Право закон сперанский

Оглавление:

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

«План» Сперанского

В декабре 1808 г. Сперанский по поручению Александра I начал разработку «Плана государственного преобразования России». Он начал работу над проектом не только с присущей ему энергией, но и с надеждой на его осуществление.

Реформатору были переданы все наработанные материалы «Негласного комитета», записки и проекты, поступившие в Комиссию по составлению государственных законов. К тому времени, по его словам, он “изучил все существующие в мире конституции” и ежедневно обсуждал с императором каждый параграф плана.

Основные положения «Плана»

По существу, «План государственного преобразования России» являлся конституцией с ее неподвижными и неизменными законами. Это было для Сперанского непреложным условием, и сам он об этом говорил так: «Во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные непреложные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы».

Сперанский был убеждённым сторонником конституционного строя. Но в то же время он понимал, что Россия не готова к конституционному строю, а поэтому начинать преобразования следует с реорганизации государственного аппарата. В период с 1808 по 1811годы он составил план государственного преобразования от кабинета императора до волостного правления. Была проведена огромная работа, причем в очень короткие для такого масштаба сроки.

По «Плану» Сперанского, все население делилось на классы:

  • дворянство как владельцы недвижимой собственности
  • среднее состояние (мещане, купцы, государственные крестьяне
  • рабочий народ (слуги, ремесленники, мещане, поденщики).

Разделение проводилось в соответствии с политическими и гражданскими правами: гражданскими обладали все три класса, а политическими – только владеющие недвижимостью. Но предусматривался переход из одного состояния в другое. Наличие гражданских прав означает, что в государстве в определенной степени существует свобода. Но для ее гарантии, считал Сперанский, необходима политическая конституция.

Владимирский комплект законов Российской империи

Он утверждает, что государство должно обеспечить человеку его безопасность и безопасность его имущества, т.к. неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод. Эти права и свободы имеют два вида: личные свободы и вещественные.

Содержание личных свобод:

  • Без суда никто не может быть наказан.
  • Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону.
  • Содержание вещественных свобод:

  • Всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону.
  • Никто не обязан платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу.
  • Как мы видим, Сперанский воспринимает закон как метод защиты, а для этого необходимы гарантии от произвола законодателя. Следовательно, необходимо конституционно-правовое ограничение власти. Поэтому в основу плана государственных реформ Сперанского легло требование укрепления гражданского строя.

    Идея разделения властей

    Идея разделения властей должна была быть положена в основу государственного устройства страны и существовать как законодательная, исполнительная и судебная власти. Эту идею Сперанский позаимствовал на Западе. Он говорил: «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его».

    Сенат должен был стать высшим органом судебной власти. Министерства – исполнительной. Государственная Дума – законодательной.

    Над всеми этими органами учреждался Государственный совет как совещательный орган при императоре, который окончательно утверждал или отклонял представленный на рассмотрение проект, даже если он был принят Думой. Суть конституции сводилась к следующему:

    1) Разделения властей.

    2) Мнения законодательной власти абсолютно свободны и точно отражают народные чаяния.

    3) Судебная власть независима от исполнительной.

    4) Исполнительная власть ответственна перед законодательной.

    Как видим, основные идеи «Плана государственного преобразования России» были довольны радикальными, но почва русской тогдашней действительности была еще не готова принять их. Александра I устраивали лишь частичные преобразования России, прикрытые либеральными обещаниями и общими рассуждениями о законе и свободе. Но он испытывал сильнейшее давление придворного окружения, стремившегося не допустить радикальных преобразований в России.

    Дом в Петербурге, в котором скончался М.М. Сперанский

    1 января 1810 г. было объявлено о создании Государственного совета, и М. М. Сперанский получил в нем должность Государственного секретаря. Вся проходившая через Государственный совет документация оказалась в его ведении. Создание Государственного совета было первым этапом преобразований: именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, все законопроекты должны были проходить через Государственный совет. На общем собрании Госсовета председательствовал сам государь. Он мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания. Первым председателем Государственного совета (до 14 августа 1814 г.) стал канцлер граф Н. П. Румянцев. Главой Государственной канцелярии стал Государственный секретарь (Сперанский).

