Сперанский своды законов

10. 8. Правила М. М. Сперанского по составлению Свода законов Российской империи Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Иванов Василий Сергеевич

в данной статье рассматриваются концепция систематизации законодательства , предложенная М.М. Сперанским . Автором приводится проведенный М.М. Сперанским исторический анализ сложившихся в зарубежной практике сводов законов и основанный на проведенном анализе вывод о наиболее оптимальной форме и сущности готовящегося Свода законов Российской Империи . В статье рассматривается разработка М.М. Сперанским правил составления Свода законов, выработанных им на основе трудов английского философа и юриста Френсиса Бэкона , прослеживается взаимосвязь афоризмов Бэкона, изложенных им в своей работе «О достоинстве и преумножении наук» и основанных на них правилах Сперанского.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Иванов Василий Сергеевич,

M.M. Speransky’s rules for compilation of the Code of Laws of the Russian Empire

in this article the author considered M.M. Speransky ‘s conception of systematization of Russia legislation. The author described the Speransky’s historical analysis of the types of codes of laws and his conclusion about the most appropriate form and essence of the future Code of Laws of the Russian Empire. In the article the author analyzed the development of the rules for the creation of Code of Laws, witch have been worked out on the basis of Francis Bacon’s De Dignitate et Augmentis Scientiarum, and the connection between Bacon’s aphorisms and Speransky’s rules.

Текст научной работы на тему «10. 8. Правила М. М. Сперанского по составлению Свода законов Российской империи»

10.8. ПРАВИЛА М.М. СПЕРАНСКОГО ПО СОСТАВЛЕНИЮ СВОДА ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Иванов Василий Сергеевич, аспирант. Место учебы: Университет Российской Академии Образования.

Место работы: ОАО «Международный банк Санкт-Петербурга», Московский филиал. Должность: главный юрисконсульт. Е-mail: vyva1985@gmail.com

Аннотация: в данной статье рассматриваются концепция систематизации законодательства, предложенная М.М. Сперанским. Автором приводится проведенный М. М. Сперанским исторический анализ сложившихся в зарубежной практике сводов законов и основанный на проведенном анализе вывод о наиболее оптимальной форме и сущности готовящегося Свода законов Российской Империи. В статье рассматривается разработка М. М. Сперанским правил составления Свода законов, выработанных им на основе трудов английского философа и юриста Френсиса Бэкона, прослеживается взаимосвязь афоризмов Бэкона, изложенных им в своей работе «О достоинстве и преумножении наук» и основанных на них правилах Сперанского.

Ключевые слова: свод законов Российской империи, М.М. Сперанский, систематизация законодательства, Френсис Бэкон, Систематизация российского законодательства

MM SPERANSKY’S RULES FOR COMPILATION OF THE CODE OF LAWS OF THE RUSSIAN EMPIRE

Ivanov Vasilyi Segreevich, post-graduate student. Place of study: University of The Russian Academy of Education. Е-mail: vyva1985@gmail.com

Annotation: in this article the author considered M.M. Speransky’s conception of systematization of Russia legislation. The author described the Speransky’s historical analysis of the types of codes of laws and his conclusion about the most appropriate form and essence of the future Code of Laws of the Russian Empire. In the article the author analyzed the development of the rules for the creation of Code of Laws, witch have been worked out on the basis of Francis Bacon’s “De Dignitate et Augments Scien-tiarum”, and the connection between Bacon’s aphorisms and Speransky’s rules.

Keywords: Code of Laws of the Russian Empire, M.M. Speransky, Systematization of Russia legislation, Francis Bacon, Systematization of Russia legislation.

В период с XVII по XIX век вопрос систематизации российского законодательства поднимался неоднократно, для чего было создано несколько комиссий, однако их работа не увенчивались успехом. Многообразие, разрозненность и неизвестность законов в отсутствии их систематизации, затрудняли порядок и точность их применения и делали практически невозможным научное изучение законодательной системы России. В 1826 Михаилом Михайловичем Сперанском по поручению Николая I была разработана программа систематизации законодательства, состоявшая их трех частей: подготовки свода законов, составление уложения и написание учебных пособий.

