Соляной налог в россии

Соляной налог в россии

Переход к непосредственному взиманию налогов государственными чиновниками привел к значительному сокращению издержек взимания. В начале XIX в. во Франции взимание прямых налогов обходилось в 6%, в 1828 г. — в 5, в 1884 г. — в 3,7, в 1895 г. — в 3 и в 1900 г. — в 2,9% сумм налогов. Издержки взимания по налогам на обращение с 1828 по 1900 г. упали с 5,4 до 2%, по таможенным сборам и соляному налогу — с 16,5 до 6,4%, по другим налогам на потребление — с 15 до 3,8%. [c.72]

После войны 1856 г. была реформирована система обложения спирта, уничтожены откупа и введена акцизная система. В 1863-1865 гг. реформирована система обложения торговли и промышленности. В 1863 г. вместо подушного налога на мещан был введен налог на городское недвижимое имущество. С 1862 г. в России была введена гласность бюджета, которая означала, что росписи бюджета будут ежегодно публиковаться. После русско-турецкой войны был проведен ряд реформ в области финансов. С 1881 г. был отменен соляной налог. В 1885 г. введен налог на капитал и внесены существенные поправки в промысловое обложение введены дополнительные сборы с торговли и промышленности, т.е. использован принцип подоходное в промысловом обложении. В 1882 г. в России установлен налог с наследства. [c.196]

К концу царствования Екатерины II в 1796 г. в общей сумме доходов государственного бюджета на подушную подать приходилось 33,7%, на питейные доходы — 2,6, на соляной налог — 7, на таможенные пошлины — 8,7%2. [c.63]

В середине XIX в. налоговое обложение крестьянства в России еще более возросло. В 1857 г. 70% всех прямых налогов составляли подушная и оброчная подати, а наибольшая часть косвенных налогов, сумма которых в два с половиной раза превышала сумму прямых налогов, приходилась на питейный сбор и соляной налог. Как прямые, так и косвенные налоги ложились главным образом на крестьянство. [c.75]

В связи с проведением реформы 1861 г. в налоговой системе были осуществлены следующие важнейшие преобразования 1) была изменена система сбора промыслового налога, 2) введено налогообложение земли, 3) устанавливается подомовый налог, 4) вводятся земские налоги и сборы, 5) указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменяются акцизными сборами со спиртных напитков (винным акцизом). При этом сохранялась важная роль в системе государственных доходов следующих видов налогов — подушного налога, питейного и таможенного сборов, соляного налога (в 1862 г. вводится акциз на соль), акциза на дрожжи (1866), акциза на керосин (1872), акциза на табак. [c.88]

В конце XIX — начале XX в. объектами акцизного обложения были 1) свеклосахарное производство 2) крепкие напитки 3) табак 4) осветительные нефтяные масла и 5) зажигательные спички. До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли (см. 7.2. Соляной налог). [c.153]

Упоминание пошлины на соль относится к XII в. — в Уставе Святослава Новгородского. На протяжении столетий соляной налог был одним из наиболее стабильных источников поступлений доходов в казну в связи с тем, что соль не имела заменителей (суррогатов). Налог отличало удобство взимания, а также крайняя неравномерность налогового бремени основная тяжесть лежала на беднейших слоях населения. [c.159]

В России соляной налог был временно отменен после народных (соляных) бунтов, и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях. [c.11]

В КНР существуют след, налоги единый торгово-промышленный налог, с.-х. налог, подоходный налог (с промышленных и торговых предприятий, не относящихся к государственному сектору), таможенные сборы, соляной налог, налог на убой скота, налог на куплю-продажу скота, налог со строений и земли в городах, налог с культурно-увеселительных мероприятий и налог с владельцев транспортных средств. Важнейшие из них — единый торгово-промышленный налог и с.-х. налог. Плательщиками единого торгово-промышленного налога являются все предприятия и отдельные лица, занимающиеся производством промышленной продукции и оказанием услуг, закупкой с.-х. товаров, розничной торговлей. Ставки налога устанавливаются в зависимости от вида и качества товаров и характера деятельности. Наиболее низкими ставками облагаются товары массового потребления и важнейшие средства произ-ва. С.-х. налог уплачивают все организации и лица, получающие доходы от занятий с.-х. произ-вом налог установлен в среднем в размере 15,5% стоимости среднегодового производства. [c.524]

