Основные законы и категории философии

Принципы, законы и категории диалектики

Устойчивое содержание диалектики (как идеалистической, так и материалистической) представляет система принципов, законов и категорий. Они раскрывают процесс развития применительно к духовному (идеальному) и физическому (материальному) бытию. Но более важным на практике является изучение характеристик материалистической диалектики. В ней анализируется не только развитие, но и диалектика познания, диалектика мышления, другие значимые аспекты развития духовного (идеального) бытия.

Кратко рассмотрим основные элементы материалистической диалектики.

1. Принципы диалектики. Принцип в теории – основное, исходное положение какого-либо учения, конкретной науки, а также убежденность исследователя в чем-либо, норма или правило его мышления и социальной активности. Принцип в философии – основание, из которого надо исходить и которым необходимо руководствоваться в познании и практической деятельности.

Принципы диалектикивсеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности. Они сформулированы на основе категорий и законов диалектики, являются их обобщением. Выделяют два основных принципа диалектики:

• принцип всеобщей связи;

Существуют и другие принципы диалектики: принципы детерминизма, противоречивости, количественно-качественного развития бытия, преемственности, необходимости и др. Они формулируются на основе конкретных диалектических законов, в процессе познания существенных сторон и признаков, происходящих изменений в бытии, в ходе конкретизации характеристики связей бытия.

Принцип связи – это всеобщее положение (требование, рекомендация, императив), которое выражает (охватывает) все многообразие связей бытия и сформулировано в суждении: «в бытии (мире) все взаимосвязано».

Связь – философская категория, которая отражает все формы, типы и виды соотношения, взаимообусловленности, взаимозависимости, взаимовлияния и взаимодействия предметов и явлений материального мира, чувственных и логических образов сознания.

Связи бытия объединяются в группы (классифицируются) но многим основаниям. Общая классификация связей представлена видами и характером связей.

Виды связей бытия включают:

• связи видов движения (социальные, психические, биологические, химические, физические и др.);

• связи форм бытия (пространственные, временные, структурные, функциональные, причинные и др.).

Характер связей бытия представлен связями, определяющими закон (закономерность) и связями, не определяющими закон (ситуативными связями). К связям, определяющим закон, относятся: внутренние, существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся и др. К не определяющим закон – внешние, несущественные, случайные, неустойчивые, разовые и др.

Связи бытия характеризуют также положение покоя и движения, статики и динамики, структуры и развития. Объяснение диалектических связей дает возможность определить закономерную связь, закон.

Закон в философии – внутренняя, существенная, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь бытия, конкретного его вида или формы.

Человек, познавший какие-либо законы, может управлять их действием, создавать или исключать условия их проявления. Особенно важно изучать законы общественного развития и совершенствования человека. Классификация законов также многообразна. Они бывают всеобщими, общими и специальными. Существуют законы бытия природы, общества и человека, а также законы мышления, функционирования сознания, мировоззрения, всего духовного мира человека. Известны законы структуры, функционирования и развития. Выделяются законы динамические и статистические. Особое место в классификации законов занимают законы диалектики, которые характеризуют динамику развития объектов бытия.

Принцип развития – это всеобщее положение (требование, рекомендация, императив), которое выражает (охватывает) все многообразие бытия и сформулировано в суждении: «в бытии (мире) все развивается».

Развитие – философская категория, отражающая такое движение (изменение) бытия от прошлого и настоящего к будущему, которое имеет определенную направленность, необратимость, механизм возникновения нового. Оно приводит к изменению качества, к превращению объекта в иное состояние или иной объект.

Принцип развития характеризует поступательное и необходимое изменение бытия, возникновение нового и отмирание старого через переход от менее к более совершенному. Развитию присуще наличие источников, движущих сил (детерминант) и механизма, преемственность, направленность и другие признаки. Они конкретизируются в законах и категориях диалектики. Применительно к человеку и обществу развитие оценивается как прогрессивное и регрессивное. Важным всегда является выяснение закономерного характера развития, чтобы человек имел возможность управлять им. Например, можно участвовать в войне, полагаясь на ее и свою стихии. Но для человека важнее и полезнее знать законы войны, чтобы использовать их для своего целесообразного участия в ней, для достижения победы.

