Изменения в законе об образовании с 1 сентября

В Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены поправки. Изменения с 1 сентября 2016 года

Президент РФ Владимир Путин подписал несколько законов о внесении поправок в Федеральный закон от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»

С 1 сентября 2016 года вступят в силу новые поправки в закон «Об Образовании». Что изменится и что ждет учащихся уже с нового учебного 2016-2017 года?

Президент РФ Владимир Путин подписал несколько законов о внесении поправок в Федеральный закон от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»:

1. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 312-ФЗ «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с ним изменились принципы получения социальной стипендии. Теперь она предназначена только студентам, которым фактически назначена государственная социальная помощь. Причем стипендия будет назначаться со дня представления в образовательную организацию документа о назначении этой помощи на один год с даты назначения помощи. Кроме того, в категорию получателей материальной поддержки теперь входят нуждающиеся аспиранты, ординаторы, ассистенты-стажеры и слушатели.

Этот Федеральный закон начинает действовать с 1 сентября 2016 г., но отдельные положения вступят в силу с 1 января 2017 г.

2. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Этот закон продлевает до 1 сентября 2018 г. действие разрешительных документов: лицензий на образовательную деятельность и свидетельств об аккредитации организаций Республики Крым.

3. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 308-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части особенностей проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность».

Внесенные в закон поправки продлевают еще на 2 года привилегированные условия поступления в вузы для крымских абитуриентов. Но с 2017 года для них будет отменено квотирование мест в вузах. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Закон гласит, что после 1 сентября года, предшествующего приему на обучение по программам бакалавриата и специалитета, Минобрнауки России не может менять порядок приема на обучение по указанным программам, а также перечень вступительных испытаний .

5. Федеральный закон от 3 июля 2016 года №313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Поправки в законы предусматривают, что господдержка будет предоставляться не только муниципальным организациям дополнительного образования, но и частным организациям, реализующим программы дополнительного образования для детей.

Изменения также коснутся педагогических работников, которые должны обучаться навыкам оказания первой помощи и знать порядок оказания первой медпомощи обучающимся.

6. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 302-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» .

Согласно поправкам в закон, теперь сертификат на материнский (семейный) капитал можно получить в форме электронного документа.

informatio.ru

Законы, вступающие в силу 1 сентября

Ряд положений Федерального закона от 28 декабря 2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Расширен перечень случаев исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) по решению регистрирующего органа. К примеру, юрлицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в случае невозможности его ликвидации из-за отсутствия средств на расходы, необходимые для этого, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников).

Кроме того, установлено, что срок ликвидации общества с ограниченной ответственностью не может превышать 1 год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, он может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на 6 месяцев.

Федеральный закон от 29 июля 2017 № 255-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Трудового кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

С 1 сентября 2017 года внесение изменений в Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) осуществляется только отдельными федеральными законами.

Положения, которые вносят изменения в ТК РФ, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

С 1 сентября 2017 года для будущих терапевтов и педиатров такая форма получения образования, как интернатура, отменяется. Напомним, что в прошлом году такая форма получения медобразования была упразднена для стоматологов и фармацевтов.

Ряд положений Федерального закона от 3 июля 2016 года №281-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статьи 5 и 38 Федерального закона «О рекламе»

Вводятся новые требования к рекламе на телевидении. В частности, в случае размещения рекламы на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), рекламодатели обязаны использовать эти данные в соответствии с договорами, заключенными ими с организациями, которые уполномочены Роскомнадзором на проведение указанных исследований.

Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 251-ФЗ «О внесении изменения в статью 393 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Копии обвинительного приговора будут направляться также в полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации. Это положение вводится в целях реализации механизма отмены решения о приобретении гражданства Российской Федерации, если лицо совершило преступление террористической или экстремистской направленности.

Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

С 1 сентября 2017 года лица, приобретающие гражданство либо восстанавливающие гражданство Российской Федерации будут приносить Присягу гражданина РФ.

От принесения присяги освобождаются несовершеннолетние, недееспособные или ограниченные в дееспособности, неспособные вследствие ограниченных возможностей здоровья прочитать или произнести текст присяги и/или собственноручно его подписать. Порядок принесения присяги устанавливается Президентом РФ.

Отказ от принесения Присяги является основанием для отмены решения о приобретении гражданства России.

Также предусмотрена возможность для граждан Украины приобрести российское гражданство в упрощённом порядке. Для этого при подаче заявления о выдаче вида на жительство надо предоставить нотариально заверенную копию об отказе от украинского гражданства.

