Социальный истоки преступления

Социальные, психологические и нравственные истоки теории Раскольникова

Роман «Преступление и наказание» является вершиной творчества одного из самых ярких и талантливых прозаиков XIX в. Ф.М. Достоевский, создавая это произведение, затронул весьма актуальные для общества того времени темы, которые не утратили своей остроты и сегодня. В одном из писем автор упоминал о природе этого романа как об исследовании современных ему процессов, происходящих в обществе. Он упоминает студента, который под влиянием определенных обстоятельств создал свою собственную теорию, позволяющую одним людям властвовать над другими. Это противоречило принципам самого писателя, поэтому одной из основных задач, стоявших перед автором, было описание и развенчание теории Раскольникова.

Конечно, Достоевского интересовали причины, которые побуждали многих молодых людей на такой своего рода бунт. И в первую очередь он выделяет социальные истоки подобных теорий.

С самых первых страниц автор фокусирует внимание читателя на бедственном положении самого Раскольникова и его семьи. Крайняя бедность главного героя изображается путем описания его маленькой комнатушки с ободранными обоями и рассохшимся диваном, его изношенного костюма, которому негде и не на что найти замену. В письме матери Раскольникова хотя и звучат некие оптимистические мотивы, но читателю нетрудно догадаться, что материальное положение семьи Родиона даже хуже, чем его собственное. Особенно автор акцентирует внимание на том факте, что Пульхерия Александровна вместе с письмом высылает сыну последние гроши, а ее дочка идет на сознательную жертву, выходя замуж за презираемого ею богача Лужина. Это письмо глубоко возмутило душу Раскольникова. Он больше не в силах терпеть незаслуженные страдания и окончательно решается на убийство, чтобы раздобыть средства и. лишив жизни «бесполезное существо», подарить жизнь себе и своей семье. Отсюда вытекает индивидуальный аспект теории Раскольникова.

Но не менее сильное влияние на него оказывает и постоянное наблюдение страданий и нищеты окружающих. Родион хочет помочь не только себе, но и людям вокруг. Так начинала рождаться его теория.

Полностью она сформировалась благодаря резкому критическому отношению Раскольникова к существующему порядку. Юноше кажется несправедливым то, что он живет впроголодь, страдая неизвестно за что вместе с другими людьми, в то время как жалкая старушонка, не нужная никому, высасывает соки из других, не имея никаких материальных проблем. Эта социальная несправедливость окончательно укрепляет Раскольникова в его решении убить это бесполезное существ, переступить черту и стать великим человеком, помогая нуждающимся.

Однако е менее важны и психологические мотивы. Они кроются в личности самого Раскольникова.

Это сострадательный от природы человек. С самого детства Родион искренне жалел всех незаслуженно «обиженных и оскорбленных». Это подтверждают и слова его матери, и сон, в котором он вновь переживает смерть крестьянской лошаденки, зверски убитой у него на глазах. Эти детские впечатления наложили глубокий отпечаток на его характер.

Вообще, герой, выбранный Достоевским, необычен. Помимо того, что у него сложный характер, он еще и чрезвычайно молод. Автор неспроста выбрал именно этот период, ведь в молодости у человека крайне неустойчивая психика, а особенно у таких людей, как Раскольников. Неспроста Порфирий Петрович отмечает эту черту в характере Родиона и поясняет, что в молодости все особенно озабочены социальными проблемами.

Далее Порфирий говорит о том, что молодость – это бурный период, за время которого человек успевает создать несколько теорий. Вообще, в этом эпизоде Порфирий, видимо, выражает мысли и чувства самого автора. Достоевский не критикует Раскольникова за попытку создания какой-то теории, статья Родиона, первая проба пера, тоже не вызывает у него резкого протеста, ведь в то время это было модно, молодежь увлекалась публицистикой. По мнению Достоевского, Раскольников заслуживает наказания за то, что осмелился на практике воплотить теорию.

