Ставка налога с продаж россия

Вместо НДС – налог с продаж

Со времени своего появления НДС создает массу проблем и фирмам, и контролерам. Первые испытывают трудности с зачетом налога, вторые – с его администрированием. Поэтому депутаты Госдумы неоднократно предлагали упростить процедуру взимания НДС. А некоторые настаивают на его полной отмене. НДС планируют заменить на налог с продаж или оборота.

Долгое время налоги с продаж и на добавленную стоимость сосуществовали. Изначально их объекты налогообложения практически совпадали. И в том, и в другом случае это была реализация товара. Разумеется, этот факт вызывал негодование бизнес-сообщества. Наконец, Государственная дума приняла решение, что один из налогов надо упразднить. Контролерам не пришлось долго размышлять, от какого из них нужно было отказаться. В самом деле: стандартная ставка НДС составляла 20 процентов, пониженная – 10 процентов. А предел для налога с продаж (НсП) был установлен в 5 процентов. Выбор государства был очевиден.

В итоге посвященная налогу с продаж Глава 27 Налогового кодекса, которая начала действовать в 2002 году, утратила силу в 2004-м. Причем о ее вступлении в силу и о последующей отмене налога говорилось в одном и том же Федеральном законе от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»».

Налог с продаж едва успели отменить, как компании заговорили о тяжести налогового бремени и необходимости снизить НДС. Закон об уменьшении его ставки с 20 до 18 процентов начал действовать с 1 января 2004 г. (Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ).

Однако предприниматели продолжают требовать уменьшить НДС хотя бы до 15 процентов. По мнению представителей министерств и депутатов, это вполне возможно. Некоторые даже предлагают установить беспрецедентно низкую ставку НДС – всего лишь 13 процентов. Однако конкретных законопроектов по-прежнему нет. Поэтому возможная замена НДС на налог с продаж становится все более реальной.

Кто придумал «новый старый» налог с продаж?

Еще в октябре 2005 года одним из первых о подобной замене заговорил начальник экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович. По его мнению, у налога с продаж больше плюсов, чем у НДС. Однако он заметил, что такая «рокировка» может произойти не ранее 2009 года. Специалисты экспертного управления Президента РФ произвели соответствующие расчеты, о результатах которых объявил г-н Дворкович. Если отменить НДС и ввести налог с продаж со ставкой не более 10 процентов, суммы поступлений в бюджет существенно не снизятся.

О возможной замене НДС на налог с продаж высказался также глава МЭРТ Герман Греф. Свою позицию он объясняет тем, что у России может просто не остаться другого выхода – администрирование налога на добавленную стоимость практически зашло в тупик. Г-н Греф продолжает настаивать на том, что его можно улучшить. Однако, если этого не произойдет, с НДС придется расстаться. А чтобы бюджет не пострадал от отмены налога, который является одним из главных источников поступлений, его необходимо заменить на другой. Разумеется, на налог с продаж. Ведь НсП гораздо проще рассчитывать, чем НДС.

На первый взгляд схема уплаты налога на добавленную стоимость довольно проста. Если компания реализует продукцию, в общем случае она должна заплатить налог по ставке 18 процентов. А при покупке товаров или имущества его можно поставить к возмещению. Разницу между начисленными суммами НДС и отнесенными к вычетам компания должна перечислить в бюджет.

Однако, если сумма возмещения больше, чем к уплате, у фирм немедленно возникают проблемы. Контролеры возвращать налог из бюджета, как правило, не торопятся. Они убеждают компании не получать возмещение в виде «живых» денег, а зачесть его в счет будущих платежей по НДС. Как правило, фирмы соглашаются. Ведь такая процедура гораздо проще, чем возврат налога. Либо компании просят отнести переплату по НДС в качестве платежей по другим налогам, если у них существует задолженность по платежам.

Однако это не относится к ситуации, когда речь идет о возврате налога, уплаченного при экспорте товаров. Налоговый кодекс предусматривает целый пакет документов, который необходимо предоставить инспекторам в этом случае (п. 1 ст. 165 НК РФ). Собрать все бумаги непросто. Однако даже когда инспекторы получают полный комплект документов, они, как правило, отказываются возвращать налог из бюджета. Причина в том, что слишком много недобросовестных фирм подделывают документы и незаконно возмещают налог. В итоге ревизоры предпочитают подстраховаться. Пункт 4 статьи 176 Налогового кодекса дает им право проверять обоснованность применения компанией нулевой ставки НДС в течение трех месяцев после получения документов. По итогам проверки редкой фирме удается увидеть поступившую на свой банковский счет сумму налога. Поэтому организации вынуждены обращаться в суд.

