Методические пособия для учителя химии

Габриелян, Яшукова, Воскобойникова: Химия. Настольная книга учителя. 8 класс: методическое пособие

Аннотация к книге «Химия. Настольная книга учителя. 8 класс: методическое пособие»

Пособие составляет единый комплект с учебником «Химия. 8 класс» (автор О.С. Габриелян), соответствующим федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по химии и включенным в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Книга может быть использована при преподавании химии и по другим учебникам.
Пособие содержит поурочные разработки по всем урокам с описанием химического эксперимента; варианты дифференцированных контрольных работ; материалы тематического тестового контроля; тематическое планирование, рассчитанное на 2 и 3 часа в неделю; рекомендации по проведению переводного экзамена по химии в 8 классе.
В пособии имеются разделы: «Алгоритмы учебной деятельности школьников (со справками)», «Методические подходы к решению расчетных задач», » Материалы тематического контроля «, «Система заданий как средство формирования приемов умственной деятельности учащихся 8 классов».
В приложении представлены сценарии нестандартных.

Пособие составляет единый комплект с учебником «Химия. 8 класс» (автор О.С. Габриелян), соответствующим федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по химии и включенным в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Книга может быть использована при преподавании химии и по другим учебникам.
Пособие содержит поурочные разработки по всем урокам с описанием химического эксперимента; варианты дифференцированных контрольных работ; материалы тематического тестового контроля; тематическое планирование, рассчитанное на 2 и 3 часа в неделю; рекомендации по проведению переводного экзамена по химии в 8 классе.
В пособии имеются разделы: «Алгоритмы учебной деятельности школьников (со справками)», «Методические подходы к решению расчетных задач», » Материалы тематического контроля «, «Система заданий как средство формирования приемов умственной деятельности учащихся 8 классов».
В приложении представлены сценарии нестандартных уроков и внеклассных мероприятий.
3-е издание, переработанное.

www.labirint.ru

Методические пособия для абитуриентов и студентов

  • «Решение тестовых заданий на экзамене по химии». Авт.-сост.: Новожилова Н.И, учитель химии высшей категории гимназии № 1 г. Ярославля; Е. В. Сальников, доктор биологических наук, доцент кафедры биологии с генетикой; А. В. Богатушин, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры биологии с генетикой. 2012 год. Включает перечень основных вопросов по всем разделам школьного курса химии, тренировочные тесты и ответы к ним, позволяет объективно оценить глубину и полноту знаний.
  • «Пособие для поступающих в вузы по общей химии». Авт.-сост.: Новожилова Н.И, учитель химии высшей категории гимназии № 1 г. Ярославля; Е. В. Сальников, доктор биологических наук, доцент кафедры биологии с генетикой; А. В. Богатушин, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры биологии с генетикой. 2013 год. В двух частях, включает ответы на наиболее сложные вопросы программы для поступающих, которые вызывают наибольшие затруднения на экзаменах. В первой части раскрыты такие вопросы, как общие понятия и закономерности химии, классы неорганических соединений, химические реакции, химическая кинетика, катализ, обратимость химических реакций, химическое равновесие, термохимия, электрохимия, электролиз, электрохимический ряд напряжений металлов, коррозия металлов. Во второй части раскрыты такие вопросы, как периодический закон и периодическая система, строение атома, химическая связь, валентность и степень окисления, растворы, растворимость, электролитическая диссоциация, гидролиз солей. Продается только комплектом.
  • «Пособие для поступающих в вузы по неорганической химии». Авт.-сост.: Новожилова Н.И, учитель химии высшей категории гимназии № 1 г. Ярославля; Е. В. Сальников, доктор биологических наук, доцент кафедры биологии с генетикой; А. В. Богатушин, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры биологии с генетикой. 2013 год. В трех частях, включает ответы на наиболее сложные вопросы программы для поступающих, которые вызывают затруднения на экзаменах. В первой части раскрыты вопросы химии металлов IA и IIA групп, p-элементов-металлов (алюминий), а также переходных металлов (d-элементы побочных подгрупп), во второй части раскрыты вопросы химии элементов VIIA и VIA групп, в третьей — химии элементов VA и IVA групп. Продаются только комплектом.
  • «Пособие для поступающих в вузы по органической химии». Авт.-сост.: Новожилова Н.И, учитель химии высшей категории гимназии № 1 г. Ярославля; Е. В. Сальников, доктор биологических наук, доцент кафедры биологии с генетикой; А. В. Богатушин, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры биологии с генетикой. 2013 год. В двух частях, включает ответы на наиболее сложные вопросы программы для поступающих, которые вызывают наибольшие затруднения на экзаменах. В первой части описаны углеводороды, спирты, фенолы, карбонильные соединения. Во второй части – карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, амины, аминокислоты, белки, гетероциклические соединения, нуклеотиды, нуклеиновые кислоты. Особое внимание обращено на медико-биологическое значение этих соединений. Продается только комплектом.
  • «Решение задач на экзамене по химии». Авт.-сост.: Н. А. Шириков, кандидат химических наук (г. Вологда); Е. В. Сальников, доктор биологических наук, доцент кафедры биологии с генетикой; А. В. Богатушин, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры биологии с генетикой. 2013 год. В двух частях (1 часть — решение расчетных задач, 2 часть — решение качественных), включает варианты решения расчетных и качественных задач всех типов, а также ряд определений и формул, используемых при их решении. Кроме того, методички содержат список задач для самостоятельного решения и задания для самоконтроля по основным разделам химии. Продается только комплектом.
  • Словари-справочники по химии (часть 1 — общая и неорганическая химия, часть 2 — органическая химия). Авт.-сост.: Н. А. Шириков, кандидат химических наук (г. Вологда); Н. И. Новожилова, учитель высшей категории гимназии № 1; Е. В. Сальников, доктор биологических наук, доцент кафедры биологии с генетикой; А. В. Богатушин, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры биологии с генетикой. 2013 год. Справочники содержат основные определения, понятия химии, формулировки законов, принципы номенклатуры, а также сведения по их практическому применению. Сведения расположены в алфавитном порядке, что дает возможность для быстрого поиска материала при повторении.
  • «Медико-биологическое значение химических элементов и их соединений». Авт.-сост.: Н. И. Новожилова, учитель высшей категории гимназии № 1; Е. В. Сальников, доктор биологических наук, доцент кафедры биологии с генетикой; А. В. Богатушин, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры биологии с генетикой. 2013 год. Включает ответы на вопросы программы, касающиеся биологического значения главных биогенных элементов и применения их соединений в медицине.
  • «Вопросы охраны окружающей среды на экзамене по химии». Авт. сост.: Н. И. Новожилова, учитель высшей категории гимназии № 1; Е. В. Сальников, доктор биологических наук, доцент кафедры биологии с генетикой; А. В. Богатушин, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры биологии с генетикой; Л. И. Матина, учитель высшей категории школы № 42. 2012 год. Включает ответы на вопросы программы, связанные с экологией, в частности, охрана водоемов от загрязнения, охрана окружающей среды при нефтепереработке, понятие о ядохимикатах и условиях их использования, охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол, понятие о синтетических моющих средствах.
  • «Решение тестовых заданий на экзамене по биологии». Содержит справочный материал, в котором отражены наиболее существенные вопросы по всем разделам школьного курса биологии; примеры разных по характеру и уровню сложности заданий экзаменов с подробными рекомендациями по их выполнению; тренировочные контрольные работы и ответы к ним.
  • Методические пособия по биологии в шести частях. Включают ответы на наиболее сложные вопросы программы для поступающих. Часть 1 включает ботанику, часть 2 — зоологию, часть 3 — анатомию, физиологию и гигиену человека, часть 4 — общую биологию, часть 5 — генетику, часть 6 — экологию.
  • «Решение тестовых заданий на экзамене по русскому языку». Содержит задания, направленные на формирование орфографической и пунктуационной грамотности, составленные на основе анализа трудностей, возникающих у учащихся в ходе подготовки к тестированию по русскому языку, а также контрольные тестовые задания и ответы к ним.
  • «Русский язык. Орфография и пунктуация», содержит свод правил, регламентирующих правописание орфограмм и постановку знаков препинания, а также упражнения, которые носят повторительный, обобщающий характер.