Итак, автор осуждает своего героя, но он ясно видит причины, побудившие молодого человека пойти на преступление. Это в том числе и увлечение великими деятелями истории. Хотя Раскольников и приводит Наполеона и других как пример сильных личностей, способных «переступить черту», понятно, что он очень самолюбив и в глубине души мечтает стать великим человеком. Первым это заметил Порфирий Петрович, а уж потом признал сам Родион. Он стремится самоутвердиться, поэтому решает пойти на убийство, поэтому считает себя «имеющим право» (или хочет себя считать таковым в угоду своему самолюбию) и в таком тоне позволяет себе говорить с Сонечкой, Разумихиным, Заметовым, Лужиным.

Нравственные истоки теории Достоевский выделяет особо. Он всегда подчеркивал, что «Преступление и наказание» не совсем психологический роман, а скорее нравственно-философский.

В то же время это полемичное произведение. Достоевский считал своей главной целью показать болезнь века – падение нравов. Не случайны частые сравнения Раскольникова с Печориным в критике, ведь Родион – тоже типичный герой своего времени. Писатель считал, что именно из-за падения нравов появляются подобные теории. Вполне прозрачен намек на то, что это только начало апокалипсиса, а моровая язва – возможное продолжение. Достоевский пытается предостеречь людей, основываясь на собственном опыте, пройдя через испытания, весьма похожие на испытания Раскольникова.

По мнению автора, одна из основных причин этого падения – то, что люди забыли бога. В романе звучит протест против социалистических идей о ненужности бога, против узурпации его права. В противовес этим идеям поставлено мировоззрение Сонечки Мармеладовой, которая является идеалом Достоевского. В ней воплотились кротость, чуткость, смирение и любовь к ближнему. Именно эти качества Сони помогли Раскольникову вернуться к жизни, она стала его путеводной звездой. В финале романа автор окончательно доказывает несостоятельность теории Раскольникова, но это не снимает острых проблем, которые спровоцировали ее появление.

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В центре внимания Ф. М. Достоевского — страшная действи­тельность России середины XIX века, с ее нищетой, бесправием, угнетением, подавлением, растлением личности, задыхающейся от сознания своего бессилия и бунтующей. Таким героем в романе «Преступление и наказание» является Ракольников.

Провидчески предугадал великий писатель появление бунтарс­ких идей, взрывающих старые представления и нормы поведения людей. Такой была идея, которую в долгих муках выносил Рас­кольников. Его задача — встать над миром, добиться «власти над всем людским муравейником». «Тварь ли я дрожащая» или «право имею» — такова мучительная дилемма, стоящая перед героем. Убий­ство старухи-процентщицы становится способом разрешения всех противоречий.

Каковы же социальные истоки такого образа мыслей? Достоев­ский, представляя своего героя, сразу, на первой странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек выходит не из ком­наты, а из коморки, которую в дальнейшем автор сравнивает с шка­фом, сундуком, фобом, описывает ее убожество, подчеркивая край­нюю нищету ее обитателя: «он был задавлен бедностью», как пи­шет Достоевский.

Об истоках бунта Раскольникова в символической форме рас­сказывает сон о забитой лошади, который он видит перед пре­ступлением. Во-первых, этот протест против убийства, бессмыс­ленной жестокости, сочувствия чужой боли. Все это свидетель­ствует о тонкой, ранимой душе героя. Во-вторых, сон восприни­мается как сражение существующих порядков. Несправедлива жизнь, фуба, жестока, ее хозяева-седоки погоняют несчастных забитых кляч.

Философию Раскольникова автор прямо соотносит с деятель­ностью Наполеона. Именно в нем часть молодежи начала XX века находила пример яркой личности, поднявшейся из низов к верши­нам власти. «Я хотел. Наполеоном сделаться», — говорит Расколь­ников Соне. Наполеон близок Раскольникову способностью идти по трупам своих соплеменников ради самоутверждения. Кроме того, у философии Раскольникова есть источник и более близкий. Силь­ная натура героя с молодой нетерпеливостью ринулась в крайность офицания, ибо надо было «сейчас же, и поскорее» решиться «хоть на что-нибудь». Разум Раскольникова офицает безобразное уст­ройство человеческих отношений, а заодно и все другие стороны жизни. Он готов счесть «подлецами» весь род человеческий и исхо­дя из этого совершать свои поступки.

