О коррупции закон рк

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 18 ноября 2015 года №410-V ЗРК

О противодействии коррупции

(В редакции Законов Республики Казахстан от 22.01.2016 г. №446-V ЗРК, 06.04.2016 г. №484-V ЗРК, 30.11.2016 г. №26-VI ЗРК, 03.07.2017 г. №86-VI ЗРК)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере противодействия коррупции и направлен на реализацию антикоррупционной политики Республики Казахстан.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем Законе

Содержащиеся в настоящем Законе понятия применяются в следующем значении:

1) лицо, занимающее ответственную государственную должность, — лицо, занимающее должность, которая установлена Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, в том числе депутат Парламента Республики Казахстан, судья, а равно лицо, занимающее согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе политическую государственную должность либо административную государственную должность корпуса «А»;

2) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;

3) лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, — государственный служащий в соответствии с законами Республики Казахстан о государственной службе, депутат маслихата, а также лицо, временно исполняющее обязанности, предусмотренные государственной должностью, до назначения его на государственную службу;

4) лицо, приравненное к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, — лицо, избранное в органы местного самоуправления; гражданин, зарегистрированный в установленном законом Республики Казахстан порядке в качестве кандидата в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборного органа местного самоуправления; служащий, постоянно или временно работающий в органе местного самоуправления, оплата труда которого производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан; лицо, исполняющее управленческие функции в государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора, служащие Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств;

5) конфликт интересов — противоречие между личными интересами лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, должностных лиц и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к ненадлежащему исполнению ими своих должностных полномочий;

6) коррупция — незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ;

7) антикоррупционная политика — правовые, административные и организационные меры, направленные на снижение коррупционных рисков, повышение доверия общества к деятельности государственных органов, и иные меры в соответствии с настоящим Законом;

8) антикоррупционные ограничения — ограничения, установленные настоящим Законом и направленные на предупреждение коррупционных правонарушений;

9) противодействие коррупции — деятельность субъектов противодействия коррупции в пределах своих полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по формированию антикоррупционной культуры в обществе, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, а также по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений и устранению их последствий;

10) уполномоченный орган по противодействию коррупции — центральный исполнительный орган в сфере государственной службы и противодействия коррупции и его ведомство, их территориальные подразделения, осуществляющие в пределах своих полномочий функции по реализации антикоррупционной политики Республики Казахстан и координации в сфере противодействия коррупции;

11) коррупционное правонарушение — имеющее признаки коррупции противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое законом установлена административная или уголовная ответственность;

12) коррупционный риск — возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений;

13) предупреждение коррупции — деятельность субъектов противодействия коррупции по изучению, выявлению, ограничению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, путем разработки и внедрения системы превентивных мер.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 06.04.2016 г. №484-V ЗРК)

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан в отношении физических и юридических лиц. За пределами Республики Казахстан настоящий Закон действует в отношении граждан Республики Казахстан и юридических лиц, зарегистрированных в Республике Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

base.spinform.ru

Компетентность и эффективность законов о противодействии коррупции

Закон о противодействии коррупции важен не только как гарант незыблемости государственного уклада, но и с гражданской, обывательской точки зрения. Даже само слово «коррупция» (coruptio) переводится с латинского как «подкупать», «портить». Это явление известно человечеству задолго до появления денег в современном их понимании, со времен товарно-бартерных отношений и, видимо, паразитировало даже на теле первообщинных кланов. Ныне же это постоянный, хоть и весьма нежеланный спутник государственности.

Что нам известно о коррумпированности и взяточничестве

Историки утверждают, что уже законы Хаммурапи, жившего почти четыре тысячелетия назад, предусматривали особую статью, согласно которой взяточников сурово наказывали. Одна из литературно-юридических памяток (клинопись), упоминает о коррупции в управленческом аппарате древнего Вавилона. Массовые всплески ничем неприкрытого мздоимства зафиксированы в документах времен вавилонского пленения евреев в 597-538 гг.

Коррупция в современных российских реалиях (и прочих странах СНГ) достигла действительно невероятных масштабов. И это в тот момент, когда РФ находится и в без того сложных социально-экономических условиях. Мздоимство поглотило не только отдельные республики, оно отрицательно сказывается на общей обстановке в Федерации.

