Ответы юристов римское право

11. Деятельность юристов как источник римского частного права. Римская юриспруденция и юридические школы.

На начальном этапе своего развития юриспруденция носила религиозную форму

(юристы были жрецами-понтификами: Колле?гия понти?фиков (лат. Collegium Pontificum) — в Древнем Риме — высший жреческий институт царского и республиканского периода, возглавлялся Великим понтификом, который до III в.

По преданию, Гней Флавий (писец) в 304 году похитил и обнародовал секретные документы жрецов, а примерно в 50-х годах этого же века Тиберий Корунканий (позже первый консул их плебеев) сделал свои консультации публичными. С тех пор юриспруденция в Риме перестала составлять монополию жрецов, оказалась доступной и светским лицам.

В произведениях Цицерона выделялись 4 формы деятельности юристов:

· Cavere – ограждение интересов гражданина при совершении сделок

· Respondere – консультативная работа (дача гражданам, обращавшимся к юристам, советов по возбуждавшим сомнение вопросам)

· Scribere – составление деловых документов

· Agere – руководство процессуальными действиями сторон (но не как адвокат, а просто дача определенных советов)

Большинство римских юристов принадлежали к господствующему классу общества. Не имея законодательной власти, римские юристы тем не менее своей консультационной практикой влияли на развитие права авторитетом своих научно-практических заключений, т. е. фактически их деятельность имела правообразующий характер.

Формальное признание правотворческой деятельности римские юристы получили в эпоху принципата (первые 3 века н. э. ). Именно в этот период римская юриспруденция достигла своего расцвета. Несмотря на переход к монархии (в форме принципата) деятельность некоторых юристов приобретает даже большее значение. Принцепсы были заинтересованы в сохранении авторитета юристов, так как юристы в большинстве случаев проводили их политику (в особенности при разрешении повседневно возникавших трудных коллизий ввиду обострявшихся классовых противоречий).

Сила римских юристов состояла в неразрывной связи науки и практики. Они творили право на почве разрешения конкретных жизненных казусов.

Также в тесной связи с практикой римские юристы обучали молодых людей, желавших посвятить себя юридической деятельности. Они, с одной стороны, слушали теоретический курс права (эта форма обучения называлась instituere, а учебники институциями), а с другой стороны, присутствовали при консультациях, даваемых их учителями (это называлось instruere).

Наиболее известными римскими юристами являлись:

· Секста Элия Пэта Ката (2 в до н. э. ) которому принадлежит сборник, охватывавший законы, толкование их и описание форм процессе,

· Лабион, основоположник прокульянской школы юристов (по имени его ученика Прокула),

· Капитон, основоположник сабиньянской школы ( по имени его ученика Сабина),

· также можно назвать Помпония ( от которого до нас дошли сведения по истории русской юриспруденции)

· Ульпиан (вроде как, кодекс написал)

· и, ессно, Юстиниан.

Научно-литературные произведения римских юристов можно разделить на следующие категории:

1. Посвященные разработке цивильного права (в противоположность преторскому), или Libri ad Sabinum. Их писали Павел, Ульпиан, Помпоний и др.

2. Комментарии к преторскому эдикту (или Libri as edictum). Их писали: Павел, Гай, Ульпиан и др.

3. Дигесты, объединявшие цивильное и преторское право (дигесты – это

4. учебники; к ним относят институции, сборники правил (regulae), сборники правил, мнений (sententiae)). В даннойц категории наиболее известны Институции Гая и учебники Павла.

5. Сборники казусов: «Вопросв» (Цельз, Помпоний и др. ), «Ответы» (Папиниан) и др.

10. Деятельность юристов как источник римского права

Большое распространение получила такая специфическая римская форма правообразования, как деятельность юристов (юриспруденция).

Юристы действовали по следующим направлениям:

1) составление формул различных частноправовых актов, совершаемых отдельными лицами (завещаний, актов продажи и т.

2) консультации и советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела. Римляне не допускали прямого представления в суде ввиду ритуальности суда (истец должен был вести дело самостоятельно), и поэтому помощь юристов выражалась только в подготовке дела;

3) ответы на исходившие от частных лиц юридические вопросы. Данная форма использовалась только в случаях пробела в действующем праве, тогда юристы предлагали свои собственные решения. Хотя такие ответы юристов и оказывали влияние на практику, однако обязательной юридической силы не имели. В классический период развития римского частного права это направление набрало силу и стало чаще применяться.