    Другие реформы

    3 апреля 1809 г. был издан указ о придворных званиях, который менял порядок получения званий и привилегий. Теперь эти звания следовало рассматривать как простые знаки отличия. Привилегии получали только те, кто нес государственную службу. Указ о реформировании порядка получения придворных чинов был подписан императором, но все понимали, что автором его был Сперанский. В России в течение многих десятилетий дети знатных фамилий с рождения получали придворные чины камер-юнкера (5 класса), через некоторое время камергера (4 класса). Став взрослыми они, нигде не служив, автоматически получали «высшие места». А указом Сперанского камер-юнкерам и камергерам, не состоящим на действительной службе, предписывалось в течение двух месяцев найти себе место службы, иначе их ждала отставка.

    Кроме того, он создал план изменения порядка производства в чины, действующего с эпохи Петра I. Сперанский прямо говорит о вреде петровской «Табели о рангах» и предлагает отменить или регламентировать получение чинов, начиная с 6 класса, наличием университетского диплома. Программа предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал 8 классу «Табели о рангах». С этого класса и выше чиновники имели значительные привилегии и высокие оклады. Желающих получить его было много, а сдавать экзамены большинству было не под силу. Понятно, почему Сперанского стали все больше ненавидеть.

    В 1810-1811 гг. Сперанский реорганизовал министерства: они делились на департаменты, департаменты — на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министров, а из всех министров — комитет министров для обсуждения административных дел.

    К началу 1811 г. Сперанский предложил проект преобразования Сената. Он предполагал разделить Сенат на правительствующий и судебный, но затем этот проект был отсрочен. Но по его плану в 1810 году был учрежден Царскосельский лицей.

    М.М. Сперанский на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде

    Все стороны российской действительности были отражены в «Плане преобразований России». В отношении крепостного права Сперанский писал: «Отношения, в которые поставлены оба эти класса (крестьяне и помещики) окончательно уничтожают всякую энергию в русском народе. Интерес дворянства требует, чтобы крестьяне были ему полностью подчинены; интерес крестьянства состоит в том чтобы дворяне были также подчинены короне… Престол всегда является крепостным как единственный противовес имуществу их господ», т.е крепостное состояние было несовместимо с политической свободой. Таким образом, Россия разделенная на различные классы, истощает свои силы в борьбе, которую эти классы ведут между собой, и оставляет правительству весь объём безграничной власти. Государство, устроенное таким образом — то есть на разделении враждебных классов — если оно и будет иметь то или другое внешнее устройство, — те и другие грамоты дворянству, грамоты городам, два сената и столько же парламентов, — есть государство деспотическое, и пока оно будет состоять из тех же элементов (враждующих сословий), ему невозможно будет быть государством монархическим».

    Замысел Сперанского о переходе от самодержавия к конституционной монархии остался невоплощенным.

    www.rosimperija.info

    Реформы Сперанского

    Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

    Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.

    Главные положения проекта реформ Сперанского

    Реформы Сперанского принято разделять на три этапа: 1802-1807, 1808-1810, 1811-1812. Рассмотрим каждый из этапов более пробробно.

    Первый этап (1802-1807)

    На этом этапе Сперанский не занимал должностей особой важности, но при этом, принимая участие в «Негласном комитете», совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу. В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, затем упразднялись Екатериной, однако, в годы Павла 1 опять возобновили свою деятельность, как основные государственные органы при императоре. После 1802 года вместо коллегий создавались министерства. Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров. Кроме этих преобразований, Сперанский опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости грамотного распределения обязанностей среди государственных органов. Эти исследования стали основой для следующих этапов реформ Сперанского.

