Процедура ликвидации некоммерческой организации

Этапы ликвидации некоммерческой организации

Обновление: 9 августа 2017 г.

Такая разновидность юридического лица, как некоммерческая организация (НКО), отличается особенностями создания, функционирования и ликвидации. Рассмотрим этапы закрытия НКО и процедуру в общем.

Что говорит об НКО закон

ГК РФ определяет НКО как юрлицо, не имеющее главной целью своей деятельности получение прибыли и не распределяющее её между своими участниками (ст. 50 ГК РФ).

Если устав предусматривает ведение деятельности, приносящей доход, то НКО должна иметь достаточное для этого имущество, причем его рыночная стоимость должна быть не меньше 10 тыс. руб.

ГК РФ предусматривает создание НКО в строго определенных организационно-правовых формах (п. 3 ст. 50 ГК РФ), которые и обусловливают особенности их деятельности в каждом случае.

Функционирование НКО регулируется соответствующим законодательством (Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и др.).

Ликвидация НКО

Ликвидация НКО подчиняется общим правилам ликвидации юрлиц, предусмотренным ГК РФ, но имеется и своя специфика.

Основаниями закрытия НКО могут быть:

  • добровольное решение об этом уполномоченного органа юрлица (если отсутствуют долговые имущественные обязательства);
  • для недействующих НКО и фондов – соответствующее решение суда;
  • банкротство.
  • Как закрыть некоммерческую организацию: пошаговая инструкция

    В добровольной ликвидации НКО, как и других юрлиц, различаются этапы:

  • учредители/участники принимают решение о добровольной ликвидации;
  • ими формируется ликвидационная комиссия;
  • уведомляется о ликвидации регистрирующий орган (в 3-днев ный срок согласно ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации…») путем направления уведомления по утвержденной форме;
  • извещаются о предстоящей ликвидации кредиторы;
  • в журнале «Вестник государственной регистрации» публикуется соответствующее объявление;
  • составляется промежуточный ликвидационный баланс (он включает сведения о составе имущества НКО, предъявленных кредиторами требованиях и результатах их рассмотрения) и предоставляется в регистрирующий орган;
  • происходит расчет с кредиторами;
  • расторгаются трудовые договоры с работниками и производится окончательный расчет с ними;
  • составляется ликвидационный баланс и вместе с необходимым пакетом документов предоставляется в регистрирующий орган;
  • после внесения соответствующей записи в Единый госреестр юрлиц получаются документы о ликвидации НКО.
  • Регистрирующим органом для НКО выступает Росреестр.

    Ликвидация НКО, созданных в виде фондов, осуществляется исключительно по решению суда об этом, вынесенному по заявлению заинтересованного лица или прокурора.

    Порядок ликвидации некоммерческой организации

    Пошаговая инструкция по ликвидации НКО содержится прямо в ст. 19 Закона N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (кроме религиозных организаций и госкорпораций).

    Формы, по которым подаются уведомления НКО (не связанные с внесением изменений в их учредительные документы), — общие для всех юрлиц, утв. Приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ .

    Перечень документов, которые ликвидационная комиссия подает в Росреестр при ликвидации НКО, и требования к ним можно посмотреть на сайте https://rosreestr.ru/site/ur/.

    В общих чертах вопрос, как закрыть некоммерческую организацию в 2017 году, рассмотрен. Но необходимо помнить, что каждая организационно-правовая форма ликвидируемой НКО может потребовать специфических решений вопросов своего закрытия.

    glavkniga.ru

    Ликвидация

    Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

    Процедура ликвидации регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ, Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Приказом от 30 декабря 2011 г. № 455 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций».

    Процедура ликвидации условно включает в себя следующие этапы:

    • принятие решение о ликвидации некоммерческой организации;
    • формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора, установление порядка и сроков ликвидации;
    • публикация сообщения о ликвидации организации в органах печати;
    • составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;
    • осуществление расчетов с кредиторами;
    • составление и утверждение ликвидационного баланса;
    • государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.
    • Все указанные далее документы подаются в Управление Министерства юстиции России по Владимирской области.

