Расчет неустойки по 94-фз

Порядок расчета неустойки по государственному контракту

Здравствуйте, дорогие коллеги! Довольно часто сталкиваюсь с ситуацией, когда специалисты (сотрудники организации), отвечающие за подготовку документации для участия в конкурсных торгах не уделяют должного внимания проекту государственного (муниципального) контракта, представленного в комплекте документации. А если они и уделяют ему внимание, то весьма поверхностное. И это большая ошибка. Так как в контракте Заказчик прописывает условия исполнения контракта и в том числе — размер неустойки в случае неисполнения обязательств по данному контракту. Поэтому внимательным образом изучайте проект контракта и не попадайтесь на крючок, на который попадаются многие поставщики, которые ради победы в конкурсе указывают минимальные сроки для того, чтобы набрать наибольшее число баллов, забывая о штрафных санкциях при срыве сроков исполнения контракта.

И так, давайте разберемся, что же такое неустойка?

Неустойка (штраф, пеня) — в соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно ст. 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.

Согласно ст. 332 ГК РФ, если неустойка установлена законом (законная неустойка), кредитор вправе требовать ее уплаты независимо от того, предусмотрена ли такая обязанность соглашением сторон. Причем отдельно указано, что размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает, откуда следует, что размер законной неустойки не может быть уменьшен соглашением сторон.

Согласно ч. 11 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Важно.

Если в договор включен пункт о том, что сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательство, обязана выплачивать другой стороне неустойку на сумму неисполненного обязательства в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. При таком условии размер неустойки за каждый день неисполнения будет менее 1/300 ставки рефинансирования, так как число дней в году при расчете неустойки принимается равным 360 (если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота), а не 300 — п. 2 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» (далее — Постановление № 13/14).

Расчет неустойки по норме (ч.11 ст. 9 Закон № 94-ФЗ) производится по формуле:

Где Х – размер неустойки в руб.;

Z – размер неисполненного обязательства (сумма задолженности) в руб.;

S – ставка рефинансирования ЦБ в %;

N – количество дней просрочки.

Из формулы видно, что для расчета неустойки необходимо определить три величины:

1. Период неисполнения обязательства;

2. Размер неисполненного обязательства;

3. Размер ставки рефинансирования ЦБ.

1. Период неисполнения обязательства

По общему правилу, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, если в договоре указано, что должник должен исполнить свое обязательства в срок до такого-то числа, моментом начала неисполнения обязательства будет следующий день.

Если на момент расчета должник уже исполнил просроченное обязательство, то днем окончания периода неисполнения будет день надлежащего исполнения обязательства (ст. 192 ГК РФ). Если обязательство все еще не исполнено, последним днем периода неисполнения (для целей расчета) будет день производства расчета (подачи претензии, иска и т.п.).

Количество дней, прошедших со дня, в который должно было исполниться обязательство, и до дня его фактического исполнения либо составления расчета, и будет периодом просрочки.

2. Размер неисполненного обязательства (сумма задолженности)

Размер неисполненного обязательства определяется как разница между тем, сколько должник обязался исполнить по договору, и тем, сколько он уже исполнил надлежащим образом на момент производства расчета.

3. Размер ставки рефинансирования ЦБ

По общему правилу, размер ставки рефинансирования определяется на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, если законом или соглашением сторон не установлено иное (п. 1 ст. 395 ГК РФ). Размеры ставки устанавливаются указаниями Банка России на определенный период и публикуются на его официальном сайте (http://www.cbr.ru). На текущий момент ставка рефинансирования составляет 8,25% годовых.

Пример расчета размера неустойки:

Предположим, в договоре указано, что поставщик обязан исполнить обязательство, например, поставить товар, на сумму 100 000 рублей не позднее 1 февраля 2012 года. По факту же исполнено (поставлено) в указанный срок было на сумму 70 000 рублей. Разница, то есть сумма неисполненного обязательства составляет 30 000 рублей.
Заказчик производит расчет процентов 10 апреля 2012 года. Тогда период просрочки — с 2 февраля по 10 апреля включительно — составляет 69 дней.
Ставка рефинансирования на этот день составляет 8% годовых.