Постановление Правительства РФ от 26 января 2017 года №88 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году»

С 1 сентября 2017 года стипендии будут проиндексированы с коэффициентом 1,054.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 2017 года № 846 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции»

На Роспотребнадзор, Россельхознадзор и их территориальные подразделения будут проводить государственный контроль за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза в отношении пищевой рыбной продукции и процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации такой продукции.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2017 года № 986 «О порядке осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части размещения средств федерального бюджета на банковских счетах в кредитных организациях и открытия счетов для осуществления таких операций»

Утверждены Правила осуществления операций по управлению остатками средств на едином счёте федерального бюджета в части размещения средств федерального бюджета на банковских счетах в кредитных организациях и открытия счетов для таких операций.

Установлены требования к кредитным организациям, в которых могут открываться банковские счета, порядок их открытия и порядок проведения операций по управлению остатками средств на едином счёте федерального бюджета.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 990 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 — 2025 годы»

Изменения, внесённые в федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы», корректируют механизм финансирования мероприятий по обеспечению функционирования сетей связи Курильских островов в единой сети электросвязи России и сроки их реализации.

Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы» была утверждена постановлением Правительства от 4 августа 2015 года.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2017 № 984 «О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе»

Снижены вывозные пошлины на необработанные шкуры, отходы и лом черных металлов, медь и медные сплавы.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2017 года.

www.pnp.ru

Изменения в образовании в учебном году 2017-2018: какие нововведения ждут школьников с 1 сентября

Предыдущий учебный год выдался богатым на идеи и инициативы в сфере образования. Разбираемся, какие изменения в образовании в учебном году 2017-2018 воплотятся в жизнь, а какие останутся существовать пока лишь на бумаге.

1. АСТРОНОМИЯ — ВО ВСЕХ ШКОЛАХ

Пожалуй, самое обсуждаемое нововведение этого года — возвращение астрономии в расписание школьников. На этом лично настояла министр образования и науки Ольга Васильева .

— Обязательный объем — не менее 35 часов, — уточнила министр. — А вот в 10-м или 11-м классе — это школа должна решать сама. Большая часть начнет вводить астрономию уже с первой четверти. Но можно будет начать преподавание и со следующего года — если, например, учителя еще не прошли курсы повышения квалификации.

Учебники по астрономии уже есть, а сам предмет добавлен во ФГОСы, так что административных преград для возвращения в школы науки о небесных телах нет. Директорам осталось лишь найти время в расписании старшеклассников и убедить их в нужности этого предмета — не секрет, что в старших классах многие дети забивают на все уроки, по которым не надо будет сдавать ЕГЭ , ради подготовки к единому экзамену.

2. НОВЫЙ РУССКИЙ

К слову, об экзаменах: на отмену ЕГЭ школьникам рассчитывать не приходится, а вот экзамен в девятом классе будет изменен. Прежде всего это касается ОГЭ по русскому языку — в него будет добавлена устная часть.

— Пока он пройдет в нескольких пилотных регионах, — рассказала Ольга Васильева. — А через год, думаю, его будут сдавать везде. Школьнику будет предложено прочитать небольшой рассказ. А потом — беседа по прочитанному тексту. Как ребенок рассуждает, какие мысли ему пришли в голову после прочтения рассказа. Узнал ли автора, читал ли его еще что-то, какие главные герои, если они тебе знакомы.

3. ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Тесты и проверки ждут не только учеников, но и учителей. По результатам оценки качества преподавания, проведенной Рос­обрнадзором в прошлом учебном году, многие педагоги сами путаются в том предмете, который преподают!

— Некоторая доля учителей по русскому языку, литературе и математике показывает невысокие результаты выполнения стандартных заданий, — рассказывает глава Рособрнадзора Сергей Кравцов . — Например, 10 процентов учителей испытывают дефицит знаний русского языка и грамматики, а 24,2 процента учителей математики не смогли решить уравнение.

Пилотная модель оценки учителей пока пройдет в 13 субъектах на базе региональных центров повышения квалификации. Оценивать педагогов будут по нескольким критериям — это знание предмета и методики его преподавания, а также ведение урока. По результатам проверки учитель сможет пройти переподготовку именно в тех пунктах, где у него обнаружились проблемы.

