional-volitional sphere (affects, stresses, etc). Each of these “mechanisms” can cause a psychological chain leading to generalization of a defect. Diagnostics of such mechanisms and their timely correction are in the focus of preventing and overcoming juvenile social maladjustment.

Текст научной работы на тему «Психологические механизмы социальной дезадаптации подростков-правонарушителей»

психология правондрушающего поведения

УДК 159.9 © Т. Д. Молодцова, Л. И. Кобышева, С. Ю. Шалова, 2017

Психологические механизмы социальной дезадаптации подростков-правонарушителей

Молодцова Татьяна Даниловна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии Ростовского государственного экономического университета Таганрог, Россия. e-mail: laborantkaf2015@mail.ru

Кобышева Лариса Илларионовна,

Шалова Светлана Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Ростовского государственного экономического университета Таганрог, Россия. e-mail: laborantkaf2015@mail.ru

Социальная дезадаптация подростков — распространенное в обществе негативное явление. Для борьбы с ней необходимо знание ее психологических механизмов или глубинных причин. Наиболее типичные психологические механизмы подростковой дезадаптации связаны с симптомокомплексами, характерными для подросткового возраста, а именно с отношениями с товарищами, отношением к самому себе, к нравственным ценностям, идеалам, целям жизни, к миру в целом, учебной деятельности, учителям и взрослым, общественно полезной деятельности, к семье, родителям. Началом каждой деформации симптокомплекса служит его внутренний дефект, который возникает под воздействием внешних обстоятельств, но затем развивается по внутренним законам, превращаясь в «пусковой» психологический механизм дезадаптации. Существуют три группы «пусковых» психологических механизмов подростковой дезадаптации: мотивационно-личностные проявления (когнитивный диссонанс, отрицательная мотивация, психологический барьер и т. д.), нарушения познавательной сферы (нарушения восприятия, нарушения памяти и др.), дефекты эмоционально-волевой сферы (аффекты, стрессы и т. д.). Каждый из таких «механизмов» может послужить началом развития «психологической цепочки», приводящей к «генерализации» дефекта. Диагностика таких механизмов и современная их коррекция — одна из центральных задач предупреждения и преодоления социальной дезадаптации подростков.

Ключевые слова: подростковая дезадаптация, виды дезадаптации, психологические механизмы дезадаптации, симптомокомплексы, психологические дефекты, «пусковые» механизмы.

Для цитирования: Молодцова Т. Д., Кобышева Л. И., Шалова С. Ю. Психологические механизмы социальной дезадаптации подростков-правонарушителей // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4(71). С. 55-59.

В ХХ-ХХ1 вв. наиболее часто в отношении несовершеннолетних, с которыми при общении и воспитании возникают сложности, используются слова: «трудные», трудновоспитуемые, труднообучаемые, педагогически запущенные, социально или социокультурно запущенные, безнадзорные, девиантные, делинквентные, криминальные, дискомфортные и т. д . [1; 2; 3; 4]. Затем, во взрослой жизни, многие из таких подростков становятся маргиналами, изгоями и преступниками . Всех их объединяет один признак — они в обществе не адаптированы, в связи с чем их называют социально дезадаптированными . Для взрослых людей

факт их дезадаптированности — явление хотя и тяжелое, но нередко осознаваемое, а детей и подростков он может привести к необратимым психологическим травмам, нарушениям социальных норм, правил, законов, т. е. социальным отклонениям, правонарушениям, а иногда и преступлениям.

Чтобы успешно решать проблемы предупреждения или преодоления социальной дезадаптации подростков, нужно установить ее возможные психологические механизмы, предполагаемые истоки в целях их предупреждения и преодоления. Это и является задачей нашего исследования

Под дезадаптацией мы понимаем результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармо-низации взаимодействия личности с самой собой, окружающими людьми или обществом, проявляющийся во внутреннем дискомфорте, нарушениях поведения, взаимоотношений и деятельности . Как видно из определения, дезадаптация — это столь объемное понятие, способное охватить любые виды отклонений — от патогенных до социальных

