Ст20 закон о банках и банковской деятельности

Закон о банковской деятельности в РФ

Банковскую деятельность на территории Российской Федерации регламентируют несколько правовых актов. Основным из них является Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” под номером 395-1. Вместе с ним функции финансовых учреждений регулируются сопутствующими положениями, федеральными законами, а также отдельными инструкциями.

ФЗ, регулирующие банковскую деятельность

Перечень основных законодательных актов, регулирующих деятельность финансовых учреждений, выглядит следующим образом:

  • ФЗ 395-1 “О банках и банковской деятельности” — принят в декабре 1990 года, является основным регулирующим документом, определяет главные понятия и термины, уставной капитал, порядок регистрации и лицензирования;
  • ФЗ 86 “О Центральном банке Российской Федерации” — принят в 2002 году, регламентирует деятельность главного финансового учреждения страны, определяет денежную единицу России, предписывает контролирующие функции, инструменты и методы;
  • И-153 — инструкция ЦБ РФ об открытии и закрытии банковских счетов, утверждена в 2014, закон предписывает порядок действий и список необходимых документов;
  • ФЗ 161 “О национальной платежной системе” — принят в 2011, определяет правовую основу для осуществления платежных услуг и переводов, на его основании в 2012 разработано Положение 383 о правилах перевода денежных средств;
  • И-139 — инструкция ЦБ РФ “Об обязательных нормативах банков”, утверждена в 2012, регулирует методику расчета обязательных банковских нормативов.
  • Кроме указанных положений действуют и узконаправленные законы и правовые акты, регулирующие отдельные аспекты банковской деятельности. Все документы активно дорабатываются в соответствии с актуальными нормами законодательства.

    Дальнейшее рассмотрение статьи коснется ФЗ 395-1. Краткое содержание Федерального закона “О банках и банковской деятельности” можно рассмотреть по главам:

  • общие положения, регулирующие основные понятия, определения, главные аспекты деятельности финансовых учреждений;
  • порядок регистрации и лицензирования финансовых учреждений;
  • меры по обеспечению стабильности банковской системы, защита прав вкладчиков и кредиторов;
  • регулирование законом отношений между кредитными организациями и процедура обслуживания клиентов;
  • регламент сберегательного дела;
  • бухгалтерский учет, система отчетности.
  • Последние изменения в Федеральный закон 395-1 “О банках и банковской деятельности” были внесены рядом поправок в 2017 году.

    Скачать Федеральный закон 395-1 “О банках и банковской деятельности” можно по ссылке. Текст представлен в последней редакции закона, с последними изменениями за 18 июня 2017. Приведенный для скачивания закон будет полезен как для работников финансового учреждения и его клиентов, так и для юристов, изучающих данную область законодательства.

    Последние изменения в 395-1-ФЗ

    Последние изменения в Федеральный закон 395-1 “О банках и банковской деятельности” были введены 18 июня 2017. Кроме них поправки в этом же году были внесены 28 марта и 1 мая. Все они затронули следующие статьи закона:

  • ст 1 ФЗ 395-1 дополнилась частями 3 и 4 об универсальной и базовой лицензии, существующую уже третью и четвертую часть предписывается считать соответственно пятой и шестой;
  • была введена статья 5.1 об особенностях осуществления сделок при базовой лицензии;
  • в статье 8 Закона о деятельности кредитных организаций была изменена формулировка пунктов 1 и 2 первой части и часть 13, также были добавлены части 14 и 15 о базовой лицензии кредитной организации и особенности раскрытия информации;
  • во второй части ст 10 ФЗ 395-1 изменена редакция пунктов 1 и 3, второй пункт утратил силу;
  • изменилась редакция части 2 статьи 11;
  • статья 11.1 Закона о деятельности финансовых учреждений была дополнена частью 11 о полномочиях единоличного исполнительного органа банка, а также о возможности неприменения частей 6 и 7;
  • ст 11.1-2 Федерального закона 395-1 была дополнена пятой частью о возможности не назначать руководителя службы внутреннего контроля при базовой лицензии;
  • была полностью изменена редакция статьи 11.2 о минимальном размере капитала финансовой организации;
  • введена статья 11.4 о порядке смены типа лицензии с универсальной на базовую и обратно;
  • в статью 13 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” введена часть 2 об установлении Банком России формы лицензий, части 2-10 теперь считаются частями 3-11, добавлена часть 12 о возможности перейти обратно на универсальную лицензию после ее смены на базовую;
  • в шестом абзаце пункта 1 части 1 статьи 16 были исключены слова «от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ» и «(далее — Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)«)»;
  • в ст 20 ФЗ “О банках и банковской деятельности” внесены коррективы в формулировку, полностью изменена редакция пунктов 5-12, пункт 13 утратил силу;
  • пятая часть статьи 22 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” была дополнена предложением о публикации сведений о местонахождении главного офиса и филиалов на официальных сайтах;
  • в ст 23 ФЗ 395-1 были добавлены части 9-12 о получении кредитной организацией статуса микрофинансовой компании, части 9-13 считаются частями 13-17;
  • в статье 23 Закона “О банках и банковской деятельности” часть 16 полностью изменила свою редакцию;
  • введена статья 23.6 о получении микрофинансовой компанией статуса кредитной организации с базовой лицензией или небанковской кредитной организации;
  • статья 24 Федерального закона 395-1 дополнилась частью 5 о деятельности учреждения с базовой лицензией на рынке ценных бумаг, части 5-15 считаются теперь частями 6-16;
  • в четвертой и пятой частях статьи 25.1 были скорректированы формулировки согласно общим изменениям законодательства;
  • статья 26 ФЗ 395-1 дополнилась частями 41 и 42 о разглашении ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» банковской тайны третьим лицам;
  • изменена редакция части 1 и 2 статьи 35;
  • в ст 36 Федерального закона 395-1 скорректированы формулировки некоторых положений.
  • Отдельно следует учитывать ст 27 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”. Ее положения регламентируют наложение ареста и взыскания на средства кредитной организации. Последние изменения статьи 27 производились в 2011 году — были скорректированы формулировки отдельных частей.

    Изменения для коммерческих банков

    При анализе банковской деятельности нельзя не затронуть вопрос о сокращении количества банков за последние 10 лет. Такие изменения призваны урегулировать рынок финансовых услуг. Преимуществами сокращения количества коммерческих организаций можно выделить следующие аспекты:

    • качественное улучшение активов компаний и оказываемых услуг;
    • повышение надежности вкладов;
    • усиление конкуренции.
    • Основным отрицательным аспектом сокращения выделяют затраты на возмещение убытков вкладчикам. Учитываются также и потери юридических лиц, вкладывающих средства в развитие коммерческих учреждений. Немаловажным аспектом является и создание нестабильности в банковской среде для юридических и физических лиц.

      Закон “О банках и банковской деятельности” редактируется в соответствии с текущими изменениями. Приоритет ставится именно на повышение качества услуг и создании стабильной финансовой системы.

      Эксперты ожидают сокращение количества коммерческих банков до 500. Указывается при этом, что наиболее оптимальный для страны вариант — не больше ста банковских учреждений. На начало 2017 года действующих банков насчитывалось 623.

      210fz.ru

      ПОСЛЕ ОТЗЫВА ЛИЦЕНЗИИ.