Доходность, как и в доменах, зависит от вкладываемого государством капитала. Чем больше капитал, тем больше доход, но есть в регалиях и другая сторона, которая сближает их с податями и налогами. Подати и налоги — исключительный доход государства. Так же и в регалиях государство производит продукты и продает их по цене, которая выше по сравнению с ценой продуктов частного производства. Этот излишек между ценой производства и ценой продажной и составляет налог (акциз), который уплачивается потребителем при покупке государственного товара. Итак, регалии, с одной стороны, домены, а с другой — налоги. Они совмещают в себе тот и другой источники дохода. Л. Косса называет регалии фискальными монополиями и указывает некоторые их виды соляная, табачная, монополия на лото и прочие азартные игры, монополия на порох, на алкоголь (в России — питейная регалия), керосин, спички и т. д. [c.41]

Если соразмерность между расходами и доходами нарушается, то она восстанавливается двумя способами сокращением издержек и приумножением доходов. Сокращение издержек должно быть основано на том правиле, что все необходимые издержки сохранить, полезные отложить, а излишние вовсе прекратить. Приумножение доходов в ежегодной системе финансов может быть произведено 1) лучшим распределением налогов 2) удобрением разных источников, как-то лучшим устройством казенных имений, винных и соляных сборов и проч. 1. [c.61]

Окончательно Министерство финансов было сформировано к 1811 г. В его функции входило управление финансами, кредитом, государственными имуществами, горными и соляными промыслами. Министерство финансов занималось всеми источниками доходов. Расходами ведало Государственное казначейство — самостоятельное ведомство. Ревизией всех счетов занимался Государственный контролер. Через 10 лет Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента. Структурным подразделением Министерства финансов, ответственным за сбор налогов, первоначально был Департамент податей и сборов, затем — Департаменты окладных сборов и неокладных сборов. В дальнейшем Департамент неокладных сборов был преобразован в Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей. [c.70]

При Алексее Михайловиче с соли взимался налог по 2 гривны с пуда соли. При Петре I первоначально облагался 5-й пуд натурой по гривне с рубля при продаже , но в 1705 г. соль становится предметом казенной монополии. В 1727 г. казенная монополия упраздняется, но оставлено ограничение продажных цен. В 1731 г. восстанавливается регалия и казенная продажа. В 1748 г. по всему государству была установлена одна цена, что оказалось неудобным, и в 1762 г. была учреждена комиссия для рассмотрения вопроса о допущении вольной продажи, но результат ее работ остался неизвестным. В 1781 г. был издан Соляной устав, на основании которого учреждены запасы при источниках и определены места оптовой и розничной продажи. [c.160]

Соляная пошлина (налог) — 21,33, 63,159—161. Соляные откупа — 159—161 [c.426]

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГАЛИИ —в феодальной Европе особые права и привилегии королей и императоров на извлечение определенных доходов. Через пожалования это право передавалось крупным феодалам. Г. р., будучи чрезвычайно многочисленными и разнообразными, являлись одним из видов феодальной эксплуатации. Наиболее крупными и доходными были горная, лесная, речная, винная, соляная, охотничья, рыбная, монетная, судебная, рыночная, таможенная и др. В течение XIX в. по мере укрепления капиталистич. отношений Г. р. заменяются др. видами доходов налогами, пошлинами и государственными монополиями. Термин регалии долгое время сохранялся в отношении доходов от чеканки монет, эмиссии денежных знаков и почтово-телеграфных сборов (см. также Горная регалия. Монетная регалия, Винная монополия). [c.309]