    Второй этап (1808-1810)

    После увеличения доверия со стороны императора и назначения на важные государственные должности Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов». Это был план реформ Российской империи. Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:

  1. В основе политической власти государства. Разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную – уже созданные Министерства, а судебную – Сенат.
  2. Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета. Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после голосования могли стать законами.
  3. Социальные преобразования. Реформа препдполагала осуществить раздел общества России на три класса: первый – дворянство, второй («среднее сословие») – купцы, мещане и государственные крестьяне, третий – «народ рабочий».
  4. Реализация идеи «природного права». Гражданские права (право на жизнь, арест только по решению суда и т.д) для всех трех сословий, а политические права должны были принадлежать только «свободному люду», то есть первым двум сословиям.
  5. Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно – получить политические права.
  6. Государственная Дума – выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу. Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу.
  7. Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру.

После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.

Третий этап (1811-1812)

Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось:

  • Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
  • Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
  • Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.
  • Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

    Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

    Критиковать Сперанского начали еще в 1809 году после публикации «Введения к уложению государственных законов». Александр 1 воспринимал критику Сперанского как свою личную. Кроме того, поскольку реформы Сперанского были основаны во многом на идеях Французского Просвещения, его критиковали за попытку «заигрывать» с Наполеоном. В результате в Российской империи сформировалась группа влиятельного консервативно настроенного дворянства, которая критиковала императора за попытку «разрушить исторические основы» Российского государства. Один из самых известных критиков Сперанского, его современник, известный историк Карамзин. Более всего дворянство возмущало желание наделить политическими правами государственных крестьян, а также идея дать гражданские права всем сословиям империи, в том числе и крепостным.

    Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.

    Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

    1. Огромное сопротивление российского дворянства.
    2. Не решительность самого императора в проведении реформ.
    3. Нежелания императора формировать систему «трех властей», поскольку это существенно ограничивало роль самого императора в стране.
    4. Возможная война с Наполеоновской Францией, которая, однако, всего лишь приостанавливала реформы, если бы не было других причин для их полной остановки.

      Причины и последствия отставки Сперанского

      Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

      17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.

      Главный итог деятельности Сперанского

      Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

      Личность Сперанского

      Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем. Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина. Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского. В 1801-1802 годах он познакомился с П.Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам. За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени. Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства. Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России.

      После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией. Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет». Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи.

      В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.

      istoriarusi.ru

      Классификация законов в концепции систематизации российского законодательства М. М. Сперанского Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

      Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Иванов Василий Сергеевич

      В данной статье рассматриваются теоретические основания классификации законов М.М. Сперанским , созданной им в рамках подготовки Свода законов Российской империи . Рассматриваются предложенные Сперанским виды систематизации законодательства , цели и задачи систематизации. Анализируется разделения Сперанским законов на государственные и гражданские, описываются виды гражданских и государственных законов. Прослеживается влияние теории классификации законов на структуру Свода законов; проводится анализ структуры Свода законов с учетом поставленных М.М. Сперанским целей работы по систематизации российского законодательства.

      Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Иванов Василий Сергеевич,

      Classification of laws in M.M. Speransky’s conception of systematization of legislation

      In this article the author considered theoretical grounds of M.M. Speransky ‘s classification of laws, which is made by him during the preparation of the Code of Laws of the Russian Empire, the proposals for systematization of Russia legislation, goals and objectives of systematization. The author analyzed the separation of laws on public and civil, description of the types of civil and public laws, showed the influence of the theory of classification of laws on the structure of the Code of Laws, analyzed the structure the Code of Laws with due account taken of goals of systematization of Russia legislation.

      Текст научной работы на тему «Классификация законов в концепции систематизации российского законодательства М. М. Сперанского»

      КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ В КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМАТИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА М.М. СПЕРАНСКОГО

      Иванов Василий Сергеевич, аспирант Университета Российской Академии Образования.

