Знание правил и норм охраны труда

Знание правил и норм охраны труда

Приказ Минздрава СССР от 20 октября 1987 г. № 1127

«Об утверждении Положения о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по охране труда и технике безопасности руководящих, инженерно-технических и медицинских работников системы Министерства здравоохранения СССР»

Во исполнение решения коллегии Министерства здравоохранения СССР и Президиума ЦК профсоюза медицинских работников от 26 февраля 1987 г., протокол № 4 «О повышении ответственности руководящих кадров системы Министерства здравоохранения СССР и ЦК профсоюза медицинских работников за укрепление дисциплины и организованности в вопросах создания безопасных условий труда, предупреждения аварий и несчастных случаев в учреждениях, организациях и на предприятиях здравоохранения»

I. Утверждаю по согласованию с ЦК профсоюза медицинских работников:

«Положение о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по охране труда и технике безопасности руководящих, инженерно-технических и медицинских работников системы Министерства здравоохранения СССР», согласно приложению.

1. Министрам здравоохранения союзных республик, Президенту Академии медицинских наук СССР, начальникам главных управлений и управлений Минздрава СССР, руководителям учреждений, предприятий и организаций союзного подчинения, обеспечить проведение проверки знаний правил, норм и инструкций по охране труда и технике безопасности руководящих, инженерно-технических и медицинских работников, руководствуясь настоящим Положением, с 1 января 1988 г.

2. Считать утратившим силу «Положение о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящими и инженерно-техническими работниками учреждений, предприятий и организаций системы Министерства здравоохранения СССР, подконтрольных органам Госгортехнадзора», утвержденное Минздравом СССР по согласованию с ЦК профсоюза медицинских работников 14 октября 1970 г.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра тов. Москвичева А.М.

Настоящий приказ разрешается размножить в необходимом количестве.

Приложение
к приказу Минздрава СССР
от 20 октября 1987 г. № 1127

Положение о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по охране труда и технике безопасности руководящих, инженерно-технических и медицинских работников системы Министерства здравоохранения СССР

1. Руководящие и инженерно-технические работники органов управления, учреждений, организаций и предприятий системы Министерства здравоохранения СССР обязаны не реже одного раза в 5 лет сдавать экзамены на знание правил, норм и инструкций, а также директивных документов по охране труда и технике безопасности действующих в отрасли, в объеме выполняемой работы, если правилами и инструкциями не предусмотрена другая периодичность таких экзаменов 1 .

1 Руководящие и инженерно-технические работники учреждений, организаций и предприятий выполняющие работы по проектированию, строительству, монтажу, ремонту и эксплуатации объектов подконтрольных органам Госгортехнадзора СССР обязаны не реже одного раза в три года сдавать экзамены на знание правил, норм и инструкций по охране труда, относящихся к объектам с которыми связана их работа.

2. Перечень должностных лиц, подлежащих проверке знаний по охране труда и технике безопасности, определяется руководителем органа управления, учреждения, предприятия, организации по согласованию с соответствующим профсоюзным комитетом, техническим инспектором труда профсоюза и органами государственного надзора, исходя из служебных обязанностей должностных лиц 2 .

2 Работники аппарата органов управления здравоохранением, не входящие в указанный перечень, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме выполняемой ими работы при проведении аттестации работников аппарата.

3. Медицинские работники системы Министерства здравоохранения СССР не являющиеся руководителями, проходят обязательное обучение по вопросам охраны труда и техники безопасности с соответствующей проверкой знаний, во время повышения квалификации на курсах и в институтах усовершенствования, а также при получении инструктажа по технике безопасности.

4. Дополнительная или внеочередная проверка знаний правил, норм и инструкций по охране труда и технике безопасности руководящих, инженерно-технических и медицинских работников проводится:

а) при вводе в действие новых или переработанных в установленном порядке стандартов и правил по охране труда и технике безопасности;

б) при назначении впервые на работу в качестве лица ответственного за состояние охраны труда в учреждении, организации, на предприятии или в их структурных подразделениях; безопасную эксплуатацию оборудования; технический надзор или при переводе работника на другую должность, требующую дополнительных знаний по охране труда и технике безопасности;

в) по требованию технической инспекции труда.