Толкование юристами действующих законов и сочинения юристов, посвященные законодательству, назывались комментариями. Юристы составляли также сборники казусов, высказывая при этом свое суждение о некоторых юридических событиях. Римские юристы составляли учебники по римскому праву и выступали в качестве преподавателей права.

Из числа выдающихся республиканских юристов можно назвать таких, как Марк Манилий, Юний Брут, Публий Сцевола. Представителями классической римской юриспруденции являлись Лабеон и Капитон. С их именами связано образование двух школ римских юристов: прокулианской (по имени Прокула, ученика Лабеона) и сабинианской (по имени Сабина, ученика Капитона).

В период «золотого века» юриспруденции Рима (II в. – начало III в. н. э. ) замечательная плеяда римских юристов пополнилась именами Павла, Папиниана, Ульпиана, Модестина, Гая и других, каждый из которых внес огромный вклад в развитие римского права.

С конца III в. н. э. творческая деятельность юристов ослабла. В 426 г. Валентиниан III издал закон о цитировании, согласно которому юридическая сила признавалась лишь за произведениями пяти юристов: Гая, Павла, Папиниана, Модестина и Ульпиана.

lawbook.online

III. ОТВЕТЫ ЮРИСТОВ;

Важную роль в развитии римского частного права сыграли юристы. В большинстве случаев они были выходцы из знатных и зажиточных семей, глубоко и разносторонне образованные.

В традиции римского общества занятия юриспруденцией были одним из почетнейших и благородных видов деятельности. На этот счет была даже пословица, которая гласила: «ПОСТЫДНО ЗНАТНОМУ И БЛАГОРОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕ ЗНАТЬ ПРАВА, В КОТОРОМ ОН ОБРАЩАЕТСЯ».

Юристы обучали знанию права, были юридическими советниками должностных лиц, составляли формулы сделок, совершаемых частными лицами, оказывали юридическую помощь своими советами и давали ответы на юридические вопросы.

Наиболее важной деятельностью юристов являлись ответы по запросам частных лиц, судей, должностных лиц. Необходимо отметить, что истолкования права не всех юристов имели обязательно-рекомендательный характер. Например, в 426 г. н.э. был даже издан специальный закон, который предусматривал, что только высказывания пяти юристов признавались обязательными для судей. К числу таких юристов относились: ГАЙ, ПАПИНИАН, ПАВЕЛ, УЛЬПИАН, МОДЕСТИН. Если имелись разногласия среди указанных юристов, приоритет отдавался высказываниям ПАПИНИАНА.

Исследователи римского частного права так писали о римском юристе ПАПИНИАНЕ: «ОСТРЕЙШИЙ СРЕДИ РИМСКИХ КАЗУИСТОВ, БЛЕСТЯЩИЙ ПО СЖАТОСТИ СТИЛИСТ, СТАВШИЙ ДЛЯ ПОЗДНЕЙШИХ ПОКОЛЕНИЙ «ПЕРВЫМ ИЗ ВСЕХ» .1

1. См.Римское частное право /Под редакцией Новицкого и Перетерского. М., 1948, с. 38;

Большого расцвета римская юриспруденция достигла в I — III вв. н.э. Широкое развитие деятельности юристов было обусловлено тем, что в это время своего наивысшего развития достигает право частной собственности и частное право. В их деятельности, и прежде всего, в толковании законов, сказывалось прогрессивное начало. На место прежнего словесно-грамматического толкования законов и сделок приходит толкование, основанное на отыскании воли закона или сторон.

В этот период работали такие выдающиеся юристы, как: УЛЬПИАН, ЛАБЕОН, ГАЙ и другие.

С деятельностью ЛАБЕОНА и юриста КАПИТОНА /I в. н.э. связано образование двух школ римских юристов: ПРОКУЛЬЯНСКОЙ, названной по имени ПРОКУЛА, ученика и последователя ЛАБЕОНА, и САБИНЬЯНСКОЙ, по имени САБИНА, ученика и последователя КАПИТОНА. Делаются предположения, что указанные школы связаны с борьбой прогрессивных и консервативных начал в юриспруденции. «Атей Капитан стоял на том, что ему было передано /его предшественниками/, Лабеон же трудился, доверяя разуму и учености . большей частью устанавливал новые положения». 1

studopedia.su

Источники римского права: Ответы юристов

Одна из важнейших особенностей римского права состоит в том, что деятельность юристов, их ответы и суждения (responsa и sententia) являлись самостоятельным источником права.

