Понятие о собственности предприятия

10.1. Предприятие: понятие, признаки и виды

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятию присущи такие признаки, как организационное единство, имущественная обособленность.

В зависимости от формы собственности предприятия бывают: государственные (федеральные и субъектов РФ), муниципальные (районных, городских, поселковых, сельских и иных образований), частные, общественные, смешанных форм собственности.

В зависимости от организационно-правовой формы можно выделить: полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, открытые акционерные общества, закрытые акционерные общества, унитарные (государственные и муниципальные).

В зависимости от отраслевой специализации существуют предприятия: промышленные (заводы, фабрики, рудники, комбинаты и др.), агропромышленные (колхозы, фермерские хозяйства и др.), строительные (тресты, колонны, стройуправления и др.), транспортные (предприятия железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного, трубопроводного и других видов транспорта), связи (почтамты, телеграфы, узлы связи и др.), торговые (оптовые базы, магазины и др.), жилищно-коммунальные (жилищно-коммунальные управления и др.).

10.2. Правосубъектность предприятия: понятие и структура

Правосубъектность предприятия – способность быть субъектом права, в силу закона быть носителем субъектных прав и юридических обязанностей.

Предприятие обладает правоспособностью и дееспособностью (де-ликтоспособностью).

Правоспособность (ст. 49 ГК) возникает в момент создания (у государственных предприятий) или в момент государственной регистрации.

Правоспособность может быть ограничена лишь в случаях и порядке, установленных законом (п.

Прекращается она в момент завершения ликвидации предприятия и в момент внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Предприятие имеет права и несет юридические обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, осуществляет лицензируемые виды деятельности при наличии соответствующей лицензии (разрешения).

10.3. Государственная регистрация и органы предприятия

Документы, предоставляемые для государственной регистрации предприятия:

1) заявление о регистрации;

2) устав, утвержденный учредителем (учредителями);

3) решение о создании предприятия или договор учредителей;

4) документы, подтверждающие оплату не менее 50 % уставного капитала предприятия;

5) свидетельство об уплате государственной пошлины. Правоспособность предприятия реализуется через его органы, среди которых называют следующие.

Общее собрание членов (акционеров, участников и т. п.) – высший орган предприятия, решает все основополагающие вопросы деятельности предприятия: выбирает директоров, ревизоров, утверждает баланс, проект распределения прибыли, вносит изменения в устав и т. п.

Правление (директора, совет директоров) – исполнительный орган, выступает в обороте от имени предприятия, реально осуществляет руководство предприятием.

Ревизионная комиссия – контрольный орган, проверяет бухгалтерскую документацию, книги предприятия, бюджет, финансовый отчет предприятия.

Наблюдательный совет – сочетает в себе некоторые функции общего собрания, правления, контрольно-надзорного органа.

lawbook.online

1. ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ «ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ»

1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

Предприятие– это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

После государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом и может участвовать в хозяйственном обороте.

Предприятие обладает следующими признаками:

1) предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, которое обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия;

2) оно отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом;

3) предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами;

4) имеет право быть истцом и ответчиком в суде;

5) должно иметь самостоятельный баланс, законченную систему учета, своевременно представлять установленную государственными органами отчетность;

6) имеет расчетный и другие счета в банках;

7) должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Предприятие обладает производственно-техническим единством, организационно-административной и финансово-экономической самостоятельностью.

Производственно-техническое единство означает взаимосвязь отдельных стадий производственного процесса, в результате которого исходные материалы превращаются в готовую продукцию. Оно предопределяет единую систему технической документации, общую техническую политику, единую систему машин, наличие общих вспомогательных и обслуживающих подразделений.

Организационно-административная самостоятельность означает, что предприятие имеет единый коллектив, единую администрацию и обладает правом юридического лица.

Финансово-экономическая самостоятельность заключается в том, что предприятие организует свою деятельность на основе самоокупаемости и имеет единую законченную форму учета и отчетности.

Предприятия можно классифицировать по многим признакам.Наиболее существенны следующие факторы классификации предприятий:

— цель и характер деятельности,

1. По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.