Да, это нигилизм, но даже не в базаровских размерах, а в самом крайнем своем развитии, нигилизм фагический. В офицании Рас кольников идет до последней точки — до решения совершить по­ступок наделе, а не на словах офицающий эту жизнь.

Идея, ложная в своей основе, развенчивается изнутри — через сфадания несчастного. Раскольников понимает, что путем преступ­ления ничего нельзя изменить. Роман написан так, что все собы­тия не только поражают читателя, но и убеждают своей большой и фагической правдой.

sochineniya.info

Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В одном из своих лучших романов — “Преступление и наказание” — Федор Михайлович Достоевский ставит множество вопросов, ответы на которые он ищет, анализируя преступление, совершенное главным героем, и его последствия. Автор вкладывает в произведение глубочайший философский, социальный и религиозный смысл. И, чтобы понять его, нужно прежде разобраться в причинах преступления Родиона Раскольникова. Но необходимо четко различать смысл и мотивы совершенного главным героем убийства. Вот, например, в чем отличие социальных мотивов от социального смысла преступления Раскольникова. Социальные мотивы — это невыносимые условия жизни, в которые попал главный герой, и мучительное сознание того, что не только он, но и тысячи других людей неизбежно обречены на раннюю смерть от голода и болезней, нищету и бесправие. Это общество, социум, который окружает юношу, отчасти и толкает его на убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны. На ее деньги Раскольников хотел помочь бедным людям, “устроить сотни, тысячи добрых дел и начинаний”. Это — один из мотивов преступления — мотив социальный. А в чем же тогда социальный смысл преступления? Он в том, что человек, пойдя против совести и совершив преступление, уже не может жить как прежде в человеческом обществе. Поступок против совести без покаяния и искупления вины раз и навсегда, “как ножницами”, отделяет личность от общества. Что и было с Раскольниковым до того, как он сознался и принял страдания для освобождения от своего греха.
Общество отвергло Раскольникова — это ясно и из того, как к нему относились каторжники в Сибири. Но они не принимали юношу не потому, что он убийца. Ведь на каждом из них лежало бремя тяжкого преступления. Каторжники видели, что Раскольников не считает их достойными общения, что он вознес себя на невидимый пьедестал, с которого 334
презрительно оглядывает других. Но почему он так возвысил себя над окружающими? Причина в его теории, созданной и выстраданной им системы идей, которая во многом и стала главной причиной преступления. Согласно теории, Раскольников делит всех людей на два разряда: одни (их большинство) молчаливо и покорно подчиняются установленным порядкам, никогда не восставая против него, а другие — “необыкновенные люди” (Наполеоны и Магометы) — смело восставали против существующего строя, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Раскольников решил, что должен доказать себе и другим, что он не “тварь дрожащая”, а прирожденный “властелин судьбы”. Убийство Алены Ивановны Родион рассматривает как эксперимент. Эта теория и есть философский мотив преступления. Всем своим произведением Достоевский опровергает идею Раскольникова.
Автор начинает опровержение с того, что Родиону не удался эксперимент над собой, он не смог без угрызений совести переступить через кровь, даже “гадкой, никому не нужной старушонки”. Раскольников приходит к выводу, что раз он не смог, он не Наполеон. Но и не “тварь дрожащая”. Кто же тогда? Вот первый аргумент против его теории: ни одного человека нельзя однозначно отнести к “властелинам судьбы” или к “тварям дрожащим”.
Раскольникова начинают терзать угрызения совести (отражением этого можно считать и сны Родиона). Герой неверно полагает, что эти муки — признак душевной слабости и трусости, недостойный истинных “двигателей истории”. Но он никак не хочет разувериться в своей теории, хотя она явно противоречит его гуманной сущности. Раскольников продолжает считать свои идеи правильными, только он, к сожалению, не относится к “право имеющим”. Отвергает свою теорию Родион лишь на каторге, когда юноша тесно сходится с простыми людьми и особенно с Сонечкой Мармеладовой. Раскольников начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим.
Религиозный же смысл преступления в том, что Родион Раскольников нарушил две главные заповеди: “не убий” и “не возгордись”. Автор на примере своего героя показывает в романе, чем может обернуться это преступление. Гордыня всегда считалась одним из самых страшных грехов и каралась сурово — полным одиночеством. А покушение на человеческую жизнь каралось людьми смертью физической, а Богом — смертью духовной. И только страдания во имя искупления этих страшных грехов, искреннее раскаяние могли спасти несчастных грешников. Тогда даруется им духовное возрождение, а, значит, и душевный покой.
Итак, философские, религиозные и социальные идеи автора слились в одной мысли: все люди одинаковы — нет высших и низших. Любой из нас может достичь счастья, покоя и духовной гармонии, если никогда не пойдет против своей совести и общечеловеческих законов.