      Формы Р15001 и Р16001 и требования к их заполнению утверждены Приказом от 25.01.2012г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

      До внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации некоммерческая организация продолжает свою деятельность. Никто не освобождает ее от уплаты налогов, сдачи отчетности и исполнения своих остальных обязательств перед контрагентами. Следовательно, в течение всего процесса ликвидации организация продолжает оплачивать коммунальные услуги и арендную плату, производить расчеты с увольняемыми сотрудниками и т.д. Оплата может производиться за счет имеющихся в наличии у организации денежных средств, а при их отсутствии текущие платежи переносят в кредиторскую задолженность. В последнем случае требования кредиторов удовлетворяются по общим основаниям в порядке очередности.

      Работники организации, с которыми заключены трудовые договоры, должны быть уведомлены о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией в письменной форме под роспись не позднее, чем за 2 (два) месяца до увольнения. При увольнении работникам выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Иные гарантии и компенсации работникам при увольнении в связи с ликвидацией организации предусмотрены ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации.

      Принятие решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии отнесены к компетенции высшего органа управления (Общее собрание). Общее собрание проводится по правилам, предусмотренным уставом и иными локальными актами организации.

      На повестку дня должны быть поставлены следующие вопросы:

    • о ликвидации некоммерческой организации;
    • о формировании ликвидационной комиссии, включая избрание председателя ликвидационной комиссии, либо о назначении ликвидатора (в зависимости от положений устава);
    • об установлении порядка и сроков ликвидации некоммерческой организации;
    • об уведомлении уполномоченных органов о нахождении организации в процессе ликвидации.
    • Решение оформляется протоколом Общего собрания в соответствии с положениями главы 9.1. «Решения собраний» Гражданского кодекса Российской Федерации.

      После принятия решения о ликвидации некоммерческая организация обязана в течение 3 (трех) рабочих дней уведомить Управление Министерства юстиции России в своем регионе (далее — Управление).

      В Управление подаются следующие документы:

    • уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001в 2-х экземплярах, подпись заявителя на одном из которых должна быть удостоверена нотариально, а второй экземпляр является копией нотариально заверенного, прошивается и подписывается заявителем;
    • протокол Общего собрания, принявшего решение о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), заверенный печатью региональной организации (отделения) и подписанный председателем и секретарем Общего собрания — в 2-х экземплярах.
    • Все представляемые в Управление документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки. Срок рассмотрения документов Управлением составляет 3 (три) рабочих дня. Далее документы передаются в Управления Федеральной налоговой службы в регионе для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Запись вносится в течение 5 (пяти) рабочих дней.

      С этого момента организация не вправе вносить изменения в учредительные документы, реорганизовываться, создавать другие юридические лица.

      С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

      Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны разместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о том, что данная некоммерческая организация приступила к процессу ликвидации, а также о сроках и порядке заявления требований кредиторами.

      Срок заявления требований не может быть менее чем 2 месяца с момента публикации сообщения о начале процесса ликвидации организации.

      Указанное сообщение публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации». Сведения о представительстве в регионе

      Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

      Если некоммерческой организации известно о своих задолженностях перед кредиторами (пенсионный фонда, налоговые органы, фонд социального страхования, другие), желательно в данный период их погасить, что значительно упростит в дальнейшем процесс ликвидации.

      По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

      Промежуточный ликвидационный баланс утверждается Общим собранием некоммерческой организации, которое оформляется протоколом.

      Общее собрание следует проводить не ранее, чем через 2 (два) месяца после публикации сообщения в «Вестнике государственной регистрации». Срок исчисляется не с момента подачи сообщения или его оплаты, а именно с момента публикации.

      Если были заявлены какие-либо требования кредиторов, необходимо погасить всю имеющуюся задолженность. Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

      Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

      После утверждения промежуточного ликвидационного баланса некоммерческая организация обязана уведомить об этом Управление путем подачи следующих документов:

    • протокол Общего собрания об утверждении промежуточного ликвидационного баланса — 2 экземпляра;
    • промежуточный ликвидационный баланс — 2 экземпляра;
    • документ, подтверждающий публикацию сообщения о ликвидации некоммерческой организации в журнале «Вестник государственной регистрации», представляется в добровольном порядке.
    • Срок рассмотрения документов Управлением составляет 3 (три) рабочих дня. Далее документы передаются в Управления Федеральной налоговой службы в регионе для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Запись вносится в течение 5 (пяти) рабочих дней.