      Б. ВАШКОВ
      Б. Вашков, юрист.
      В связи с тем, что после отзыва лицензии банк остается юридическим лицом, вправе ли он предъявить иск к должнику по ранее выданному кредиту?
      Основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций определены в ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (далее — Закона о банках). При наличии оснований, предусмотренных в ст. 20 вышеназванного Закона, Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций. При этом отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, кроме предусмотренных в ст. 20 данного Закона, не допускается.
      Решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций оформляется Приказом Банка России (Положение ЦБ РФ «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в РФ» от 2 апреля 1996 г. N 264) (далее — Положение).
      Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.
      Следует иметь в виду, что издание Приказа Банка России об отзыве лицензии не является решением о ликвидации кредитной организации как юридического лица, поскольку ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
      В соответствии с п. 4 Положения и абз. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ «О применении арбитражными судами ареста денежных средств кредитных организаций в качестве меры по обеспечению иска» от 25 февраля 1998 г. N 31 после издания Приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии она не вправе совершать банковские операции, предусмотренные лицензией, за исключением операций, указанных в п. п. 5, 6 и 8 Положения. В частности, пп. «а» п. 5 Положения установлено, что кредитная организация вправе осуществлять взыскание и получение в безналичной и наличной денежной форме дебиторской задолженности, включая возврат заемщиками ранее выданных кредитов, а также неустоек, пеней и штрафов.
      Необходимо иметь в виду, что после отзыва лицензии по основаниям, установленным в п. п. 1 — 5, 7 ст. 20 Закона о банках, участниками кредитной организации должно быть принято решение о ее ликвидации. Это означает, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ основными задачами ликвидационной комиссии является выявление кредиторов, получение дебиторской задолженности, а также письменное уведомление кредиторов о ликвидации юридического лица.
      Если в течение одного месяца с даты отзыва лицензии в кредитной организации не создана ликвидационная комиссия, то территориальное учреждение Банка России на основании ст. 23.1 Закона о банках вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации этой кредитной организации независимо от ее финансового состояния.
      При выявлении у кредитной организации после отзыва лицензии признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных действующим законодательством, ее ликвидация может быть осуществлена только в соответствии со ст. 65 ГК РФ.
      Если основанием для отзыва лицензии стала неспособность кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения (п. 6 ст. 20 Закона о банках), то арбитражным судом на основании заявления лиц, указанных в ст. 35 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ (далее — Закона о банкротстве кредитных организаций), должно быть возбуждено дело о банкротстве.
      В этом случае арбитражный суд при принятии решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства назначает конкурсного управляющего, которым может быть физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, имеющее лицензию и квалификационный аттестат. С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе и по возврату кредитов. Органы управления должника отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника (ст. ст. 98, 101 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ (далее — Закона о банкротстве).
      Применение к процедуре банкротства кредитных организаций положений Закона о банкротстве предусмотрено ст. 35 Закона о банкротстве кредитных организаций.
      Следует отметить, что мы не рассматривали ситуацию, когда прекращение деятельности кредитной организации основано на решении ее учредителей (участников), то есть в добровольном порядке. Поскольку в этом случае Банк России на основании ходатайства кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций.
      Таким образом, банк вправе после отзыва лицензии предъявить иск к должнику по ранее выданному кредиту. При этом следует иметь в виду, что с момента назначения ликвидационной комиссии полномочия по получению дебиторской задолженности переходят к ней. А с момента открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего полномочия по возврату имущества должника (банка) переходят к конкурсному управляющему.
      ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.12.1990 N 395-1
      «О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
      «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
      от 30.11.1994 N 51-ФЗ
      (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.1998 N 6-ФЗ
      «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»
      (принят ГД ФС РФ 10.12.1997)
      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.02.1999 N 40-ФЗ
      «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
      (принят ГД ФС РФ 18.09.1998)
      «ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТЗЫВЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ
      У КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
      (утв. ЦБ РФ 02.04.1996 N 264)
      ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Президиума ВАС РФ от 25.02.1998 N 31
      «О ПРИМЕНЕНИИ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ АРЕСТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
      КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КАЧЕСТВЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСКА»
      Бизнес-адвокат, N 20, 1999

      www.lawmix.ru

      Изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» 395-1-ФЗ в 2016 году

      В связи с массовыми отзывами лицензий на осуществление банковской деятельности у многих банков РФ были внесены в Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках) положения, «ужесточающие условия существования» кредитных организаций.