4. КРУЖКИ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ

С нового учебного года любой школьник с 5-го по 9-й класс сможет заняться изучением робототехники в рамках специального факультатива. Дети освоят компьютерную терминологию, познакомятся с видами и механизмами устройств, а также с основными принципами их работы. Кроме того, в рамках проекта по информатизации школ многие учебные учреждения оснастят специальными 3D-принтерами, так что недостающие компоненты школьники смогут напечатать себе самостоятельно.

5. СТИПЕНДИИ ПОДНИМУТ

Изменения коснутся и студенческих стипендий. Во-первых, они станут немного больше — в следующем году прирост составит 5,9 процента. Напомним, сейчас минимальная стипендия студента вуза составляет 1340 рублей, для учащихся колледжей и техникумов — 487 рублей, для аспирантов — 2637 рублей. Кроме того, студенты могут претендовать на повышенную стипендию за особые успехи в учебе или научные достижения.

А вот получить социальную стипендию от университета станет сложнее. С 1 января получить выплаты от вуза смогут только те студенты, кому уже назначена государственная социальная помощь. Это учащиеся из малоимущих семей и инвалиды. Стипендия будет назначаться на один год.

6. СТАНЕТ БОЛЬШЕ ПСИХОЛОГОВ

В этом году всеобщее внимание привлекли сразу несколько подростковых суицидов. О причинах и последствиях можно спорить до посинения, но ясно одно — проблем удалось бы избежать, если бы на ребят вовремя обратили внимание специалисты.

— К сожалению, те дети, которые оказались в настолько сложной ситуации, не попадают в поле зрения психологов, — сообщила вице-премьер Ольга Голодец. — Сегодня психологи в школах чаще всего ориентированы на детей в трудных жизненных ситуациях, то есть детей, которые живут в неблагополучных семьях. Но скрытое неблагополучие, дискомфорт, отсутствие внимания к ребенку, дефицит у родителей времени на ребенка приводит к гораздо более сложным последствиям. Поэтому даны поручения по проработке всей психологической службы в школах — ее необходимо реорганизовать и усилить в ней профессиональное начало.

Так что в следующем году школам придется расширить штат психологов, чтобы они смогли более прицельно заниматься с детьми.

7. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Основам экономики и финансовой грамотности начнут учить уже с детского сада. Малышам расскажут, как расплачиваться в магазине, научат считать сдачу и отличать банкноты банка России от других валют. Предполагается, что к концу 2018 года занятия по финансовой грамотности появятся уже в 2 с половиной тысячах дошкольных учреждений.

ЧТО ОСТАНЕТСЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ

— Уроки по православию останутся по выбору. В Российской академии образования сообщили, что предмет этот факультативный и в обязательную программу включать его не будут.

— Электронные учебники все еще проходят апробацию, и до полного отказа от бумажных пособий нам еще далеко.

— Третий обязательный ЕГЭ пока находится в стадии обсуждения, и в этом учебном году его ждать точно не стоит.

m.kp.ru

Расписание на понедельник

Работа над этим документом велась почти четыре года. В том числе по нему прошли общественные обсуждения, и любой заинтересованный мог высказать в Cети свое мнение.

Что меняется после принятия нового закона? Исчезают ПТУ и колледжи, дающие уровень начального профобразования, а среднее профобразование теперь предлагает два вида программ — подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

В законе четко разъяснено, что такое «семейное образование» и «семейные детские сады». А тем семьям, которые учат детей дома, положена компенсация некоторых расходов.

Дошкольное образование по новому закону становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральным государственным стандартом, который уже принят и опубликован на сайте минобрнауки.

При этом дошкольное образование отделено от «ухода и присмотра» за детьми. Такое уточнение расширит возможности негосударственных детских садов и частных детсадовских групп.

В законе вводится новое понятие «безопасность школьной среды». Спецшколам и учебным заведениям, дающим одновременно и среднее образование, и профессию, разрешено отбирать по конкурсу одаренных детей. А при выпуске разрешено выдавать одновременно и аттестат, и диплом о профобразовании.

Новый закон гарантирует учителям зарплату , не менее средней по региону, сельским педагогам — сохранение льгот по оплате ЖКХ. Закон обещает: закрыть сельскую школу можно лишь после одобрения сельского схода. Если селяне возражают, местные власти обязаны сделать все возможное, чтобы сохранить школу.

Серьезные изменения ожидают аспирантуру. Она становится отдельным уровнем образования. Значит, изменятся условия и организация приема, появятся новые образовательные программы и промежуточные экзамены.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы такие учебные заведения, где они «без дискриминации» могли бы получить качественное образование.

