Аноды на судне

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

Устройство и техническая эксплуатация судна

18.05.2015 20:19
дата обновления страницы

Защита корпуса судна от коррозии

Из различных видов коррозии в морских условиях основной является электрохимическая — разрушение поверхности металла в жидкостях, проводящих электрический ток (электролитах) . Если в электролит поместить соединенные между собой электроды — металлы, имеющие разный потенциал, то электрод с более низким значением потенциала (анод) будет разрушаться, а по проводнику, соединяющему электроды, будет проходить электрический ток.

В судовых условиях электролитом является морская вода, а роль электродов выполняют стальной корпус и бронзовые втулки в дейдвудной трубе и рулевых петлях, а также бронзовый или латунный гребной винт. Медь и ее сплавы, обладая более высоким потенциалом, при контакте со сталью создают катод. В результате этого сталь, являющаяся анодом, подвергается значительному коррозионному разрушению, особенно на участках, близко расположенных к контакту. При отсутствии разнородных металлов гальванические пары образуют сталь с прокатной окалиной, которая имеет потенциал более положительный, чем потенциал железа, поэтому она по отношению к местам, не имеющим окалины, играет роль катода. Это вызывает бурный процесс электрохимического разрушения анодных участков. Подобным же образом действуют различные примеси и шлаковые включения, содержащиеся в стали, а также окрашенные участки.

Борьба с коррозией проводится различными способами. Но все они являются разновидностью одного из следующих методов: легирование, ингибиторная защита, защитные покрытия и электрохимическая защита.

Выбор способа защиты зависит от назначения конструкции и условий ее эксплуатации.

Легирование. Для повышения коррозионной стойкости стали / в качестве легирующих элементов применяют хром, никель, титан, молибден и некоторые другие элементы. Но достаточная эффективность нержавеющей стали в морской воде обеспечивается только при содержании в ней легирующих элементов свыше 18 %, что значительно повышает стоимость стали. Поэтому легирование не нашло широкого распространения в судостроении. Из нержавеющей стали изготовляют только винты и подводные крылья, а в судовом машиностроении она используется в качестве заменителя цветных металлов.

Ингибиторная защита. Ингибиторами, или замедлителями коррозии, называют такие вещества, которые при добавлении в небольших количествах к агрессивной среде замедляют или предупреждают коррозию.

Ингибиторную защиту применяют только в закрытых помещениях. Поэтому этот вид защиты может найти применение главным образом на нефтеналивных судах для предупреждения коррозии внутренних поверхностей грузовых танков. В этом случае ингибиторы могут вводиться как в нефтепродукты, так и в принимаемую балластную воду. Общее количество вводимого при этом замедлителя обычно составляет несколько сотых процента. Обычно замедлитель вводят в раствор, которым промывают танки после удаления груза или балласта.

Защитные покрытия. Наиболее простая защита от коррозии — это нанесение на поверхность металла защитной пленки. В зависимости от вида защитной пленки. Покрытия бывают лакокрасочные, металлические, неметаллические и оксидные.

Лакокрасочные покрытия наиболее широко применяют в судостроении. Этому способствуют сравнительно низкая их стоимость и простота выполнения, а также вполне удовлетворительная эффективность в случае качественного выполнения всех подготовительных и окрасочных работ. Нанесенные тонким слоем на поверхность, лакокрасочные покрытия после высыхания превращаются в плотную эластичную пленку, которая не только отделяет металл от внешней среды, но и препятствует образованию гальванических пар на поверхности металла.

Металлические покрытия применяют значительно реже. В качестве покрытий могут применяться различные металлы (медь, цинк, олово, никель, хром и др.). В судостроении наиболее широко используется цинкование, которому подвергаются большинство трубопроводов судовых систем и некоторые дельные вещи. Цинковое покрытие, имея хорошее сцепление с основным металлом, обладает сравнительно низкой механической прочностью. Поэтому его необходимо оберегать от ударов твердыми и острыми предметами, которые могут вызывать местные повреждения и царапины защитного слоя.

Неметаллические покрытия имеют низкую стоимость. Во многих случаях их применение дает значительную экономию средств. Отсеки двойного дна и пики обычно покрывают водным раствором цемента, а малодоступные места заливают бетоном. Цемент и бетон наиболее целесообразно использовать также для покрытия льял, ватервейсов и других мест, где скапливается вода.