5. Организация и проведение экзаменов возлагаются на руководителей учреждений, организаций, предприятий, органов управления здравоохранения и председателей экзаменационных комиссий.

Прием экзаменов проводится по графику, утвержденному указанными руководителями. Один экземпляр графика должен быть направлен техническому инспектору труда профсоюза и вышестоящей организации.

6. В учреждениях, организациях, на предприятиях и в органах здравоохранения перед экзаменами должны организовываться консультации и краткосрочные семинары с целью углубления знаний руководящих и инженерно-технических работников по наиболее сложным вопросам охраны труда и техники безопасности 3 .

3 Указанные семинары могут проводиться на постоянно действующих курсах по вопросам охраны труда, которые должны быть организованы в соответствии с пунктом 2.4 приказа Министерства здравоохранения СССР № 1051 от 13 октября 1980 г.

В межэкзаменационный период учреждения, предприятия и организации обеспечивают повышение уровня знаний по охране труда руководящих, инженерно-технических и медицинских работников.

7. Для проведения экзаменов создаются постоянно действующие экзаменационные комиссии:

7.1. на предприятиях, в учреждениях и организациях по усмотрению вышестоящего органа управления.

7.2. в органах управления, имеющих в своем подчинении учреждения, предприятия и организации:

а) в главных управлениях, управлениях и других структурных подразделениях Министерства здравоохранения СССР и министерств здравоохранения союзных республик с областным делением;

б) в Академии медицинских наук СССР;

в) в министерствах здравоохранения союзных и автономных республик без областного деления;

г) в краевых, областных, городских и районных управлениях (отделах) здравоохранения;

д) в аптечных управлениях (АССР, краевых, областных, городских).

8. Экзаменационные комиссии возглавляются лицами, на которых в установленном порядке 4 возложены общее руководство и ответственность за организацию работы по охране труда.

4 В соответствии с пунктом 1, приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР № 862 от 30 августа 1982 г.

9. Состав экзаменационных комиссий формируется из специалистов соответственно профилю и специальности экзаменуемых.

В состав комиссий включаются руководители (инженеры) службы охраны труда и техники безопасности, ведущие специалисты органов управления, учреждений, организаций, предприятий отрасли, представители технической инспекции труда профсоюза и, в необходимых случаях, органов государственного надзора (по согласованию с ними).

Состав экзаменационной комиссии назначается приказом руководителя органа управления, учреждения, организации, предприятия по согласованию с соответствующим органом профсоюза.

Не допускается проведение экзаменов комиссией в составе менее трех человек.

10. В состав экзаменационных комиссий учреждения, организации, предприятия могут включаться только лица, сдавшие экзамены в комиссии вышестоящего органа управления.

11. Экзаменационные комиссии проверяют знание руководящими и инженерно-техническими работниками стандартов, правил, норм и инструкций по безопасности труда, действующих в системе Министерства здравоохранения СССР.

Перечень стандартов, правил, норм и инструкций по безопасности труда действующих в отрасли, утверждается и пересматривается Министерством здравоохранения СССР по согласованию с ЦК профсоюза медицинских работников в установленном порядке.

Проверка знаний по охране труда у руководящих и инженерно-технических работников проводится по тем документам, регламентирующим безопасное ведение работ, соблюдение требований которых входит в их служебные обязанности.

12. Экзаменационные билеты (контрольные вопросы) разрабатываются с учетом конкретных условий и по согласованию с технической инспекцией труда профсоюза, а при необходимости и с органами государственного надзора и утверждаются председателями постоянно действующих экзаменационных комиссий.