Отдельным пунктом прописано понятие «инклюзивного образования». Это уточнение позволит регионам принимать решения по дополнительному финансированию детских садов, школ и колледжей, которые предлагают такие программы детям, страдающим тяжелыми недугами.

По мнению директоров школ, где есть инклюзивные программы, финансирование на одного ребенка с особыми образовательными потребностями, должно быть в 2-3 раза выше, чем на остальных учеников.

После вступления в силу Закона «Об образовании в РФ» поменяются правила зачисления в вузы. Если прежде основной льготой было зачисление вне конкурса, то сейчас льготникам предлагается обучение на бесплатных отделениях вуза. Причем бесплатно учиться за счет бюджета можно будет только один раз.

Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Впрочем, исключение сделано для некоторых программ. Проект закрепляет высокий статус МГУ и СПбГУ, которым дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты.

Все вузы, и государственные и частные, должны участвовать в мониторинге качества образования, результаты которого будут открыты и размещены в Интернете. И если для первого мониторинга свои данные представили только несколько десятков частных вузов, то сейчас в нем будут обязаны участвовать абсолютно все негосударственные вузы .

— не менее 5 вузов войдут в топ-100 мировых рейтингов

— 30 процентов студентов будут обучаться по приоритетным направлениям

— 25 процентов колледжей и вузов станут приспособленными для учебы инвалидов

rg.ru

Новые условия для образования

  • Матулевич Владимир | эксперт журнала «Юридический справочник руководителя»
  • С 1 сентября 2013 года начнет действовать (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ). После его вступления в силу автоматически прекращает действовать целый ряд основополагающих нормативных правовых документов об образовании, принятых еще в 70–90 гг. прошлого века. Выясним, что нового приготовили законодатели и как это повлияет на будущие кадры.

    Модернизация пришла в образование

    На сегодняшний день общая проблема законодательства в области образования – его недостаточная четкость, а в ряде случаев и противоречивость используемого понятийного аппарата. Дело в том, что действующее законодательство в области образования (в первую очередь – Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании») практически не содержит определений используемых терминов, а если и содержит, то они не всегда соответствуют современным требованиям. Это относится, например, к определению самого понятия «образование»: сейчас оно фактически ограничивает данную сферу рамками стандартизированного или цензового (уровневого) образования. Тем самым в стороне остаются дошкольное, начальное общее и дополнительное образование, которые вообще не являются уровнями образования в соответствии с нормой п. 5 ст. 27 старого закона. Новый закон исправил это недоразумение.

    Закон № 273-ФЗ представляет собой единый интегрированный базовый законодательный акт в сфере образования. Его авторы указывают, что он разработан с целью комплексной модернизации всего законодательства об образовании в соответствии с общими направлениями социально-экономического развития страны и мировых тенденций развития образования.

    Важно, что в новом законе сохранены базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством об образовании. Прежде всего в части государственных гарантий реализации образовательных прав, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, правовых гарантий доступности и качества образования, управления образованием на государственно-общественных началах.

    Что вошло в закон

    В основу Закона № 273-ФЗ легли принципы, которые были разработаны и апробированы еще в ходе реализации памятного всем Приоритетного национального проекта «Образование». Среди них:

    • открытость образования внешним запросам;
    • применение проектных методов;
    • конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике;
    • адресность инструментов ресурсной поддержки;
    • комплексный характер принимаемых решений.
    • В ст. 70 нового закона нашли отражение результаты многолетнего опыта применения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) как формы государственной (итоговой) аттестации обучающихся и в то же время как формы вступительных испытаний по соответствующим предметам.

      Считается, что действующая сегодня система ЕГЭ показала свою эффективность и востребованность, хотя пока находится в стадии развития и далека от совершенства.

      В ст. 12 Закона № 273-ФЗ также нашли отражение практические результаты введения в систему образования федеральных государственных образовательных стандартов. Напомним, что они являются основным критерием объективной оценки качества образования (независимо от формы обучения).

      Новый закон сохранил такие категории вузов, как «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет». Одновременно закреплено, что подобные вузы, а также МГУ и СПбГУ могут разрабатывать и реализовывать собственные образовательные программы.

      Кроме этого, Закон № 273-ФЗ учитывает опыт реализации механизмов государственно-частного партнерства в образовании – поддержки профессиональной школы со стороны бизнеса и работодателей.