      Имущество, оставшееся в результате ликвидации, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом некоммерческой организации, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе, — на цели, определяемые решением Общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати.

      После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается Общим собранием и оформляется соответствующим протоколом.

      После принятия решения Общим собранием в Управление подаются следующие документы:

    • заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001в 2-х экземплярах, подпись заявителя на одном из которых должна быть удостоверена нотариально, а второй экземпляр является копией нотариально заверенного, прошивается и подписывается заявителем;
    • протокол об утверждении ликвидационного баланса — в 2-х экземплярах;
    • ликвидационный баланс — в 2-х экземплярах;
    • информация об уплате госпошлины за государственную регистрацию ликвидации в размере 800 рублей (обычно это копия квитанции, платежного поручения).
    • Все представляемые в Управление документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

      Срок рассмотрения поступивших документов и принятия Управлением решения о ликвидации организации не может превышать 3 рабочих дней с даты поступления документов на государственную регистрацию.

      После принятия Управлением решения о государственной регистрации организации в связи с ее ликвидацией соответствующие документы в течение 1 рабочего дня направляются в Управление Федеральной налоговой службы для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Срок внесения записи в ЕГРЮЛ не может превышать 5 рабочих дней с момента поступления документов.

      После внесения записи в ЕГРЮЛ некоммерческая организация считается прекратившей существование, а ликвидация завершенной.

      ngo33.ru

      Ликвидация некоммерческой организации: порядок проведения и последствия

      Некоммерческая организация (далее – НКО) является особой формой юридического лица, так как не преследует извлечение прибыли в процессе текущей деятельности. Направлением работы НКО являются разнообразные политические, общественные, социальные и культурные цели, что определяют специфику их создания, деятельности, реорганизации некоммерческих организаций и ликвидации таковых.

      Возможность ликвидации некоммерческой организации

      Каждая ликвидация некоммерческой организации имеет свои основания и правила. Как и большинство других видов юридических лиц, НКО может быть ликвидирована двумя способами:

    • добровольное прекращение деятельности;
    • принудительная ликвидация.

    Добровольное прекращение деятельности

    Общие и частные основания для выбора формы ликвидации предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях в РФ». Главным принципом добровольного прекращения деятельности НКО является решение участников организации.

    Принятие такого решения может быть вызвано следующими обстоятельствами:

  • достижение цели, для которой создавалась организация;
  • истечение срока, на который создавалось юридическое лицо;
  • иные основания, послужившие причиной закрытия НКО.
  • Принудительные порядок

    Законодательством предусмотрены случаи, когда некоммерческая организация может быть ликвидирована в принудительном порядке. Такие ситуации возможны, если в процессе деятельности НКО допущены нарушения нормативных правовых актов:

  • направления деятельности НКО прямо запрещены действующим законодательством;
  • в процессе работы организации систематически выявлялись нарушения закона, однако НКО не устранило их;
  • деятельность без получения разрешительных документов, предусмотренных правовыми актами;
  • несоответствие направлений деятельности организации целям, предусмотренным в учредительных документах НКО;
  • признание недействительной регистрации некоммерческой организации;
  • установление признаков несостоятельности.
  • Инициировать процедуру принудительной ликвидации могут органы прокуратуры РФ, а в случае возможного банкротства – кредиторы некоммерческой организации.

    Особые случаи

    Отдельные основания Федеральный закон № 7-ФЗ предусматривает для случаев принудительной ликвидации следующих видов НКО:

  • некоммерческих фондов;
  • отделений иностранной некоммерческой неправительственной организации.
  • Про порядок ликвидации некоммерческой организации (пошаговая инструкция по закрытию) через МинЮст и т.п. поговорим ниже.

    Отдельные особенности организационно-правовых форм некоммерческих организаций рассмотрены в этом видео:

    Порядок упразднения НКО

    Порядок ликвидации НКО напрямую зависит от оснований прекращения деятельности.