13. Результаты экзаменов оформляются протоколами, которые хранятся у инженера по охране труда или лица выполняющего его функции, или в отделах кадров (у инспектора по кадрам).

Лицам, сдавшим экзамены на знание правил охраны труда и техники безопасности, выдаются удостоверения установленной формы (приложение 1) за подписью председателя экзаменационной комиссии и одного из членов комиссии.

14. Лицо, не сдавшее экзамены на знание правил охраны труда и техники безопасности, руководителем учреждения, предприятия или организации может быть оставлено в занимаемой должности, при условии сдачи экзамена повторно в срок не позднее трех месяцев.

15. Общее руководство и контроль за проведением проверок знаний руководящих и инженерно-технических работников стандартов, правил, норм и инструкций по охране труда и технике безопасности осуществляют по подчиненности учреждений, предприятий и организаций главные управления, управления и другие структурные подразделения Министерства здравоохранения СССР, министерств здравоохранения союзных и автономных республик, Академия медицинских наук СССР, краевые, областные, городские, районные органы здравоохранения и аптечные управления.

16. Настоящее Положение разработано в соответствии с ГОСТ 12.0.004-79 «Организация обучения работающих безопасности труда», «Типовым положением о проверке знаний руководящих и инженерно-технических работников правил, норм и инструкций по технике безопасности», утвержденным Госгортехнадзором СССР 22 ноября 1968 г. и согласованным с ВЦСПС 23 октября 1968 г. и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС № 102/6-142 от 27 марта 1986 г.

Начальник Отдела охраны труда и техники безопасности

meganorm.ru

Периодичность проверки знаний по охране труда (нюансы)

Отправить на почту

Проверка знаний по охране труда — периодичность прохождения данной процедуры работниками зависит от целого ряда нюансов. О них пойдет речь в нашем материале.

Периодичность проверки знаний по охране труда

Периодичность проверки знаний по охране труда государственно важный вопрос. От ее правильной организации зависит здоровье и трудоспособность работающего населения страны.

Важно! Частоте контроля знаний и навыков работников в вопросах охраны труда и техники безопасности (ОТ и ТБ) посвящена гл. III Порядка обучения по охране труда, утвержденного постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.

К примеру, в п. 3.2 указанного Порядка установлено, что руководители и специалисты компаний проходят испытания на качество знаний по охране труда каждые 3 года.

В целом периодичность контроля знаний находится в непосредственной взаимосвязи с процессом обучения работников требованиям ОТ и ТБ. Правилами № 1/29 установлено следующее (п. 2.2.2):

  • вновь поступившие на работу сдают экзамен на знание правил охраны труда в течение месяца после оформления, закончив обучение, организуемое работодателем;
  • обучающихся рабочим профессиям или проходящих переподготовку на другую специальность проверяют на знание правил и норм ОТ и ТБ после окончания организованного для них работодателем обучения;
  • вернувшиеся к выполнению трудовых обязанностей спустя промежуток времени, превышающий 1 год, сдают экзамен по ОТ и ТБ в течение первого месяца работы.
  • Кроме того, ежегодно проверяются навыки работников рабочих профессий по оказанию первой помощи пострадавшим (п. 2.2.4 Порядка № 1/29).

    Администрация компании в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ, устанавливает периодичность проверки знаний по охране труда для членов трудового коллектива с учетом специфики деятельности (п. 2.2.3 Порядка № 1/29).

    О других вопросах обеспечения охраны труда на производстве читайте в материалах нашего сайта:

    Проверочный тест для тружеников рабочих профессий

    Знание работниками правил ОТ и ТБ могут быть проверены различными способами: от экзамена (в письменной или устной форме) до специального компьютерного тестирования с помощью специализированных программ.

    Особое значение приобретают специализированные тесты по ОТ и ТБ для членов трудового коллектива рабочих профессий.

    Важно! Рабочие профессии, в отличие от управленческих (координирующих труд других людей), связаны с выполнением работниками конкретных производственных операций.