Бороться с этим явлением можно только системно, так как оно нарушает порядок управления государством и подрывает авторитет управленческой верхушки. Нужен не только план, но и определенные действия государственных органов. Гражданские инициативы тоже не должны оставаться в стороне, обеспечивая гарантированный государством принцип равенства перед судом и законом.

Антикоррупционное законодательство — важный шаг противодействия

В этом плане принятие ФЗ от 25.12.2008г, за №273 «О противодействии коррупции» можно расценивать как необходимый шаг на пути к стабилизации отношений между обществом и власть имущими. Появляется логичный вопрос: «Зачем нужен подобный закон, если в действующем законодательстве РФ уже прописаны разные виды ответственности за взяточничество, коммерческий подкуп и злоупотребление властью?».

Конечно, все это так, но карательные функции не единственное, что обеспечивается государством, обязательно нужно уделить внимание профилактике и предупреждению взяточничества. И именно с этой целью был разработан и внедрен целый комплекс мероприятий, дающих возможность предотвратить даже саму мысль о коррупционном поведении, а также позволяющий выявлять и пресекать факты подобных действий.

Вне зависимости от периодов и эпох, причины возникновения коррупции всегда едины, а связь ее с государственным аппаратом — неразрывна. Социологи и политологи не берутся судить о реальных шансах полностью победить коррупцию, однако они настаивают, что особые меры, принимаемые в области экономики, юриспруденции и организации управления государством, приведут к минимизации такого явления, как привычка просить и брать взятки. Равенство перед законом является гарантом честности гражданина, живущего в правовом государстве.

Характеристика антикоррупционного закона в Российской Федерации

Зачем нужны законы о противодействии коррупционным схемам? Рассматривая ФЗ «О противодействии коррупции», нужно заметить, что он является не столько нормативно-правовым, сколько программным документом. Благодаря ему выделены основные направления деятельности государственных органов, отвечающих за успешность борьбы с коррупцией. Указы и постановления, изданные на основе данного закона, устанавливают сферу применения антикоррупционной политики, выделяя, в первую очередь, направление служебных отношений. Кроме того, все официальные ожидания и результаты фиксируются, предоставляясь гражданам РФ в открытом доступе.

Только с этой позиции следует давать оценку необходимости и важности закона. Естественно, после его принятия последовала вполне ожидаемая критика, затрагивающая вопросы сложности реализации предписанных действий. Выступая как нормативные акты программного толка, комментируемые постановления требуют незамедлительного принятия ряда развивающих их положения документов. По сути, это акт, систематизирующий разные правовые нормы с целью борьбы со взяточничеством:

  • это первый шаг на пути формирования самодостаточной законодательной отрасли по противодействию коррупционерам;
  • определен ряд противоправных деяний, отраженных в законе в качестве коррупционных;
  • выделены формулировки определяющих понятий и принципов;
  • созданы подкрепляющие нормативные акты, доработка которых приведет к уменьшению рисков.
  • Комментируемый ФЗ в юридической практике РФ является актом прямого регулятивного действия, вовлекая в процесс и социум. В чем, собственно, и состоит его ценность. В документе четко прописаны запреты, ограничения, нормы ответственности и обязанности граждан, вне зависимости от их статуса, должности и заслуг. Закон применяется как на общегосударственном, так и на муниципальном уровне, являясь системообразующим звеном правовой основы противодействия коррупции.

    Характеристика антикоррупционного закона в Республике Казахстан

    На текущем этапе формирования антикоррупционного законодательства РК к процессу создания действующей системы привлекаются специалисты самых различных отраслей юриспруденции. Это повлекло множество изменений в порядке поступления граждан на государственную службу, изменило правовое положение госслужащих, требования к ним. Наложило и ограничения в их работе и социальной жизни.

    Главные изменения пришлись на долю закона РК «О государственной службе». Правки внесены в статус служащих на политическом поприще, например, в ст.18-1 установлены правила ротации. Теперь в налоговой службе не могут работать лица, привлекавшиеся ранее по делу о коррупционных правонарушениях (п.6-3 ст. 4). Руководителя государственного уровня, принявшего на работу лицо, ранее уволенное за коррупцию, самого могут уволить с занимаемой должности (п.7-2 ст.27).

