Закон об рассылки смс

Борьба с SMS-спамом: новые инструменты

21 октября 2014 года вступил в силу закон, который призван оградить абонентов мобильной связи от SMS-спама (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 272-ФЗ; далее – Закон). Как отмечают авторы документа – группа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, – от мобильного спама страдают 76% пользователей сотовой связи. Из них 65% регулярно получают SMS-рассылки, а около 2% – рекламные звонки. При этом 9% пользователей получают спам и в виде звонков, и в виде SMS-сообщений, а 24% никогда не сталкивались с мобильным спамом. Жалобы в адрес операторов на нежелательные SMS-рассылки составляют примерно 7% от общего числа жалоб абонентов, связанных с оказанием услуг мобильной связи.

Проблема SMS-спама связана в первую очередь с тем, что рассылки производятся заказчиками с коротких и буквенно-символьных номеров не напрямую через операторов связи, а с использованием посредников. При этом стоимость SMS-рассылки через оператора связи зависит от ее объема: больше сообщений, ниже цена. В связи с этим заказчикам выгоднее обращаться к посредникам, которые за счет внушительного количества клиентов и объемов рассылок обеспечивают заказчикам более низкие цены. Причем SMS-рассылки, прежде чем попасть к оператору, связи иногда проходят через нескольких посредников. При такой запутанной схеме контролировать потоки сообщений крайне затруднительно.

Принятый Закон призван устранить данную систему, исключив посредников из цепи рассылок. Как при этом документ соотносится с инструментами борьбы с SMS-спамом, предусмотренным законодательством о рекламе, законодательством о защите прав потребителей, и как он позволит пользователям избавиться от нежелательных SMS-сообщений, разберемся далее.

Традиционные инструменты борьбы с SMS-спамом

В основном SMS-спам можно разделить на два вида. Во-первых, это рассылки самих операторов связи, касающиеся их услуг. Второй вид рассылок – это сообщения, которые поступают абонентам от сторонних компаний.

Основным инструментом борьбы с SMS-спамом являются нормы ст. 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – закон о рекламе). Так, распространение рекламы допускается только при условии предварительного согласия абонента на ее получение. При этом в спорных ситуациях, касающихся рассылок, рекламораспространитель обязан доказать наличие такого согласия.

В чем именно должно выражаться упомянутое согласие, в законе о рекламе не указано. Однако ВАС РФ в 2012 году отметил, что оно может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»). Насколько согласие было явным, в каждом конкретном случае устанавливают суды или ФАС России при рассмотрении соответствующих дел.

Незаконными являются автоматические рассылки, когда выборка адресатов SMS-сообщений происходит без участия человека (например, компьютером, случайным образом). Однако допускается реклама посредством SMS-сообщений, если выборка абонентских номеров для рассылки рекламы производилась человеком (Постановление Президиума ВАС РФ от 31 марта 2009 г. № 15732/08). При этом согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например о прогнозе погоды или курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы. Однако в любом случае, рекламораспространитель обязан немедленно прекратить рассылку по требованию абонента.

Стоить отметить, что оператор связи не всегда является одновременно рекламораспространителем – все зависит от конкретных обстоятельств дела, условий договора между оператором и заказчиком рекламы, роли оператора в процессе SMS-рассылки. Так, например, ФАС России отмечает, что оператор может быть признан рекламораспространителем в случае предоставления им иному лицу «короткого номера», предназначенного для одновременной массовой отправки SMS-сообщений широкому кругу лиц (разъяснения ФАС России от 14 июня 2012 г. «О порядке применения статьи 18 Федерального закона «О рекламе»).

Однако в то же время, согласно позиции ВАС РФ само по себе предоставление лицу номера для осуществления рассылки не свидетельствует о том, что оператор является рекламораспространителем, если он обеспечивает только техническую возможность формирования и отправки SMS-сообщений, но не определяет их содержания и получателей (Определение ВАС РФ от 24 июля 2014 г. № ВАС-9069/14 по делу № А66-3211/2013).

