Правилами пожарной безопасности для предприятия автотранспорта

ВППБ 11-01-96. Правила пожарной безопасности для предприятий автотранспорта

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Министра транспорта
Российской Федерации
А.К. Васильев
29.09.95 г.

СОГЛАСОВАНО:
Начальник Главного
управления Государственной
противопожарной службы
Е.А. Серебренников
27.12.95 г. № 20/2.1/25
Начальник Главного управления
Госавтоинспекции МВД РФ
В.А. Федоров
28.12.95 г.

ПРАВИЛА
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОТРАНСПОРТА

Вводятся в действие с 12.02.96 г.

«Правила пожарной безопасности для предприятий автотранспорта» разработаны Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта по заданию Департамента автомобильного транспорта Минтранса России.
Настоящие «Правила» представляют собой переработанный, с учетом перехода на новые рыночные отношения, вариант действующих «Правил пожарной безопасности для предприятий автомобильного транспорта общего пользования РСФСР». В связи с этим переработан полностью раздел 2 и внесены изменения в другие разделы.
С введением в действие настоящих «Правил» на территории Российской Федерации «Правила пожарной безопасности для предприятий автомобильного транспорта общего пользования РСФСР» (1984 г.) не применяются.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие «Правила» распространяются на все организации, учреждения, предприятия и иные юридические лица, имеющие автотранспорт, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности (далее по тексту — предприятия).
1.2. Наряду с настоящими «Правилами» при обеспечении пожарной безопасности предприятий автомобильного транспорта следует руководствоваться стандартами, строительными нормами и правилами, «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации» и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности.
1.3. Нарушение (невыполнение, ненадлежащее выполнение или уклонение от выполнения) требований пожарной безопасности, в том числе настоящих «Правил», влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Обязанности руководителей предприятий
2.1.1. Руководитель автотранспортного предприятия обязан:
• обеспечить противопожарный режим в соответствии с требованиями ППБ-01-93;
• назначить лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности мест стоянок автомобилей, помещений для ТО и ТР, участков, цехов, складов и т.д.;
• не реже одного раза в квартал проверять состояние пожарной безопасности предприятия, наличие и исправность технических средств противопожарной защиты, боеготовность объектовой пожарной охраны и ДПД (Приложение 1), принимать необходимые меры по улучшению их работы;
• включить в план социального и экономического развития предприятия мероприятия, направленные на повышение пожарной безопасности;
• организовать проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму.

2.2. Обязанности руководителей подразделений
2.2.1. На основании настоящих «Правил» и требований ППБ-01-93 руководители соответствующих производственных участков, цехов, складов разрабатывают инструкции о мерах пожарной безопасности для своих подразделений, которые утверждаются руководителем предприятия. Инструкции должны вывешиваться на видном месте в каждом производственном помещении.
2.2.2. Руководители подразделений и лица, ответственные за пожарную безопасность отдельных подразделений, помещений и оборудования, обязаны:
• обеспечивать разработку планов эвакуации людей, автомобилей, оборудования и других материальных ценностей на случай пожара;
• обеспечивать соблюдение установленного противопожарного режима, требований правил пожарной безопасности и инструкции о мерах пожарной безопасности;
• знать характеристики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, производственного оборудования, хранимых, используемых и обращающихся в производстве веществ и материалов и организовывать пожаробезопасное хранение, транспортирование и применение пожаровзрывоопасных веществ;
• проводить периодические осмотры территории, зданий, производственных и служебных помещений с целью контроля за содержанием путей эвакуации людей, противопожарных разрывов и преград, источников водоснабжения и т.д. и принимать срочные меры по устранению отмеченных недостатков;
• следить за тем, чтобы после окончания работы производилась уборка рабочих мест и помещений, отключались электропотребители, за исключением дежурного освещения и электроустановок, которые по условиям технологических процессов должны работать круглосуточно;
• обеспечивать исправное содержание и постоянную готовность к действию средств противопожарной защиты, пожарной сигнализации и связи;
• обучать работающих правилам пожарной безопасности;
• не допускать проведения работ с применением открытого огня, электрогазосварочных и других работ в непредусмотренных для этой цели местах без письменного разрешения руководителя предприятия;
• знать правила содержания и применения имеющихся в подразделении первичных средств пожаротушения и обеспечивать их постоянную готовность.

