Что такое реформирование отношений собственности

понятие и формы собственности. реформирование отношений собственности

Собственность – это отношения между людьми по поводу присвоения-отчуждения кем-то (индивидом, коллективом, государством, обществом) чего-то (материальных и духовных благ, деятельности)

Черты собственности:

  • Присвоение – приобретение благ, необходимых для жизни и производства.
  • Отчуждение – переход чего-то от кого-то кому-то
  • Пользование – низшая форма присвоения, которая означает извлечение субъектом полезных свойств вещи
  • Владение – фактическое обладание вещью, контроль над ней независимо от извлечения из нее полезного эффекта
  • Распоряжение – определение порядка использования благ, высшая форма присвоения.
  • Субъекты – собственники ср-в производства, непосредственные производители и потребители. Объекты – все, что может быть присвоено и отчуждено.

    Частная – тип отношений между людьми по поводу условий и результатов производства, когда индивид или группа лиц имеет исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектами собственности.

  • Трудовая – источник – трудовая деятельность
  • Нетрудовая — возникает в результате имущества по наследству, дивидендов от акций, облигаций и т.д.
  • Общественная – тип отношений между людьми по поводу условий и результатов производства, когда все общество имеет исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектами собственности и все члены общества относятся к условиям и результатам производства как к своим.

  1. Государственная. Виды: республиканскаяи коммуналь­ная(муниципальная). Республиканская собственность яв­ляется достоянием всех граждан республики. К ней отно­сятся земля, ее недра, республиканские банки, средства государственного бюджета, предприятия и народнохозяй­ственные комплексы, учебные заведения, другое имущест­во. Коммунальная собственность выражает отношения по поводу имущества ассоциации граждан, живущих в облас­тях, районах и других административно-территориальных образованиях. Права собственника здесь осуществляют местные органы власти. К ней относятся средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли и быто­вого обслуживания, транспорт, промышленные и стро­ительные предприятия, учреждения народного образования, культуры и другое имущество.
  2. Коллективная — права собственника на имущество осуществляет коллектив людей, совместно владеющих им. Формами коллективной собственности в Беларуси являют­ся:
    • арендная
    • кооперативная
    • акционерная
    • собственность хозяйственных обществ и хозяйственных ассоциаций
    • об­щественных и других организаций и объединений

Реформирование отношений собственности – разгосударствление (сокращение государственного влияния на деятельность субъектов хозяйствования) и приватизация (переход от государственной собственности к любым негосударственным формам)

Условия приватизации:

  • Соединение платного и бесплатного способов приватизации;
  • Обеспечение права каждого гражданина на часть госсобственности, которая передается бесплатно;
  • Предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий
  • Контроль за приватизацией со стороны гос-ва и общественности;
  • Обеспечение гласности;
  • Постепенность и поэтапность;

Не подлежат приватизации:

  • Предприятия, определяющие обороноспособность страны
  • Предприятия, обеспечивающие гарантированный гос-вом минимум соц услуг населению
  • Объекты, являющиеся национальным и культурным достоянием страны
  • Особенности приватизации:

  • Практическое отсутствие частной собственности во всех отраслях экономики на момент начала приватизации
  • Необходимость преодоления недоверия трудовых коллективов и директората к приватизации с учетом сложившегося в советские годы менталитета
  • Неразвитость в стране фондового рынка и его инфраструктуры, что лишает каких-либо ориентиров при расчете рыночных цен объектов приватизации
  • jurisprudence-konspect.org

    newinspire

    Реформирование отношений собственности в России

    Начало реформирования отношений собственности в России постсоветский период было положено Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», который устанавливал многообразие форм собственности в российской экономике и впервые закрепил право частной собственности физических и юридических лиц на орудия и средства производства и объединяющие их имущественные комплексы.

    Затем постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. было проведено разграничение государственной собственности на федеральную, субъектов Федерации и муниципальную собственность.

    С принятием этих основополагающих актов были созданы необходимые правовые условия и предпосылки для кардинальных социально-экономических реформирований отношений собственности в России посредством приватизации государственной и муниципальной собственности и преобразования государственных предприятий в акционерные общества.