20866 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

В чем противоречия теории Раскольникова? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Как в романе развенчивается теория Раскольникова? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Тема падения и духовного возрождения человека в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Человеческое всегда неизбежно должно восторжествовать (по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского)
Теория Раскольникова и её последствия (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

www.litra.ru

Социальные, философские и психологические мотивы преступления Раскольникова

(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», написанный в 1866 г., затрагивает сложные социальные, философские, морально-этические проблемы, которые волновали писателя не один год.

Уже само название заставляет задуматься: почему Ф. Достоевский так назвал этот роман? Первое слово понятно: Раскольников совершил преступление — убил двух женщин. А «наказание»? В чем оно? Наказание — это осознание самим Раскольниковым губительности теории «сильной личности», оправдывающей право убивать. И вместе с этим осознанием — муки совести за содеянное. Убив старуху и ее сестру, он убил часть самого себя. И в этом, я думаю, психологическая коллизия романа.

Что же превратило Родиона Раскольникова в преступника? Что стало мотивом его преступления? Деньги, попытка устроить свою жизнь и облегчить жизнь близких ему людей? Или же созданная им теория и стремление доказать правильность ее на практике, проверить самого себя: может ли он «преступить закон» и на этом основании считать себя личностью «необыкновенной»? Так в судьбе Раскольникова тесно переплелись социальные, философские и психологические проблемы романа.

Что же сформировало эту теорию, послужило ее основой? Часть ответа на этот вопрос мы находим на первых страницах романа. Родион Раскольников беден, его подавляет эта бедность, чуть ли не нищета. Его жизнь в тесной каморке, где низкие потолки и тесные комнаты «душу и ум теснят», невыносима. Она особенно невыносима для человека, у которого есть чувство собственного достоинства, который мнит себя «высшим существом», способным стоять над людьми и законом. Для осуществления эгоистических мечтаний не хватает малого — денег. У Раскольникова их нет. А совсем рядом — у старушки-процентщицы — лежат деньги, которые ничего не стоит взять. Правда, при этом нужно убить. Но разве он человека убьет Нет, он убьет никому не нужное, вредное существо, недостойное жить на свете. В этом ужасная суть теории Раскольникова: убить, разрешить себе убить «по совести». И оправдание этому он находит в том, что, забрав деньги, он сможет помочь матери и сестре. На примере семьи Мармеладовых он видит, что безысходная бедность ведет человека к моральному преступлению против самого себя. Нищета ставит дилемму: нарушить нравственность — преступно, не нарушить — тоже преступно по отношению к близким. Узнав о судьбе Сонечки, за счет «падения» которой выживает семья и пьет ее отец, Раскольников думает: «Ко всему-то подлец человек привыкает!» Так логика жизни вступает в противоречие с нравственными законами и служит оправданием любого преступления.

