Ст 26 закон о банках и банк Деятельности

Закон о банковской тайне в российском законодательстве

Отправить на почту

Закон о банковской тайне — в российском законодательстве нет правового акта с таким названием. Из нашей статьи вы узнаете о действующих нормативных документах отечественного законодательства, связанных с вопросами банковской тайны.

Банковская тайна в статье 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»

Расшифровке этого понятия посвящена ст. 26 закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1, согласно которой банковской тайной признается регламентируемое законом неразглашение служащими кредитной организации информации:

  • об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов;
  • иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией (если это не противоречит федеральному закону).
  • О размещенном на сайте ЦБ РФ новом информационном ресурсе узнайте из сообщения «Проверить надежность банков станет проще».

    Ст. 26 закона № 395-1 раскрывает:

  • список лиц, которым может предоставляться содержащая банковскую тайну информация;
  • указание на НПА, в рамках которых она может истребоваться;
  • запрет на раскрытие информации, составляющей банковскую тайну, и последствия такого разглашения.
  • Кому доступна составляющая банковскую тайну информация, показано на следующей схеме:

    Сведения выдаются банкирами по специальным запросам, которые оформляются в особом порядке, описанном в ст. 26 закона № 395-1. Запросить сведения вправе только сами вкладчики (владельцы счетов), а также определенный круг должностных лиц в рамках выполнения ими своих обязанностей.

    Помимо ст. 26, о которой рассказано в данном разделе, в российском законодательстве есть еще одна целиком посвященная банковской тайне статья — подробнее о ней поговорим в следующем разделе.

    Статья 857 ГК РФ о банковской тайне

    Банковская тайна в ГК РФ упомянута в ст. 857, в п. 1 которой сказано, что банк гарантирует тайну:

  • банковского счета и вклада;
  • операций по счету;
  • сведений о клиенте.
  • П. 2 ст. 857 ГК РФ в сжатой форме отражает положения ст. 26 закона о банковской деятельности и устанавливает, что составляющие банковскую тайну сведения могут быть предоставлены:

  • самим клиентам или их представителям;
  • в бюро кредитных историй;
  • госорганам (в исключительных случаях в порядке, установленном федеральными законами).
  • Завершает ст. 857 ГК РФ абзац, закрепляющий право клиента (при разглашении банком составляющих банковскую тайну сведений) требовать от банкиров возмещения причиненных убытков.

    Как и для чего банки идентифицируют своих потенциальных клиентов, узнайте из материала «Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ».

    Последствия разглашения банковской информации в 2016-2017 годах

    Отечественное законодательство предусматривает гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за разглашение составляющих банковскую тайну сведений и некорректное обращение с информацией о клиентах банков.

    По ст. 183 УК РФ виновного в разглашении банковской тайны могут оштрафовать на сумму до 1,5 млн руб. или лишить свободы на срок до 7 лет — наказание определяется с учетом тяжести последствий от незаконного получения и разглашения банковской тайны. Указанная статья предусматривает ответственность:

  • за собирание составляющей банковскую тайну информации;
  • распространение и использование вышеуказанных сведений.
  • Отдельно выделены ситуации, когда эти же деяния совершены из корыстного интереса, с причинением серьезного ущерба или повлекли тяжкие последствия.

    Если по вине банка произойдет утечка сведений, составляющих банковскую тайну, пострадавшие в таком случае владельцы счетов и вкладчики вправе потребовать от банка возмещения причиненного ущерба (компенсацию имущественного и морального вреда) — это право предоставляет им ст. 857 ГК РФ, о которой шла речь в предыдущем разделе.