В Институциях Гая о значении этого источника написано так:

«Ответы законоведов — это мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право. Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в чем они согласны, если же мнения юристов не согласны между собой, то судье предоставляется право следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим» (Гай, 1.7).

В начале V в. н.э., когда правотворческая деятельность юристов пришла в упадок, Законом о цитировании 426 г. судам разрешалось ссылаться в качестве обязательных на мнения только пяти наиболее современных и известных юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. При расхождении мнений названной пятерки предписывалось руководствоваться мнением большинства, а при равенстве голосов — мнением Папиниана.

В VI в. Юстиниан, осуществляя свою знаменитую кодификацию, увековечил мнения юристов в своих Дигестах, придав им силу закона наряду с другими частями своей кодификации специальной Конституцией 533 г. «Об утверждении Дигест» («Tanta»).

Деятельность юристов выражалась в следующих формах:

respondere — заключения, консультации, ответы знатоков права;

cavere — дача образцов формул исков, сделок, договоров, завещаний и т.д.;

agere — советы по постановке дела в суде. Сюда относится и ведение дела в суде, где юрист непосредственно выступает на стороне в процессе. Однако в дальнейшем юристы ограничили свою деятельность ответами адвокатам, профессиональным ораторам;

scribere — литературная деятельность юристов.

Научно-литературные произведения римских юристов дошли до нас лишь в незначительной части и в копиях. Это произведения, посвященные разработке цивильного права; комментарии к преторскому эдикту; дигесты, объединявшие и цивильное, и преторское право; учебники права — институции, сборники казусов («Вопросы» и «Ответы»), монографии по специальным вопросам.

Большинство римских юристов принадлежали к господствующему классу общества и занимали высокое служебное положение. Не имея законодательной власти, юристы авторитетом своих знаний и общественного положения влияли на развитие права, фактически создавая своей деятельностью нормы права.

К началу классического периода сложились две школы: сабиньянская и прокульянская. Основоположником первой был Капитон, его преемниками — Массурий Сабин, именем которого школа была названа, Гай Кассий Лонгин, по имени которого школа иногда называлась кассианской. Основоположником второй был Лабеон, его преемниками были Нерва, затем Прокул, именем которого и была названа школа в 63 г. н.э. вследствие его авторитета. Различия в позициях представителей этих двух школ приводятся по более чем 30 вопросам, но в целом трудно усмотреть доктринальные отличия между ними. Принято считать, что сабиньянская школа была более формальной, монархической, прокульянской, республиканской (В.А.Тархов). В конце II в. н.э. о различии школ уже не упоминается. Наконец, следует назвать знаменитую «золотую» пятерку из Закона о цитировании.

Следует заметить, что в знаменитых Дигестах Юстиниана 20% объема составили цитаты из трудов Павла, 40% — Ульпиана. В основу Институций Юстиниана были положены Институции Гая.

Таким образом, ответы знатоков права, мнения, суждения римских юристов являлись источником римского права.

Расцвет римской юриспруденции приходится на период принципата (классические юристы, когда некоторым из них официально предоставляется право давать обязательные для судей заключения). Упадок римской юриспруденции относится к периоду домината, когда абсолютная монархия не нуждается в помощи юристов как творцов права, а единственным законодателем становится император.

знаменитые респонсы и сентенции) вместе с преторским правом превратила архаическое право римских граждан в «абстрактное право абстрактной личности», победоносно прошедшее через века по всем континентам земного шара.

scicenter.online

ответы на вопросы по римскому праву

Понятие римского частного права и его системы.