      Важные изменения

      В плане глобальных изменений ожидается следующее. Во-первых, полномочие местных властей в части обеспечения государственных гарантий получения общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях передано на уровень выше – соответствующим органам государственной власти субъектов РФ. И это понятно, поскольку для местных бюджетов это всегда было непосильной ношей из-за их патологической дефицитности и дотационности.

      Во-вторых, установлена обязанность региональных властей обеспечивать (а фактически – увеличить) уровень средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) и другую работу.

      Также предусмотрено увеличение стипендий по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции. Вдобавок введена новая форма государственной стипендии студентам – социальная; регламентирован порядок ее назначения.

      Среднее профессиональное образование будет включать в себя и программы подготовки специалистов среднего звена, и программы подготовки квалифицированных рабочих (в настоящее время это только программы начального профессионального образования).

      Расширяется видовое разнообразие образовательных программ. Оно имеет целью обеспечить мобильность и гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда. Так, помимо основной программы профессиональной подготовки вводятся программы повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям. Более того, законодательную регламентацию получили учебные центры профессиональной квалификации (ч. 6 ст. 73 Закона № 273-ФЗ). Предусмотрено, что они могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

      Кроме того, впервые на законодательном уровне закреплены особенности организации получения образования:

    • лицами с выдающимися способностями (правда, какие способности считать таковыми, закон не поясняет);
    • иностранцами и лицами без гражданства;
    • осужденными к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей;
    • в определенных сферах деятельности (оборона, безопасность, обеспечение законности и правопорядка, медицина и фармацевтика, искусство, физическая культура и спорт, транспорт).
    • И чтобы держать руку на пульсе, законодатели предусмотрели, что Правительство РФ будет ежегодно представлять Федеральному Собранию доклад о реализации государственной политики в области образования.

      Образование «поделили»

      Статья 72 Конституции РФ относит общие вопросы образования к совместному ведению федерального центра и субъектов РФ. Проблема в том, что на практике было не ясно, что считать «общими вопросами» и как делить полномочия. В прежнем законе об образовании этот вопрос урегулирован лишь общими нормами. Теперь же в ст. 6–9 Закона № 273-ФЗ подробно перечислены полномочия каждого уровня власти в сфере образования, вплоть до местных администраций.

      Например, полномочие подтверждать документы об образовании и (или) о квалификации закреплено за региональными властями.

      Разобрали «по понятиям»

      Новый закон составлен более продуманно и четко структурирован. В отличие от прежнего документа, он содержит перечень основных понятий и раскрывает их.

      Так, с более «творческим» подходом дано само понятие образования. Если ранее было указано, что образование сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), то теперь это «… совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

      Общий посыл такой (это видно и из других положений нового закона), что в триаду «человек – общество – государство» в контексте образования законодатели вклинили и семью, дабы поддержать основной курс государства.

      Также даны понятия воспитания, обучения, образовательного стандарта, образовательной программы, общего и профессионального образования, дополнительного образования, образовательной деятельности, педагогического работника, учебного плана, профиля образования, средств обучения и воспитания, инклюзивного образования (учет индивидуальных потребностей и возможностей), присмотра и ухода за детьми и др.

      Кстати, понятие «инклюзивного образования» в российском законодательстве появилось впервые.

      На заметку при работе с кадрами

      Целесообразно привести некоторые понятия целиком, поскольку впоследствии их удобно использовать при разработке кадрово-стажерской политики и соответствующей документации:

    • уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
    • квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
    • профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
    • практика – вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
    • качество образования – характеристика образовательной деятельности и подготовки, выражающая степень соответствия образовательным стандартам, государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого они осуществляются, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
    • Кто образовывает и кто обучает

      Закон № 273-ФЗ выделяет три типа организаций – образовательные, обучающие и ведущие образовательную деятельность.

      К первой категории относятся некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности и в соответствии с целями создания.

      Обучающие организации могут быть как некоммерческими, так и коммерческими. При этом образовательная деятельность для них – дополнительный вид деятельности. То есть по сути законодатели вовлекают в образовательную деятельность организации, не имеющие такого профиля.

      Наконец, третий тип – организации, осуществляющие образовательную деятельность, – это первый и второй типы, вместе взятые. Причем в ряде случаев к ним приравнены индивидуальные предприниматели. Этому посвящена отдельная ст. 32 Закона.

