Инспекции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

Оглавление:

31 мая – День подразделений по делам несовершеннолетних в органах внутренних дел РФ

Сегодня, 31 мая, отмечается профессиональный праздник сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации. В этом году подразделения ПДН отмечают 76-ю годовщину со дня своего образования.

31 мая 1935 года, было принято Постановление СНК СССР И ЦК ВКП (б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», в тоже время в структуре рабоче-крестьянской милиции создавались детские комнаты милиции. В феврале 1977 года детские комнаты милиции были переименованы в инспекции по делам несовершеннолетних, а с 1993 года – в отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. В настоящее время подразделения по делам несовершеннолетних созданы во всех МВД, ГУ МВД России, Отделах МВД России, где они занимают важную роль в деле профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних направлена на предупреждение и раскрытие преступлений и административных правонарушений со стороны подростков, выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям среди несовершеннолетних, укрепления взаимодействия с органами защиты населения, образования, здравоохранения комиссии по делам несовершеннолетних, органами опеки.

Сегодня подразделение по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Эвенкийскому району укомплектовано полностью. На должности инспекторов назначены молодые, коммуникабельные сотрудницы – старший инспектор ПДН Отдела МВД России по Эвенкийскому району младший лейтенант полиции Ольга Кравцова, инспектора — капитан полиции Осомэ Уодай и старший лейтенант полиции Елена Чумак. В Отделении полиции № 1 ОМВД России по Эвенкийскому району — Татьяна Ильина, Отделение полиции № 2 — лейтенант полиции Елена Плетенчук. Руководит службой ПДН майор полиции Александр Ячменев.

«Дни у сотрудниц ПДН расписаны буквально по минутам, нужно успеть проведать семьи, состоящие на профилактическом учете, провести профилактические беседы со школьниками, привести в порядок документацию. Результат работы сотрудников подразделения по делам несовершеннолетних направлен на недопущение преступлений среди подростков, во многом этот результат зависит от слаженной работы всех заинтересованных служб – ПДН, участковых уполномоченных полиции, комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки. Часто к инспекторам ПДН обращаются и те родители, чьи дети не состоят на профилактическом учете, обращаются за советом, помощью. Где для родителей, важным становится любой совет данный инспектором, в том, или ином случае. Ведь, как правило, чужих детей не бывает», — сказал и.о. начальника полиции ОМВД России по Эвенкийскому району подполковник полиции С.В. Ерашов.

www.evenkya.ru

Обязанности инспектора по делам несовершеннолетних

Инспектор по делам несовершеннолетних является должностным лицом органов внутренних дел и осуществляет надзор за подростковой преступностью и безнадзорностью во вверенном ему районе. Подробнее о его обязанностях вы узнаете из нашей статьи.

Инспекция по делам несовершеннолетних

В приказе МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ» от 15.10.2013 N 845 расписаны полномочия и порядок организации работы инспекции по делам несовершеннолетних.

Основной обязанностью данного подразделения МВД является проведение профилактической работы с несовершеннолетними, которые уже совершили преступление или относятся к контингенту, состоящему на особом учете.

Кроме этого, инспекция организует работу по направлению несовершеннолетних в центры временной изоляции или в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Однако, помимо этого, работники инспекции должны защищать права и законные интересы несовершеннолетних.

Инспектор по делам несовершеннолетних

Инспектор по делам несовершеннолетних — это должностное лицо, которое является сотрудником органов внутренних дел. Иными словами, это участковый для несовершеннолетних.

За каждым инспектором закреплена своя территория, границы которой может увеличить или расширить руководитель органа МВД в конкретном населенном пункте.

Перед тем как инспектор будет назначен на должность, руководитель подразделения должен ознакомить его с границами вверенного ему района, с обстановкой, сложившейся на этой территории, и обязательно представить руководителям организаций, расположенных в районе.

Требования к кандидатам на должность инспектора, как правило, следующие:

  • гражданство РФ;
  • наличие военного билета;
  • высшее юридическое, педагогическое образование;
  • отсутствие судимости;
  • крепкое здоровье (так как перед трудоустройством необходимо пройти медкомиссию).
  • Преимущества работы инспектором:

  • работа на государственной службе;
  • длительный отпуск;
  • обеспечение формой;
  • бесплатное медицинское обслуживание в специализированной поликлинике;
  • карьерный рост;
  • лечение и проведение отпуска в санаториях МВД.