За рассылку рекламных сообщений без согласия получателя предусмотрены достаточно серьезные штрафы: для граждан в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб.; для должностных лиц – от 4 тыс. до 20 тыс. руб. и для юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (ст. 14.3 КоАП РФ). Рассматривать соответствующие жалобы и привлекать рекламодателей к ответственности по данной статье имеют право должностные лица ФАС России (ст. 23.48 КоАП РФ).

Какие именно SMS-сообщения антимонопольное ведомство понимает под рекламой при квалификации соответствующих действий операторов, оно изложило в одном из своих писем (письмо ФАС России от 13 июня 2013 г. № АК/22976/13). При этом ФАС России подчеркивает, что не считается рекламой информация об изменении стоимости услуг предоставляемых в рамках выбранного абонентом тарифного плана, об обеспечении данных услуг бесплатными сервисами, о нахождении абонента в роуминге.

СОВЕТ

При подаче обращения в ФАС России с жалобой на SMS-спам не забывайте прикладывать изображение SMS-сообщения (фотографию, скриншот), содержавшего рекламу и указывать на отсутствие Вашего согласия на получение таких рассылок. Кроме того, необходимо указать следующую фразу: «Я, (ФИО, серия и номер паспорта), даю согласие на получение ФАС России информации о детализации счета, телефонных соединениях, CMC-сообщениях, иных переданных данных на/от (абонентский номер телефона в сети оператора сотовой связи, название оператора сотовой связи». В противном случае ведомство не сможет запросить необходимые данные у оператора связи и привлечь его или заказчика рассылки к административной ответственности (письмо ФАС России от 31 октября 2013 г. № АК/43077/13 «О рекламе посредством СМС-сообщений»)

Помимо ФАС России, проблемой нежелательных рассылок косвенно занимается также Роспотребнадзор – когда такие рассылки являются следствием навязывания потребителю услуг, непредставления ему необходимой информации при заключении договора, включения в него условий ущемляющих права потребителя и прочих нарушений Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее — закон о защите прав потребителей).

В качестве примера можно привести услуги по SMS-информированию, оказываемые банками или другими организациями, с которыми у потребителя есть договорные отношения. В таком случае с помощью Роспотребнадзора можно избавиться от навязанной услуги, а нарушитель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ («Нарушение иных прав потребителей», штраф для организаций – до 20 тыс. руб.). Как следствие, прекратится и рассылка SMS-спама (см. например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2014 г. № 09АП-16401/2014 по делу № А40-169659/2013).

Также в подобных ситуациях абонент имеет возможность обратиться к оператору связи с претензией, которая должна быть рассмотрена не позднее чем через 60 дней со дня ее регистрации. В случае отклонения претензии полностью или частично абонент имеет право предъявить иск о защите прав потребителей в суд (ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»; далее – закон о связи). Обратиться сразу в суд нельзя, так как несоблюдение претензионного порядка является основанием для возвращения искового заявления (п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Минус описанных инструментов борьбы с нежелательными рассылками заключается в том, что они касаются преимущественно рекламных сообщений, но не различного рода информационных рассылок (за исключением описанных случаев нарушения закона о защите прав потребителей). Также затруднительно отсеивание сообщений операторами на предварительном этапе, то есть до того, как они попадут к абонентам. Во-первых, операторы не имеют законных оснований отказывать в доставке сообщений, а во-вторых, для того чтобы понять, что сообщение является рекламным, необходимо проверить его содержимое – то есть нарушить тайну связи. В итоге в рамках закона о рекламе система функционирует в ручном режиме, когда с SMS-спамом можно бороться только по фактам жалоб абонентов.

Ограничена и возможность привлечения нарушителей к ответственности должностными лицами ФАС России за нарушение требований закона о рекламе. Например, если номер, с которого поступает SMS-спам, принадлежит физическому лицу, оператор в теории может отказать ведомству в предоставлении информации о рекламораспространителе, использующем такой номер. Основанием может послужить уже упомянутые положения о тайне связи, а также ст. 7 Федерального закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». В таком случае антимонопольное ведомство не обладает полномочиями по принуждению оператора связи к предоставлению данных сведений.

