Закон о твердых бытовых отходов

С 1 января 2017 года услугу по вывозу мусора планируется включать отдельной строкой в платежку

Минстрой России приступил к разработке правил оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, порядка заключения договоров на ее оказание и порядка расчетов 1 . Об этом сообщается на официальном сайте ведомства.

В частности, предлагается перевести услугу по сбору и вывозу мусора из жилищной в коммунальную и с 1 января 2017 года включить ее отдельной строкой в квитанцию на оплату коммунальных услуг.

«Никакого нового налога Минстрой России не вводит. Речь идет об ином формате оплаты за сбор и утилизацию мусора, за которые мы и так платим», – прокомментировал заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис. Он напомнил, что с 1 января 2016 году начала действовать новая система обращения с твердыми коммунальными отходами – если ранее услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов являлись составной частью платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, плата за которые устанавливалась управляющими компаниями, то теперь плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включена в структуру платы за коммунальные услуги (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ). При этом управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за эту услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ч. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ). Требования к расчетам за оказание такой услуги должно определить Правительство РФ.

«Сегодня мы и так оплачиваем сбор и вывоз отходов, но эта строчка «зашита» в составе жилищной услуги. При этом никем стоимость этой строчки не нормируется – ее определяет управляющая компания, часто по сговору с транспортной компанией, вывозящей мусор. Мы выводим вопрос обращения с коммунальными отходами в открытую, прозрачную плоскость», – подчеркнул Чибис.

Предлагаемая мера предусмотрена в рамках реформирования системы сбора твердых коммунальных отходов. Предполагается, что ее реализация позволит государству контролировать ее исполнение и следить за размером платы за такую коммунальную услугу.

www.garant.ru

Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Остальные документы (Федеральный закон (ФЗ))

Всего документов: 33 | Показаны: [1 — 6]

О внесении проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации»

Информационный портал о компаниях по переработке всех видов отходов
Сайт pererabotkatbo.ru создан с целью обзора существующих способов переработки и утилизации отходов, предприятий по переработке и утилизации, а также предприятий образователей вторичного сырья.

© 2007-2018 Издательский дом «Отраслевые ведомости».
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ЗАО «Отраслевые ведомости».
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено
Разработка, поддержка, информационно-технологическое сопровождение — ООО «Отраслевые информационные технологии«

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

www.solidwaste.ru

Что такое ТКО и как с ними обращаться?

В последнее время экологическое сообщество буквально лихорадит от одновременного принятия нескольких серьезных нормативно-правовых актов, перестраивающих всю систему экологического контроля и надзора в России. Так, накануне Нового года мы получили неожиданный законодательный «подарок» — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот документ кардинально меняет систему обращения с отходами, затрагивая фундаментальные понятия и принципы экологического права.

Мы не будем подробно останавливаться на всех изменениях, предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ[1]. Отметим только, что они коснулись практически всех аспектов обращения с отходами: были затронуты вопросы права собственности на отходы, порядка лицензирования деятельности по обращению с отходами[2], профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, и многое другое. Кроме того, изменениям была подвергнута и терминология, применяемая в области обращения с отходами.

Нововведения коснулись и наиболее часто образуемых отходов — твердых бытовых. Так, в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) появился новый термин для данной категории отходов:

Кроме того, в указанную статью были введены новые термины, касающиеся обращения с ТКО:

Таким образом, привычный для нас термин «твердые бытовые отходы (ТБО)» был заменен на «твердые коммунальные отходы (ТКО)». На наш взгляд, новый термин в большей степени отвечает сложившейся экологической практике. Кроме того, в сферу обращения с отходами были введены совершенно новые понятия оператора по обращению с ТКО и регионального оператора по обращению с ТКО, под которыми понимаются организации коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ с 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен ст. 13.2, которая содержит требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО. Такая программа должна будет включать значения целевых показателей в области обращения с отходами (в т.ч. с ТКО), достижение которых обеспечивается в результате реализации программы, перечень мероприятий по обращению с отходами (в т.ч. с ТКО) с указанием ожидаемых результатов, а также информацию о финансировании данных мероприятий. Указанные мероприятия должны быть направлены на стимулирование строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (в т.ч. ТКО); софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров; стимулирование утилизации отходов, выявление мест несанкционированного размещения отходов и т.д. Перечень мероприятий будет учитываться при формировании мероприятий соответствующих государственных программ и подлежать согласованию с территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти (т.е. с Росприронадзором). Региональная программа будет обязательна к опубликованию в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет также дополнен ст. 13.3, согласно которой в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет утверждаться территориальная схема в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО[5]. Данная схема должна будет разрабатываться в соответствии с документами территориального планирования и включать данные о нахождении источников образования отходов, о количестве образующихся отходов, о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, о нахождении мест сбора и накопления отходов, о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов (в т.ч. ТКО) на территории субъекта Российской Федерации и т.д. Схема также будет подлежать согласованию с Росприроднадзором и размещаться в открытом доступе в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен целой главой — гл. V.1 «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (ст. 24.6–24.13).

В соответствии со ст. 24.6 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации будут осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, при этом должны будут соблюдаться правила обращения с ТКО, утвержденные Правительством Российской Федерации. Обращение с ТКО, которые являются отходами от использования товаров, будет осуществляться с учетом особенностей, установленных в ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ[6]. Статус регионального оператора будет присваиваться юридическому лицу на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на срок не менее 10 лет. Основания для лишения юридического лица статуса регионального оператора будут определены в правилах обращения с ТКО.

Согласно ст. 24.7 собственник ТКО будет заключать с региональным оператором публичный договор в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (договор можно будет дополнить по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями). Региональный оператор будет не вправе отказать собственнику в заключении договора, если отходы собственника образуются и места их сбора находятся в зоне деятельности оператора (кстати, региональный оператор будет вправе осуществлять деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с ТКО и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации). Это положение не может не радовать, ведь получается, что собственники объектов размещения ТКО — региональные операторы — будут иметь не только права, но и обязанности.

На основании ст. 24.8 к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО будут относиться:

•оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.

Все перечисленные виды деятельности будут осуществляться по ценам, определенным соглашением сторон и не превышающим предельные тарифы, которые будут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов, для каждой организации, осуществляющей указанные виды деятельности, и для каждого из перечисленных видов деятельности. Регулированию будут подлежать единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а также тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.

Согласно ст. 24.9 регулирование тарифов будет производиться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Единый тариф на услугу по обращению с ТКО будет устанавливаться в отношении региональных операторов, иные подлежащие регулированию тарифы — в отношении операторов по обращению с ТКО. Тарифы будут рассчитываться исходя из основ ценообразования, установленных Правительством Российской Федерации. Методы регулирования тарифов и критерии их применения будут определяться Правительством Российской Федерации. В случае изменения тарифов по инициативе государства (например, в связи с изменениями в законодательстве) будет предусмотрен порядок компенсации недополученной выгоды для операторов ТКО. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, будет проводит мониторинг тарифов.

В соответствии со ст. 24.10 для расчета объема и (или) массы ТКО при заключении договоров с операторами ТКО необходимо будет руководствоваться правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) массы ТКО планируется определять исходя из нормативов накопления ТКО, установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления. Порядок определения нормативов накопления ТКО будет установлен Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 24.11 вся информация, касающаяся регулируемых видов деятельности по обращению с ТКО (в т.ч. информация о тарифах и параметрах тарифного регулирования), будет общедоступной и должна будет публиковаться в сети Интернет.

На основании ст. 24.12 правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов будут проверяться на федеральном и региональном уровнях, при этом предполагается проведение плановых и внеплановых проверок (например, по обращениям граждан).

Кроме того, согласно ст. 24.13 теперь для строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для обращения с ТКО, необходимо будет составлять на основании территориальной схемы в области обращения с отходами инвестиционную программу, которая должна будет содержать плановые и фактические значения показателей эффективности объектов обращения с ТКО, перечень мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации, объем финансовых потребностей, график реализации программы и предварительный расчет тарифов в области обращения с ТКО. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ будет установлен Правительством Российской Федерации.

Таким образом, до конца 2015 г. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предстоит много «бумажной» работы, ведь они должны разработать и утвердить массу подзаконных актов в сфере обращения с ТКО до вступления в силу гл. V.1 Федерального закона № 89-ФЗ, т.е. до 1 января 2016 г.