Опыта работы в подобной должности от кандидата не требуют.

Инспектор по делам несовершеннолетних: обязанности и права

Несмотря на то, что общая уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет, УК РФ предусмотрено, что с 14 лет граждане могут быть наказаны за убийство, умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью, кражу, разбой, изнасилование и т. д.

Для предупреждения совершения этих преступлений и снижения уровня безнадзорности несовершеннолетних и была введена должность инспектора по делам несовершеннолетних.

Помимо того, что инспектор проводит работу с лицами, уже отбывшими наказание в исправительных учреждениях, основной задачей всё же является воспитательная и разъяснительная работа с теми лицами, которые состоят на особом учете и могут совершить преступление.

Инспектор по делам несовершеннолетних — это педагог и юрист в одном лице.

Инспектор должен знать весь контингент, который проживает на его участке, и вести учет вновь «прибывших».

Для выполнения своих обязанностей он вправе посещать семьи подростков и проводить беседы как с несовершеннолетними, так и с их родителями или опекунами.

Помимо превентивной работы, инспектор также должен проводить анализ несовершеннолетнего населения на участке и делать прогнозы относительно лиц, которые могут в дальнейшем совершить неправомерные поступки.

Для этого инспекторы работают в тесном контакте с руководителями образовательных учреждений и общественных организаций, располагающихся на участке, и берут под особый контроль подростков, чье поведение носит асоциальные признаки.

Всегда ли инспектор прав?

Несмотря на то, что инспектор по делам несовершеннолетних — представитель органов правопорядка, зачастую могут возникнуть ситуации, когда правильность действий инспектора вызывает сомнения или находится на грани закона.

Пример 1: А. третировал всех одноклассников своим поведением. Дети не выдержали и провели с ним воспитательную беседу. Придя домой, А. пожаловался родителям на это. На следующий день родители пришли в школу и в присутствии классного руководителя начали опрашивать детей, занося все ответы в блокнот. Через пару дней в класс пришел инспектор по делам несовершеннолетних и стал проводить допрос учеников в присутствии опять же классного руководителя. Об этом узнали родители учащихся и поспешили написать жалобу в прокуратуру на неправомерность действий инспектора.

УПК РФ в статье 425 описывает правила проведения допроса несовершеннолетнего. Главное условие — обязательное участие педагога или психолога. Так как на допросе присутствовал классный руководитель, прокуратура не увидела нарушений в действиях инспектора.

Пример 2 : Мать 13-летней девушки приглашается в инспекцию по делам несовершеннолетних. После расспросов дочь рассказала, что они с подружкой взяли в магазине чипсы, не заплатив за них. Видимо, этот факт зафиксировала камера видеонаблюдения. Мать волнуется, как быть? Признаваться ли дочери в содеянном или всё отрицать?

Для начала необходимо выяснить, с какой целью инспектор желает видеть родителя. Возможно, речь идет совсем о другом.

Кроме этого, за неоплату товара в магазине грозит лишь административная ответственность. Но, согласно нормам КоАП, к ответственности привлекаются с 14 лет. Так что лучшим вариантом для матери и дочери будет сознаться в содеянном и прослушать воспитательную беседу.

Пример 3: На дне города несовершеннолетняя А. гуляла вместе со своими друзьями. На выходе из парка подошел инспектор по делам несовершеннолетних и увидел в руках одного из парней бутылку с пивом. Обвинив всю компанию в употреблении спиртных напитков, он направил их на освидетельствование в больницу. Все остальные подростки, кроме А., были старше 18 лет.

Инспектор не имел права освидетельствовать А. без согласия ее родителей или законных представителей. Его действия необходимо обжаловать.

Как обжаловать действия инспектора по делам несовершеннолетних?

В том случае, если вы не удовлетворены работой инспектора, с жалобой можно обратиться к его непосредственному руководителю. Следующая инстанция — прокуратура. На составленный инспектором протокол в течение 10 дней жалоба подается в суд.

Несмотря на четкую определенность в обжаловании действии инспектора, на практике могут возникнуть вопросы.

Например, родители школьника позвонили в инспекцию по делам несовершеннолетних с жалобой о том, что их сыну угрожают избиением. Инспектор положил трубку и никак не отреагировал на заявление. Что делать?