При этом стоит отметить, что в рамках закона о рекламе на оператора связи не возлагается прекращать SMS-рассылки, если только он сам не будет признан рекламораспространителем. В связи с этим иногда абонентам приходится обращаться непосредственно к распространителям рассылок, индивидуализировать и найти которых не всегда просто.

Все эти проблемы призван решить новый закон, который, не отменяя инструментов описанных выше, закрепляет более специализированный и конкретный механизм борьбы со спамом именно в сфере мобильной связи.

Новый механизм борьбы с SMS-спамом

Изменения, которые вступили в силу 21 октября, направлены, прежде всего, на автоматизацию процесса борьбы с SMS-спамом. Они позволяют операторам отсеивать нежелательные потоки сообщений до их попадания к абонентам, не нарушая при этом действующее законодательство о связи, персональных данных и рекламе. Закон определяет, какие действия понимаются под рассылкой SMS-сообщений вообще:

  • автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений;
  • передача коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российским стандартам (например, коротких и буквенно-символьных номеров);
  • передача сообщений через иностранных операторов связи, не предусмотренная договором о межсетевом взаимодействии с ними.
  • Одновременно устанавливаются критерии законности рассылки сообщений. Во-первых, это наличие предварительного согласия абонента на получение рассылки. Его должен получить либо заказчик рассылки, либо оператор – в зависимости от того, кто является инициатором рассылки. Во-вторых, это наличие договора об осуществлении рассылки непосредственно между ее заказчиком и оператором связи, абоненту которого рассылка предназначается.

    Иными словами, в результате данных мер устраняются посредники при осуществлении рассылок. Теперь у заказчика нет выбора, кроме как обратиться напрямую к оператору связи, подтвердив при этом наличие согласия абонента на получение соответствующих сообщений. В результате операторы на законных основаниях смогут автоматически блокировать рассылки, которые проводятся в отсутствие прямых договоров с ними и против воли абонента.

    По аналогии с положениями упоминавшегося выше Постановления Пленума ВАС РФ, в Законе закрепляется, что согласие абонента на SMS-рассылку может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления. Обязанность доказывать наличие такого согласия, как и по закону о рекламе, в спорных ситуациях возлагается на заказчика или оператора связи (в зависимости от того, кто является инициатором рассылки).

    Кроме того, согласно Закону абонент имеет право и самостоятельно пресечь распространение нежелательных для него SMS-сообщений, если они рассылаются с нарушением законодательства. Для этого нужно обратиться к оператору связи, указав абонентский номер или уникальный код идентификации, которые содержатся в таких сообщениях. При этом не важно, является ли рассылка рекламной или информационной, а также признается ли сам оператор рекламораспространителем или нет.

    Специальный порядок такого обращения и сроки его рассмотрения в Законе не прописаны, возможно, операторы будут руководствоваться нормой ст. 55 закона о связи (рассмотрение претензий в течение 60 дней со дня ее регистрации). Однако стоит иметь в виду и тот факт, что большинство операторов имеют специальные сервисы, которые при помощи коротких номеров позволяют абоненту самому блокировать нежелательные сообщений в оперативном режиме.

    Сами операторы связи на Закон отреагировали позитивно, но без особенного восторга, отметив, что многие из предусмотренных законом мер, они уже внедрили в свою деятельность еще в конце 2013 года. При этом, как подчеркивает директор по маркетингу бизнес-сегмента ОАО «ВымпелКом» («Билайн») Алексей Назаров, спамеры и мошенники, к сожалению, также не стоят на месте и меняют формы своей работы подчас быстрее, чем вступают в силу те или иные регулирующие нормы. В связи с этим, по его мнению, реальную эффективность нового закона и его влияние на рынок SMS-рассылок можно будет оценить только по прошествии некоторого времени.

    Алексей Назаров, директор по маркетингу бизнес-сегмента ОАО «ВымпелКом» («Билайн»):

    «Наша компания не испытывает особую потребность в адаптации к нововведениям. Из всех участников цепочки рассылки оператор, наверное, наиболее заинтересован в том, чтобы права клиента не нарушались, поскольку со всеми претензиями по поводу рассылок, на которые не было получено согласие, клиент идет к оператору. А недовольный клиент превращается сначала в нелояльного клиента, а потом и вовсе может прекратить отношения с оператором. К примеру, по результатам нашего внутреннего опроса, проведенного в прошлом году, SMS-спам являлся вторым по количеству нареканий обстоятельством, раздражающим абонентов в сервисе оператора.