      Место работы: ОАО «Международный банк Санкт-Петербурга» Московский филиал. Главный юрисконсульт.

      Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические основания классификации законов М. М. Сперанским, созданной им в рамках подготовки Свода законов Российской империи. Рассматриваются предложенные Сперанским виды систематизации законодательства, цели и задачи систематизации. Анализируется разделения Сперанским законов на государственные и гражданские, описываются виды гражданских и государственных законов. Прослеживается влияние теории классификации законов на структуру Свода законов; проводится анализ структуры Свода законов с учетом поставленных М. М. Сперанским целей работы по систематизации российского законодательства.

      Ключевые слова: классификация законов, Свод законов Российской империи, М.М. Сперанский, систематизация законодательства.

      CLASSIFICATION OF LAWS IN M.M. SPERANSKY’S CONCEPTION OF SYSTEMATIZATION OF LEGISLATION

      Ivanov Vasily Sergeyevich, a graduate student University of Russia Academy of Education.

      Place of employment: JSC «International Bank of St. Petersburg, the Moscow branch. Chief Legal Officer.

      Annotation. In this article the author considered theoretical grounds of M.M. Speransky’s classification of laws, which is made by him during the preparation of the Code of Laws of the Russian Empire, the proposals for systematization of Russia legislation, goals and objectives of systematization. The author analyzed the separation of laws on public and civil, description of the types of civil and public laws, showed the influence of the theory of classification of laws on the structure of the Code of Laws, analyzed the structure the Code of Laws with due account taken of goals of systematization of Russia legislation. Keywords: classification of laws, Code of Laws of the Russian Empire, M.M. Speransky, Systematization of Russia legislation.

      В 1826 году Николай I поручает Сперанскому подготовить доклад о деятельности по систематизации законодательства за прошедшие 126 лет. Сперанский представляет Николаю I две записки — “Краткое историческое обозрение комиссии составления законов”, в котором он объясняет неудачи предпринимавшихся ранее попыток систематизации, и “Предположения к окончательному составлению законов”, в которых им разработана теоретическая основа будущей систематизации законодательства.

      В “Предложениях к окончательному составлению законов” Сперанский обозначил три основные теоретические проблемы систематизации Российского законодательства, каждой из которых был посвящен соответствующий раздел документа: «1) Определить в точности пространство предприятия. 2) Назначить соразмерные способы. 3) Установить постепенность работ и исчислить время их окончании»1.

      Необходимость регулярного осуществления систематизации законодательства Сперанский связывал с естественным процессом постоянной законотворческой деятельности государств. “Государство зиждется законами, — писал Сперанский, — По мере нужд, по мере расширения сил, по мере самого благосостояния, законы умножаются.”2

      В увеличении числа законов Сперанский усматривал следующие проблемы:

      1) Проблемы в судопроизводстве и управлении. Многообразие, разрозненность и неизвестность законов приводили в результате к принятию судами “решений либо неправомерных, либо пристрастных лишь внешне прикрытых видом закона”3. Единственный выход из этой ситуации Сперанский усматривал в распределении законов по предмету регулирования, отделении действующих законов от (законов), утративших силу.

      2) Проблемы, связанные с необходимостью обновления законодательства. Сперанский выделял два способа модернизации законодательства: по мере необходимости внесение изменений и дополнений в законы, и написание частных уставов, с дополнением и изменением действующих законов4. В несистематизированном законодательстве, согласно Сперанскому, отсутствует возможность соотнесения вносимых изменений и дополнений с действующим законодательством. Кроме того, в подобном случае увеличение числа законов затрудняет порядок и точность их применения, “так как исполнитель редко может положиться на известный ему закон, не зная не изменен ли он, а составные части одного закона могут быть рассеяны во времени целого столетия ”5

      3) Проблемы изучения законов. Некодифицирован-ное законодательство, по мнению Сперанского, делало практически невозможным научное изучение законодательной системы России. «Как, — спрашивал Сперанский, — начертать учебную систему Законов, не зная с достоверностью самых законов во всей их сово-купности?»6

      Сперанский предложил общую схему систематизации законодательства, которая должна была носить тройственный характер и складывалась из подготовки свода законов, составления уложения и написания учебных пособий.