    Полностью изменен подход к аттестации и конкурсному набору. Концептуально новую модель разрабатывали сотрудники Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы. Была опробована двухэтапная процедура конкурса на занятие административных должностей, внедрили новую систему оценки качества проведенной чиновниками работы.

    Особое внимание уделили и мерам по борьбе со взяточничеством. Наглядный пример — Указ Президента КР №793 от 22.04.2009 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохрани­тельной деятельности в Республике Казахстан». В нем выражена необходимость внедрения кардинальных новшеств в антикоррупционные законы. Кроме того, Президент потребовал усовершенствовать и унифицировать подзаконные акты, касающиеся правоохранительных служб.

    Был написан и принят закон РК «О правоохранительной службе», регулирующий общественные отношения, связанные с поступлением на правоохранительную службу, ее прохождением и прекращением, определением правового статуса, материального обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных органов». С особым ударением на важности антикоррупционной борьбы. Это отлично видно по содержанию главы №2.

    Пункт 6.ст.6 гласит, что на службу в правоохранительные органы не могут поступить:

  • лица, отказавшиеся принимать ограничения, предписанные в законодательстве с целью предотвращения действий, которые могут спровоцировать их на использование своего статуса и авторитета в корыстных целях;
  • лица, которые за три года до поступления на службу привлекались к ответственности по делу о коррупции;
  • лица, на которых за год и менее перед поступлением на службу суд налагал взыскание за предумышленные противозаконные деяния;
  • лица, совершившие коррупционные преступления;
  • лица, ранее уволенные с работы за коррупцию.
  • Принятием закона от 29.12.2010 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной службы и борьбы с коррупцией» были закреплены правки антикоррупционной направленности.

    Перед антикоррупционными ФЗ России, как и перед подобными им подзаконными актами, принятыми в РК, ставится только одна цель — предупредить возможность дачи/получения взятки должностному/должностным лицом, что способствует прозрачности гражданско-правовых отношений и становлению государственности.

    potrebprav.ru

    О коррупции закон рк

    В оригинале оглавление отсутствует

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Цели Закона

    1. Настоящий Закон направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, определяет основные принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности.

    2. Настоящий Закон направлен также на расширение демократических начал, гласности и контроля в управлении государством, на укрепление доверия населения к государству и его структурам, стимулирование компетентных специалистов к поступлению на государственную службу, создание условий для неподкупности лиц, выполняющих государственные функции.

    В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.07.99 г. № 454-I; Законом РК от 08.06.01 г. № 206-II; Законом РК от 25.09.03 г. № 484-II ( см. стар. ред. ); Законом РК от 01.04.11 г. № 425-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 03.07.14 г. № 227-V ( см. стар. ред. )

    Статья 2. Основные понятия

    1. Под коррупцией в настоящем Законе понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

    2. Правонарушениями, связанными с коррупцией (коррупционными правонарушениями), являются предусмотренные настоящим Законом, а также иными законами деяния, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

    3. Государственные функции — предметы ведения, отнесенные законодательством Республики Казахстан к полномочиям государства, его органов и лиц, занимающих государственные должности.

    3-1. Исключен в соответствии с 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV ( см. стар. ред. )

    4. Должностные лица — лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

    5. Лица, занимающие ответственную государственную должность, — лица, занимающие должности, которые установлены Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, в том числе депутат Парламента, судья, а равно лица, занимающие согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе политические государственные должности либо административные государственные должности корпуса «А».

    См. Нормативное постановление ВС РК от 13 декабря 2001 года № 18 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, связанных с коррупцией»

  • Добавить комментарий
  • Статья 3 изложена в редакции Закона РК от 25.09.03 г. № 484-II ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.12.09 г. № 222-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 03.07.14 г. № 227-V ( см. стар. ред. )

    Статья 3. Субъекты правонарушений, связанных с коррупцией

    1. За правонарушения, связанные с коррупцией, на основании настоящего Закона несут ответственность лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица, приравненные к ним.