  • При добровольной ликвидации имеет место свободное волеизъявление участников юридического лица, которое реализуется в решении и последующих действиях, направленных на фактическое закрытие данной организации. Проведение процедуры ликвидации некоммерческой организации в данной форме подразумевает, что НКО обладает достаточными финансовыми средствами и имущественными активами, чтобы полностью рассчитаться по своим долгам.
  • Для инициирования принудительной ликвидации необходимо предъявление соответствующего исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации от прокуратуры РФ, а при установлении признаков несостоятельности – одним или несколькими кредиторами. Процесс банкротства НКО не отличается от аналогичной процедуры иных юридических лиц. В случае принудительной ликвидации по обращению прокурора, суд должен установить фактическое нарушение законодательства и обосновать эти выводы в решении суда.
  • Принятие решения

    Основанием для добровольного прекращения деятельности НКО является решение его участников. В состав участников могут входить физические лица и организации, поэтому принятие решения о ликвидации должно осуществляться путем проведения собрания граждан и представителей юридических лиц.

    Для оформления законного решения в протоколе участников необходимо соблюсти ряд обязательных требований:

  • указать реквизиты собрания участников (место, время, состав присутствующих лиц, наличие кворума и т.д.);
  • принять решение о фактическом прекращении деятельности НКО;
  • утвердить состав ликвидационной комиссии;
  • назначить лицо, уполномоченное на проведение ликвидационных мероприятий.
  • Принятое решение является основанием для направления в налоговый орган уведомления о начале процедуры ликвидации.

    Решение-протокол о ликвидации некоммерческой организации (его образец) доступно для скачивания.

    Протокол о ликвидации некоммерческой организации

    Необходимые документы

    Совершение процедуры ликвидации требует представления в налоговый орган документов, предусмотренных законодательством. Для принудительной ликвидации таким документов будут являться:

  • решение арбитражного суда о признании некоммерческой организации банкротом;
  • решение суда о принудительной ликвидации по требованию прокурора.
  • На основании данных документов Инспекция ФНС внесет в ЕГРЮЛ сведения о прекращении деятельности НКО. В случае добровольной ликвидации на различных этапах от некоммерческой организации потребуются следующие документы:

  • решение участников;
  • учредительные документы НКО;
  • письменный документ, подтверждающий опубликование сведений о ликвидации;
  • уведомление в адрес ИФНС по форме РН 0005;
  • свидетельство о регистрации организации в качестве юридического лица;
  • документы ликвидационной комиссии (промежуточный и ликвидационный баланс);
    уведомления налогового органа по формам РН 007 и 0008;
  • протокол собрания участников об утверждении ликвидационного баланса.
  • Процедура, которую предполагает ликвидация некоммерческой организации из единственного члена-учредителя или нескольких рассмотрена ниже.

    Процедура проведения

    Для добровольной процедуры прекращения деятельности НКО предусмотрены следующие обязательные этапы:

  • принятие решения участниками, в котором предусмотрено создание специальной комиссии, уполномоченной на проведение ликвидационных мероприятий;
  • уведомление Инспекции Федеральной налоговой службы о принятом решении;
  • получение от ИФНС документа, подтверждающего начало процедуры ликвидации;
  • опубликование сообщения о нале указанной процедуры;
  • уведомление кредиторов;
  • составление промежуточного баланса организации;
  • расчет с кредиторами и утверждение ликвидационного баланса;
  • направление в Инспекцию ФНС сведений о ликвидации юридического лица;
  • внесение сведений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности некоммерческой организации.
  • Прекращение деятельности НКО в случаях, предусмотренным законодательством, осуществляется налоговым органом на основании решения суда, вступившего в законную силу. До тех пор, пока решение суда о ликвидации некоммерческой организации не исполнено инспекцией ФНС путем внесения сведений в ЕГРЮЛ, некоммерческая организация не может быть признана ликвидированной.

    Последствия ликвидации

    Главным последствием завершения процедуры ликвидации НКО является фактическое прекращение ее деятельности. При добровольной ликвидации такие последствия полностью соответствуют намерениям участников закрыть организацию.

    Принудительная ликвидация в форме банкротства подразумевает совершение действий, направленных на удовлетворение требований кредиторов. Имущество, оставшееся после ликвидации некоммерческой организации, может быть реализовано на торгах, а вырученные средства пойдут на погашение задолженности.