    В строительстве к представителям таких профессий относят каменщиков, бетонщиков, штукатуров, маляров, крановщиков, а в металлообработке токарей, слесарей и сварщиков.

    В целом определяющая черта при отнесении профессии к разряду рабочих наличие множества опасных производственных факторов, уберечься от которых помогут знания требований ОТ и ТБ. И для каждой рабочей профессии проверочные тесты должны быть разработаны с учетом их трудовых функций, требований к применяемым механизмам, условиям труда и многих других нюансов.

    Важной особенностью таких тестов является необходимость их своевременной корректировки при изменении законодательства в сфере охраны труда, а также при наличии новшеств в производственном процессе компании (если эти новинки требуют от работников специальных знаний и навыков в вопросах ОТ и ТБ).

    Внеочередная проверка знаний

    Работающее лицо должно быть готово к тому, что в любой момент его теоретические знания и практические навыки по ОТ и ТБ могут проверить.

    Важно! Случаи внеочередного контроля знаний работников по ОТ и ТБ регламентированы п. 3.3 Порядка № 1/29.

    Основные ситуации, провоцирующие внеплановый контроль знаний по ОТ и ТБ, можно разграничить на 3 группы:

  • факторы форс-мажора;
  • неоднократные нарушения работниками требований ОТ и ТБ;
  • нюансы производственной деятельности компании и «служебной» жизни работников.
  • Первая группа включает чрезвычайные ситуации − произошедшие на предприятии аварии или несчастные случаи.

    Вторая совокупность представлена следующими ситуациями:

  • требование представителей надзорных органов (при выявлении ими фактов недостаточного знания «безопасных» правил и норм у работников и (или) при обнаружении нарушений в этой сфере);
  • наличие фактов неоднократного нарушения работниками норм ОТ и ТБ.
  • Последняя группа ситуаций охватывает наибольший спектр нюансов:

  • изменение действующих правил ОТ и ТБ или появление новых;
  • трансформация техпроцессов, требующая дополнительных знаний по ОТ и ТБ;
  • наличие пробела в трудовом стаже работника по данной должности более 1 года;
  • назначение (перевод) работника на новую должность при условии, что исполнение новых обязанностей связано с необходимостью получения дополнительных знаний ОТ и ТБ.
  • Основная цель этих внеплановых мероприятий заключается в необходимости поддержания в актуальном состоянии знаний и навыков членов трудового коллектива по вопросам ОТ и ТБ, а также в предотвращении критических ситуаций на производстве.

    Общие вопросы периодичности проверки знаний по охране труда устанавливаются государством. Работодатель в соответствии с нормативными правовыми актами и нюансами производства самостоятельно организует такую проверку или она инициируется надзорными органами.

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    nalog-nalog.ru

    Охрана труда и БЖД

    Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

    Приложение 3
    О порядке сдачи экзаменов на знание правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящими и инженерно-техническими работниками предприятий и организаций