Римское частное право – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых). Римское частное право регулировало имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения (порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье); отношения собственности, права на чужие вещи; обязательственные правоотношения; наследование. Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права, поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные. В Риме существовал рабовладельческий строй. Права были лишь у свободных людей. За рабовладельцами закреплялась неограниченная возможность эксплуатации рабов. Изначально в Древнем Риме не все свободные люди были наделены правами. Субъектами частного римского права были только римские граждане, люди же, не входившие в римскую общину, считались бесправными. Точность формулировок, ясность построения, жизненность, конкретность, практичность права, юридические выводы соответствовали интересам господствующего класса – это отличительные признаки римского частного права. Система римского права – порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов. В составе римского права различают отдельные системы – цивильное право, преторское право, право народов, справедливое право и естественное право. Древнейшее римское право называлось виритским. Данная система права в дальнейшем получила название цивильного права и определила национальный характер права римских граждан, права города-государства. 2. Источники римского частного права к началу 1 века н.э. Право цивильное и право преторское.

Источники римского частного права – это формы и способы выражения и закрепления норм римского частного права.

Концепция римской правовой культуры предусматривала то, что содержание требований права предоставляется, во-первых, собственными для данного народа установлениями (или правом гражданским в широком смысле слова); во-вторых – согласованностью с естественным разумом общежития, общим для всех народов, или правом общенародным (ius gentium). Если первое считается главным источником политических и семейных установлений, то вторым «введены» в действие почти все договоры и оно служит основой для организации коммерции, оборота и т. п. Собственное право данного народа может состоять из писанного и из не писанного. К последнему, преимущественно относится обычай. Естественное право считается неизменным, т.к. оно установлено «Божественным провидением». В отличие от него право гражданское или установленное народом может изменяться. Это писанное и изменяемое право может считаться источником норм права в собственном смысле. Внутреннее подразделение, принятое в римской юриспруденции, отражало далее уже различия по форме образования этих норм:

– в республиканский период – постановления народного собрания;

– в эпоху принципата – сенатусконсульты, постановления сената, которыми прикрывалась воля принцепса;

– в период абсолютной монархии – императорские конституции);

По кругу субъектов, на которых распространялось римское частное право, можно выделить:

• источники цивильного права;

• источники преторского права.

Цивильное право действовало только в отношении римских граждан. Но в связи с тем, что со временем римляне все больше стали вступать в деловые контакты с гражданами других государств (с не гражданами Рима), возникла необходимость в правовом регулировании данных отношений. Это достигалось путем издания специального акта особым должностным лицом Древнего Рима — претором. В данном акте излагались правила, которые подлежали применению в отношениях между римлянами и чужестранцами. Совокупность таких актов (правил) и образовывала преторское право. К концу VI в. н. э. различие между цивильным и преторским правом практически исчезло.

Право преторское – система права, которая сложилась наряду с цивильным правом; его появление связано с расширением земельной собственности, экономики, ростом рабовладения. Постепенно система цивильного права и права народов слились воедино. Это было вызвано интересом господствующего класса к развитию торговли. В эпоху принципата появилось jus aequum (справедливое право). Юристы говорили о равенстве всех в области права и перед законом. Считалось, что принцип справедливости и обман с извлечением из него выгоды несовместимы. В результате претор во многих формулах предписывал судье вынести решение, принимая во внимание соображения доброй совести. Этот принцип проник во многие положения эдикта и преторского права. Появилась новая теория – требование морали.

Кодификация Юстиниана. Ее составные части.

Император Восточной Римской империи Юстиниан (время правления 527–566 гг.) стремился вернуть стабильность Римскому государству, в том числе и кодификацией всего права, как ius, так и leges, устранив противоречия между ius vetus и ius novus (древним римским правом, содержащимся в трудах классических правоведов, и новым правом, состоящим из конституций императоров).

Хронология кодификационных работ была такова.