      Свод («digeste»), по определению Сперанского, означает упорядоченную совокупность законов. Сперанский выделял несколько видов сводов в зависимости от классификационных критериев: “Порядок сей бывает хронологический, когда законы слагаются по поряд-

      1 Сперанский М.М. 1)Краткое историческое обозрение комиссии составления законов. Предложение к окончательному составлению законов. Русская старина. 1876. №2 — С. 433-444

      2 Там же. — С. — 433-444

      3 Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб, 2-е изд. 1837, — С. 89-90

      4 См: Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб, 2-е изд. 1837, — С. 89-94( Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб, 2-е изд. 1837. -)

      5 Там же, С. — 92-94

      6 Там же, С. — 97-98

      ку их издания, не взирая на разность их содержания, или азбучный, когда они располагаются по порядку слов и, наконец, систематический, когда они расположены по предметам и по тому же плану, какой принят в уложении”.7

      Уложение («code») — это систематическое изложение законов по (их) предметам регулирования таким образом, “чтобы 1) законы общие предшествовали частным, и предыдущие всегда приуготовляли бы точный смысл и разумение последующих; 2) чтоб все законы по своду недостающие, дополнены были в уложении и обнимали бы сколь можно более случаев, не исходя однако же к весьма редким и чрезвычайным подроб-ностям”8.

      Учебное пособие («institutes») — “то же самое уложение, более методическое и приспособленное к учебному преподаванию в училищах.

      Также Сперанский отмечает, что “сверх трех главных видов есть еще четвертый, принадлежащий к уложению под именем изъяснений (commentaries)” В изъяснениях должен был раскрываться смысл и общие основы законов, объясняться причины и необходимость их изменений и дополнений.

      Представленные в январе 1826 года Николаю I Сперанским записки повлекли за собой решение Николая I об учреждении II отделения в составе Собственной Е.И.В. Канцелярии. Было принято решение о создании Полного собрания и Свода законов Российского империи. Однако от проведения отраслевой кодификации было решено временно отказаться. В рамках работы во II отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, Сперанским был создан его основной теоретикопрактический труд по систематизации российского законодательства — “Обозрение исторических сведений о Своде законов” 1833 года, являющейся одновременно пояснительной запиской к Своду законов Российской империи.

      Работы по составлению Свода законов, по мнению Сперанского, состояли в следующем: ”I. Определить с точностью существо дела и главные его правила. II. Составить план общего разделения законов. III. Учредить по этому плану работы приуготовительные, и потом IV. Учредить работы окончательные.”9

      “Существу дела”, теоретической проработке систематизации законодательства, Сперанский придает особое значение. Отмечая, что “труды прежних комиссий всегда колебались между двумя предположениями: составить Уложение сводное или Уложение исправленное”10, он, следуя указанию Николая I, выбирает первый вариант — “свод законов существующих, устроенных в виде Уложения, с исключением всего недействующего, но без всяких изменений в существе

      Свод законов должен был основываться на содержании Полного собрания законов Российской империи, но “он как сложный акт систематизации законодательства представлял тематическую инкорпорацию законодательного материала с его отраслевой консолидацией по соответствующим разделам свода — отраслям

      7 Там же, С . — 99

      8 Там же, С. — 100

      9 Там же, — С. 142

      10 Там же, — С. 142

      11 Там же, — С. 154

      12 Кодан С.В. Проекты преобразований Политико-правовой сис-

      темы России М.М. Сперанского. — Екатеринбург: УрАГС, 2003. —

      В этом контексте одной из ключевых проблем, вставших перед Сперанским, была проблема определения структуры будущего Свода (схемы расположения законов в своде законов).