    Административная ответственность при утечке сведений, составляющих банковскую тайну, может наступить по ст. 13.14 и 13.11 КоАП:

    • по ст. 13.14 — за разглашение сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом (кроме случаев, по которым наступает уголовная ответственность), в виде штрафа от 500 до 5 000 руб., наложить который могут на физлицо, получившее доступ к банковской информации в связи с выполнением служебных обязанностей (к таким лицам относятся служащие банков, Бюро кредитных историй, правоохранительных, налоговых, таможенных и иных органов);
    • по ст. 13.11 — за нарушение законодательно определенного порядка сбора, хранения и распространения информации о клиентах банка под штраф от 500 до 10 000 руб. могут попасть любые пользователи банковской тайны, допустившие такое нарушение.
    • Понятие банковской тайны в российском законодательстве расшифровано в ГК РФ и законе «О банковской деятельности». Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть доступны только самим вкладчикам и раскрываются иным лицам в исключительных случаях по специальным запросам.

      Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

      nalog-nalog.ru

      О банковской тайне

      Право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений вытекает из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Законом устанавливаются как виды и объем сведений о банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, составляющих банковскую тайну, так и соответствующая обязанность банков, иных кредитных организаций хранить банковскую тайну, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменении (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 N 8-П).

      Что такое банковская тайна

      Правовой режим банковской тайны регламентирован положениями ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». При этом в рамках регулирования гражданско-правовых отношений в силу п. 2 ст. 3 ГК РФ положения ст. 857 ГК РФ имеют приоритет. Банковскую тайну исходя из положений ч. 2 ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Закона N 395-1, составляют сведения:

      Понятие «операция» в контексте ст. 26 Закона N 395-1 означает операции, которые осуществляются банком при исполнении своих обязательств, вытекающих из договоров банковского счета и вклада, и раскрывается ГК РФ. В частности, ст. 848 предусматривает, что банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.11.2002 N Ф04/4244-959/А46-2002).

      К операциям в смысле ст. 26 Закона N 395-1 относятся банковские операции, перечисленные в ст. 5 указанного Закона:

      — привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

      — размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

      — открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

      — осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

      — инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

      — купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

      — привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

      — выдача банковских гарантий;

      — осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

      2) о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

      Гражданское законодательство рассматривает в качестве информации о счетах и вкладах граждан сведения о наличии счета (вклада) в конкретной кредитной организации, о владельце счета, о произведенных операциях по счету. Такие сведения содержатся в первичных документах (платежные поручения и т.п.), кассовых документах, различных ведомостях, выписках со счетов. Причем в выписке из корреспондентского счета отражаются сведения в отношении всех клиентов банка за определенный период по всем операциям банка (порядковый номер операции, сальдо по счету, номер счета клиента, суммы платежа, ссылки на платежное поручение) (Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 10-О).

      Банковская тайна включает сведения о счетах любого вида и банковском вкладе, также включая сведения о вкладах любого вида (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.11.2002 N Ф04/4244-959/А46-2002);

      3) о клиенте и корреспонденте.

      В ст. 26 Закона N 395-1 говорится также о том, что все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

      Гарантами соблюдения банковской тайны являются кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов (агентство по страхованию вкладов) (ст. 26 Закона N 395-1).

      Порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну

      Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 10-О, банковская тайна служит как обеспечению условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, так и гарантированию основных прав граждан и защищаемых Конституцией Российской Федерации интересов физических и юридических лиц. Отступления от банковской тайны в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации могут допускаться только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

      Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом.

      Государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (ч. 2 ст. 857 ГК РФ). Случаи и порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, государственным органам и их должностным лицам предусмотрены ст. 26 Закона N 395-1. В данной норме установлено, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации, федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

      Сведения, составляющие банковскую тайну, предоставляются данным лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

      Рассмотрим порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, на примере налоговых органов.

      Предоставление сведений налоговым органам

      Банки обязаны выдавать налоговым органам (ст. 86 НК РФ):

      — справки о наличии счетов в банке;

      — справки об остатках денежных средств на счетах;

      — выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей).

      Справки и выписки предоставляются в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. НК РФ не предусмотрено право банка не исполнять мотивированный запрос налогового органа о предоставлении информации, указанной в п. п. 2 и 4 ст. 86 НК РФ (Письмо Минфина России от 12.01.2010 N 03-02-07/1-8). При этом, по мнению Минфина России, выраженного в Письме от 12.03.2010 N 03-02-07/1-103, надлежащей мотивировкой запроса, направляемого налоговым органом в банк, в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ является мотивировка «осуществление мероприятий налогового контроля».