На фоне описанных проблем замена НДС на налог с продаж представляется действенным решением. Но так ли это на самом деле?

Плюсы налога с продаж

До 2004 года максимальная ставка налога с продаж составляла 5 процентов. Ее конкретный размер устанавливали субъекты РФ. Налог должны были платить компании, которые продавали товары гражданам за наличный расчет или при помощи платежных карт (ст. 349 НК РФ). При этом товары, НДС с которых платили по ставке 10 процентов, налогом с продаж не облагались.

Допустим, налог на добавленную стоимость отменен и введена в действие глава кодекса в прежней редакции. В результате мы получим следующее. Платить налог будут лишь фирмы которые в основном торгуют в розницу. Для таких компаний НсП, на первый взгляд, выгоднее НДС – меньше и ставка, и декларацию проще заполнить.

Разумеется, если НсП действительно заменит НДС, он будет существенно отличаться от прежнего варианта. Так, например, налог нужно будет начислять на любую продажу товаров, работ или услуг. Исключений для определенных видов продуктов (хлеб, молоко, лекарства и т. д.) уже не будет.

Конечно, многим фирмам изменения будут выгодны. Ведь НсП, который предполагают ввести, будут платить только компании, которые продают товары конечным потребителям. Покупку сырья для последующего производства планируют освободить от налога.

Недовольные будут всегда

Как было сказано выше, в первую очередь должны поменяться плательщики налога и его ставка.

НсП будут платить с суммы реализованной продукции. В отличие от НДС, уменьшить расчетную базу налога на суммы, которые были уплачены при покупке товара, будет нельзя. Данное положение законодатели едва ли изменят. В противном случае замена одного налога на другой будет лишена смысла – все проблемы НДС связаны именно с вычетами. Альтернативным вариантом такой замене может стать снижение действующей ставки налога на добавленную стоимость. Именно уменьшение НДС пока по-прежнему остается решением депутатов Государственной думы.

Но если компании лишатся возможности возмещать налог, то базы по НДС и НсП не будут равнозначны. Ведь налог с продаж будут платить со всей реализации, а не с разницы между продажей и покупкой. То есть нельзя сравнивать 18-процентную ставку НДС и 10-процентную НсП. Для фирм, у которых разница между суммами НДС к возврату и к начислению в бюджет невелика, налог с продаж может оказаться непосильным бременем.

Как ни странно, против отмены НДС возражают и экспортеры. Пусть и через суд, им иногда удается получить сумму возмещения из бюджета на свои счета. У налога с продаж нулевой ставки для экспортируемых товаров не будет. Об этом говорят эксперты управления Президента России. Следовательно, цены экспортируемой продукции вырастут на сумму налога. В итоге отечественные товары станут неконкурентоспособными на международных рынках. Иностранные клиенты российских предприятий в этом случае начнут искать других поставщиков. У экспортеров останется лишь один выход – снижать себестоимость товаров.

Упрощенную систему отменят

Для крупных холдингов, которые состоят из множества фирм на «упрощенке», налоговая реформа также может оказаться очень неудобной. Введение налога с продаж вместо НДС предполагает возможную отмену упрощенной системы. По мнению идеологов НсП, ее вводили именно из-за сложности расчета НДС и его высокой ставки. Следовательно, переход на уплату налога с продаж будет означать отмену «упрощенки».

Справедливость данной позиции представляется сомнительной. Напомним, ставка налога при упрощенной системе равна 6 процентам от доходов или 15 процентам с разницы между доходами и расходами компании. В свою очередь, налог на прибыль платят по ставке 24 процента. Сравним его с единым налогом по ставке 15 процентов при упрощенной системе. Поскольку именно в этом случае базы для исчисления наиболее схожи. И в том, и в другом случае НДС можно относить на расходы. Следовательно, если отменить «упрощенку», малым фирмам придется платить государству как минимум на 9 процентов больше.

Заполнять декларации будут все

Эксперты управления настаивают на том, что декларацию по НсП должны будут сдавать все компании, включая тех, кто не платит налог. Например, предприятие выпускает и продает станки. Их покупают и используют только компании, которые занимаются производством. Значит, платить НсП предприятию не придется. Но от обязанности сдавать декларацию в инспекцию каждый отчетный период ее никто не освободит. Казалось бы, особых проблем не будет – всего-то придется отправить ревизорам пустые бланки с проставленным названием фирмы и ее реквизитами.

