Законы развития науки и техники

История развития и законы техники как основа техниковедения Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Дятчин Николай Иванович

В качестве базы техниковедения приведена разработанная автором система технико-исторических исследований. Основой системы является научный комплекс, объединяющий историю развития и законы техники . История развития техники представляет три последовательных иерархически связанных этапа: собирательный, интерпретационный и законотворческий. В свою очередь, законы техники делятся на три группы, отражающие строение, функционирование и развитие техники , ее объектов и систем.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Дятчин Николай Иванович,

As base tekhnikovedeniya it is resulted, developed by the author, system of tehniko-historical researches. A system basis is the scientific complex uniting history of development and laws technicians. The history of development of technics represents three consecutive hierarchically connected stages: collective, интерпретационный and legislative. And technics laws share on three groups reflecting a structure, functioning and development of technics, its objects and systems.

Текст научной работы на тему «История развития и законы техники как основа техниковедения»

2011 История №2(14)

IV. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ЗАКОНЫ ТЕХНИКИ КАК ОСНОВА ТЕХНИКОВЕДЕНИЯ

В качестве базы техниковедения приведена разработанная автором система технико-исторических исследований. Основой системы является научный комплекс, объединяющий историю развития и законы техники. История развития техники представляет три последовательных иерархически связанных этапа: собирательный, интерпретационный и законотворческий. В свою очередь, законы техники делятся на три группы, отражающие строение, функционирование и развитие техники, ее объектов и систем.

Ключевые слова: история, техника, закон, техниковедение.

С.С. Мелещенко в свое время утверждал: «Техника в ее целостности может и должна стать объектом специальной отрасли знаний, которую, вероятно, можно назвать техниковедением, по аналогии с науковедением» [1. С. 3]. Затем Б.И. Иванов и В.В. Чешев уточнили: «Предметом техниковедения является не просто реальный процесс движения техники как целостной системы, а процесс, взятый в ее взаимосвязи с техническими науками, закономерностями их структуры, функционирования и развития» [2. С. 238]. Но названная так учеными-философами по аналогии с науковедением, эта метанаучная дисциплина, крайне необходимая для сферы технического образования, развития инженерного творчества и научно-технического прогресса в целом, так до настоящего времени и не сложилась. Для становления техниковедения потребовались не только философские изыскания, но и глубокий технико-исто-рический системный анализ развития и современного состояния техники, проблем строения, функционирования и развития ее объектов и систем.

Принципиальной основой техниковедения могла бы стать представленная на рис. 1 модель научного комплекса «История развития и законы техники», базовыми и взаимосвязанными компонентами которой являются: «История развития техники» и «Законы техники». Связующим звеном в представленной системе является со стороны «Истории техники» законотворческий этап, а со стороны «Законов техники» в качестве результата законотворческого исследования — законы развития техники (3), связанные с законами ее строения (4) и функционирования (5).

В основу же «Истории развития техники» и системы технико-исторических исследований был положен принцип трехуровневого исследования, выдвинутый в форме доктрины [3. С. 110] известным историком техники проф. И.Я. Конфедерато-вым [4]. В наглядной форме эта доктрина отражена представленной на рис. 2 моделью и может быть сформулирована в качестве «закона техникоисторических исследований» в следующем виде: «Технико-историческое исследование, как и всякое другое серьезное научное изыскание, представляет иерархическую систему, включающую три взаимосвязанных этапа в последовательности от низшего уровня к высшему: 1 — фактологический (начальный), 2 — интерпретационный (промежуточный), 3 — теоретический (завершающий). При этом каждому из выделенных этапов соответствует свой условный уровень научной значимости: 1 — хронологический или собирательный (нижний), 2 — аналитический (средний), 3 — научный (верхний, высший)».