Отметим еще один важный момент: с 1 января 2019 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 6 и 7, на основании которых при размещении отходов на объектах размещения отходов, не оказывающих НВОС, плата за НВОС взиматься не будет, однако следует учесть, что исключение НВОС (за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды) необходимо будет подтвердить результатами мониторинга состояния окружающей среды.

Как мы видим, изменения, предусмотренные Федеральным законом № 458-ФЗ, существенно ограничивают права органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Если сейчас они могут сами организовывать сбор, вывоз, утилизацию, переработку отходов, то начиная с 1 января 2016 г. они смогут только принимать участие во всех операциях по обращению с отходами, причем поселковые органы самоуправления смогут участвовать только в сборе и транспортировке ТКО, районные — в обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении ТКО, а городские — во всех перечисленных операциях в пределах городских округов.

На наш взгляд, все это только к лучшему. В ходе своей трудовой деятельности автор неоднократно работала с поселковыми администрациями по вопросу заключения договоров с лицензированными полигонами и может с уверенностью констатировать, что на местах царят хаос и полное непонимание системы экологического контроля и надзора в общем и безопасного обращения с отходами в частности.

Значительное продвижение на пути к достижению безопасного обращения с отходами может произойти при соблюдении природопользователями следующей нормы Федерального закона № 89-ФЗ, которая вступит в силу с 1 января 2017 г.:

Нам остается лишь дождаться опубликования соответствующего перечня отходов. Отметим, что в настоящее время в разных регионах имеются свои (гласные или негласные) перечни отходов, которые запрещаются к захоронению.

Благодаря изменениям, предусмотренным Федеральным законом № 458-ФЗ, еще один пробел в законодательстве, о котором уже говорилось не раз, был закрыт. Так, с 1 января 2016 г. ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена п. 10 следующего содержания: «Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров». Данному вопросу была посвящена одна из статей автора, опубликованная ранее в «Справочнике эколога»[7]. Дело в том, что многие недобросовестные природопользователи в настоящее время пытаются «размещать» свои бытовые и строительные отходы, заполняя пустоты от выработки полезных ископаемых или траншеи, ямы, карьеры, выдавая этот процесс за рекультивацию земель. Причем имеют место случаи согласования (!) проектов подобной рекультивации. За последние пару лет было выпущено несколько разъяснительных писем Росприроднадзора, разъясняющих данную ситуацию. И вот теперь, к счастью, рассматриваемая норма будет закреплена законодательно, что исключит любые разночтения.

Мы кратко рассмотрели нововведения в области обращения с ТБО (теперь уже ТКО), которые ожидают нас в связи с принятием Федерального закона № 458-ФЗ. Советуем нашим читателям более подробно изучить данный документ, особенно сроки вступления в силу отдельных его положений. Как он будет работать на деле, покажет время. Будем надеяться, что принятие указанного нормативно-правового акта не станет причиной очередного витка бюрократизации системы экологического контроля, а приведет в действительному улучшению экологической обстановки в нашей стране.

[1] Подробную информацию о данных изменениях см.:

Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (http://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/);

Желябовская Д.С. Реализация положений Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ: проекты нормативно-правовых актов // Справочник эколога. 2015. № 4. С. 14–28 (http://www.profiz.ru/eco/4_2015/458-FZ_proekty/).

[2] Подробнее об этом см.: Нельзикова Е.А. О новом порядке лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 3. С. 36–45 (http://www.profiz.ru/eco/3_2015/licenz/).

[3] Выделено автором. Далее — ТКО (прим. автора).

[4] Здесь и далее выделено и подчеркнуто автором.

[5] Ранее подобный документ носил название «программа комплексного развития в области обращения с отходами».

[6] Подробнее об этом см.: Ламихова М. Экологический сбор: что, где, когда? // Справочник эколога. 2015. № 4. С. 39–48 (http://www.profiz.ru/eco/4_2015/eco_sbor/).

[7] См. Ламихова М. Рекультивация земель или несанкционированное размещение отходов? // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 38–44 (http://www.profiz.ru/eco/12_2014/rekult/).