2. В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:

— использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие),

— интенсивно использующие средства производства (фондоемкие),

— интенсивно использующие материалы (материалоемкие).

Для трудоемких предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень разделения труда. Разделение труда имеет позитивные и негативные последствия (см.табл.1.1).

Негативные последствия специализации и разделения труда привели к появлению концепций гуманизации труда, ограничения разделения труда, обогащения содержания трудовой деятельности, работы в группах.

Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления.

Использование способностей сотрудников. Лучшее использование машин. Использование преимуществ местоположения предприятия.

Рост производительности труда. Увеличение дохода.

Монотонная деятельность. Отчужденность и потеря смысла. Заболевания из-за односторонней загрузки.

Невысокая гибкость из-за узкой специализации. Отсутствие интереса к результатам совместной деятельности.

Технический прогресс ведет к специализации, механизации и автоматизации производства. Механизация предполагает замену ручного труда машинным. Автоматизация имеет место в случае использования вычислительной техники, для управления производственным процессом. При высокой степени механизации и автоматизации средств производства производственный процесс становится недостаточно гибким, возрастают издержки производства и предприятие вынуждено решать проблему наиболее эффективного использования средств производства.

Материалоемкие предприятия имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим предприятиям приходится решать задачу эффективного использования ресурсов и экологических проблемы, связанные с утилизацией отходов производства.

3. В соответствии с отраслевой принадлежностью предприятия подразделяются на:

1) промышленные предприятия, которые осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров;

2) строительные предприятия;

3) торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции;

4) банки, которые собирают финансовые средства и предоставляют кредиты;

5) транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств;

6) страховые организации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков;

7) предприятия в сфере услуг, например, гостиницы, турфирмы, консалтинговые фирмы и другие.

Наиболее удобным местоположением является такое, когда обеспечивается максимально возможная прибыль и рентабельность производства при прочих равных условиях. При этом нельзя забывать экологический принцип деятельности предприятия.

4. Выбор места расположения предприятия определяется на основе следующих критериев:

Ориентация на материалы — с целью снижения транспортных расходов на материалы, это особенно важно для материалоемких предприятий.

Ориентация на трудовые ресурсы — учитываются два обстоятельства:количество трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы.

Ориентация на продажу товаров и налоги — в случаях, когда в разных регионах действуют различные системы налогообложения, финансовой поддержки, налоговой политики. Предприятие располагается там, где эти условия наиболее выгодны.

Ориентация на транспортные средства — выбор такого места расположения, которое обеспечивает предприятию наиболее выгодные гарантированные транспортные услуги. Удобно располагать предприятия вблизи транспортных узлов (портов, аэропортов, автомагистралей).

Ориентация на источники энергии, что особенно важно для энергоемких предприятий. Однако в настоящее время это имеет не такое значение, как раньше, благодаря более широкому использованию электроэнергии.

Ориентация на окружающую среду имеет в последние годы все большее значение и делает невозможным строительство некоторых предприятий в определенных регионах из соображений экологической безопасности.

Ориентация на потребителя особенно важна для торговых предприятий.

Ориентация на особенности местности играет существенную роль для транспортных предприятий, которые должны учитывать особенности ландшафта и климата.

Ориентация на зарубежных партнеров — в случаях, когда предприятие непосредственно связано с зарубежными поставщиками или заказчиками.

5. Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.

В России установлены критерии отнесения к малым предприятиям (федеральный закон №209-ФЗ от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»):

а) для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных фондов не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

б) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать до 100 человек включительно – для малых предприятий, до 15 человек – для микропредприятий;

в) выручка от реализации товаров без НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 60 млн. руб. – для микропредприятий, 400 млн. руб. – для МП.

6. По назначению готовой продукции предприятия делятся на производящие средства производства и производящие предметы потребления.

7. По признаку технологической общности различают предприятие с непрерывным и дискретным процессами производства.

8. По специализации и масштабам производства однотипной продукции предприятия делятся на специализированные, диверсификационные и комбинированные.

9. По типам производственного процесса предприятия делятся на предприятия с единичным типом производства, серийным, массовым, опытным.