    Если прекращение деятельности проводилось на основании заявления прокурора, некоммерческая организация ликвидируется помимо воли ее участников и органов управления. В этом случае цели создания НКО, перечисленные в учредительных документах, не могут быть достигнуты.

    Итогом любой формы проведения процедуры ликвидации станет внесение сведений в ЕГРЮЛ об исключении организации из государственог ореестра юридических лиц.

    Право некоммерческих организаций (НКО) рассмотрено в видео ниже:

    uriston.com

    Ликвидация некоммерческих организаций по решению суда

    Ликвидация некоммерческих организаций по решению суда

    В суд обращается территориальное Управление Министерства юстиции Российской Федерации или прокуратур субъекта РФ.
    После вступления решения суда в законную силу НКО обращается в территориальное Управление Министерства юстиции Российской Федерации для прохождения ликвидационной процедуры.

    НКО ликвидируется по решению суда:

  • в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной;
  • в случае осуществления НКО деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
  • по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
  • по иным, предусмотренным законодательствам, основаниям (в т.ч. в зависимости форма некоммерческой организации)
  • Иск рассматривается по месту нахождения НКО. После рассмотрения исковых требований, суд принимает решение о ликвидации фонда и назначении ликвидационной процедуры.
    Принятое судом решение может быть оспорено.

    Учредители (участники) НКО обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица.

    В целом, дальнейшие ликвидационная процедура аналогична процедуре ликвидации некоммерческих организаций по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то уставом юридического лица. В территориальное Управление Министерства юстиции Российской Федерации предоставляется решение суда с отметкой о вступлении в силу.

    Нормативно-правовые акты:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 61)
  • Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации (статья 131)
  • Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
  • Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • Приказ Минюста России от 30.12.2011 N 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций»
  • Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@
  • «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»
  • navigator-sonko.ru

    В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 «О некоммерческих организациях» НКО может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    Юридическое лицо может быть ликвидировано:

    — по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то уставом юридического лица;

    — по решению суда в соответствии с действующим законодательством.

    1 этап ликвидации

    Уведомление о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации направляется в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по региону регистрации НКО (далее — Управление) по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», с приложением протокола с принятым решением о ликвидации.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации НКО. На 1 этапе в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Управление представляются следующие документы:

    1. Уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица по форме РН 0005, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (в двух экземплярах);

    2. Уведомление о формировании ликвидационной комиссии с приложением сведений о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе) по форме № РН0006, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (в двух экземплярах);

    3. Протокол уполномоченного органа управления некоммерческой организации, заверенный ее печатью и подписанный председателем и секретарем, содержащий сведения о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, о формировании ликвидационной комиссии (в двух экземплярах).

    2 этап ликвидации

    После принятия Управлением решения о ликвидации некоммерческой организации, документы направляются в Управление Федеральной налоговой службы по региону регистрации НКО для внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

    Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации о ликвидации.

    Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

    После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

    Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

    В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

    На 2 этапе представляются следующие документы:

    1. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса (2 экз.), по форме РН 0007, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (в двух экземплярах);

    2. Протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса органом, принявшим решение о ликвидации (в двух экземплярах);

    3. Промежуточный ликвидационный баланс с отметкой территориальных налоговых органов (в двух экземплярах);

    4. Документ, подтверждающий публикацию сообщения о ликвидации некоммерческой организации в СМИ (в двух экземплярах).

    3 этап ликвидации

    После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

    На 3 этапе в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Управление представляются следующие документы:

    1) Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией в двух экземплярах по форме РН0008, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (в двух экземплярах), подпись заявителя на одном экземпляре заявления должна быть нотариально удостоверена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации юридических лиц»;

    2) Протокол заседания уполномоченного органа некоммерческой организации об утверждении ликвидационного баланса (в двух экземплярах);

    3) Документ об уплате госпошлины за государственную регистрацию ликвидации (в двух экземплярах);

    4) Ликвидационный баланс (в двух экземплярах);

    После принятия Управлением заявления о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с его ликвидацией, документы направляются в Управление Федеральной налоговой службы по региону регистрации для внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

    www.portal-nko.ru