      На практике правомерен вопрос о возможности получения налоговыми органами информации о движении денежных средств по счету. Правоприменительная практика арбитражных судов исходит из возможности получения налоговыми органами такой информации.

      ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 14.01.2009 N А74-996/08-Ф02-6787/08 указал следующее: «Несмотря на то что ст. 86 НК РФ не предусмотрена обязанность банка выдавать налоговым органам справки о наличии и движении денежных средств по счетам физических лиц, налоговый орган вправе получить такую информацию в порядке ст. 93.1 НК РФ».

      ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 23.01.2006 N А56-30710/2005 рассмотрел ситуацию, при которой в ходе выездной налоговой проверки налогоплательщика у обслуживающего банка налоговым органом была запрошена распечатка с расшифровкой операций по счету клиента; копия документа, на основании которого совершена дебетовая и кредитовая запись по этому счету; справка о движении денежных средств и их остатках на начало и конец операционного дня, в котором была совершена запись по счету. Суд признал правомерным привлечение банка к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ за непредставление указанных документов, отметив, что налоговый орган, запрашивая перечисленные документы, действовал в пределах своей компетенции.

      Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей). Указанная информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя) (ч. 2 ст. 86 НК РФ). По мнению Минфина России, выписки по операциям на счете организации могут быть запрошены у банка налоговым органом, проводящим камеральную налоговую проверку этой организации, и вне зависимости от вынесения в отношении такой организации решения о взыскании налога, решения о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (Письмо Минфина России от 14.12.2010 N 03-02-07/1-593).

      Форма и Порядок представления банками информации по запросам налоговых органов установлены Приказом ФНС России от 30.03.2007 N ММ-3-06/178@. Данным Приказом утверждены:

      — Порядок представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов;

      — форма справки о наличии счетов в банке у организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет);

      — форма справки об остатках денежных средств на счете (счетах) организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет);

      — форма выписки по операциям на счете организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет).

      «Финансовая газета», 2011, N 42 С.Гаврилова Ведущий юрист ООО «РосКо — Консалтинг и аудит»

      rosco.su

      Закон «О банках и банковской деятельности». Ст 26: «Банковская тайна»

      Закон » О банках и банковской деятельности РФ» устанавливает основные понятия, используемые в данной сфере, формулирует ключевые положения относительно создания и работы указанных организаций. Данный нормативный акт подвергался корректировкам, дополнялся новыми нормами с учетом современной экономической ситуации. Рассмотрим далее подробнее закон «О банках и банковской деятельности» с последними изменениями.

      Терминология

      В первую очередь следует разъяснить основные понятия, которые использует закон «О банках и банковской деятельности». Характеристика финансовых институтов приводится в ст. 1. В ней разъясняются следующие категории:

      1. Кредитная организация. Она представляет собой юрлицо, которое обладает правом выполнять банковские операции для извлечения прибыли. Получение дохода выступает для такой организации основной целью функционирования. Свою работу юрлицо осуществляет на основании лицензии ЦБ. Кредитная организация, как хозяйствующее общество, может образовываться на основе любого типа собственности.

      2. Банк. В качестве него выступает кредитная организация, наделенная исключительными правами на осуществление комплекса операций. К ним относят:

    • Привлечение денежных средств юрлиц и граждан во вклады.
    • Размещение финансовых поступлений за свой счет и от собственного имени на условиях срочности, платности, возвратности.
    • Открытие и обслуживание счетов организаций и граждан.

    Это не все операции, которые разрешает закон «О банках и банковской деятельности». Краткое содержание всех разрешенных услуг будет представлено ниже.