С этой точки зрения интересна история такого товара, как соль. Совершенная неэластичность спроса на соль отмечалась в разделе 0. Но так было не всегда. В середине XIX в. в России пуд соли стоил от 50 коп. до 1 руб. из-за высокого налога на соляное производство. Для многих, особенно в деревне, это было непомерно дорого. После отмены акцизного налога в 1880 г. цена соли упала в 2 раза, а потребление выросло на 70%. [c.112]

ВИННАЯ МОНОПОЛИЯ — исключительное право государства на производство, переработку, продажу, а также ввоз спирта (полная монополия) или на его продажу (частичная монополия). Винная монополия была одной из наиболее важных государственных, фискальных, монополий, наряду с соляной и табачной, входившей в группу косвенных, налогов. Монополия получила распространение в Швейцарии и России. В Швейцарии монополия была полной, в России — частичной (монополизирована была только торговля спиртом и частично переработка его, производство же оставалось в частных руках). [c.43]

Для получения откупа О. уплачивал взнос, называвшийся ценой откупа. Откупщик давал гарантию государству о внесении в казну определенной суммы доходов или немедленно уплачивал в казну требуемую сумму. Откупная система в основном распространялась на косвенные налоги, таможенный, соляной, винный и другие откупа. [c.151]

В России О. были введены в кон. 15 — нач. 1(5 вв. Особенно были распространены таможенные, соляные, винные О. Доход казны от питейного налога составлял св. 40% поступлений всех налогов. В 1863 винные О. были отменены и заменены акцизом. Широко применялись О. в Османской империи (коп. 16 — нач. 17 вв., были отменены в 1925), в Иране (с 10 — 12 вв., существовали до 20—30-х гг. 20 в.), в Индии (с 13—14 вв., сохранялись ещё в 19 в.). [c.195]

Интересна история эластичности спроса по ценам такого товара, как соль. Абсолютная неэластичность ее в настоящее время совершенно очевидна, поскольку соль дешева и некоторое изменение в ее цене не способно изменить объемы ее продаж. Но так было не всегда. В середине XIX в. в России пуд соли из-за высокого налога на соляное производство стоил от 50 коп. до 1 руб. Для сельских жителей, которых было большинство (да и не только для сельских), это было непомерно дорого. После же отмены в 1880 г. акцизного налога на соль ее цена упала в два раза и потребление вследствие этого возросло на 70%. Это произошло [c.380]

ОТКУПНАЯ СИСТЕМА — система, в условиях которой государство передает откупщикам (частным лицам) на определенным образом обусловленный срок права на сбор доходов (например налогов и др.). Наибольшее развитие получила в докапиталистических формациях, что отчасти объяснялось слабостью финансового аппарата государства. Откупная система была известна еще в Античном мире — в Греции, Риме и других государствах, но особенно широко она использовалась в период разложения феодализма и образования централизованных государств (во Франции, Италии, Испании и др.). Чтобы получить откуп, необходимо было уплатить в пользу государства определенный взнос, название которому — цена откупа. Откупщики обязывали себя гарантией по поводу внесения в государственную казну определенной суммы полученных доходов, а все остальные средства оставались в распоряжении откупщиков. Откупная система могла применяться главным образом в отношении косвенных налогов, таких как таможенный, соляной, винный и другие откупа. Различали две разновидности откупов генеральный и специальный. На генеральный откуп отдавались совокупные налоги, взимаемые генеральным откупщиком с территории всей страны или по отдельным районам. Специальный откуп распространялся на отдельные виды налогов и сборов. [c.438]

Насколько дорого обходилась откупная система народу, видно из следующих примеров. Во Франции при Сюлли, министре финансов Генриха IV, народ уплачивал откупщикам до 150 млн ливров, в королевскую же казну поступало лишь 30 млн. Накануне революции от налогов на потребление попадало в казну около половины. Один соляной налог забирал у населения около 100 млн ливров, в королевскую же казну поступало из этой суммы лишь 45 млн ливров. [c.71]

