Заморозили пенсии военным

ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ


Выступление замминистра обороны Татьяны Шевцовой на сборах с руководящим составом финансово-экономической службы Вооруженных сил РФ.
Бюджет Минобороны в 2018-2020 годах позволит поддерживать размер денежного довольствия военнослужащих на уровне ведущих отраслей экономики, сообщила в понедельник замминистра обороны Татьяна Шевцова на сборах с руководящим составом финансово-экономической службы Вооруженных сил РФ.

«При формировании параметров финансирования расходов министерства обороны в 2018-2020 годах была решена задача по поддержанию достигнутого уровня денежного довольствия военнослужащих на уровне ведущих отраслей экономики», — сказала Шевцова.

По ее словам, денежное довольствие, оплата труда, компенсационные выплаты, пенсии и другие выплаты военным пенсионерам вошли, как и в 2017 году, в число защищенных статей.

Шевцова отметила, что в ведомственном бюджете учтено финансирование новой госпрограммы вооружения, а также сохранен прежний уровень финансирования расходов на содержание армии.

Напомним, что в соответствии с принятым бюджетом на ближайшую трехлетку 2018 – 2020 годов, военнослужащим увеличили оклады по воинским должностям и по воинским званиям на 4%. Как сказала заместитель министра обороны Татьяна Шевцова в своем самом свежем интервью:

«Таким образом, с 1 января 2018 года лейтенант, командир взвода, будет получать в месяц в среднем 66,1 тыс. рублей, что примерно на 2,5 тыс. рублей больше уровня его ежемесячного денежного довольствия в 2017 году», — отметила замминистра.

По ее словам, для офицера уровня командира батальона (подполковник) прибавка составит примерно 3,4 тыс. рублей (вместо 85,3 тыс. рублей станет 88,7 тыс. рублей).
Мы не станем спорить с Шевцовой по поводу «среднего» размера денежного довольствия и размера «средней» прибавки к денежному содержанию с 1 января 2018 года. Предоставляем каждому военнослужащему по собственному кошельку оценить справедливость этих слов.

По вопросу военных пенсий осенью прошлого года, когда принимался бюджет 2018 – 2020 самым основным вопросом, с которым были не согласны большинство военных пенсионеров, стал вопрос отмены понижающего коэффициента для исчисления военных пенсий. Но, вопреки многочисленным обращениям ветеранских организаций и отдельных военных пенсионеров, вопрос отмены понижающего коэффициента для исчисления военных пенсий не решился в положительную сторону.

Кроме того, понижающий коэффициент для исчисления военных пенсий не только не отменили, но и приостановили его увеличение. То есть «заморозили» на весь 2018 год, оставив его размер на уровне 2017 года – 72,23%.

Пенсии военным пенсионерам с 1 января 2018 года были увеличены только лишь за счет повышения должностных окладов и окладов по воинским званиям действующих военнослужащих.

«Рост пенсий для офицеров уровня командира батальона (подполковник) составит 947 рублей, 1932 рубля и 2956 рублей в 2018-2020 годах.» — заявила Шевцова.
Теперь что касается вопроса ближайшего повышения денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий

«Денежное довольствие военнослужащим и пенсии военным пенсионерам будут проиндексированы с 1 октября 2019 года и с 1 октября 2020 года. Каждый раз на 4%», — уточнила Шевцова.
То есть ближайшее повышение денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий состоится через 20 месяцев.

militariorg.ucoz.ru

Пенсионный тупик

Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ), по имеющейся информации, готовит обоснование для новой пенсионной реформы. Жертвами «оптимизации» могут стать силовики. Бюджетный кризис толкает чиновников к отмене военных пенсий, которые получают служащие Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, других силовых структур.

Вслед за реформой гражданских пенсий логика кризиса ведет экономический блок правительства к наступлению на силовиков. Нынешние военные отставники могут спать спокойно – их пенсии отменять не планируется, но силовики действующие могут в будущем вместо пожизненной пенсии получить лишь однократное выходное пособие – для адаптации к работе «на гражданке». Такое решение вроде как уже обсуждается в структурах Минфина.