Но на практике все может оказаться не так просто. Появится новая проблема – налоговые проверки. Поскольку все компании будут плательщиками налога с продаж, инспекции получат право контролировать его уплату. Общеизвестно, что объектом выездных проверок в первую очередь становятся организации, которые регулярно сдают нулевую отчетность. Поэтому вполне вероятно, что инспекторы будут чаще наведываться в компании, которые на законном основании не платят налог с продаж, чем в те, что регулярно пополняют бюджет его суммами.

Грядущая реформа: за и против

Большинству компаний отмена НДС не выгодна. Их налоговая нагрузка возрастет. Экспортные организации будут лишены возможности возмещать налог, поскольку он не предусматривает ставки в 0 процентов. Фирмы, которые оказывают услуги конечным потребителям, а также холдинги, которые создают мелкие фирмы на «упрощенке», вероятно, тоже будут недовольны. Первым в этом случае придется платить налог по ставке 10 процентов с выручки от реализации вместо разницы между НДС к уплате и к возмещению. Для других подобная отмена означает увеличение налоговой нагрузки как минимум на 9 процентов.

Кроме государства, налог с продаж может быть выгоден только крупным компаниям, которые продают производственное сырье, не строят свою структуру в форме холдинга и не экспортируют товары. Таким предприятиям не придется платить ни НДС (он будет отменен), ни новый налог с продаж.

Законодатели еще не приняли окончательное решение о замене НДС на налог с продаж. Пока они в основном говорят о законопроектах, призванных усовершенствовать механизм взимания НДС. Вместе с тем не исключено, что к 2009 году обороты компаний будут облагать налогом с продаж.

Елена Федорцова, эксперт «Консультанта» Источник материала —

www.buhgalteria.ru

Налог с продаж в РФ. Кто будет платить. Проект закона

Статьи по теме

Налог с продаж в РФ планируется ввести в действие. Сейчас проект закона (скачать проект закона о налоге с продаж), подготовленный Минфином, проходит обсуждение. В статье поговорим о том, каким будет налог с продаж. Статья написана на основании проекта Федерального закона о налоге с продаж, подготовленного Минфином.

Внимание! По решению Правительства введение налога с продаж отложено на неопределенный срок, но пока говорить о том, что налога с продаж не будет рано. Журнал «Упрощенка» будет следить за решениями власти по налогу с продаж. В 2017 году появилась информация, что в правительстве обсуждается введение налога с продаж.

Налог с продаж — это Глава 30.1 НК РФ

В НК РФ появится новая глава 30.1 НК РФ. Налог с продаж — региональный налог. Это значит, что пока субъект РФ не примет закон о налоге с продаж, на территории этого региона налог с продаж не уплачивается.

Налог с продаж должны платить:

При этом платить налог нужно в случае, если ИП и ЮЛ реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта РФ, в котором принят закон о налоге с продаж.

Вступление в силу закона о налоге с продаж. Кто и когда будет платить налог с продаж?

Федеральный закон должен был вступить в силу с 1 января 2015 года. При этом малый бизнес должен уплачивать налог с продаж только с 1 января 2016 года. Послабления вводятся для упрощенцев, плательщиков ЕНВД и ЕСХН, а также ИП на патенте. Они не должны платить налог с продаж в 2015 году.

Однако проект был отложен на неопредленный срок. В марте 2017 года появилась информация, что налог с продаж будет введен как альтернатива повышения НДС.

В марте 2017 года министр финансов Антон Силуанов предложил идею, как пополнить казну: поднять ставку НДС с 18 до 22% и снизить страховые взносы с работодателей с 30 до 22%. НДС платят все, этот налог проходит через кассы и его тяжело не платить. А вот взносы из-за зарплат в конвертах работодатели часто недоплачивают. Поэтому налоговый маневр 22/22, по мнению Силуанова, будет предпочтителен.

Вместо повышения НДС в правительстве также обсуждается введение налога с продаж на физлиц, пишут Ведомости.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории региона физическим лицам.