2.3. Обязанности служащих и рабочих
2.3.1. Служащие и рабочие обязаны знать и соблюдать требования настоящих «Правил» и инструкций о мерах пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

2.4. Организация противопожарной подготовки специалистов, служащих и рабочих
2.4.1. Вводный инструктаж по соблюдению противопожарного режима на территории предприятия и рабочих местах должен проводиться со всеми вновь принимаемыми на работу по данной специальности, профессии или должности, а также с командированными, учащимися и студентами, прибывшими для прохождения производственного обучения или на практику.
Проведение вводного инструктажа и результаты проверки знаний инструктируемого фиксируются в журнале регистраций вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего (инженера по охране труда или лица, на которого возложены его обязанности).
2.4.2. Первичный инструктаж на рабочем месте должен проводиться: со всеми вновь принятыми на работу; с работниками, переведенными для выполнения другой (новой) для них работы; с работниками строительно-монтажных организаций перед проведением ими работ на территории предприятия; с командированными; с учащимися и студентами, прибывшими для прохождения производственного обучения или на практику. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с каждым работником индивидуально лицом, ответственным за пожарную безопасность подразделения.
2.4.3. Повторный инструктаж должны проходить все работающие на предприятии независимо от квалификации, образования и стажа работы, не реже чем через шесть месяцев. Повторный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа на рабочем месте с отдельными работниками или группой работников одной профессии с целью проверки и повышения их уровня знаний пожарной безопасности и инструкций пожарной безопасности.
2.4.4. Внеплановый инструктаж проводится при:
• изменении правил пожарной безопасности и инструкций о мерах пожарной безопасности;
• изменении технологических процессов, приспособлений, инструмента;
• использовании других или новых видов сырья, веществ и материалов, а также при замене и модернизации оборудования;
• нарушении работниками правил пожарной безопасности и инструкций пожарной безопасности, что привело или могло привести к загоранию или пожару;
• перерывах в работе в течение 60 календарных дней, а для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования пожарной безопасности, при перерывах в работе в течение 30 календарных дней.
Внеплановый инструктаж проводится в объеме первичного инструктажа на рабочем месте с отдельными работниками или с группой работников одной профессии.
2.4.5. Текущий инструктаж следует проводить с работниками перед производством ими работ, на которые оформляется наряд-допуск. Проведение текущего инструктажа фиксируется в наряде-допуске на производство работ.
2.4.6. Занятия по пожарно-техническому минимуму должны проводиться на участках с повышенной пожарной опасностью по специально утвержденной руководством предприятия программе (Приложение 2) с отдельными категориями работающих (электрогазосварщики, маляры, аккумуляторщики, плотники, электромонтеры, кладовщики, водители автомобилей, особенно газобаллонных автомобилей, работники АЗС, слесари по ремонту топливной аппаратуры, кочегары котельных).
Перечень профессий и должностей специалистов, подлежащих прохождению занятий по пожарно-техническому минимуму, утверждается руководителем предприятия.
На предприятиях с числом работающих менее 25 человек, по согласованию с органами управления, подразделениями государственной пожарной службы, занятия по пожарно-техническому минимуму не проводятся.
По окончании прохождения программы пожарно-технического минимума у всех работающих должны быть приняты зачеты. Результаты проведения зачетов оформляются в ведомости с указанием оценок по изученным темам (Приложение 3).

3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Безопасность людей должна обеспечиваться: планировочными и конструктивными решениями путей эвакуации в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, постоянным содержанием путей эвакуации в надлежащем состоянии, обеспечивающим возможность безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара или другой аварийной ситуации (Приложение 4).
3.2. Все производственные, административные, вспомогательные, складские, ремонтные помещения, а также стоянки и площадки хранения автотранспортной техники должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушители, пожарные щиты, установки пожаротушения и т.п.), согласно нормам (Приложение 5).
3.3. Все помещения предприятия должны быть оборудованы знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности» и указателями эвакуации.
3.4. Спецодежда работающих должна своевременно подвергаться стирке (химчистке) и ремонту в соответствии с установленным графиком.
Работа в промасленной спецодежде запрещается.
3.5. Автоцистерны, предназначенные для перевозки ЛВЖ и ГЖ, должны храниться в отдельно стоящих одноэтажных зданиях или на специально отведенных для этой цели открытых площадках в соответствии с требованиями нормативной документации.
3.6. Во время погрузки или разгрузки пожароопасных грузов двигатель автомобиля должен быть выключен.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРРИТОРИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