В феврале 528 г. Юстиниан создал комиссию из 10 человек с участием Трибониана, и уже 7 апреля 529 г. был обнародован кодекс Юстиниана, в который вошли императорские конституции I–VI вв. (Novus codex Justinianus).В декабре 530 г. была создана комиссия уже из 15 человек под председательством Трибониана, куда вошли ученые профессора из Константинопольской академии Теофил Кратин и из Беритской – Дорофей и Анатолий, а также 11 адвокатов.В задачу комиссии входило написание Дигест-сборника извлечений из классических римских юристов, который был завершен 16 декабря 533 г.Одновременно Трибониан, Теофил и Дорофей по поручению Юстиниана подготовили Институции – элементарный учебник основ римского права, который был также официально утвержден как закон в 533 г.В ноябре 534 г. был переработан и обновлен Кодекс императорских конституций. Первая редакция кодекса не сохранилась. Вторая редакция – Codex repetitae praelactionis дошла до нас и вошла в Свод Юстиниана. Уже после смерти Юстиниана были опубликованы Новеллы — неофициальное собрание императорских конституций, вышедших после издания кодекса в 535–556 гг.Таким образом, собственно кодификация Юстиниана была проведена в 529–534 гг. и включала в себя Кодекс, Институции и Дигесты.В Средние века вместе с Новеллами они получили наименование «Свод цивильного права» (Corpus iuris civilis) и были впервые изданы Д. Готофредом. Подлинные тексты не сохранились, а дошли до потомков в греческих и латинских рукописях VI–XI в.Значение кодификации Юстиниана чрезвычайно велико. Это было событие всемирно-исторического значения, и оно увековечило имя Юстиниана. По словам современных ученых, изучающих римское право, это крупнейший кодификационный труд во всей античности, а может быть, и во всей истории права, если принимать во внимание его содержание и влияние на дальнейшее развитие права (Иво Пухан, М. Поленак-Акимовская).Сам Юстиниан назвал свою кодификацию «храмом римской юстиции». В Средние века этот Свод стал фундаментом, на базе которого зародилась современная юридическая наука. По мнению ученых, Свод с полным основанием можно назвать «библией» юриста.

Рассмотрим несколько ближе каждую из составных частей этого огромного свода.

1. Institutiones. Главным источником их послужили Институции Гая (хотя были использованы также Институции и других авторов); они дали Юстиниановским Институциям и свое внешнее деление на 4 книги и свой план (personae, res, actiones). Каждая из 4 книг делится на титулы с особым заглавием; каждый титул в современных изданиях для удобства цитирования разделен на параграфы, причем нумерация параграфов начинается не с самого начала титула, а несколько дальше; начальная же, не нумерованная, часть титула носит название principium.

2. Digesta или Pandectae представляют собрание цитат из сочинений юристов, расположенных в известном систематическом порядке. Всего цитировано 39 юристов от Q. Mucius до Hermogenianus и, по исчислению самого Юстиниана, до 2000 сочинений. Являясь таким образом суммированием всей классической юридической литературы, Digesta представляют центральную часть Юстиниановского Свода, самую обширную по размерам и наиболее ценную по своему содержанию. Вся масса цитат разделена на 50 книг приблизительно по системе Digesta классических юристов, которые в свою очередь следовали системе edictum perpetuum. Каждая книга делится на большее или меньшее количество титулов с особым заглавием («De actionibus empti venditi», «Locati conducti» и т. д.); только книги 30-я, 31-ая и 32-я не имеют этого деления на титулы, ибо все оне посвящены одному вопросу и потому носят общее заглавие «de legatis» (o легатах, т. е. завещательных отказах).

3) Codex есть собрание императорских конституций; он состоит из 12 книг, причем каждая книга, как и в других частях Свода, делится на титулы с особым заглавием. Книга 1 содержит конституции, касающиеся церковного права, источников права и officia различных императорских чиновников; книги 2—8—гражданское право, книга 9—уголовное право; книги 10—12—положения о государственном управлении. Внутри титула расположены отдельные конституции в хронологическом порядке. Каждая конституция имеет в начале іnscriptio— т. е. указание имени издавшего ее императора и имени того, к кому она была адресована, а в конце subscriptio—т. е. обозначение даты, когда она была издана, причем эта дата обозначается именами бывших в то время консулов. В современных изданиях конституции внутри каждого титула перенумерованы, а более длинные разделены на параграфы. Т. обр. цитируется Кодекс, напр., так: с. (constitutio) или

4. Наконец, четвертую часть Юстиниановского законодательства составляют Новеллы. собрания новелл, изданных Юстинианом после Codex repetitae praelectionis, мы не имеем, но до нас дошли некоторые частные сборники их. Древнейший сборник этого рода принадлежит Константинопольскому профессору Юлиану, составлен он был около 556 г. и содержит в себе 122 новеллы Юстиниана; сборник этот обычно называется epitome Juliani.

Деятельность юристов и формы их деятельности. Значение римской юриспруденции для формирования и развития права.