На судах, перевозящих грузы, способствующие коррозионному разрушению, можно производить битумирование внутренних поверхностей грузовых трюмов. Нанесение битумного покрытия требует предварительной грунтовки поверхности смесью нефтяного битума с бензином. Покрытие наносят на защищаемую поверхность вручную или специальным насосом. Перед нанесением битум или мастику нагревают до температуры около 200 °С.

Широкое внедрение в народное хозяйство пластмассовых материалов позволяет значительно расширить номенклатуру и область применения неметаллических покрытий. К таким покрытиям относится, например, защитный материал типа «Нева».

Электрохимическая защита. Полное прекращение коррозии возможно только в том случае, если на поверхности защищаемого металла не будет анодных участков. Искусственное превращение всей поверхности металла в катод достигается одним из способов электрохимической защиты: катодным или протекторным (рис. 151).

При катодной защите электропотенциал в морской воде изменяется наложением электрического тока от внешнего источника, для чего защищаемый объект соединяют с отрицательным полюсом источника постоянного тока, а его положительный полюс — со специальным электродом (анодом), погруженным в воду вблизи защищаемого объекта. Защита от коррозии этим способом обеспечивается установкой мощностью 3-5 кВт. Безопасность катодной защиты достигается применением источников тока с низким напряжением (до 24 В). В настоящее время применяются железокремниевые и платинотитановые аноды. Обычно достаточно установить 10- 12 анодов, чтобы обеспечить надежную защиту. Для равномерного распределения защитного тока аноды располагают равномерно по всему корпусу симметрично на оба борта.

Необходимо учитывать, что ток больше поглощается поверхностями, ближе расположенными к аноду. Поэтому вокруг анода делают экран — покрывают обшивку стеклопластиком.

Установленный на наружной обшивке анод должен быть хорошо изолирован от корпуса. В качестве изолирующих прокладок обычно используют резину и армированные эпоксидные смолы.

Рис. 151. Электрохимическая защита от коррозии: а — катодная; б — протекторная с короткозамкнутым протектором; в — протекторная с регулируемым сопротивлением; 1- наружная обшивка; 2- анод; 3- приварные шпильки; 4- герметик; 5-резиновая прокладка; 6-стеклопластиковый экран; 7- сальник; 8-контактная шпилька; 9- изоляционные втулки; 10- кабель; 11- протектор; 12- переменный резистор

Системы электрохимической защиты с наложенным током запрещаётся применять на танкерах.

Другой вид электрохимической защиты протекторная защита или защита гальваническими анодами. Ее особенность — отсутствие внешнего источника тока. Защитный ток в этом случае создают гальваническими элементами, которые образуются при установке на/Корпус судна протекторов из металла с более низким потенциалом, чем у защищаемого. В такой гальванической паре корпус играет роль катода, а анодом являются протекторы. Благодаря этому в процессе электрохимической коррозии происходит разрушение протектора, а корпус судна коррозии не подвергается.

В качестве протекторов могут применяться металлы, которые имеют электродный потенциал ниже, чем у стали. В настоящее время используются протекторы на магниевой и алюминиевой основе.

Простота выполнения и отсутствие эксплуатационных расходов обеспечивают широкие возможности для применения протекторной защиты.

Однако на танкерах нельзя применять аноды из магниевых сплавов, а можно из алюминиевых.

Чистка ультразвуком

Чистка ультразвуком

wc.matrixplus.ru

Аноды на судне

Техническая эксплуатация корпуса и судовых помещений

Борьба с коррозией проводится различными способами в зависимости от характера воздействия агрессивной среды, назначения конструкции и условий ее эксплуатации.

В настоящее время используются такие способы защиты металла, как легирование, ингибиторная защита, защитные покрытия, электрохимическая защита. Лакокрасочные покрытия часто используют в сочетании с проекторной или катодной защитой.