      В поисках решения Сперанский фактически возвращается к классификации законов, разработанных и теоретически обоснованных им во “Введении к уложению государственных законов”, разделяя законы на государственные и гражданские. В своей работе “Обозрение исторических сведений о своде законов” он пишет: “два союза, два порядка отношений необходимы в государстве: союз государственный и союз гражданский. Союз государственный есть внутренний и внешний; здесь вопрос только о первом. Союз гражданский есть или семейственный, или союз имущест-вам. Из союзов возникают права и обязанности. Те и другие определяются и охраняются законами. Отсюда два порядка законов: законы государственные и зако-

      Сперанский выделяет “два разряда законов государственных; по различию их предметов и начал, на которых они утверждаются”14. Государственные законы “первого разряда” — “определяют существо союза государственного и прав, от него происходящих. В этом разряде, прежде всего, представляется порядок, которым власть верховная образуется и действует в законодательстве и управлении; органы такого действия и установления; средства, силы государственные. В составе тех и других предполагается известная степень участия подданных; этим определяется их состояние”15. Государственные законы “второго разряда” -“составляют все законы, которыми союз государственный и гражданский и права, они них возникающие, охраняются в их действии мерами общего государственного порядка”16

      Первый разряд государственных законов Сперанский делил на четыре категории:

      1) “Законы основные”,

      2) “Учреждения”, закрепляющие “состав установлений, образ и пределы их действий”,

      3) “Законы сил государственных.” Государственные силы могли бы быть личными или вещественными. “Личные силы” — “силы военные, управляющиеся особыми постановлениями; или силы, предназначаемые для исправления разных нужд государственных в виде повинностей — они управляются законами общими под именем Уставов о повинностях”. “Силы вещественные”

      — “состоят в доходах; порядок их составления и употребления учреждается Уставами казенного управления”17.

      4) “Законы о состояниях”, определяющие права и обязанности подданных.

      Второй разряд государственных законов делился на “законы предохранительные” (Уставы благочиния) и “законы уголовные”.

      Гражданские законы, в свою очередь, также как и законы государственные, делились на два разряда. К первому разряду гражданских законов принадлежали “все законы, которыми определяются права гражданские, т.е., во-первых, законы, которыми устанавливается порядок прав и обязанностей семейственных; во-вторых, законы, которыми устанавливается порядок

      13 Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб, 2-е изд. 1837 — С. 154-155

      14 Там же, С. — 155

      15 Там же, С. — 154-155

      16 Там же, С. — 155

      17 Там же, С. — 155-156

      приобретения и укрепления прав в имуществах; в-третьих, порядок действия этих последних прав в особенном отношении их к государственному и частному кредиту, к торговле, к промышленности и проч.”18 Вторым разрядом гражданских законов являются законы, “которыми охраняется действие прав мерами порядка гражданского”.19

      Первый порядок гражданских законов делится на три категории: 1) “Законы союзов семейственных”, 2) “Общие законы об имуществах”, 3) “Особые законы об имуществах, означаемые по главной цели из под именем законов государственного благоустройства и экономии”;

      Категориями второго порядка гражданских законов являлись: 1)”Законы о порядках взыскания по делам бесспорным”, 2)”Законы судопроизводства общего гражданского, и особенных: межевого и торгового”,

      3)”Законы о мерах гражданского взыскания”.20

      Данная классификация представляющая собой

      “главные основания принятого в Своде разделения

      законов”21, в конечном своем виде имеющим следующую структуру:

      Книга II. Учреждения: а) центральные б) местные в) уставы о службе государственной;

      Книга VI. Уставы государственного благоустройства: а) уставы кредитный, торговый, промышленности; б) уставы путей сообщения, строительный, пожарный, о городском и сельском хозяйстве, о благоустройстве в казенных селениях, о колониях иностранцев в империи;

      Книга VII.Уставы благочиния (законы полиции): а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении и врачебный; б) уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о лицах, содержащихся под стражей и о ссыльных.