10. По формам собственности различают частные, государственные и смешанные предприятия.

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

www.aup.ru

ВИДЫ СОБСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Собственность — это принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собствен­ности.

Собственник — субъект собственности, физическое или юриди­ческое лицо, обладающее правом собственности, выступающий в роли владельца, распорядителя и использователя объекта собст­венности.

Предприятие — это самостоятельно хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий товары и оказываю­щий услуги. По виду собственности на средства производства предприятий и на производимую продукцию различают предпри­ятия, созданные на базе государственной, муниципальной, коллек­тивной и индивидуальной (частной), совместной и прочего вида собственности.

Государственная собственность предполагает наличие обще­ственной собственности, управляемой государственными федераль­ными либо региональными органами. Руководители этих предпри­ятий назначаются или нанимаются по контракту и являются дове­ренными лицами собственников данных предприятий.

Муниципальная собственность предполагает наличие общест­венной собственности в пределах границ конкретного муници­пального образования. Руководят этими предприятиями доверен­ные лица муниципальных органов власти, выражающих интересы населения этих муниципальных округов.

Муниципальные органы власти — это органы местного само­управления, обладающие правом принимать в рамках общих зако­нов обязательные для своего района решения, вводить местные на­логи и платежи, формировать и распределять местные бюджеты, осуществлять социальные меры, направленные на поддержку жи­телей района.

Коллективная собственность имеет свои разновидности. Это собственность, принадлежащая различным общественным или ре­лигиозным организациям либо состоящая из долей участников соз­дания данной собственности.

Современный экономический словарь. — М.: Инфра-М, 1998.

Предприятия, функционирующие на основе собственности, при­надлежащей общественным или религиозным организациям, явля­ются материальной и финансовой основой функционирования этих организаций. Управление такими предприятиями осуществляется доверенными лицами организаций-собственников.

Предприятие, функционирующее на основе долевой собствен­ности, сформированной долями физических и юридических лиц, управляется руководителями, выбранными участниками организа­ции данного коллективного предприятия. Причем количество голо­сов каждого участника определяется его долей в формировании средств производства. При фиксированно-равном финансовом уча­стии все участники располагают равными правами при выборе ру­ководящих органов предприятия.

Индивидуальная (частная) собственность предполагает предпри­ятия, основанные на частной собственности отдельного гражданина (или членов его семьи). Они функционируют на базе личных средств, лич­ного имущества, получаемых доходов и других законных источников.

Помимо этих основных разновидностей форм собственности определенную часть финансовой и материальной основы функцио­нирования коммерческих предприятий может составлять и собст­венность иностранных физических и юридических лиц. Такие совместно финансируемые предприятия создаются для объедине­ния усилий и кооперации деятельности предприятий, расположен­ных в разных странах, с целью более эффективного производства и сбыта производимых товаров и оказываемых услуг, а также с це­лью привлечения дополнительных инвестиций, необходимых для организации нового потенциального эффективного производства.

В числе прочих видов собственности, используемых для созда­ния новых и реконструкции действующих предприятий, можно от­метить собственность лиц без гражданства и полностью ино­странную собственность.

msd.com.ua

8.1. Понятие и виды предприятий и учреждений

8.1. Понятие и виды предприятий и учреждений

Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В зависимости от видов производства предприятия делятся на следующие три группы:

1. Производящие продукцию определенного вида (заводы, фабрики).

2. Производящие работы определенной направленности (строительство социально-культурных объектов, производственных корпусов, жилья, дорог и т.д.).

3. Оказывающие различные, в том числе и хозяйственные, услуги (магазины, дома быта, прачечные, станции технического обслуживания и т.д.).

В свою очередь, в каждой группе предприятий по видам производства осуществляется дальнейшее разделение их на более конкретные виды. Например, предприятия, которые производят продукцию, делятся на промышленные и сельскохозяйственные. Предприятия, производящие работы, делятся на строительные, проектные, изыскательные и др.

Предприятия, оказывающие хозяйственные услуги, делятся на транспортные, торговые, связи, бытового обслуживания населения и т.д.