    1. Руководящие и инженерно-технические работники производственных объединений, трестов, предприятий и организаций обязаны сдавать экзамены на знание правил, норм и инструкций по технике безопасности
    Начальники структурных подразделений предприятий и организации, главные специалисты, их заместители и помощники сдают экзамены не реже одного раза в три года, а остальные инженерно-технические работники — не реже одного раза в год.
    Работники управленческого аппарата производственных объединений, трестов, предприятий, организаций, а также инженерно-технические и научные работники проектных и научно-исследовательских организаций сдают экзамены не реже одного раза в три года.
    Перечень лиц, знания которых подлежат проверке, утверждается руководителем соответствующей организации или предприятия.
    Примечание. Настоящее положение не распространяется на руководителей и главных инженеров предприятий и организаций.
    2. Дополнительная или внеочередная проверка знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящими и инженерно-техническими работниками проводится при вводе в действие новых или переработанных в установленном порядке правил безопасности; при назначении впервые на работу или при переводе инженерно-технического работника на другую должность, требующую дополнительных знаний по технике безопасности; по указанию руководителя предприятия (организации), вышестоящей хозяйственной организации, а также по требованию органов Госгортехнадзора и технической инспекции труда или совета профсоюзов в случаях, если установлены недостаточное знание инженерно-техническими работниками правил, норм и инструкций по технике безопасности или грубые нарушения ими действующих правил безопасности.
    3. Организация и проведение экзаменов возлагаются на руководителей предприятий, учреждений, организаций и председателей экзаменационных комиссий. Прием экзаменов проводится по графику, утвержденному руководителями предприятий, организаций, трестов или производственных объединений. Один экземпляр графика должен быть направлен соответствующему органу Госгортехнадзора и техническому инспектору труда профсоюза или совета профсоюзов.
    4. На предприятиях, в учреждениях и организациях для руководящих и инженерно-технических работников перед экзаменами организуются консультации по наиболее сложным вопросам техники безопасности.
    В межэкзаменационный период по утверждаемым календарным планам руководители предприятий и организаций для повышения знаний по технике безопасности руководящих и инженерно-технических работников организуют курсы, проведение семинаров и лекций.

    5. Для проведения экзаменов на предприятиях, в учреждениях и организациях, научно-исследовательских и проектных институтах создаются общезаводские, постоянно действующие экзаменационные комиссии, возглавляемые главными инженерами.
    На предприятиях и в организациях с большим числом руководящих и инженерно-технических работников помимо общезаводской экзаменационной комиссии создаются экзаменационные комиссии по отдельным видам производств, служб и цехам под председательством главных специалистов или начальников цехов.
    Общезаводским экзаменационным комиссиям сдают экзамены заместители директора и главного инженера, главные специалисты, начальники подразделений управленческого аппарата, начальники цехов, их заместители и помощники.
    Все остальные руководящие и инженерно-технические работники сдают экзамены экзаменационным комиссиям, возглавляемым главными специалистами, начальниками цехов.
    6. Состав экзаменационных комиссий формируется из специалистов соответственно профилю и специальности экзаменуемого.
    В состав комиссий включаются: главные специалисты, руководители служб техники безопасности, руководители учебно-курсовых комбинатов и в необходимых случаях — представители технической инспекции труда профсоюза и местных органов Госгортехнадзора (по согласованию с ними).
    Состав экзаменационных комиссий по согласованию с соответствующим органом профсоюза утверждается приказом руководителя организации, учреждения или предприятия.
    Не допускается проведение экзаменов комиссией в составе менее трех человек.
    7. Главный инженер предприятия, организации с участием представителей местных органов госгортехнадзора, технической инспекции труда профсоюза, заместителя главного инженера или начальника отдела техники безопасности, принимает экзамены у кандидатов в члены общезаводской комиссии, после чего они назначаются ее постоянными членами.
    Руководящие и инженерно-технические работники, включенные в состав производственных, цеховых и других экзаменационных комиссий, могут принимать участие в их работе только после сдачи экзаменов общезаводской комиссии.
    8. Экзаменационные комиссии проверяют знание руководящими и инженерно-техническими работниками отраслевых и межотраслевых правил безопасности, правил технической эксплуатации, норм и инструкций по технике безопасности; должностных инструкций, паспортов, схем и технологических регламентов, обеспечивающих соблюдение технологического режима и безопасную организацию производства и труда; устройства и принципов действия средств автоматического предупреждения и локализации аварий, а также других средств противоаварийной защиты и технических средств безопасности; назначения, устройства и принципы действия контрольно-измерительных приборов и средств индивидуальной защиты; планов ликвидации аварий, противоаварийных режимов; схем дистанционного и автоматического управления машинами, механизмами и технологическими процессами; условий безопасной эксплуатации основного и вспомогательного оборудования; норм и правил производственной санитарии; способов оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
    Знания по технике безопасности руководящих и инженерно-технических работников проверяются по тем регламентирующим безопасное ведение работ документам, соблюдение требований которых входит в их служебные обязанности. Знания оцениваются по двухбалльной системе — удовлетворительно и неудовлетворительно.
    9. Экзаменационные билеты разрабатываются с учетом местных условий и по согласованию с местными органами госгортехнадзора и технической инспекцией труда профсоюза, утверждаются председателями общезаводских постоянно действующих экзаменационных комиссий.
    10. Результаты экзаменов оформляются протоколами согласно прилагаемой форме и хранятся в течение трех лет в отделе техники безопасности.
    11. Лица, не сдавшие экзамены по технике безопасности, могут быть оставлены на занимаемой должности при условии сдачи экзаменов повторно в срок не позднее трех месяцев.