Для возможности борьбы с ней необходимо знание ее психологических механизмов или глубинных причин, определение которых заставляло многих ученых обращаться к классификации дезадаптации. Так, интересную классификацию предложила С . А. Беличева, выделив дезадаптацию патогенную, психосоциальную и социальную [5]. Расширив эту классификацию, мы дополнили ее другими видами, например психологической. «Психологическая дезадаптация — это фобии, различные внутренние мотивационные конфликты, а также некоторые виды акцентуации, которые еще не повлияли на социальную ситуацию развития, но которые нельзя отнести к явлениям патогенным» [6, с. 51]. Она скрыта от глаз окружающих и существует нередко годами, проявляясь в фразах, рисунках, внутренней агрессии, тревожности, комплексах неполноценности и т д Безусловно, типологизация вносит какую-то ясность в проблему психологических механизмов дезадаптации, однако не решает ее в полной мере, так как требуется более глубинное проникновение в сущность зарождения отрицательных психологических образований, приводящих к различного рода нарушениям, что, в свою очередь, диктует обращение к структуре личности в целом

Данной проблеме посвятили исследования, разработав теории о структуре личности или характера, такие ученые, как Б. Г. Ананьев, В. М. Мясищев, А. Ф . Лазур-ский, В. С. Мерлин, С. Л . Рубинштейн, К. К. Платонов, А. В . Петровский и др . Общий смысл теорий заключается в том, что психологический строй личности рассматривается как «совокупность внутренних отношений, которые связаны между собой» [7, с. 429]. Как подчеркивал Б Г Ананьев, «всякая черта характера есть определенное отношение личности к действительности, но это не значит, что всякое отношение есть свойства характера» [8, с. 64]. В развитом виде отношения представляют индивидуальную систему избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, т. е . они объективируются [9, с. 31]. Однако прежде, чем объективироваться, отношения существуют как субъективные, иногда достаточно устойчивые сложные образования, которые объединяются в так называемые симптомокомплексы Данные симпто-мокомплексы, «вероятностные связи между свойствами личности», включают более узкие отношения, существующие как ситуативные мотивы, временные отношения, интересы, склонности, установки, которые впоследствии могут приобрести устойчивость, превращаясь в качества личности В свою очередь, это уже путь к формированию и свойств характера, в том числе и отрицательных

Современные исследователи особо выделяют психические расстройства как весьма распространенный фактор подростковой дезадаптации [10].

Рассматривая психологические предпосылки дезадаптации, мы, опираясь на возрастные особенности, условно выделили симптомокомплексы, в которых внутренняя психологическая дезадаптация может проявляться Так, в подростковом возрасте это симптомокомплекс отношений в первую очередь с товарищами, к самому себе («Я-концепция»), к нравственным ценностям, идеалам, целям жизни, к миру в целом, к учебной деятельности, к учителям и взрослым, к общественно полезной деятельности, к семье, родителям и т д

В каждом из перечисленных симптомокомплексов подростков могут быть дефекты . Например, нарушение отношения к учению может быть связано с появлением конфликта мотивационной сферы, отрицательной учебной мотивации, комплекса неполноценности; с нарушением отношений со взрослыми — психологическим барьером, фобией, тревожностью, агрессией; с изменением отношений с товарищами — завистью, унижением, несправедливостью и т д В таких случаях сначала возникает внутренняя, психологическая, а потом внешняя, психосоциальная, а иногда и социальная дезадаптация В ситуации, если симптомокомплекс для личности является ведущим и связан с жизненными ценностями и убеждениями, речь идет о глубинной дезадаптации, если симптомокомплекс важен, нарушает какие-либо значимые установки, но в одной области, можно вести речь о дезадаптации углубленной, но узкой, если же нарушены какие-то ситуативные мотивы, привычки — о дезадаптации узкой и поверхностной

Роль симптомокомплексов для любого характера неравнозначна. Это зависит от индивидуальных особенностей, возраста, воспитанности, уровня интеллекта и т д У подростков выходят на первый план симптомокомплек-сы, связанные с референтно-значимой деятельностью, стремлением быть с товарищами, поиском своего «Я», самоидентичностью, а затем следуют связанные с семьей и учебной деятельностью. Имеется симптомокомплекс, важный для любого возраста, — связанный с жизненными планами, отношением к миру в целом, к смыслу своего существования, жизненными целями, т е жизненным смыслом [11] Рассматривая этот симптомокомплекс как центральное образование личности, оказывающее влияние на все остальные, психолог-гуманист В Франкл отмечал, что определяющими для человека являются жизненные ценности К ним он причислял ценности отношений, переживаний и созидательные ценности, которые могут быть как нравственно положительными, так и отрицательными В последнем случае личность нарушает все мыслимые законы, правила, нормы, становясь социально дезадаптированной, именуясь «правонарушителем» или преступником При этом дезадаптация становится достаточно глубокой и устойчивой Но смыслы и ценности у человека не существуют как некая внутренняя данность, они меняются, корректируются, исчезают, появляются вновь Представляется, можно говорить не только