В 1646 г. была увеличена ставка соляной пошлины (соляного налога) с 5 до 20 коп. за пуд. Повышение ставок спровоцировало серию соляных бунтов , что привело к временной отмене указанного налога. Вместе с соляной пошлиной отменена была заведенная было табачная монополия и восстановлен указ 1634 г., грозивший смертной казнью за употребление и торговлю богоненавистным и богомерзким зельем . [c.33]

В эпоху Петра I начинает формироваться система представлений о целях и принципах взимания налогов, что находит свое отражение в работе русского экономиста и публициста, идеолога купечества И.Т. Посошкова2 Книга о скудости и богатстве (1724, изд. 1842). В ней были изложены его экономические взгляды и содержался проект реформ, направленных на улучшение экономического и политического устройства России. Эта книга была написана автором для Петра I, однако в августе 1725 г. Посошков был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где через полгода умер, и его произведение вышло в свет только в 1842 г. Являясь сторонником реформ Петра I, Посошков выступал за развитие промышленности и торговли, предлагая усилить исследование месторождений полезных ископаемых. Анализируя современную налоговую систему, автор отмечал тяжесть для населения бремени подушной подати, соляного налога и питейных сборов, резко осуждал многочисленность налогов и парафискальных платежей, соляную монополию, приводившую к повышению цен на соль. И.Т. Посошков критиковал инициаторов установления дополнительных новых видов податей и сборов (поземельные, подушные, хомутные, с судов, посаженные, мостовые, пчельные, банные, кожные и др.) на том основании, что от этих нововведений люди приходят во оскудение 3. [c.55]

Активное участие в крестьянской и налоговых реформах Александра II принимали такие государственные деятели, как В.А. Татари-нов и А.А. Абаза1. В.А. Татаринов (1816-1871) в 1863-1871 гг. занимал пост государственного контролера. Он реформировал ведомство государственного контроля и добился впервые в России создания единого государственного бюджета. А.А. Абаза в начале 1880-х гг. занимал пост министра финансов, он был одним из неизменных защитников реформ 1860-х гг., когда возобладавшая в правительственных сферах реакция стремилась приостановить или новыми переделками исказить освободительные реформы. Абаза являлся продолжателем Татаринова в деле организации контроля на новых началах. Как министр финансов, он успел отменить вызывавший острую общественную критику соляной налог. [c.94]

Янжул И.И. Причины и последствия отмены соляного налога в Очерках и исследованиях . СПб., 1894. [c.415]

После отмены крепостного права был проведен ряд мероприятий, направленных на упорядочение финансов. В 1862 г. бюджетной реформой Татаринова (см.) регламентировано составление смет отдельными ведомствами и расходование ассигнуемых средств в 1861 — 1863 гг. винные откупа были заменены акцизной системой. Основой государственных доходов по-прежнему являлись налоги с трудящихся — подушная и оброчная подати, питейный и таможенный сборы, соляной налог, ак- [c.524]

По такому методу можно рассчитать собираемость налогов на уровне субъекта РФ и муниципального образования. СОЛЯНОЙ НАЛОГ — специфический акциз на соль, применявшийся в государствах феодальной Европы. Один из первых феодальных налогов. Был введен в Германии и Франции в 13 в. Французский соляной налог — габель был введен в 1341 г. в условиях Столетней войны как чрезвычайный налог, но после ее окончания не был отменен и просуществовал более 400 лет вплоть до Французской революции 1789-1794 гг. Это был один из самых тяжелых налогов во французской истории. Он взимался через продажную цену, в несколько раз завышенную по сравнению с реальной стоимостью соли, а также через принудительную покупку [c.184]