Обещать – не жениться

О том, что нечто подобное зреет в умах чиновников, можно судить по публичным выступлениям Владимира Назарова, директора подведомственного Минфину НИФИ. По его мнению, военные пенсии нужно пересматривать, причем довольно радикально: «Надо вместо пенсии предложить нормальный социальный контракт. Когда человек заканчивает военную службу, если он не инвалид и у него все в порядке, надо дать ему деньги на переобучение, большое выходное пособие, чтобы хватило на год-два безбедной жизни, и после этого он как нормальный член общества вполне может работать на другой работе». Интересно, куда может пойти и на что должен жить 60-летний отставник, ведь именно до такого возраста сегодня разрешено служить старшим офицерам в звании полковника и выше?

Возникает закономерный вопрос: это намеренная утечка, зондаж общественного мнения или провокация? Если военные стерпят, промолчат, можно будет и впредь давить на них, лишать социальных гарантий, обрезать пенсионные выплаты. Но даже если это утечка, напоминает провокацию. Говорить о лишении военнослужащих пенсий в тот момент, когда они, рискуя жизнями, противостоят террористам в Сирии, – удар в спину. Если же это ложный информационный вброс, он имеет политический подтекст, подрывая авторитет Верховного главнокомандующего, по указу которого ВКС России участвуют в боевых действиях.

В любом случае обществу напрямую дают понять, что силовики Министерству финансов не по карману. Мол, это балласт, который надо сбросить. Но в этой логике государству не по карману скорее Министерство финансов и его НИФИ, существующие лишь потому, что есть Российская армия и Военно-морской флот.

Однако речь о другом. Пренебрежительное отношение к служивым людям проявляется в нашем государстве, к сожалению, не впервые. Достаточно вспомнить хрущевские реформы, когда из армии в одночасье выбросили на улицу миллион человек. Или новации Сердюкова, сопровождавшиеся увольнением в запас десятков тысяч офицеров, многих из которых спустя пару лет пришлось уговаривать вернуться «с гражданки». Поэтому сегодняшний пример – хороший повод еще раз напомнить государственным чиновникам реальную ситуацию с военными пенсиями и индексацией окладов военнослужащих.

После 1 января 2012 года положенная по закону № 306 (от 7 ноября 2011 года) ежегодная индексация окладов (на процент инфляции) не проводилась ни разу. Трижды подряд принимались специальные федеральные законы, замораживавшие увеличение денежного содержания. При этом представители законодательной власти, ответственные за оборону и безопасность государства, регулярно повторяли, как заклинание: это в последний раз, подтверждая народную мудрость: «Нет ничего более постоянного, чем временное».

Индексация военных пенсий в 2014 году составила семь процентов при инфляции 11,34. В 2015-м – 7,5 процента при инфляции 12,91. В 2016-м в бюджет был заложен уровень инфляции 6,4 процента, которая реально будет выше. Февральская индексация военных пенсий на 3,99 процента не компенсировала снижение их покупательной способности за последние годы.

Как видим, с начала 2012-го по февраль 2016-го военные пенсии в реальном выражении потеряли 12,1 процента, хотя государство обещало их ускоренный рост за счет возврата накопленного долга (закон № 309 от 8 ноября 2011 года, президентский Указ № 604 от 7 мая 2012 года). В частности, в Указе № 604 была определена опережающая на два процента прибавка военных пенсий по сравнению с ростом потребительских цен.

Пожили, как люди? И хватит!

Тем не менее на июльском (2016 год) заседании правительства обсуждалось, как еще сильнее затянуть пояса. Проанализировав итоги первого полугодия, чиновники пришли к выводу: экономика сработала не так, как хотелось бы. Денег нет, бюджет на следующую трехлетку предстоит верстать в условиях жесткой экономии. Министрам было поручено выискивать резервы: урезать незащищенные статьи как минимум на пять процентов. Социалку пока не трогают, но о дополнительной индексации пенсий, мол, придется забыть.

В Минфине признались, что вариантов сверстать сбалансированный бюджет, как это требует руководство страны, немного. Дыру в четыре триллиона рублей, образовавшуюся по понятным причинам, можно закрыть тремя способами – заморозить расходы, взять деньги в Резервном фонде или увеличить доходы. Себе депутаты ничего не урезали и не собираются. Таков стиль работы «эффективных менеджеров», которые могут успешно руководить экономикой лишь при высокой цене на нефть.

А что же с денежным довольствием, от величины которого также зависит размер военных пенсий? Закон № 371 (от 14 декабря 2015 года) установил, что оклады военнослужащих и приравненных к ним в 2016 году не индексируются. Значительное увеличение денежного довольствия в 2012–2013-м вроде как обеспечило повышение уровня жизни личного состава и сотрудников силовых и правоохранительных структур в соответствии с их социальным статусом. Военным и приравненным к ним государство тогда просто вернуло накопленный долг, хотя и без компенсации за прошедшие годы. В результате уровень денежного довольствия поднялся выше среднего заработка в ведущих секторах отечественной экономики.

Как ситуация обернулась потом, хорошо известно. Ни в 2013-м, ни в 2014-м, ни в 2015-м индексации окладов, повторим, не было, а после принятия бюджета на 2016-й стало ясно, что и ждать нечего. В итоге оклады военнослужащих по должности и по воинскому званию с учетом инфляции снизились более чем на 44 процента. Покупательная способность окладов за пять лет упала на треть с лишним. Чтобы вернуться к ситуации, которая была на 1 января 2012 года, их надо повысить более чем на 50 процентов.

Справедливости ради надо сказать, что с назначением министром обороны Сергея Шойгу военнослужащим Вооруженных Сил производились дополнительные выплаты за счет внутренних резервов. Однако дальнейшее их повышение под большим вопросом, так как финансовые возможности МО РФ не безграничны, а сложная экономическая ситуация и военная операция в Сирии скорее всего съедят все имеющиеся запасы.

Среднее денежное довольствие в абсолютных цифрах вроде и не уменьшается. Но по факту уровень жизни военных после 1 января 2012 года продолжает быстро снижаться. Каждый год Минфин, правительство, Госдума, Совет Федерации, повторим, обещают, что это временное явление и в ближайшем будущем государство выполнит свои социальные обязательства перед личным составом и сотрудниками силовых и правоохранительных структур. Но воз и ныне там.

Понятно, что в условиях сложной международной обстановки и экономического спада говорить о повышении уровня жизни одних только военнослужащих сложно. В такой же ситуации сейчас находятся бюджетники, многие гражданские специалисты, пенсионеры, которым в 2016 году прибавили всего 4 процента при официальной инфляции более 12 процентов. Но и загонять в дальний угол проблему поддержания на должном уровне социального статуса военных, ждать, когда из силовых и правоохранительных структур опять начнут уходить самые грамотные кадры, нельзя.

В сложной экономической ситуации в России страдают прежде всего наименее социально защищенные и ущемленные в правах слои населения, к которым отчасти можно отнести, как это ни покажется странным, и служивых людей. Сегодня им могут что-то дать, а завтра забрать или пообещать и тут же забыть об этом. Но если страна, образно говоря, превращается в военный лагерь в окружении натовских баз, то работать на оборону должны все – от слесаря до олигарха. Однако государство почему-то не решается ввести прогрессивный налог на доходы физических лиц. В результате малоимущие и миллиардеры платят одинаковые 13 процентов. Так и не введена монополия на производство и продажу алкогольной продукции.

Все это воспринимается крайне негативно, особенно на фоне миллионных зарплат и бонусов, выплачиваемых в государственных корпорациях, а также безудержного прибавления зарплаты и различных поощрений сотрудникам Следственного комитета, прокурорам и народным избранникам.

Как сказал «Военно-промышленному курьеру» бывший член Комитета Государственной думы Российской Федерации по обороне Вячеслав Тетекин, до сих пор не решен вопрос с пресловутым коэффициентом 0,54 процента, которым у военных попросту отняли часть назначенной пенсии.

Когда принимался закон, было решено, что к ней каждый год будет добавляться по два процента. Хотя в этом случае до полной пенсии доживет не каждый военнослужащий, поскольку она сложится лишь через 23 года. Это дискриминация, идущая вразрез со всеми законами в области прав человека. Нарушена статья 55 (часть 2) Конституции РФ, которая гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Более того, государство не может произвольно изменить уже признанный им статус таких лиц и уменьшить обусловленный им объем социальных гарантий. В противном случае подрывается авторитет власти, падает уважение к праву, умаляется достоинство личности.

Подобное ущемление распространяется почему-то исключительно на военнослужащих. Однако делается исключение для военных прокурорских работников, судей, следователей, некоторых других категорий, например гражданских госслужащих. Более того, им назначается пенсия в 100 процентов оклада. Законодательные органы в соответствии с частью 6 статьи 12 ФЗ № 309 (от 8 ноября 2011 года) почему-то не применили ограничительные пенсионные новации в отношении военных судей, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета РФ, пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей. Тем самым нарушен принцип равенства, установленный статьей 19 Конституции РФ и подкрепленный Конституционным судом в Постановлении № 12-П (от 16 июня 2007 года), где сказано: «В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)».

На особом положении оказались федеральные гражданские госслужащие администрации президента РФ и правительства РФ, народные избранники федерального уровня, чиновники различных государственных корпораций. Их должностные оклады были приравнены к воинским. Так что неприменение понижающего коэффициента 0,54 процента к вышеуказанным категориям подрывает систему взаимосвязи всех видов государственной службы, принципы ее построения и функционирования, установленные законодательством, и является дискриминацией. Когда офицер перестает служить, ему почему-то назначают лишь чуть более половины от суммы заработанной и заслуженной пенсии. А теперь предлагается лишить и этого. Разумеется, популярности военной службе такие инициативы не прибавляют.

Хочется верить, что мы живем в демократическом правовом государстве, где Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. А принимаемые правовые акты не противоречат Основному закону (ч. 1 ст. 15).

Увы, государство само завело себя в пенсионный тупик. Но безвыходных ситуаций, как известно, не бывает. При наличии политической воли решение найдется.

topwar.ru

Пенсии военным «заморозили» до 2019 года

Госдума приняла в третьем чтении закон, приостанавливающий действующие нормы об индексации пенсий военным пенсионерам до 1 января 2019 года, передает корреспондент «Росбалта».

Закон касается бывших сотрудников силовых органов, а также пожарных, пенсии которых с 1 января 2013 года должны были ежегодно индексироваться на 2% до достижения 100% размера денежного довольствия.

Согласно документу, с 1 января 2018 года размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, составит 72,23% (такой же коэффициент применялся и в 2017 году). Однако нормы об индексации пенсий не менее, чем на 2% ежегодно, будут приостановлены еще на один год.

В думском комитете по обороне заявили, что в 2018 году военные пенсии должны были быть проиндексированы не менее, чем на 5,2%. Таким образом, не исполняется также президентский указ о росте пенсий военных пенсионеров. По словам депутатов, это уже пятая «заморозка» военных пенсий.

На сегодняшний день уровень жизни пенсионеров нашей страны оставляет желать лучшего, а вопрос повышение пенсии остается актуальным. Военные пенсионеры не являются исключением и также требуют повышения оклада. Президент Российской Федерации Владимир Путин сообщил, что индексация будет проведена в январе, а ее размер достигнет как минимум уровня инфляции прошлого года.

Следует отметить, что на военную пенсию могут претендовать граждане страны, которые отслужили в армии не менее 20 лет, или имеют смешанный стаж минимум 25 лет, при котором 12 лет и 6 месяцев составляет стаж службы в армии.

Также на пенсию могут претендовать граждане, которые были отстранены от службы по состоянию здоровья, а на момент отстранения им было меньше 45 лет и те, что достиг пенсионного возраста или же необходимой выслуги.

Что касается получение повышения размера пенсии для военных, то на сегодняшний день пока нет точной информации или принятого законопроекта по данному вопросу. Военные пенсионеры могут быть уверены в то, что отменять или уменьшать пенсию им никто не будет в следующем году, несмотря на то, что об этом говорят представители власти все больше.
Владимир Путин в свою очередь распорядился повысить пенсии военным на 4 процента, а размер средней пенсии военных пенсионеров в 2018 году составит 24 500 рублей. Что касается даты проведения индексации, то здесь глава государства заявил, что повышение пенсий будет проведено уже с первого января 2018 года.

skolkozarabativaet.ru

Заморозили пенсии военным

Военные пенсионеры не подпадают под действие закона о единовременной выплате в 5 тыс. руб., которой власти решили заменить вторую индексацию пенсий в 2016 году, — выплата полагается лишь получателям пенсий от Пенсионного фонда, сказано в соответствующем законопроекте, который Госдума рассмотрела в первом чтении и готовит ко второму. Военные пенсионеры получают пособия не от ПФР, а от своих силовых ведомств — Минобороны, МВД, ФСБ и т.д., следует из закона о пенсионном обеспечении военных, их семей и приравненных к ним лиц. Таким образом, из числа получателей единовременной выплаты исключено больше 2,5 млн человек — Минфин в пояснительной записке к проекту трехлетнего бюджета оценил в 2,58 млн количество получателей военных пенсий в 2017 году, когда пенсионерам должна быть начислена единовременная выплата.

Законопроект о единовременной выплате готовил Минтруд, его пресс-служба подтвердила, что на военных пенсионеров норма не распространяется. Речь изначально шла именно о поддержке пенсионеров, пенсии которым по состоянию на 31 декабря 2016 года выплачивает Пенсионный фонд, пояснила РБК пресс-служба министерства, сославшись на выступление премьер-министра Дмитрия Медведева по этому поводу. 14 сентября, накануне выборов в Госдуму, Медведев действительно сообщил, что выплата полагается всем получателям пенсий от ПФР. На том, что из-за особенностей формулировки под действие закона не подпадет значительное количество военных пенсионеров, ни премьер-министр, ни выступавшие в Думе представители правительства внимания не акцентировали.

Причин исключения военных пенсионеров из числа получателей единовременной выплаты Минтруд РБК не пояснил. Пресс-служба Минобороны, которое выплачивает пенсии большинству военных пенсионеров, не стала комментировать ситуацию с выплатой.

Выплату получат только те из отставных военных, кто после военной службы заработал еще и гражданскую пенсию — от Пенсионного фонда, говорит РБК федеральный чиновник. Кроме того, выплата будет полагаться военным пенсионерам, которые вместо военной пенсии выбрали страховую (гражданскую), добавил другой федеральный чиновник. Право выбора пенсий дано военным пенсионерам законом об их пенсионном обеспечении. Данными о количестве военных пенсионеров, выбравших гражданские пенсии, собеседники РБК не располагают.

Взамен — ничего

Гражданские пенсионеры должны получить единовременную выплату 5 тыс. руб. в начале 2017 года. Этой выплатой правительство компенсировало неполную индексацию пенсий в 2016 году — на 4% вместо положенных по закону 12,9% (инфляция предыдущего года). Пенсии военных также были недоиндексированы в 2016 году — им, как и гражданским пенсионерам, с 1 февраля увеличили пособия лишь на 4%. И это несмотря на то что действующий майский указ №604, изданный президентом Владимиром Путиным в 2012 году, прямо предписывает повышать военные пенсии на 2% сверх инфляции.

В указе Путина не уточняется, какую именно инфляцию нужно учитывать при повышении военных пенсий — фактическую за предыдущий год или прогнозную на ближайший год, но четырехпроцентная индексация не соответствовала ни тому ни другому. Бюджет 2016 года закладывал прогнозную инфляцию в 6,4%. В 2013–2014 годах военные пенсии индексировали дважды в год — с 1 января и с 1 октября, но в 2016 году второй индексации с 1 октября не было, подтвердила РБК пресс-служба Минобороны: «В 2016 году индексация военных пенсий осуществлена с 1 февраля».

Индексации военных пенсий не будет и позже в этом году, следует из проекта правительственных поправок в бюджет 2016 года, которые Дума готовит ко второму чтению. Поправки предусматривают увеличение финансирования по статье о военных пенсиях менее чем на 2% (примерно на 13 млрд руб.), но это связано с увеличением в течение года количества пенсионеров в МВД и ФСБ, сказано в пояснительной записке к проекту поправок. Один раз за год, а не два, военные пенсии индексировали и в 2015 году — с 1 октября на 7,5%.То повышение тоже не достигло показателей ни прогнозной инфляции на 2015 год (12,2%, согласно закону о бюджете), ни фактической за 2014 год (11,4%).

Проект бюджета 2017 года предусматривает увеличение финансирования по статье о военных пенсиях на 2,3% — с 646,7 млрд руб. в 2016 году до 661,8 млрд руб. Сами военные пенсии в 2017 году опять будут проиндексированы на 4%, следует из подготовленного Минфином законопроекта, который правительство внесло в Госдуму в пятницу вместе с проектом бюджета на 2017–2019 годы. Законопроект предполагает увеличение с 69,45 до 72,23% (то есть на 4%) доли денежного довольствия (зарплаты) военных, от которой по закону исчисляется их пенсия.

Гражданским пенсионерам пенсии проиндексируют больше — по фактической инфляции 2016 года, которая ожидается в размере 5,8%.

Четырехпроцентная индексация военных пенсий соответствует уровню прогнозной инфляции на 2017 год, но не учитывает требование майского указа Путина о необходимости ежегодно увеличивать военные пенсии на 2% сверх инфляции. Соответственно, требование этого указа не будет исполнено третий год подряд.

Пресс-службы Минфина и Минобороны не ответили на вопрос РБК, будет ли военным пенсионерам компенсирована недоиндексация пенсий. «Размеры и сроки индексации военных пенсий устанавливаются законодательными органами при принятии федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Индексация военных пенсий в 2017 году будет произведена в соответствии с принятыми правительством Российской Федерации решениями», — сообщила пресс-служба Минобороны на запрос РБК.

Средний размер военной пенсии в России после повышения в начале 2017 года составит 21,3 тыс. руб. в месяц, следует из расчетов Минфина (256 тыс. руб. в год в среднем на каждого получателя). Это гораздо больше средней гражданской пенсии, которая в августе 2016 года составляла 12,4 тыс. руб. (данные Росстата, более свежих данных нет).

По закону о пенсионном обеспечении военных их пенсии должны ежегодно пересматриваться одновременно с индексацией денежного довольствия (зарплат) военных. Пенсии должны повышаться на ту же величину, на какую индексируются зарплаты военных, уточнил один из собеседников РБК. Однако зарплаты военных, серьезно увеличенные в 2012 году, не повышались с 2013 года — действие законодательной нормы, которая предписывает ежегодно индексировать эти зарплаты, все это время заморожено.

В результате с 2013 года пенсии военным повышают только за счет ежегодного увеличения доли денежного довольствия, которую учитывают при начислении пенсии военнослужащим. По закону эта доля довольствия должна ежегодно расти на 2% (с учетом прогнозной инфляции на ближайший год увеличение может быть и больше), пока не достигнет 100%. Действие этого положения заморожено уже два года, и Минфин предлагает продлить заморозку до 1 января 2018 года, следует из законопроекта, внесенного в пятницу в Госдуму. В 2015 году Минфин предлагал заморозить и положение майского​ указа Путина о необходимости ежегодно увеличивать военные пенсии на 2% сверх инфляции. Указ изменен не был, но на деле с 2015 года не исполняется.

Военные пенсионеры не единственная категория, исключенная из числа получателей единовременной выплаты в 5 тыс. руб. Ранее РБК сообщал, что под действие этого закона не подпадают российские пенсионеры, которые живут за границей. Пенсионный фонд выплачивает пособия почти 300 тыс. таких пенсионеров. Такое решение было принято властями осознанно — решено поддержать пенсионеров, которые живут в России по состоянию на 31 декабря 2016 года, так как именно они пострадали от роста внутренних цен, подтверждал на заседании комитета Думы по труду замминистра труда Андрей Пудов.

www.rbc.ru

Военных могут лишить пенсии

Силовики Министерству финансов не по карману

Глава Минобороны Сергей Шойгу скорее всего не поддержит новации ведомства Антона Силуанова. Фото PhotoXPress.ru

Бюджетный кризис толкает чиновников к отмене так называемых военных пенсий, которые получают служащие Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ и других силовых структур. Вслед за реформой гражданских пенсий логика кризиса ведет экономический блок правительства к сокращению пенсий силовиков. Нынешние военные пенсионеры могут спать спокойно: их пенсии отменять не планируют. Но действующие силовики могут в будущем вместо пожизненной пенсии получить лишь однократное выходное пособие – для адаптации к работе на гражданке. Такое решение уже обсуждается в структурах Минфина.

Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ), подведомственный Минфину, готовит обоснование для новой пенсионной реформы. Теперь жертвами оптимизации могут стать силовики. Об этом можно судить по публичным выступлениям директора НИФИ Владимира Назарова. По его мнению, военные пенсии надо пересматривать. И, судя по всему, довольно радикально. О некоторых подробностях Назаров рассказал на прошлой неделе в эфире «Эха Москвы».

«Тем, кто собирается выходить на военную пенсию, надо вместо пенсии предложить нормальный социальный контракт, – пояснил экономист. – Когда человек заканчивает военную службу, если он не инвалид и у него все в порядке, надо дать ему деньги на переобучение, дать большое выходное пособие, чтобы ему хватило на год-два безбедной жизни, и после этого он вполне как нормальный член общества может работать на другой работе».

Какими бы странными ни казались идеи, обсуждаемые в НИФИ, к ним стоит прислушаться. Ведь, как указано на сайте Минфина, среди задач и функций этого института – разработка теории и методологии управления финансами, прогнозирования, планирования, составления и исполнения федерального бюджета, подготовка предложений и рекомендаций по совершенствованию бюджетного законодательства. Другими словами, разработки НИФИ в виде законопроекта могут лечь на стол главы Минфина Антона Силуанова. А он уже со всеми расчетами и обоснованиями в руках может потом приступить к лоббированию очередной оптимизации.

Если понимать под военными пенсиями выплаты, которые получают не только военнослужащие, но и другие силовики (сотрудники правоохранительных органов и органов уголовно-исполнительной системы, служб безопасности и внешней разведки, пожарных подразделений и т.д.), а также следователи и прокуроры, тогда после реформы бюджетная экономия может составить, по приблизительным подсчетам, от 500 до 700 млрд руб. в год. Но есть и более скромные экспертные оценки экономии – около 200 млрд руб. в год. До тех пор пока реформа не приобрела конкретных очертаний, провести более точные расчеты невозможно.

Впрочем, и сейчас получить военную пенсию бывает непросто. Она назначается при условии выслуги лет. Право на военную пенсию получают лица, имеющие на день увольнения выслугу на службе в силовых ведомствах 20 лет и более; а также лица, уволенные по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет служба в силовых ведомствах.

Нередко силовиков увольняют до достижения необходимой для пенсии выслуги лет. Бывают случаи, когда гражданин узнает о своем несоответствии пенсионным требованиям уже после увольнения. Такие недослужившиеся могут рассчитывать только на сохранение в течение одного года выплаты оклада по воинскому званию. Или же на пенсию по инвалидности.

Похоже, что минфиновская реформа военных пенсий может отменить само понятие «выслуга лет». Большинство опрошенных «НГ» экспертов скептически отнеслись к новациям научных структур Минфина. По их мнению, предложенная реформа выглядит провокационно, более того, она почти нереализуема.

«Эта новация снизит престиж военной службы. И это настолько новое слово в мировой практике, что военные всех стран будут смотреть на действия российского правительства с некоторой оторопью», – считает завлабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин. «Пересмотра условий скорее всего не удастся избежать, но полная отмена пенсий для военных – это уже совсем экстремальный вариант. Силовые ведомства у нас обладают немалым весом, и они наверняка сделают многое ради сохранения пенсий», – уверен директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

В большинстве развитых стран военные пенсионеры – одна из самых защищенных прослоек населения, напоминает эксперт. Один из стимулов идти на военную службу – гарантия стабильного дохода на протяжении многих лет. По словам Исаева, недостаточно просто дать военнослужащему денег на переобучение: «Чтобы система переподготовки эффективно функционировала, ее нужно построить с нуля. А это невозможно без дополнительного финансирования. В условиях хронического бюджетного дефицита получается замкнутый круг. Вакансий ночных сторожей на всех отставников явно не хватит».

Предлагаемая реформа «сделает людей в погонах временщиками, относящимися к государству как к очередному месту заработка», опасается адвокат бюро «Деловой фарватер» Антон Соничев. По его мнению, такие изменения подорвут доверие к государству. «Сопротивление со стороны силовых ведомств будет очень серьезным», – ожидает Соничев.