Сама идея Раскольникова предполагает выживание и возвышение за счет других. Он, поделив человечество на два разряда — высших и низших, наделив первых правом убивать, убирать со своего пути тех, кто мешает, пытается понять, к какой категории принадлежит он сам. Раскольников наделяет себя правом убивать, причисляя себя к Наполеонам, оправдывая себя тем, что по их вине погибли тысячи, а он-то покушается на жизнь всего одного человека ради, как ему думается, благополучия многих. Он идет с топором к старухе, сомневаясь и не веря до последнего момента в то, что он «это» совершит. Даже самому себе он не хочет признаться, что идет убивать, чтобы проверить действенность своей теории и узнать про себя — «тварь» ли он «дрожащая» или «право имеет». Он поймет это позже, осознает и скажет Соне: «Я просто убил; для себя убил, для себя одного…» К нему приходит страшная правда: да, он смог переступить через кровь, но убив, он убил самого себя: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку». Вот это уничтожение самого себя заставляет его вновь и вновь мысленно переживать убийство, вызывает муки совести. Совершив убийство, он не смог переступить через самого себя, через свою «натуру», через понимание того, что он преступник. Раскольников не чувствует себя победителем, он не обрел успокоения и счастья, поступив по праву «необыкновенных людей». А это значит, что его теория о праве сильного на преступление потерпела крушение, а сам он, как и любой другой человек, не имеет права убить человека. Божий закон «Не убий!» сильнее всех теорий. Не случайно поэтому именно к Сонечке приходит Раскольников с раскаянием и именно она советует ему просить прощения у всего мира. Автор наказывает своего героя по законам совести, доброты и морали. Не случайно поэтому наказание по юридическим законам, суд над Раскольниковым и все последовавшее за ним занимает в романе совсем немного места. Для Достоевского важнее суд совести.

Одинок ли Раскольников в идее сильной личности? Достоевский, будучи мастером социально-психологического романа, создает образы «двойников» главного героя: расчетливого дельца-предпринимателя Лужина и циничного авантюриста с садистскими наклонностями Свидригайлова. Их поступки и образ жизни есть лишь социальные варианты доведенной до логического завершения идеи сильной личности, стоящей над людьми и имеющей над всеми власть. Экономическая теория Лужина способна, по зрелому размышлению, привести к теории Раскольникова, а ее дальнейшее развитие приводит к «свидригайловщине», к утрате различия между добром и злом, к полнейшему нравственному разложению личности и ее гибели. Этим Достоевский хотел показать губительность идеи Раскольникова для общества и личности.

school-essay.ru

Каковы философские и социальные истоки преступления Раскольникова в романе Преступление и Наказание

Любое преступление – это не только нарушение законов того или иного государства, это, в первую очередь, пренебрежение всяческими морально-нравственными нормами и вообще природой человека как компонента живой оболочки Земли. Тысячи людей умирают постоянно от болезней, несчастных случаев да и просто от старости. Это закономерность, естественный отбор; так нужно. Но преступление (в данном случае под словом «преступление» подразумевается убийство) нельзя считать частью необходимого, ибо оно – мотивированное злодеяние, направленное против жизни в целом. Именно поэтому определение истоков преступления Раскольникова, главного героя романа Ф. М. Достоевского, — важнейшая тема анализа произведения.

Конец девятнадцатого века. Российское образованное общество, а уж тем более студенчество, полно революционных идей. То там, то здесь, как огоньки, возникают и собираются в большой костер различные идеи (нигилизма, анархизма, социализма и так далее) . Молодой Раскольников, хоть и не общается напрямую с членами революционных группировок, подсознательно воспринимает мысль о том, что можно одним ударом сделать что-то грандиозное, которое поможет впоследствии обществу.

Однако изначально роман «Преступление и наказание» задумывался Ф. М. Достоевским как своеобразный протест революционерам, так как, по словам критика Г. Фридлендера, писатель не верил в «возможность действенной, революционной борьбы с основами классового общества и государства…» . Поэтому не стоит серьезно думать о витающих в воздухе идеях как об одном из мотивов преступления нашего героя.