В древнейшее время юристами были жрецы – понтифы, составляющие как бы особую касту, представители которой толковали закон, причем не посвящали массы в свои юридические тайны. С общим расширением юридической практики и переходом дела правовых консультаций от понтификов к светским знатокам права примерно с III в. до н. э. началось формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права. Большинство римских юристов принадлежали к господствующему классу общества. Юристы занимали (в прошлом или настоящем) высокое служебное положение и, благодаря как этому внешнему обстоятельству, так и выдающемуся качеству их консультаций имели большой авторитет и влияние. Труды юристов выражались в форме комментариев к законодательству и преторским эдиктам, в виде «Дигест», объединявших как цивильное, так и преторское право, а также в виде «институций», то есть учебников по римскому праву.

Деятельность римских юристов в республиканский период имела три основных направления:

• консультирование (respondere) – ответы по запросам частных лиц, а так же судей и должноситных лиц. Это был наиболее важной в правотворческом смысле вид деятельности, и не все юристы имели признанное ius respondendi, т.е. обязательно-рекоменда-тельной консультации по истолкованию права;

• составление и оформление письменных документов — рекомендательно-обязательных формул сделок, а так же действий по реализации наследственных прав (cavere). В эпоху рецепции из этого вида сформируется нотариальная функция юридической практики;

• руководство процессуальными действиями сторон (agere) – составление судебных формул, которые выражали существо иска, соответствовали требованиям права, и с которыми истец публично выступал в суде (но не ведение дел в качестве адвоката).

Подобная деятельность юристов не могла не оказать влияния на развитие и совершенствование древнеримского законодательства. Не имея законодательной власти, римские юристы, тем не менее, своей консультативной практикой непосредственно влияли на развитие права авторитетом своих научно-практических заключений. Придавая своими толкованиям закона определенный смысл отдельным нормам, юристы в своей практике фактически создавали нормы, приобретавшие затем авторитетность, граничившую с обязательностью. Деятельность юристов, по существу имевшая назначение помогать применению права, фактически получила значение самостоятельной формы правообразования. Правотворческий характер деятельности юристов получил в эпоху принципата (первые три века нашей эры) и формальное признание. В этот период римская юриспруденция достигла особого расцвета (это эпоха классических юристов, классического права). Император Август предоставил наиболее авторитетным юристам право давать официальные ответы (respondere) , которые были обязательны для судей (и других лиц, применявших право), как и императорские толкования. Форма ответов представляла собой письменное обращение к судьям, либо устную консультацию, запротоколированную при свидетелях. В обоих случаях ответы скреплялись печатью. Со временем значение источника права приобрели и ответы юристов, содержащиеся в литературе, причем рескриптом императора Адриана провозглашалось право судьи выбирать из нескольких наиболее правильное, с его точки зрения толкование.

С конца III в. н.э. окончательно утверждается приоритет императорского законодательства, и правотворческая деятельность юристов утрачивает самостоятельное значение. Однако response классических юристов сохраняет силу. В этот период действую два типа источников права: императорское законодательство и право, созданное прежним законодательством (XII таблиц, постановления народных собраний, сенатусконсульты, эдикты преторов, акты императоров), интерпретированное классическими юристами. Своеобразие заключалось в том, последняя масса источников применялась в судах не непосредственно, а в той форме, в какой она была зафиксирована в юридической литературе (применение источников непосредственно в силу их огромного числа – и отчасти архаичности – представляло определенные трудности). К этому времени императоры перестали предоставлять юристам право толкования, поэтому различие между юристами, имевшими такое право и его не имевшими, утратило силу. Во внимание принимались сочинения, как тех, так и других, например, Папиниана, имевшего право ответа, и Гая, не имевшего его, вследствие чего литературный материал, служащий источником права, стал значительно обширнее и потому сложнее в применении.

Императоры стремились облегчить проблему правоприменения. В 426 г.н.э. был принят закон о цитировании, ограничивающий число юристов, сочинения которых имеют обязательную юридическую силу, пятью (Павел, Ульпиан, Гай, Папиниан, Модестин), а так же сочинениями тех, на кого в своих трудах ссылаются эти пятеро. При разногласии между ними по конкретному вопросу судья принимает решение в соответствии с мнением большинства. При равенстве голосов превалирует мнение Папиниана, если же оно отсутствует в данном вопросе, решение предоставляется судебному усмотрению.