      Изменения, вступившие в силу с 01.01.2016

      Срок раскрытия головной кредитной организацией банковской группы промежуточной консолидированной финансовой отчетности, информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом изменён: теперь организация раскрывает указанную информацию ежеквартально, а не один раз в полгода (пункт 2 части четвертой статьи 8 Закона о банках).

      Кроме того, на данную организацию и кредитную организацию возложены обязанности по раскрытию информации, указанной в части тринадцатой указанной статьи Закона о банках, неограниченному кругу лиц на официальных сайтах в сети «Интернет».

      Изменения, вступившие в силу с 09.02.2016

      В связи с внесением поправок в Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на кредитную организацию возложены новые обязанности по получению и рассмотрению поступивших от избирательных комиссий запросов о предоставлении следующих сведений в указанных в части шестой ст. 9 Закона о банках целях:

    • о счетах, вкладах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности;
    • о счетах, вкладах супругов и несовершеннолетних детей этих кандидатов.

    В случае нарушения требований, предусмотренных данной частью, кредитная организация и её должностные лица несут ответственность в соответствии с КоАП РФ.

    Соответствующие изменения внесены и в ст. 26 (о банковской тайне) Закона о банках.

    Изменения, вступившие в силу с 16.04.2016

    На единоличный исполнительный орган кредитной организации возложены обязанности по передаче не только имущества и документов при освобождении от должности, но и баз данных на электронных носителях. Кроме того, он обязан обеспечить сохранность этих баз (часть двенадцатая ст. 24 Закона о банках).

    Определены случаи, в которых Банк России в обязательном порядке направляет в кредитную организацию требование о создании и передаче на хранение ему резервных копий баз данных, предусмотренных ст. 40.1 Закона о банках, а также случаи, в которых он имеет право направить указанное требование.

    Изменения, вступающие в силу с 01.07.2016

    Изменён минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации (за исключением вновь регистрируемого центрального контрагента). Независимо от того, какой вид лицензии на осуществление банковских операций хочет получить такая организация, минимальный размер уставного капитала для неё устанавливается в размере 90 миллионов рублей (ст. 11 Закона о банках).

    Перечень случаев, в которых Банк России отзывает лицензию на осуществление банковских операций, расширен в части, касающейся небанковской кредитной организации (ст. 20 Закона о банках).

    dogovor-urist.ru

    Статья 20. Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций

    Статья 20. Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций

    Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

    1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;

    2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;

    3) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;

    4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);

    5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;

    6) неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

    6.1) неоднократного в течение одного года нарушения требований, предусмотренных статьями 6, 7 (за исключением пункта 3 статьи 7), 7.2 и 7.3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и (или) неоднократного в течение одного года нарушения требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом;

    7) неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;

    8) наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного параграфом 4.1 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом;

    9) неоднократного непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях;

    10) неисполнение кредитной организацией, являющейся управляющим ипотечным покрытием, требований Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, а также неустранение нарушений в установленные сроки, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

    11) неоднократного нарушения в течение одного года требований Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом.

    Банк России обязан, за исключением случаев, установленных федеральными законами, отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

    1) если значение всех нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации становится ниже двух процентов.

    Если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда в соответствии с настоящей статьей у кредитной организации должна быть отозвана указанная лицензия, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала кредитных организаций, в целях настоящей статьи применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной организации достигает максимального значения;

    2) если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации. Указанное основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций не применяется к кредитным организациям в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций;

    3) если кредитная организация не исполняет в срок, установленный параграфом 4.1 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

    4) если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

    5) если у банка с универсальной лицензией на 1 января 2018 года размер собственных средств (капитала) не соответствует требованиям, установленным частью первой статьи 11.2 настоящего Федерального закона на соответствующую дату, отсутствуют основания, установленные частью четвертой статьи 11.2 настоящего Федерального закона для продолжения своей деятельности в качестве банка с универсальной лицензией, и такой банк не получил до 1 января 2019 года в установленном Банком России порядке статус банка с базовой лицензией, или не изменил свой статус на статус небанковской кредитной организации, или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;