Свод («digeste») по определению Сперанского — упорядоченную совокупность законов. В зависимости от основания классификации свод мог быть хронологическим и азбучным.

Уложение («code») — это систематическое изложение законов по их предметам регулирования таким образом, “чтобы 1) законы общие предшествовали частным, и предыдущие всегда приуготовляли бы точный смысл и разумение последующих; 2) чтоб все законы по своду недостающие, дополнены были в уложении и обнимали бы сколь можно более случаев, не исходя однако же к весьма редким и чрезвычайным подроб-ностям”1

Учебное пособие («institutes») — “то же самое уложение, более методическое и приспособленное к учебному преподаванию в училищах.

Данная программа послужили основанием для принятия Николаем I решения о создании II отделения в составе Собственной Е.И.В. Канцелярии и начале разработки Полного собрания и Свода законов Российского империи.

Одной из основных задач, стоявших перед Сперанским в рамках подготовки проекта Свода законов Российской империи, было определение наиболее подходящего для систематизации российского законодательства “существа самого свода” и разработка принципов и приемов юридической техники, необходимых для его составления. В пояснительной записке к Своду законов — “Обозрении исторических сведений о Своде законов” 1833 года, Сперанский, анализируя имеющиеся в отечественной и зарубежной юридической практике своды законов, разделяет их на шесть основных видов: ”Свод посредством выписок”, “Своды учебные или ученые”, “Ручные книги или сборники”, “Своды в виде указателей”, “Сводное уложение” и “Свод Юстинианов”.

1) “Свод посредством выписок” — простейшая форма систематизации. Согласно Сперанскому, для составления подобного свода готовились выписки по одному и тому же предмету, не имеющие связи друг с другом. Сперанский разделял частные и общие выписки. В качестве примера частных выписок он приводил выписки “в обыкновенном производстве тяжебных и уголовных дел. В практике они бывают двояки: приготовленные или канцелярские, и окончательные судебные.”2 Общие выписки составлялись не по конкретному вопросу, а по частям или целым разделам законодательства.

2) “Своды учебные или ученые” (commentaria) — в данного вида сводах излагались основные принципы классификации законов, последствия классификации и связь этих последствий между собой. В качестве примера подобного рода сводов Сперанский приводил институции (Institutions et commentaria) — составную часть Свода Юстиниана. Являющиеся первоначально руководством для изучения права, будучи включенными в Свод Юстиниана они получили ту же юридическую силу, как и остальные части Свода.

3) “Ручные книги или сборники” (manualia) — ”это краткие указания на законы, содержащие только смысл их. Они сближаются со сводами учебными, но имеют два главных различия: 1) Своды учебные составляются для обучения юношества, а эти ручные книги или сборники составляются для руководства должностных лиц, даты дать им совокупное понятие о предмете должности. 2)что учебные Своды обыкно-

1 Там же, — С. 100

2 Там же, — С. 143

венно охватывают целый разряд законов, с наблюдением более или менее строгим, принятой системой и с методическим ее изучением, а ручные книги составляются не по началам науки, но по удобству в исполнении”3 .

4) “Своды в виде указателей” (repertoria, promptuaria) — своды данного вида составлялись, как правило, в алфавитном порядке и, согласно Сперанскому, разделялись на пространные и краткие. В пространных “излагается по данному слову история прежних законов, изменений их, и наконец сила и главный смысл действующего законодательства, с приведением, более или менее подробным, особенных частей случаев и судебных решений”, в кратких — “ история закона, начиная от первого его постановления до последнего, обозначением содержания его и ссылкою на самый закон с годом, месяцем и числом его состояния”4.

5) “Сводное уложение” — вид сода законов, начала которому было положено Петром I в 1701 году. Будущий свод законов получил названия Уложения потому, что в основе его лежало Уложение 1649 года. “Сводным же называлось это Уложение потому, что в нем предполагалось свести, соединить, сложить новоуказанные статьи и последовавши указы с Уложением.” 5

6) “Свод Юстинианов”. Свод законов, известный как “Свод Юстиниана” состоял из трех частей: Институций (Justitutiones), Дигестов или Пандектов (Digesta, Pan-dectae) и действующих императорских постановлений (Codex). Эти три части в совокупности с новыми постановлениями (Novellae), получили в последствие название Corpus juris civilis.