  • Пособия написаны опытными преподавателями.
    Оплата за пособия производится по наличному и безналичному расчету (через Сбербанк РФ или любой банк, принимающий платежи от населения).

    umcentr.org

    Методическое пособие для учителей химии Образовательная программа кружка «Занимательная химия»

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Данное методическое пособие имеет пояснительную записку, где раскрывается идея создания кружка, состав и возраст участников. Определены задачи кружка, основные методы и формы работы с учащимися. Пособие включает в себя тематику занятий и подробное содержание каждого из них. В заключении представлен раздел «Ожидаемые результаты» и список литературы. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, полученных на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования.

    • Симанчук Наталья Ивановна
    • 365
    • 11.01.2015

    Номер материала: 284703

    Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    infourok.ru

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

    Транскрипт

    1 ШУКЮР МУСТАФА, ИЛЬТИФАТ ЛЯТИФОВ ХИМИЯ 9 МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ по предмету Химия для 9-го класса общеобразовательных школ. Утверждено Министерством образования Азербайджанской Республики (приказ 369 от ) Министерство образования Азербайджанской Республики Авторские права защищены. Перепечатывать это издание или какую-либо его часть, копировать и распространять в электронных средствах информации без специального разрешения противозаконно. Издательство Bakı Отзывы, замечания и предложения, связанные с методическим пособием для учителя, просим отправлять на электронные адреса: и Заранее благодарим за сотрудничество

    2 AZƏRBAYCAN RESPUBLİKASININ DÖVLƏT HİMNİ Musiqisi Üzeyir Hacıbəylinin, sözləri Əhməd Cavadındır. Azərbaycan! Azərbaycan! Ey qəhrəman övladın şanlı Vətəni! Səndən ötrü can verməyə cümlə hazırız! Səndən ötrü qan tökməyə cümlə qadiriz! Üçrəngli bayrağınla məsud yaşa! Minlərlə can qurban oldu! Sinən hərbə meydan oldu! Hüququndan keçən əsgər Hərə bir qəhrəman oldu! Sən olasan gülüstan, Sənə hər an can qurban! Sənə min bir məhəbbət Sinəmdə tutmuş məkan! Namusunu hifz etməyə, Bayrağını yüksəltməyə Cümlə gənclər müştaqdır! Şanlı Vətən! Şanlı Vətən! Azərbaycan! Azərbaycan!

    3 СОДЕРЖАНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КОМПЛЕКТЕ. 4 ГРУППИРОВКА УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИХ ХАРАКТЕРУ. 5 СТРУКТУРА УЧЕБНИКА ПО ТЕМАМ. 7 КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКА ПО ГЛАВАМ. 9 О КУРРИКУЛУМЕ ПО ХИМИИ ТАБЛИЦА РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ СОДЕРЖАНИЯ ТАБЛИЦА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗЕЦ ГОДОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКОВ ХИМИИ В IX КЛАССЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ СОВРЕМЕННОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ I. МЕТАЛЛЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТАЛЛОВ МЕТАЛЛЫ ГЛАВНЫХ ПОДГРУПП МЕТАЛЛЫ ПОБОЧНЫХ ПОДГРУПП II. НЕМЕТАЛЛЫ 4. ЭЛЕМЕНТЫ ПОДГРУППЫ ФТОРА ЭЛЕМЕНТЫ ПОДГРУППЫ КИСЛОРОДА ЭЛЕМЕНТЫ ПОДГРУППЫ АЗОТА ЭЛЕМЕНТЫ ПОДГРУППЫ УГЛЕРОДА III. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ 8. УГЛЕВОДОРОДЫ КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ И АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ ПРИМЕРЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

    4 ОБ УЧЕБНОМ КОМПЛЕКТЕ Уважаемые учителя! Учебник и методическое пособие для учителя разработаны на основе учебной программы (куррикулума) по химии для общеобразовательных школ Азербайджанской Республики. Содержание и структура учебника по химии для IX класса способствуют развитию предусмотренных в учебной программе (куррикулуме) знаний и умений учащихся, развитию их логического, критического и творческого мышления, создают возможности приобретения навыков практического внедрения ИКТ в процессе преподавания предмета. Учебник способствует развитию у учащихся исследовательских навыков, дает возможность ориентации и объяснения химических процессов, встречающихся в окружающей нас среде, в быту, повседневной жизни. Учебник способствует правильной организации и проведению химических опытов в условиях лаборатории, разъяснению химических процессов на основе наблюдений, формированию знаний и умений в области охраны окружающей среды, сохранения здоровья человека. Учебник способствует развитию у учащихся исследовательских навыков, дает им возможность различать и объяснять химические процессы, происходящие в повседневной жизни, правильно организовывать и проводить химические опыты в условиях лаборатории, формировать знания и умения в области охраны окружающей среды и сохранения здоровья человека. Учебный комплект создает основу для совместной деятельности педагога и учащихся, направляет деятельность педагога от планирования учебного процесса до способов оценивания его результатов, создает условия для расширения самостоятельности учащихся в процессе и их практических навыков. В этом аспекте с целью приобретения новых знаний учащиеся привлекаются к исследовательской деятельности и для них создается активная среда. Учебник вызывает интерес у учащихся к обучению, способствует развитию необходимых жизненно важных навыков у учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. В учебном комплекте по химии учтены требования, предъявляемые учебной программой по химии (куррикулумом), реализованы все стандарты содержания; на передний план выдвинуты такие принципы, как наглядность, современность и достоверность описываемых фактов. Учебный материал излагается доступным и лаконичным языком, расположен в логической последовательности от простого к сложному, с учетом возрастных особенностей учащихся. Так как учебником будут пользоваться и другие учащиеся в последующие годы, то задания, предлагаемые в учебнике, предусмотрены для выполнения учащимися в тетрадях. В начале учебника представлена его методологическая концепция краткая информация об учебных блоках, соответствующих этапам учебного процесса. Методологические этапы учебного процесса, предусмотренные учебником Учебный материал составлен так, что содержательная, методическая и наглядноиллюстративная составляющие учебника представляют единое целое. Методологическая концепция учебника способствует развитию мыслительных, информационно-коммуникативных и психомоторных умений учащихся. Обычно усвоение учебного материала и применение соответствующих видов деятельности делятся на 4 этапа: формирование первоначальных представлений; их развитие; применение полученных знаний и умений; оценивание. В учебнике строго соблюдены все перечисленные этапы. Эти этапы нашли отражение в следующих учебных блоках. 4

    5 Группировка учебных материалов по их характеру Учебные материалы по каждой теме, в зависимости от характера, группируются следующим образом. H Mотивация. Для создания интереса задаются различные вопросы по теме. Вопросы основываются на ранее приобретенных учащимися знаниях и преследуют цель вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность. Интегративный блок. В этом блоке рассматривается связь химии с другими предметами. Деятельность. Здесь более детально рассматриваются вопросы, процессы и явления, вызвавшие интерес у учащихся. Этому способствуют предлагаемые различные теоретические и практические задания, лабораторные работы, опыты, направленные на определение причинно-следственных связей в этих явлениях и процессах. Эти работы могут выполняться как индивидуально, так и в виде групповой деятельности. Задания эти способствуют нахождению связей между ранее изученными и вновь приобретенными знаниями. Для обсуждения результатов работы и разбора допущенных ошибок задаются направляющие вопросы. Разъяснения. В этом блоке излагаются разъяснения относительно выявленных в процессе деятельности фактов, наблюдений, закономерностей. Здесь находят свое отражение основное содержание темы основные понятия, определения, правила и разъяснения по теме. Шкатулка знаний. Важные факты, связанные с темой. Они предназначены для желающих углубленно изучить предмет, но не предусмотрены стандартами содержания. Это интересно. В этом блоке представлена информация или примеры, служащие для расширения кругозора учащегося по данной теме. Ключевые слова. Это основные понятия, изученные в данной теме. H Применение и проверка знаний. Блок преследует цель оценить степень усвоения учебного материала и выявить слабые стороны в знаниях учащихся по теме. Образец. Рассматривается расчетная задача с решением или теоретическое задание с объяснением. В конце предлагается решить похожую задачу или объяснить задание. Проект. Предусмотрено для выполнения дома. Эти проекты носят исследовательский характер, для их выполнения могут быть использованы различные источники. Обобщающие задания. В конце каждой главы даны вопросы и задания, направленные на применение полученных знаний. Они могут быть использованы и для подготовки к суммативному оцениванию. 5

    6 Методическое пособие для учителя Методическое пособие для учителя выполняет направляющую роль в процессе эффективной организации учебной деятельности. В методическом пособии по каждой теме предлагаются подстандарты; учебные цели, служащие для реализации этих стандартов; технологии работы с учебными материалами; критерии оценивания степени достижений учебных целей; примеры четырехуровневого формативного оценивания. В каждом уроке, в соответствии с подстандартами, реализация которых предусмотрена, приводятся учебные цели. Цели урока являются показателями умений учащихся, которые они должны приобрести в конце урока. Педагог в зависимости от степени подготовленности учащихся, условий, технического оснащения, наличия лаборатории и др. возможностей и сам может самостоятельно определить цели урока. Урок должен быть построен таким образом, чтобы к концу урока учащиеся смогли приобрести предусмотренные знания, умения и навыки. Поэтому цели урока являются личностно ориентированными. Так как подстандарты реализуются обычно в течение всего учебного года, то формативное оценивание должно проводиться согласно результатам каждого урока. Степень достижения результатов, предусмотренных в целях, прослеживается с помощью формативного оценивания. Исходя из этого, критериями формативного оценивания принимаются различные умения учащихся. В учебном пособии для учителя отражены следующие материалы: структура учебного комплекта по темам; о программе (куррикулуме) по химии для IX класса; таблица реализации стандартов содержания; примерное годовое планирование; таблица межпредметной интеграции; организация практических и лабораторных работ; применение новых педагогических технологий на уроках химии; оценивание достижений учащихся; технологии работы со структурированным учебным материалом по каждой теме; примеры ежедневного планирования дополнительная информация для учителя по темам; примеры малого суммативного оценивания; источники, рекомендуемые учителю. В зависимости от уровня подготовленности класса, учебного времени, технической обеспеченности и принципа дифференцированного, учитель может использовать любой из перечисленных материалов. Для развития навыков учащихся практические уроки рекомендуются проводить индивидуально и в парах. 6

    7 СТРУКТУРА УЧЕБНИКА ПО ТЕМАМ ГЛАВЫ ТЕМЫ I. METAЛЛЫ 1. Общая характеристика металлов 2. Металлы главных подгрупп 3. Металлы побочных подгрупп 1. Обзор металлов; нахождение в природе и общие способы их получения. Сплавы металлов 2. Общие физические и химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов 3. Коррозия металлов. Защита от коррозии 4. Элементы подгруппы лития. Натрий, калий и их соединения 5. Элементы подгруппы бериллия. Kaльций 6. Важнейшие соединения кальция, получаемые в промышленности. Жесткость воды и способы ее устранения 7. Элементы подгруппы бора. Aлюминий и его соединения 8. Краткий обзор металлов побочных подгрупп. Железо. Оксиды и гидроксиды железа 9. Производство чугуна и стали 10. Mедь, цинк и xром 11. Практическая работа 1. Свойства металлов и их соединений II. НЕМЕТАЛЛЫ 12. Общая характеристика неметаллов 4. Элементы подгруппы фтора 13. Общая характеристика элементов подгруппы фтора 14. Xлор 15. Хлороводород и соляная кислота 16. Сравнительная характеристика галогенов 5. Элементы подгруппы кислорода 17. Общая характеристика элементов подгруппы кислорода 18. Сера 19. Сероводород 20. Диоксид серы. Сернистая кислота. Триоксид серы 21. Серная кислота 6. Элементы подгруппы азота 22. Общая характеристика элементов подгруппы азота. Aзот и его оксиды 23. Aммиак 24. Соли аммония 25. Азотная кислота 7

    8 ГЛАВЫ 6. Элементы подгруппы азота 7. Элементы подгруппы углерода ТЕМЫ 26. Соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе 27. Фосфор 28. Оксид фосфора(v) и ортофосфорная кислота 29. Практическая работа 2. Свойства неметаллов и их соединений 30. Mинеральные удобрения и их классификация. Aзотные удобрения 31. Фосфорные и калийные удобрения 32. Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод 33. Оксиды углерода 34. Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе 35. Кремний 36. Диоксид кремния и метакремниевая кислота 37. Природные соединения кремния и их применение в технике III. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ ЗНАКОМСТВО С ПРОСТЕЙШИМИ ОРГАНИЧЕСКИМИ СОЕДИНЕНИЯМИ 38. Что изучает органическая химия? 39. Теория химического строения органических соединений. Классификация органических соединений 8. Углеводороды 40. Предельные углеводороды (aлканы). Метан 41. Непредельные углеводороды. Углеводороды этиленового ряда (алкены). Этилен 42. Aцетиленовые и диеновые углеводороды. Ацетилен 43. Циклические углеводороды циклопарафины и ароматические углеводороды 44. Природные источники углеводородов и их переработка 9. Кислородсодержащие и азотсодержащие производные углеводородов 45. Предельные спирты. Этанол, этиленгликоль и глицерин 46. Предельные альдегиды. Уксусный альдегид 47. Kaрбоновые кислоты. Уксусная кислота и высшие карбоновые кислоты 48. Сложные эфиры. Жиры. Мыло и другие моющие средства 49. Углеводы 50. Белки 51. Высокомолекулярные соединения полимеры 52. Практическая работа 3. Свойства органических соединений 8

    9 КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКА ПО ГЛАВАМ В первой главе учебника «Общая характеристика металлов» представлен материал о положении металлов в Периодической системе, нахождении их в природе, общих способах их получения, физических и химических свойствах, сплавах металлов, коррозии металлов и способах ее устранения. Материал представлен с учетом того, что в 7-8-х классах учащиеся в достаточной степени были ознакомлены со многими общими теоретическими вопросами химии. Во второй главе «Металлы главных подгрупп», в соответствии с требованиями стандартов содержания, представлена общая характеристика элементов подгруппы лития, бериллия и бора, способы получения этих металлов в промышленности, физические и химические свойства, а также их важнейшие соединения. В третьей главе «Металлы побочных подгрупп» дается электронное строение атомов железа, меди, цинка, хрома, их общая характеристика, природные соединения, способы получения в промышленности, физические и химические свойства, важнейшие соединения. В этой же главе излагается материал по производству чугуна и стали, различным методам производства стали, а также практическая работа по теме «Свойства металлов и их соединений». В главе «Элементы подгруппы фтора» (IV глава) представлен материал по положению галогенов в Периодической системе, строению их атомов, свойствам образуемых ими простых веществ, по получению их водородных и кислородных соединений и областям их применения. Здесь же рассматривается и сравнительная характеристика галогенов. В V главе, посвященной элементам подгруппы кислорода, учащимся представлен материал о положении халькогенов в Периодической системе, о строении их атомов, материал о строении и свойствах аллотропных форм серы, а также о водородных и кислородных соединениях серы и о их практическом применении. В этой же главе учебника рассматриваются общие и специфические свойства серной кислоты, технологические принципы ее получения в промышленности. VI глава учебника «Элементы подгруппы азота» включает обзор элементов подгруппы азота, общие и специфические свойства азота, фосфора, аммиака, солей аммония, азотной и ортофосфорной кислот, в том числе макро- и микроэлементы, важнейшие питательные элементы. В главе также содержится информация об удобрениях, их классификации, областях применения. В конце VI главы предлагается практическая работа по неметаллам. Седьмая глава учебника «Элементы подгруппы углерода» посвящена общей характеристике этих элементов, получению углерода, кремния и их соединений, физикохимическим свойствам и применению. В этой главе учащиеся могут также ознакомиться с круговоротом углерода в природе и продуктами силикатной промышленности. В восьмой главе учебника (глава «Углеводороды»), учащиеся могут ознакомиться с материалом об истории зарождения органической химии как науки, с положениями теории химического строения органических соединений, классификацией органических соединений; они также получат информацию о природных источниках углеводородов предельных, непредельных и ароматических углеводородов, о способах их получения, физических и химических свойствах, областях их применения. Девятая глава учебника, называемая «Кислородсодержащие и азотсодержащие производные углеводородов» посвящена предельным спиртам, альдегидам, карбоновым кислотам, сложным эфирам, жирам, искусственным моющим средствам, углеводам, белкам и высокомолекулярным соединениям. В этой главе учащиеся смогут получить общие сведения о важнейших представителях вышеназванных классов, о способах их получения, физических и химических свойствах, об их применении. Они также получат навыки проведения опытов по распознаванию органических соединений и по их химическим свойствам. 9

    10 На основе материалов, представленных в учебнике, учащиеся приобретут навыки, необходимые для проведения практических работ, расчетов на основе формул и уравнений реакций. О КУРРИКУЛУМЕ ПО ХИМИИ В программе по химии, как и по другим предметам, существуют линии, которые являются необходимой частью содержания, обеспечивающие реализацию общих результатов. По химии определены следующие содержательные линии: Вещество и материальный мир Химические явления Эксперимент и моделирование Химия и жизнь I. Вещество и материальный мир. По данной содержательной линии учащиеся должны знать состав, строение веществ, встречающихся в окружающей среде; знать и различать типы химических связей, чистые вещества и смеси, металлы и неметаллы, органические и неорганические соединения; прогнозировать свойства веществ исходя из их строения, уметь применять вещества по их назначению, приобрести навыки правильного обращения с химическими веществами, химической посудой и лабораторным оборудованием. II. Химические явления. По данной содержательной линии учащиеся должны овладеть знаниями, необходимыми для понимания сущности химических превращений веществ, причин и закономерностей этих превращений, осуществления синтеза новых веществ, расчетов на основе уравнений химических реакций. В результате этого они приобретут практический опыт и необходимые навыки для применения превращений, происходящих в окружающей среде, а при необходимости и защищаться от вредного их воздействия. Ш. Эксперимент и моделирование. По данной содержательной линии учащиеся должны практически осуществлять химические реакции, изготавливать модели веществ молекулярного и немолекулярного строения, что будет способствовать формированию у учащихся пространственных восприятий. IV. Химия и жизнь. По данной содержательной линии учащиеся должны распознавать вещества, наносящие вред окружающей среде, определять отрицательное воздействие различных промышленных и бытовых отходов, а также вредное воздействие химических веществ, используемых в сельском хозяйстве, промышленности, медицине на окружающую среду, на здоровье, тем самым овладевая необходимыми знаниями и умениями для предотвращения экологических проблем. Стандарты содержания по IX классу В конце IX класса ученик: описывает строение и свойства веществ (металлы, неметаллы, их соединения, простые органические соединения), проводит вычисления, связанные со строением и свойствами этих веществ; описывает закономерности протекания реакций с участием металлов, неметаллов, их соединений, а также простых органических соединений; проводит соответствующие вычисления; выполняет опыты, проводит наблюдения, связанные с металлами, неметаллами, их соединениями, а также простыми органическими соединениями, моделирует химические процессы с их участием; готовит рефераты по применению металлов, неметаллов, их соединений, а также простых органических соединений; 10

    11 готовит рефераты по устранению загрязнений окружающей среды металлами, неметаллами, их соединениями, а также простыми органическими соединениями; представляет сведения о выдающихся ученых в области неорганической химии. 1. Вещество и материальный мир Ученик: 1.1. Демонстрирует знания и умения по свойствам химических веществ Разъясняет физические свойства и строение веществ (металлов, неметаллов, их соединений, простых органических соединений) Демонстрирует знания и умения относительно взаимосвязи веществ и частиц, составляющих эти вещества Разъясняет влияние строения веществ (металлов, неметаллов, их соединений, простых органических соединений) на их свойства Проводит расчеты, связанные с составом и строением веществ Составляет и решает задачи, связанные с металлами, неметаллами, их соединениями, а также с простыми органическими соединениями. 2. Химические явления Ученик: 2.1. Выявляет причины протекания химических явлений, демонстрирует усвоение закономерностей их протекания Объясняет закономерности протекания реакций с участием металлов, неметаллов, их соединений, а также простых органических соединений Составляет уравнения химических реакций и проводит по ним вычисления Составляет уравнения химических реакций с участием металлов, неметаллов, их соединений и простых органических соединений Проводит вычисления по уравнениям химических реакций с участием металлов, неметаллов, их соединений и простых органических соединений. 3. Эксперимент и моделирование Ученик: 3.1. Проводит эксперименты, связанные с химическими явлениями и их закономерностями Проводит опыты и наблюдения, относящиеся к металлам, неметаллам, важнейшим их соединениям и простым органическим соединениям; высказывает свое понимание полученных результатов Моделирует строение молекул и химические процессы Моделирует химические процессы с участием металлов, неметаллов, их соединений и простых органических соединений. 4. Химия и жизнь Ученик: 4.1. Демонстрирует знания по применению химических веществ и процессов Готовит рефераты по применению металлов, неметаллов, их соединений, простых органических соединений и их роли в жизни Демонстрирует знания о загрязнении окружающей среды химическими веществами и путях их устранения Объясняет проблему загрязнения окружающей среды металлами, неметаллами, их соединениями, простыми органическими соединениями и пути разрешения этой проблемы; готовит рефераты на соответствующие темы Демонстрирует знания о достижениях выдающихся ученых в области химии Собирает сведения, делает презентации о видных ученых в области неорганической химии. 11

    12 ТАБЛИЦА РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ СОДЕРЖАНИЯ В таблице приведены стандарты, реализуемые в ходе предусмотренных в учебнике тем и количество часов, отведенных на эти темы. В IX классе на преподавание химии отведено 68 часов в году, с учетом 2 часа в неделю. 1. Общая характеристика металлов 2. Металлы главных подгрупп 3. Металлы побочных подгрупп 4. Элементы подгруппы фтора ГЛАВЫ И ТЕМЫ 1. Металлы. Диагностический урок по свойствам металлов 2. Обзор металлов; нахождение в природе и общие способы их получения Номер параграфа в учебнике Сод.линия.1 Сод.линия 2 С.с С.с С.с С.с С.с Сод.линия 3 С.с С.с Сод. линия 4 С.с С.с С.с Сплавы металлов Общие физические и химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов Коррозия металлов. Защита от коррозии Элементы подгруппы лития. Натрий, калий и их соединения Элементы подгруппы бериллия Kaльций 1 8. Важнейшие соединения кальция, получаемые в промышленности Жесткость воды и способы ее устранения Элементы подгруппы бора Алюминий и его соединения Малое суммативное оценивание Краткий обзор металлов побочных + + подгрупп. Железо. Оксиды и 8 1 гидроксиды железа 13. Производство чугуна и стали Сталь Медь Цинк Хром Практическая работа 1. Свойства металлов и их соединений Малое суммативное оценивание Общая характеристика неметаллов Общая характеристика элементов + 13 подгруппы фтора Хлор Хлороводород и соляная кислота Сравнительная характеристика галогенов Сравнительная характеристика галогенов: химические свойства часы 12

    13 5. Элементы подгруппы кислорода 6. Элементы подгруппы азота 7. Элементы подгруппы углерода ГЛАВЫ И ТЕМЫ Номер параграфа в учебнике С.с Сод.линия 1 Сод.линия 2 С.с С.с С.с С.с Сод.линия. 3 С.с С.с С.с Сод.линия Общая характеристика элементов подгруппы кислорода Сера Сероводород Диоксид серы. Сернистая кислота Триоксид серы 30. Серная кислота Малое суммативное оценивание Большое суммативное оценивание Общая характеристика элементов подгруппы азота. Азот и его оксиды Аммиак Соли аммония Азотная кислота Соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе Фосфор Оксид фосфора(v) и ортофосфорная кислота Практическая работа 2. Свойства неметаллов и их соединений Минеральные удобрения и их классификация. Азотные удобрения Фосфорные и калийные удобрения Малое суммативное оценивание Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод Оксиды углерода Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе Кремний Диоксид кремния и метакремниевая кислота Природные соединения кремния и их применение в технике Малое суммативное оценивание 1 С.с С.с Часы 13

    14 ГЛАВЫ И ТЕМЫ Номер параграфа в учебнике С.с Сод. лин. 1 Сод.лин. 2 Сод.лин. 3 Сод.лин. 4 С.с С.с С.с С.с С.с С.с С.с С.с С.с часы 8. Углеводороды 9. Кислородсодержащие и азотсодержащие производные углеводородов 51. Что изучает органическая химия? Теория химического строения органических соединений. Классификация органических соединений 53. Предельные углеводороды (aлканы). Метан 54. Непредельные углеводороды. Углеводороды этиленового ряда (алкены). Этилен 55. Aцетиленовые и диеновые углеводороды. Ацетилен 56. Циклические углеводороды циклопарафины и ароматические углеводороды 57. Природные источники углеводородов и их переработка Малое суммативное оценивание Предельные спирты. Этанол, этиленгликоль и глицерин 60. Предельные альдегиды. Уксусный альдегид 61. Карбоновые кислоты. Уксусная кислота и высшие карбоновые кислоты 62. Сложные эфиры. Жиры. Мыло и другие моющие средства Углеводы Белки Высокомолекулярные соединения полимеры 66. Практическая работа 3. Свойства органических соединений Малое суммативное оценивание Большое суммативное оценивание 1 Bсего: 68 часов 14

    15 ТАБЛИЦА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТАЛЛОВ 2. МЕТАЛЛЫ ГЛАВНЫХ ПОДГРУПП 3. МЕТАЛЛЫ ПОБОЧНЫХ ПОДГРУПП 4. ЭЛЕМЕНТЫ ПОДГРУППЫ ФТОРА 5. ЭЛЕМЕНТЫ ПОДГРУППЫ КИСЛОРОДА 6. ЭЛЕМЕНТЫ ПОДГРУППЫ АЗОТА ГЛАВЫ И ТЕМЫ 1. Обзор металлов; нахождение в природе и общие способы их получения. Сплавы металлов 2. Общие физические и химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА И НОМЕР ПОДСТАНДАРТОВ Г Ф Б Б И Ф Б Ф Ф Коррозия металлов. Защита от коррозии Ф Б Б Г П.м И Элементы подгруппы лития. Натрий, калий и Ф Б И их соединения 5. Элементы подгруппы бериллия. Kaльций Ф Важнейшие соединения кальция, получаемые в промышленности. Жесткость воды и способы ее устранения 7. Элементы подгруппы бора. Алюминий и его соединения 8. Краткий обзор металлов побочных подгрупп. Железо. Оксиды и гидроксиды железа Ф Б Б И Ф Ф Производство чугуна и стали Г Mедь, цинк и xром Ф Ф Ф Практическая работа 1. Свойства металлов Ф и их соединений 12. Общая характеристика неметаллов Ф Б Общая характеристика элементов подгруппы Ф Б фтора 14. Хлор Ф Хлороводород и соляная кислота Ф Б И Сравнительная характеристика галогенов Б И Общая характеристика элементов подгруппы Ф Б кислорода 18. Сера Ф Б И Сероводород Ф Диоксид серы. Сернистая кислота. Триоксид Ф серы 21. Серная кислота Ф Б И Общая характеристика элементов подгруппы Ф Б Б И азота. Азот и его оксиды 23. Аммиак Ф Б Соли аммония Ф Ф Ф Азотная кислота Ф Б И Соли азотной кислоты. Круговорот азота в Ф Ф Ф природе 27. Фосфор Б Ф И Б Оксид фосфора(v) и ортофосфорная кислота Ф Практическая работа 2. Свойства неметаллов и их соединений 30. Минеральные удобрения и их классификация. Азотные удобрения Ф М Ф Г И Б Фосфорные и калийные удобрения М Ф Г И Б

    16 7. ЭЛЕМЕНТЫ ПОДГРУППЫ УГЛЕРОДА 8. УГЛЕВОДОРОДЫ 9. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ И АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ 32. Общая характеристика элементов Б Ф Ф И подгруппы углерода. Углерод Б Оксиды углерода Б Ф Ф Угольная кислота и ее соли. Круговорот Б Ф Ф углерода в природе 35. Кремний Ф Диоксид кремния и метакремниевая кислота Ф Природные соединения кремния и их Ф Ф Ф применение в технике 38. Что изучает органическая химия? П.м Ф Ф Теория химического строения органических Ф Б соединений. Классификация органических соединений 40. Предельные углеводороды (aлканы). Метан Б Ф Ф И Б Непредельные углеводороды. Углеводороды Ф Ф этиленового ряда (алкены). Этилен Г И Б Ацетиленовые и диеновые углеводороды. Ф Ф И Б Ацетилен 43. Циклические углеводороды Б Ф Ф циклопарафины и ароматические углеводороды 44. Природные источники углеводородов и их Г переработка 45. Предельные спирты. Этанол, Ф Ф И Б этиленгликоль и глицерин 46. Предельные альдегиды. Уксусный Ф Ф И Б альдегид 47. Kaрбоновые кислоты. Уксусная кислота и Ф Ф И Б высшие карбоновые кислоты 48. Сложные эфиры. Жиры. Мыло и другие Б Ф Ф моющие средства 49. Углеводы Б Ф Ф Ф Белки Ф Ф Б Высокомолекулярные соединения полимеры 52. Практическая работа 3. Свойства органических соединений Ф Ф Ф Ф Ф Б П.м. Познание мира, И. Информатика, Ф. Физика, Б. Биология, Г. География, Т. Технология, М. Математика Примечание: Представленные в таблице возможности межпредметной интеграции соответствуют реализуемым стандартам по каждой теме. 16

    17 Образец годового планирования по химии в IX классе В таблице представлен рекомендуемый пример годового планирования. План предусмотрен на 34 недели с учетом 2 часа в неделю (68 часов в год). В зависимости от целей, поставленных в процессе преподавания, педагог по своему усмотрению может внести изменения в рекомендуемый годовой план. Недели Темы Реализуемые стандарты Межпредметная интеграция Стратегии: методы, формы работы Ресурсы (интернет-ресурсы могут быть взяты из источников, указанных по соответствующим темам) Методы и средства оценивания 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя Металлы. Диагностический урок по свойствам металлов Обзор металлов; нахождение в природе и общие способы их получения Ф2.1.3 Б2.1.3 Ф2.2.2 Г Ф2.1.3 Ф3.1.1 Б Сплавы металлов Ф3.2.1 Б И4.1.3 Общие физические и химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов Коррозия металлов. Защита от коррозии Б Ф2.2.2 Ф3.2.2 Б Ф3.1.1 П.м И3.2.1 Б Г Металлы Интервью, индивидуальная ра- «металлы», таблица Учебник, рисунки по теме бота, работа в Периодической системы парах, работа в элементов. малых и больших группах Интервью, поэтапное чтение, обсуждения, презентации, индивидуальная работа, работа в парах, малых и больших группах Интервью, обсуждение, презентация, решение проблемы, индивидуальная работа, работа в парах, малых и больших группах Интервью, обсуждение, презентация, индивидуальная работа, работа в парах, малых и больших группах Обсуждение, исследование, презентация, решение проблемы, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах 17 Учебник, таблица Периодической системы элементов, коллекция металлов, раствор CuCl 2, Fe 2 O 3, порошок Al, тигель, фольга из Al, песок, лента из Mg и пластинка из Fe, или гвоздь, выпрямитель напряжения, компьютер, проектор. Учебник, образцы сплавов. Учебник, таблица Периодической системы элементов, таблица ряда электрохимического напряжения металлов, коллекция металлов, порошки, пластинки и проволока из различных металлов, металлы Al, Mg, Na, K, Ca, Zn, Fe, Be, Cu, а так же İ 2, S, соляная и серная кислоты, раствор NaOH. Учебник, фотоизображения с явлением коррозии, опилки Zn; пластинки из цинка и меди, железные гвозди, пробирки, вода, растительное масло, раствор CuSO 4 и соляная кислота. Интервью (диагностический лист учителя), устные вопросы и ответы, различные задания Устные вопросы и ответы, различные задания, проект (презентации учащихся) Рассказ в виде диалога, организация самостоятельной работы и обсуждение, наблюдение, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Рассказ с элементами проблемного, диаграмма Венна, наблюдения, устные вопросы и ответы, задания. Проект (презентации учащихся) Наблюдения, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся)

    18 7-я неделя 6-я неделя 5-я неделя 4-я неделя Элементы подгруппы лития. Натрий, калий и их соединения Элементы подгруппы бериллия. Kaльций Важнейшие соединения кальция, получаемые в промышленности Жесткость воды и способы ее устранения Элементы подгруппы бора. Алюминий и его соединения Ф3.1.1 Б И4.1.3 Ф3.1.1 Ф3.1.1 Б И Б4.2.2, И4.1.3 Малое суммативное оценивание Краткий обзор Ф2.2.1 металлов побочных подгрупп. Железо. Оксиды и гидроксиды железа Производство чугуна и стали Интервью, презентация, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Интервью, презентация, двухместный дневник, индивидуальная работа, работа в малых и больших групппах Интервью, презентация, обсуждение, решение проблемы. Индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Интервью, презентация, обсуждение, решение проблемы. Индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Ф3.1.1 Интервью, презентация, обсуждение, решение проблемы. Индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Интервью, презентация, обсуждение, решение проблемы, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Г Интервью, презентация, обсуждение, решение проблемы. Индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Сталь Г Интервью, презентация, обсуждение, решение проблемы. Индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Учебник, таблица Периодической системы элементов, металлы Li, Na и K, пробирки, мензурки объемом 50 мл, фенолфталеин, вода и бензол. Учебник, таблица Периодической системы элементов, металлы Mg и Ca, также S, пробирки, раствор фенолфталеина, спиртовка, соляная кислота. Учебник, таблица Периодической системы элементов, плакаты и рисунки по теме. Учебник, таблица Периодической системы элементов, плакаты и рисунки по теме. Учебник, таблица Периодической системы элементов, плакат по применению алюминия, опилки алюминия, порошок Al 2 O 3, пробирки и штативы, растворы NaOH, HCl и H 2 SO 4, AlCl 3,. Учебник, таблица Периодической системы элементов, порошок Fe, растворы HNO 3, H 2 SO 4, HCl, FeCl 2, FeCl 3, NaOH, NH 4 SCN, пробирки. Учебник, таблица Периодической системы элементов, плакаты по производству чугуна. Учебник, таблица Периодической системы элементов, плакаты по производству стали. Наблюдения, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Наблюдения, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Наблюдения, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Наблюдения, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Наблюдения, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью (диагностический лист учителя для заметок), устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся 18

    19 8-я неделя 9-я неделя Медь Ф2.2.1 Интервью, презентация, обсуждение, решение проблемы. Индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Цинк Ф3.1.1 Интервью, презентация, обсуждение, индивидуальная работа, работа в парах, малых и больших группах Хром Ф3.1.1 Интервью, презентация, обсуждение, решение проблемы. Индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Практическая работа 1. Свойства металлов и их соединений Ф3.1.1 Ф я неделя Малое суммативное оценивание 10-я неделя 11-я неделя Общая характеристика неметаллов Общая характеристика элементов подгруппы фтора Хлор Ф2.1.3 Б Ф2.1.3 Б Интервью, презентация, работа в малых группах 2. Неметаллы Интервью, презентация, обсуждение, решение проблемы, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Интервью, презентация, обсуждение, решение проблемы, работа в парах, работа в малых и больших группах Ф3.1.1 Интервью, решение проблемы, презентация, обсуждение, работа в парах, работа в малых и больших группах Учебник, таблица Периодической системы элементов, стружки, пластинки и проволока из Cu, конц. HNO 3 и H 2 SO 4. кислоты, пробирки, порошок серы, спиртовка. Учебник, таблица Периодической системы элементов, гранулы Zn, конц. кислоты HNO 3 и H 2 SO 4, раствор NaOH, пробирки, порошок S, спиртовка. Учебник, таблица Периодической системы элементов, стружки Cr, конц. кислоты HNO 3 и H 2 SO 4, соляная кислота, пробирки, порошок S, спиртовка. Учебник, стружки железа, гранулы цинка, соляная и разбавленная серная кислоты, растворы AgNO 3, AlCl 3, NaOH, FeCl 3, также CuO, спиртовка, пробирки, набор пипеток, часовое стекло. Учебник, таблица Периодической системы элементов, плакаты, демонстрирующие неметаллы, древесный уголь, кристаллы йода, порошок серы. Учебник, таблица Периодической системы элементов, плакаты, демонстрирующие неметаллы. Учебник, таблица Периодической системы элементов, порошок KMnO 4 или MnO 2, конц.соляная кислота, медный провод, Na, красный фосфор, пробирки, порошок Fe и S, спиртовка, штатив, колба Вюрца, колба Эрленмейера, вата. Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Задания (опыт), презентация (наблюдение, отчет по результатам выполненной работы), сотрудничество Интервью (диагностический лист учителя для заметок), устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) 19

    20 15-я неделя 14-я неделя 13-я неделя 12-я неделя Хлороводород и соляная кислота Сравнительная характеристика галогенов Сравнительная характеристика галогенов: химические свойства Общая характеристика элементов подгруппы кислорода Сера Сероводород Диоксид серы. Сернистая кислота. Триоксид серы Ф3.1.1 Б И3.2.4 Б Ф2.1.3 Б И Ф2.1.3 Б1.1.2 Ф3.1.1 Б И Интервью, презентация, обсуждение, сравнение, решение проблемы, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Интервью, презентация, обсуждение, сравнение, решение проблемы, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Интервью, презентация, решение проблемы, обсуждение, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Интервью, презентация, решение проблемы, обсуждение, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Интервью, презентация, решение проблемы, обсуждение, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Ф3.1.1 Интервью, презентация, решение проблемы, обсуждение, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Ф3.1.1 Интервью, презентация, решение проблемы, обсуждение, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах 20 Учебник, таблица Периодической системы элементов, соль NaCl, конц. серная кислота, алюминиевая фольга, оксид железа (III), раствор NaOH, кристаллы Na 2 CO 3, KMnO 4, конц. соляная кислота, раствор AgNO 3, пробирки, спиртовка, колба Вюрца, колба Эрленмейера. Учебник, таблица Периодической системы элементов, плакаты, изображающие образцы неметаллов, мензурка, кристаллы йода, бензол. Учебник, таблица Периодической системы элементов, плакаты, изображающие образцы неметаллов, мензурка, кристаллы йода, бензол. Учебник, таблица Периодической системы элементов, плакаты, изображающие образцы элементов подгруппы кислорода. Учебник, таблица Периодической системы элементов, конц. азотная кислота, Na, алюминий, красный фосфор, порошки Fe и S, пробирки, спиртовка, колбы. Учебник, таблица Периодической системы, элементов, соль Na 2 S, соляная кислота, парафин, порошок серы, растворы CuCl 2, Pb(NO 3 ) 2 и NaOH, лакмусовая бумага, пробирки, спиртовка, штатив, вата, газоотводная трубка. Учебник, таблица Периодической системы элементов, осколки меди, серная кислота, лакмусовая бумага, пробирки, спиртовка, штатив, вата, газоотводная трубка. Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся)