2. Законы диалектики. Важным структурным элементом диалектики являются законы. Они условно делятся на две группы: основные и неосновные. Основные законы раскрываются с помощью нескольких категорий диалектики. Неосновные законы выражены, как правило, парными категориями диалектики, например: причина и следствие (закон причинно-следственной зависимости), необходимость и случайность (закон взаимоперехода необходимого и случайного), сущность и явление, возможность и действительность и др.

К основным законам диалектики относятся:

• закон единства и борьбы противоположностей;

• закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

• закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей (или закон противоречивости) выражает устойчивые, существенные, необходимые внутренние и повторяющиеся связи, состоящие в зарождении источника развития, возникновении, обострении и разрешении противоречий через борьбу противоположностей. Закон раскрывает источники и движущие силы всякого развития. Смысл закона состоит в том, что в объектах бытия всегда имеются взаимовлияю- щие признаки и элементы, которые могут изменяться как в сторону взаимодополнения и объединения, так и в сторону взаимоотрицания друг друга и разъединения. Потенциальное или реальное их существование и соотношение без нарушения целостности объекта, взаимодействие с нарушением целостности, а также противодействие сторон, ведущее к разрушению объекта и замене его другим объектом, характеризуют основные состояния объекта в процессе его развития.

«Победа» одной из взаимодействующих или противодействующих сторон означает качественное развитие объекта. Так, в процессе столкновения в научном познании нескольких противоборствующих научных концепций образуется новое знание, носящее синтетический, взаимодонолнительный характер.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений выражает устойчивые внутренние, существенные, необходимые и повторяющиеся связи, состоящие в реализации механизма всякого развития на основе взаимодействия количественных и качественных показателей объекта в пределах меры или ее нарушения. Динамика действия закона состоит в том, что от состояний уравновешенности количественных и качественных параметров объект в результате изменений приобретает новое соотношение количества и качества, которое нарушает меру или со стороны количества, или со стороны качества.

Преимущественные изменения эволюционного характера происходят в количественных показателях объекта. На определенном этапе количественные изменения начинают все более не соответствовать существующему качеству. Изменившиеся количественные данные начинают нарушать меру соответствия качеству. Происходит скачок (быстрый переход) объекта к новому качеству и новой мере соотношения количества и качества или возникает иной объект.

Взаимные переходы количества и качества раскрывают сложную и изменчивую динамику внутреннего развития объекта, когда он сохраняет свою сущность и совершенствуется или так существенно видоизменяется, что переходит в другой объект. Например, в течение нескольких лет обучения в вузе студент накапливает большое количество знаний, которое к концу его пребывания в университете должно перерасти в новое качество, – он должен стать профессионалом в избранной им специальности. Накопление знаний сверх определенной величины представляет собой нарушение меры соотношения количества (знаний) и качества (профессионализма). Студент приобрел качества специалиста, хотя по другим, в том числе и качественным признакам, он сохранил свою целостность и определенность.

Закон отрицания отрицания (или диалектического синтеза: «тезис – антитезис – синтез») выражает устойчивые внутренние, существенные, необходимые и повторяющиеся связи, состоящие в реализации преемственности и направленности всякого развития через необратимую смену старого новым. Согласно данному закону развитие от старого к новому осуществляется через скачки в количественно- качественных изменениях, через возникновение и разрешение противоречий, через частичный переход старого в новое. Закономерность диалектического отрицания (отрицания отрицания) состоит в том, что осуществляется преемственная связь между старым и новым, сохраняется ранее достигнутое, но уже в новом качественном состоянии объекта.

