Закон о рекламе ст24

Медицинские услуги снова разрешили рекламировать

30 июня, после официального опубликования, вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 190-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О рекламе», разрешающий рекламировать медицинские услуги во всех средствах массовой информации.

Чуть больше месяца потребовалось депутатам Госдумы Сергею Калашникову и Леониду Огулю, чтобы понять, что действующий порядок рекламы медуслуг необходимо менять, и предложить свой вариант поправок. Предыдущая редакция ч. 8 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» (далее – закон о рекламе) начала действовать 1 января 2014 года. Она предусматривала, что медицинские услуги, наряду с лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецепту врача, методами профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также некоторыми медицинскими изделиями разрешалось рекламировать только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в специализированных печатных изданиях. В соответствии с данной нормой, клиники не могли на баннере в центре города разместить информацию о проведении МРТ, массажа, пломбирования зубов и многого другого. До этого медицинские услуги, методы профилактики, диагностики и медицинской реабилитации можно было рекламировать в любом СМИ.

Инициативная группа парламентариев обратила внимание законодателя на правовые противоречия, появившиеся после внесенных в ноябре прошлого года изменений. Так, ч. 7 ст. 24 закона о рекламе устанавливает требования к содержанию рекламы, согласно которым при рекламе медицинских услуг необходимо размещение предупреждения о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией или получения консультации специалистов. Исключением из этого правила является размещение такой рекламы в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в специализированных печатных изданиях и в случаях, если потребители такой рекламы – исключительно медицинские и фармацевтические работники. Вместе с тем, согласно ч. 8 ст. 24 закона о рекламе, реклама медицинских услуг может размещаться только в специализированных медицинских и фармацевтических средствах массовой информации. Налицо правовая коллизия, поскольку законодатель установил требования к рекламе медицинских услуг в неспециализированных изданиях, в которых запрещено размещение такой рекламы.

Помимо этого, за отмену вступившей в силу 1 января 2014 года нормы выступало все предпринимательское сообщество, поскольку данные законодательные изменения негативно сказались на доходах как рекламораспространителей, так и медорганизаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. По словам Константина Симкина, сопредседателя Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО, в течение полугода действия запрета на рекламу медицинских услуг предприниматели добивались его отмены.

И наконец, норма ч. 8 ст. 24 закона о рекламе в предыдущей редакции привела к ограничениям доступа потребителя к информации о предоставляемых клиниками медицинских услугах, к снижению его осведомленности и возможности выбора медицинской организации. Николай Марченко, генеральный директор ООО «Доктор Анна», так высказался о проблеме: «Норма о частичном запрете рекламы медицинских услуг снижает информированность населения. Например, человек знает, что в определенном источнике он может получить информацию о различных медицинских услугах. Вдруг такая информация пропала. Что думает обыватель, что медицинские учреждения закрылись? Но ведь это не соответствует действительности!«

В свете имевшихся недостатков в частичном запрете рекламы медицинских услуг представляется весьма целесообразным вернуть эту норму и продолжать борьбу с недобросовестной рекламой другими способами. Что и сделал законодатель.

Константин Симкин, сопредседатель Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО:

«Новеллы Федерального закона от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации», безусловно, сильно мешали нормальной работе рынка, а главное – все равно действовали лишь условно. Например, нельзя было рекламировать услугу УЗИ, но можно было указывать, что в клинике есть кабинет диагностики; нельзя было писать «ведение беременности», но можно – «имеется акушер-гинеколог». В итоге в первую очередь страдали потребители (на защиту которых якобы и был направлен закон), которые перестали получать полную и достоверную информацию о предлагаемых услугах. Поправки от 30 июня фактически отменяют все эти изменения, возвращая рынок к прежнему статусу, и помогают привести законодательство в соответствие со сложившейся практикой. В итоге выигрывают все: и пациенты, и клиники, и рекламные компании».

Николай Марченко, генеральный директор ООО «Доктор Анна»:

«Развитие частного бизнеса, в том числе здравоохранения – это будущее России. На это делается определенная ставка. А как можно развиваться при наличии запретов на рекламу? Получается, что медицинский бизнес находится в неравных условиях по сравнению с другими видами деятельности. Так быть не должно».

www.garant.ru

Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины

Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины

1. Реклама лекарственных средств не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;

7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;

9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;

10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.