    Отправным моментом в этом процессе следует считать принятие Закона РСФСР от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», который устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной, социально ориентированной экономики.

    В ст. 1 ныне действующего Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (в редакции от 21.07.2014) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

    Действующее законодательство выделяет два этапа приватизации в России:

    1) этап чековой и льготной для трудовых коллективов приватизации до июля 1994 г.;

    2) продолжающийся и поныне этап денежной приватизации.

    Одновременно с приватизацией начался и в тесной взаимосвязи с ней проходил процесс коммерциализации государственных предприятий и их акционирования.

    Начало массовому акционированию государственных предприятий было положено Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества».

    Обязательному преобразованию в акционерные общества открытого типа подлежали все находящиеся в федеральной и субъектов Федерации собственности предприятия и их объединения со средней численностью работающих более 1000 человек или с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. более 50 млн рублей, независимо от их вхождения в состав трестов, ассоциаций, концернов, союзов, межотраслевых, региональных и иных объединений предприятий.

    Акционерное общество с момента его регистрации выходит из структуры управления соответствующих министерств, ведомств и органов отраслевого управления местной администрации.

    newinspire.ru

    Глава 3. Реформирование отношений собственности в России

    Исследуя ход рыночных преобразований можно заключить, что в России созданы основы рыночной экономики и начинается процесс стабилизации и экономического развития посредством использования преимущественно рыночных механизмов.

    Систематизирующим фактором рыночной экономики служит частная собственность на средства производства, а ее главным механизмом — конкуренция между товаропроизводителями.

    Директивно-плановая модель хозяйствования советского типа оказалась в конечном счете менее экономически эффективной по сравнению с западной моделью рыночного хозяйствования, вследствие чего необходимость рыночных преобразований была признана неизбежной. В системе этих преобразований разрушение государственно-монополистической собственности на средства производства составило основу дальнейших социально-экономических преобразований в российском обществе.

    Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике22. Оно означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается.

    Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям23:

    разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения, демонополизация;

    создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;

    возникновение новых организационных структур, новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.п.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

    Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике.

    В целом разгосударствление собственности — сложный, противоречивый и социально-конфликтный процесс, занимающий достаточно длительный период времени.

    В странах, традиционно называемых капиталистическими, процесс разгосударствления собственности означает возврат к привычной для них форме собственности, в функционировании которой ими был накоплен огромный исторический опыт. Кроме того, масштабы разгосударствления сравнительно невелики, поскольку государственная собственность никогда не принимала там всеохватывающего характера. Далее, в этих странах в частных руках имеются значительные капталы, поэтому процесс разгосударствления происходит в основном путем приватизации (точнее реприватизации), что к тому же облегчается хорошо развитой рыночной инфраструктурой24.

    Для России трудности разгосударствления собственности во многом обусловлены противоположными моментами: традиции частной собственности были практически полностью утрачены; основная масса населения не имела сколько-нибудь значительных средств; огромны масштабы государственной собственности; сложившаяся ментальность значительной части населения усугубляет этот сложный процесс идеологическими воззрениями, их борьбой.

    В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация. Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

    Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства местных органов власти в собственность25:

    предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия;

    материальных и нематериальных активов предприятий;

    долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ);

    принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий.

    Таким образом, различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая является понятием, охватывающим весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

    Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д. В приложении 1 представлены данные о приватизации имущественных комплексов в России.

    После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества) и т.д.

    Немаловажное значение принимает тот факт, по каким отраслям были распределены приватизированные объекты. В приложении 2 дана соответствующая информация. Как видно из таблицы, наиболее широко объекты приватизации использовались в обрабатывающей промышленности, в розничной торговле.

    В таблице 1 представлены данные о количестве предприятий различных форм созданных в ходе приватизации.