Льготы по налогу с продаж

Если налогоплательщик одновременно проводит операции как подлежащие налогообложению, так и те, которые попадают под льготы, то нужно вести раздельный учет таких операций.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):

  1. хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания по перечню, определяемому субъектом Российской Федерации;
  2. детской одежды и обуви по перечню, определяемому субъектом Российской Федерации;
  3. лекарств, протезно — ортопедических изделий;
  4. жилищно — коммунальных услуг, услуг по сдаче в наем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;
  5. зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг;
  6. услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленных путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности;
  7. услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений;
  8. учебной и научной книжной продукции;
  9. периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
  10. услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства (театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки) при проведении ими театрально — зрелищных, культурно — просветительных мероприятий, в том числе операции по реализации входных билетов и абонементов;
  11. услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты;
  12. услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
  13. услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
  14. услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
  15. услуг, оказываемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, оказываемых коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями;
  16. ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями;
  17. услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;
  18. предметов культа и религиозного назначения религиозными организациями.

Налоговая ставка

Налоговая ставка устанавливается законами регионов. При этом ставка может быть от 0 до 3% на усмотрение субъекта РФ.

Налоговая база

Налоговая база по налогу с продаж определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг) с учетом НДС и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога с продаж. Например, если продавец продает товар за 100 руб. (в эти 100 руб. входят НДС и акцизы), то окончательная цена товара с учетом налога с продаж составит 103 руб. при ставке налога 3%.

Налоговый период

Налоговый период по налогу с продаж устанавливается как календарный месяц.

Порядок исчисления налога с продаж

Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю).

Налог уплачивается по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг).

Комиссионеры уплачивают налог с продаж, если по договору комиссии продажа товара производится комиссионером. То есть если деньги поступают в кассу комиссионера. Если же деньги поступают в кассу комитента, то тогда платить налог с продаж должен комитент.

Датой осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг) считается наиболее ранняя из дат — день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках, день поступления выручки в кассу или день передачи товаров (работ, услуг) покупателю.

Уплата налога с продаж и декларация

Налоговым периодом по налогу с продаж признается календарный месяц. Это значит, что платить налог и отчитываться по нему нужно будет ежемесячно. Формы отчетности установит ФНС России. А вот конкретные сроки их представления, а также сроки уплаты налога, будут прописаны в законе вашего региона.

www.26-2.ru

Налог на добавленную стоимость в России. Досье

14 июня премьер-министр РФ Дмитрий Медведев рассказал о планах по повышению ставки налога на добавленную стоимость до 20%

ТАСС-ДОСЬЕ. 14 июня 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев рассказал о планах по повышению ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в России с 18 до 20%. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории и особенностях взимания данного налога.

Что такое НДС

НДС взимается в бюджет государства со стоимости товара или услуг на всех этапах его производства и продажи. Это косвенный налог, т. е. собирается государством через продавца, производителя товара или лица, предоставляющего услуги. Он должен перечислить собранные деньги государству. Плательщиками налога фактически являются покупатели или потребители услуг.

На сборы НДС приходится основная часть доходов большинства стран мира.

Впервые НДС был введен во французской колонии Кот- д’Ивуаре в 1954 году, а через четыре года — во Франции.

В ряде стран параллельно или вместо НДС взимается налог с продаж (его платят только в момент приобретения товаров и услуг) или прямой налог с оборота.

В Советском Союзе косвенные налоги впервые появились в 1990 году, когда был введен налог с продаж (5%).

6 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин подписал закон «О налоге на добавленную стоимость», которым зафиксировал его основную ставку в размере 28% и льготную — 21,88% (для товаров и услуг, реализуемым по регулируемым ценам). Введен в действие НДС был законом «Об основах налоговой системы Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года, при этом налог с продаж был отменен.

Уже через полгода 16 июля 1992 года был подписан закон «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России», которым базовая ставка НДС с 1 января 1993 года была снижена до 20%, а льготная — до 10%. Эта ставка действовала до 2004 года, при этом с 1998 по 2004 год она существовала параллельно с налогом с продаж, который устанавливался регионами и взимался в пользу региональных бюджетов. Его максимальная ставка составляла 5%.

НДС был сохранен после вступления в силу с 1 января 2001 года второй части Налогового кодекса РФ.

7 июля 2003 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о поправках во вторую часть Налогового кодекса, уменьшавших ставку НДС до 18%. Эта ставка действовала до настоящего времени.

Законодательство предусматривает различные льготы на выплату НДС.