Прежде чем подавать жалобу на действия инспектора, необходимо, чтобы заявление об угрозе избиения сына было зарегистрировано в полиции. И если после принятия дела к производству инспектор ничего не сделает, то тогда можно обращаться в прокуратуру или к вышестоящему руководству.

nsovetnik.ru

Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: педагогические аспекты воспитательной работы с подростками Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Рамкулов Руслан Фаритович, Худобородов Александр Леонидович

Целью настоящей статьи является исследование и оценка педагогических аспектов деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, основной целью которых является профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Рамкулов Руслан Фаритович, Худобородов Александр Леонидович,

Law enforcement agencies of the russian federation: pedagogical aspects of educational work with teenagers

The purpose of the present article is research and an assessment of pedagogical and educational aspects of activity of law enforcement agencies of the Russian Federation, their purpose is a prevention of neglect and offenses of teenagers.

Текст научной работы на тему «Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: педагогические аспекты воспитательной работы с подростками»

Сведения об авторах: Мишланова Светлана Леонидовна,

доктор филологических наук, профессор, заведующий, кафедра лингводидактики, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Российская Федерация. Ктай: mishlanovas@mail.ru

Филиппова Анастасия Анатольевна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра лингводидактики, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Российская Федерация. Е-таИ: flore2004@list.ru

Заседателева Марина Геннадьевна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: zassedateleva@mail.ru

Information about the authors: Mishlanova Svetlana Leonidovna,

Doctor of Sciences (Philology), Academic Title of Professor, Professor, Department of Linguistics, Perm State National Research University, Perm, Russia.

Filippova Anastasia Anatolevna,

Candidate of Sciences (Philology),

Department of Linguistics,

Perm State National Research University,

Zasedateleva Marina Gennadevna,

Department of German Language

and German Language Teaching Methods,

Chelyabinsk State Pedagogical University

УДК 34c33.371.01 ББК 67.628.408:74.200.41

Р.Ф. Рамкулов, А.Л. Худобородов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ

Целью настоящей статьи является исследование и оценка педагогических аспектов деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, основной целью которых является профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова: подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ, беспризорность, безнадзорность, подростковая преступность, девиантное поведение, делинк-вентное поведение, нормативное оформление деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ, инспектор по делам несовершеннолетних.

cyberleninka.ru

День подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 года «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» в структуре Главного управления Рабоче-крестьянской милиции были созданы детские комнаты милиции. С этой даты начинается история подразделений по делам несовершеннолетних.

Приказом главы МВД Бориса Грызлова от 18 декабря 2003 года 31 мая объявлено Днем подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации.

События Первой мировой войны и Гражданской войны привели к огромному числу беспризорных детей. В 1921 году их насчитывалось 4,5 миллиона человек. Для решения проблемы детской беспризорности потребовались значительные усилия со стороны государства и общества в целом.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Официальное начало борьбы с беспризорностью детей можно отсчитывать от создания Государственного совета защиты детей (под председательством наркома просвещения Анатолия Луначарского) в 1919 году, в состав которого вошли представители наркоматов просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и труда. На этот совет были возложены функции контроля и координации, он не занимался непосредственно воспитанием несовершеннолетних и не имел собственных детских учреждений. В 1921 году было принято решение о создании Комиссии по улучшению жизни детей (Деткомиссии ВЦИК), которую возглавил Феликс Дзержинский. Именно в это время были организованы сотни учреждений для проживания и временного пребывания детей, учебные заведения, в частности: детские дома, школы-колонии для несовершеннолетних, трудовые коммуны, приемно-распределительные пункты, школы, детские городки и т.д., при этом некоторые из них были специализированными.

В сентябре 1921 года были учреждены детские социальные инспекции, в задачу которых входила борьба с детской безнадзорностью, нищенством, и правонарушениями.

Однако в связи с тем, что социальная инспекция не справлялась с задачей по изъятию большого количества беспризорных детей и подростков с улиц и других общественных мест, Совнарком РСФСР 17 июля 1929 года возложил эту обязанность на органы милиции с условием направления детей после их задержания в комиссию по делам несовершеннолетних или детский приемно-распределительный пункт при социальной инспекции. Уже в 1931-1933 годах милиция играла главенствующую роль в задержании беспризорных.