о смысле жизни, но и смысле любой деятельности. Понятия жизненного смысла как центрального образования характера и смыслов всех видов деятельности, которыми занимается каждый конкретный человек, тесно переплетаются, и в конечном счете каждый из смыслов деятельности может стать для человека центральным смыслом его существования

Например, подросток, безнаказанно нарушивший какие-либо важные правила или законы, при этом получивший выгоду, удовлетворенную потребность или положительную эмоцию, может искренне посчитать, что теперь ему в жизни все доступно при такой манере поведения Подобное может ему понравиться и постепенно так его «захватить», что станет смыслом существования, поскольку отвечает жизненным планам и целям (получать удовольствия, не трудясь, стать авторитетом, не прилагая особых усилий, иметь в распоряжении то, о чем раньше только мечтал). При этом постепенно формируется глубоко отрицательный жизненный смысл, и путь к преступлениям становится не только не случайным, а осознанным и закрепленным в мотивационно-потребностной сфере .

Причина дезадаптации в той или иной области не всегда лежит на поверхности, порой ее истоки кроются совсем в другой сфере . Симптомокомплексы часто обусловливают, а иногда и порождают друг друга

Так, психологический барьер по отношению к учителю стимулирует отрицательное отношение к предмету, который он преподает, отсюда рассеянность, отсутствие интереса, невыполнение заданий и т д , в результате чего возникают недисциплинированность, неуспеваемость, конфликты с родителями, классным руководителем, «погружение в себя», иногда отказ от посещения школы, склонность к противоправным действиям [12, с. 53]. Получается целая «цепочка», истоки которой нередко сложно установить Это происходит от того, что существуют симптомо-комплексы, которые традиционно зависят друг от друга и могут практически сливаться. В частности, отношение к учебной деятельности коррелируется с отношением к учителю как конкретному человеку; отношение к родителям у ученика зависит нередко от его отношения к учебе; отношение к коллективу взаимосвязано с отношением к самому себе и т д Не учитывать этой связи и взаимозависимости очень опасно для коррекционной и профилактической деятельности. И особенно важно устанавливать начало такой дезадаптирующей «цепочки»

Имеются и симптомокомплексы-антиподы Весьма распространенна ситуация, когда причиной нетерпимости, лживости подростка в отношениях с родителями является то, что взгляды взрослых противоречат принятым в его неформальной группе Приспосабливаться подросток, в отличие от взрослых, обычно еще не способен, в результате возникает напряженность в семье, иногда близкая к полному разрыву, но вполне нормальные отношения складываются в неформальной группе, а часто и преступном подростковом сообществе . Ликвидировать это противоречие возможно только гармонизацией отношений в семье, с которой влияние отрицательной группировки на подростка будет нейтрализовано

В процессе исследования было установлено, что сим-птомокомплексы нужно рассматривать как совокупность отношений, куда входят мотивационно-личностные образования . Нарушения в этих образованиях проявляются в конфликтах мотивационной сферы, стрессах, искаженной мотивации, аффектах, отрицательных чертах характера, нарушениях самооценки, психологических барьерах и т. п. [13]. Они часто становятся «пусковыми» механизмами дезадаптации. Систематизированные «пусковые» механизмы дезадаптации представлены в таблице

Эмпирические исследования показали, что дезадаптация может быть незаметной для окружающих довольно длительное время, т е быть психологической Иногда она не осознается и самой дезадаптированной личностью И только воздействие «пускового» механизма (или даже нескольких) стимулирует внешние проявления дезадаптации, т е приводит к тому, что субъективные отношения объективируются В силу того что дезадаптация может быть долгое время скрытой, по внешним признакам выявить ее сложно, а иногда возможно только с помощью специальных методов диагностики Определенные трудности в выявлении причин дезадаптации связаны с тем, что мотивы поступков не только не лежат на поверхности, но и специально скрываются человеком