    6) если банк с универсальной лицензией после 1 января 2019 года в течение четырех месяцев подряд допустил снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью первой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, за исключением его снижения вследствие изменения Банком России методики определения размера собственных средств (капитала) банка с универсальной лицензией, и в течение шести месяцев с даты истечения указанного периода не получил в установленном Банком России порядке статус банка с базовой лицензией, или не изменил свой статус на статус небанковской кредитной организации, или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;

    7) если банк с базовой лицензией после 1 января 2018 года в течение четырех месяцев подряд допустил снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью первой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, за исключением его снижения вследствие изменения Банком России методики определения размера собственных средств (капитала) банка с базовой лицензией, и в течение шести месяцев с даты истечения указанного периода не изменил в установленном Банком России порядке свой статус на статус небанковской кредитной организации или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;

    8) если банк с универсальной лицензией не выполнил требование, предусмотренное частью седьмой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, и в установленный частью девятой статьи 11.2 настоящего Федерального закона срок не получил в установленном Банком России порядке статус банка с базовой лицензией, или не изменил свой статус на статус небанковской кредитной организации, или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;

    9) если банк с базовой лицензией не выполнил требование, предусмотренное частью восьмой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, и в установленный частью десятой статьи 11.2 настоящего Федерального закона срок не изменил в установленном Банком России порядке свой статус на статус небанковской кредитной организации или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;

    10) если небанковская кредитная организация, размер собственных средств (капитала) которой на 1 июля 2016 года составил 90 миллионов рублей или более, или небанковская кредитная организация, созданная после 1 июля 2016 года, в течение четырех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью тринадцатой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, за исключением его снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), установленной Банком России;

    11) если небанковская кредитная организация, размер собственных средств (капитала) которой на 1 июля 2016 года составил менее 90 миллионов рублей, в течение четырех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) (за исключением его снижения вследствие применения измененной методики определения размера собственных средств (капитала), установленной Банком России) ниже размера собственных средств (капитала), имевшихся у нее на 1 июля 2016 года;

    12) если небанковская кредитная организация не выполнила требования, установленные частями пятнадцатой и шестнадцатой статьи 11.2 настоящего Федерального закона;

    13) утратил силу. — Федеральный закон от 01.05.2017 N 92-ФЗ.

    14) в случае прекращения либо утраты небанковской кредитной организацией — центральным контрагентом статуса центрального контрагента.

    В случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения органами Банка России, ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации.

    Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

    Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в «Вестнике Банка России». Обжалование указанного решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают действия указанного решения Банка России.

    Сообщение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном издании Банка России «Вестник Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

    После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями статьи 23.1 настоящего Федерального закона, а в случае признания ее банкротом — в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

    После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России:

    не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указанной лицензии, назначает в кредитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями параграфом 4.1 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;

    совершает действия, предусмотренные статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

    С момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций:

    1) считается наступившим срок исполнения обязательств кредитной организации, возникших до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено Федеральным законом. При этом размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей кредитной организации, выраженных в иностранной валюте, определяется в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций или на день, определенный Федеральным законом, либо в установленном им порядке;

    2) прекращается начисление предусмотренных федеральным законом или договором процентов и финансовых санкций по всем видам задолженности кредитной организации, за исключением финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией своих текущих обязательств;

    3) приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях, не допускается принудительное исполнение иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим обязательствам кредитной организации;

    4) если иное не предусмотрено федеральным законом, до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) или о ликвидации кредитной организации запрещается:

    совершение сделок с имуществом кредитной организации, в том числе исполнение кредитной организацией обязательств, за исключением сделок, связанных с текущими обязательствами кредитной организации, определяемыми в соответствии с настоящей статьей;

    исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, возникшей до дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;

    прекращение обязательств перед кредитной организацией путем зачета встречных однородных требований;

    5) прекращаются прием и осуществление по корреспондентским счетам кредитной организации платежей на счета клиентов кредитной организации (физических и юридических лиц). Кредитные организации и учреждения Банка России осуществляют возврат платежей, поступающих после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций в пользу клиентов кредитной организации, на счета плательщиков в банках-отправителях;

    6) кредитная организация осуществляет возврат клиентам кредитной организации их ценных бумаг и иного имущества, принятых и (или) приобретенных кредитной организацией за их счет по договорам хранения, договорам доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании.

    Под текущими обязательствами кредитной организации понимаются:

    1) обязательства по оплате расходов, связанных с продолжением осуществления деятельности кредитной организации (в том числе коммунальных, арендных и эксплуатационных платежей, расходов на услуги связи, обеспечение сохранности имущества), расходов на выполнение функций назначенной Банком России временной администрации по управлению кредитной организацией, оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и настоящей статьей, а также иных расходов, связанных с ликвидацией кредитной организации после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций;

    2) обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие со дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций;

    3) обязательства по перечислению денежных сумм, удержанных из заработной платы (алиментов, налога на доходы физических лиц, профсоюзных и страховых взносов и иных возложенных на работодателя в соответствии с федеральными законами платежей), выплачиваемой работникам кредитной организации в соответствии с федеральными законами.

    Требования работников кредитной организации о выплате выходных пособий, компенсаций и иных выплат, размер которых установлен соответствующим трудовым договором, в случае его прекращения в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым законодательством, не относятся к числу текущих обязательств.

    Оплата расходов, связанных с исполнением текущих обязательств кредитной организации, производится назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией на основании сметы расходов, утверждаемой Банком России.

    В период после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций и до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) или о ее ликвидации кредитная организация имеет право:

    1) взыскивать и получать задолженность, в том числе по ранее выданным кредитам, осуществлять возврат авансовых платежей, ранее осуществленных кредитной организацией, получать средства от погашения ценных бумаг и доходы по ценным бумагам, принадлежащим кредитной организации на праве собственности;

    2) осуществлять возврат имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц;

    3) получать доходы от ранее проведенных банковских операций и заключенных сделок, а также от операций, связанных с профессиональной деятельностью данной кредитной организации на рынке ценных бумаг;

    4) осуществлять по согласованию с Банком России возврат денежных средств, ошибочно зачисленных на корреспондентский счет или корреспондентский субсчет кредитной организации. Порядок согласования возврата ошибочно зачисленных денежных средств устанавливается нормативными актами Банка России;

    5) утратил силу. — Федеральный закон от 28.07.2012 N 144-ФЗ;

    6) осуществлять иные действия по выполнению функций назначенной Банком России временной администрации по управлению кредитной организацией, предусмотренные параграфом 4.1 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России;

    7) определять размер денежных обязательств перед клиринговой организацией, участниками клиринга и (или) размер требований к клиринговой организации, участникам клиринга, возникающих из финансовых договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора), которое соответствует примерным условиям договоров, предусмотренных статьей 51.5 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», и (или) заключенных на условиях правил организованных торгов, и (или) заключенных на условиях правил клиринга, прекращать обязательства путем зачета, неттинга в соответствии с федеральным законом о клиринговой деятельности и законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

    8) передавать права (требования) и (или) переводить долг по допущенным к клирингу обязательствам, возникшим из договоров, заключенных кредитной организацией за счет клиента (клиентов), а также осуществлять передачу имущества, являющегося предметом обеспечения исполнения таких обязательств, в случаях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» и правилами клиринга.