31 мая 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли специальное постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», в соответствии с которым в системе НКВД были созданы приемники-распределители для несовершеннолетних, а изданная НКВД СССР 28 мая 1935 года инструкция предписывала организовать отдельно от отделов (отделений) милиции, но вблизи от них, комнаты привода для безнадзорных и беспризорных детей.

В 1940 году стали создаваться детские комнаты милиции, ставшие центрами работы по преодолению беспризорности и безнадзорности детей, правонарушений подростков.

В военные годы детские комнаты решали задачи выявления беспризорных и безнадзорных детей, оказание им помощи, направление в сиротские учреждения.

В послевоенное время характер и содержание работы с подростками изменились. Больше стало уделяться внимания профилактике правонарушений, изучению личности. Изыскивались новые формы привлечения общественности к участию в организации досуга детей, контролю за их поведением.

В 1950 году повсеместно были открыты детские комнаты милиции, которые были переданы в подчинение министерству юстиции, а в 1954 году вновь преданы в систему МВД.

В 1961 году борьба с преступностью несовершеннолетних и детской безнадзорностью была возложена на аппараты уголовного розыска.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года детские комнаты милиции были преобразованы в инспекции по делам несовершеннолетних, а в 1993 году — в подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних милиции общественной безопасности.

Сегодня подразделения по делам несовершеннолетних — главное звено системы профилактики, которое способно выявить обстоятельства, негативно влияющие на развитие отдельно взятого ребенка, оказать помощь в его становлении как полноценного гражданина страны, члена общества. Они по праву занимают важное место в системе органов внутренних дел России.

Специфика работы инспекторов по делам несовершеннолетних имеет существенные особенности по сравнению с сотрудниками других служб и подразделений органов внутренних дел. Деятельность инспекторов по делам несовершеннолетних носит универсальный характер и требует не только высокого профессионализма, и решительности, но и немалых педагогических навыков.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

    В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
    • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

      В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

      ria.ru

      Инспекции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

      Правовое обеспечение предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних имеет огромное значение, поскольку во многом именно в правовых актах определяются основные направления предупреждения, формы и методы его осуществления, цели, задачи и функции субъектов предупреждения, их права и обязанности.

      В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации на территории России действуют общепризнанные принципы и нормы международного права. Это положение в полной мере относится к нормам международного права, регулирующим отношения в сфере предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних. Наиболее важными из них являются:

      1. «Конвенция ООН и правах ребенка» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.).

      Конвенция признает ребенка носителем всех общечеловеческих прав с момента его рождения и неотъемлемость этих прав приобретает силу нормы международного права. Впервые на межгосударственном уровне озвучены такие гуманистические понятия, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей.

      К ведению правоохранительных органов государств – участников Конвенции отнесены вопросы предупреждения всех форм насилия в отношении детей, сексуальной эксплуатации, употребления наркотиков, нарушения их личных прав при отправлении правосудия (ст. 32–40).

      2. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей». План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е года (приняты на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей 30 сентября 1990 г.). Документы посвящены не только правовым аспектам защиты детства, но и новым принципам и программам реальных действий в пользу детей.

      Декларация и План определяют принципы образованности и грамотности, регулируют положение детей, находящихся в особо трудных условиях, т.е. сирот и инвалидов, формулируют принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов, планируют снижение уровня нищеты, защиту от всех форм эксплуатации и применения наркотиков и рассматривают вопросы зашиты окружающей среды применительно к охране детства (п. 7 ст. 20).

      3. «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» («Пекинские правила») (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1985 г.). Разработаны на Межрегиональном подготовительном совещании к VII Конгрессу ООН, состоявшемуся в г. Пекине (КНР) в мае 1984 г., в связи с чем и получили название «Пекинские».

      «Пекинские правила» – основополагающие нормы-принципы, принятые ООН, касающиеся минимальных стандартных (т.е. общих для всех государств – участников ООН) правил отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Они регулируют процессуальную форму судебного разбирательства, определяют систему мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя, ориентируют на устранение причин и условий совершения преступления, ставят своей целью его исправление и перевоспитание.

      В плане наиболее эффективного предупреждения преступности несовершеннолетних обращается внимание на специальную подготовку сотрудников полицейских органов, а в крупных городах признается целесообразность создания специальных подразделений полиции по борьбе с преступностью подростков (п. 12.1).