    Структура и правовое регулирование

    В банковскую систему РФ включаются:

  • ЦБ.
  • Кредитные организации.
  • Представительства и филиалы иностранных финансовых институтов.
  • Правовое регулирование работы организаций обеспечивают:

  • Конституция.
  • Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
  • Прочие нормативно-правовые акты ЦБ.
  • Закон «О банках и банковской деятельности» в ст. 5 устанавливает перечень действий, которые вправе совершать финансовые институты. К ним относят следующие операции:

  • Привлечение средств организаций и граждан во вклады срочные и до востребования.
  • Размещение от собственного имени и использовани своих ресурсов, указанных в предыдущем пункте финансов.
  • Открытие и обслуживание счетов организаций и физлиц.
  • Выполнение денежных переводов по поручению граждан и юрлиц, банков-корреспондентов в том числе.
  • Инкассацию векселей, денежных средств, расчетных и платежных документов, а также кассовое обслуживание клиентов.
  • Приобретение и продажу инвалюты в безналичной и наличной формах.
  • Выдачу банковских гарантий.
  • Привлечение в качестве вкладов и размещение драгметаллов.
  • Осуществление денежных переводов без открытия счета, электронных средств в том числе (кроме почтовых).
  • Закон «О банках и банковской системе» предъявляет определенные требования к субъектам, открывающим счета. В частности, индивидуальным предпринимателям и юрлицам необходимо предоставлять свидетельства о госрегистрации и постановке в налоговой службе на учет. Исключением являются органы местной и государственной власти.

    Их перечень также предусмотрен в ст. 5. Закон «О банках и банковской деятельности» допускает осуществление следующих сделок:

  1. Выдача поручительств, предусматривающих погашение обязательств в денежном виде.
  2. Доверительное управление финансами и прочим имуществом согласно договорам с юрлицами и гражданами.
  3. Получение от третьих лиц права требования исполнения денежных обязательств.
  4. Проведение операций с драгметаллами и камнями в порядке, установленном в нормативных актах.
  5. Предоставление юридическим лицам и гражданам специальных помещений либо сейфов, находящихся в них, в аренду для хранения ценностей и документов.
  6. Лизинговые операции.
  7. Предоставление информационных и консультационных услуг.

Закон «О банках и банковской деятельности» допускает осуществление иных сделок, не противоречащих нормам права. Все операции осуществляются в рублях, а при наличии специального разрешения от ЦБ – в инвалюте.

Ценные бумаги

Закон «О банках и банковской деятельности РФ» допускает производить покупку, выпуск, продажу, хранение и прочие операции бумагами, которые подтверждают привлечение финансовых средств на счета и во вклады или исполняют функции платежных документов, а также для операций с которыми необходимо специальное разрешение. Организации могут также принимать их в доверительное управление по соответствующим договорам с гражданами и юрлицами.

Закон «О банках и банковской деятельности»: учет (изменения)

Кредитной организации надлежит опубликовывать в установленные сроки информацию о своей работе. Даты информирования определяются ЦБ. В соответствии с положениями, которые включает в себя закон «О банках и банковской деятельности», учет в организациях осуществляется по общим правилам ведения бухгалтерии. Финансовые институты должны размещать:

  1. Ежеквартально – баланс и отчетность об убытках и прибыли, сведения об уровне достаточности капитала, размере резервов для покрытия сомнительных ссуд и прочих активов.
  2. Ежеквартально – бухгалтерскую документацию с заключением аудиторской компании (независимого эксперта) о достоверности сведений.

    Информирование

    Закон «О банках и банковской деятельности» (последняя редакция) обязывает кредитную организацию предоставлять по требованию гражданина или юрлица копии лицензий и других разрешений, получение которых предусматривается нормативными актами. Кроме этого, финансовый институт должен по запросу предоставлять бухгалтерские балансы за отчетный год. Закон «О банках и банковской деятельности» (с последними изменениями) устанавливает ответственность кредитных организаций за предоставление недостоверных сведений и введение заинтересованных пользователей в заблуждение.

    Отношения с субъектами

    Закон «О банках и банковской деятельности» (последняя редакция) устанавливает, что кредитная организация не отвечает по обязательствам ЦБ, как и наоборот, кроме случаев, когда последний принял их на себя. Аналогичная ситуация складывается во взаимоотношениях с государством. Исполнительные и представительные органы не имеют права вмешиваться в работу кредитных организаций. Исключение составляют ситуации, предусмотренные в нормах права.