      Попутно скажем, что к участникам отношений в сфере образования Закон № 273-ФЗ отнес, помимо прочих, работодателей и их объединения.

      Новый закон об образовании распространяет свое действие на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории России, включая иностранные.

      Узнают все

      Явно положительным является то, что новый закон предусматривает открытость образовательных организаций. Во-первых, это проявляется в участии заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении организацией и оценке эффективности образовательной деятельности. Во-вторых, открытость проявляется в том, что каждая образовательная организация должна:

    • иметь свой сайт в Интернете;
    • размещать обязательную информацию, доступную для потребителей образовательных услуг (родителей, обучающихся, воспитанников).
    • Советы детей и родителей

      Закон № 273-ФЗ допускает участие обучающихся и родителей (законных представителей) в управлении образовательной организацией. Это происходит путем создания советов самих обучающихся и советов родителей, законных представителей (ст. 26).

      Названные представительные органы необходимы, в частности, для учета мнения входящих в них лиц в случае принятия образовательной организацией локального нормативного акта, затрагивающего права и законные интересы участников образовательного процесса.

      Помимо этого, впервые на законодательном уровне предусмотрено создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

      Особый статус педагогов

      Значительное внимание в Законе № 273-ФЗ уделено закреплению правового статуса основных субъектов образовательных отношений – педагогических работников, обучающихся и образовательных организаций. Более того, впервые на законодательном уровне признается особый статус педагогических работников в обществе, вводятся обязательства по созданию условий для осуществления их профессиональной деятельности (ст. 47).

      В указанной статье перечислены довольно обширные, так называемые академические права и свободы педагогов, а также их трудовые права и социальные гарантии.

      «Принципиальные» вопросы

      Количество и содержание принципов образования заметно расширилось, в том числе за счет развития современных технологий и постановки перед государством новых задач.

      Например, введен такой принцип, как создание благоприятных условий для интеграции российской системы образования с системами образования других стран. Более обстоятельно раскрыт принцип свободы выбора получения образования в зависимости от склонностей и потребностей. Педагогам предоставлено право свободного выбора форм и методов обучения (воспитания).

      Установлены принципы информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций.

      Интересно, что одной из основных задач правового регулирования отношений в сфере образования названо создание условий для получения российского образования иностранцами и лицами без гражданства. Помимо этого, сгенерирован общий принцип: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем Законом № 273-ФЗ, применяются правила международного договора.

      Новое наполнение образовательной системы

      Структура системы образования (ст. 10 Закона № 273-ФЗ) теперь представлена не так абстрактно, как это было прежде. В старом законе указано на некие «преемственные образовательные программы» и «сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций». И ни слова об участниках системы.

      Отныне четко указано, что система образования включает:

    • федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
    • организации, осуществляющие образовательную деятельность;
    • органы государственного управления в сфере образования и соответствующие органы местного самоуправления (вдобавок созданные ими консультативные, совещательные и иные органы);
    • независимые организации, обеспечивающие образовательную деятельность посредством оценки качества образования (в том числе они определяют достоверность публикуемой информации о качестве образования, его соответствии ожиданиям заказчиков и потребителей образовательных услуг);
    • объединения юридических лиц, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
    • Немаловажно, что в эту систему добавлены ее непосредственные и опосредованные участники – педагоги, обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, а также работодатели и их объединения.

      Ближе к международным стандартам

      Новый закон подразделяет образование на общее, профессиональное, дополнительное, а также профессиональное обучение. Сразу обратим внимание на три важных момента:

    • термин «высшее профессиональное образование» заменен на «высшее образование» (это сделано, чтобы привести терминологию в соответствие со ст. 43 Конституции РФ);
    • уровни образования приведены в соответствие с Конституцией РФ, Болонской декларацией (Совместная декларация министров образования Европы, г. Болонья, 19.06.1999) и Международной стандартной классификацией образования (принята на 35-й сессии Международной конференции по образованию (Женева, 27 августа – 4 сентября 1975 г.));
    • в перечень уровней образования введено дошкольное образование как уровень общего.
    • Уровни и виды (подвиды) образования представим в таблице.

      Уровни, виды и подвиды образования

      Заметим, что подготовка кадров высшей квалификации – это новый законодательно установленный уровень высшего образования. К нему отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры и ассистентуры-стажировки.