4.1. Содержание территорий должно соответствовать требованиям ППБ-01-93.
4.2. Строительство временных зданий и сооружений, а также складов ГСМ на территории предприятия не допускается без согласования с органами управления, подразделениями государственной противопожарной службы.
4.3. Не допускается загрязнение территорий отработанными ГСМ.

5. ТРЕБОВАНИЯ К АВТОЗАПРАВОЧНЫМ ПУНКТАМ

5.1. Автозаправочные пункты, расположенные на территории предприятий, должны отвечать требованиям «Правил пожарной безопасности на автозаправочных станциях».

6. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ

6.1. Общие требования
6.1.1. Производственные, складские, административные, вспомогательные здания и помещения должны соответствовать требованиям ППБ-01-93.
6.1.2. Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены инструкции о мерах пожарной безопасности, табель боевого расчета ДПД, а также планы эвакуации работающих и материальных ценностей с указанием мест хранения ключей от всех помещений (Приложение 4).
6.1.3. В производственных и административных зданиях должны быть специально отведены места для курения, оборудованные урнами и емкостями с водой.
6.1.4. Запрещается использовать чердачные и технические этажи, предназначенные для размещения технологического оборудования и прокладки энергетических и технологических коммуникаций, размещения трубопроводов с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ), горючими жидкостями (ГЖ), горючими газами (ГГ).
6.1.5. Полы в помещениях для зарядки аккумуляторов, окрасочном, газогенераторной, а также в помещениях, где применяются ЛВЖ и ГЖ, должны быть выполнены из негорючих и неискрообразующих материалов.
6.1.6. В производственных и административных зданиях предприятия запрещается:
• курить в местах, не предусмотренных для этой цели;
• производить работы с применением открытого огня в не предусмотренных для этой цели местах;
• пользоваться открытыми источниками огня для освещения во время технических осмотров, проведения ремонтных и других работ;
• оставлять в автомобиле промасленные обтирочные материалы и спецодежду по окончании работы;
• оставлять автомобили с включенным зажиганием;
• использовать для дополнительного обогрева помещений электронагревательные приборы с открытыми нагревательными элементами;
• поручать техническое обслуживание автомобиля лицам, не имеющим соответствующей квалификации.

6.2. Требования к открытым стоянкам для хранения автомобилей
6.2.1. Содержание площадок открытого хранения автомобилей должно соответствовать требованиям ППБ-01-93.
6.2.2. Запрещается площадки открытого хранения загромождать предметами и оборудованием, которые могут препятствовать быстрой эвакуации автомобилей в случае пожара.

6.3. Требования к складам автотранспортных предприятий
6.3.1. Склады автотранспортных предприятий должны соответствовать требованиям ППБ-01-93.