Рис. 1. Модель научного комплекса «История развития и законы техники»:

1 — фактологический этап; 2 — интерпретационный этап; 3 — законотворческий этап, законы развития техники; 4 — законы строения техники; 5 — законы функционирования техники

В представленной иерархической системе каждый последующий этап базируется на предыдущем и представляет новый, более высокий уровень по шкале научной значимости. При этом необходимое и достаточное число значимых технико-исторических фактов является исходной позицией для изучения, а закон, отвечающий требованиям необходимости, существенности, устойчивости и повторяемости, венчает процесс познания. Под фактами подразумеваются: в естественнонаучных и исторических исследованиях — события, в экспериментальных исследованиях — результаты экспериментов, в рассматриваемых техникоисторических исследованиях — новации, под которыми понимаются изобретения и открытия, научно-технические и технологические разработки, новые виды производств и т. п. Причем из формулировки каждого такого факта-новации должна

возможности статистического анализа, а все включенные в нее технико-исторические факты — требованиям точности, достоверности и новизны. «История развития техники», являющаяся вторым, интерпретационным (промежуточным) этапом, аналитическим уровнем в системе техникоисторических исследований (рис. 2), представляет не что иное, как историческое развитие многокомпонентной технической системы (Т-системы), показанной на рис. 3 [6. С. 22-25]. Основными компонентами Т-системы при этом являются: техника и технология (Т), наука и образование (Н), производство (П), потребление (Э) и внешняя среда (С). Таким образом, история техники представляется в качестве некоей совокупности компонент Т, Н, П, Э и С, объединенных системой прямых и обратных, непосредственных и косвенных связей. Именно раскрытие указанных связей на всех эта-

Законы, закономерности, тенденции

Рис. 2. Многоуровневая иерархическая модель технико-исторических исследований

быть ясна техническая его сущность и уровень разработки (идея, изобретение, конструкторская разработка, опытный экземпляр или производственный образец), авторство и научно-техническая значимость.

Выстроенные в хронологической последовательности новации составляют хронологию развития техники, и такая энциклопедически полная, тщательно сформулированная и выверенная историческая хроника может быть представлена как в самостоятельном жанре, подобно исследованию Я. Фолта и Л. Новы в естествознании [5], так и стать основой формирования «Истории развития техники», как науки. Для этого выполненная хронология должна отвечать требованиям полноты и

пах развития техники (инструментализация, механизация, машинизация, автоматизация и кибернетизация) и составляет сущность «Истории развития техники» как науки.

Поэтому основным на аналитическом уровне исследования является технико-исторический анализ собранного на предшествующем фактологическом этапе в различных источниках обширного исторического материала, его интерпретация и раскрытие логики зарождения и развития различных видов и отраслей техники и производства в их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности; а также в связи с развитием науки и образования, для удовлетворения непрерывно возрастающих потребностей общества («закон возвышения по-

требностей») в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Основную системную роль в данной Т-системе, как и других системах, играют внутренние законы поведения ее элементов, определяющие ее целостность и способность противостоять воздействию внешней среды, под которой понимается общественно-экономическое и социально-политическое устройство общества, природно-климатические условия и др. возмущающие факторы, выводящие систему из равновесия и вынуждающие к изменению составляющих ее компонент и связей между ними.

Рис. 3. Модель технической системы (Т-системы): Т — техника и технология, Н — наука и образование, П — производство, Э — потребление (эксплуатация), С — внешняя среда

Но уже первые отечественные историки техники Ю.К. Милонов, В.В. Данилевский, А.М. Го-лян-Никольский и др. в качестве основной задачи создаваемой ими науки «История техники» считали разработку законов техники. В частности, Го-лян-Никольский писал: «История техники — наука, изучающая закономерности возникновения и развития техники в условиях различных социальноэкономических формаций» [7. С. 6]. Конфедератов определил: «История техники — наука, изучающая закономерности развития техники» [8. С. 10]. Такого же мнения придерживались и большинство ученых-философов. Так, Мелещенко резюмировал: «Иного предмета у этой науки не может быть, так как объектом ее изучения является сама техника, взятая в историческом, а, следовательно, закономерном развитии» [1. С. 163].

Но если философов и историков на изучение истории техники и закономерностей ее развития направлял, прежде всего, научный интерес, и их работы отражали в основном закономерности развития техники в целом, то технических специалистов в первую очередь привлекали законы развития технических объектов и систем, связанные с законами их строения и функционирования в их прикладном плане. А потому одими из первых интенсивным законотворчеством в рамках разрабатываемой теории решения изобретательских задач (ТРИЗа) занялись энтузиасты-изобретатели под руководством его организатора и идейного вдохновителя Г. С. Альтшуллера (Г. Альтова) [9]. Основное положение ТРИЗа гласит: «Технические системы развиваются по определенным законам, которые могут быть выявлены и использованы для сознательного решения изобретательских задач, без случайного блуждания и бессмысленных проб. Незнание законов развития техники подчас обходится обществу очень дорого: тратятся средства, материалы, энергия и высококвалифицированный труд на разработку проектов машин, обреченных на вымирание еще до рождения. А этого можно было бы избежать еще на начальном этапе работы, проверив, соответствует ли идея машины основным законам техники» [10. С. 163].

Наиболее же плодотворной следует признать законотворческую работу проф. А.И. Половинки-на, поскольку он первый взялся за формулировку законов техники на инженерном уровне в рамках разрабатываемой им науки инженерного творчества [11, 12]. Сформулировав более десятка законов и критически оценивая проделанную работу, он отмечал: «Наука о законах техники только начинает формироваться. Сегодня нет пока достаточно обоснованных, общепризнанных отдельных законов техники и нет ещё даже в гипотезах полной замкнутой их системы. Создание такой системы, как и обоснование отдельных законов, — одно из важнейших современных направлений фундаментальных исследований, относящихся к технознанию и общей теории проектирования. Это направление ждет своих энтузиастов-иссле-дователей» [12. С. 108]. И на этот призыв просто невозможно было не откликнуться.

Ситуация же изменилась лишь в последние годы, когда, наконец, была создана замкнутая система законов техники и выполнена их систематизация [13. С. 120-128.], которые в усовершенствованном виде представлены в монографии [14]. Так, на завершающем законотворческом этапе системных технико-исторических исследований (рис. 2), в рамках формирующегося научного ком-

плекса «История развития и законы техники» (рис. 1) была создана базовая основа для дальнейшего продолжения законотворческой работы по совершенствованию «Системы законов техники» в качестве научной дисциплины, отпочковавшейся от «Истории техники», но неразрывно с ней связанной. Но предстоит еще большая и кропотливая работа над формулировкой новых законов и совершенствованием уже разработанных, уточнением их места в системе, сближением позиций историков, философов и технических специалистов, которые пока еще «говорят на разных языках».

1. Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности её развития. Л.: Лениздат, 1970.

2. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л.: Наука, 1977.

3. Гвоздецкий В.Л. Иван Яковлевич Конфедератов. 19021975. М.: Наука, 1984.

4. Конфедератов И.Я. Начальный период развития теплоэнергетики: Авторефер. дис. . д-ра техн. наук. М.: МЭИ, 1954.

5. Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах: хронологический обзор. М.: Прогресс, 1987.

6. Дятчин Н.И. Техника и технология как система // Сб. тез. докл. международной школы-конференции по приоритетным направлениям развития науки и техники с участием молодых ученых, аспирантов и студентов / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2005.

7. Голян-Никольский А.Ю. История техники. Киев: Киев. политехи. ин-т, 1953. Ч. 1.

8. Конфедератов И.Я. Техника и закономерности её развития // Белькинд Л.Д. и др. История энергетической техники. М.; Л.: Госэнергоиздат, 1960.

9. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979.

10. Петрович Н.Т., Цуриков В.М. Путь к изобретению. М.: Мол. гвардия, 1986.

11. Половинкин А.И. Законы строения и развития техники: Учеб. пособие. Волгоград: ВолгПИ, 1985.

12. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: Учеб. пособие. М.: Машиностроение, 1988.

13. Дятчин Н.И. История развития техники и система законов строения, функционирования и развития технических объектов и систем // Вестник алтайской науки. 2009. № 2.

14. Дятчин Н.И. История и закономерности развития техники, законы строения, функционирования и развития технических объектов и систем: В 2 т. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. Т. 2.

cyberleninka.ru

Основные законы развития науки

Доклад по дисципліні «Філософія науки»

Гонопольский Николай Яковлевич

Введение

Целью данного реферата является разобраться в том что подразумевается под закономерностями развития науки и рассмотрение концепций Т.Куна и И.Лакатоса.

Так как человеческое существование эволюционировало от простейших состояний к более сложным и совершенным, то и наука прошла тот же путь эволюции. Существует несколько популярных моделей развития науки поэтому что бы понять какая более близка к правде необходимо их сравнить поэтому данная тема является актуальной.

В данной работе были проработаны книги которые приведены в списке литературы к данному реферату. В книгах приведены различные модели развития науки, в частности Т.Куна и И.Лакатоса, описание которых так же приведены в данном реферате.

Что такое наука и когда она возникла

Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний о мироустройстве и их систематизацию.

Существует несколько точек зрения о времени возникновения науки:

— Каменный век (около 2 млн лет назад) – когда человек начал приобретать и передавать практически значимое.

— V век до н.э. (в Древней Греции) – как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического.

— Период позднего средневековья – когда была осознана значимость опытного знания.

— XVI-XVII в.в. – когда появились работы немецкого ученого Иоганна Кеплера (1571 – 1630) (установил 3 закона движения планет вокруг солнца, изобрел телескоп); нидерландского ученого Христиана Гюйгенса (1629 – 1695) (изобрел маятниковые часы и установил законы колебаний маятника, заложил основы теории удара, создал волновую теорию света, стал одним из первых авторов теории вероятностей); итальянского ученого Галилео Галилея (1564 –1642) (заложил основы современной механики, инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что подвергнулся суду инквизиции (1633), вынудившему его отречься от учения Н.Коперника); английского ученого Исаака Ньютона (1643 – 1727) – математика, физика, механика и астронома (открыл дисперсию и хроматическую аберрацию света, его интерференцию и дифракцию, высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярную и волновую теории света, построил зеркальный телескоп, сформулировал основные законы классической механик, открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел). К этой эпохе относится и создание социальных условий для развития науки: в 1666 году создается Парижская академия наук, в 1672 году возникает Лондонское Королевское общество (первое научное объединение ученых) – с 1703г его президентом стал Исаак Ньютон.

— Конец 1-й трети XIX в. – когда произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования на основе общей научно-исследовательской программы. Их создатели – немецкий филолог, языковед, государственный деятель, основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольдт (1767 – 1835) и немецкий химик Юстус Либих (1803 – 1873) (один из создателей агрохимии, открыл изомерию, создал теории радикалов, гниения и брожения, минерального питания растений, получил ряд органических соединений).[1, с 23-24]

Рассматривая перечисленные точки зрения, мы видим, что наука от исходных «преднаучных» состояний переросла в V-м в. до н.э. в специфический вид деятельности ученых-одиночек, а в XVII в. возникла уже как полноценное социально-духовное образование.

Современная наука охватывает огромную область знаний – около 15 тысяч дисциплин. Более 90% всех важнейших достижений научно-технического уровня приходится на последние 100 лет.

Современная наука имеет очень сложную систему структуризации. Ее дисциплины объединяются как комплексы естественных, общественных, технических, гуманитарных, антропологических наук. Она непрерывно развивается и меняется, усложняется, сопровождается переплетением новых знаний .

Основными элементами научного знания являются:

— факты – твердо установленные и подтвержденные наблюдениями, экспериментами, измерениями, проверками;

— законы– которые устанавливаются на основе закономерностей, общих факторов изучаемой проблемы;

— теории, дающие объяснение исследованных фактов, закономерностей, часто на основе переосмысления добытого материала;

— научные картины мира, в которых сведены воедино все теории, допускающие взаимное согласование. [1, с 27-28]

Общие модели развития науки

Проблема метода научного познания рассматривалась еще в 17-м веке английским философом Фрэнсисом Бэконом (1561-1626) и французским философом, математиком, физиком и физиологом Рене Декартом (1596-1650). Они предложили две разнонаправленные методологические программы развития науки: эмпирическую (индукционистскую) и рационалистическую (дедукционистскую). Индукция – это движение познания от частного к общему, дедукция – от общего к частному. Эти методологические программы сыграли весьма важную роль в истории развития науки.[4, с 49-52]

В наше время стандартная модель научного знания выглядит примерно так. Познание начинается с установления путем наблюдения или экспериментов различных фактов. И если в них обнаруживается повторяемость или регулярность, то в принципе можно утверждать, что найдено первичное эмпирическое обобщение. Но рано или поздно, как правило, обнаруживаются факты, которые не вписываются в обнаруженную регулярность. Тогда начинается перестройка известной реальности, чтобы эти факты вписались в единую схему и перестали противоречить найденной эмпирической закономерности. Обнаружить новую схему наблюдением нельзя. Первоначально ее надо сотворить умозрительно – в виде теоретической гипотезы. Если гипотеза удачна и снимает найденное между фактами противоречие, а еще лучше – позволяет предсказывать получение новых фактов, это значит, что родилась новая теория, найден теоретический закон. К примеру, долгое время в теории наследственности считалось, что наследуемые признаки должны усредняться (при скрещивании белого цветка с красным полученный гибрид должен быть розовым). На основе этой теории британский инженер Ф. Дженкин математическим путем рассчитал, что любой самый выгодный признак, имеющийся в организме, рано или поздно должен раствориться, исчезнуть. Эту проблему успешно решил Г.Мендель. Он предложил гипотезу: наследование носит не промежуточный характер, а дискретный, наследуемые признаки передаются дискретными частицами. Сегодня мы их называем генами. При передаче факторов наследственности от поколения к поколению идет их расщепление, а не смешивание. Наблюдение показывает, что за наследование признака отвечает не один, а множество генов. В результате гипотеза Дженкина не подтвердиласьТаким образом, традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов > первичное эмпирическое обобщение > обнаружение отклоняющихся от правила фактов >изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения > логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность. Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Подобная модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современного научного знания построена именно таким способом.[4, 53-54]

Теория является высшей формой организации научного знания, дающей целостное представление о существенных связях в какой-либо области реальности.

В XX-м веке развернулась дискуссия, какое же знание можно и нужно считать научным. Было сформулировано несколько принципов для признания знания научным:

— Принцип верификации (проверка, эмпирическое подтверждение);

— Принцип фальсификации – только то знание можно назвать научным, которое в принципе опровержимо.

Развитие науки непрерывно наталкивается на различные преграды и границы. Некоторые границы пришлось признать фундаментальными, так как преодолеть их, видимо, не придется никогда:

— Опыт – одна из первых границ. Опыт человечества по сравнению с вечностью ограничен. И неизвестно, можно ли закономерности, подтвержденные человеческим опытом, распространять на всю Вселенную.

— Рационализм. Он отстаивает дедуктивную модель развития знаний (от частного к общему). Учитывая, что все частные утверждения и законы теории выводятся из общих первичных допущений, постулатов, аксиом, по сути не выводимых, не доказуемых, а просто принимаемых за истинность – значит они всегда могут быть опровергнуты. К примеру, мы говорим о бесконечности мира – но это не доказано, это вероятностно.

— Природа человека. Человек – существо макромира (мира, сопоставимого по своим размерам с человеком) и мы никогда не сможем до конца понять и узнать суть микромира (к примеру, электроны в нашем представлении все одинаковы, хотя это может быть и совсем не так).

— Сама наука. Любая теория, «разрешая» одни явления, «запрещает» другие. К примеру, теория относительности «запретила» превышение скорости света (она установила, что скорость движения не может быть больше скорости света)

— Инструментальная природа науки. Наука может знать, как делать, как чего-то добиться, но молчит, во имя чего она это делает. Эту задачу человек должен решить сам.

Наука развивается и качественно меняется во времени. Она наращивает свой объем, разветвляется, усложняется. Развитие это оказывается неравномерным, дробным и хаотичным.[5, с 39-41]

Заключение

В реферате показано что, под закономерностями развития науки понимаются устойчивые тенденции, проступающие в ее развитии, или существенные связи, прослеживаемые между этапами, стадиями и фазами этого развития. Чем дальше наука продвигается по пути систематизации и обобщения, тем более она эффективна в освоении новых фактов и опытов.

В реферате выявлено что, центральным понятием Куна является парадигма, т.е. совокупность наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. Парадигма обладает двумя свойствами:

1) она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы;

2) она открывает простор для исследований. Парадигма – это начало всякой науки, она обеспечивает возможность целенаправленного отбора фактов и их интерпретации.

3) в идеях И. Лакатоса на закономерности развития науки, источником развития науки выступает конкуренция исследовательских программ.

В реферате рассмотрено что, среди множества концепций Т.Куна и И.Лакатоса считаются самыми влиятельными реконструкциями логики развития науки во второй половине ХХ века. Но как бы ни отличались друг от друга, все они так или иначе вынуждены опираться на некие узловые, этапные моменты истории науки, которые принято называть научными революциями.

Список литературы

Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 317 с.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 176.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ.– М.: Медиум, 1995.

Современная философия науки. М., 1996.

Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя. Изд. 3-е. – М., 1975.

www.km.ru

3. Закономерности развития техники.

Понятие закономерности – более широкое и представляет собой как бы сово­купность законов, один из которых является ведущим. Этот процесс, который отражает действия законов природы. Поэтому противопоставить закон и закономерность нельзя. Законы и закономерности иногда совпадают

Существует ряд закономерно­стей развития техники, которые отобра­жают типичные ситуации проявления закона прогрессивной эволюции технических систем:

а) закономерность сохранения старых структур; закономерность возврата к старым структурам тех­нических систем;

б) закономерность диф­ференциации и специализации техни­ки; закономерность изменения крите­риев эффективности;

в) закономерность удешевления единицы полезного эф­фекта; частные закономерности из­менения структуры технических сис­тем.

Кроме того, указанные закономерности развития техники позволяют решать частные за­дачи прогнозирования и поиска улуч­шенных структур технических систем.

1. Одной из главных закономерностей развития техники является расширение использования существующих материалов и их улучшение при создании новой техники.

Можно сказать, что весь прогресс техники свидетельствует о проявлении этой закономерности, так как по мере развития техники использование мате­риалов прогрессивно увеличивается. Очень хорошим примером, иллюстрирую­щим эту закономерность, может быть историческое разделение этапов развития первобытнообщинного человека: каменный век, бронзовый, железный и т.д.

2. Следующая закономерность заключается в том, что человек в своей дея­тельности овладевает всё более сложными формами движения материи и энер­гии. Это является следствием усложнения научного аппарата, привлекаемого исследователями в своих работах. Не секрет, что наука нынешнего столетия ра­дикально отличается от науки, скажем, прошлого столетия, как своими изысканиями, так и сложностью изучаемых проблем. Это так же прослеживается в процессе развития техники. Налицо также накопление знаний.

3. Наиболее общая закономерность технического прогресса выражается в том, что происходит постоянная замена производственных функций человека техниче­скими системами. В любом процессе труда человека пять главных производст­венных функций: энергетическую, технологическую, транспортную, контроль­но-управляющую и логическую. Постепенно (по мере развития) эти функции человек передает техническим системам, что можно наблюдать на всем протя­жении истории человечества. Не исключено, что со временем появятся и новые производственные функции, и соответственно новые технические системы.

4. Несмотря на то, что техника наравне с наукой зависит от социально экономических условий общества, тем не менее, можно как закономерность отметить отно­сительную самостоятельность развития техники.

Прогрессивное развитие техники едва ли возможно без критики и борьбы мнений. Нарушение этого закона природы ведет к утверждению ложных идей и усилий, иногда сбивающих науку с верного пути, заставляя её идти в направле­нии, не ведущем к прогрессу.

Несмотря на огромные, по сравнению предшествующим, периодами дос­тижения, в науке существует определенная преемственность, что является еще одним из законов ее развития.

Не менее важным законом развития науки и техники является укрепление связи науки и производства.

Итак, развитие науки и техники соответствует, законам, знание которых имеет большое значение в жизни людей. В курсе истории науки и техники мы можем отследить проявление этих законов в различных сферах.

studfiles.net

2. Основные законы развития техники.

При изучении закономерностей развития науки и техники необходимо иметь чёткое представление о самом понятии «закон». Закон — это внутренняя существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Законы природы — это объективные (т.е. существующие независимо от человека) существенные и необходимые, общие или всеобщие связи между предметами, явлениями, системами и их сторонами. Взаимосвязаны могут быть не только предметы, но и их особенности. Объективность заключается в том, что она существует реально, независимо от людей, которые должны ее познать. Особенность законов природы заключается в том, что в одинаковых условиях связи между ними проявляются одинаково. Например, превращение воды в лед происходит при определенных условиях, так же как и воды в пар. Если условия изменятся (например, температура), то эти превращения не произойдут вообще. Если явления в ис-тории общества повторяются, значит, мы должны понимать, что существуют абсолютные и относительные истины. Че-ловек, постигая относительную истину все время приближа-ется к истине абсолютной.