Тем не менее, закон о цитировании не устранил всех трудностей, хотя до определенной степени облегчил работу судей. Арифметический механизм действия закона не всегда вел к правильному решению, кроме того, отыскать соответствующие положения указанных в законе юристов, содержащиеся в разрозненных источниках, было очень сложно.

Историческое значение римского частного права. Значение римского частного права для современного юриста.

Когда-то римское право называли «писаным разумом» (ratio scripta). Разумеется, современное частное право ушло далеко вперед в регламентации сложнейшей сферы имущественных отношений, особенно торгового (коммерческого) оборота. «‘ Однако и многие новейшие юридические конструкции как из кирпичиков складываются из основных, элементарных понятий и категорий, разработанных именно в римском праве. С этой точки зрения римское частное право продолжает оставаться основой для изучения гражданского и торгового законодательства и базой для подготовки квалифицированных юристов. 2. Значение римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом. Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство и т.д.). Ф. Энгельс говорил даже, что «римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений». Эти особенности римского права способствовали тому, что, когда развивающаяся промышленность и торговля средневековой Европы потребовали более совершенной правовой надстройки, когда феодальные нормы обычного права перестали удовлетворять требованиям жизни, произошел интереснейший процесс — рецепция римского права. Войдя через рецепцию в практику средневековых государств, римское право пропитало собой затем и последующие кодификации гражданского права. 3. Соками римского права пропитана и теория гражданского права. Поэтому изучить достаточно глубоко гражданское право, не зная права римского, невозможно. Ряд терминов и понятий, укоренившихся в юридической теории и практике (например, реституция, виндикация, универсальное преемство, наследственная трансмиссия и т.д.), могут быть наилучшим образом усвоены лишь при изучении их у самого истока образования. Конечно, в ряде случаев современное гражданское право успешно обходится без заимствования терминов, возникших в римском праве (например, в Гражданском кодексе Российской Федерации вместо римского термина “цессия права” употреблен без всякого ущерба для дела термин «уступка права»). Но во многих правовых системах римские термины и понятия сохраняются, и потому юристу необходимо отчетливо понимать их смысл. 4. Далее, римское право, отличающееся четкостью определений, вообще хорошей юридической техникой, может помочь современному юристу в приобретении навыков четко отграничивать и формулировать юридические категории. Овладение же юридической техникой необходимо и для законотворческой работы, и для правильного применения закона. Законы должны излагаться не только понятным для всякого языком, но, кроме того, так, чтобы редакция закона, его текст вполне соответствовали тому, что законодатель хотел выразить. Необходимо, чтобы формулировки закона охватили все те отношения, которые законодатель желал урегулировать, но в то же время, чтобы редакция закона не давала повода применяь его к таким отношениям, на которые законодатель не имел в виду распространять его действие. Закон есть общая норма, а общее должно охватить все богатство отдельного. Реализация всех этих требований, предъявляемых законодателю, предполагает владение высокой юридической техникой. Равным образом и применяющий закон, делающий из общих норм выводы для отдельных конкретных случаев жизни, также должен обладать развитой юридической техникой. Юристу, применяющему закон, необходимо уметь проанализировать и общую норму закона, и фактический состав конкретного жизненного случая и в конечном итоге сделать правильный вывод. Римское право, отличающееся точностью и чеканностью формулировок, представляет собой блестящий образец такого подхода.

Правоспособность римских граждан.

Субъект права именовался в римском праве persona.

Правоспособность обозначалась словом caput. Быть правоспособным означалось caput habere.

Отдельный человек, обладавший полной правоспособностью во всех областях политических, семейных и имущественных отношений должен был удовлетворять трояким требованиям:

а) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом;

б) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев;

в) в семейном положении: не быть подчиненным власти главы семьи.

Таким образом, правоспособность определяется трояким состоянием:

а) состояние свободы – status libertatis;

б) состоянием гражданства- status civitatis;

лицо не подчинялось власти домовладыки.

Отпадение или изменение одного из этих состояний, влекло за собою прекращение либо изменение объёма содержания правоспособности.

Полная правоспособность человека в области частноправовых отношений, в свою очередь, складывалась из двух элементов:

а) ius conubii-право вступать в регулируемый римским правом брак, создать римскую семью;

б) ius commercii – право быть субъектом всех имущественных правоотношений и участником соответствующих сделок.

Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворявшего указанным выше требованиям, и прекращалась со смертью его.