Для повышения коррозионной стойкости судовых конструкций, выполненных из стали, ее легируют хромом, никелем, титаном, молибденом и некоторыми другими элементами. Как показала практика, коррозионная стойкость хромоникелиевой нержавеющей стали в морской воде достигается только при содержании в ней 17-19 % хрома и 8-10 % никеля, из-за чего значительно повышается стоимость стали. Следует учитывать, что нержавеющая сталь, являясь коррозионно стойкой в морской воде, в то же время склонна к язвенной коррозии, интенсивность которой может достигать значительных размеров, из-за чего необходимы дополнительные затраты на электрохимическую защиту. По причине высокой стоимости титановых сплавов и сложности технологии их применение в отечественном судостроении весьма незначительно, несмотря на широкое распространение титана и высокую коррозионную стойкость его сплавов. Более широко в морском судостроении используется медь и большинство ее сплавов, которые применяются для деталей судовых механизмов и работают в морской воде без специальных средств защиты от коррозии, так как являются коррозионно стойкими. Медные сплавы гораздо меньше подвержены обрастанию морскими организмами, их применение ограничивается только дефицитностью меди.

Ингибиторную защиту от коррозии в судовых условиях применяют в системе охлаждения двигателей внутреннего сгорания, для защиты балластных танков и судовых цистерн.

Ингибитором коррозии называют вещество, при введении небольшого количества которого в коррозионно-активную среду замедляется процесс коррозии металла и сохраняется при этом неизменными физико-химические свойства ингибитора. В качестве ингибиторов наиболее часто используются нитратно-хроматные, хроматно-щелочные присадки, хроматы натрия и калия, эмульсионные присадки. Вторым направлением применения ингибиторов на морском флоте является использование поверхностно-активных веществ, растворяющихся в нефтепродуктах и обладающих хорошей агдезией к металлу. Ингибитор вытесняет с поверхности металла воду и образует защитную пленку. Ингибиторы способствуют образованию на стальных поверхностях защитной пленки, в результате чего скорость коррозии в среде нефтепродуктов снижается в несколько десятков раз.

Металл можно защитить от коррозии нанесением на его поверхность защитного покрытия. В зависимости от вида защитной пленки покрытия бывают лакокрасочные, металлические, неметаллические, плакитированные, оксидные, металлизационные и др.

Из всех видов защитных покрытий в судостроении наибольшее распространение получили лакокрасочные, чему способствуют сравнительно низкая стоимость и простота нанесения. Лакокрасочные материалы представляют собой многокомпонентные системы, способные при нанесении на защищаемую поверхность высыхать с образованием пленок, удерживаемых силами сцепления. Эта пленка не только отделяет металл от внешней среды, но и препятствует образованию гальванических пар на поверхности металла.

По сравнению с лакокрасочными металлические покрытия обладают большей механической прочностью, но из-за сложности нанесения покрытия стоимость их более высока. Металлические защитные покрытия наносят гальваническим, химическим и горячим способом, для чего применяются такие металлы, как медь, цинк, олово, никель, хром и др. В судостроении наиболее широко используется цинкование, которому подвергается большинство трубопроводов судовых систем и некоторые дельные вещи.

Цинковое покрытие, имея хорошее сцепление с основным металлом, обладает низкой механической прочностью, что нужно учитывать при эксплуатации. При образовании гальванической пары цинковое покрытие, обладая более низким потенциалом, является анодом и будет сохранять от коррозионного разрушения основной металл.

Никелирование применяется в защитно-декоративных целях и качестве одного из слоев многослойных покрытий. Хромирование применяется для придания износостойкости, восстановления размеров изношенных деталей, защиты от коррозии. Покрытия из меди должны обладать хорошим сцеплением с металлом и иметь высокую прочность и эластичность.

Из неметаллических покрытий на судах часто применяют цемент и бетон для покрытия отсеков двойного дна льял, ватервейсов и других мест, где скапливается вода. Кроме этого, для защиты судовых конструкций от коррозионного разрушения применяются такие материалы, как битум и пластмассовые материалы. Применение неметаллических покрытий экономически целесообразно ввиду их невысокой стоимости.

Плакитированное покрытие создается в результате прокатки основного металла и листов из нержавеющей стали, меди, аллюминия и др. Для лучшего сцепления металлов прокатывание ведут с нагревом, благодаря чему обеспечивается диффузия между основным металлом и покрытием. Такое покрытие в судостроении применяется редко из-за сложности и высокой стоимости.

При оксидировании на поверхности металла искусственно создают прочную и плотную защитную пленку окислов железа, обладающих высокой коррозионной стойкостью. Этот метод в судостроении используется для временной защиты в период постройки судна, а также для улучшения защитных свойств лакокрасочных покрытий.

Металлизационные покрытия получают путем напыления на поверхность основного металла другого металла, обладающего лучшими антикоррозионными свойствами, с помощью портативных аппаратов.