      Книга VIII.Законы уголовные и уголовнопроцессуальные;

      Таким образом, первое место в Своде преимущественно занимает первый разряд законов государственных, затем первый и второй разряды законов гражданских, затем второй разряд законов государственных. Данную последовательность изложения Сперанский мотивирует следующим образом: “Законы государственные первого разряда представляются в книгах I, II, III и IV и каждый их вид занимает то самое место, какое в теории ему предназначено: за основными законами следуют законы установлений, затем Уставы управления государственных сил в двух книгах, затем законы о состояниях. Некоторые только части учреждений отделены от общего их состава в I книге и для практического удобства размещены в III вместе с уставами. За ним следовало бы приступить ко второму разряду законов государственных, к Уставам благочиния и законам уголовным; но эти законы составляют общее охранение как союза государственного, так и союза гражданского. Поэтому надлежало прежде из-

      18 Там же, — С. 156

      19 Там же, — С. 156-157

      20 Там же, — С. 157

      21 Там же, — С. 154

      ложить законы, определяющие союз гражданский, и, следовательно, после первого разряда законов государственным перейти к законам гражданским — книги V и VII. Хотя законы эти и делятся также на два разряда; но второй из них, содержащий в себе законы гражданских прав охранения, настолько связан с первым, что отделить их без важных затруднений в практике невозможно; поэтому и распределены они в Своде между законами первого разряда, им соответствующими. За этим весь состав заключается законами государственными второго разряда, законами благочинья и уголовными в книгах VII и VIII” 22

      Данная классификация, по мнению Сперанского, не является глубоким и всесторонним освещением проблемы. “Вопрос о правильном разделении законов принадлежит к высшей их теории или к так называемой философии прав, т.е. к такой части законоведе-нья, в которой разум восходит к первоначальным понятиям нравственности деяний, к понятиям долга, правды и справедливости (ады1 et ^й) и проч. Подобные исследования этих начал может найти приличное место в общей истории законодательства; здесь же в общих чертах представляются одни их последствия.”23

      Но при этом, Сперанским была сформулирована и введена в действие модель классификации законов, формирующая структуру Свода законов “так, чтобы те же законные книги, а не две системы разные, были основанием и в отправлении дел и в учебном образова-нии”24. Разработанная Сперанским классификация законов позволила ему успешно соединить практическую и образовательную цели работы по систематизации российского законодательства, разработать план ведения данных работ и определить структуру будущих систематизационных проектов.

      1. Сперанский М.М. “Введение к уложению государственных законов”, Издание «Русской мысли». М., 1905.

      2. Сперанский М.М. Краткое историческое обозрение комиссии составления законов. Предложение к окончательному составлению законов. Русская старина. 1876. №2

      3. Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб, 2-е изд. 1837. — 175 С.

      4. Сперанский М.М. Проекты и записки, М.-Л. , Изд-во АН СССР, 1961.- 244 С.

      5. История политических и правовых учений: Учебник Под ред. О.Э. Лейста М.: Юридическая литература, 1997. — 576 С.

      6. Кодан С.В. Проекты преобразований Политикоправовой системы России М.М. Сперанского. — Екатеринбург: УрАГС, 2003, с. — 156 С.

      7. Кодан С.В. Юридическая политика Российского го-ударства в 1800-1850-е г.г. Часть. 2. — Екатеринбург, УрАГС, 2004 с. — 240 С.

      Аспирантом УРАО В.Ивановым написана статья на тему: «Классификация законов в концепции систематизации российского законодательства М.М. Сперанского», в которой уделяется внимание рассмотрению

      22 Там же, С. — 154-157

      23 Там же, С. — 156

      24 Там же, С. — 156

      законотворческой деятельности Сперанского в «Комиссии по составлению законов», созданной Александром I и II-ом Отделении Собственной Канцелярии Его Императорского Величества Николая I.