    2. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся:

1) депутаты маслихатов;

2) все государственные служащие в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе.

3. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются:

1) лица, избранные в органы местного самоуправления;

2) граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления;

3) служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан;

Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 01.02.12 г. № 551-IV ( см. стар. ред. )

4) лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов, в том числе в национальных управляющих холдингах, национальных холдингах, национальных компаниях, национальных институтах развития, акционером которых является государство, их дочерних организациях, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат им, а также юридических лицах, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит указанным дочерним организациям;

Пункт 3 дополнен подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 05.07.12 г. № 30-V

5) служащие Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств.

4. К субъектам коррупционных правонарушений относятся также физические и юридические лица, осуществляющие подкуп должностных и иных лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, а равно предоставляющие им противоправно имущественные блага и преимущества.

Статья дополнена примечанием в соответствии с Законом РК от 21.07.07 г. № 308-III; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 01.02.12 г. № 551-IV ( см. стар. ред. )

1. Лицами, исполняющими управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов, в том числе в национальных управляющих холдингах, национальных холдингах, национальных компаниях, национальных институтах развития, акционером которых является государство, их дочерних организациях, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат им, а также юридических лицах, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит указанным дочерним организациям, в настоящем Законе признаются лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию исполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в указанных организациях.

2. Под организационно-распорядительными функциями подразумевается деятельность лиц по осуществлению предусмотренных законодательством и учредительными документами полномочий исполнительного органа организации. К этим функциям относятся общее руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация и контроль труда подчиненных, поддержание дисциплины, выражающееся в применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий.

3. Под административно-хозяйственными функциями подразумевается осуществление лицами, на которых возложена полная материальная ответственность, деятельности в рамках предоставленных полномочий по управлению и распоряжению имуществом, в том числе деньгами, находящимися на балансе и банковских счетах организации.

В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.09.03 г. № 484-II ( см. стар. ред. ); Законом РК от 07.12.09 г. № 222-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 03.07.14 г. № 227-V ( см. стар. ред. )

Статья 4. Сфера применения Закона

1. Настоящий Закон действует на всей территории Республики Казахстан в отношении всех физических и юридических лиц. За пределами Республики Казахстан настоящий Закон действует в отношении граждан Республики Казахстан и юридических лиц, зарегистрированных в Республике Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором.

2. Законами о порядке выполнения отдельных государственных функций (о статусе депутатов маслихатов, судей, о прохождении службы отдельными категориями государственных служащих, об иных возможных субъектах правонарушений, связанных с коррупцией) могут устанавливаться другие правовые нормы, предусматривающие ограничения и запреты, направленные на предупреждение коррупции.

3. Судьи, депутаты Парламента Республики Казахстан несут ответственность за совершение коррупционных правонарушений по основаниям и в порядке, предусмотренным Конституцией и законами Республики Казахстан.

4. Уголовные ответственность и наказание, административные ответственность и взыскания за коррупционные уголовные и административные правонарушения предусматриваются соответственно Уголовным кодексом Республики Казахстан и Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

    В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.12.09 г. № 222-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 03.07.14 г. № 227-V ( см. стар. ред. )

    Статья 5. Основные принципы борьбы с коррупцией

    Борьба с коррупцией осуществляется на основе:

    1) равенства всех перед законом и судом;

    2) обеспечения четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

    3) совершенствования структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

    4) приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также социально-экономической, политико-правовой, организационно-управленческой систем государства;

    5) признания допустимости ограничений прав и свобод должностных и других лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, а также лиц, приравненных к ним, в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан;

    Статья 5 дополнена подпунктом 5-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.10 г. № 371-IV

    5-1) обеспечения государством социальной и правовой защиты государственных служащих;

    6) восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации и предупреждения вредных последствий коррупционных правонарушений;

    7) обеспечения личной безопасности и поощрения граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями;

  • Показать изменения
  • 8) защиты государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, установления этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни;

    В подпункт 9 внесены изменения в соответствии с 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV ( см. стар. ред. )

    9) недопустимости делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль и надзор за нею;

    10) осуществления оперативно-розыскной и иной деятельности в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения уголовных правонарушений, связанных с коррупцией, а также применения в установленном законом Республики Казахстан порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества;

    11) установления запрета для лиц, указанных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона, на занятие предпринимательской деятельностью, в том числе на занятие оплачиваемых должностей в органах управления хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, когда занятие такой должности предусмотрено законодательно установленными должностными обязанностями;

    12) обеспечения общественного контроля и формирования в обществе атмосферы нетерпимости к проявлениям коррупции.