Пример. Подросток жестоко избивает товарища. На беседе с инспектором горячо и убедительно выступает с критикой в адрес своего товарища, объясняя, что избил его за какое-то непозволительное поведение Первое впечатление складывается, что мотивы поступка самые благородные (честность, открытость, принципиальность), но при этом скрыты такие пусковые психологические механизмы, как зависть, недоброжелательность, желание показать свою исключительность (завышенная самооценка) Исследователь-психолог должен заметить этот механизм, сопоставляя различные факты и анализируя их

Следует отметить, что существуют и более сложные психологические механизмы дезадаптации — так называемые генерализированные психологические дефекты, т е дефекты, которые оказывают влияние не на один какой-то симптомокомплекс, а на личность в целом. Указанные психологические механизмы могут порождать комплексные отрицательные характерологические изменения Например, генерализованный аффект неадекватности может быть причиной зазнайства, лицемерия, презрения к людям и т д

Данные дефекты весьма многозначны, что особенно ярко проявляется именно в социальной дезадаптации, которая касается не только тех, кто не нашел места в обществе, как бы «выпал из него», но и потерял связь со своим микросоциумом Подобные нарушения поведения (например, алкоголизм или наркомания, побеги из дома и т д ) или эмоционально-волевой сферы (пренебрежительное отношение ко взрослым, агрессия по отношению к товарищам и др .) могут быть вызваны комплексом психологических механизмов . Поэтому соотнесением проявлений и «пусковых» механизмов дезадаптации не всегда можно обойтись

Следует назвать и такой механизм, как взаимный детерминизм, предполагающий взаимосвязь всех внутренних и внешних факторов (переживаний и ожида-

Таблица. Пусковые механизмы дезадаптации

Механизмы дезадаптации Мотивационно-личностные проявления

Аффект неадекватности При заниженной самооценке: неуверенность в себе, депрессия, робость . При завышенной — зазнайство, лицемерие, агрессия к окружающим

Когнитивный диссонанс Проявление плохого настроения, апатии, равнодушия, безразличия даже при решении важных для личности проблем

Фрустрация Депрессия, неврозы, равнодушие, негативизм, отчуждение, которые проявляются в многих ситуациях

Отрицательная мотивация Презрение к тем, кто занимается делом, нежелание работать, раздражительность, неверие в свои силы, апатия, отказ почти от любых поручений, нежелание учиться

Психологический барьер Грубость, негативизм, конфликтность, презрение, замкнутость, равнодушие, неисполнительность по отношению к тем, к кому такой барьер возник, даже в ситуациях, когда для этого не было повода

Потеря самоидентичности Растерянность, отгороженность, отчуждение, деперсонализация во взаимоотношениях как со взрослыми, так и с товарищами

Низкие нравственные ценности Цинизм, леность, бездуховность, презрение к людям. Обычно ярко проявляется во взаимоотношениях со взрослыми или товарищами, при рассуждениях, в поведении в свободное время, особенно в склонности к аддиктивности и даже преступности

Нарушение познавательной сферы

Нарушение внимания Рассеянность, поверхностность, отвлекаемость

Нарушения восприятия Бестактность, невнимательность, отсутствие чуткости к людям, неуспешность в важных видах деятельности

Неразвитость памяти Забывчивость, безответственность, неисполнительность, невнимательность

Неразвитый интеллект Глупость, поверхностность, нелогичность, недальновидность . Быстро проявляется в равнодушии к учебной деятельности, в проступках, в отношении к окружающим

Бедность реалистического воображения Бестактность, нечуткость, жестокость, когда подросток не в силах понять и почувствовать «боль» другого, любит издеваться над слабыми и беззащитными

Дефекты эмоционально-волевой сферы

Аффекты Возбудимость, расторможенность, конфликтность, несдержанность в отношении с окружающими, частые немотивированные резкие перемены в настроении, грубость и неадекватность

Стрессы, фрустрация Фобии, тревожность, погружение в себя, чувство одиночества, агрессия

Безволие Безответственность, лень, безразличие, расторможенность, неисполнительность

Потеря или искажение жизненного смысла Равнодушие к себе и людям, цинизм, низкие нравственные ценности, бездуховность

ний личности, самовосприятия, успехов и неудач, влияния окружающих людей и событий и др . ) [14; 15].