Размер неустойки составит:

X=Z*(S/300)*N=30000*(0,08/300)*69=552 руб.

Скачать программу расчета неустойки в excel можно по данной ссылке.

К сведению:

Если размер (ставка) процентов будет явно несоразмерен последствиям просрочки исполнения денежного обязательства, суд будет вправе уменьшить ставку процентов с учетом изменения размера ставки рефинансирования ЦБ РФ в период просрочки, а также иных обстоятельств, влияющих на размер процентных ставок (ст. 333 ГК РФ, п. 7 Постановления Пленума № 13/14). Например, если выбранная ставка рефинансирования является самой высокой из всех ставок, действовавших в период просрочки, и при этом она действовала очень незначительное количество дней из всего периода просрочки, суд может применить усредненную ставку (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.10.2009 № А32-436/2009).

zakupkihelp.ru

Расчет неустойки по 94-фз

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской федерации
Р Е Ш Е Н И Е

30 мая 2011 года Дело № А 34 -1531/2011
Резолютивная часть решения объявлена 23.05.2011.
Полный текст решения изготовлен 30.05.2011.

Арбитражный суд Курганской области
в составе: судьи Поздняковой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Константиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по исковому заявлению Уральского транспортного прокурора
к 1. Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения»
2. Обществу с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Гарант 3»
о признании сделки недействительной
при участии в судебном заседании:
от истца: Трачев А.Н. — удостоверение № 164831, доверенность от 27.04.2011
от ответчиков:
1 — Воронцова М.В. — доверенность от 13.07.2010,
2 — Грабовский В.Н. — доверенность от 25.05.2011,

Уральский транспортный Прокурор (далее — истец) обратился в Арбитражный суд Курганской области с иском к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения» и Обществу с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Гарант 3» (далее — ответчики) о признании недействительным пункта 5.1 государственного контракта № 83 от 27.12.2010 на оказание услуг по охране объектов, заключенного между ответчиками.
Суд, в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ с согласия сторон (подпись в протоколе судебного заседания) завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал. Полагает, что п. 5.1 указанной выше сделки является недействительным, поскольку не соответствует требованиям статьи 422 Гражданского кодекса РФ и ст. 9 ФЗ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Оспариваемый контракт в п. 5.1 содержит условие о неустойке, не соответствующей по размеру ст. 9 указанного закона (1% от стоимости контракта вместо 0,025 % действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ).
Ответчики в судебном заседании пояснили (уточнив позицию в суде), что решение по делу оставляют на усмотрение суда.
Судом уточнено правильное наименование ответчика — Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения» (ИНН 6659014366, ОГРН 1026602950065) в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению исходя из следующего:
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных государственными учреждениями (пункт 2 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтвержден факт заключения между ответчиками государственного контракта № 83 от 27.12.2010 на оказание услуг по охране объектов (л.д. 6-9).
Согласно условиями государственного контракта ООО «Частная охранная организация «Гарант 3» (исполнитель) обязано оказывать ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения» (государственный заказчик) услуги по охране объектов, а государственный заказчик — оплачивать оказанные услуги (п. 1.1, 1.2 контракта).
Общая стоимость оказания услуг — 418 800 руб. (п. 2.1 контракта).
Пунктом 5.1 государственного контракта предусмотрено, что при нарушении установленных сроков выполнения обязательств исполнитель уплачивает государственному заказчику неустойку в размере 1% от стоимости государственного контракта.
Согласно ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими на момент его заключения.
Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, связанные с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд в целях удовлетворения нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Требования к государственному контракту на оказание услуг для государственных нужд предусмотрены статьей 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, в соответствии с частью 10 которой в государственный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает.
Согласно части 11 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, закон предусмотрел включение в государственный контракт в обязательном порядке условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) в виде неустойки, уплачиваемой ежедневно в размере, не ниже установленного законом, в течение всего периода просрочки, определив, тем самым, не только минимальный размер неустойки, но и порядок ее начисления в прямой зависимости от периода времени, в течение которого не исполнялось обязательство.
То есть Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ установлен запрет на ограничение соглашением сторон установленного законом размера ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) не только путем определения размера неустойки ниже предусмотренного законом предела, но и иным образом, в том числе путем скрытого или явного уменьшения периода начисления неустойки.
Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ в императивном порядке устанавливает не размер, а расчет минимально допустимого размера неустойки, исчисляемого по следующей формуле с компонентами: — количество дней просрочки исполнения обязательства; — размер ставки рефинансирования Банка России на день уплаты неустойки; — стоимость неисполненного поставщиком услуг обязательства.
Стороны государственного контракта, согласовав условие о неустойке в размере 1% от стоимости государственного контракта (418 800 руб.), что составляет 4 188 руб., ограничили размер неустойки фиксированной суммой вне зависимости от обстоятельств:
— длительности нарушения сроков исполнения обязательства;
— ставки рефинансирования Банка России.
В подтверждение своего довода об ограничении ответственности исполнителя истец привел следующий расчет неустойки, исчисленной по правилам Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ:
Ставка рефинансирования ЦБ РФ с 01.06.2010 составляет 7,75% (Указание ЦБ РФ № 2450-У от 31.05.2010), одна трехсотая составляет 0,025%).
418 800 руб. (стоимость государственного контракта) х 0,025% х 365 дней = 38 215 руб. 50 коп.
Таким образом, сумма неустойки, определенная государственным контрактом (4 188 руб.), значительно ниже суммы неустойки, рассчитанной по правилам Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (38 215 руб. 50 коп. за 365 дней просрочки исполнения обязательства).
Следовательно, спорное условие контракта фактически частично освобождает ответчика (исполнителя) от ответственности за просрочку исполнения обязательства по государственному контракту. Тогда как основанием для освобождения от уплаты неустойки в силу части 11 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ может быть только то обстоятельство, что просрочка исполнения обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
Таким образом, пункт 5.1 государственного контракта № 83 от 27.12.2010 не соответствует требованиям статьи 422 Гражданского кодекса РФ и ст. 9 ФЗ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», поскольку содержит условие о неустойке, не соответствующей по размеру ст. 9 указанного закона (1% от стоимости контракта вместо 0,025% действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ).
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Учитывая, что требование о признании недействительной части сделки заявлены только в отношении пункта 5.1. государственного контракта № 83 от 27.12.2010, предусматривающего установление размера неустойки в сумме 1% от стоимости государственного контракта, признание указанной части сделки не влечет недействительности прочих частей государственного контракта № 83 от 27.12.2010 и всего контракта в целом.
Суд учитывает, что признание недействительным условия о неустойке, указанного в спорном пункте 5.1 названного государственного контракта, не повлечет неопределенности в правоотношениях сторон, так как неустойка может быть определена по правилам п. 11 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ.
Довод Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения» об отказе в иске со ссылкой на постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу №Ф04-1354/2009 от 12.03.2009 отклонен, т.к. выводы суда кассационной инстанции, изложенные в данном постановлении, не противоречат позиции Уральского транспортного прокурора.
На основании изложенного, требования прокурора о признании пункта 5.1. государственного контракта № 83 от 27.12.2010, заключенного между ответчиками, недействительным (ничтожным), как не соответствующего требованиям части 11 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» правомерны, обоснованны и подлежат удовлетворению на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров уплачивается государственная пошлина в размере 4 000 руб.
Согласно пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
В силу части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.
Суд взыскивает с ответчика — Федерального государственного образовательного учреждению высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения» государственную пошлину в размере 2 000 руб., с ответчика — ООО «Частная охранная организация «Гарант 3» — 2 000 руб. в доход Федерального бюджета РФ.
Руководствуясь статьями 167 — 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

kurgan.arbitr.ru

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
    • Главная
    • Как считать неустойку по контракту для государственных и муниципальных нужд? Судебная практика

    Доля ставки рефинансирования может быть определена договором (увеличена).

    В практике встречаются случаи споров между сторонами по поводу правильности расчета неустойки (пени), и в частности правомерности деления полученной суммы неустойки на 360 дней.

    Например, в п. 5.2. договора сторонами установлена ответственность поставщика в случае просрочки поставки товара в размере одной десятой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пени) ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

    Истцом предъявлена ко взысканию неустойка в сумме 231 840 руб. за период с 23.10.2010 по 12.11.2010, исчисленная по формуле: 1 380 000 руб. x 8% /10 x 21 = 231 840 руб., где 1 380 000 руб. — сумма контракта, 8% — ставка рефинансирования ЦБ РФ, 1/10 — определенная договором доля ставки рефинансирования, 21 — количество дней просрочки.

    По мнению ответчика, расчет неустойки , определенный п. 5.2 договора, подлежит делению на триста шестьдесят дней в году.

    Суды не согласились с позицией ответчика о необходимости деления полученной суммы неустойки на 360 дней, указав, что пункт 5.2 договора свидетельствует о согласовании сторонами размера неустойки, подлежащей применению в случае нарушения обязательства. То обстоятельство, что размер неустойки определен в размере 1/10 от ставки рефинансирования, не дает оснований для уменьшения ее размера путем деления на триста шестьдесят дней в году. ( Постановление ФАС Центрального округа от 28.11.2011 по делу N А35-3045/2011)

    По другому делу: решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.08.2010 г. заявленные истцом требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 4 519 руб. 09 коп. неустойки, в удовлетворении остальной части требований отказано.

    Удовлетворяя требования истца в части, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку неустойка исчисляется исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, имеющей характер годовых процентов, она должна исчисляться из расчета количества дней в году, в связи с чем размер неустойки, по мнению суда, составил 4 519 руб. 09 коп.

    Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2010 г. указанное решение суда изменено: с ответчика в пользу истца взыскано 1 301 496 руб. 76 коп. неустойки, государственная пошлина в размере 26 014 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано.

    Изменяя решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что размер неустойки (пени) за нарушение стороной обязательств по государственному контракту должен быть не менее 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, поэтому, поскольку при расчете неустойки судом первой инстанции по формуле — сумма долга x 7,75% / 300 / 360 дней в году x на количество дней просрочки — уже произведено деление ставки рефинансирования ЦБ РФ, повторное деление полученного результата на 360 дней не соответствует закону.

    Суд апелляционной инстанции, изменяя решения суда первой инстанции в части подлежащей взысканию неустойки правильно руководствовался положениями ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», и указал, что поскольку при расчете неустойки уже произведено деление ставки рефинансирования ЦБ РФ, повторное деление полученного результата на 360 дней, произведенное судом первой инстанции, не соответствует закону. ( Постановление ФАС Московского округа от 18.02.2011 N КА-А40/315-11 по делу N А40-28954/10-62-293)

    Вернуться к оглавлению обзора судебной практики : Взыскание неустойки, пени, штрафа за просрочку . Размер, расчет, формулы. Судебная практика

    logos-pravo.ru

    Неустойка по государственному (муниципальному) контракту

    Что такое неустойка? Каков порядок ее расчета и получения?

    ВРЕЗ Н. В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности, в случае просрочки исполнения.

    Пунктом11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе требовать уплату неустойки (штрафа, пени). Условие об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, является обязательным для включения в контракт.

    ВРЕЗ Н. Неустойка (штраф, пеня) начисляется за каждый день просрочки обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения определенного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательств. Величина такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты неустойки.