Система гос. О. была порождена господством натурального х-ва, слабостью гос. финансов и неразвитостью чиновничье-бюрократнч. аппарата, ведавшего поступлением гос. доходов в казну. Существовали след, виды О. генеральные (охватывающие всю территорию гос-ва или целую группу налогов), областные (в рамках города, р-на), специальные (О. отд. налогов, напр, пошлина, доходы от винной монополии). Впервые О. получили распространение в Иране ((3 в. до н. з.), в Др. Греции и Др. Риме (4 в. до н. э.). В ср.-пек. Европе система О. была наиболее развита во Франции, где ещё с 13 в. сбором большей части налогов ведали откупщики. Особенно большое распространение получил О. соляного налога. В 16—18 вв. система О. процветала в Италии, Голландии, Испании. В Англии откупщики налогов выступали в роли кредиторов гос-ва, и в их руки попадала . добрая доля всякого государственного займа в качестве капитала, свалившегося с неба. (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 765). Система О. означала прямой грабёж н разорение нар. масс откупщиками, к-рые в целях получения прибыли произвольно повышали размеры прямых и косвенных налогов и розничные цены. Эта система разоряла мелких товаропроизводителей — крестьян, ремесленников — и способствовала сосредоточению у эксплуататорских классов огромных богатств. [c.195]

Косвенные налоги (налоги на потребление) в исторической практике нашли выражение в следующих формах таможенные пошлины, акцизы, монополии (соляная, табачная, питейная) и т.д. Косвенное налогообложение имеет многовековую историю. Налоги с хлеба, мяса известны с XIII в. Подати на соль, вино во Франции были введены в 1345 г. [c.210]

Поступления по косвенным налогам в общем объеме доходов казны к концу XVII в. достигают 45%. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные, соляные и винные (см. 4.3. Винные откупа, винный акциз и винная монополия). [c.28]

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИИ— центральный орган финансового управления царского пр-ва (в 1917 г. Временного пр-ва), проводивший финансовую политику в интересах помещиков и крупной буржуазии путем налоговой эксплуатации широких масс трудящихся. М. ф. Р. было создано в 1802 г, окончательно оформилось к 1811г. в результате сосредоточения в своих руках управления финансами, кредитом, государственными имуществами, горными и соляными промыслами. В дальнейшем структура М. ф. Р. претерпевала изменения в частности, в 1837 г. было учреждено мин-во государственных иму-ществ, к-рому было передано заведование государственными имуществами в 1905 г. торговля и пром-сть перешли в ведение мин-ва торговли и пром-сти. Накануне Октябрьской революции структура М. ф. Р. была след. во главе стояли министр и его заместитель (товарищ), подчиненные непосредственно председателю совета министров и царю при министре находилась общая канцелярия и совет министра, не имевший на практике существенного значения. Прямыми налогами ведал департамент окладных сборов, косвенными нало- [c.49]

Существенные особенности в отдельных странах имеются в сроках внесения Н. с о. В Польше действуют гл. обр. подекадные сроки в спирто-водочной, табачной, соляной, спичечной, дрожжевой и сахарной отраслях налог уплачивается по каждому счету в момент совершения платежа. Поотраслевая дифференциация сроков существует и в Румынии, однако сроки платежей в большинстве отраслей пятидневные предприятия винной, табачной пром-сти и организации по заготовке с.-х. продукции вносят налог ежедневно. В Болгарии, Венгрии, Чехословакии, МНР предприятия по срокам уплаты налога разбиваются на группы не по отраслям, а по размерам сумм вносимого налога. В Болгарии, напр., предприятия, у к-рых Н. с о. за истекший год превысил 1,2 млн. левов, вносят налог через каждые 3 дня, при налоге от 1 200 до 1,2 млн. левов — один раз в декаду, все остальные — в месячные сроки. [c.74]