    Основные характеристики открытых акционерных обществ, образованных в процессе приватизации26

    1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

    Число акционерных обществ, созданных в течение

    соответствующего года — всего

    2816 199 125 125 314 414 396 386 254 225

    в том числе по формам собственности1):

    федеральная 1326 36 11 10 159 121 112 97 73 23

    субъектов Российской Федерации 859 138 93 94 120 214 200 245 109 127

    муниципальная 631 25 21 21 35 79 84 44 72 75

    Уставный капитал, млн. руб. (1995 г. — млрд. руб.) 585 1970 1451 1029 9767 5087 25278 8912 9973 14517

    Число акционерных обществ, в отношении которых

    принято решение об использовании специального

    права «золотая акция»

    429 8 2 1 10 1 — 2 — —

    Эмиссия акций при создании открытых акционерных

    856 1062 234 169 98 535 15931 259 994 603

    Как видно из таблицы 1, массовая приватизация была в 1995 г., в последствии приватизация проходила планомерно.

    Масштабы приватизации в той или другой стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.

    Разгосударствление и приватизация могут проводиться на основе бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажи мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него. В Законе о приватизации Российской Федерации продажа государственного имущества с незначительными оговорками (льготная продажа акций членам трудовых коллективов, рассрочка платежа, передача некоторой части имущества трудовым коллективам безвозмездно) признается абсолютно преобладающей27.

    Лидер приватизации — Великобритания предложила следующие способы приватизации: распродажа и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции.

    Процессы приватизации и разгосударствления за последние годы резко изменили структуру собственности в России. Налицо становление новой тенденции в развитии собственности. На смену монопольному господству одной ее формы приходит реальный полиморфизм собственности, многообразие ее форм и основанных на них видов хозяйствования. В таблице 2 представлена структура предприятий по формам собственности.

    Однако на развертывании этих процессов сказывается целый ряд факторов, к ним относятся отсутствие законов или существенные пробелы в законодательстве, обусловленные десятилетним невниманием к правовой стороне собственности.

    Как видно из табл. 1, 83,3% общего числа предприятий составляют предприятия с частной формой собственности. Конечно, судить по количественному показателю о соотношении форм собственности в России значит упрощать реальную ситуацию в экономике. Сегодня анализ форм собственности и форм хозяйствования переносится на основные качественные показатели: сравнительной экономической эффективности двух форм собственности, а также условиям, обеспечивающим повышение экономической эффективности деятельности предприятий, основанных как на частной, так и на государственной формах собственности на капитал.

    Распределение предприятий по формам собственности (на 1 января 2009 г.)28

    Тыс. В процентах к итогу

    1996 2001 2004 2005 2006 2007 2008 2009 1996 2001 2004 2005 2006 2007 2008 2009

    Число предприятий и организаций — всего 2250 3346 4150 4417 4767 4507 4675 4772 100 100 100 100 100 100 100 100

    studfiles.net

    Что такое реформирование отношений собственности

    Многообразие форм собственности и их характеристика. Формы хозяйствования единоличное владение, партнерство, корпорация. 3.Разгосударствление и приватизация экономики. Зарубежный опыт. 4.Реформирование отношений собственности в переходной экономике России. [c.5]

    Последующие разделы учебника в соответствии со спецификой современного экономического развития России и Башкортостана включают темы, рассматривающие экономические явления как в статике, так и в динамике их изменчивости и переходном состоянии. Раскрываются характерные черты развития рыночных отношений в постсоветской России и Башкортостане, специфика реформирования отношений собственности, инвестиционной политики, внешнеэкономических отношений, развития отдельных регионов РБ. [c.12]

    Первым обязательным действием, обеспечивающим условия для проведения конкретных мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятий в условиях становления рыночной экономики, является реформирование отношений собственности. Процесс реформирования отношений собственности на государственных предприятиях включает два этапа разгосударствление и приватизацию, которые могут проводиться последовательно и/или параллельно. Разгосударствление является необходимым условием осуществления реформирования предприятия и реального сектора экономики в целом, а также создания условий для реализации второго этапа. При этом проведение приватизации должно учитывать опыт России и других стран. Прежде всего, это относится к выбору модели и конкретных методов приватизации, определению динамики этого процесса и соответствующих приоритетов. В то же время сложность и время реализации второго этапа не должны быть препятствием для реализа- [c.474]