Проведенное исследование позволяет утверждать, что выделенные и систематизированные нами пусковые механизмы, которые появляются нередко благодаря различным субъективным или объективным факторам (изменение социальной роли или статуса, унижение достоинства, оскорбление чести, предательство, несправедливость, отторжение, резкая смена жизненных обстоятельств, постоянные неудачи и т д ), обусловливают возникновение психологической дезадаптации, которая, если ее игнорировать, может перерасти в социально-психологическую или социальную дезадаптацию Таким образом, диагностика указанных механизмов и современная их коррекция — одна из центральных задач предупреждения социальной дезадаптации подростков

1. Алемаскин М. А., Морозова Т. А. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися в средних ПТУ М. , 1986. 34 с .

2. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986. 152 с.

3 . Кочетов А. И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. М. , 1986. 160 с.

4. Овчарова Р. В. Психологический портрет социокультурно и педагогически запущенного ребенка. Архангельск, 1994.181 с.

5. Беличева С. А. Превентивная психология. М -СПб., 2012.331 с.

6. Молодцова Т. Д. Основные виды и типы дезадаптации // Научно-методический электронный журнал «Концепт» . 2013. № 5 (май). С 51-55 . URL: http://e-koncept.ru/2013/13099.htm .

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб . , 2000.

8 . Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. М. , 1980. Т. 2. 288 с.

9 . Мясищев В. Н. Психология отношений. М. -Воронеж, 1995 356 с

10 . Гранкина И. В., Иванова Т. И. Направления психолого-педагогической коррекции детей с девиантными формами поведения и с психическими расстройствами // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1(64). С. 57-61.

11 . Frankl V. E. Mans Search for Meaning. Washington Square Press, 2011.208 p.

12 Ларин А. Н. Изучение характера личностной направленности и опасного поведения детей, воспитывающихся в условиях детского дома // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68) . С 51-54.

13 . Молодцова Т. Д. Психологические механизмы подростков о дезадаптации // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2009. № 2 . С. 331-336.

14. Bandura A, Walters R. H. Adoliscent Adrssion. N.-Y. ,1959.278 p

15 . Bandura A. and Walters R. H. SoialIearning and personalbty development. N.Y. , 1969. 329 p.

Psychological Mechanisms of Juvenile Delinquents Social Maladjustment

Molodtsova Tatyana D.,

Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of the Department of Social Pedagogy

and Psychology, Rostov State University of Economics Taganrog, Russia. e-mail:laborantkaf2015@mail.ru

Kobysheva Larisa I.,

Shalova Svetlana Yu.,

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate-Professor at the Department of Social Pedagogy

Abstract. Juvenile social maladjustment is a common social negative phenomenon. To tackle it it is necessary to be aware of its psychological mechanisms or deep causes. Typical psychological mechanisms of juvenile maladjustment are connected with complexes of symptoms common for juveniles. These complexes of symptoms include relations with friends, self-attitude, attitude to moral values, ideals, life goals, the world, studies, teachers, adults, socially necessary work, family, parents. The origin of each deformation of the complex of symptoms is its internal defect arising due to external circumstances but further developing according to the internal laws and transforming into a trigger of maladjustment psychological mechanism. There are three groups of psychological mechanisms — «triggers» of juvenile maladjustment: motivational and personal manifestations (cognitive dissonance, negative motivation, psychological barrier, etc.), disorders in cognitive sphere (perception, memory, etc.), defects in the emotional-volitional sphere (affects, stresses, etc). Each of these «mechanisms» can cause a psychological chain leading to generalization of a defect. Diagnostics of such mechanisms and their timely correction are in the focus of preventing and overcoming juvenile social maladjustment.

Keywords: juvenile maladjustment, types of maladjustment, psychological mechanisms of maladjustment, complexes of symptoms, psychological defects, triggers.

Citation: Molodtsova T. D., Kobysheva L. I., Shalova S. Yu. Psychological Mechanisms of Juvenile Delinquents Social Maladjustment. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 4(71) 2017. P. 55-59.

cyberleninka.ru