7.1. Лица, ответственные за состояние электроустановок (главный энергетик, энергетик, работник соответствующей квалификации, назначенный руководителем предприятия или цеха), обязаны:
• обеспечивать организацию и своевременное проведение профилактических осмотров и планово-предупредительных ремонтов электрооборудования, аппаратуры и электросетей, а также своевременное устранение нарушений «Правил устройства электроустановок», «Правил эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», могущих привести к пожарам и загораниям;
• следить за правильностью выбора и применения кабелей, электропроводов, двигателей, светильников и другого электрооборудования в зависимости от класса пожаровзрывоопасности помещений и условий окружающей среды;
• систематически контролировать состояние аппаратов защиты от коротких замыканий, перегрузок, внутренних и атмосферных перенапряжений, а также других ненормальных режимов работы;
• следить за исправностью специальных установок и средств, предназначенных для ликвидации загораний и пожаров в электроустановках и кабельных помещениях;
• организовать систему обучения и инструктажа дежурного персонала по вопросу пожарной безопасности при эксплуатации электроустановок;
• участвовать в расследовании случаев пожаров и загораний от электроустановок, разрабатывать и осуществлять меры по их предупреждению.
7.2. Главный электрик (сменный электромонтер) обязан производить плановые профилактические осмотры электрооборудования, проверять наличие и исправность аппаратов защиты и принимать немедленные меры к устранению нарушений, могущих привести к пожарам и загораниям. Результаты осмотров электроустановок, обнаруженные неисправности и принятые меры фиксируются в оперативном журнале.
7.3. В местах, где возможно образование статического электричества, должны быть предусмотрены заземляющие устройства.
7.4. Аварийное освещение следует предусматривать, если отключение рабочего освещения и связанное с этим нарушение нормального обслуживания оборудования и механизмов может вызвать взрыв или пожар.
7.5. Неисправности в электросетях и электроаппаратуре, которые могут вызвать искрение, короткое замыкание, сверхдопустимый нагрев изоляции кабелей и проводов, должны немедленно устраняться дежурным персоналом; неисправную электросеть следует отключить до приведения ее в пожаробезопасное состояние.

8.1. Устройство, размещение и эксплуатация отопительного оборудования должны обеспечивать пожарную безопасность в соответствии с ППБ-01-93 и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
8.2. Ответственность за техническое состояние, своевременный и качественный ремонт отопительных установок и соблюдение правил пожарной безопасности во время их эксплуатации по предприятию возлагается на главного энергетика (главного механика или специалиста, назначенного руководителем предприятия), а по цехам, участкам — на их начальников.
8.3. Устройство печного отопления допускается при отсутствии централизованного теплоснабжения для зданий и сооружений, оговоренных СНиП по проектированию отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

9.1. Устройство, размещение и эксплуатация вентиляционного оборудования должны обеспечивать пожарную безопасность в соответствии с ППБ-01-93.
9.2. Ответственность за техническое состояние, исправность и соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации вентиляционных систем несет главный механик (главный энергетик) предприятия или лицо, назначенное руководителем предприятия.
9.3. В производственных помещениях, где вентиляционные установки удаляют горючие и взрывоопасные вещества, все металлические воздуховоды, трубопроводы, фильтры и другое оборудование вытяжных установок должны быть заземлены.
9.4. В помещениях, где выделяются легковоспламеняющиеся или взрывоопасные вещества (пары, газы), разрешается устанавливать только вентиляционные системы (местные отсосы), исключающие возможность искрообразования.
9.5. В случае возникновения пожара в помещении, в вентиляционной камере, в воздуховодах или на любом участке вентиляционной системы следует немедленно выключить вентиляторы приточных и вытяжных систем.

10. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДВИЖНОМУ СОСТАВУ

10.1. Общие требования
10.1.1. Каждый автомобиль должен обязательно иметь исправный огнетушитель (углекислотный, порошковый). Моторный отсек автомобиля может быть дополнительно оборудован установкой пожаротушения (водной, пенной, беспламенной аэрозольной).
10.1.2. Автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и специально оборудованные для этой цели, должны быть укомплектованы двумя огнетушителями (углекислотными или порошковыми): один находится в кабине водителя, второй в пассажирском салоне автобуса или в кузове автомобиля, моторный отсек может быть дополнительно оборудован установкой пожаротушения с дистанционным приводом.
10.1.3. Автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, должны быть оборудованы работоспособными аварийными выходами, снабженными соответствующими табличками.
10.1.4. Автомобили с пневматическими тормозными системами должны ставиться в помещение на хранение только с исправной пневматической тормозной системой, обеспечивающей возможность быстрой эвакуации автомобилей в случае пожара.
10.1.5. В целях предотвращения возникновения пожара запрещается:
• допускать скопление на двигателе и его картере грязи и масла;
• оставлять в кабине и на двигателе использованные обтирочные материалы (ветошь, концы и т.п.);
• эксплуатировать автомобиль с неисправными приборами системы питания;
• подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор непосредственно из емкости через шланг или иными способами;
• курить в непосредственной близости от приборов системы питания (в частности от топливных баков);
• ставить автомобили на хранение с неисправной электропроводкой, системой питания и включенным отключателем массы (там, где он имеется).