2. Требования пункта 6 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу лекарственных препаратов, применяемых для профилактики заболеваний.

3. Требования пунктов 2 — 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

3.1. Требования пунктов 2 — 5 и 7 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу методов народной медицины.

4. Требования пунктов 1 — 8 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских изделий.

5. Требования пунктов 2 и 3 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

6. Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

7. Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

8. Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

9. Реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

10. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, запрещается.

11 — 12. Утратили силу. — Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ.

Судебная практика и законодательство — 38-ФЗ О рекламе. Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины

По факту размещения данной рекламы антимонопольным органом было возбуждено дело N Р-16/31 2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: в отношении общества «Мой доктор» (рекламодателя) — по признакам нарушения требований пункта 8 части 1, части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе»; в отношении Издательского дома «Амурская правда» (рекламораспространителя) — по признакам нарушения требований части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

22. Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н.

5) соблюдение положений статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 20.03.2006, N 12, ст. 1232), касающихся рекламы изделий медицинского назначения.

1.4. При исполнении государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверок деятельности организаций, осуществляющих производство, оборот и использование изделий медицинского назначения, исполняются следующие административные процедуры:

статьей 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 20.03.2006, N 12, ст. 1232; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5497; 2007, N 7, ст. 839; 2007, N 16, ст. 1828; 2007, N 30, ст. 3807; 2007, N 49, ст. 6071; 2008, N 20, ст. 2255; 2008, N 44, ст. 4985; 2009, N 19, ст. 2279; 2009, N 39, ст. 4542; 2009, N 51, ст. 6157; 2009, N 52 (ч. I), ст. 6430);

Кроме того, с 01.01.2014 вводятся требования к рекламе методов народной медицины. С указанной даты реклама методов народной медицины должна соответствовать пунктам 2 — 5 и 7 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе». Следовательно, такая реклама не должна:

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» сообщает, что в соответствии со статьей 24 п. 6 указанного Закона сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных средств и медицинской техники допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

В случае размещения в теле-, радиопрограмме или теле-, радиопередаче рекламы лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники в виде информации о товаре или лице, неорганично интегрированной в теле-, радиопрограмму, то в силу части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» такая реклама должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Также внесены изменения в статью 24 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с которыми в частях 2, 6, 7 и 8 указанной статьи понятие «лекарственные средства» заменено на понятие «лекарственные препараты».

legalacts.ru

Некоторые особенности рекламы медицинских услуг (Мандрюков А.)

Дата размещения статьи: 23.11.2015

Возросшая конкуренция в сфере оказания платных медицинских услуг заставляет медицинские организации прибегать к широкому рекламированию своей деятельности.
На первый взгляд в рекламировании медицинских услуг нет ничего сложного, однако правоприменительная практика показывает, что, несмотря на наличие огромного количества профессиональных участников в сфере распространения рекламы, контролирующие органы выявляют значительное количество нарушений законодательства.
О том, каковы требования к рекламированию медицинских услуг и какую ответственность за их нарушение устанавливает современное законодательство, пойдет речь в настоящей статье.

Понятие рекламы и требования к ней

Понятие рекламы содержится в п. 1 ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ .
———————————
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с определением, приведенным в данной норме, реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из указанного определения можно сделать вывод, что реклама является прежде всего информацией, однако не каждая информация, в том числе информация о деятельности организации, является рекламой.
Еще в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.10.2011 N 7517/11 было указано, что для разграничения понятий информации и рекламы имеют значение предусмотренная федеральным законом обязательность размещения в целях доведения до потребителя и место размещения. Размещаемые сведения о реализуемых товарах представляют собой необходимую информацию о товарах и не являются рекламой.
Кроме того, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 22.05.2012 N 15805/11 сформулировал позицию о том, что в силу ст. 9 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске. До сведения потребителя должна быть доведена в том числе информация о виде деятельности исполнителя, если вид деятельности, осуществляемый последним, подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию.
———————————
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

В качестве примера можно привести Постановление ФАС СЗО от 16.05.2014 N А56-36055/2013, в котором суды пришли к выводу, что вывеска клиники не носит рекламный характер, а служит целям идентификации организации, обозначения места ее нахождения, перечня услуг, относящихся к деятельности клиники, в целях доведения такой информации до сведения потребителей.