    21 Серная кислота Ф3.1.1 Б И Интервью, диаграмма Венна, презентация, решение проблемы, обсуждение, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Малое суммативное оценивание 16-я неделя Большое суммативное оценивание Общая характеристика элементов подгруппы азота. Азот и его оксиды Ф2.1.3 Б Б И я неделя 18-я неделя 19-я неделя Аммиак Соли аммония Азотная кислота Соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе Фосфор Ф2.1.3 Б Ф3.1.2 Ф2.2.2 Ф3.1.1 Ф Б И Ф Ф Ф Б Ф И Б Интервью, презентация, решение проблемы, обсуждение, индивидуальная работа, работа в парах, в малых и больших группах Интервью, презентация, решение проблемы, индивидуальная работа, работа в парах, работа в малых и больших группах Интервью, презентация, обсуждение, индивидуальная работа, работа в парах, работа в малых и больших группах Интервью, обсуждение, диаграмма Венна, решение проблемы, презентация, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Интервью, проведение исследования, обсуждение, решение проблемы, индивидуальная работа, работа в парах, работа в малых и больших группах Интервью, обсуждение, двухместный дневник, проведение исследования, работа в малых и больших группах 21 Учебник, таблица Периодической системы элементов, стружки меди и цинка, железный гвоздь, соляная кислота, растворы NaOH, BaCl 2, Na 2 CO 3, лакмусовая бумага, пробирки, спиртовка, штатив, вата. Учебник, таблица Периодической системы элементов, плакаты, изображающие образцы элементов подгруппы азота. Учебник, таблица Периодической системы элементов, соль NH 4 Cl, Ca(OH) 2, порошок серы, растворы CuCl 2, Pb(NO 3 ) 2 и NaOH, лакмусовая бумага, пробирки, спиртовка, штатив, газоотводная трубка. Учебник, таблица Периодической системы элементов, растворы NH 4 OH, HCl, H 2 SO 4, NH 4 Cl, NaOH, (NH 4 ) 2 CO 3, и лакмусовая бумага, пробирки, спиртовка, штатив, вата, газоотводная трубка. Учебник, таблица Периодической системы элементов, стружки меди и цинка, железный гвоздь, серная кислота, азотная кислота, раствор NaOH, кристаллы NaNO 3, лакмусовая бумага, пробирки, спиртовка, штатив. Учебник, таблица Периодической системы элементов, соли NH 4 NO 3, (NH 4 ) 2 CO 3, (NH 4 ) 2 Cr 2 O 7, NH 4 Cl, фенолфталеин и лакмусовая бумага, пробирки, спиртовка, штатив. Учебник, таблица Периодической системы элементов, образцы KClO 3, Ca, красного фосфора и S, пробирки, химическая ложка, шпатель, спиртовка, колбы. Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся)

    22 20-я неделя 21-я неделя Оксид фосфора(v) и ортофосфорная кислота Практическая работа 2. Свойства неметаллов и их соединений Mинеральные удобрения и их классификация. Азотные удобрения Фосфорные и калийные удобрения Ф Интервью, обсуждение, решение проблемы, презентация, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Ф3.1.1 Ф М1.2.5 Б М Ф Г И Б М Ф Г И Б я неделя Малое суммативное оценивание Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод Б Ф Ф И я неделя Оксиды углерода Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе Б Б Ф Ф Б Ф Ф Интервью, проведение опыта, презентация, работа в малых группах Интервью, обсуждение, решение проблемы, презентация, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Интервью, обсуждение, решение проблемы, презентация, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Интервью, обсуждение, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Интервью, обсуждение, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Интервью, обсуждение, работа в малых и больших группах Учебник, таблица Периодической системы элементов, стружки меди, раствор серной кислоты, лакмусовая бумага, пробирки, спиртовка, штатив, газоотводная трубка, вата. Учебник, фарфоровая чашка, чайная ложка, Cu(OH) 2, NaOH,CaC 2, KMnO 4, CaCO 3, CH 3 CHO, CH 3 COOH, реактив Толленса, глицерин, метилоранж, стеклянная палочка, набор пробирок, штативы, пробки, газоотводные трубки, спиртовка, лакмусовая бумага. Учебник, таблица Периодической системы элементов, растворы NH 4 NO 3, NaOH и серной кислоты, лакмус, пробирки, спирт. Учебник, таблица Периодической системы элементов, AgNO 3, (NH 4 ) 3 PO 4 пробирки, спиртовка, штатив. Учебник, таблица Периодической системы элементов, плакаты, изображающие образцы элементов подгруппы углерода. Учебник, таблица Периодической системы элементов, кусочки мрамора, соляная кислота, муравьиная кислота, конц. серная кислота, известковая вода, осушители газа, кристаллизатор, спички, лакмусовая бумага, аппарат Киппа или Кирюшкина, пробирки, спиртовка, штатив, газоотводная труба. Учебник, таблица Периодической системы элементов, магниевая лента, растворы CaCO 3, CaO, NaOH, соляная кислота, лакмус, пробирки, спиртовка, штатив. Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) 22

    23 27-я неделя 26-я неделя 25-я неделя 24-я неделя Кремний Диоксид кремния и метакремниевая кислота Природные соединения кремния и их применение в технике Ф Обсуждение, презентация, решение проблемы, работа в малых и больших группах Ф Интервью, обсуждение, диаграмма Венна, сравнительная таблица, решение проблемы, презентация, индивидуальная работа, работа в парах, работа в малых группах Ф Ф Ф Малое суммативное оценивание Что изучает органическая химия? Теория химического строения органических соединений. Классификация органических соединений Предельные углеводороды (aлканы). Метан Ф Ф Ф Б Б Ф Ф И Б Интервью, презентация, двухместный дневник, индивидуальная работа, работа в малых группах Учебник, таблица Периодической системы элементов, SiO 2, Mg, NaOH, соляная кислота, пробирки, химическая ложка, шпатель, спиртовка, химический стакан. Учебник, таблица Периодической системы элементов, растворы Na 2 SiO 3, HCl и NaOH, лакмус, пробирки, спиртовка, штатив. Учебник, таблица Периодической системы элементов, плакаты с изображением природных минералов, силикатов и продуктов силикатной промышленности. 3. Введение в органическую химию Интервью, презентация, работа в парах, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Интервью, обсуждение, решение проблемы, презентация, индивидуальная работа, работа в малых и больших группах Интервью, моделирование, поэтапное чтение, презентация, индивидуальная работа, обсуждение, работа в малых и больших группах Учебник, плакаты с изображением строения молекул метана, этана, пропана и бутана, детали для сбора шаростержневых моделей этих молекул, рисунки и плакаты с изображением органических соединений. Учебник, плакаты с изображением строения молекул метана, этана, пропана и бутана, детали для сбора шаростержневых моделей этих молекул, рисунки и плакаты с изображением органических соединений. Учебник, плакаты с изображением строения молекул метана, этана, пропана и бутана, а также плакаты, отображающие гибридизированные орбитали атома углерода, детали для сбора шаростержневых моделей молекул, рисунки и плакаты с изображением органических соединений. Образцы CH 3 COONa, NaOH и CuO, известковая вода, кусок свечи, гексан, керосин, пробирки, газоотводная трубка с пробкой, спиртовка, ступка, штатив. Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) Интервью, устные вопросы и ответы, задания, проект (презентации учащихся) 23

    docplayer.ru