10.2. Требования к газобаллонным автомобилям
10.2.1. Аппаратура, трубопроводы, вентили газобаллонного автомобиля должны быть герметичны.
10.2.2. Газобаллонные автомобили должны заправляться газовым топливом на газонаполнительных станциях или специальными газозаправщиками; порядок заправки должен соответствовать инструкции для данного типа станции.
10.2.3. Газовая аппаратура должна ежедневно осматриваться и проверяться на герметичность и исправность на контрольных постах, при выпуске автомобилей и приеме их с линии.
10.2.4. Заправка баллонов сжатым или сжиженным газом при работающем двигателе запрещена.
10.2.5. После длительной стоянки перед включением зажигания, пуском двигателя или включением осветительных электроприборов необходимо поднять капот и проветрить подкапотное пространство, после чего проверить исправность газовой аппаратуры, трубопроводов, соединений.
10.2.6. Запрещается эксплуатация газобаллонного автомобиля при утечке газа с закрытыми вентилями и при наличии утечки газа через неплотности соединений, а также въезд автомобиля в помещение при утечке газа с закрытыми вентилями.
10.2.7. При возвращении газобаллонного автомобиля и подготовке его к ночной или длительной дневной стоянке, а также для производства ТО в профилактории необходимо закрыть вентили на баллонах и выработать весь газ, находящийся в системе питания, после чего выключить зажигание. Запрещается оставлять автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями на баллонах баллонов.
10.2.8. В случае невозможности в дорожных условиях устранения утечки газа из баллонов необходимо эвакуировать автомобиль в безопасное место (вдали от людей и источников огня), где выпустить (слить) газ (в предприятиях на специальных постах для выпуска (слива) газа).
10.2.9. Автомобили с неисправными вентилями должны храниться на открытых площадках без газа в баллонах.
10.2.10. При проведении ремонта, связанного с выполнением сварочных и окрасочных работ (включая искусственную сушку), газ из баллонов должен быть выпущен (слит), а баллоны продуты азотом или другим инертным газом.
10.2.11. Запрещается ремонтировать газовую аппаратуру при работающем двигателе, за исключением проведения на ней регулировочных работ.
10.2.12. В случае пожара на газобаллонном автомобиле необходимо:
• перекрыть магистральный и баллонный вентили;
• при работающем двигателе увеличить число оборотов коленчатого вала и быстро выработать газ, оставшийся в системе газопроводов от вентиля до карбюратора-смесителя;
• тушить пожар углекислотными или порошковыми огнетушителями, установкой пожаротушения, песком;
• баллон с газом обильно поливать водой.
10.2.13. Запрещается производить слив сжиженных и выпуск сжатых газов во время грозовых разрядов.

11. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
ОБОРУДОВАНИЮ И ИНСТРУМЕНТУ

11.1. Технологическое оборудование, аппараты и трубопроводы, в которых находятся вещества, выделяющие взрывопожароопасные пары, газы и пыль, должны быть герметичными.
11.2. Горячие поверхности трубопроводов в помещениях, где они вызывают опасность воспламенения материалов или взрыва газов, паров жидкостей или пыли, должны изолироваться негорючими материалами для снижения температуры поверхности до безопасной величины.
11.3. Для контроля за состоянием воздушной среды в производственных и складских помещениях, где применяются, производятся или хранятся вещества и материалы, способные образовывать взрывоопасные концентрации газов и паров, должны устанавливаться автоматические газоанализаторы.
В случае отсутствия серийно выпускаемых газоанализаторов должен осуществляться периодический лабораторный анализ воздушной среды.
11.4. Расстановка технологического оборудования в подразделениях должна соответствовать проектной документации, с учетом требований технологии и обеспечения пожаровзрывобезопасности.
11.5. Размещение оборудования и прокладка трубопроводов не должны снижать герметичность и пределы огнестойкости противопожарных преград.

12. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЕЙ

12.1. Общие требования
12.1.1. На постах ТО и ТР запрещается мыть агрегаты и детали легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
12.1.2. При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, а также ремонтом топливопроводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива.
Слив топлива должен производиться в местах, исключающих возможность его загорания. Хранение слитого топлива на постах ТО и ТР запрещается.
12.1.3. Во избежание искрообразования при переливании бензина к отверстию сливной трубы следует прикреплять латунную цепочку и опускать ее до дна наполняемого сосуда.
12.1.4. Перед ремонтом бензобак необходимо промыть и пропарить до полного удаления паров бензина.
12.1.5. Кузнечные, термические, сварочные, малярные, деревообрабатывающие работы должны производиться только в специально отведенных помещениях.
12.1.6. Перед обслуживанием или ремонтом легкового автомобиля на опрокидывателе необходимо слить топливо из топливного бака и плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя.
12.1.7. Перед ремонтом цистерны для перевозки ЛВЖ, ГЖ и взрывоопасных грузов ее необходимо полностью очистить от остатков груза и надежно заземлить.
12.1.8. Рабочий, производящий очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара из-под ЛВЖ или ГЖ, должен применять инструмент, не дающий искру.
12.1.9. Ремонтировать заправочные колонки, резервуары, насосы, коммуникации и тару из-под бензина можно только после удаления из них остатков бензина и обезвреживания с соблюдением мер безопасности, исключающих возможность загорания или взрыва.
12.1.10. Для подтягивания гаек газобаллонной аппаратуры необходимо предварительно закрыть все вентили газовых коммуникаций. При обслуживании и ремонте газовой аппаратуры следует проявлять особую осторожность, не допуская искрообразования. Ударные нагрузки при указанных работах запрещаются.
12.1.11. Перед проверкой (регулировкой) приборов электрооборудования на газобаллонном автомобиле необходимо плотно закрыть все вентили и тщательно проветрить подкапотное пространство.
12.1.12. Регулировать системы питания и зажигания газобаллонных автомобилей, а также проверять на герметичность и ремонтировать газовую аппаратуру разрешается только в хорошо проветриваемом помещении при включенной приточно-вытяжной вентиляции. Проверять газовую аппаратуру на герметичность следует по правилам Госгортехнадзора сжатым воздухом или азотом под руководством специально выделенного лица из числа специалистов.

12.2. Мойка агрегатов и деталей
12.2.1. Для мойки деталей должны применяться негорючие составы, пасты, растворители и эмульсии.
12.2.2. В отдельных случаях, когда негорючие составы не обеспечивают необходимой по технологии чистоты обработки, допускается применение соответствующих моющих ЛВЖ и ГЖ, при условии строгого соблюдения необходимых мер пожарной безопасности, в специально оборудованных местах. Места проведения работ должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, песок).
12.2.3. Нейтрализацию деталей двигателя, работающего на этилированном бензине, разрешается осуществлять промывкой керосином только в специально выделенных для этой цели местах.
12.2.4. Использованные моющие горючие и легковоспламеняющиеся вещества должны сливаться в емкости, которые должны храниться в местах, определяемых администрацией.
Пролитые на пол ГСМ следует немедленно удалять.

12.3. Аккумуляторные работы
12.3.1. Аккумуляторные батареи, устанавливаемые для зарядки, должны соединяться между собой плотно прилегающими (пружинными) зажимами (для кислотных аккумуляторных батарей) или плоскими наконечниками (для щелочных аккумуляторных батарей), имеющими надежный электрический контакт, исключающий возможность искрения. Запрещается соединять зажимы аккумуляторных батарей проволокой «закруткой».
12.3.2. Контроль за ходом зарядки должен осуществляться при помощи специальных приборов. Запрещается проверять аккумуляторную батарею коротким замыканием.
12.3.3. Для осмотра аккумуляторных батарей используются переносные лампы во взрывобезопасном исполнении, напряжением не выше 42 В.
12.3.4. Запрещается:
• входить в аккумуляторную с открытым огнем (зажженной спичкой, сигаретой и т.д.);
• пользоваться в помещении для зарядки аккумуляторов электронагревательными приборами (электроплитками и т.п.).