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

www.profiz.ru

Вывоз мусора: законы, постановления

Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ»

Проект указанного Федерального закона был подготовлен Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерством природных ресурсов и экологии РФ и направлен на комплексное совершенствование правового регулирования отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также на создание условий для привлечения частных инвестиций в указанную сферу.

Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Предусмотрено поэтапное изменение правового регулирования отношений в области обращения с отходами производства и потребления: остальные изменения, предусмотренные Федеральным законом, вводятся в действие с 29.12.2014 г. (дата официального опубликования Федерального закона), с 1 июля 2015 г., с 1 января 2016 г., с 1 января 2017 г., с 1 января 2019 г.

Основные изменения вносятся в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

Уточняются основные понятия, используемые в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
В частности, под отходами производства и потребления теперь понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Изменяется подход к определению понятия «обращение с отходами»: теперь это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (ранее также данное понятие предполагало деятельность по использованию отходов, которая теперь заменена деятельностью по обработке и утилизации отходов).

Кроме того, Федеральным законом вводится новое понятие «твердые коммунальные отходы» — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Уточнены такие понятия, как «хранение отходов», «захоронение отходов», «утилизация отходов», «обезвреживание отходов», «объекты размещения отходов», «сбор отходов», «накопление отходов». Также введены и раскрываются следующие понятия: «норматив накопления твердых коммунальных отходов», «объекты захоронения отходов», «обработка отходов», «объекты хранения отходов», «объекты обезвреживания отходов», «оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», «региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», «группы однородных отходов», «баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации», «отходы от использования товаров», «норматив утилизации отходов от использования товаров».

Определены приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами.
Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности: максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение образования отходов, сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования, обработка отходов, утилизация отходов, обезвреживание отходов.

Предусмотрено создание единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров.
Указанная система является федеральной государственной информационной системой, которая содержит информацию об отходах от использования товаров, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации указанных отходов и иную предусмотренную законодательством РФ информацию и предназначена для осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации. Правительство РФ должно будет определить порядок создания, эксплуатации и модернизации указанной государственной информационной системы. Органы государственной власти субъектов РФ являются поставщиками информации в указанную систему и пользователями указанной информации.

Федеральным законом с 01.01.2016 г. уточняются требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений и иных объектов, требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, требования к обращению с отходами I — IV классов опасности, нормированию в области обращения с отходами, определяются особенности регулирования в области обращения с отходами от использования товаров.

Предусмотрен переход к долгосрочному тарифному регулированию в области обращения с отходами. Поэтапно (с 01.01.2015 г., с 01.07.2015 г., с 01.01.2016 г. и с 01.01.2019 г.) расширяются полномочия в области обращения с отходами федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, уточняются полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов.

В частности, существенно расширяются полномочия РФ в области обращения с отходами, связанные с установлением основ правового регулирования деятельности по обращению с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами.
С 01.01.2015 г. определены полномочия органов государственной власти РФ по установлению порядка самостоятельной утилизации производителями, импортерами отходов от использования товаров, нормативов утилизации отходов от использования товаров, порядка декларирования производителями, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год товаров, в том числе упаковки таких товаров, установления ставок и порядка взимания экологического сбора, а также полномочия по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора, по установлению порядка создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров.
С 01.07.2015 г. уточняются полномочия РФ по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, а также предусмотрены полномочия РФ по установлению порядка профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, и требований к ее осуществлению.

С 01.01.2019 г. определяются полномочия РФ по установлению порядка подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
Наибольшее количество изменений, направленных на перераспределение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обращения с отходами, вступает в силу с 01.01.2016 г. в связи с введением правового регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В частности, Федеральный закон предусматривает разработку и реализацию во всех субъектах РФ региональных программ в области обращения с отходами, а также территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Федеральным законом установлены общие требования к разработке и реализации таких региональных программ и требования к указанным территориальным схемам.

Региональные программы и территориальные схемы будут содержать информацию об источниках образования отходов, их объемах, целевых показателях и перечне мероприятий субъекта РФ по сбору, вывозу, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, источниках финансирования указанных мероприятий, а также о местоположении объектов по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, и подлежат обязательному опубликованию на официальном сайте субъекта РФ в сети «Интернет» для всеобщего и бесплатного доступа. Принятие указанных программ и схем позволит инвесторам рассчитывать загрузку предприятий.
Утверждение территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, уполномоченными органами и наделение юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами должны быть осуществлены не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию таких схем.