      4. «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» (« Эр-Риядские принципы») (приняты на Генеральной Ассамблее ООН в 1990 г.). Принципы разработаны на Международном совещании экспертов в г. Эр-Рияде (Саудовская Аравия) в марте 1988 г., в связи с чем получили название – « Эр-Риядские ». В этом документе определено, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Он предусматривает тесное сотрудничество между национальными, государственными, местными органами управления с участием частного сектора, представителей общин, а также учреждений, занимающихся вопросами труда, ухода за детьми, образования, социальными вопросами, правоохранительных и судебных учреждений с целью принятия совместных мер для предупреждения преступности среди несовершеннолетних и молодежи.

      В настоящее время в Российской Федерации сложилась определенная система правового регулирования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. [1]

      Прежде всего деятельность ПДН регулируется Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями «О милиции». В соответствии со ст.ст.2, 10 данного закона на милицию наряду с другими обязанностями возложены обязанности по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению обстоятельств, способствующих их совершению, а также обязанности по принятию мер к устранению данных обстоятельств.

      Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» утверждено Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации. Этим положением на местную милицию, как и на милицию в целом, также возложены профилактические обязанности, в частности, обязанности по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений. Указанным положением подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних включены в состав милиции общественной безопасности. В приложении № 2 к Указу Президента РФ от 12 февраля 1993 г. дается критерий определения численности инспекторов по делам несовершеннолетних в милиции общественной безопасности, исходя из расчета 1 инспектор на 4–5 тыс. несовершеннолетних.

      Реализуя положения, закрепленные в ст. 4 Конвенции ООН «О правах ребенка» и ст. 62 Руководящих принципов, в Российской Федерации был принят Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором были определены новые подходы в решении проблемы предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних с учетом международно-правовых документов. В частности, существовавшая до принятия этого закона система предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних подверглась серьезной реконструкции. В настоящее время новая система имеет прежде всего защитно-охранную направленность, которая представлена комплексом мер медико-психологической, социально-психологической, правовой, педагогической помощи и поддержки семье, детям, несовершеннолетним.

      Учитывая требование Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, о специализации полиции и создании специальных подразделений по делам несовершеннолетних, в законе о профилактике определены основные права и обязанности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Кроме того Приказом Министерства внутренних дел РФ №569 «Об утверждении Инструкции по организации работы» подразделений по делам несо­вер­шеннолетних органов внутренних дел» от
      26 мая 2000 года, закрепленные в законе права и обязанности были детализированы. В этой связи можно утверждать, что в настоящее время в Российской Федерации непосредственно деятельность подразделений внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних регулируется законом о профилактике, Приказом МВД и некоторыми другими ведомственными нормативными актами МВД.

      В соответствии с законом о профилактике (ст. 21) ПДН проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними:

      n употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющими одурманивающие вещества;

      n совершившими правонарушения, которые повлекли за собой применение мер административного взыскания;

      n совершившими правонарушение, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

      n освобождаемых от уголовной ответственности по основаниям, указанным в законе;

      n не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии не связанного с психическим расстройством;

      n обвиняемыми или подозреваемыми в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

      n условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, освобожденными от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

      n получившими отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

      n освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период отбывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

      n осужденными за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

      n осужденными условно, осужденными к обязательным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

      n другими несовершеннолетними при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.

      Анализ объекта предупреждения, определенный в действующем законе, позволяет сделать некоторые суждения.