Примечание. Если медицинская организация размещает сведения, носящие информационный характер и касающиеся ее деятельности, информация не будет признаваться рекламой.

Общие требования к рекламе закреплены в ст. 5 Федерального закона N 38-ФЗ. Прежде всего, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается. Понятия недостоверной и недобросовестной рекламы не даны, указаны лишь их формы.
Например, недобросовестной рекламой признается реклама, содержащая некорректное сравнение рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются иными продавцами. Распространение медицинской организацией рекламы с некорректным сравнением с использованием таких словосочетаний, как «самая низкая цена в городе», «лучшие врачи города только у нас», «мы лучшие, и с этим надо смириться», является недобросовестной рекламой (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012 N А75-8297/2011).
Довольно часто недостоверная реклама имеет место при рекламировании товаров, которые не являются лекарственными средствами (БАД и т.п.). Например, в Постановлении ФАС ВВО от 21.10.2013 N А82-11188/2012 арбитры признали недостоверной рекламу геля. При его рекламировании неоднократно перечислялись конкретные заболевания, назывались их причины и одновременно упоминался гель как средство, оказывающее лечебно-профилактический эффект, рассказывалось о положительном эффекте, который оказывают отдельные составляющие геля на конкретные системы организма и органы при нарушении их деятельности, что является нарушением п. 10 ч. 3 и п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона N 38-ФЗ.

Примечание. Недостоверной рекламой признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об объекте рекламирования, порядке его продажи и т.п.

Требования к рекламированию медицинских услуг

Применительно к медицинским услугам следует отметить: в п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ N 58 указано, что понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг .
———————————
Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».
Утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н.

Пункт 10 ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ раскрывает содержание понятия «медицинская деятельность». Пленум ВАС отметил, что понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга», поэтому правила, установленные ч. 7 ст. 24 Федерального закона N 38-ФЗ, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.
———————————
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В качестве примера можно привести Постановление ФАС ВСО от 07.05.2013 N А19-14728/2012. В нем суд указал, что реклама лечебно-оздоровительного учреждения была неправомерно признана нарушавшей ч. 7 ст. 24 Федерального закона N 38-ФЗ. Она не содержала рекламу медицинских услуг, в том числе методов лечения, в ней была приведена информация о природных лечебных ресурсах (радоновых источниках), лечебно-оздоровительной местности, корпусе пансионата, но отсутствовали сведения о медицинской услуге «ванны радоновые» и применяемых при оказании такой услуги методах лечения.
Реклама медицинских услуг, согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 38-ФЗ, не должна:
— содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования (п. 2);
— содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования (п. 3);
— создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для его государственной регистрации (п. 4);
— содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья (п. 5).

Примечание. Основные требования к рекламе медицинских услуг установлены ст. 24 Федерального закона N 38-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона N 38-ФЗ реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Перечисленные выше требования не предъявляются:
— к рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;
— к рекламе, размещаемой в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях;
— к иной рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
При этом продолжительность указанного предупреждения напрямую зависит от места распространения рекламы:
— в радиопрограммах — не менее 3 с;
— в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании — не менее 5 с и не менее 7% площади кадра;
— в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее 5% рекламной площади (рекламного пространства).
Кроме того, после вступления в силу Федерального закона N 317-ФЗ не допускается реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (п. 9 ст. 7 Федерального закона N 38-ФЗ).
———————————
Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Не следует забывать и о п. 7 ст. 7 Федерального закона N 38-ФЗ, в соответствии с которым не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. Данное требование подлежит применению и к рекламе медицинских услуг. Примером служит Постановление ФАС ВВО от 23.05.2013 N А28-6510/2012.
Суть дела заключается в том, что по заказу индивидуального предпринимателя в рекламном ежемесячном издании была размещена реклама об услуге перманентного макияжа. Однако медицинская лицензия у индивидуального предпринимателя отсутствовала. Суды указали, что согласно Номенклатуре медицинских услуг дермапигментация (перманентный татуаж, код услуги A17.30.001) входит в разд. А и относится к медицинским услугам. В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») относится к лицензируемому виду деятельности и может осуществляться на территории РФ только при наличии лицензии.
———————————
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