    Таким образом, для возникновения обязательств по оплате неустойки необходим факт неисполнения или ненадлежащего исполнения должником основного обязательства. Данный факт может быть определен сторонами (например, с помощью акта приемки работ) или установлен судом.

    Согласно п. 11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ расчет неустойки производится по формуле:

    X= Z х (S / 300) х N, где:

    X – размер неустойки в рублях;

    Z– размер неисполненного обязательства;

    S – ставка рефинансирования ЦБ РФ в процентах;

    N– количество дней просрочки.

    Для расчета неустойки необходимо определить следующие показатели:

    – период неисполненного обязательства, который начинается на следующий день после календарной даты, послужившей началом неисполнения обязательства. Днем окончания периода будет день надлежащего исполнения обязательства (ст. 192 ГК РФ) либо день подачи претензии, иска, произведения расчета. Периодом просрочки будет считаться количество календарных дней со дня, когда обязательство должно исполниться, до дня его фактического исполнения (составления расчета);

    –размер неисполненного обязательства – это разница между тем, сколько должник обязался исполнить по договору и какую часть исполнил обязательств на дату проведения расчета;

    –размер ставки рефинансирования ЦБ РФ. Определяется на дату исполнения денежного обязательства или его составляющей части (п. 1 ст. 395 ГК РФ). Размеры ставок устанавливаются на определенные периоды и публикуются на официальном сайте ЦБ РФ (http://www.cp.ru).

    Пример 1

    Поставщик согласно условиям заключенного контракта обязан 04.04.2013 поставить товар на сумму 500 000 руб. По состоянию на 14.05.2013 товар не поступил. Заказчик производит расчет неустойки на указанную дату.

    Период просрочки составляет 40 дней (с 05.04.2013 по 14.05.2013 включительно).

    Ставка рефинансирования – 8,25 % годовых.

    Размер неустойки составляет 5 500 руб. (500 000 х (0,0825 / 300) х 40).

    Обратите внимание

    Сведения о принятом заказчиком решении о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, должны быть отражены в реестре контрактов (пп. 11 п. 2 ст.18Федерального закона № 94-ФЗ). В Письме от 14.01.2013 42-7.4-05/12.5-19 Федеральное казначейство разъясняет, что в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) заказчик должен опубликовать в реестре контрактов сведения об изменении контракта с типом изменения «исправление сведений». В размещаемых сведениях следует указать причину внесения изменений и прикрепить документ, подтверждающий принятое решение, в форме электронной копии, созданной посредством сканирования.

    Поставщик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения обязательств произошла не по его вине, а вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика (п. 11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ). Понятие непреодолимой силы содержит п. 3 ст. 401 ГК РФ – это чрезвычайное обстоятельство, которое невозможно предвидеть и предотвратить.

    Как в учете бюджетного учреждения отражается неустойка?

    Пунктом 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что бюджетное учреждение имеет право осуществлять деятельность, приносящую доход, сверх установленного государственного (муниципального) задания, предусмотренную его учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

    В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление санкций (неустойки, пеней, возмещения ущерба) исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 09.10.2012 № 02-04-12/4178). Это связано с тем, что денежные средства, поступающие в учреждение в виде штрафных санкций, нельзя рассматривать как средства субсидии на выполнение государственного задания либо целевой субсидии, даже если они поступили в качестве возмещения нарушения договора (контракта), осуществленного за счет указанного финансового источника.

    ВРЕЗ Н. Средства от уплаты неустойки (штрафа, пеней), взыскиваемые с поставщика, поступают бюджетному учреждению и считаются его собственными доходами независимо от источника финансового обеспечения обязательств по договору (контракту).

    Согласно п. 93 Инструкции № 174н операции по отражению в бухгалтерском учете бюджетного учреждения оплаты по контракту на поставку основных средств с нарушением исполнения обязательств поставщиком предлагаем отразить следующим образом:

    www.klerk.ru