«Никакая единовременная выплата не сравнится с регулярным получением дохода, особенно при таких единовременных выплатах, как сейчас в России. Это приведет к ущемлению социальных гарантий военных пенсионеров, так как не каждый сможет адаптироваться к гражданской жизни», – предупреждает юрисконсульт компании «Мой семейный юрист» Роман Азатян. «Как показывает практика, в России с мнением военных ведомств считаются, и поэтому они смогут отстоять свои позиции», – добавляет он.

Многие экономисты напоминают, что частичное размывание военных пенсий идет уже сегодня. Военные пенсионеры и сейчас сталкиваются с бюджетной экономией: тогда, когда власти решают заморозить индексацию их пенсий, говорит аналитик компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. Он подчеркивает, что новация теоретиков Минфина полностью укладывается в сформированную государством тенденцию: скоро почти все гражданские пенсии могут перейти «в разряд символических пособий, на которые, учитывая инфляционные ожидания, прожить будет проблематично», говорит эксперт. Недаром в правительстве предлагают населению обеспечивать себе достойную старость, формируя пенсионные накопления.

Хотя некоторые эксперты видят здравое зерно в позиции руководителя НИФИ. «Сама идея переобучения вне зависимости от выплат пенсий носит здравый характер, так как в армии есть много людей с навыками, которые очень хорошо пригодятся в работе в крупных корпорациях и малом бизнесе», – говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Большое выходное пособие будет привлекательно «для тех, кто оставит военную службу в относительно молодом возрасте и решит сделать карьеру на гражданке», считает он.

Наконец, часть экспертов не исключает, что рассуждения об отмене военных пенсий имеют вполне конкретный политический смысл. Возможно, это своеобразная подготовка к выборам, предполагает аналитик компании IFC Markets Дмитрий Лукашов: «Сначала создается угроза отмены пенсий и пособий, а потом эту угрозу устраняют под одобрение избирателей».

«Пока о каких-либо законодательных инициативах в данной области лично мне не известно», – пояснил затем «НГ» Назаров. По его словам, на все пенсии силовикам бюджет тратит почти 1% ВВП. «Но речь не идет, и не может идти об отмене военных пенсий. Военнослужащие, которые уже получают военную пенсию, будут продолжать ее получать. Это вопрос социальной стабильности и справедливости. Речь может идти лишь о постепенной модификации правил выхода на пенсию нынешних военнослужащих: увеличение стажевых требований и использование комбинированных шкал возраст-стаж службы, когда больший стаж службы будет позволять уходить на пенсию раньше с учетом профессиональной специализации и звания военнослужащего», – говорит руководитель НИФИ. «При этом могут возникнуть зазоры между периодом увольнения в запас и назначением военной пенсии. Вот эти зазоры и целесообразно заполнить выходным пособием и программами переобучения с последующим трудоустройством по гражданской специальности, – объясняет Назаров. – Если решение об изменении условий назначения военных пенсий будет сбалансированным, то привлекательность военной службы не снизится. Понимание того, что служишь Родине, высокая заработная плата, а также гарантия того, что в трудный момент общество придет на помощь самому военнослужащему и членам его семьи, гораздо важнее «размазывания каши по тарелке», когда все военные получают пенсию вне зависимости от своего возраста и доходов «на гражданке».

«Надеюсь, что сбалансированное решение может найти понимание у сотрудников и руководства всех силовых ведомств. Военные – это люди, прежде всего, заботящиеся о благе своей страны. Сейчас это благо состоит в том, чтобы сделать социальный пакет военнослужащего более адресным, учитывающим возможность и желание военнослужащего начать гражданскую карьеру, а также более полно учитывающее материальное положение военнослужащих и членов их семей», – заключает Назаров.

«В чистом виде схема с выходным пособием в большинстве стран не применяется. Однако так же не очень распространена и нынешняя российская схема, когда назначение военной пенсии происходит сразу по увольнению из вооруженных сил при наличии определенного стажа без какой-либо привязки к возрасту военнослужащего, его способности трудиться по гражданской специальности и материального положения», – уточняет Назаров.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

www.ng.ru