    В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.07.01 г. № 240-II ( см. стар. ред. ); Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II ( см. стар. ред. ); Законом РК от 25.09.03 г. № 484-II ( см. стар. ред. ); Законом РК от 27.07.07 г. № 315-III ( см. стар. ред. ); Законом РК от 07.12.09 г. № 222-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 16.01.13 г. № 71-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 07.11.14 г. № 248-V ( см. стар. ред. )

    Статья 6. Органы, осуществляющие борьбу с коррупцией

    1. Борьбу с коррупцией в пределах своей компетенции обязаны вести все государственные органы и должностные лица. Руководители государственных органов и ответственные секретари или иные должностные лица, определяемые Президентом Республики Казахстан , организаций, в том числе организаций с долей государственного участия, органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают исполнение требований настоящего Закона и применение предусмотренных в нем дисциплинарных мер, привлекая для этого кадровые, контрольные, юридические и другие службы , а также регистрацию и информирование обо всех известных им случаях коррупции в органы, указанные в пункте 2 настоящей статьи .

    2. Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляются органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, государственных доходов, военной полиции, антикоррупционной службой, Пограничной службой Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

    3. Органы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны принимать меры, вытекающие из их полномочий, и незамедлительно направлять сведения обо всех случаях выявления коррупционных преступлений, совершаемых лицами, занимающими ответственную государственную должность, в органы правовой статистики и информации.

    Должностные лица и органы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обязаны в установленный законодательством срок сообщать письменно лицу или органу, направившему дело, материал, протокол, представление о коррупционном преступлении, административном правонарушении, о результатах их рассмотрения.

    Должностные лица государственных органов обязаны принимать предусмотренные законом меры по публикациям в средствах массовой информации материалов, содержащих сведения о правонарушениях коррупционного характера.

    4. Президент Республики Казахстан вправе образовать государственный орган по борьбе с коррупцией, определить его статус и полномочия.

    В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.12.09 г. № 222-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 27.04.12 г. № 15-V ( см. стар. ред. )

    Статья 7. Гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией

    1. Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в борьбе с коррупцией, находится под защитой государства.

    2. Информация о лице, оказывающем содействие в борьбе с коррупцией, является государственным секретом и представляется только по запросам органов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 6 настоящего Закона, или суда в порядке, установленном законом. Разглашение этой информации влечет ответственность установленную законом.

    2-1. Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в борьбе с коррупцией, поощряется в порядке, предусмотренном Правительством Республики Казахстан.

    3. В случае необходимости органы, ведущие борьбу с коррупцией, обеспечивают личную безопасность лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией.

    4. Правила настоящей статьи не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию, которые подлежат ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан .

    Глава 2. Предупреждение коррупции, коррупционные правонарушения

    и ответственность за них

    Заголовок статьи 8 изложен в редакции Закона РК от 29.12.10 г. № 371-IV ( см. стар. ред. )

    Статья 8. Специальное требование к лицам, претендующим на выполнение государственных функций, и лицам, претендующим на выполнение управленческих функций в государственных организациях, организациях с долей государственного участия

    В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.10 г. № 371-IV ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 01.02.12 г. № 551-IV ( см. стар. ред. )

    1. Лица, претендующие на выполнение государственных функций, занятие государственных должностей либо на выполнение управленческих функций в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов, в том числе в национальных управляющих холдингах, национальных холдингах, национальных компаниях, национальных институтах развития, акционером которых является государство, их дочерних организациях, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат им, а также юридических лицах, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит указанным дочерним организациям, принимают на себя установленные настоящим Законом и иными законами ограничения в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их статуса и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах, при этом указанные лица ставятся в известность о правовых последствиях таких действий.