    Начало 90-х годов для России ознаменовалось бурными переменами как в политической, так и в экономической жизни. На первый план выдвинулась проблема реформирования отношений собственности. С этой целью Правительством РФ было принято решение о начале массовой приватизации государственного имущества. [c.449]

    На первом этапе реформирования межбюджетных отношений в России Республика Башкортостан наряду с Татарстаном и Республикой Саха (Якутия) провозгласила свою бюджетную самостоятельность, предусмотрев построение собственной бюджетной системы независимо от бюджетной системы РФ. Бюджетные взаимоотношения РБ и РФ начали строиться по так называемой одноканальной схеме формирования федерального бюджета. [c.437]

    России не нужна унифицированная форма собственности. Россия сыта ею по горло. Ей нужно многоукладное сельскохозяйственное производство на основе эволюции всех его форм в их взаимосвязи. Сказанным проблемы развития аграрных отношений в России не исчерпываются, они гораздо глубже и шире. Главная цель перестройки и реформирования сельского хозяйства — дать импульс развития агропромышленному комплексу в такой степени, чтобы, как минимум, достичь в России самообеспечения всеми необходимыми сельскохозяйственными продуктами. [c.332]

    В Беларуси проблемы производительности, связанные с характером собственности, носят иную направленность. В сфере материального производства, и прежде всего в промышленном комплексе, преобладает государственная собственность. Проводимые мероприятия по разгосударствлению и приватизации имеют скромные результаты и не привели пока к повышению производительности. Поэтому влияние характера собственности на рост производительности необходимо обязательно учитывать при реформировании и реструктуризации промышленного комплекса Республики Беларусь. Поучительным в этом отношении является и негативный опыт России. [c.400]

    Развитие в России рыночных отношений потребовало формирование нового вида деятельности — оценочной. Оценочная деятельность является составной частью процесса реформирования экономики и создания правового государства и включает оценку недвижимости оценку бизнеса оценку машин, оборудования и транспортных средств оценку нематериальных активов и оценку интеллектуальной собственности. [c.3]

    Развитие политического и экономического кризиса привело к путчу против Президента СССР в августе 1991 г. и «параду суверенитетов» союзных республик. Объявила суверенитет и Россия, став независимым государством, после чего движение к рынку ускорилось. Уже в 1991 г. были приняты ключевые для рыночных отношений законы РСФСР — «О собственности», «О предприятии и предпринимательской деятельности», «О конкуренции». И если раньше можно было говорить лишь о реформировании сознания, то с этого момента началось по существу создание рыночной экономики в стране. Именно с конца 1991 г. можно вести отсчет при анализе хода и результативности экономической реформы в России. [c.318]

    Как показывает современный опыт реформирования экономики России на первом этапе, связанный с дезинтеграцией всех отраслей экономики под лозунгом борьбы с монополизмом, в последние годы происходят существенные структурные изменения. Так, в промышленности вновь четко проявляется тенденция к интеграции и концентрации. После относительно небольшого периода дезинтеграции, обусловленной процессами приватизации и разгосударствления, дробления собственности и вывоза капитала за границу, стало ясно, что рыночные преобразования — это надолго, что государственная стратегия преимущественно рыночной ориентации экономики — это всерьез и надолго. Так как стало ясно, что история более эффективных методов управления социально-экономическим развитием государств, чем основанных на механизме законов рыночных отношений пока не изобрела, на фоне постепенной стабилизации политической жизни начался процесс интеграции, кооперации и создания крупных корпораций и ФПГ. Отношение к проблеме монополизации за последнее время значительно изменилось. Традиционная теория не учитывает динамичность современных технологических изменений. Остается без внимания тот факт, что монополия является главным источником инноваций и повышения уровня жизни . [c.48]