Институции, составленные преимущественно из сочинений Гая, а также работ Флорентина, Марсиана, Павла и Ульпиана были разделены на четыре книги: общее учение о праве и лицах, общие институты вещного права, общие институты обязательственного права, учение исках и судопроизводства. Дигесты (Пандекты) представляли собой выписки из сочинений известных юристов, получившие еще до создания Свода Юстиниана силу закона.

Кодекс — постановления, рескрипты и ответы императоров начиная с Адриана, расположенные “по главным предметам законодательства, но без всякой связи статей его между собой”6.

Из исторического анализа видов сводов законов Сперанский сделал следующие выводы:

1. Только “наше Сводное уложение в началах его и состав Юстинианов в действительном исполнении одни представляют дело законодательное; все прочие -выписки, сборники, указатели, книги учебные ученые -суть дело частное”7.

2. Свод законов Российском империи «должен быть Corpus juris, общим составом законов, и в сем понятии должен обнимать все части законодательства во всей их совокупности”8. Таким образом, Сперанский определяет сущность и форму будущего Свода законов, который должен был охватывать все сферы законодательства в их совокупности и взаимосвязи и “он как сложный акт систематизации законодательства представлял тематическую инкорпорацию законодательного материала с его отраслевой консолидацией по со-

3 Там же, С. 144-145

4 Там же, С. 144-145

5 Там же, — С. 144-145

5 Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб, 2-е изд. 1837. — С. 145

7 Там же, — С. 145

8 Там же, — С. 145

ответствующим разделам свода — отраслям законодательства”.9

Следующим шагом в теоретической подготовке к составлению Свода законов была разработка приемов юридической техники, принципов систематизации законодательства. Идеологической основой для их создания было сочинение английского философа Фрэнсиса Бэкона “О достоинстве и приумножении наук”, в частности раздел “Образец трактата о всеобщей справедливости, или об источниках права”, главу “О новых сводах законов (Дитестах)”, где в афористической форме автором были изложены основные правила подхода к составлению свода законов. “Определив существо Свода, осталось определить правила его составления. Эти правила отчасти содержатся в самом тот образце, который был для этого избран, — в своде Юстиниановом, но, сверх того, ближайшим руководством положено принять начала, установленные Беконом, с теми ограничениями, которые по свойству наших законов признаны необходимыми”10. Для составления правил создания свода Сперанским были использованы следующие идеи Бэкона:

1)“1_Х. Во-первых необходимо отбросить устаревшие законы, которые Юстиниан называл старинными сказками. Далее необходимо, рассмотрев все антиномии, оставить наиболее разумные законы, противоречивые же уничтожить. В-третьих рассмотрев гомойономии, т.е. законы, имеющие одинаковый смысл и по существу лишь повторяющие одно и тоже, сохранить лишь те из них, которые наиболее полно и совершенно выражают мысль. В четвертых, если какие-то из законов не дают четких определений, а ставят лишь вопросы, оставляя их нерешенными, то их также нужно исключать из свода. В пятых необходимо сократить и сжать текст законов слишком многословных и пространных”11

Интерпретируя данный тезис, Сперанский считал необходимым “исключить из Свода все законы, вышедшие из употребления”12. Вышедшими из употребления и употреблению не подлежащими Сперанский считал только законы, отмененные законами, изданными позднее. Повторяющееся законы Сперанский приписывал исключить и “вместо многих постановлений, одно и тоже гласящих, принять в Свод одно из них полнейшее”13. Однако, по мнению Сперанского, выбирая для включения в Свод из двух противоречащих тот «который лучше других”, составители Свода вышли бы за рамки своей компетенции. “Свод преступил бы свои границы, если бы сочинители его принялись бы судить, который из двух противоречащих законов лучше”14. Сперанский предлагал взамен данного правила в подобных случаях включать в Свод из двух противоречащих законов тот, который вышел позднее. “Если бы несходство одной статьи с другой встретились в одном и том же постановлении, то в этом случае одна только законодательная власть может его исправить. В Своде должно ограничиться тем, чтобы каждый закон представлен был так, как он есть в существа его, без перемены и исправления”.15