    2. Согласие указанных лиц на принятие ограничений фиксируется кадровыми службами соответствующих организаций в письменной форме. Непринятие ограничений влечет отказ в привлечении лица к выполнению государственных либо приравненных к ним функций, либо увольнение или иное освобождение от выполнения указанных функций в предусмотренном законом порядке.

    Статья дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом РК от 29.12.10 г. № 371-IV; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V ( см. стар. ред. )

    3. Лица, претендующие на занятие государственной должности с высоким риском совершения коррупционных правонарушений, принимают на себя обязательства о возможности применения в отношении них специальной проверки на предмет соблюдения антикоррупционного законодательства.

    Перечень и методика определения должностей с высоким риском совершения коррупционных правонарушений и механизм осуществления специальной проверки на предмет соблюдения антикоррупционного законодательства определяются Правительством Республики Казахстан.

    См. также: Инструкцию по учету лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

    В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 28.08.09 г. № 192-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования ) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 07.12.09 г. № 222-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. )

    Статья 9. Меры финансового контроля

    В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.11.14 г. № 257-V ( см. стар. ред. )

    1. Лица, являющиеся кандидатами на государственную должность либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, представляют в орган государственных доходов по месту жительства:

    декларацию о доходах и имуществе , являющемся объектом налогообложения, в том числе находящемся за пределами территории Республики Казахстан, с указанием места нахождения указанного имущества;

    вкладах в банковских учреждениях и о ценных бумагах, в том числе за пределами территории Республики Казахстан, с указанием банковского учреждения, а также о финансовых средствах, которыми данные лица вправе распоряжаться лично или совместно с другими лицами;

    своем участии в качестве акционера или учредителя (участника) юридических лиц с указанием доли участия в уставном капитале и полных банковских или иных реквизитов указанных организаций;

    трастах и о государствах, в которых они зарегистрированы с указанием номеров соответствующих банковских счетов, если лицо или его супруг (супруга) является бенефициаром этих трастов;

    названиях и реквизитах других организаций, у которых с лицом имеются договорные отношения, соглашения и обязательства (в том числе и устные) по содержанию или временному хранению материальных и финансовых средств, принадлежащих лицу или супругу (супруге) в размере, превышающем тысячекратный размер месячного расчетного показателя.

    Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 28.11.14 г. № 257-V ( см. стар. ред. )

    2. Лица, занимающие государственную должность, ежегодно в период выполнения своих полномочий в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан, представляют в орган государственных доходов по месту жительства декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.

  • Посмотреть закладки
  • Пункт 2-1 изложен в редакции Закона РК от 28.11.14 г. № 257-V ( см. стар. ред. )

    2-1. Лица, уволенные с государственной службы по отрицательным мотивам, в течение трех лет после увольнения в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан, представляют в орган государственных доходов по месту жительства декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.

    В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.11.14 г. № 257-V ( см. стар. ред. )

    3. Супруг (супруга) лица, указанного в части первой пункта 1 настоящей статьи, представляет в орган государственных доходов по месту жительства:

    декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения, в том числе находящемся за пределами территории Республики Казахстан, с указанием места нахождения указанного имущества;

    своем участии в качестве акционера или учредителя (участника) юридических лиц с указанием доли участия в уставном капитале и полных банковских и иных реквизитов указанных организаций;

    трастах и о государствах, в которых они зарегистрированы, с указанием номеров соответствующих банковских счетов, если лицо или его супруг (супруга) является бенефициаром этих трастов;

    названиях и реквизитах других организаций, у которых с лицом имеются договорные отношения, соглашения и обязательства (в том числе и устные) по содержанию или временному хранению материальных и финансовых средств, принадлежащих лицу или супругу (супруге) и превышающих 1000-кратный размер месячного расчетного показателя.

    Пункт 3-1 изложен в редакции Закона РК от 28.11.14 г. № 257-V ( см. стар. ред. )

    3-1. Супруг (супруга) лица, указанного в пунктах 2 и 2-1 настоящей статьи, представляет в орган государственных доходов по месту жительства декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.