    ohrana-bgd.narod.ru

    Часто задаваемые вопросы по охране труда и ответы на них

    Вопрос: что делать при возникновении несчастного случая на производстве?

    Ответ: при несчастных случаях работодатель (его представитель) обязан:

  • немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию; принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц; сохранить до начала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения — зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии, видеосъемку и произвести другие мероприятия); немедленно проинформировать о несчастном случае соответствующие органы и организации а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом – также родственников пострадавшего; запросить в медицинской организации, где осуществляется лечение пострадавшего, заключение о характере и степени тяжести производственной травмы. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2005 года № 275, медицинская организация, куда впервые обратился за медицинской помощью пострадавший в результате несчастного случая на производстве, выдает по запросу организации, индивидуального предпринимателя, заключение по установленной форме незамедлительно после поступления запроса; принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Вопрос: как и в каких размерах осуществляется финансирование мероприятий по охране труда?

Ответ: в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов, а так же применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов. В целях обеспечения безопасных условий труда, предупреждения повреждения здоровья работников при осуществлении ими производственной деятельности работодатель должен разрабатывать и осуществлять мероприятия по улучшению условий и охраны труда. При планировании мероприятий следует руководствоваться Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года № 181н. При формировании мероприятий по охране труда необходимо учитывать: результаты аттестации рабочих мест по условиям труда; причины и последствия несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и производственных аварий; предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного надзора и контроля; предложения работников организации и комитетов (комиссий) по охране труда и т.д.

Вопрос: кто и в какие сроки должен проходить обучение по охране труда?

Ответ: в соответствии со статьей 225 Трудовом кодексе Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации). Организацию своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, рекомендуется возложить на службу охраны труда организации. Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда работников несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Работодатели – физические лица проходят специальное обучение по охране труда до начала работы граждан, с которыми у них возникли трудовые отношения, далее – не реже одного раза в три года, если указанная периодичность не ужесточена нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Вопрос: какие существуют вредные и опасные производственные факторы?

Ответ: опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на: физические, химические, биологические и психофизиологические.

Физические опасные и вредные производственные факторы:

  • движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; разрушающиеся конструкции; обрушивающиеся горные породы; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенный уровень инфразвуковых колебаний; повышенный уровень ультразвука; повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение; повышенная или пониженная влажность воздуха; повышенная или пониженная подвижность воздуха; повышенная или пониженная ионизация воздуха; повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне; повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; повышенный уровень статического электричества; повышенный уровень электромагнитных излучений; повышенная напряженность электрического поля; повышенная напряженность магнитного поля; отсутствие или недостаток естественного света; недостаточная освещенность рабочей зоны; повышенная яркость света; пониженная контрастность; прямая и отраженная блесткость; повышенная пульсация светового потока; повышенный уровень ультрафиолетовой радиации; повышенный уровень инфракрасной радиации; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования; расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола); невесомость.
  • Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются:

    — по характеру воздействия на организм человека на:

    • токсические; раздражающие; сенсибилизирующие; канцерогенные; мутагенные; влияющие на репродуктивную функцию;
    • — по пути проникания в организм человека через:

    • органы дыхания; желудочно-кишечный тракт; кожные покровы и слизистые оболочки.
    • Биологические опасные и вредные производственные факторы включают следующие биологические объекты:

      • патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности; микроорганизмы (растения и животные). Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на следующие: физические перегрузки (статические и динамические); нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов и монотонность труда).
      • Вопрос: как и на сколько сокращается продолжительность рабочего времени работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда?