9 Кодан С.В. Проекты преобразований Политико-правовой системы России М.М. Сперанского. — Екатеринбург: УрАГС, 2003. -С. 140

10 Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб, 2-е изд. 1837. — С. 151-152

11 Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т.т. М., 1971 Т.1. — С.193-194

12 Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб, 2-е изд. 1837. — С. 152-153

13 Там же, — С. 152-153

14 Там же, — С. 152-153

15 Там же, — С. 152-153

Следуя Бэкону, Сперанский считал, что “законы слишком многословные должны быть сокращены”16 Механизм их сокращения сводился к исключению из текста закона “изложения дела или случая, подавшего повод к закону” и “рассуждений или уважений бывших в виду при постановлении закона”, при сохранении в нем “самого текста закона и его распоряжений”.17 Сокращение текста закона Сперанский считал неприемлемым и противоречащим иным правилам составления Свода.

2)”LXII. Предпринимая такого рода попытку возрождения законов и создания нового свода, необходимо точно сохранить выражения и формулы старинных законов и юридических сочинений, хотя бы это пришлось делать с помощью цитат и небольших фрагментов, которые затем нужно соединять в необходимом порядке. в законах важнее не стиль и манера изложения, а авторитет и древность, поддерживающая и создающая их”.18

Сперанский пишет, что необходимо: “сохранить слова закона, извлекая статьи Свода из самого их и текста, хотя бы то было самыми мелкими и дробными частями (per centones); потом эти мелкие части связать и соединить по порядку: ибо в законе не столько изящество слога, сколько сила и важность его, а для важности древность, драгоценна. Без этого свод был бы учебной книгой или ученой, а не составом законов положительным”19. Данное правило, по мнению Сперанского, следовало применять следующим образом: 1) Статьи Свода, основанные на действующем указе или постановлении, “излагать теми самыми словами, которые стоят в тексте, без малейшего их измене-ния”20. 2) Статьи Свода, составленные на основе двух указов или постановлений “излагать словами Указа главного, с присоединением других тех слов, которые служат ему дополнением или пояснением”.21 3) Статьи Свода, составленные на основе трех и более указов или постановлений “излагать по тому смыслу, какой они представляют в совокупности, и притом. под каждой статьей обозначать с точностью те Указы и по-

становления, из которых она составлена 22

С) ”LXIII. Было бы разумно, составляя новый свод законов, не уничтожать совершенно старые сборники. И, несомненно, чрезвычайно важно придать новым законам величие древности. Однако этот новый свод законов должен быть обязательно утвержден теми, кто наделен государственной властью, чтобы под предлогом пересмотра старых потихоньку не вводились но» 23

Сперанский пишет, что “по составлении таким образом Свода, этот состав законов (corpus legum) должен

быть утвержден надлежащей властью дабы, под ви» 24

дом законов старых, не вкрались законы новые . Своды каждой части законодательства должны были подвергаться ревизии того управления, к ведомству которого они принадлежали. Для чего в рамках каждого министерства следовало создать особые ревизионные комитеты, а для ревизии гражданских, межевых и

16 Там же, — С. 152-153

17 Там же, — С. 153

18 Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т.т. М., 1971 Т.1. — С. 194-195

19 Там же, — С. 153

20 Там же, — С. 153-154

21 Там же, — С. 153-154

22 Там же, — С. 154

23 Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т.т. М., 1971 Т.1. — С. 194-195

24 Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб, 2-е

изд. 1837. — С. 154

уголовных законов учредить особый комитет под председательством министерства юстиции.

4)”1_Х11. Вообще в новом своде законов было бы очень полезно пометить отдельно те, которые составляют общее право и существуют как бы во все времена, и, с другой стороны, постановления, присоединяемые к ним время от времени. Ибо в большинстве случаев с судебной практике существует большое различие между толкованием и применением общего права, с одной стороны, и отдельных постановлений —

Сперанский признавал невозможность составить два различных свода в рамках правовой системы Российской империи, однако на основании данного подхода им были разграничены законы, действующие во всей империи (их надлежало включить в общий Свод) и законы местные, действующие только в отдельных областях. Подобные законы Сперанский считал необходимым “соединить в двух Сводах особенных: один для губерний западных, другой для остзейских”26

Также, помимо вышеуказанных правил, Сперанским был теоретически разработан механизм обновления и актуализации Свода законов, согласно которому все принятые после вступления в силу Свода законодательные акты должны были быть в него внесены, “дабы прекратив разнообразие и смешение в минувшем, предупредить его в будущем. чтобы таким образом состав законов, единожды установленный, сохраняем был всегда в полноте его и единстве.”27

Таким образом, на основе опыта систематизации узаконений, взятого из истории римского права и европейской юриспруденции была определена форма и содержание будущего Свода законов. Интерпретировав тезисы Френсиса Бекона, Сперанский теоретически обосновал основные правила и технические приемы составления Свода законов Российской Империи, разработал порядок ведения работ по упорядочиванию российского законодательства.

1. Сперанский М.М. “Введение к уложению государственных законов”, Издание «Русской мысли». М., 1905.

2. Сперанский М. М. Краткое историческое обозрение комиссии составления законов. Предложение к окончательному составлению законов. Русская старина. 1875. №2

3. Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб, 2-е изд. 1837.

4. Сперанский М.М. Проекты и записки, М.-Л. , Изд-во АН СССР, 1951

5. История политических и правовых учений: Учебник Под ред. О.Э. Лейста М.: Юридическая литература, 1997.

5. Кодан С.В. Проекты преобразований Политикоправовой системы России М. М. Сперанского. — Екатеринбург: УрАГС, 2003

7. Кодан С. В. Юридическая политика Российского го-ударства в 1800-1850-е г.г. Часть. 2. — Екатеринбург, УрАГС, 2004

8. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т.т. М., 1971 Т.1.

25 Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т.т. М., 1971 Т.1. — С.

25 Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб, 2-е изд. 1837. — С. 154 27 Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб, 2-е изд. 1837. — С. 154

на статью Иванова В.С. Тема: «Правила М.М. Сперанского по составлению Свода законов Российской империи»,

Аспирантом УРАО Ивановым В. С. написана статья на тему: «Правила М. М. Сперанского по составлению Свода законов Российской империи», в которой рассматривается деятельность М.М. Сперанского во II-ом Отделении Собственной Канцелярии Его Императорского Величества Николая I.

В статье подготовка к созданию Свода законов рассматривается, как реализация части общего проекта Сперанского по систематизации законодательства.

Сперанский предполагал воплотить в жизнь схему систематизации законодательства, состоявшую из четырех частей: свода законов («digeste»); Уложения («code»); Учебного пособия («institutes») и Коммента-риев(commentaries).

Ивановым В.С. прослеживается ход ведения М.М. Сперанским работ по теоретической подготовке к созданию Свода законов Российской Империи — собрания действующих законодательных актов Российской Империи. В статье рассматривается проведенный М.М. Сперанским анализ имевшихся на тот момент в отечественной и зарубежной юридической практике виды сводов законов. Сперанский выделял шесть основных видов сводов: «Свод посредством выписок», «Своды учебные или ученые», «Ручные книги или сборники», «Своды в виде указателей», «Сводное уложение» и «Свод Юстинианов». Ивановым В.С. анализируются сделанные М.М. Сперанским на основании изучения исторического опыта создания систематизационных актов выводы о надлежащей форме и сущности будущего Свода законов Российской Империи. Сперанский предполагал, что готовящийся Свод ’’должен быть Corpus juris, общим составом законов, и в сем понятии должен обнимать все части законодательства во всей их совокупности”.

В статье рассматривается разработка Сперанским принципов систематизации законодательства. В связи с отсутствием в отечественной юридической науке приемов юридической техники по подготовке система-тизационных актов, Сперанский обратился к трудам английского философа и юриста Френсиса Бэкона, в своем сочинении «О достоинстве и преумножении наук» изложившего в виде афоризмов основные правила подхода к составлению свода законов.