На основании анализа указанных норм арбитры пришли к выводу, что перманентный макияж не входит в состав бытовых услуг ОКУН и является медицинской услугой, его рекламирование в отсутствие лицензии на ведение медицинской деятельности не допускается.
Говоря о требованиях к рекламе медицинских услуг, нельзя не остановиться на требованиях законодательства, касающихся образа работника медицинской организации. Например, согласно п. п. 4 и 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона N 38-ФЗ в рекламе не допускаются:
— использование образов медицинских работников, за исключением их использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские работники, рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, рекламе, размещаемой в печатных изданиях, предназначенных для медицинских работников. Например, в Постановлении АС СКО от 13.03.2015 N А63-9114/2014 суд признал незаконным распространение образовательным учреждением наружной рекламы с использованием образов медицинских работников: парня и двух девушек, одетых в белые халаты, на одной из девушек надет медицинский колпак;
— указание на лечебные свойства, то есть на положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
Кроме того, в силу п. 6 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ реклама алкогольной продукции не должна размещаться в том числе в медицинских организациях на расстоянии ближе чем 100 м от занимаемых ими зданий, строений, сооружений (Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2014 N А45-1432/2014, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 N А44-6486/2012, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 N 17АП-5198/2013-АК).

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Если ранее административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе медицинских услуг предусматривалась ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, то теперь (с началом действия с 22.10.2013 Федерального закона N 200-ФЗ ) указанное правонарушение выделено в отдельную ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ.
———————————
Федеральный закон от 23.07.2013 N 200-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В настоящее время нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе медицинских услуг, в том числе методов лечения, влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.;
— на юридических лиц — от 200 000 до 500 000 руб. Налицо увеличение минимального размера административного штрафа.
Поэтому если издательство размещает рекламу медицинских услуг, которая нарушает требования Федерального закона N 38-ФЗ, то оно также может быть привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ. Так, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 N 10АП-15995/2014 суд признал правомерным привлечение информационного агентства к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ за размещение рекламы медицинской услуги в форме статьи без пометки «реклама» или «на правах рекламы» и без предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Примечание. Исходя из разъяснений, приведенных в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 58, субъектами административной ответственности за нарушение Федерального закона N 38-ФЗ могут быть рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель.

Следует отметить, что в некоторых случаях суды признают административные правонарушения малозначительными (ст. 2.9 КоАП РФ), правда, в основном в отношении рекламораспространителей (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 N А29-6382/2014).
Как уже было указано, установленный минимальный административный штраф для юридических лиц является достаточно высоким (200 000 руб.).
Однако законодательство позволяет снизить его размер. Еще в Постановлении КС РФ от 25.02.2014 N 4-П было отмечено, что размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме 100 000 руб. и более, может быть снижен судом ниже нижнего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией.
Указанное разъяснение было воспроизведено и в ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере меньше его минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи разд. II КоАП РФ, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 руб.
Медицинская организация также может быть привлечена к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента.

Примечание. Имеются судебные решения, в которых суды снижали минимальный размер административного штрафа (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 N 10АП-15995/2014).

В качестве санкции предусмотрен административный штраф:
— для должностных лиц — от 3000 до 5000 руб.;
— для юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 руб.
В качестве примера приведем Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 N А63-11451/2012, в котором суд признал правомерным привлечение клиники к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ за самовольную (без соответствующего разрешения) установку шести рекламных конструкций с указанием услуг, оказываемых медицинским центром.

В заключение кратко сформулируем основные выводы.
1. Признание информации рекламой медицинских услуг напрямую зависит от наличия медицинской услуги в Номенклатуре медицинских услуг.
2. Законодательство о рекламе предъявляет к рекламе медицинских услуг достаточно высокие требования, в частности устанавливает запрет:
— на указание конкретных случаев излечения от заболеваний;
— на выражение благодарности;
— на ссылки на факт проведения исследований, отсутствие предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов;
— на рекламу медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, отсутствие лицензии и т.д.
3. За нарушение требований законодательства о рекламе медицинских услуг медицинская организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.3, а в некоторых случаях и по ст. 14.37 КоАП РФ (нарушение требований к установке и эксплуатации рекламной конструкции).

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai