Кто имеет право изъять ружье

Изъятие оружия — порядок и основания

Порядок проведения следственных осмотров для фиксации факта нарушения правил хранения и/или использования оружия четко прописан в действующем законодательстве. Ознакомиться с соответствующими положениями вы можете в статье 27 ФЗ «Об оружии».

Кем имеет право изымать оружие?

Осмотр фиксация и изъятие огнестрельного оружия может осуществляться:

  • органами внутренних дел;
  • органами государственного надзора за соблюдением требований охотминимума;
  • таможенными органами.
  • Рассмотрим подробнее причины изъятия в каждом случае.

    Главные основания для изъятия оружия органами внутренних дел

    Представители органов внутренних дел могут иметь следующие основания для изъятия оружия:

  • отсутствие разрешений и лицензий, которые по закону должны быть;
  • аннулирование действовавших ранее разрешительных документов;
  • нарушение правил оборота оружия (экспонирования, учета, ношения, перевозки, передачи, покупки и выполнения других действий), установленными законодательством РФ;
  • выявление переделанного или самодельного оружия, патронов к нему (если при переделке были изменены баллистические и другие технические характеристики);
  • смерть собственника оружия до решения вопроса с наследованием (это касается и гражданского, и боевого или служебного оружия);
  • ликвидации юрлица владельца оружия.

В каких случаях огнестрельное оружие изымается органами, контролирующими соблюдением правил охоты?

Органами, которые осуществляют государственный надзор за соблюдением правил охоты, рыбалки и за охраной природных ресурсов в целом, изъятие оружия за административные правонарушения в установленном законом порядке – то есть за не соблюдение действующих требований (заведомо либо по незнанию). После изъятия оно передается в органы внутренних дел. Посмотреть порядок изъятия охотничьего оружия вы можете также в ст. 27 ФЗ «Об оружии».

Другие основания для конфискации огнестрела

Представители таможенных органов имеют право изымать оружие в предусмотренных Таможенным кодексом случаях. Также уполномоченные лица могут делать это в ряде других ситуаций, прописанных в законодательстве РФ.

Зачем нужен протокол?

Протокол изъятия оружия составляется при каждом зафиксированном факте правонарушения. Обязательно должен быть подготовлен также акт проверки объекта либо рапорт о проверке владельца оружия. Данные документы подаются руководству органа внутренних дел, чтобы оно приняло дальнейшее решение о том, что делать с оружием и какую ответственность следует наложить на правонарушителя.

После изъятия

Изъятие огнестрельного оружия в КОАП (КОАП – это Кодекс об Административных Правонарушениях) предполагает его передачу в дежурную часть органа внутренних дел. Далее оружие с патронами направляется на экспертизу, после которой реализуется новому владельцу (физическому или юридическому лицу) либо уничтожается. Если служебное или гражданское оружие, которое было изъято о физического либо юридического лица, является технически пригодным для дальнейшей эксплуатации, его реализуют в соответствие с действующими законодательными требованиями РФ (ст. 27 ФЗ «Об оружии»).

ru-biss.ru

Изъятие ружья: правомерность или самодеятельность?

Итак, сезон весенней охоты начался. Как всегда, перед открытием в редакцию поступил ряд вопросов правового характера, на которые мы и постараемся ответить в этом номере.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ

Когда сотрудники охотнадзора имеют право изъять у охотника ружье?

Я всегда считал, что в угодьях во время охоты у гражданина можно забрать оружие только в двух случаях: если нет разрешения на его хранение и ношение и если охота производится в заповеднике или заказнике.

Но в угодьях при нарушении правил охоты отбирают ружья и у тех, у кого есть указанные разрешения. Законно ли это?

Законно. Согласно статье 27. 10 «Изъятие вещей и документов» Кодекса РФ об административных правонарушениях охотничье ружье, явившееся орудием совершения административного правонарушения, у охотника может быть изъято.

С юридической точки зрения «изъятие ружья представляет собой принудительную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, направленную на сбор вещественных доказательств по данным делам, а также на недопущение продолжения использования орудий совершения или предметов административного правонарушения в противоправных целях» (Научно-практический комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях, подготовленный коллективом практических и научных работников под общей редакцией директора Департамента Минюста России заслуженного юриста Е.Н. Сидоренко, Издательство «Проспект», Москва, 2006).

Другими словами, отобранное ружье служит доказательством при рассмотрении административного дела о нарушении правил охоты и не дает возможности продолжать охотиться дальше. Должностные лица, осуществляя изъятие оружия, должны соблюсти следующие формальности.

Об изъятии охотничьих ружей составляется отдельный протокол, причем обязательно в присутствии двух понятых. В протоколе указываются сведения о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, иных идентификационных признаках оружия (например, о имеющихся дефектах: вмятинах, трещинах и т. п.), о виде и количестве боевых припасов.

Протокол подписывается должностным лицом, понятыми, и его копия вручается нарушителю. В случае отказа лица, у которого изъято оружие, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Нелишне будет напомнить и о наказаниях, которыми может подвергнуться охотник. Это – наложение штрафа в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией охотничьего ружья или без таковой или лишение права охоты до двух лет (ст. 8. 37 КоАП РФ). Конфискация ружей и патронов не применяется к охотникам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Обязательно следует пояснить, что охота в заказниках и заповедниках однозначно расценивается как преступление, и лицо, его совершившее, привлекается к уголовной ответственности по статье 258 «Незаконная охота» Уголовного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах оружие обязательно изымается уже в силу Уголовно-процессуального кодекса РФ. Таким образом, независимо от того, где незаконно охотился гражданин – в заказнике, в заповеднике или в охотничьих угодьях, – ружье у него может быть изъято.

ВОПРОС ВТОРОЙ

Охотник нарушает правила охоты (охотится вне сроков). Имеет при себе разрешение на хранение и ношение оружия. Могут ли изъять ружье в этом случае?

Могут. В законе не предусмотрена какая-либо градация или шкала, по которой в зависимости от степени нарушения правил охоты в одних случаях оружие могут изъять, а в других случаях не могут. Например, убил охотник одного гуся или нескольких.

Хотелось бы предостеречь охотников от необдуманных действий, усиливающих их административную ответственность. Многие жизненные обстоятельства могут влиять на тяжесть совершенного административного правонарушения.

Если охотник будет находиться на охоте в состоянии опьянения, будет оказывать неповиновение законным требованиям должностных лиц и если его в течение года уже задерживали за нарушение правил охоты, то ружье уж точно отберут. Перечень этих обстоятельств является исчерпывающим и предусмотрен статьей 4. 3 КоАП РФ.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, являются:

– продолжение противоправного поведения, несмотря на требование прекратить его;

– повторное совершение однородного правонарушения, если за свершение первого правонарушения лицо подвергалось наказанию, по которому не истек годичный срок;

– совершение правонарушения группой лиц;

– совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

– совершение правонарушения в состоянии опьянения.

ВОПРОС ТРЕТИЙ

Может ли изъять ружье егерь общества охотников, который проводит проверку вместе с работником милиции?

Нет, не может. Оружие могут изъять только соответствующие должностные лица. Как правило, это сотрудники внутренних дел и охотнадзора. При задержании браконьеров егеря в необходимых случаях привлекаются только в качестве понятых.

Поэтому советуем очень внимательно отнестись к тому, кто проводит проверку. Попросить предъявить документы. По возможности записать должности, фамилии, имена и отчества проверяющих лиц. Помните, что в протокол о нарушении вами правил охоты вы имеете право внести свои замечания и объяснения, которые прилагаются к протоколу.

В дальнейшем это может сыграть важную роль в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении.

ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ

Считается ли охотой нахождение охотника в угодьях с зачехленным ружьем?

Да, считается. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием в собранном виде (в том числе и зачехленным) приравнивается к охоте (п. 10, п. 11 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548; ч. 2, п. 1 Типовых правил охоты в РСФСР, утвержденных приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 4 января 1988 г.).

Все перечисленные документы не отменены и действуют. В определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2003 г. указывалось, что в соответствии с Положением об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР «. нахождение в охотничьих угодьях с оружием приравнивается к охоте».

При этом не конкретизировано, в каком именно виде должно находиться оружие: зачехленном или ином. Согласно Типовым правилам охоты в РСФСР «. нахождение в охотничьих угодьях с огнестрельным оружием или с охотничьим оружием в собранном виде на дорогах общего пользования приравнивается к производству охоты».

Поэтому нахождение в охотничьих угодьях с оружием, независимо от наличия чехла, приравнивается к охоте (Бюллетень Верховного Суда РФ № 5, 2004 г., стр. 14).

www.ohotniki.ru

Так уж сложилось, что российских охотников интересует не только сам процесс охоты, но и, что немаловажно, — их права при взаимодействии с различными контролирующими органами и должностными лицами, в том числе, с государственными охотинспекторами и егерями.

Пребывание охотников в охотничьих угодьях регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире.

Законы, регулирующие процесс охоты:

  1. Лесной Кодекс РФ;
  2. Уголовный Кодекс РФ;
  3. Кодекс об Административных правонарушениях;
  4. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире»;
  5. Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 18 «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты»;
  6. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1289 «О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» ;
  7. Приказ Минсельхоза РФ от 12 марта 2009 г. N 97 «Об утверждении формы путевки (разрешения) на добывание объектов животного мира в целях любительской и спортивной охоты»;
  8. Приказ Минприроды России от 27 ноября 2008 г. N 315 «Об утверждении Положения о выдаче именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на особо охраняемых природных территориях федерального значения»;
  9. Приказ Минсельхозпрода РФ от 25 мая 1998 г. N 302 «О выдаче удостоверений на право охоты»;
  10. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Пока не действует. Вступает в силу с 1 апреля 2010 г., за исключением некоторых пунктов, которые вступают в силу с 1 июля 2011 г.)

Охотиться могут граждане Российской Федерации, получившие охотничий билет в установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации порядке.

Охотничий билет является удостоверением на право охоты.

Выдачу охотничьих билетов осуществляет Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхозпрода России и его территориальные подразделения. Охотничий билет выдается после сдачи испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием. Государственная пошлина уплачивается до выдачи удостоверения на право охоты.

Охотничий билет выдается по месту постоянного жительства сроком на 5 лет и подлежит обязательной ежегодной регистрации в органах, выдавших его, до 31 марта. Без отметки о регистрации охотничий билет признается недействительным. Охот.билеты на право охоты с огнестрельным оружием выдаются гражданам Российской Федерации, достигшим 18-летнего возраста.

Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 18 «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» (с изменениями от 25 февраля 2009 г.) утверждено, что:

до 1 июля 2011 г. разрешена любительская и спортивная охота гражданами, имеющими членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями в установленном порядке, в том числе членские охотничьи билеты, выданные ранее.

По истечении срока действия охотничий билет подлежит замене. Основанием для замены является заявление установленной формы и имеющийся охотничий билет. Заявление о замене охотничьего билета подается за 30 дней до истечения срока его действия. Новый охотничий билет выдается в течение 30 дней со дня подачи заявления.

При перемене места жительства охотник должен сняться с учета в организации, выдавшей билет, и в двухнедельный срок встать на учет по новому месту постоянного жительства.

Основанием для выдачи охотничьего билета служит заявление по установленной форме и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации (паспорт).

ПРИМЕР ЗАЯВЛЕНИЯ НА ВЫДАЧУ ОХОТ.БИЛЕТА ГОС.ОБРАЗЦА:

Начальнику _______________________________
(наименование госохоторгана)
от_______________________________________
_________________________________________
(дата рождения)
проживающего по адресу: __________________
(почтовый адрес)
________________________________________

Заявление

Прошу допустить меня к сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием для получения охотничьего билета.

Подпись заявителя _______________
«________» __________________ года

Во время охоты, при транспортировке продукции охоты, продаже или сдаче ее заготовительным организациям охотник обязан предъявлять охотничий билет по требованию должностных лиц органов управления охотничьим хозяйством, государственных инспекторов охраны природы, лесной и рыбной охраны, охраны особо охраняемых природных территорий, сотрудников МВД, работников охотничьих хозяйств и общественных охотинспекторов.


Любительская и спортивная охота ведется в соответствии с путевкой (разрешением), выдаваемой:

  • Общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами — для охоты в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется этими общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами;
  • Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, — для охоты в иных охотничьих угодьях.
  • Охота, не требующая лицензии, производится на основании охотничьего билета, с соблюдением норм, квот и лимитов добывания объектов животного мира, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в сроки добывания объектов животного мира, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 18.


    Нарушение правил охоты:
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права охоты на срок до двух лет; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой. (Статья 8.37. КоАП)

    Незаконная охота
    — с причинением крупного ущерба или
    — с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей или
    — в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена или
    — на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации:

    наказывается штрафом до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев (Статья 258 УК РФ).

    Для начала, пожалуй, стоит пояснить, что егерь — это должность.

    Егерь может работать как в лесхозе (территориальном органе Федерального органа управления лесным хозяйством), так и в охотхозяйстве (частном охотничьем предприятии). Соответственно, один егерь будет должностным лицом со всеми соответствующими правами и обязанностями, а другой — обычным наемным работником.

    Права егеря — сотрудника лесхоза (и иного территориального органа Федерального органа управления лесным хозяйством)


    www.sevprostor.ru

    Кто имеет право изъять ружье

    Если они спрашивают «есть незаконное оружие или наркотики?»
    А у меня в салоне есть законное оружие. Получается что правильно просто ответить «нет» без развернутого ответа о том что оружие есть но оно не незаконное? Или нужно обязательно пояснить что оружие есть?

    И если потом вдруг СП скажет что не применял «незаконное» к слову «оружие», и что мол получается я соврал, то предусмотрено ли за это какое-то наказание?

    Вопрос чисто теоретический, т.к. на самом деле не собираюсь так отнекиваться. Просто интересно с точки зрения закона.

    А просто интересно: как часто ДПС-ов интересует хоть что-то выше их сферы деятельности? Операции я не рассматриваю. Просто обычные дежурства

    Меня другое интересует: всякий ли полицейский и на каком основании может потребовать передать ему оружие для проверки? Закон о полиции — слишком невнятно.

    «Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
    4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.»

    Личный досмотр на каком основании? Косо взглянул? Или проинформировал, что ружьё транспортирую?

    мне понравился логичный ответ De Niro:

    6.5.2. Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а при наличии данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при ОТСУТСТВИИ ДАННЫХ О НАЛИЧИИ ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ИХ НОШЕНИЯ И ХРАНЕНИЯ (пункт 2 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции»).

    Следовательно, показав лицензию (разрешение), мы подтверждаем законность ношения и хранения своего оружия. В этом случае требовать отдать им в руки наше оружие (изъять его) СМ не имеет права.»

    forum.guns.ru

    За что могут изъять или аннулировать лицензию на оружие?

    Лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае:

    1) добровольного отказа от указанных лицензии и (или) разрешения, либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника оружия;

    2) вынесения судебного решения о лишении гражданина соответствующего специального права, об аннулировании лицензии и (или) разрешения;

    3) возникновения предусмотренных настоящим Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения;

    4) аннулирования охотничьего билета в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (в отношении охотничьего оружия).

    В случаях выявления нарушения гражданином установленных настоящим Федеральным законом и соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации правил хранения, ношения, уничтожения, изготовления, продажи, передачи, перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки гражданином оружия выданные ему лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение или хранение и ношение оружия временно изымаются органом внутренних дел до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    В случае аннулирования лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение, хранение и ношение оружия гражданин вправе повторно обратиться за их получением по истечении одного года со дня окончания срока наложения административного наказания в виде лишения права на приобретение оружия либо права на хранение или хранение и ношение оружия или со дня устранения обстоятельств, исключающих в соответствии с настоящим Федеральным законом возможность получения таких лицензии и (или) разрешения.

    В случае добровольного отказа от лицензии и (или) разрешения сроки повторного обращения за их получением не устанавливаются.

    18.xn--b1aew.xn--p1ai