Иванов В.С. сопоставляет тезисы Бэкона и созданные на их основе правила М.М. Сперанского. Вкратце, разработанные М.М. Сперанским правила сводились к следующему:

1. Следовало исключить из Свода законов все законы, вышедшие из употребления.

2. Следовало исключить из Свода законов все повторения, выбрав из них наиболее полно норму.

3. Следовало «сохранить слова закона, извлекая статьи из самого их текста, хотя бы то было самыми мелкими и дробными частями; потом эти мелкие части связать и соединить по порядку, ибо в законе не столь изящество слога, сколько сила и важность его, а для важности сила драгоценна.»

4. Чтобы сократить объем указа из него следовало исключить «изложение дела и или случая, подавшего повод к закону» и «рассуждения и уважения, бывшие в виду при проставлении закона». При этом сам текст указа в рамках предыдущего правила следовало оставить неизменным.

5. Из законов, противоречащих друг другу, следовало оставить в своде принятый позже закон.

5. Своды каждой части следовало подвергнуть ревизии «тех самых мест управления, к которым они принадлежат».

7. Необходимо разделить законы, действующее на всей территории Империи и в отдельных губерниях.

8. Следовало разработать правило обновления Свода законов.

В статье показано, как теоретические разработки Сперанского позволили определить форму, содержание и принципы составления Свода законов Российской Империи — официальное собрание действующих законодательных актов Российской империи — тематическую инкорпорацию законодательного материала с его отраслевой консолидацией по соответствующим разделам свода — отраслям законодательства.

Работа аспиранта Иванова В.С. актуальна и может быть востребована современными юридическими дисциплинами, связанными с теорией законотворчества и систематизации законов.

В связи с изложенным выше, считаю, что данная статья на соответствующем теоретическом уровне, необходимом для рекомендации ее к публикации в журнале, рецензируемом ВАК.

Научный руководитель, зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин УРАО, д.ю.н., профессор Н.Золотухина

cyberleninka.ru

Кодификация М.М. Сперанского. Полное собрание законов Российской империи. Свод законов Российской империи.

Государственные преобразования эпохи царствования Александра I (1801 — 1825) как в сознании современников, так и потомков, в первую очередь связаны с именем М.М. Сперанского, выдающегося политического деятеля, подлинного реформатора устройства государства Российского. Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства, то есть к кодификации.

Сначала он хотел собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного Уложения, затем привести их в определенную систему и, наконец, на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа и развернулась.(1832)

Сначала преступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные акты с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., составивших 46 толстых томов. В последствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появилось второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года.

ПСЗ все-таки было не совсем полным собранием законов. Некоторые акты кодификаторам не удалось найти. В первое ПСЗ не вошло несколько тысяч документов. В то же время, в Полное собрание вошли акты, по существу, не имевшие характера законов, поскольку само понятие «закон» в теории не было разработано. В Полном собрании законов можно найти акты неюридического характера, судебные прецеденты.

После издания Полного собрания законов, Сперанский преступил ко второму этапу работы – созданию Свода законов Российской империи. В Своде законов весь материал был расположен по особой системе, разработанной Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу, то Свод – уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному.

В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частичное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций, восходящих к римскому праву. Сперанский только называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Работая над Сводом, Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации – римской, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему. Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книгах. Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и управления и государственной службе, 2-я – уставы о повинностях, 3-я – уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питей-ном сборе и др.), 4-я – законы о сословиях, 5-я – гражданское законодательство, 6-я – уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), 7-я – уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.), 8-я – законы уголовные.

Полное Собрание Законов Российской империи (ПСЗРИ) — наиболее полный сборник законодательных актов Российской империи, расположенных в хронологическом порядке. Собрание считается монументальным памятником русского права. Его сила и действие распространялись на все устройство государственной и общественной жизни. Полное собрание законов не следует смешивать со Сводом законов — 16-томным изданием, в котором многие законы (с сохранением текста каждого отдельного параграфа) были сведены в своего рода кодексы, то есть излагались в систематическом, а не в хронологическом порядке.

Полное собрание законов (1647 — 1850).