    Учредительная документация

    У кредитной организации должны быть все те бумаги, которые предусмотрены нормативными актами для юридических лиц данного организационно-правового типа. Это предписывает рассматриваемый закон «О банках и банковской деятельности». Статья 10 определяет перечень сведений, обязательных для указания в уставе кредитной компании:

    1. Фирменное название.
    2. Сведения об организационно-правовой форме.
    3. Данные об адресе (месте расположения) административных органов и обособленных подразделений.
    4. Перечисление осуществляемых операций и сделок по ст. 5 рассматриваемого закона.
    5. Информация о величине уставного капитала.
    6. Данные о системе административных органов, исполнительных и контрольных в том числе, порядке их формирования и полномочиях.
    7. Прочие сведения, которые предусмотрены в ФЗ для уставов юрлиц данного организационно-правового типа.

      Корректировки, дополнения в документы

      Порядок их внесения также устанавливает Закон «О банках и банковской деятельности». Изменения, которые вносятся в учредительную документацию кредитной организации, должны проходить регистрацию. Бумаги, которые предусмотрены в п. 1 ст. 17 ФЗ «О госрегистрации ИП и юрлиц» и нормативных актах, предъявляются в ЦБ в установленном порядке. Последний в течение месяца с даты подачи документов принимает решение и направляет в уполномоченный орган все материалы, которые необходимы для внесения соответствующих корректировок в ЕГРЮЛ. Регистрирующая служба вносит запись на основании полученных ведений и документов в пятидневный срок. Не позднее следующего дня (рабочего) уведомление об этом отправляется в ЦБ.

      Банковская тайна

      Прямое разъяснение данного определения в нормативных актах нет. Однако в законах наличествуют перечни сведений, которые относятся к категории банковской тайны. В частности, они присутствуют в ГК и рассматриваемом нормативном акте. Однако объекты в них имеют некоторые отличия. В качестве банковской тайны, безусловно, признаются сведения, касающиеся счета и вклада. В соответствии со ст. 857 ГК, данные о клиенте также относятся к этой категории. Однако закон «О банках и банковской деятельности» это положение не предусматривает. Но в нормативном документе есть указание на то, что к тайне могут быть отнесены другие сведения, если это не запрещается в ФЗ (ст. 26). За разглашения такого рода информации предусматривается ответственность для кредитной организации. Клиент также может потребовать возмещения ущерба, причиненного такими действиями.

      businessman.ru

      Статья «О банковской тайне» ФЗ 395-1

      Кредитная организация — юридическое лицо, которое создано с целью извлечения прибыли. Она обладает специальным разрешением Центрального банка РФ, благодаря которому у нее есть возможность осуществлять различные банковские транзакции. Кредитная организация создается на основе формы собственности в виде хозяйственного общества.

      Банк — это вид кредитной организации, которая может осуществлять определенные банковские операции:

    8. Привлекать денежные вклады физических и юридических лиц;
    9. Передавать денежные средства в банковские ячейки от своего имени;
    10. Переводить денежные средства на условиях платности, возвратности, срочности.

      Если банк обладает универсальной лицензией, он может проводить банковские операции, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона.

      Если у банка есть разрешение в виде базовой лицензии, он с ограничениями может проводить банковские тайные транзакции, которые перечислены в статье 5 настоящего Федерального закона. Ограничения представлены в статье 5.1 настоящего Федерального законодательства.

      Банк или кредитная организация гарантирует каждому клиенту тайность информации о проведенных транзакциях и наличии счетов. Сотрудники банковской организации обязаны хранить тайну о счетах, операциях и вкладах корреспондентов и клиентов. Более подробная информация об этом представлена в статье 26.

      Статья 26 «Банковская тайна»

      Статья 26 гласит о том, что за разглашение банковской тайны некоторые лица несут ответственность. К методам ответственности относится и возмещение нанесенного ущерба, положения о котором предусматривает настоящий Федеральный закон.