Рассмотренные методы борьбы с коррозией основаны на образовании защитной пленки на поверхности металла, которая легко может быть повреждена и металл в этом месте может быстро разрушаться. Замедление или прекращение коррозии металла может быть достигнуто путем электрохимической зашиты, которая подразделяется на протекторную или катодную.

Принцип действия протекторной зашиты заключается в том, что к основному металлу (защищаемому) присоединяют другой металл с более высоким отрицательным потенциалом. В образованной таким образом гальванической паре будет растворяться металл протектора, являясь анодом, а основной металл не разрушается. Протекторы для защиты корпусов и механизмов морских судов от коррозии изготовляются из сплавов на основе цинка, алюминия и магния. Простота выполнения и отсутствие эксплуатационных расходов обеспечивают широкие возможности для применения протекторной защиты, которая используется для защиты корпусов, танков, теплообменных аппаратов и других судовых конструкций. Для установки протектора к наружной обшивке судна приваривают специальную арматуру, а корпус в месте установки протектора и сам протектор со стороны, обращенной к корпусу, до постановки покрывают 6-10 слоями этинолевой краски. Основными критериями срока службы протектора являются его износ и прочность крепления арматуры к корпусу судна.

Рис. 151. Схема размещения элементов катодной защиты от коррозии подводной части корпуса

При катодной защите электродный потенциал в морской воде изменяют наложением электрического тока от внешнего источника. Принцип работы катодной защиты можно рассмотреть по схеме, указанной на рис. 151. От источника питания 5 постоянный ток напряжением 12-24 В через распределительные щиты 6 подается к анодным узлам 1. Вокруг анода в пределах 2-3 м располагается околоанодный экран 3, который служит для уменьшения пиковых значений электродных потенциалов вблизи анодов. Схема предусматривает установку одного или нескольких электродов сравнения 2, которые выполняют функции датчиков. Имея собственный постоянный электродный потенциал, они улавливают сдвиг потенциала защищаемой конструкции от стационарного и подают сигнал на регулирующее устройство плотности тока. Аноды изготовляются из графита, алюминия и его сплавов, свинцово-серебряного сплава, платины и других материалов и крепятся к корпусу судна через диэлектрик. Околоанодные экраны чаще выполняются из стеклопластикового покрытия, которое наформовывается на корпус судна. Используя катодную защиту, необходимо предусмотреть установку токосъемного устройства 4, описанного выше. При очередном доковании судна следует осмотреть все элементы катодной защиты и результаты внести в доковый акт. При механической очистке корпуса судна следить, чтобы не повредить аноды.

www.trans-service.org

Протекторная защита от коррозии алюминиевой лодки

Маленькие суда и огромные корабли в одинаковой степени подвергаются такому виду разрушения, как электрохимическая коррозия.

Практически все так называемые «алюминиевые» лодки на самом деле изготовлены не из чистого алюминия, а из сплава на его основе, например, дюралюминия, АМг (алюминий-магний) или других. А некоторые суда совмещают в себе не один металл, например, до 1975 года мотолодки «Прогресс» выпускались с элементами (скуловые накладки) из нержавеющей стали X18Н10Т. В результате, из-за значительной разницы потенциалов, электрохимическая коррозия протекала в разы интенсивнее. Протекторная защита маломерного судна от коррозии – довольно простой и действенный метод борьбы с разрушением. В процессе эксплуатации алюминиевая лодка подвергается воздействию не только влаги, находящейся в воздухе. Судно непосредственно контактирует с водой, которая является отличным электролитом.

Суть протекторной защиты заключается в следующем. К алюминиевой лодке присоединяют металл, потенциал которого более электроотрицательный. Работает гальванический элемент. Катодом является металл лодки, а жертвенным анодом – протектор. Вода – электролитическая среда, которая обеспечивает работу гальванопары. В данной гальванической паре постепенно разрушается протектор, отдавая электроны в раствор и, тем самым, ограждая корпус от воздействия агрессивной среды. Алюминиевая лодка и ее составные части не подвергаются электрохимической коррозии до тех пор, пока работает и разрушается протектор. О том, что данный способ защиты работает можно судить по увеличению срока службы маломерного судна и уменьшению массы протектора. После полного разрушения анода его необходимо заменить на новый.