Освобождены от налогообложения НДС медицинские услуги (по перечню обязательного медицинского страхования), дошкольное образование, продажа очков и линз для коррекции зрения, похоронных принадлежностей, ремонт бытовых товаров по гарантии и т. д. Также нулевая ставка действует на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным и городским общественным транспортом и др.

Льготная ставка в 10% действует, в частности, на продажу продовольственных, медицинских товаров, печатные издания, товары для детей, на внутренние авиаперевозки. Существуют и другие льготы.

tass.ru

Ставка налога с продаж россия

Российские политики и экономисты продолжают активно комментировать очередной налоговый маневр, неосторожно озвученный чиновниками и сводящийся к снижению страховых взносов на фонд оплаты труда с 30 до 22% при одновременном росте НДС с 18 до 22%. В Минэкономразвития и Минфине при этом утверждают, что реформа «будет нейтральной для бюджета», а Кремль недовольно напоминает, что само обсуждение не имеет предмета, так как Владимир Путин обещал не повышать на­логовую наг­рузку до 2018 года (хотя повышения как такового вроде бы и не ожидается, да и 2018 год приближается стремительно). В общем, понять смысл происходящего довольно сложно, но кажется, что российская бюрократия не может отказаться от параноидального стремления к переменам ради перемен, которые усиливают зависимость общества и экономики от чиновников.

Дорого и сердито

Между тем налоги и сборы были и остаются важнейшим элементом экономической политики и значимой болевой точкой для российского народ­ного хозяйства. Налоговая система страны имеет два серьезных и углубля­ющихся изъяна.

С одной стороны, налоговое бремя совершенно не соот­ветствует качеству услуг, которые предоставляют обществу структуры государственного управления (согласно докладу Paying Taxes 2017 от PricewaterhouseCoopers, Россия находится на 10–11-м месте в мире по уровню налогообложения фонда оплаты труда и заметно опережает страны ЕС по общему уро­вню налогообложения). Здесь мы и не говорим о разного рода отраслевых и территориальных поборах, число и масштабы которых постоянно растут.

С другой стороны, российская налоговая система существенно перекошена в федерально-региональном разрезе: если в начале 2000-х годов через федеральный бюджет перераспределялось около 49,5% всех мобилизуемых средств, то в последние годы эта доля уверенно находилась на уровне 64–66% (за что стоит поблагодарить известного либерального реформатора Куд­рина). Этот перекос эффективнее любых силовиков разрушает феде­ративную природу российского государства и ставит региональные власти в полную зависимость от принимаемых в Москве решений.

Маневр

В такой ситуации налоговая реформа, безусловно, необходима — но такая, которая призвана решить именно обозначенные проблемы, а не облегчить жизнь бюрократии или позволить чиновникам «отчитаться о проделанной работе».

Соответственно, целями реформы должны стать сокращение уровня налоговой нагрузки, причем наиболее радикально — на оплату труда (совершенно правильно отмечается, на­пример, что сырьевые компании практически не замечают этого платежа ввиду низкой доли зарплаты в структуре издержек, но при этом перерабатывающие отрасли, высокотехнологичный сектор и сфера услуг теряют больше всех), и возвращение к сбалансированному распределению налоговых поступлений в федеральный и региональный бюд­жеты (что поможет преодолеть бюджетный перекос в пользу силовых структур и спасти отечественные здравоохранение и образование, финансирование которых передано на уровень регионов). Если понимать цели реформы именно так, сто­ит акцентировать внимание на двух моментах.

Во-первых, следует существенно (по меньшей мере вдвое) сократить страховые взносы, учитывая прежде всего низкую эффективность их использования (во Франции куда более совершенные пенсионная система и система здравоохранения фондируются за счет сбора в 18%, а не 30%). Если власти сочтут, что снижение страховых взносов до 12–15% слишком сильно оголит социальную сферу, надо скорректиро­вать платежи с учетом отраслевых коэффициентов, которые повысили бы взносы в отраслях, где издержки на наем персонала не превышают, скажем, 10% от общих затрат. Сегодня в России в социальные фонды собирается около 3,95 трлн руб. (здесь и далее данные 2015 года), но, как, например, отмечает Владимир Милов, платежи «Роснефти» и «Газпрома» составляют соответственно около 50 млрд и 100 млрд руб. Повышение этих платежей в пять-шесть раз может мобилизо­вать дополнительно около 600 млрд руб., а распространение данного принципа на все сырьевые отрасли даст еще до 700 млрд руб. Оставшаяся разница вполне может быть закрыта компаниями в прочих секторах экономики, которые выведут из тени значительные доходы своих работников, ныне просто не отражаемые в налоговой статистике. При этом, повторю, снижение серьезно завышенных сегодня страховых взносов имеет смысл только в том случае, ес­ли для большинства конкурентных секторов экономики итоговый показатель окажется заметно ниже среднего европейского уровня (иначе говоря, если нынешняя ставка будет снижена вдвое или больше).