Утрата одного из трёх состояния правоспособности влекла за собою и утрату правоспособности – caritis deminutio. Первоначально caritis deminutio рассматривалась как гражданская смерть. Однако в дальнейшем стали считать, что за гражданской смертью следовало то, что некоторые историки римского права называют возрождением: умерший как бы возрождался в качестве новой с точки зрения права личности. С утратой свободы его можно было считать возродившимся iure naturali, поскольку юристы периода империи признавали всех людей равными перед лицом естественного права. С утратой римского гражданства capite minutus с того времени, как перегрины стали признаваться правоспособными, рассматривался как возрождавшийся iure gentium. Наконец с утратой прежнего status familiae лицо, не утратившее при этом ни свободы, ни гражданства, возрождалось iure civili, ибо оно приобретало новое семейное состояние.

Правовое положение римских граждан как субъектов права.

Приобретение римского гражданства. Римское гражданство приобреталось:

путем рождения от римских граждан;

вследствие усыновления римским гражданином иностранца;

в результате освобождения из рабства;

путем предоставления римского гражданства отдельным лицам, общинам, городам или провинциям.

Лица, рожденные от римских граждан, относились к категории свободнорожденных римских граждан. Здесь действовало правило «ребенок, рожденный в браке, следовал состоянию отца, а вне брака – состоянию матери». Однако с I в. н. э. наметился отход от последнего правила. Было установлено, что ребенок, рожденный вне брака римской гражданкой, не признавался римским гражданином, если его отцом был неримлянин.

Свободнорожденные римские граждане обладали полной правоспособностью.

Иностранцы, усыновленные полноправными римскими гражданами в соответствии со специально закрепленной в частном праве процедурой, приобретали полную правоспособность. По своему правовому положению они приравнивались к свободнорожденным римским гражданам.

Лица, освобожденные на волю из рабства – вольноотпущенники, были ограничены в области частного права, и их правовое положение отличалось от положения свободнорожденных римских граждан.

В силу непосредственных предписаний публичного права римское гражданство могло быть предоставлено:

отдельным лицам за личные заслуги перед римским народом;

жителям отдельных общин, городов, провинций;

представителям отдельных сословий.

Ограничения правового положения римских граждан. В силу различных оснований граждане Рима могли быть в полном объеме или частично лишены правоспособности и ограничены в правах.

Полное или ограниченное лишение правоспособности римских граждан могло иметь место:

вследствие естественной смерти гражданина;

при утрате отдельных статусов (статуса свободы, статуса гражданства или семейного статуса) лица как необходимых условий правоспособности;

при умалении гражданской чести;

по другим основаниям.

Естественная смерть прекращала все права умершего и открывала наследство. Однако с момента открытия наслед ства до его принятия допускалась фикция, что правоспособность умершего продолжается до тех пор, пока не определены наследники и они не получили наследство.

Ограничение правоспособности при утрате отдельных статусов лица (capitis deminutio). Римское право различало три степени утраты правоспособности: максимальную (capitis deminutio maxima), среднюю (capitis deminutio mediae) и минимальную (capitis deminutio minima).

Умаление гражданской чести. Наряду с capitis deminutio римское право ограничивало права лиц, чье поведение по общему мнению или согласно правовым нормам признавалось недопустимым. Это так называемое умаление гражданской чести (бесчестье). Формами умаления гражданской чести являлись: intestabilitas, infamia, turpitude.

Другие основания ограничения правоспособности. В Риме существовали ограничения правоспособности для отдельных категорий населения: женщин, детей, варваров, еретиков, евреев и колонов.

Женщины и дети были ограниченно правоспособными. Они относились к категории alieni juris и были лишены права выступать субъектами вещных и обязательственных отношений (jus commersii). Однако с классического периода за ними, правда, в ограниченном виде, было признано это право.

Варвары (чужеземцы), еретики, евреи с победой христианства были ограничены в правовом положении, особенно в наследственном праве. Ограничения были введены и для колонов. В частности, им было запрещено менять профессию и заключать браки с лицами других профессий.

Правовое положение рабов. Пекулий и его применение по римскому частному праву.

Раб (servus) находился вне политического общества и не являлся субъектом права. По римскому праву он считался вещью. Специфика этой вещи состоит в том, что она не бывает ничейной.

studfiles.net