Металл-протектор, используемый для протекторной защиты лодки (катера) от электрохимической коррозии, должен быть чистым, т.е. без какого-либо покрытия и соответствовать некоторым требованиям. Для изготовления протекторов используют алюминий (стандартный электрохимический потенциал -1,700 В), магний (-2,372 В), цинк (-0,763 В) или сплавы данных металлов. Протекторы, отлитые из магния, будут эффективно защищать от электрохимической коррозии корпуса лодок, изготовленных из алюминия, стали.

Крепить протектор необходимо на подводной части судна. У лодок «Прогресс» с наружной части обоих бортов есть специальные гнезда, к которым монтируются колеса для перевозки. В эти гнезда и можно установить протекторы (по одному на борт). Перед монтажом следует тщательно очистить корпус лодки от грязи, масла, продуктов коррозии и других загрязнений. На чистую поверхность устанавливается резиновая прокладка (протектор не должен непосредственно контактировать с защищаемым металлом). Винты, при помощи которых крепится анод (протектор), также необходимо изолировать при помощи изолирующих втулок. Углубление, в котором находится головка винта, изолируется битумом или эпоксидной смолой (не должно быть контакта с водой). Если в процессе эксплуатации винты немного раскрутились либо появились щели между корпусом, прокладками и протектором, необходимо немного подтянуть винты и снова изолировать шапку винта эпоксидной смолой или битумом.

Есть специальные протекторы, которые используются при хранении судов на воде. Их подвешивают по одному на борт (по обе стороны лодки). Протекторы должны находиться в воде, на уровне киля, т.к. это наиболее уязвимая часть судна. Перед эксплуатацией лодки аноды поднимают на борт, при необходимости (при стоянке) опускают в воду.

Использование протекторов для защиты алюминиевых и других металлических лодок от электрохимической коррозии позволяет продлить срок службы не только корпуса лодки, но и электродвигателя.

www.okorrozii.com

Судовые протекторы

«ДЕЛО КРАСКИ» занимается поставкой судовых протекторов (анодов) производства Makromor, в числе которых цинковые аноды для корпуса судна и алюминиевые аноды разных размеров. Предлагаемые со склада в Калининграде высококачественные судовые протекторы (аноды) из цинковых и алюминиевых сплавов, предназначены для защиты от коррозии объектов техники, эксплуатирующейся в морской или речной воде, портовых сооружений, причалов и так далее.

Протекторная защита активно используется на пассажирских судах и судах общегражданского назначения, самоходных и несамоходных плавсредствах, паромах, сухогрузных, наливных, комбинированных судах специального назначения, земснарядах, отдельных корпусных конструкциях и металлических сооружениях, эксплуатирующихся в морской воде, а также нефте-газо-бензопроводов.

Протекторная защита (применение протектора)

Разновидностью катодной защиты является протекторная защита, так называемые аноды. При использовании протекторной защиты к защищаемому объекту подсоединяется металл с более электроотрицательным потенциалом. При этом идет разрушение не конструкции, а протектора. Со временем протектор корродирует и его необходимо заменять на новый. Протекторы используются для защиты сооружений в нейтральных средах (морская или речная вода, воздух, почва и других).

Другой вид электрохимической защиты — протекторная защита или защита гальваническими анодами.
Ее особенность — отсутствие внешнего источника тока. Защитный ток в этом случае создают гальваническими элементами, которые образуются при установке на корпус судна протекторов из металла с более низким потенциалом, чем у защищаемого. В такой гальванической паре корпус играет роль катода, а анодом являются протекторы. Благодаря этому в процессе электрохимической коррозии происходит разрушение протектора, а корпус судна коррозии не подвергается. В качестве протекторов могут применяться металлы, которые имеют электродный потенциал ниже, чем у стали. В настоящее время используются протекторы на алюминиевой и цинковой основе.

Протекторы в отличие от анодов должны иметь с корпусом судна электрический контакт. Обычно контакт осуществляется через приварные шпильки, с помощью которых протекторы крепят к обшивке. В некоторых случаях применяют отключаемые протекторы, которые имеют вводы внутрь судна и замыкаются на корпус через регулируемое сопротивление.

Простота выполнения и отсутствие эксплуатационных расходов обеспечивают широкие возможности для применения протекторной защиты. Однако на танкерах нельзя применять аноды из магниевых сплавов, а можно из алюминиевых.