Преемственность отрицания старого новым состоит также и в том, что в новом сохраняются как положительные, так и отрицательные процессы и признаки старого. Если в природном бытии такая тенденция не всегда имеет место из-за отсутствия «оценивающего» субъекта, то в общественной и индивидуальной жизни людей негативная преемственность выражена весьма последовательно. Например, агрессивность, вооруженное насилие, наркомания, пьянство, грубость и хамство, преступность имеют, к сожалению, свои «традиции» и «преемственность». Подобное можно сказать и о многих других проявлениях негативной преемственности. Попытки людей преодолеть массовые и опасные негативные тенденции развития пока не дают положительных результатов. Сложившуюся ситуацию можно объяснить по-разному. Но важным, наверное, остается то, что их глубинные закономерные основы пока остаются непознанными, а многие конкретные группы людей не заинтересованы в их преодолении.

Образное развитие представляет собой сложную и многообразную расширяющуюся «спираль» с бесконечным числом различных витков и состояний. Развивающийся объект, двигаясь вперед и обогащаясь результатами развития, может как бы останавливаться на месте, возвращаться назад или утрачивать достигнутое.

3. Категории диалектикиосновные понятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процессы развития бытия. Это также исходные формы логического мышления, когда его объектом выступает развитие.

При изучении диалектики специально рассматриваются так называемые парные категории. Они соотносительные, характеризуют развитие с иных сторон, чем основные законы развития. Парные категории образуют группу неосновных законов диалектики.

Категории диалектики классифицируются по разным основаниям. В зависимости от отражения процессов развития в видах бытия можно выделить категории, характеризующие развитие материального и идеального (духовного) бытия. Выделяются группы категорий, характеризующих особенности развития природы, человека и общества. Категории диалектики дифференцируются в зависимости от того, отражают ли они развитие объективного мира, процесса познания человека, его мышление или практическую деятельность людей с позиций прогресса или регресса.

В самом учении о развитии категории группируются в зависимости от того, что они раскрывают в проявлении принципов, основных и неосновных законов. Категории, характеризующие принципы и основные законы диалектики, нами уже рассмотрены. Необходимо пояснить соотносительные категории. К таким категориям относятся: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, свобода и необходимость, сущность и явление, содержание и форма, общее, особенное и единичное (целое и часть) и др.

Можно отметить, что значительная часть соотносительных категорий характеризуют детерминацию связей и развития бытия. Это относится прежде всего к категориям «причина и следствие», «необходимость и случайность», «возможность и действительность», «сущность и явление». Соотносительные категории отражают также самоорганизацию и системность бытия через связи структуры, существования и развития.

Все категории диалектики приобретают специфику в зависимости от того, какие виды и формы бытия они отражают. Если категории, объясняющие связи и развитие материального мира, имеют, например, объективное содержание и субъективную форму выражения, то категории, объясняющие идеальное объективное бытие, субъективны и по содержанию, и по форме. Такие понятия, как «бог», «ангел», «мировой разум», «абсолютная идея», «мировой дух», экспериментально-практически не обосновываются и не опровергаются. Они аргументируются логическими средствами или принимаются (не принимаются) без доказательств на основе мировоззренческого выбора и в логической характеристике имеют «нулевой объем», так как в материальной действительности не существует тех объектов, которых они отражают. Содержание и внешние образы «нулевых понятий» субъективно формируются людьми.

К объектам субъективного и объективного идеального чаще применяется категория «связь», чем категория «развитие». Бог, например, в большинстве конфессий признается идеальным (нематериальным), неразвивающимся и непознаваемым абсолютом, но обладающим созидательной способностью. Неразвивающимися считаются также абсолютное добро, абсолютная красота, религиозный рай или ад, домовой, леший и другие явления, существование которых кто-то признает. Вместе с тем, давая объяснение абсолютной идее

Г. Гегеля или содержанию нашего сознания, мы подчеркиваем наличие в них не только связей, но и связей развития. Но если развитие чувственных и мыслительных образов в сознании человека можно подтвердить практикой, проверкой знаний и т.п., то обосновать развитие абсолютной идеи, как это делал и сам Г. Гегель, можно только логически.