      Операторы (сотрудники банка) не могут раскрывать тайную информацию третьим лицам. Речь идет о транзакциях по счетам участников — клиентов и их платежных систем. Но существуют исключения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Сведения могут быть переданы организации для формирования кредитной истории в порядке условий, которые предусматриваются договором в соответствии с Федеральными законами «О кредитных историях» и «банковских тайнах».

      Должностные или руководящие лица, список которых определяется Президентом Российской Федерации, не могут передавать третьим лицам тайную информацию об операциях, о вкладах и счетах физических лиц.

      Данные и документы о проведении тайных транзакций, открытии и ведении счетов передаются в орган валютного рынка, налоговые и таможенные органы. В этом случае они выступают в виде агентов валютного контроля. Объем и порядок валютного перечисления указан в Федеральном законе.

      Органам валютного контроля запрещается раскрывать полученную от кредитных организаций информацию третьим лицам. Однако существуют исключения, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

      Кто согласно закону может получить информацию по операциям и счетам?

      Тайная информация в письменном виде о проведенных транзакциях предпринимателей и юридических лиц может предоставляться:

    11. Им самим;
    12. Арбитражным судам;
    13. Налоговым органам;
    14. Счетной палате РФ;
    15. Пенсионному фонду РФ;
    16. Фонду социального страхования РФ;
    17. Должностным лицам и другим органам в ситуациях, которые предусмотрены законодательными актами об их деятельности.

      Тайная информация по счетам и вкладам физических лиц может быть представлена:

    18. Органам принудительного исполнения судебных актов;
    19. Судам;
    20. Организациям, которые осуществляют процедуру по обязательному страхованию вкладов;
    21. Органам предварительного следствия.

      Наказание за разглашение банковской тайны

      Если банковская тайна разглашается третьим лицам, то должностные граждане несут ответственность в виде наказания, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

      ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» не может разглашать информацию третьим лицам, если данные относятся к статусу «банковская тайна». Если ООО передаст информацию третьим лицам, то сотрудники компании понесут ответственность за нанесенный ущерб.

      Если третьи лица заполучили информацию, которая является банковской тайной при помощи похищения, угроз или подкупа, накладывается штраф. Его сумма — 500 тысяч рублей или сумма заработных плат за 12 месяцев или исправительные работы на срок до одного года. В виде наказания предусматривается и лишение свободы сроком на 24 месяца.

      Если тайно полученная информация используется без согласия владельца, предусматривается штраф в размере — до одного миллиона рублей или сумма заработной платы за 24 месяца. Дополнительно сотрудник не сможет занимать определенные должности сроком до трех лет или лишается свободы на аналогичный срок.

      Если подобные действия были совершены по корыстным мотивам и они причинили организации крупный ущерб, размер штрафа составит 1,5 миллиона рублей с лишением права занимать некоторые должности или заниматься работой сроком до трех лет. Альтернативой служит наказание в виде исправительных работ сроком до пяти лет или лишение свободы на аналогичный срок.

      Скачать ФЗ «О банках и банковской деятельности»

      Кредитная организация работает по собственным нормативным актам. Со стороны государства обязательства на банк не действуют, ровно как и наоборот. Органы исполнительной и законодательной власти не могут вмешиваться в работу кредитных организаций. Но настоящий Федеральный закон предусматривает исключения в работе данной системы.

      В соответствии с заключенным между кредитной организацией и государственным учреждением договором «О банковской тайне» она может выполнять определенные поручения Правительства РФ или органов исполнительной власти. В список поручений входит осуществление тайных операций с использованием средств федерального бюджета или местных бюджетов. Кредитная организация должна вести контроль над целевым использованием бюджетных средств. Подобные денежные средства выделяются региональными и федеральными программами. Заключенный между сторонами контракт должен содержать взаимные обязательства с двух сторон и предусматривать ответственность в случае их невыполнения или разглашения тайной информации.

      Хотите скачать Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» с внесенными в последнюю редакцию изменениями и дополнениями? Перейдите по ссылке.

      210fz.ru