Защита окрашенных балластных танков морских транспортных судов используется для уменьшения коррозионных разрушений на участках с местным повреждением лакокрасочных покрытий, на которых в отсутствие электрохимической защиты развивается точечная или язвенная коррозия.

Для неокрашенных поверхностей протекторная защита снижает общую скорость коррозии и предотвращает возникновение местных коррозионных разрушений.

www.delo-kraski.ru

Катодная защита от коррозии наложенным током

В состав системы катодной защиты наложенным током входят аноды, околоанодные экраны, источники питания с измерительной и регулирующей аппаратурой, электроды сравнения.

Аноды устанавливаются изолированно от защищаемой конструкции и подключаются к положительному полюсу источника питания (рис.2.8).

Анодные материалы подразделяют на растворимые (сталь, алюминий), малорастворимые (ферросилид, графит, свинец и его сплавы, магнетит) и нерастворимые (платина и ее сплавы). Технические характеристики некоторых анодных материалов приведены в табл.2.5. в системах катодной защиты судов чаще всего используются аноды из платины в виде гальванического покрытия или фольги, реже – из свинцовосеребрянного сплава.

Околоанодные экраны предназначены для более равномерного распределения защитного тока по защищаемой поверхности и для предохранения близких к аноду участков поверхности от перезащиты и, соответственно, от разрушения лакокрасочного покрытия газообразным водородом. Околоанодные экраны изготавливаются в виде толстослойного покрытия из стеклопластика, резины, цемента и других материалов, обладающих необходимыми прочностью и диэлектрическими свойствами.

Источники питания катодной защиты судов преобразуют переменный ток судовой сети в постоянный ток напряжением 12-24 В. Для этого используются выпрямители с ручным или автоматическим регулированием выходного тока. При катодной защите подземных металлоконструкций выходное напряжение источников питания обычно выше, чем в морской воде (до 48 В).

В качестве датчиков сигнала для регулирующего устройства источника питания (величины потенциала) применяются электроды сравнения, установленные на защитной поверхности. По показаниям приборов, расположенных на распределительных щитах и подключенных к электродам сравнения и корпусу, контролируется и при необходимости регулируется величина потенциала металла.

Рис.2.8 Схема системы катодной защиты наложенным током подводной части корпуса судна:
1-Аноды, 2-околоанодные экраны, 3-Электрод сравнения, 4-источник питания, 5-распределительный щит, 6-контактно-щеточное устройство.

При установке на судне системы катодной защиты (с расходуемыми анодами или наложенным током) подводной части корпуса, как правило, предусматривается установка контактно-щелочного устройства, предназначенного для подключения к защите валовинтового комплекса. Контактно-щеточное устройство состоит из разъемного кольца, установленного на гребном валу, щеткодержателя с меднографитовыми щетками, зачистной проволочной щетки и кронштейна для крепления щеткодержателей.

При проектировании систем электрохимической защиты встает вопрос о технико-экономической целесообразности применения того или иного типа катодной защиты. Обычно считают, что катодную защиту наложенным током, с учетом больших первоначальных затрат, экономически целесообразно устанавливать на судах водоизмещением более 10 тыс.т; на судах меньшего водоизмещения целесообразно устанавливать систему с расходуемыми анодами.

Потенциал защищаемой поверхности связан с плотностью тока катодной поляризации. Величина необходимой плотности тока зависит от многих факторов; состояния краски, скорости судна, солености и температуры морской воды и др. При расчете защиты принимают наиболее неблагоприятный вариант; обычно для систем с расходуемыми анодами плотность тока составляет 30-60 мА/м2, для систем с наложенным током – 75-150мА/м2.

Различие в значения плотности тока объясняется различной степенью неравномерности распределения тока: в связи с большим количеством расходуемым анодов ток в этом случае распределяется более равномерно.

Качественное лакокрасочное покрытие позволяет значительно (в 10-100 раз) снизить плотность тока, необходимого для достижения защитного потенциала, поэтому электрохимическую защиту наиболее рационально сочетать с лакокрасочным покрытием.

Следует также учитывать, что при катодной поляризации происходит подщелачивание среды вблизи поверхности металла до pH равной II, поэтому краски, применяемые совместно с электрохимической защитой, должны быть стойкими в этих условиях. К нестойким относятся все краски на масляной основе.

www.corrozii.net