        Ответ: согласно статье 92 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями труда, — не более 36 часов в неделю.

        Вопрос: какие компенсации установлены законодательством работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда?

        Ответ: законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда:

        Вопрос: что входит в обязанности работника по охране труда?

        Ответ: обязанности работника в области охраны труда определены статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с законодательством работник обязан:

      • соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
      • Вопрос: что выходит в обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда?

        Ответ: обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда предусмотрены статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с законодательством работодатель обязан обеспечить:

      • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; расследование и учет в установленном Трудовом кодексе Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи; беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовом кодексе Российской Федерации и иными федеральными законами сроки; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьёй 372 Трудовом кодексе Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
      • Вопрос: в каких нормативных правовых актах содержатся требования охраны труда?

        Ответ: требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда (статья 210 Трудового кодекса Российской Федерации). Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (статья 211 Трудового кодекса Российской Федерации). В соответствии с Положением о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27. 12. 2010 года № 1160 к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:

        Государственные Стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ);

        Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М);

        Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О);

        Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ);

        Санитарные правила и нормы (СанПиН); Санитарные правила (СП); Санитарные нормы (СН); Гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса (ГН).

        Вопрос: кто осуществляет государственное управление охраной труда?

        Ответ: государственное управление охраной труда осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или по его поручению органы федеральной исполнительной власти. На территории субъекта Российской Федерации деятельность федеральных органов сочетается с управлением, осуществляемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 216 Трудового кодекса Российской Федерации). Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством, определяющим его статус, регулирует отношения в социально-экономической сфере (в том числе в области охраны труда); формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; принимает меры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность и др. (статьи 12, 13, 16 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 года (в ред. от 28.12.2010) № 2-ФКЗ). Основным федеральным органом исполнительной власти, который по поручению Правительства Российской Федерации управляет охраной труда, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. В управлении охраной труда участвуют министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Их полномочия в области охраны труда определяются положениями об этих органах. На территориях субъектов Российской Федерации государственное управление охраной труда осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (частью 4 статьи 216 Трудового кодекса Российской Федерации). Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяются региональными нормативными правовыми актами. Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 8 июня 2009 года № 149 функции управления охраной и условиями труда в республике возложены на Министерство труда Удмуртской Республики.

        Вопрос: как часто необходимо проводить специальную оценку условиям труда?

        Ответ: в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426 — ФЗ «О специальной оценке условий труда» — не реже одного раза в пять лет.

        Вопрос: Д олжен ли работодатель предоставлять гарантии и компенсации при выявлении вредных условий труда по результатам специальной оценки условий труда?

        Ответ: работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должны предоставляться следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени (статья 92 Трудового кодекса Российской Федерации), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (статья 117 Трудового кодекса Российской Федерации), повышенная оплата труда (статья 147 Трудового кодекса Российской Федерации).

        Данные компенсации устанавливаются трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

        Вопрос: в каких размерах устанавливаются гарантии и компенсации при выявлении вредных условий труда по результатам специальной оценки условий труда?

        Ответ : в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются следующие компенсации:

        сокращенная продолжительность рабочего времени — для работников условия труда на рабочих местах которых, по результатам специальной оценки условий труда, отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда — не более 36 часов в неделю;

        ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — для работников условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда, отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени или опасным условиям труда — не менее 7 календарных дней;

        повышенная оплата труда — для работников, занятых на работах на работах с вредными и (или) опасными условиями труда — не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

        Вопрос: в каком случае работодатель может отменить установленные компенсации?

        Ответ : в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

        mintrud.udmurt.ru