Соотносительные категории диалектики используются в первую очередь для объяснения материальных процессов и явлений. Так, углубленное осмысление изменений и развития внешних и внутренних связей войны помогает раскрыть ее сущность и явление (обнаружение, объективацию), содержание и форму. Практическое взаимодействие людей с множеством сходных и различных объектов послужило основой выработки понятий единичного, особенного и общего, а также части и целого. Категории необходимости и случайности позволяют разграничивать закономерное и ситуативное, разовое (единичное) и общее (типическое). Массовое проявление однородных случайностей позволяет обнаружить закономерное, необходимое.

Все категории диалектики, как и отражаемые ими виды и формы бытия, взаимосвязаны. В процессе познания человеком окружающего мира и самого себя, в ходе предпринимаемых преобразований материальной действительности они функционируют единым комплексом, выступают инструментом познания и регуляции практической деятельности людей. Категории диалектики – это эффективное средство познания практики, развития логического мышления, методологическая основа профессиональной деятельности.

Таким образом, диалектика, представляющая единство принципов, законов и категорий играет важную мировоззренческую, методологическую, познавательную и ценностно-ориснтирующую роль для человека и общества.

studme.org

PhilosofFine

Основные законы и категории диалектики

В понятии закона любой науки мыслятся такие связи и отношения предметов действительности, которые характеризуются признаками объективности, существенности, всеобщности, устойчивости и повторяемости. В отличие от правила закон не имеет исключений и его действию подвержены все явления данной области мироздания. По степени распространенности законы делятся: 1) универсальные или всеобщие законы, действующие во всем мире, т. е. в материальной и идеальной сферах; 2) общие, сфера действия которых ограничена или природой, или обществом, или мышлением; 3) частные законы, действующие в некоторой части фундаментальных областей мира (например, законы электричества, экономические законы, законы логики и т. д.).

Кроме того, законы различают по степени соотношения необходимости и случайности в них: динамические, в которых действие случайности сведено к нулю, и статистические, в которых действие случайности в принципе не может быть равно нулю, ибо в них совокупное действие случайностей определяет форму необходимости. Последние в современной науке и философии рассматриваются как более фундаментальные по отношению к первым.

Особенностью законов диалектики является то, что из всех известных человечеству законов по степени распространенности к первой из указанных выше групп относятся только они. Их универсальность выражается не в их вездесущности, а в объективной неизбежности закономерного взаимодействия мировых явлений. Всеобщность диалектических законов заключается не в их приложимости ко всему и вся, а в том, что они детерминируют тенденции самовоспроизводства мира.

Другую особенность законов диалектики образует их вероятностная, статистическая природа. При этом обнаруживается их системный характер: 1) как взаимозависимые элементы номической структуры мира, они характеризуют сущностные стороны процессов развития; 2) как взаимосвязанные элементы процесса познания, они образуют и характеризуют основные ступени, стадии и стороны познания мира.

Еще одна особенность законов диалектики заключается в том, что их формулировки носят качественный характер и не содержат в себе какие-либо количественные константы.

Поскольку любой закон выражает отношение, то и диалектические законы предполагают соотносящиеся стороны. Будучи предельно общими, они регулируют отношение между универсальными и всеобщими сторонами и свойствами вещей и явлений мироздания. Такие стороны и свойства действительности отображаются с помощью философских категорий, которые представляют собой предельно общие понятия, отражающие свойства и отношения природы, общества и мышления. Категории диалектики не только выражают фундаментальные свойства мира, но и выступают как ступени его познания. Основные законы развития мира раскрывают механизм, причину и направленность изменений, происходящих в нем. Их содержание выражается через взаимосвязь соответствующих категорий, их координацию и субординацию.

Источник саморазвития детерминирует закон единства и борьбы противоположностей. В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречие, т. е. единство противоположностей, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Закон противоречия детерминирует источник саморазвития и самодвижения предмета как имманентного ему. Поэтому он занимает центральное место в диалектике, являясь ее сутью, «ядром».