Во-вторых, нужно не только отказаться от повышения НДС (которое прежде всего ударит по конкурентным секторам экономики, а не благополучным сырьевикам, умеющим возмещать экспортный НДС), но и отменить этот налог и заменить его налогом с продаж. Именно заменить, а не допол­нить, как это делалось в России в 1998–2003 годах и как некоторые эксперты пред­лагают сделать снова. Отмена НДС привела бы к выпадению из доходов фе­дерального бюджета 4,81 трлн руб. (все данные по бюджету 2015 года) и снизила его доходы с 13,66 трлн до 8,85 трлн руб. Если исходить из объема розничной торговли в 2016 году в 28,1 трлн руб., то при ставке налога с продаж в 10% региона­льные бюджеты получили бы дополнительно 2,81 трлн руб. (сумма их доходов выросла бы при этом с 9,3 трлн до 12,1 трлн руб.). При этом, замечу, федеральный бюджет смог бы отказаться как минимум от двух третей межбюджетных трансфертов (682 млрд руб.), что сократило бы доходы регионов до 11,7 трлн руб. Для того чтобы вернуться к распределению средств между федеральным центром и субъектами Федерации в пропорции 50 на 50, предпринимается еще один шаг: НДФЛ (общие сборы — 2,8 трлн руб.) делится пополам между Москвой и регионами. При этом совокуп­ная бюджетная нагрузка снижается на 2 трлн руб., или 2,4% ВВП.

При этом было бы разумно предусмотреть в Налоговом кодексе не четкий уровень ставки, а ее диапазон, скажем, от 7 до 12%, что позволит регионам более гибко подходить к формированию доходной базы своих бюджетов и к стимулированию местных предпринимателей. Примером могут быть США, где в условиях реального фискального федерализма ставка налога с продаж колеблется от нуля до 10,5% и где он выступает самым зна­чительным источником финансовых поступлений в половине штатов. В са­мóм налоге можно также выделить региональную и местную составля­ющие, что поддержит прежде всего самые обделенные в России бюджеты — бюджеты крупных региональных муниципалитетов. Замечу также, что распространенность современной контрольно-кассовой техники позволит легко администрировать новый налог.

Компенсация ущерба

Как следствие подобной реформы, чистые потери федерального бюджета составят около 3 трлн руб. Справиться с ними можно несколькими ме­тодами. Прежде всего, необходимо отменить бóльшую часть налоговых ль­гот, ко­торые сегодня, по данным бывшего замминистра финансов Сергея Шата­лова, составляют 2,5% ВВП, или 2,1 трлн руб. Почти половина приходится на НДС и потому исчезнет вместе с ним, но даже ликвидация оставшихся обеспечит 1 трлн руб. дополнительных доходов. Нужно будет всерьез задуматься о рачительном сборе доходов от государственной собственности, в том числе дивидендов госкорпораций (что может принести еще 400–500 млрд руб.). Наконец, нужно начать сокращать государственные расходы, прежде всего на «другие вопросы в области национальной экономики» (688 млрд руб. в 2015 году, за которыми в основном скрываются неэффективные инвестиции), а также на оборону, обеспечение безопасности и правопорядка и «общегосударствен­ные вопросы» (6,26 трлн руб. в 2015 году), которые, учи­тывая кризис, можно урезать как минимум на 15%.

Снижение страховых взносов до 15% и повышение подобной нагрузки на крупные сырьевые компании создадут стимулы для расширения формальной занятости и облегчат работу предпринимателей в наиболее подверженных конкуренции секторах экономики. Отмена НДС и введение налога с продаж обеспечат сокращение совокупной налоговой нагрузки, сделают бо­лее финансово самостоятельными российские регионы и муниципалитеты, а также потребуют от государства рачительного использования собственности и экономии бюджетных средств. К сожалению, надеяться на такую реформу можно только в том случае, если бы российское государство стремилось к развитию. А так как оно зациклено на стабильности, ничего подобного я бы, увы, не ждал.

www.rbc.ru