12.4. Кузнечно-рессорные работы
12.4.1. Организация работ, устройство, размещение и эксплуатация кузнечно-рессорного оборудования должны обеспечивать пожарную безопасность в соответствии с требованиями ППБ-01-93.
12.4.2. Горячие поковки, обрубки металла необходимо складывать в стороне от рабочего места. Не допускается скопление их на рабочем месте.

12.5. Сварочные и паяльные работы
12.5.1. Сварочные и паяльные работы в автотранспортных предприятиях должны производиться в соответствии с требованиями ППБ-01-93.
12.5.2. При необходимости проведения сварочных и других работ с открытым огнем непосредственно на автомобиле топливный бак (или баллон с газом) должен быть снят или приняты меры, обеспечивающие полную пожарную безопасность, для чего горловину топливного бака и сам бак закрыть листом железа от попадания в него искр, очистить зоны сварки от остатков масла, ЛВЖ и ГЖ, a поверхности прилегающих участков — от горючих материалов. При электросварочных работах необходимо дополнительно заземлить раму или кузов автомобиля. Ацетиленовые газогенераторы должны размещаться не ближе 10 м от места проведения огневых работ или других видов открытого огня.

12.6. Шиноремонтные работы
12.6.1. Организация шиноремонтных работ должна обеспечивать пожарную безопасность в соответствии с требованиями ППБ-01-93.
12.6.2. Работы по приготовлению резинового клея и нанесению его на склеиваемые поверхности должны производиться в изолированном помещении.
12.6.3. Запрещается хранить бензин, клей и другие воспламеняющиеся и горючие материалы вблизи отопительных и вулканизационных установок.

12.7. Окрасочные работы
12.7.1. Организация работ, устройства, размещение и эксплуатация окрасочного оборудования должны обеспечивать пожарную безопасность в соответствии с требованиями ППБ-01-93.
12.7.2. Для хранения порожней тары должна быть выделена специальная площадка вне окрасочного помещения. Порожняя тара должна своевременно удаляться с территории предприятия.
12.7.3. Запрещается применять бензол, метанол и пиробензол (петролейный эфир) в качестве растворителей и разбавителей для лакокрасочных материалов. Во всех случаях, где это возможно, следует ограничить применение толуола и ксилола в лакокрасочных материалах (не более 15%).
12.7.4. Запрещается работать в одной и той же окрасочной камере с нитроцеллюлозными, масляными и синтетическими лакокрасочными материалами.
12.7.5. Каждую электрокрасочную камеру необходимо оборудовать автоматической установкой пожаротушения (углекислотного, аэрозольного и т.п.).
12.7.6. Для снятия остаточного заряда с высоковольтного оборудования после выключения высокого напряжения электрокрасочные камеры снабжаются автоматическими разрядниками в исполнении, соответствующем классу зоны по ПУЭ.
12.7.7. Нагревательные элементы сушильных камер должны быть надежно защищены от соприкосновения с окрашиваемыми изделиями и от попадания на них красок.
12.7.8. Сушильные камеры должны быть оборудованы соответствующими электрическими датчиками температур. Регулирование температуры должно осуществляться автоматически.
12.7.9. Тару из-под лакокрасочных материалов следует очищать мягкими скребками и щетками (из меди или алюминия).
12.7.10. Обтирочные материалы после употребления необходимо складывать в металлические ящики с крышками и по окончании каждой смены выносить из производственных помещений в специально отведенные места.
12.7.11. Для снятия статического электричества в процессе окрашивания изделий технологическое оборудование, электрооборудование, изделия должны быть заземлены.
12.7.12. Запрещается:
• проводить в краскозаготовительных и окрасочных помещениях работы, связанные с применением открытого огня и искрообразованием (сварочные работы, работы на наждачных точилах и т.д.);
• пользоваться для очистки камер инструментом из черных металлов и абразивным инструментом, дающим искру при трении;
• на окрасочных участках и в местах хранения красок и растворителей курить, разводить огонь, пользоваться паяльными лампами и электрическими паяльниками;
• во избежание взрыва освещать изнутри спичками или другими источниками огня бочки, бидоны, сосуды и другую тару, в которых находятся (или находились) лакокрасочные материалы.

. Полная версия документа с таблицами, изображениями и приложениями в прикрепленном файле.

www.znakcomplect.ru