В зависимости от формы собственности различают следующие предприятия:

1. Государственные (основанные на государственной собственности — федеральной или субъектов Российской Федерации).

2. Муниципальные (основанные на собственности органов местного самоуправления).

3. Кооперативные (основанные на собственности кооперативов различного вида).

4. Частные (основанные на частной собственности).

style=»text-align: justify;»>5. Предприятия, принадлежащие общественным объединениям и основанные на их собственности (например, типографии политических партий).

6. Смешанные (основанные на двух или более формах собственности).

По своему гражданско-правовому статусу различаются предприятия:

— товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью;

— акционерное общество и другие.

Особенностью унитарных предприятий является то, что их учредителями могут быть лишь органы государственной власти или муниципальные органы.

В случаях, предусмотренных законом, по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

Его устав утверждается Правительством Российской Федерации, а собственность по обязательствам кроме самого предприятия несет Российская Федерация.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных (например, административно-политических) функций некоммерческого характера . Оно может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение).

См.: пункт 1 статьи 120 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Такая же формулировка воспроизведена и в статье 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» // Российская газета. 2006. 8 ноября.

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера» .

См.: статья 9 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 145; 1998. N 48. Ст. 5849; 2002. N 10. Ст. 1093; N 52. Ст. 5141; 2006. N 3. Ст. 282; N 6. Ст. 636.

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные или муниципальные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения).

В зависимости от взятых за основу критериев учреждения также делятся на определенные виды. Например, по характеру своей деятельности они делятся на:

— учреждения социальной сферы (образовательные, культурные, социальной защиты, научные, здравоохранения и др.);

— внешнеполитические учреждения (системы МИД России — консульства, посольства, миссии);

— учреждения правоохранительных органов (высшие и средне специальные образовательные учреждения, научно-исследовательские и иные).

Учреждения также могут быть классифицированы по формам собственности и другим критериям.

Федеральным законом предусмотрено создание «Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта» автономных учреждений в форме некоммерческих организаций. Как на разновидность юридических лиц на них распространяется действие норм Гражданского кодекса Российской Федерации.

См.: Федеральный закон от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Российская газета. 2006. 8 ноября.

Органами автономного учреждения являются: наблюдательный совет, руководитель, общее собрание или конференция работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие. Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Наблюдательный совет создается не более чем на 5 лет в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В его состав входят представители учредителя, исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления. Кратность нахождения лиц в составе наблюдательного совета законодательством не ограничивается. В компетенцию наблюдательного совета входит широкий круг вопросов, предусматривающий рассмотрение целесообразности реализации поступающих предложений по организации работы автономного учреждения.

Руководитель автономного учреждения (директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель и т.д.) уполномочен решать вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения в определенных границах. От имени автономного учреждения руководитель действует без доверенности. Представляет интересы и совершает сделки от имени автономного учреждения. Утверждает штатное расписание. Контролирует документооборот. Издает «приказы и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения всеми работниками автономного учреждения».

В соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» Правительство Российской Федерации утвердило Порядок ведения соответствующего государственного реестра . В нем определены: состав сведений, вносимых в реестр; порядок внесения сведений в реестр и исключения сведений из реестра; предоставление сведений, содержащихся в реестре. За внесение сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций взимается плата в размере 1000 рублей, а за предоставление сведений, содержащихся в реестре, — 100 рублей для физических лиц и 300 рублей для юридических лиц.

См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 года N 724 «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций».

radnuk.info

Предприятие и собственность

Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, оказания услуг, выполнения работ в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Получается, что предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. Понятие «вышестоящей орган» исчезло из законодательного оборота. Собственник государственного имущества не вправе вмешиваться в деятельность предприятия после заключения с ним договора и утверждения устава.

В условиях командно-административной системы устав предприятия, хотя и определял его значительную самостоятельность, носил формальный характер. Собственник в лице министерства постоянно вмешивался в оперативное руководство предприятием. В условиях товарного рынка самостоятельным товаропроизводителем никто не может командовать, им управляет рынок. Предприятия могут добровольно объединяться на договорной основе, но вышестоящих административных органов над ними нет.