    Экономическое реформирование в России достигло сейчас своего решающего рубежа. Проведена крупномасштабная приватизация собственности, негосударственный сектор стал доминирующим в экономике, десятки миллионов граждан стали собственниками, ликвидирован дефицит товаров. Можно указать и на то, что произошло становление новой, коммерческой банковской системы, фондового рынка, финансовых, правовых и иных институтов рыночных отношений. В корне изменился облик субъектов хозяйствования, представленных теперь акционерными обществами, казенными предприятиями, холдингами, финансово-промышленными группами, малым бизнесом, разнообразной инфраструктурой. Но главное в переходном периоде еще впереди. Предстоит освоить все известные механизмы и методы рыночных отношений и государственного экономического регулирования, позволяющие преодолеть кризисные явления и нестабильность в деятельности предприятий, адаптироваться к новым условиям и обеспечить устойчивый экономический рост. Компетентность, профессиональные знания и навыки руководителей, искусство ориентироваться в сложной обстановке и принимать правильные решения, повсеместная и безусловная ориентация на нужды и запросы потребителей выходят сегодня на [c.14]

    Поиск путей решения проблем реформирования России и ее региональной системы разворачивается на фоне масштабных геополитических, этносоциальных и административно-территориальных изменений в мире. В частности, субъекты Российской Федерации все более включаются в систему отношений собственности на природные ресурсы, средства производства, готовую продукцию, а также в мирохозяйственные связи и др. Это позволяет регионам разрабатывать активную стратегию, укреплять свою целостность, повышать эффективность экономики и социальной сферы. Позиция ученых кафедры общего и специального менеджмента РАГС по этим вопросам излагается в данном учебнике. [c.6]

    Для переходных экономик стран бывшего «социалистического лагеря» сегодня существует широкий спектр перспектив от деградации к зависимой все более отстающей системе хозяйствования развивающихся стран до превращения в новые индустриальные государства от сохраняющих «социалистические» атрибуты и базирующихся на общественной собственности экономик типа китайской до праволи-беральных, основанных на частной собственности систем, начавших с реализации принципов «шоковой терапии». При этом в переходной экономике каждой страны пересекаются три фундаментальные тенденции. Первая из них заключается в постепенном умирании (как естественном, так и искусственном) «мутантного социализма», получившего свое название по сравнению не с теоретическим идеалом, а с реальной существующей в мировой практике тенденцией социализации. Вторая тенденция связана с генезисом отношений постклассического мирового капиталистического хозяйства (современной рыночной экономики, основанной на частно-корпоративной собственности). Третья тенденция заключается в усилении процесса социализации — возрастания роли общественных (групповых, национальных и интернациональных) ценностей в экономическом развитии и гуманизации общественной жизни как предпосылки любых современных трансформаций. Очевидно, что в таких условиях окончательный выбор экономической системы в России будет зависеть в конечном счете от соотношения политических сил в стране, характера проводимых преобразований, масштабности и эффективности осуществляемого реформирования всех сфер общественной жизни, а также от адаптации общества к переменам. [c.21]

    economy-ru.info

    Реформирование отношений собственности в Украине при переходе к рыночной экономике

    Министерство образования и науки Украины

    Одесский государственный экономический университет

    Реформирование отношений собственности в Украине при переходе к рыночной экономике

    Заочной формы обучения

    1 курса, 11 группы

    Одесса ОДЕУ 2005

    Тема: Реформирование отношений собственности в Украине при переходе к рыночной экономике.

    Раздел. Собственность как экономическая категория.________________

    Субъекты и объекты собственности.__________________________ _4

    Экономическое содержание и юридическая форма собственности._____________________________________________ 5

    2. Раздел. Структура собственности.________________________________

    2.2 Типы собственности._________________________________________ 6

    2.3 Виды собственности._________________________________________ 6

    3.Раздел. Процессы реформации собственности в Украине в 90-х, 00-х годах_________________________________________________________ 13

    3.1 Необходимость, основные направления и формы реформирования отношений собственности в Украине._____________________________ 13

    3.2 Содержание переходной экономики со стороны технологического способа производства.__________________________________________ 15

    3.3 Приоритетность форм собственности в период реформирования._______________________________________________ 19

    Список использованной литературы.______________________________ 23

    Собственность является одной из наиболее фундаментальных и основополагающих экономических категорий. Человечество на протяжении тысячелетий изучает сущность собственности. Каждая историческая социально-экономическая эпоха имела собственность и свои взгляды на нее.