Содержание закона единства и борьбы противоположностей выражается через взаимодействие категорий тождества, различия, противоположности и противоречия. Категория тождества выражает одинаковость, симметричность, единство взаимоисключающих сторон существования предмета. Тождество полюсов, таких как правое — левое, плюс — минус, хорошее — плохое, определяется самим фактом существования предмета как единой целостной системы, обладающей количественной и качественной определенностью. Последняя влечет за собой отличие, неодинаковость, непохожесть, асимметрию, отрицание друг в друге вплоть до взаимоисключения противоположных полюсов. Этот аспект существования предмета выражает категория различия. Доводя различие элементов и тенденций развития некоторой целостности до предела, мы мыслим их как противоположности, как стороны существования этой целостности, непосредственно несовместимые друг с другом. Вместе с тем они образуют системное единство, определяемое всей совокупностью взаимосвязей как внутри рассматриваемой целостности, так и ее внешних взаимодействий со средой. Такое единство, одновременно проявляющееся в тождестве и различии противоположностей, выражает категория противоречия. Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которой противоположности порождают друг друга, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь в нечто новое. Так изменчивость и наследственность, будучи факторами биологической эволюции, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь всякий раз образованием нового вида живой материи.

Смотрите также

Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные основания мира, природы и человека, стремлением анализировать действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет .

Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение — сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, .

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при .

www.philosoffine.ru

23.Понятие закона и категорий в философской науке. Специфика законов и категорий в диалектике.

Закон, необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон (философ.) выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Но не всякая связь есть Закон (философ.) Связь может быть необходимой и случайной. Закон (философ.) — это необходимая связь. Он выражает существенную связь между сосуществующими в пространстве вещами. Это Закон (философ.) функционирования. Так, например, Закон (философ.) всемирного тяготения гласит: все тела притягиваются друг к другу с силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Наряду и в единстве с Закон (философ.) функционирования существуют Закон (философ.) развития, выражающие тенденцию, направленность или порядок следования событий во времени. Так, общество закономерно развивается от одной общественно-экономической формации к другой. «. Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 135). В системе объективного идеализма Закон (философ.) трактуется как выражение мирового разума, воплощённого в природе и обществе. С точки зрения субъективного идеализма Закон (философ.) привносится познающим субъектом в реальный мир: разум даёт законы природе. Например, согласно неопозитивизму, Закон (философ.) — это чисто логический феномен; Закон (философ.) не присуща объективная необходимость; он обладает лишь логической необходимостью. Диалектический материализм исходит из того, что Закон (философ.) носят объективный характер, выражая реальные отношения вещей, а также их отражение в сознании. Закон (философ.) могут быть менее общими, действующими в ограниченной области и изучаемыми отдельными конкретными науками — физикой, химией, биологией (например, Закон (философ.) естественного отбора); более общими (например, Закон (философ.) сохранения энергии, циркуляции информации), изучаемыми рядом областей знания, и всеобщими, универсальными (законы диалектики, например переход количественных изменений в качественные и др.), которые исследуются философией.

Одни Закон (философ.) выражают строгую количественную зависимость между явлениями и фиксируются в науке математическими формулами (например, Закон (философ.) всемирного тяготения); другие Закон (философ.) не поддаются математическому выражению (например, Закон (философ.) естественного отбора). Различают также динамические и статистические Закон (философ.)Динамические Закон (философ.) выражают необходимую причинную связь, при которой взаимоотношение между причиной и следствием однозначно. Зная начальное состояние той или иной системы (например, движение Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли), можно точно предсказать солнечное или лунное затмение. В отличие от динамической, статистическая закономерность представляет собой диалектическое единство необходимых и случайных событий. В этом случае из начального состояния системы её последующие состояния следуют не однозначно, а с определённой вероятностью, характеризующей меру осуществимости того или иного случайного события (например, выигрыша по лотерейному билету).