    Судебная практика и законодательство — ФЗ о банках и банковской деятельности. Статья 20. Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций

    В соответствии с частью 9 статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», а также пунктом 1.1 Указания Банка России от 05.07.2007 N 1853-У «Об особенностях осуществления кредитной организацией расчетных операций после отзыва лицензии на осуществление банковских операций и о счетах, используемых конкурсным управляющим (ликвидатором, ликвидационной комиссией)» со дня отзыва у кредитной организации лицензии последняя прекращает операции по корреспондентским счетам за исключением исполнения текущих платежей. С момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций считается наступившим срок исполнения ее обязательств, возникших до дня отзыва лицензии.

    Согласно части 9 статьи 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указанной лицензии, назначает в кредитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями параграфа 4.1 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; совершает действия, предусмотренные статьей 23.1 этого же федерального закона (принудительная ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России).

    Согласно части 9 статьи 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указанной лицензии, назначает в кредитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями параграфа 4.1 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; совершает действия, предусмотренные статьей 23.1 этого же Федерального закона (принудительная ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России).

    11.1. Со дня отзыва у банка или иной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций исполнительные документы об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на его счетах в таком банке или такой кредитной организации, подлежат исполнению с учетом положений Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    2. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, прекращают действовать все ограничения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, являющиеся последствиями открытия конкурсного производства. Прекращение производства по делу о банкротстве не влечет прекращения действия последствий отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

    «за исключением отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным пунктами 5 — 8 части второй статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в случаях, если руководитель предпринял все необходимые действия, предусмотренные федеральными законами и нормативными актами Банка России, для защиты интересов кредиторов и вкладчиков, включая обеспечение активов, достаточных для расчетов с кредиторами в полном объеме и достоверно отраженных в отчетности».

    2. Наличие оснований для отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных пунктами 7 и 8 части второй статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», должно подтверждаться расчетом соответствующих показателей, включенных в расчет собственных средств (капитала), на основании данных банка по форме отчетности 0409134 на каждый из 12 месяцев, в течение которых было допущено снижение их величины, с указанием влияния изменения методики определения размера собственных средств (капитала) на допущенное снижение размера собственных средств (капитала) или иной документарно подтвержденной информацией, полученной в ходе дистанционного надзора и (или) выявленной при проведении проверки банка (его филиала). Влияние изменения методики на размер собственных средств (капитала) определяется на первую отчетную дату после вступления в силу нормативного акта, устанавливающего методику определения размера собственных средств (капитала).

    1.5. Обязательства кредитной организации в иностранной валюте в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» учитываются в рублях по курсу Банка России, действовавшему на дату отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. С даты отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций прекращается переоценка обязательств кредитной организации в иностранной валюте.

    В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

    Арбитражным судом города Москвы приостановлено производство по ходатайству гражданки Т.В. Ломакиной о возврате ей вклада в иностранной валюте в связи с обращением в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

    Недопустимо открытие филиалов в помещениях, принадлежащих на праве собственности (аренды) кредитным организациям, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, когда такое помещение передается кредитной организации, открывающей филиал, после отзыва лицензии, так как сделки по передаче недвижимого имущества не относятся к числу сделок, которые разрешено совершать кредитной организации после отзыва у нее лицензии и до момента создания ликвидационной комиссии или назначения арбитражным судом конкурсного управляющего (пункт 4 части 4 статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

    Исполнение исполнительных документов, предъявленных к корреспондентскому счету кредитной организации или к расчетному счету клиента кредитной организации, по судебным решениям, вступившим в законную силу до момента отзыва у кредитной организации лицензии, за исключением исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, приостанавливается в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» до принятия решения о ликвидации кредитной организации. При этом судебный пристав — исполнитель не предпринимает к территориальному учреждению Банка России, где открыт корреспондентский счет данной кредитной организации, мер по применению санкций за неисполнение исполнительных документов.

    В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 31.07.98 N 151-ФЗ) с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом конкурсного управляющего запрещается заключение сделок кредитными организациями и исполнение обязательств по сделкам кредитной организации.

    legalacts.ru