Предпринимавшиеся ранее попытки кодификации права в России терпели неудачу. Однако необходимость в кодификации ощущалась все острее. С 1649 года, т.е. со времени принятия Соборного уложения, накопилось значительное количество актов, находившихся в ряде случаев в противоречии друг с другом и не отражавших в достаточной мере потребностей общественно-экономического развития.

Очередная попытка кодификации была предпринята в 1804 году. Комиссия под руководством М.М. Сперанского создала проекты гражданского, уголовного и торгового уложений. Но уложения эти не были приняты.

В 1826 году работа по кодификации возобновилась. М.М.Сперанский, фактически руководивший кодификацией, предложил составить Полное собрание законов Российской империи, расположив законодательные акты в хронологическом порядке. Предстояло выяснить и собрать значительное количество законодательных актов. После 1649 года в России не осуществлялись ни официальная, ни частная публикация собраний законов. Многие законы вообще не публиковались , а размножались путем переписывания. Таких актов было обнаружено свыше 2 тыс. Составители проделали колоссальную работу по выявлению нормативных актов, их сличению, отбору. В составленный реестр отобранных актов вошло 53329 наименований. К 1830 году Полное собрание законов Российской империи было подготовлено, а в апреле 1830 года напечатано. Оно включало 40 томов законов (330920 актов) и 6 томов приложений (указатели, книга чертежей и рисунков и т.д.).

Одновременно велась работа по составлению систематизированного сборника разных законов царской России, размещенных в тематическом порядке, — Свода действующих законов. Свод начал действовать с 1 (13).01.1835 г. Первое издание — 1832 г., последующие — 1842, 1857, после 1857 полностью не переиздавался, выходили только отдельные тома. Он состоял из 42 тыс. статей, объединенных в 8 разрядов и помещенных в 15 томах. В 1892 г., после судебной реформы 1864, отдельным, XVI-м томом вышли “Судебные уставы”. В Свод были включены лишь действующие акты: некоторые законы подвергались сокращению; из противоречащих друг другу актов составители выбрали позднейшие. Составители стремились расположить акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям права.

В I-III-м томах Свода излагаются основные законы, государственное и губернское установление и т.п.;

в IV-м — уставы о рекрутских и земских повинностях;

в V-VIII-м — уставы о налогах, пошлинах, питейном сборе и пр.;

в IX-м — законы о сословиях и их правах;

в X-м — законы гражданские и межевые;

в XI-XII-м — уставы кредитных учреждений, торговые, постановления о фабричной, заводской и ремесленной промышленности и т.п.;

в XIII-XIV-м — уставы благочиния (врачебный, о паспортах и беглецах, о содержании под стражей и др.);

в XV-м — уголовные законы. Свод был в основном сборником норм феодально-крепостнического права, направленных на сохранение, защиту и укрепление самодержавия. Свод действовал до 1917 года.

Хотя т. XV Свода законов и знаменовал собою значительный шаг в развитии русского уголовного права и его систематизации, все же в нем было много несогласованных и противоречивых норм и статей, и его отсталость обнаружилась с полной очевидностью вскоре после опубликования Свода законов.

Руководство новой кодификацией уголовного права было поручено М.М.Сперанскому, но работа по подготовке нового уголовного кодекса была завершена уже после его смерти.

Подготовленный проект был рассмотрен Государственным советом, утвержден императором в 1845 году и введен в действие с 1846 года. Новый кодекс получил название “Уложение о наказаниях уголовных и исправительных”. Уложение подразделялось на разделы, разделы — на главы, а главы — на статьи (всего было 2224 статьи). Некоторые главы подразделялись еще и на отделения. Количество статей в новом кодексе увеличивалось по сравнению с законами 1832 года втрое.

Кодификация русского права имела большое значение. Она привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в создании отраслей права. Несмотря на то, что Полное собрание законов и Свод законов Российской империи вобрали в себя немало устаревших норм, которые тормозили развитие капиталистического общества, эти собрания законов значительно подняли авторитет Российского государства в глазах более цивилизованной Европы и просуществовали, претерпев ряд изменений, до 1917 года.

Дата добавления: 2015-04-16 ; просмотров: 444 ; Нарушение авторских прав

lektsii.com