    Именно поэтому, не дожидаясь вступления в силу поправок в закон о связи, ОАО «ВымпелКом» еще с конца прошлого года развернул широкомасштабную программу по противодействию SMS-спаму, которая уже принесла свои плоды: по сравнению с ноябрем 2013 года число спам-рассылок на номера наших клиентов стало меньше в 12 раз и составляет в среднем одно SMS-сообщение в месяц на абонента. «Билайн» ставит своей задачей минимизировать этот показатель и свести его до 0,5 SMS-сообщений».

    Дмитрий Солодовников, руководитель направления по взаимодействию со СМИ Департамента по связям с общественностью ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС):

    «Мы приветствуем эти изменения в закон «О связи»: только в рамках прямых договоров между оператором и заказчиком рассылок можно создать эффективную защиту абонентов от спама. Теперь заказчик рассылки обязан доказывать факт наличия согласия абонента на получение рассылки. И самое важное – новые нормы облегчают процедуру отказа от рассылок, для чего абоненту нужно будет просто обратиться к оператору, а не напрямую к распространителю сообщений.

    С лета прошлого года для борьбы со спамом и мошенничеством мы начали переводить компании, распространяющие информационные и рекламные SMS-сообщения с коротких и буквенно-символьных номеров, на прямые договоры, в рамках которых мы можем проверять согласие абонентов на получение рекламы. В конце прошлого года на фоне резкого роста спама мы заблокировали прием SMS-сообщений с таких номеров от распространителей сообщений, у которых нет согласия абонентов на получение рекламы. В результате объем спама, поступающего в сеть МТС, сократился в пять раз, а количество жалоб наших абонентов снизилось более чем вчетверо».

    Тем не менее, несмотря на расширение прав абонентов и операторов и готовность последних бороться со спамом, не стоит забывать, что его рассылают и сами операторы связи. Никуда не денется проблема завуалированных условий договоров об оказании услуг связи и низкой правовой грамотности потребителей, когда абонент, сам того не зная, соглашается на получение рекламных рассылок. В таком случае придется вести переговоры с оператором о внесении изменений в договор оказания услуг связи или даже требовать исключения таких условий через суд.

    Проблемой по-прежнему может остаться и SMS-спам, отправляемый со стандартных номеров вида +7(XXX)-XXX-XX-XX, в том числе, принадлежащих физическим лицам. Исходя из положений Закона, такие сообщения не попадают под определение рассылки, кроме случаев их автоматической передачи. С этими сообщениями абоненты по-прежнему могут бороться в «ручном режиме» путем обращения в ФАС России в рамках закона о рекламе или к оператору связи.

    Кроме того, вводя новые обязанности для операторов связи и заказчиков рассылок, Закон не устанавливает ответственность за их неисполнение. Соответственно наказывать данных лиц за рассылку SMS-спама пока можно только при несоблюдении требований, установленных законом о рекламе (ст. 14.3 КоАП РФ).

    Наконец, Законом установлены и виды рассылок, от которых отказаться нельзя, – например, от информационных рассылок о переносе абонентского номера и других сообщений, которые оператор обязан рассылать в соответствии с законодательством. Также нельзя отказаться от рассылок федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, местных администраций и других органов местного самоуправления.

    Михаил Аншаков, председатель МОО «Общество защиты прав потребителей»:

    «На самом деле проблему нужно решать более глубоко и комплексно. Данный Закон – это все-таки полумера. Мы неоднократно говорили, что для отдельных видов правоотношений между потребителями и поставщиками товаров, работ и услуг нужны стандартные договоры. Суть данного подхода в том, что законодатель разрабатывает типовой договор для операторов связи, где есть обязательно те или иные положения, а цену и состав услуг оператор устанавливает сам, в соответствии со своей политикой. Все остальные положения – прописываются в типовом договоре конкретного оператора, где запрещается рассылка спама. Такие нормы есть в законодательстве Евросоюза, США и многих других стран. Данный вопрос неоднократно поднимался, и мы предлагали ввести подобные правила, но соответствующие инициативы достаточно жестко блокируются лоббистами сотовых операторов. Между тем, это был бы цивилизованный способ регулирования отношений между абонентом и оператором, тем более что кроме спама есть множество других раздражающих потребителя и навязанных ему услуг».

    ***

    Таким образом, новый Закон является своеобразным дополнением к уже действующему инструментарию, предусмотренному законом о рекламе. Несмотря на очевидные плюсы, он все же носит догоняющий характер и делает обязательными механизмы, которые операторы связи уже добровольно применяют с конца 2013 года. Поэтому, скорее всего, глобально проблему SMS-спама он не решит, особенно в отсутствие реальных мер ответственности операторов и заказчиков за невыполнение новых требований.

    www.garant.ru

    Законодательство

    Распространение информации путем рассылки смс-сообщений и рассылки смс рекламы регулируются федеральными законами «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О рекламе» и «О персональных данных».
    Федеральным законом «О рекламе» установлен прямой запрет на распространение рекламы без предварительного согласия абонента. При этом смс-реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Таже заказчик sms-рекламы может быть привлечен к ответственности за распространение спама.
    Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гласит, что, информация, которую получают абоненты, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе. Лица, распространяющее информацию по каналам СМС, обязаны обеспечить получателя информации возможностью отказаться от такой информации.
    Следует также помнить, что лица совершающие смс-рассылки, содержание которых нарушает действующее законодательство РФ (содержит призывы к террористической деятельности, насилию, осуществлению экстремистской деятельности, развязыванию агрессивной войны и т.д.), могут быть привлечены к уголовной ответственности.

    Главные правила организации базы номеров

    SMS-рассылки подпадают под действие законов о рекламе и обработке персональных данных (поскольку требуют знания мобильных номеров и других данных клиента).

    Закон требует согласия абонентов как на получение рассылки, так и на обработку персональных данных.

    Наилучший способ получения согласия в обоих случаях – письменное анкетирование.

    В рамках единой анкеты рационально получать согласие, как на получение рассылки, так и на обработку данных одновременно.

    Правильно составленная анкета должна включать максимально полную идентификацию абонента, параграф о согласии на обработку данных, подпись абонента и сотрудника, заверяющего анкету.

    Анкета должна предоставлять абоненту возможность отказаться от рассылки при заполнении анкеты, а также оговаривать, как он может отказаться от нее в дальнейшем.

    Грамотно составленная анкета занимает не больше печатного листа.

    Если письменное анкетирование невозможно, уместно воспользоваться анкетированием через интернет с учетом всех рисков, которые несет этот способ.

    digital-direct.ru

    Юридическая информация

    Этот раздел поможет вам разобраться в Законах, регламентирующих процесс СМС рассылок в России, и будет полезен:

    • гражданам, получающим СМС рассылки
    • операторам СМС рассылок, предоставляющим обеспечение для отправки СМС
    • бизнесу, который использует СМС расcылки для продвижения своих товаров и услуг.
    • Самое главное, что вам необходимо знать

    • СМС рассылка допускается только при условии предварительного согласия абонента (п. 1. ст. 18 №38-ФЗ “О рекламе”, согласие должно быть не устным).
    • Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить СМС рассылку по первому же требованию (п. 1. ст. 18 №38-ФЗ “О рекламе”)
    • В противном случае компания, рассылающая СМС может получить штраф до 500 000 рублей (п.1 ст. 14.3 КоАП РФ).
    • Кратко о сути законов:

    • СМС рассылки, имеющие цель продвижения товара/услуги, являются рекламой (п.1, ст.3. №38-ФЗ “О рекламе”)
    • СМС рассылка не должна обманывать, а быть добросовестной и достоверной (ст. 5 ФЗ “О рекламе”)
    • СМС рассылка допускается только при условии предварительного согласия абонента получать рекламу (п. 1. ст. 18 №38-ФЗ “О рекламе”)
    • Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить СМС рассылку по первому требованию (п. 1. ст. 18 №38-ФЗ “О рекламе”)
    • Регулирование СМС рассылок осуществляет Федеральная Антимонопольная Служба России и может выносить предписания о прекращении и предъявлять в суд иски к тем, кто рассылал СМС незаконно (ст. 33 №38-ФЗ “О рекламе”)
    • Штраф за СМС рассылку может достигать 500 000 рублей (п.1 ст. 14.3 КоАП РФ)
    • Если у компании в базе на СМС рассылку есть ваши персональные данные (ФИО, возраст, доход, информация об образовании) — компания должна иметь ваше согласие на их обработку, хранение и использование. Также вы вправе требовать их удаления из базы (ст. 15 №152-ФЗ “О персональных данных”)
    • Ответы юриста на часто задаваемые вопросы

      — Какие законы регулируют СМС рассылки?

      — Если у компании нет заполненной клиентом анкеты — значит она не получила согласия на рассылку, и она не может законно отправлять СМС этому клиенту?

      — Да, абсолютно верно. Для любой рассылки рекламных СМС необходимо получить предварительно согласие человека. Причем оптимальный вариант, если это будет бумажная анкета, чтобы можно было доказать наличие согласия.

      Внимание!! Заполнение форм на сайте и согласие с правилами веб-ресурса при регистрации не всегда может являться документальным подтверждением того, что согласие на СМС рассылку получено. Свежий пример – дело, возбужденное в январе 2013 в отношении сети школ English First Более того, если клиент заполнял анкету, ее необходимо хранить до момента, когда человек не будет исключен из рассылки, чтобы при необходимости документально подтвердить факт подписки человека.

      — Какие поля должны быть в анкете, чтобы компания имела законное право делать рассылку СМС? Почему некоторые виды анкет не дают права делать рассылку?

      — Чтобы получить законное право на рассылку СМС недостаточно иметь просто анкету. В ней должен быть набор обязательных полей, подтверждающих явное согласие абонента получать СМС рассылки. Отсутствие таких полей означает что компания не получила согласия человека. Поэтому при судебном разбирательстве, анкеты, в которых не содержится явного согласия на получение рассылок, не будут считаться доказательством в пользу компании и такая компания может получить штраф за незаконную рассылку. Поэтому, если организация получила в анкете номер, но не спросила согласия на рассылку — она не может быть основанием для отправки сообщений.

      — Что делать, если абонент подписывался на СМС рассылку, но хочет ее прекратить?

      — Если гражданин давал свое согласие на получение СМС рассылок, ему необходимо связаться с компанией-распространителем и сообщить о желании отписаться. Обратите внимание, что рассылка должна быть прекращена по первому требованию абонента (причем вне зависимости от того, соглашался он на рассылку или нет). В соответствии с законом распространитель рекламы должен отписать Вас по первому же требованию.

      Не важно по какому каналу происходит отписка, но у компаний она должна быть: по телефону, электронной почте, форме обратной связи на сайте и т.д. Чтобы ускорить процесс отписки, абонент в запросе на отключение на СМС рассылку должен указать данные последнего полученного СМС: его дату, текст и имя отправителя, чтобы ускорить процесс отписки. Можно также ссылаться на П.1 ст. 18 ФЗ “О рекламе”. После этого Вам должны сообщить что Ваш номер исключен из базы или перемещен в черный список. В случае повторного получения СМС от данной компании, абонент вправе подавать Жалобу в ФАС, так как его законное право на отписку не было реализовано. При этом не важно, вследствие каких проблем компания не смогла отписать гражданина.

      — Абонент отписался от СМС рассылки, но все равно, получает сообщения от данной компании.

      — В данном случае абонент имеет право подавать в ФАС, так как его законное требование на немедленную отписку не было реализовано. Второй вариант — еще раз позвонить в компанию, и еще раз попросить отписать. При этом нужно сообщить, что компания уже сообщала об отписке, но всего обещания не выполнила. Разговор можно записывать, чтобы в случае разбирательства предоставить в ФАС. В процессе общения можно сообщить, что в случае повторного получения СМС будет подано заявление в ФАС. Вы также можете получить заявление в ФАС, заполнив заявку на нашем сайте.

      — Если абонент нигде не подписывался на СМС рассылки — он имеет право сразу подать в ФАС без предварительного требования отписки.

      — В случае, если гражданин не подписывался на СМС рассылку, он может сразу подать жалобу в ФАС на распространителя рассылок без предварительного требования отписать его. Чтобы иметь доказательства получения сообщений, абоненту нужно сохранить текст пришедшего СМС сообщения и прикрепить его фотографию к жалобе.

      Если СМС не сохранилось, можно также взять распечатку входящих СМС от оператора связи и приложить его копию к заявлению в ФАС. Далее, в ходе разбирательства, когда компания не сможет предоставить доказательства согласия абонента (человек действительно не подписывался), она может получить штраф до 500 000 рублей.

      Как не попасть в базу рекламных рассылок. Советы гражданам.

    • Никогда не оставляйте свои номера в веб-формах в Интернете на непроверенных сайтах. Эти данные могут использоваться для рассылки не одной компанией и не раз. Часто происходит так, что происходит обмен нелегальными базами, поэтому Вы сможете попасть не в одну рассылку.
    • Перед тем, как заполнять внимательно ознакомьтесь с анкетой и наличием согласия на рассылку
    • Старайтесь не использовать терминалы оплаты для пополнения баланса телефона. В оферте на услуги пополнения Вы автоматически соглашаетесь получать рекламные СМС и Ваш номер попадает в базу на рассылки
    • Внимательно читайте договоры, в которых могут содержаться пункты на согласие получать рекламные СМС. Если в договоре пункты про СМС рассылку есть, но Вы не хотите получать рассылку, сообщите об этом, чтобы Вас сразу внесли в черный список.
    • Если Вам прислали мошенническую СМС рассылку.

      К мошенническим СМС рассылкам относятся:

    • псевдорозыгрыши — их цель заставить Вас пополнить баланс их электронного счета, как будто это налог за выигрыш («По результатам акции терминалов Ультраплат Вы стали обладателем Porsche Cayenne. Чтобы забрать приз позвоните . сайт . «)
    • СМС от «родственников», цель — заставить пополнить баланс сим-карты мошенников (Мама, положи денег на номер . не пиши и не звони, потом объясню)
    • Обман об операциях на банковской карте (Ваша карта заблокирована, для снятия блокировки позвоните по номеру . )
    • На все эти СМС сообщения нельзя реагировать ни в коем случае, не отвечайте на них, не выполняйте действия, которых ждут от Вас мошенники. Можете подать заявление в МВД с приложением фотографии СМС, а также детали сообщения: дата и время получения.

      Резюме. Краткие советы:

    • не оставляйте номера в анкетах и на сайтах непроверенных организаций
    • внимательно читайте анкеты, которые заполняете и подписываете
    • если Вы подписывались, но хотите отписаться — позвоните в компанию или оставьте нам заявку
    • если Вы не подписывались на рассылки, можете сразу подавать жалобу в ФАС
    • если Вы отписывались, но продолжаете получать СМС, подавайте жалобу в ФАС
    • не оставляйте свои телефоны на не проверенных сайтах и в магазинах
    • не пользуйтесь терминалами оплаты, чтобы не попасть в их списки рассылок
  • действуйте только в рамках закона, чтобы не получить непредвиденных трудностей
  • собирайте базы только легальными способами
  • не рассылайте СМС по чужим базам или автоматически сгенерированным базам
  • составляйте правильные анкеты, которые содержат явное согласие абонентов
  • храните анкеты и подтверждающие согласие клиентов документы, которые могут быть доказательствами согласия
  • отписывайте своих клиентов по первому требованию
  • предоставьте клиентам понятный и простой способ отписки от СМС рассылок
  • Если у Вас возникли вопросы или комментарии, касающиеся юридических аспектов СМС рассылок, можете задать их нашему юристу по почте.

    www.smsnenado.ru