ОТКУПНАЯ СИСТЕМА —передача гос-вом на обусловленный срок права сбора налогов и др. доходов частным лицам-откупщикам. Наибольшее развитие получила в докапитали-стич. формациях, что отчасти объяснялось слабостью финансового аппарата гос-ва. О. с. была известна еще в античном мире — Греции, Риме и др гос-вах, но особенно широко она стала применяться в период разложения феодализма и образования централизованных гос-в во Франции, Италии, Испании, Голландии и др. Для получения откупа гос-ву уплачивался взнос, называвшийся ценой откупа. Откупщики давали гос-ву гарантию о внесении в казну определенной суммы доходов. Все собранные средства сверх этого шли в их пользу. О. с. распространялась в основном на косвенные налоги таможенный, соляной, винный и др откупа. Откупщиками являлись обычно крупные торговцы. Поскольку откупа требовали больших денежных средств, откупщики иногда объединялись в компании для сбора налогов и доходов создавался специальный аппарат Различались два вида откупов генеральный и специальный. На генеральный откуп отдавался [c.162]

В результате длительного хозяйничанья франц. колонизаторов вплоть до победы Августовской революции 1945 г. страна была фактически превращена в аграрно-сырьевой придаток Франции. Денежной единицей являлся пиастр, выпускавшийся Индокитайским банком. В период япон. оккупации действовал курс 97,6 иены за 100 пиастров. Оккупация страны япон. империализмом, к-рый совместно с франц. колонизаторами грабил богатства страны, вызвала острую инфляцию. Трудящееся население, помимо огромного бремени инфляции, испытывало на себе всю тяжесть опиумной, соляной и водочной монополий и подушного налога, унаследованного от феодального строя бремя этого налога было еще больше усилено колонизаторами. [c.260]

Постоянно вводились новые налоги, придумывавшиеся «прибыльщиками», — в петровские времена было около семидесяти налогов, включая такие, как «банный», «с бороды» (50 руб. с раскольника или православного бородача — сумма немалая), «с обрядов», «подужный» с извозчиков — десятая доля найма, «привальный» и «отвальный» — с плавных судов, «хомутейный», «шапочный» и «сапожный» — от их клеймения, «пчельный», «мельничный» и т.п. Но не все они давали реальные доходы. Главным был доход от прямого обложения всего податного населения. Он давал в 1724 г. 54% всех доходов бюджета косвенные налоги составили 24,9% доходов. Монетная регалия, дававшая в начале века до четверти всех доходов, к тому времени сократилась до 2,5%. Незначительной была в бюджете доля пошлин — 1,8%, зато соляной доход был очень существенным — 7,76%. [c.80]

economy-ru.info

Соляной налог

(«Отечественные Записки». 1879. № 1)

У нас период времени 1866-1876 годов был одним из самых мирных. Но не все эти «мирные условия» вызывали кажущееся несомненным возрастание доходов. Прежде всего и могучее всего — это возрастание вызвано возвышением налогов и акцизов всевозможных категорий. Что последняя причина играет главную роль, следует из того, что источник дохода, которому принадлежит наибольшей величины доля в ряду других — питейный — почти 67 процентов всех косвенных, представляет увеличение только в сумме сбора, а не в количестве потребления первых же годов, по замене откупной системы акцизною. Что касается других косвенных доходов, а именно таможенного, свеклосахарного, табачного, то увеличение произошло отчасти вследствие усиления потребления, отчасти вследствие возвышения налогов, отчасти вследствие более правильной и рациональной постановки свеклосахарного дохода.