Законы развития техники зависят от исторического времени смены моделей и поколений технических систем отражают и определяют для отдельных сходных технических систем объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения.

Рассмотрим самые существенные законы развития технических систем, т.е. объективные законы, отражающие существенные и повторяющиеся особенности развития технических систем. Каждый из законов описывает какую-либо конкретную тенденцию развития и показывает, как её использовать при прогнозировании развития, создании новых и совершенствовании имеющихся тех. систем.

Можно выделить следующие законы развития технических систем.

1. Закон стадийного развития техники — всеобщий закон развития технических систем, с помощью которого осуществляется обработка материального предмета труда. При обработке любого материального предмета труда реализуются четыре фундаментальных функций:

а) технологическая — связанная непосредственно с изменением материального предмета труда (разделение бревна на доски);

б) энергетическая — связанная с обеспечением энергией процесса обработки предмета труда;

в) функция управления процессом обработки и подачи энергии;

г) функция планирования количества и качества произ-водимой продукции.

Суть закона: развитие технических систем происходит при последовательной передаче новым поколениям технических систем выполнения указанных фундаментальных функций. Данный закон отражает не только развитие отдельных технических систем, но и техники в целом, а вместе с ней и человеческой цивилизации. При этом 1-я стадия соответствует возникновению ручных орудий и человека разумного (homo sapiens), 2-я стадия связана с механизацией ручного труда и промышленными революциями, 3-я стадия — с автоматизацией труда и научно-технических революцией, 4-я стадия — с созданием постиндустриального общества или гармоничной ноосферы. На 4-й стадии человек полностью исключается из технологического процесса; он участвует в процессах планирования высокого уровня, а также в нестандартных операциях наладки и ремонта оборудования. Переход на очередную стадию происходит, во- первых, при исчерпании физических или умственных возможностей человека по определенному актуальному критерию эффективности — чаще всего производительности труда, во-вторых, при изменении внешних факторов.

Этот закон используется при разработке новых поколений технических систем, а также при создании

Закон прогрессивной эволюции технических систем имеет явную связь с законом стадийного развития, поскольку он отображает и реализует развитие технических систем внутри каждой стадии.

Основные направления практического использования закона прогрессивной эволюции технических систем связа-ны с созданием конкретного класса технических систем в рамках методологии выбора конкурентоспособных реше-ний, системной методологии проектной деятельности и раз-работкой методик изучения эволюции техники.

крупных проектов по механизации и автоматизации производства.

Закон противоречий в развитии — описывает возникновение, обострение и разрешение противоречий в процессе развития тех. Системы.

Закон повышения степени идеальности — описывает развитие технической системы как повышение степени её идеальности.

Закон перехода на микроуровень и к использованию полей — описывает тенденцию всё большего использования глубинных уровней строения материи и различных полей при развитии технических систем.

Закон повышения динамичности и управляемости — описывает повышение в процессе развития технической системы их способности к целенаправленным изменениям, обеспечивающим возможность их адаптации к меняющимся требованиям к технической системе со стороны человека, других систем, внешней среды и переход систем к самоуправлению и самоорганизации.

Закон повышения полноты технической системы — описывает тенденцию ко всё более полному выполнению технической системой функций, ранее выполнявшихся другими техническими системами, внешней средой или человеком, сопровождающуюся поэтапным вытеснением человека из технического процесса.

Закон развертывания-свертывания — описывает повышение идеальности технической системы путем развертывания-увеличения количества и качества выполняемых полезных функций за счёт усложнения и свертывания- упрощения технической системы при сохранении или увеличении количества и качества выполняемых полезных функций.

Закон согласования-рассогласования — описывает развитие технической системы с позиций, включающих:

а) последовательное согласование технической системы с другими системами, обеспечивающее наилучшее про-хождение необходимых потоков энергии, вещества, инфор-мации;

б) рассогласование, обеспечивающее уменьшение и прекращение прохождения ненужных потоков;

в) сдвиг согласования, обеспечивающий отбор части полезного или вредного потока для выполнения дополнительных, полезных функций и др.

sci.house