      Вообще, введение подготовки кадров высшей квалификации как самостоятельного уровня высшего образования соответствует принятой в большинстве стран Международной стандартной классификации образования.

      В перечне отсутствует такая форма самостоятельной научно-исследовательской деятельности, как докторантура. Дело в том, что теперь она рассматривается как форма подготовки научных кадров. Поэтому ее вывели из перечня образовательных программ и уровней образования. Отныне ее будет регулировать не законодательство об образовании, а законодательство о науке и государственной научно-технической политике.

      Образовательный процесс на новый лад

      Помимо основных образовательных программ, выделены и дополнительные. Они имеют разную направленность и сложность с учетом возраста, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.

      Особое внимание в Законе № 273-ФЗ уделено более объективным и современным подходам к образовательному процессу. Среди них:

    • кредитно-модульная система;
    • система зачетных единиц;
    • сетевое взаимодействие при реализации образовательных программ (например, зачет результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях);
    • дистанционное обучение;
    • интегрированные образовательные программы;
    • использование образовательных и информационных ресурсов.
    • Иными словами, обучающимся предоставляется возможность выбора:

    • различных учебных курсов в самом образовательном учреждении или вне его с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
    • электронных и (или) печатных образовательных ресурсов.
    • Впервые на законодательном уровне особое внимание уделено правовой регламентации экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

      Экстернат уже не тот

      В новом законе уточнены формы получения образования: это, как и прежде, очная, очно-заочная и заочная. А вот экстернат рассматривается не как форма получения образования, а как инструмент, обеспечивающий возможность прохождения лицами, получившими образование вне образовательных организаций, промежуточной и итоговой государственной аттестации в аккредитованных образовательных организациях, а также возможность получения документа об образовании. Этим весь экстернат и ограничивается.

      Как вузы будут внедрять свои разработки

      В отдельную ст. 103 выделены особенности создания образовательными организациями высшего образования (бюджетными и автономными учреждениями) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств. Их деятельность должна заключаться в практическом применении (внедрении) различных результатов интеллектуальной деятельности – программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат вузам.

      Примечательно, что вузы вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества (партнерства). При этом минимальный размер доли участия вуза в уставном капитале созданного общества не установлен. То есть частный бизнес может «вливаться» в этот процесс практически без ограничений.

      За свой счет

      В Законе № 273-ФЗ прописано право образовательных организаций вести деятельность за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Соответствующий доход можно использовать только на уставные цели. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, которую финансирует бюджет.

      Образовательным организациям предоставлено право вести деятельность за счет средств физических и юридических лиц, не предусмотренную государственным (муниципальным) заданием или соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат. При этом установлено, что условия оказания одних и тех же услуг должны быть одинаковыми.

      О бесплатном образовании

      Часть 3 ст. 5 Закона № 273-ФЗ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования. И даже бесплатность впервые получаемого высшего образования, но только на конкурсной основе.

      И вроде бы все осталось как раньше. Однако загвоздка в том, какой набор предметов и дисциплин включен (будет включен) в государственные стандарты образования. Напомним, что именно они являются основным критерием объективной оценки качества образования.

      По новому закону федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают сроки получения образования с учетом формы обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

      Также новый закон урегулировал вопросы назначения и выплаты стипендий (ст. 36), предоставления мест в общежитиях, обеспечения учебниками, питанием, обмундированием, вопросы транспортного обслуживания (ст. 35, 37–40).

      За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов таких документов плата не взимается. На это прямо указано в ч. 16 ст. 60 Закона № 273-ФЗ.

      Кредит на образование

      В Законе № 273-ФЗ есть нормы о предоставлении гражданам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам, соответствующих кредитов (ст. 104). Предполагается, что Правительство РФ примет документ, который будет регламентировать условия, размеры и порядок предоставления таких кредитов в рамках их поддержки государством.

      В частности, предусмотрено два вида образовательных кредитов:

    • основной (на оплату обучения полностью или частично);
    • сопутствующий (на оплату проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и других бытовых нужд в период обучения).

    В целом новый закон создает правовые условия для обновления и развития российской системы образования, включая усовершенствование ее экономической составляющей, повышение конкурентоспособности и эффективности.

    Закон № 273-ФЗ носит стратегический и системный характер, ориентирован на длительную перспективу. По сути, он всесторонне охватывает всю отрасль образования. В связи с этим имейте в виду, что с 1 сентября 2013 года утратит силу не только старый Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», но и Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

    www.delo-press.ru