      В.Иванов проанализировал, виды, предложенной Сперанским систематизации законодательства. Мыслитель разделял их по целям и задачам, стоящим перед каждым из них. В общей схеме систематизации законодательства, у него значатся четыре части: свод законов(«digeste»); Уложение («code»); Учебное пособие («institutes») и Комментарии(commentaries).(с.3)

      В статье анализируется обоснование необходимости всех этих четырех частей для составления современного Свода законов. Каждую из них Сперанский предполагал составлять различными способами систематизации законов, в зависимости от ее целевого назначения: первая -Свод, охватывала все российское законодательство, начиная с Уложения 1649 года, располагая его в хронологическом порядке, согласно приему инкорпорации; вторая — Уложение — предполагала составление действующих законов с отделением общей части от особенной, и с заменой устаревших законов новыми нормативными актами. Таким образом, в этой части была предложена кодификация, в качестве способа систематизации законодательства. Институции предполагали создание учебных пособий, а в Комментариях раскрывался « смысл и общие основы законов» (с. -3).

      Кроме того, Сперанский предложил провести еще дополнительную классификацию всех законов по предмету регулирования, поделив их на “1) Свод законов гражданских. 2) Свод законов уголовных. 3) Свод законов полиции и хозяйства. 4) Учебную книгу законов судебных. 5) Приуготовить издание полного собрания законов по хронологическому порядку6)

      Однако Николаем I в План Сперанского были внесены изменения и, в конечном счете, принятая комиссией, под руководством Сперанского, классификация законов сводилась к следующей структуре:

      Книга I. Основные государственные законы;

      Книга II.Учреждения: а) центральные б) местные в) уставы о службе государственной;

      Книга III. Законы правительственных сил: а) уставы о повинностях; б) уставы о податях и пошлинах; в) устав таможенный; г) уставы монетный, горный и о соли; д) уставы лесной, оброчных статей, арендных старостин-ских имений;

      Книга IV.Законы о состояниях;

      Книга V. Законы гражданские и межевые;

      Книга VI. Уставы государственного благоустройства: а) уставы кредитный, торговый, промышленности; б) уставы путей сообщения,

      Сперанский, как показал в своей статье В.Иванов, не считал, данную схему расположения законодательства глубокой и всесторонней. “Вопрос о правильном разделении законов, — писал он,- принадлежит к высшей их теории или к так называемой философии прав, т.е. к такой части законоведенья, в которой разум восходит к первоначальным понятиям нравственности деяний, к понятиям долга, правды и справедливости (aqui et justi) и проч. Подобные исследования этих начал может найти приличное место в общей истории законодательства; здесь же в общих чертах представляются одни их последствия.” Несмотря на несовершенство, с точки зрения мыслителя, теоретического основания предпринятого труда, им была сформулирована и введена в действие модель систематизации законов, формирующая структуру Свода законов. В

      статье показано, что разработанная Сперанским теория классификация законов позволила ему успешно соединить практическую и образовательную цели работы по систематизации российского законодательства, разработать план ведения созданного продукта, и определить структуру будущих проектов по дальнейшему усовершенствованию инкорпорации и кодификации законодательства. Глубокие теоретические разработки Сперанского в области систематизации законодательства, а также средств и способов ее осуществления, остались, к сожалению, не полностью востребованными как современниками, так и потомками мыслителя.

      В этом плане работа аспиранта Иванова вполне актуальна, и может быть востребована современными юридическими дисциплинами, связанными с теорией законотворчества и систематизации законов.

      В связи с изложенным, считаю, что данная статья аспиранта В. Иванова написана на соответствующем теоретическом уровне, необходимом для рекомендации ее к публикации в журнале, рецензируемом ВАК.

      зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин УРАО, д.ю.н., профессор Золотухина Н.

      cyberleninka.ru