Далее. Письмо матери Родиона. «Молишься ли ты богу, Родя, по-прежнему и веришь и в благость творца и искупителя нашего? » — спрашивает Пульхерия Александровна своего сына. Но Раскольников не молится Богу, он уже давно потерял веру. позже он скажет Сонечке Мармеладовой, которую выбрал для своего признания в грехе: «Да, может, и бога-то совсем нет» .

Как известно, Ф. М. Достоевский огромную роль в создании своих героев уделял вере. По соображениям писателя, безверный человек – потерянная душа. Выходит, безверный Раскольников потерян для этого мира и отсутствие у него духовного пристанища – одно из звеньев в цепочке мотивов преступления.

к пониманию преступления.. .

преступление Смешалось все давным-давно в природе. \ Сместилось в жизни, спуталось в уме. \ Не разобрать — кто беден, кто богат, \ Кто перед кем и кто в чем виноват, \ И вообще, что значит преступленье? Лидия Червинская
ПРЕСТУПЛЕНИЕ Движение. Две точки. Пустота. \ Пока выводят бога из машины, \ \ актер изображает преступленье, \ известное любому гражданину\ не только среди храмовых Афин, \ не только по гекзаметрам Гомера, \ не только: Каменеет океан. Игорь Винов Из книги «Танец без теней 2002 Анатомия круга
ПРЕСТУПЛЕНИЕ Кто ночью черною скрывал\ Перед тобой ад преступленья\ И муку совести? — Ты нес\ Ужасным словом приговора Семье своей кинжал позора\ И деве милой море слез! Александр Вельтман 18..Беглец\ПОВЕСТЬ
ПРЕСТУПЛЕНИЕ В тот стан или в другой сын Ромула строптивый, \ Ворвавшись яростно с победой злочестивой, \ Явит свое чело, покрытое стыдом, \ И, кровью сограждан омыт, в свой внидет дом, —\ Когда Катон был с ним, Катону осужденье! \ О боги! —нет!. . да прочь отыдет преступленье \ От доблести сея, не знающей укор! Федор Иванов 1812 РАЗГОВОР KATОHA С БРУТОМ\Из Лукановой «Фарсалии»)

ПРЕСТУПЛЕНИЕ — Готова ли ты на преступление? Девушка потупила голову.. . — И на преступление готова. Голос не тотчас возобновил свои вопросы. — Знаешь ли ты, — заговорил он, наконец, — что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь? — Знаю и это. И все-таки я хочу войти. — Войди! Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею. — Дура! — проскрежетал кто-то сзади. — Святая! — принеслось откуда-то в ответ. Иван Тургенев Май 1878
ПРЕСТУПЛЕНИЕ Здесь в комнате свершилось преступленье. \ Вот в чем оно. Под небом благодатным \ Есть женщина, которая умна, \ Кротка, добра, как ангел. Бог ее, \ Казалося, для счастья создал. Муж \ У ней добряк-работник. Оба вместе, \ Без ропота, без зависти и желчи, \ Ярмо свое житейское тянули. Сергей Дуров 1864 ПОСМЕРТНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ \ИЗ В. ГЮГО
преступление Кто же вас гонит: судьбы ли решение? \ Зависть ли тайная? злоба ль открытая? \ Или на вас тяготит преступление? \ Или друзей клевета ядовитая? Михаил Лермонтов ТУЧИ
ПРЕСТУПЛЕНИЕ Что делаю? в душе невольное волненье! \ Не угрызения ль?. . родит их преступленье, \ Но небо ведает, как чуждо мне оно. -\ Так успокоимся. (Ко входящей Фани) Всё ль, \ Фани, свершено? Вольтер 1759 Перевод Николая Гнедича 1809 ТАНКРЕД\Трагедия
ПРЕСТУПЛЕНИЕ Я о давнем речь веду\ Преступленье, что третий век\ Все свежо, хоть была тогда\ Кара быстрой. Ведь Аполлон\ Трижды Лаию посылал\ В храме Дельфийском, где Пуп Земли, \ Вещее слово: город спасет, \ Если бездетным закончит жизнь. Эсхил. Перевод С

otvet.mail.ru