Реализация Закон (философ.) зависит от соответствующих необходимых условий, наличие которых обеспечивает переход следствий, вытекающих из Закон (философ.), из состояния возможности в действительность. В природе Закон (философ.) действуют как стихийная сила. Общественно-исторические Закон (философ.), будучи равнодействующей сознательных человеческих действий, есть законы самой человеческой деятельности: они создаются и реализуются только людьми. Но действие общественных Закон (философ.), так же как и Закон (философ.) природы, объективно: в основе исторического процесса лежит развитие способа производства.

На основании познания Закон (философ.) достигается предвидение будущего, осуществляется претворение теории в практику. Посредством познанных Закон (философ.) оказывается возможным управление как природными, так и социальными процессами. Отражённые в мышлении Закон (философ.) составляют ядро науки. Власть человека над окружающим миром измеряется объёмом и глубиной знания его Закон (философ.)

Философские категории — это фундаментальные понятия философии, содержанием которых являются обобщенные знания о свойствах и связях действительности. Категории философии разрабатывались на протяжении всей ее истории. Менялось их количество, пересматривалось и уточнялось содержание, предлагались разные системы. По-разному трактовалась сущность категорий. Но несмотря на все различия, они почти всегда интерпретировались как формы рационального познания, с помощью которых создавалась общая картина мира. В догегелевской философии категории рассматривались вне их связи и взаимообусловленности. Гегель впервые разработал развернутую систему взаимосвязанных категорий, представив их как ступени развития абсолютной идеи, а следовательно — всего материального и духовного мира. В материалистической диалектике категории рассматриваются как отражение, обобщение и преобразование в сознании человека свойств и связей объективного мира. В гносеологическом аспекте гегелевская система категорий быть представлена как процесс познания. Познание движется от явления к сущности, последовательно раскрывая противоположные стороны объекта, выражая их в парных категориях. Разумеется, это движение специфически проявляется в каждом отдельном познавательном процессе. Вместе с тем оно выражает общую закономерность познания, его «общий ход». Нельзя познать качество вещи, не зная ее свойств; мера вещей познается на основе познания их количественной и качественной определенности; сущность явления раскрывается на основе знания общего, содержания, необходимого и т.д. В этом процессе категории выступают как формы и ступени познания. Из всех философских категорий, а к ним относятся все фундаментальные понятия этой области знания, важнейшую гносеологическую функцию выполняет группа категорий, выражающая движение мышления от незнания к знанию, от менее глубоких к более глубоким знаниям, от явления к сущности. Специфика законов и категорий в диалектике В начале познания действительность представляет собой чувственно воспринимаемое нерасчлененное целое, некую неопределенность. Познающий субъект выделяет часть этого целого, познания — некоторую определенность, нечто. Объективной основой этого выделения является относительная изолированность отдельных вещей и процессов, благодаря которой каждый из них может рассматриваться как относительно самостоятельная часть единого целого.

Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

Главная проблема диалектики — что такое развитие?

Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие — высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

Суть диалектики, ее рациональный смысл выражают ее принципы, законы и категории.

Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.

Закон объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы — это положения науки, отражающие необходимые, существенные устойчивые связи и качества объектов. Под законами понимаются и сами эти связи и качества. Законы диалектики носят философский характер и поэтому обладают всеобщностью. Вследствие действия законов мир не является абсолютным хаосом; законы вносят в его существование определенную регулярность, упорядоченность, соразмерность, гармонию, устойчивость форм и качеств.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

— охватывают все сферы окружающей действительности;

— раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяют 3 базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей, который заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (например: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето и т.д.);

переход количества в качество, который заключается в том, что при определенных количественных изменениях обязательно меняется качество, при этом качество не может меняться бесконечно, наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры — к коренной трансформации сущности предмета;

отрицания отрицания, который заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым

Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия науки. Например к категориям физики относятся такие понятия как сила, энергия, заряд, масса, квант и др. К диалектическим категориям относятся такие понятия как противоречие, связь, развитие, система, необходимость, случайность, закон, сущность, явление и др.

Категория диалектики — наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

studfiles.net