С 01.01.2016 г. вступают в силу положения главы V.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами», в которой предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами – юридическому лицу будет присваиваться статус регионального оператора и определяться зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который будет проводиться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Статус регионального оператора будет присваиваться на срок не менее чем десять лет.

Региональные операторы обязаны будут осуществлять свою деятельность на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых с собственниками твердых коммунальных отходов. Такой договор будет являться публичным для регионального оператора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны будут заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Правительством РФ будет утверждена типовая форма такого договора.

Федеральным законом также предусмотрены виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию. К регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами будут отнесены: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.

Регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами будут осуществляться по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны будут превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в области регулирования тарифов.

Регулированию будут также подлежать следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; тариф на обработку твердых коммунальных отходов; тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

В целях организации новой системы правового регулирования деятельности в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, с 01.01.2016 г. федеральные органы государственной власти наделяются полномочиями по установлению порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, и утверждению правил обращения с твердыми коммунальными отходами, правил коммерческого учета объема или массы твердых коммунальных отходов, основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, порядка проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами и стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

    К полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами с 01.01.2016 г. будут отнесены, в том числе:
  • разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
  • принятие в соответствии с законодательством РФ законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;
  • утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которыми будут осуществляться строительство, реконструкция и (или) модернизация объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • утверждение производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
  • организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
  • утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора);
  • регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;
  • разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

К полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами с указанной даты будет относиться участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию или захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований (объем полномочий различен в зависимости от уровня муниципального образования – поселение, муниципальный район или городской округ).

Таким образом, начиная с 01.01.2016 г. полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов передаются от органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов РФ.

Соответствующие изменения, направленные на перераспределение полномочий в области обращения с отходами, внесены также в Федеральные законы от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральным законом также вносятся соответствующие юридико-технические изменения в Жилищный, Градостроительный, Водный и Земельный кодексы РФ, Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах», Федеральные законы от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и другие законодательные акты РФ.

Изменения, вносимые Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ», в Жилищный кодекс РФ вступают в силу с 01.01.2016 г.:

Изменяется перечень жилищно-коммунальных услуг и порядок расчета размера платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

К коммунальным услугам с указанной даты будет отнесена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Одновременно с этим, сбор и вывоз твердых бытовых отходов должны быть исключены из перечня услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Соответствующие изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением
Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, и Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением
Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, однако, в настоящее время еще не внесены.

Введение новой коммунальной услуги — услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами — повлечет изменение порядка расчета размера платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов (в настоящее время плата за данную услугу определяется в расчете на 1 кв.м общей площади занимаемого потребителем помещения в многоквартирном доме). Согласно изменениям, вносимым Федеральным законом, плата за коммунальную услугу по обращению твердыми коммунальными отходами будет рассчитываться исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, которые будут утверждаться уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.

Устанавливается обязанность:

собственников жилых домов или частей жилых домов, а также собственников помещений в многоквартирных домах, реализующих непосредственный способ управления многоквартирным домом, обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного кодекса РФ и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов;

управляющей организации, ТСЖ, жилищного кооператива по заключению договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении многоквартирных домов, находящихся в их управлении.

Установлены особенности внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при различных способах управления многоквартирным домом.

Управляющая организация, ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.

Вместе с тем, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (при управлении домом управляющей организацией), решения общего собрания членов ТСЖ, жилищного кооператива (при управлении домом ТСЖ или жилищным кооперативом) плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами может вноситься потребителями непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы региональному оператору признается выполнением потребителем своих обязательств по внесению платы за коммунальную услугу по обращению твердых коммунальных отходов перед управляющей организацией, товариществом, жилищным кооперативом.

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Особо следует отметить, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начиная от места сбора твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.

© ООО «МусПроМ» — вывоз мусора и отходов
в Нижнем Новгороде


Тел.: 8 (831) 424 44 64

musprom.com