    Статья дополнена пунктом 3-2 в соответствии с Законом РК от 13.02.12 г. № 553-IV; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.11.14 г. № 257-V ( см. стар. ред. )

    3-2. Члены семьи лица, являющегося кандидатом на службу в специальный государственный орган, представляют в орган государственных доходов по месту жительства декларацию и сведения, указанные в пункте 3 настоящей статьи.

    Примечание. Под членами семьи лица, являющегося кандидатом на службу в специальный государственный орган, в настоящем пункте признаются супруг (супруга), совершеннолетние дети и лица, находящиеся на его иждивении и постоянно проживающие с ним.

    Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 28.11.14 г. № 257-V ( см. стар. ред. )

    4. Указанные в пунктах 1, 2 настоящей статьи лица представляют соответственно в орган, на занятие должности в котором они претендуют, либо по месту работы справку из органа государственных доходов о получении им деклараций и сведений, перечисленных в пунктах 1 или 3-1 настоящей статьи.

    Пункт 5 изложен в редакции Закона РК от 03.07.13 г. № 121-V ( см. стар. ред. )

    5. Непредставление или представление неполных, недостоверных деклараций и сведений, перечисленных в настоящей статье, лицами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи (за исключением лиц, уволенных с государственной службы по отрицательным мотивам), если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, является основанием для отказа в наделении лица соответствующими полномочиями либо влечет дисциплинарную ответственность в предусмотренном законом порядке.

    См.: Закон Республики Казахстан от 30 июня 2014 года № 213-V «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества»

    5-1. Деяния, указанные в пункте 5 настоящей статьи, совершенные умышленно, а также совершенные неоднократно, влекут административную ответственность, налагаемую в установленном законом порядке.

    6. Деяния, указанные в пункте 5 настоящей статьи, совершенные впервые в течение трех лет после освобождения лиц от выполнения государственных или приравненных к ним функций, а также повторное совершение таких действий влекут установленную законом административную ответственность.

    7. В порядке, установленном законодательством, могут быть опубликованы сведения о размерах и об источниках дохода должностных лиц, занимающих ответственные государственные должности, а также сведения о доходах кандидатов на выборные государственные должности при их выдвижении.

    8. Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним, запрещается заключение гражданско-правовых сделок не под своим именем — на подставных лиц, анонимно, под псевдонимом и других. Эти сделки признаются недействительными в установленном законом порядке.

    9. Физические и юридические лица, которые участвуют в выполнении функций по управлению государственным имуществом, представляют в порядке и сроки, установленные Правительством Республики Казахстан, отчеты о всех сделках имущественного характера и финансовой деятельности, связанных с государственной собственностью, в государственный орган, осуществляющий в отношении государственного имущества правомочия собственника.

    В пункт 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.06.14 г. № 206-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 28.11.14 г. № 257-V ( см. стар. ред. )

    10. Поступающие в органы государственных доходов сведения, предусмотренные настоящей статьей, составляют служебную тайну. Их разглашение, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение виновного лица. Данные сведения представляются только по запросам органов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 6 настоящего Закона, а также в судебном порядке, установленном законом.

    Сведения, составляющие служебную тайну, представляются уполномоченному органу по финансовому мониторингу в целях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    11. Меры финансового контроля, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на правоотношения, связанные с приобретением в собственность жилищ и строительных материалов для строительства жилищ в Республике Казахстан. Финансовый контроль при приобретении жилищ и строительных материалов для их строительства осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

    В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.05.04 г. № 552-II (см. сроки введения в действие); Законом РК от 21.07.07 г. № 308-III ( см. стар. ред. ); Законом РК от 07.12.09 г. № 222-IV ( см. стар. ред. ); Закона РК от 08.12.09 г. № 226-IV (введен в действие с 1 января 2010 г.) ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.10 г. № 371-IV ( см. стар. ред. )

    Статья 10. Деятельность, несовместимая с выполнением государственных функций

    Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 01.02.12 г. № 551-IV ( см. стар. ред. )

    1. Должностным и иным лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним (за исключением депутатов маслихатов, осуществляющих свою деятельность не на постоянной или освобожденной основе, а также лиц, указанных в подпункте 2) пункта 3 статьи 3 настоящего Закона и части второй настоящего пункта), запрещается заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

    Лица, исполняющие управленческие функции в организациях, входящих в группу Фонда национального благосостояния, вправе занимать оплачиваемые должности в органах управления, наблюдательных советах, исполнительных органах иных организаций, входящих в группу Фонда национального благосостояния.