    В начале образования человечества собственность рассматривалась как естественное право человека владения предметами природы для своего существования. И это понятно, ибо человек, добывая предметы природы для своего существования, автоматически вступал во владение ими. Но тут еще не было экономически оформленных отношений собственности. Они появляются позже, с появлением экономического обособления отношений производства, способов существования и их потребления. Тут начинается присвоение как общественно-экономические отношения.

    Развитие человеческого общества и возникновение государства обусловили необходимость общественного регулирования отношений присвоения. Наибольшего развития этот процесс достиг во времена Римской империи и нашел свое обобщение в римском праве. Собственность того времени рассматривалась как право собственности, выражалось в трёх атрибутах:

    право владения, распоряжения и потребления.

    Современные экономические теории видят в собственности экономические отношения, однако одни экономисты обозначают собственность как совокупность всех экономических отношений, другие – как основные экономические отношения, а третьи – как первичные экономические отношения данного строя. Не подлежит сомнению, что понятие собственности возникло у людей в результате производства материальных благ и их присвоения. Понятие собственности возникает там и тогда, где и когда возникает несколько самостоятельных, независимых, экономически обособленных производителей, когда возникают между ними отношения по поводу присвоения своих продуктов.

    Таким образом – собственность это не вещь, а отношения между людьми с точки зрения производства и присвоения вещей – продуктов их труда. Это отношение индивидов одного к другому и соответственно их отношения к материалу, орудиям и продуктам туда.

    Собственность существует также там, где существует совокупный труд – общественное производство, ибо и тут в едином процессе общественного труда люди вступают в отношения между собой по причине, как производства, так и присвоения результатов совместного труда.

    Важно подчеркнуть, что собственность – это отношения по причине производства, присвоения и потребления результатов совместного труда.

    Потому, что животные тоже потребляют предметы природы, но отношений собственности не знают. Это указание на первичность факторов производства и присвоения важно еще и потому, что производство и присвоение могут не сходиться по своим масштабам, субъектам, то есть одни могут производить, а другие присваивать и потреблять.

    Таким образом, в абстрактной форме собственность представляется как отношения между индивидами к отчуждению – присвоению деятельности или её результатов.

    Наиболее выразительно собственность как экономические отношения проявляется тогда когда один индивид, отчуждает, прибирает к рукам плоды деятельности другого. Такое отчуждение может быть как оплаченным в результате эквивалентного обмена результатами труда, так и не оплатным присвоением части результатов деятельности одних в пользу других.

    Субъекты и объекты собственности.

    Отношения собственности, возникают лишь при условии существования двух субъектов. Примером может служить известный Робинзон Крузо. Он не

    был собственником, хотя имел вещи в собственном употреблении, потому что не с кем было вступать в отношения их отчуждения. И когда случай

    послал ему Пятницу, он делает просто – лишает его прав юридической и экономической самостоятельности, делая его членом общей семьи. Правда, собственность как отношения отчуждения – присвоения могут исчезнуть и в общественном производстве. Это возможно тогда, когда все члены такого общества в одинаковой степени смогут потреблять совместно добытый продукт, то есть когда совместное производство заканчивается не личным присвоением и потреблением общественного продукта, а совместным. Так велось в давней первобытной общине, где при ограниченных материальных благах они распределялись равными частями для поддержки каждого члена общины. Поэтому и не существовало собственности в их понимании. Такое может случиться и тогда кода цивилизация достигнет уровня сверх достатка материальных благ и пропадет необходимость личного присвоения. Это время будет называться коммунизмом, где лозунгом будет – каждому по потребности, от каждого по возможности.

    Для возникновения отношений собственности необходимо, что бы были контрагенты этих отношений, то есть люди, вещи, услуги, на основании которых могут возникнуть отношения между людьми касательно их присвоения. То есть отношения собственности должны характеризоваться субъектами и объектами.

    Субъекты собственности – индивиды, физические особы которые в процессе отчуждения – присвоения материальных благ и услуг могут вступать в отношения между собой по этому поводу. Это, как правило, юридически самостоятельные, экономически независимые участники общественно производства – отдельные работники, трудовые коллективы и государственные учреждения и ведомства.