Если, несмотря на все усердие и энергию со стороны полиции по взысканию недоимок, оказывается безнадежным и подлежащим исключению около полутора миллионов ежегодно из окладных сборов всего крестьянского сословия и около одного миллиона рублей из платежей крестьян, вышедших из крепостной зависимости, то едва ли можно допустить, что деятельность и усердие полиции, будучи удесятеренными, были в состоянии взыскать 50 миллионов рублей, наросших в относительно короткий промежуток времени? В особенности же безнадежность очевидна по отношению к взносу выкупных платежей, по которым недоимка почти равняется половине ежегодного оклада. Едва ли не благотворнее будет вовсе исключить все эти 50 миллионов рублей, так как этим можно только обеспечить дальнейшее более исправное поступление нормальных податей и сборов? Едва ли эти недоимщики уже и теперь не нищие и пролетарии в буквальном смысле этого слова? Едва ли их можно еще вносить в списки податоспособных? Сложение с них недоимок освободит их, по крайней мере, от той дани, которую они должны вносить полицейскому или сборщику, назойливо их преследующим. Да и можно ли допустить возможность пополнения такой громадной цифры тяготеющего над ними долга, если они уже предыдущими взысканиями доведены до состояния лишенных всякой платежной способности? Что последнее невозможно, следует из весьма простого расчета: предполагая, что на домохозяине-недоимщике тяготеет средняя цифра недоимок в 10 рублей, оказывается, что таких семейств ни более, ни менее, как 5 000 000, подлежащих лишению последних средств существования, так как трудно допустить, чтобы, при полицейских усердии и энергии взыскания прошлых недоборов, уцелело что-нибудь из признаков достатка! А так как недоимочная оценка, равно как и продажная с молотка, составляет, в большинстве случаев, третью и даже четвертую часть рыночной, то количество имущества, нужное для осуществления пополнения недоимок, так велико, так баснословно, что оно совершенно ясно переходит за пределы физической возможности. Достаточно сказать, что для этого нужно 4800 000 коров или столько же лошадей, или 24 000 000 овец, считая корову и лошадь бедного крестьянина в 10 рублей, а овцу — в 2 рубля! Само собою очевидно, что и приблизительно подобное недостижимо и несбыточно.

Едва ли можно представить себе другой вопрос, с правильным и рациональным разрешением которого так тесно связывалось бы улучшение условий нашего общественного развития, с разрешением которого так тесно связывалось бы улучшение системы податей и сборов вообще, а непосредственное увеличение государственных доходов в частности, как тот вопрос, которым я хочу занять внимание читателя, а именно соляной.

Из всех существующих налогов акциз с соли есть самый вопиющий по своей несправедливости и самый отяготительный для населения: он прямо посягает на благосостояние народа и государства. Если он существует почти во всех европейских государствах, кроме Великобритании, то потому, что ложится преимущественно на бедный класс народа, голос которого всегда глас вопиющего в пустыне; отстаивается же этот налог только чинами соляного ведомства, которому, однако, известно, что вместо дохода он приносит огромный убыток государству. Неужели соляное ведомство полагает, что народ, который выдержал двухсотлетнее татарское иго, который выгнал французов в1812 году, вынес на своих плечах оборону Севастополя — народ, который ополчается по первому призыву царя во имя любви к отечеству, неужели такой народ недостоин того, чтобы ему уступлено было право и возможность приправлять черствый ржаной хлеб астраханскою или крымскою селедкою или украинскою солониною?

Мы уже видели, что акцизная система в XVII столетии возбудила не только ропот, но и самые плачевные последствия. Восстановленная в 1727 году, она не выдержала и 3-х лет существования, потому что оказалась стеснительною для народа и убыточною для казны. Тогда, однако, налог был самый незначительный в сравнении с тем, который проектируется теперь. Вино, табак и сахар, с которых также установлены акцизы, совершенно не то, что и соль. Эти вещества — предметы роскоши, без которых одинаково может обойтись как богатый, так и бедный, и налог на них одинаково ложится как на того, так и на другого. Но соль — вещество первой необходимости, и налог на нее преимущественно ложится на бедняка, на производителя. На богатого он косвенным образом ложится в той мере, в какой при налоге на соль промышленность стеснена, производительность падает и все возвышается в цене. Если прежде, при меньшем акцизе, в России потреблялось около 1/4 иностранной соли, то, при возвышении налога, следовательно, при большем стеснении соляной промышленности, потребление такой соли должно еще более увеличиться, а следовательно, будет еще большая потеря капиталов, уходящих из страны во вред финансам.