    2. Депутатам Парламента Республики Казахстан, членам Правительства Республики Казахстан, Председателю и членам Конституционного Совета Республики Казахстан, судьям запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, самостоятельно участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, если управление или участие в управлении хозяйствующим субъектом не входит в их должностные обязанности в соответствии с законодательством, содействовать удовлетворению материальных интересов организаций или физических лиц путем неправомерного использования своих служебных полномочий с целью получения материальных благ.

    Статья дополнена пунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 05.07.12 г. № 30-V

    2-1. Председателю Национального Банка Республики Казахстан и его заместителям запрещается приобретение паев инвестиционных фондов, облигаций, акций коммерческих организаций.

    Председатель Национального Банка Республики Казахстан и его заместители в течение месяца с даты их назначения на должности обязаны передать в доверительное управление в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, принадлежащие паи инвестиционных фондов, облигации и акции коммерческих организаций, приобретенные до назначения их на должности.

    3. Лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, в течение месяца после вступления в должность обязаны передать в доверительное управление на время выполнения этих функций в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, принадлежащее им имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этим лицам, а также имущества, переданного в имущественный наем. Договор на доверительное управление имуществом подлежит нотариальному удостоверению.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • 4. Лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, за исключением лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, запрещается самостоятельно участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, если управление или участие в управлении хозяйствующим субъектом не входит в их должностные обязанности в соответствии с законодательством, содействовать удовлетворению материальных интересов организаций или физических лиц путем неправомерного использования своих служебных полномочий с целью получения материальных благ, заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением приобретения и (или) реализации паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, облигаций на организованном рынке ценных бумаг, акций коммерческих организаций (простые акции в объеме, не превышающем пять процентов от общего количества голосующих акций организаций) на организованном рынке ценных бумаг, а также передачи в имущественный наем жилищ.

    В случае приобретения акций лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, за исключением лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны передать их в доверительное управление в течение месяца со дня приобретения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, и представить в кадровую службу по месту работы копию нотариально удостоверенного договора на доверительное управление имуществом в течение десяти рабочих дней после нотариального удостоверения договора.

    5. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, за исключением лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в течение месяца после вступления в должность обязаны передать в доверительное управление на время выполнения этих функций в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, принадлежащее им имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, облигаций, паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, законно принадлежащих этим лицам, а также имущества, переданного в имущественный наем. Договор на доверительное управление имуществом подлежит нотариальному удостоверению.

    6. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, занимающиеся деятельностью, несовместимой с выполнением этих функций, подлежат увольнению или иному освобождению от выполнения соответствующих функций в установленном законом порядке. Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, или лицо, приравненное к нему, освобожденное от выполнения указанных функций в связи с занятием деятельностью, несовместимой с выполнением таких функций, не может быть вновь уполномочено на выполнение таких функций до тех пор, пока не прекратит заниматься указанной в настоящей статье деятельностью.

    В статью 11 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.09.03 г. № 484-II ( см. стар. ред. ); Законом РК от 07.12.09 г. № 222-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 29.12.10 г. № 371-IV ( см. стар. ред. )

    Статья 11. Недопустимость совместной службы близких родственников

    1. Должностные и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица, приравненные к ним, не могут занимать должности, находящиеся в непосредственной подчиненности должностям, занимаемым их близкими родственниками (родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками) или супругом (супругой), за исключением случаев, предусмотренных законами .

    2. Лица, нарушающие требования пункта 1 настоящей статьи, если они добровольно в течение трех месяцев с момента обнаружения указанного нарушения его не устранят, подлежат переводу на должности, исключающие такую подчиненность, а при невозможности такого перевода один из этих служащих подлежит увольнению с должности или иному освобождению от указанных функций.

  • Поставить закладку
  • 3. Лица, уволенные по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеют право поступления на государственную и иную службу, сопряженную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, в другие органы, организации.

    online.zakon.kz