    Объекты собственности – ими может служить все разнообразие национального богатства, включая землю с ее народами, водный и воздушный просторы, а также произведения интеллектуального труда.

    Категория собственности, как любая другая имеет определенные признаки, которые определяют ее экономическое содержание.

    К наиболее характерным признакам следует отнести:

    1. Собственность – это социально – экономические, производственные отношения между людьми, а не отношение человека к вещи.

    2. Собственность – это результат общественного развития, а не отдельного человека. Изолированный индивид также не может иметь собственности как человек, который бы жил вне общества не умел бы разговаривать.

    3. Собственность – это отношения касательно присвоения материальных благ: средств производства, предметов потребления и услуг.

    4. Поскольку материальные блага производятся с помощью средств

    производства, то первенство принадлежит отношениям касаемо присвоения производства, ибо кто владеет средствами производства, тот владеет и его результатами.

    5. При определенных условиях средства производства могут отчуждаться от непосредственного производителя, то есть собственность на средства производства представляет собой социальную форму объединения рабочей силы со средствами производства.

    6. В реальной действительности собственность всегда выступает в конкретно – исторической форме.

    7. На поверхности экономической жизни отношения собственности выступают, прежде всего, как право собственности.

    Экономическое содержание и юридическая форма собственности.

    Исходя из вышесказанного вытекает, что категорию собственности необходимо рассматривать с двух сторон.

    Экономическое содержание собственности лежит в личном присвоении результатов экономической деятельности людей и реализуется как социально экономические отношения между людьми. Как известно людское сообщество, организуется в разные формы государственного строя. Что бы регулировать общественные отношения между людьми, в т.ч. и экономические. Такое регулирование осуществляется законодательными актами.

    Собственность, как экономические отношения тоже регулируется юридическими актами государства. Поэтому отношения собственности выступают в форме права собственности, которое реализуется в действие трех атрибутов: права владения, права распоряжения, права использования.

    Владение – категория, которая характеризует не ограниченную во времени принадлежность объекта собственности определенному субъекту, фактическое властвование субъекта над объектом.

    2. Распоряжение – это осуществляемое самим владельцем или делегированное им другим экономическим субъектам право принятия управленческих решений по вопросу функционирования и реализации объекта собственности.

    3. Использование – процесс производственного использования и потребления полезных свойств объекта собственности.

    Типы и виды собственности.

    Структура собственности представляет собой совокупность разных типов, видов, форм и систем собственности, что могут действовать или действуют в обществе.

    В структуре собственности, прежде всего, необходимо выделять два типа:

    1. Трудовая или не эксплуататорская.

    Тип собственности характеризует, прежде всего, способ объединения рабочей силы и средств производства. Если непосредственный производитель относится к средствам производства как к своим, которые находятся в полном его владении, распоряжении и использовании. Этот производитель собственным трудом использует их в свом производстве, то в основе этого объединении лежит не эксплуатационный тип собственности.

    Если же непосредственный производитель отделен, отчужден от средств производства, лишен прав владения и распоряжения ими как своими то это характерные признаки эксплуататорского типа собственности.

    Следует различать и два вида собственности:

    Частная – вид собственности, при котором все три функции права собственности принадлежат отдельному частному лицу.

    Общественная – такая, где три ее функции принадлежат не одному частному лицу, а многим, группе лиц, коллективу или обществу в целом.

    Наиболее распространенным типом собственности является капиталистическая собственность.

    Основными чертами ее являются: средства производства, и деньги в виде капитала принадлежат капиталисту (работодателю), непосредственные производители являются нанятыми работниками. Нанятый работник является свободным человеком, ему принадлежит его рабочая сила, которой он может распоряжаться по своему усмотрению.

    В отличие от юридического смысла – принадлежности средств производства капиталистам, а рабочей силы нанятым работникам, экономический смысл капиталистической собственности делают отношения производства нанятыми работниками добавочной стоимости и ее присвоение капиталистом.

    works.doklad.ru