Расходы на государственные потребности, естественно возрастающие с каждым годом, далеко превышают цифру прихода; эти избытки или дефициты поневоле покрываются или займами, внутренними и внешними, с лотереями и без них, то выпусками кредитных билетов, следовательно, такими мерами по преимуществу, которые еще более затрудняют наше экономическое и финансовое положение в настоящем и будущем. По моему же крайнему разумению, наше положение может быть приведено в нормальное путем только таких реформ, которые вызовут возрастание доходов, другими словами, которые будут содействовать увеличению нашей производительности, наших незначительных богатств, одним словом, улучшению нашего экономического состояния. Настоящее же наше состояние не есть временное или чрезвычайное: оно совершенно правильно и органически развивалось в течение весьма долгого периода; оно есть результатом прошедшего. Подобно всякому живому организму, носящему на себе весьма явственные следы тех условий, под влиянием которых последний развивался в течение периода, предшествующего данному, и наше экономическое состояние, как внешний признак общественного организма в совокупности, весьма ясно отражает на себе следы тех условий, под влиянием которых оно развивалось в период времени, нашему поколению предшествующий. Великие реформы последнего времени не могут и не могли не служить нам залогом лучшего будущего. Но если, несмотря на совершившееся и осуществившееся уже, мы все-таки видим многие отрицательные стороны достигшими наибольшего развития и проявления, то, может быть, и потому, что организм наш слишком расстроен предшествующими влияниями, или результаты всех уничтожений, всех дарований, по краткости времени, не успели еще высказаться, или, наконец, во всех этих реформах нет еще совокупности тех условий, под влиянием которых развитие организма только и может быть совершенно правильным, совершенно нормальным. Что касается меня лично, то я более всего склоняюсь на сторону недостатка и отсутствия последних вообще, а что касается строго-финансовых мероприятий, то они скорее противоречили, чем соответствовали духу реформ на других поприщах нашего общественного развития. Достаточно напомнить, что специальная податная комиссия за все 18 лет своего существования ограничила свою деятельность только приисканием новых налогов, только возвышением старых, что едва ли можно отнести к реформаторской стороне деятельности, призванной для улучшения системы податей и сборов.

Но дороговизна соли вызывает застой, малую производительность и, как результат, дороговизну далеко не одних только животных продуктов. Соль имеет обширное применение в хозяйстве и промышленности по делу заготовления впрок как растительных, так и животных продуктов.

Остановимся на одном из очень известных продуктов — огурцах, например. В южных, отчасти средних частях России последние разводятся на полях, на так называемых бакшах и баштанах. В хорошие благоприятные годы ценность их падает до 30-50 копеек за тысячу штук. При такой дешевизне, в то время, когда севернее цена не ниже 2-5 рублей за 1000, а в зимнее время до 10 рублей, соление и заготовление огурцов впрок на самом месте породило бы новый обширный промысел по продовольствию в зимнее время как в местностях произрастания, так и в северных, не пользующихся климатическими условиями юга. Хотя и в этом деле дороговизна соли составляет меньшую сравнительно затрату и препятствие, но и откуда взять потребителей? Если население отказывает себе, вследствие бедности и убогости, в достаточном питании себя тем хлебом, который само производит и который оно спешит сбыть, чтобы уплатить подати и недоимки, а также приобрести баснословно дорогую соль, то понятно, что всякие соления, всякие заготовки и запасы — для него недоступная роскошь. Вот почему и не может быть возникновения промысла заготовлений, что способствовало бы лучшему обеспечению и большей дешевизне зимнего продовольствия всех слоев населения, что в свою очередь вызвало бы разведение растений вроде укропа, тмина, аниса, эстрагона и проч., увеличилось бы потребление уксусу, перцу, гвоздики и проч., и проч.

www.strana-oz.ru