Характерными чертами предприятия являются, во-первых, производственно-техническое единство, выражающееся в общности процессов производства, во-вторых, организационное единство, выражающееся в наличии единого руководства, плана, в третьих, экономическая целостность, выражающаяся в единстве материальных, финансовых и технических ресурсов, а также экономических результатов работы.

Предприятие может состоять из однородных цехов или участков, из технологически различных цехов, в результате совместной деятельности которых выпускается продукция, выполняются работы, оказываются услуги. Важными признаками, объединяющими предприятие в единое целое, являются общее вспомогательное хозяйство и единая территория.

Основой деятельности каждого предприятия является производственный процесс, который представляет собой совокупность взаимосвязанных основных, обслуживающих и вспомогательных процессов труда, направленных на изготовление продукции, выполнение работ.

Основной процесс обычно состоит из заготовительной, обработочной и сборочной стадий.

На заготовительной стадии создаются заготовки (упаковки, отливки, штамповки из листа металла), подвергающиеся, как правило, дальнейшей обработке на этом же предприятии.

На обработочной стадии заготовки материалы подвергаются обработке, в результате которой они превращаются в готовые детали. Эта стадия производственного процесса происходит в механических, термических цехах.

Сборочная стадия – это процесс сборки деталей в узлы изделия, а затем сборка готовых изделий.

Под вспомогательными процессами (например, в машиностроении) понимаются следующие процессы: ремонт оборудования, зданий, сооружений; изготовление и ремонт технической оснастки; производство и передача энергии всех видов (электрической, тепловой, сжатого воздуха). Некоторые вспомогательные процессы могут состоять из трех стадий: заготовительной, обработочной и сборочной (например, процесс изготовления технологической оснастки).

К обслуживающим процессам относятся такие, которые связаны с обслуживанием основных и вспомогательных процессов, например складские работы, контрольные работы.

Весь производственный процесс разбивается на отдельные процессы, основной структурной единицей которых является операция. Операция представляет собой часть производственного процесса, выполняемую на одном рабочем месте без переналадки оборудования, как правило, одним рабочим. Операции делятся на основные и вспомогательные.

Рабочее место представляет собой часть производственной площади, оснащенную необходимым оборудованием и устройствами, где рабочие осуществляют определенные операции производственного процесса.

В условиях рыночных отношений важным становится вопрос о собственности. Понятие собственности определяется как система экономических отношений использования, владения и распоряжения имуществом. Трудовой коллектив – как правило, пользователь имущества; администрация реализует право владения имуществом. Вопросы купли-продажи имущества решаются его собственником – распорядителем имущества.

Только собственник имущества вправе создавать предприятия. Раньше таким правом пользовались министерства, ведомства, различные главные управления. С началом экономической реформы вместо министерств образовались концерны, ассоциации, объединения, которым Совет министров РФ тоже предоставлял право создавать предприятия, сдавать их в аренду, реорганизовывать. Все это в настоящее время отменено. Концерны, союзы, объединения могут создавать только предприятия, основанные на общей собственности участников, т. е. на основе негосударственной собственности, как правило, путем акционирования.

И сами госпредприятия не вправе создавать государственные предприятия. Российское законодательство не поощряет развитие госсобственности, оно ориентировано на развитие системы предприятий, основанных на частной собственности. На базе подразделений государственных предприятий могут создаваться акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, т. е. предприятия с негосударственной формой собственности. Чтобы создать государственное предприятие путем выделения его из действующего госпредприятия, нужно получить разрешение комитета по управлению госимуществом. Возбудить ходатайство о выделении может трудовой коллектив отделяющейся единицы.

Акционерное общество может создавать любое количество самостоятельных предприятий, наделять их имуществом, утверждать их устав, определять режим работы.

Все предприятия делятся на собственников и несобственников. Первая группа – это те предприятия, имущество которых находится в их собственности, и они могут делать со своим имуществом все, что не запрещено законом. Вторая группа – предприятия, которые пользуются имуществом, предоставленным им собственником. Такие предприятия ограничены в своей деятельности теми рамками, которые им установлены не только законом, но и собственником имущества через устав либо договор.

www.strategplann.ru