      Прежде всего ст. 1 закона о профилактике дает слишком широкое понятие несовершеннолетнего: «лицо в возрасте до 18 лет». Поскольку нижняя граница возраста не определена, постольку можно предположить, что речь идет о времени с момента рождения и до достижения 18 лет. Представляется, что применительно к анализируемому закону такой подход к определению несовершеннолетнего возраста неверный, поскольку свидетельствует об имеющей место подмене понятий «несовершеннолетний» и «ребенок». Последнее понятие содержится в семейном кодексе РФ (ст. 54), а также в Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. (ст. 1). Указанные нормативные акты имеют свой предмет правового регулирования, и задачи, стоящие перед ними. Отметим, что и предмет и задачи, определенные в этих законодательных актах, не являются тождественными предмету и задачам, закрепленным в законе о профилактике. А с учетом специфики некоторых субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних, например, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, было бы целесообразнее закрепить положение, в соответствии с которым выделить две возрастные группы: «малолетние» – лица, не достигшие возраста четырнадцать лет (как это сделано в ч. 1 ст.28 ГК РФ) и «несовершеннолетние» – лица, которым исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцать (ч. 1 ст. 26 ГК РФ, ч. 1 ст. 87 УК РФ). В соответствии с такой градацией следовало бы точно определить субъектов, осуществляющих профилактическую деятельность с той или иной группой. В частности, необходимо определить нижний возрастной предел, с достижением которого, лицо может быть объектом воздействия со стороны органов внутренних дел. Существующая в настоящее время неопределенность позволяет утверждать, что ПДН могут осуществлять индивидуальную профилактическую работу с любыми возрастными группами лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

      Представляется, что определение несовершеннолетних, с которыми необходимо осуществлять индивидуальную профилактическую работу, страдает неточностью. В частности, вряд ли можно говорить о несовершеннолетних, не достигших возраста административной ответственности, что они совершили правонарушение (п. 6 ст. 5). Очевидно, следует говорить о том, что лица, не достигшие возраста административной ответственности, и, следовательно, не являющиеся субъектами правонарушения, совершили деяния, содержащие признаки конкретного административного правонарушения.

      Из анализа закона, непонятно, почему в отношении несовершеннолетних, например, совершивших деяние, содержащее признаки конкретного административного правонарушения, но не достигших возраста административной ответственности, необходимо проводить индивидуальную профилактическую работу, а в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление и освобожденных от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ), в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ), в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ), – такую работу проводить не нужно. На наш взгляд, в основу определения необходимости проведения ПДН индивидуальной профилактической работы нужно класть общественную опасность деяния, совершенного конкретным подростком. Это наиболее объективный показатель поведения несовершеннолетнего, а затем учитывать другие показатели: возраст, уровень развития, уровень социализации и т.п.

      На наш взгляд, законодательное определение столь широкого по возрасту и качественно неодинакового круга несовершеннолетних с которыми ПДН должны осуществлять предупредительную работу, представляется нецелесообразным. Столь широкое определение объекта предупредительной работы во многом предопределяет низкую ее результативность. В современной педагогике не вызывает споров положение, в соответствие с которым, работать сколь-нибудь результативно с большим количеством разных по возрасту и направленности поведения (но в большинстве случаев трудных, педагогически запущенных) подростков крайне сложно и ожидать сколь-нибудь положительный результат от такой деятельности довольно трудно, особенно с учетом многофункционального характера деятельности субъектов воспитания. [2]

      Все, сказанное выше, в полной мере относится и к ПДН, которые помимо осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, обязаны выполнять и другие функции, закрепленные за ними в законе о профилактике. В частности, ПДН:

      n проводят индивидуальную профилактическую работу с родителями или законными представителями несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

      n выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также лиц, неисполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и в установленном порядке вносят предложение о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

      n осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;

      n рассматривают заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;

      n участвуют в подготовке материалов в отношении подростков для рассмотрения возможности их помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

      n участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

      n вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения
      о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

      n информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях этому способствующих;

      n принимать участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних об их доставлении в ПДН в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушений или антиобщественных действий.

      Однако перечень функций, возложенных на ПДН законом о профилактике, расширен ведомственным нормативным актом. Так, в приказе МВД РФ № 569 от 26 мая 2000 г. предусматривается выполнение данными подразделениями органов внутренних дел и некоторых функций оперативно-розыскного характера. Представляется, что определение дополнительных, к установленным в законе функций, во-первых, противоречит Федеральному закону, в котором их перечень носит исчерпывающий характер, во-вторых, дает возможность систематического отвлечения сотрудников ПДН от выполнения функций, закрепленных в законе, в пользу осуществления оперативно-розыскной деятельности и превращения ПДН из подразделения по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних в подразделение, у которого определяющими функциями являются оперативно-розыскная деятельность и дознание.

      [1] В дальнейшем – ПДН.

      [2] См.: Управление в образовании. Проблемы и подходы. Практическое руководство/ Под ред. П. Карстанье , К.Ушакова. М., 1995; Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. М., 2000. С.51–54.

      www.law.edu.ru