Закон no 109-фз

Федеральный закон № 109-ФЗ о миграционном учете иностранных граждан

Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» вступил в силу с 15 января 2007 года.

Положения данного закона регулируют сведения о передвижениях иностранцев и лиц, которые не имеют гражданства, по территории России (т.е. въезд на территорию России, передвижение или изменение места жительства или места пребывания на территории России, а также выезд за её пределы).

В законе дается понятие миграционного учета. Миграционный учет — это деятельность государства, связанная с установлением сведений о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства по территории РФ.

Миграционный учет включает в себя регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту их жительства либо пребывания в РФ, а также обработку и систематизацию сведений о миграционных процессах.

Ведение миграционного учета необходимо:

  • для того чтобы российские и иностранные граждане имели возможность реализовать свои права и свободы, а также исполняли возложенные на них обязанности;
  • для того чтобы предупредить незаконную миграцию и тем самым обеспечить правопорядок;
  • для того, чтобы государство имело полную и достоверную информацию о перемещениях иностранных граждан для прогнозирования ситуации.
  • Закон устанавливает правило, что иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории России, выбирать себе место жительства и место пребывания (за исключением некоторых случаев, например, в военных городках, закрытых поселениях, в зонах экологического бедствия и т.п.), однако помимо этого на них возложены и некоторые обязанности, которые они должны исполнять, находясь на территории России.

    Так, если иностранец проживает на территории России в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, аренды и т.д., он обязан зарегистрироваться в органах миграционной службы по месту нахождения данного жилья.

    Если же иностранец временно прибыл в Россию, он должен уведомить миграционную службу о целях, сроках своего визита, а также о месте пребывания на территории России.

    Постановка на миграционный учет осуществляется в следующих случаях:

  • при въезде иностранца в Россию;
  • в случае рождения ребенка-иностранца на территории России;
  • в случае если лицо, находящееся на территории России, утратило российское гражданство.

Снятие с миграционного учета производится в следующих случаях:

  • при выезд иностранца из России;
  • в случае смерти иностранца;
  • если иностранец приобретает российское гражданство;
  • Или посмотрите ЗДЕСЬ, как получить лицензию на деятельность такси.

    А в ЭТОЙ СТАТЬЕ вы узнаете, какие льготы установлены для многодетных семей.

    Органы миграционного учета и их полномочия

    Органом, который осуществляет миграционный учет в России, является Федеральная миграционная служба и ее территориальные подразделения.

    Закон устанавливает следующие полномочия для данного государственного органа:

  • регистрация иностранцев по месту их жительства в России;
  • ведение учета по пребывания иностранцев;
  • проставление отметок в разрешительных документах иностранцев (вид на жительство, разрешение на временное проживание);
  • предоставление информации о миграционном учете в органы статистики;
  • подача заявлений в суд об отмене регистрации иностранных граждан;
  • внесение в государственную информационную систему сведений о миграционном учете иностранцев;
  • контроль соблюдения правил миграционного учета.
  • Регистрация иностранных граждан по месту жительства в РФ

    Если иностранец проживает на территории России в жилом помещении, которое он либо арендует, либо приобрел в собственность, либо получил по наследству и т.п., он обязан зарегистрироваться по адресу этого жилого помещения.

    В его разрешительном документе (виде на жительство или разрешении на временное проживание) миграционная служба сделает запись данного адреса проживания.

    Для того чтобы зарегистрироваться по месту жительства, иностранному гражданину необходимо подать заявление в территориальный орган миграционного учета по месту нахождения жилого помещения.

    Для подачи заявления установлен срок – не позднее семи дней с момента получения иностранцем вида на жительство или разрешения на временное пребывание в России.

    Форма заявления является утвержденной, и выдается в миграционной службе. Кроме того, образец заявления можно найти в интернете.

    В заявлении указываются:

  • биографические данные иностранца;
  • сведения о его документе, удостоверяющем личность;
  • сведения о разрешительном документе на проживание в России;
  • адрес жилого помещения, в котором проживает иностранец и адрес, где он проживал ранее.
  • При подаче заявления необходимо иметь оригиналы документов, сведения о которых указывались в заявлении. Также потребуются документы, которые подтверждают право владения жилым помещением, где проживает иностранец.

    Отметка в разрешительных документах проставляется органом миграционного учета в день обращения.

    В случае если у органа миграционного учета есть необходимость проверить или запросить сведения, касающиеся жилого помещения, в котором проживает иностранец, соответствующая отметка проставляется после получения таких сведений.

    Снятие с регистрационного учета

    Иностранный гражданин будет снят с регистрационного учета в следующих случаях:

  • если он переехал в другое место жительства;
  • если он утратил право пользования жилым помещением;
  • если у него истек срок пребывания на территории России, указанный в его разрешительных документах;
  • если иностранный гражданин умер.
  • При снятии с регистрационного учета ставится соответствующая отметка в разрешительных документах.

    Учет иностранных граждан по месту пребывания

    Если иностранец временно приезжает в Россию либо меняет место своего пребывания на территории России, он обязан уведомить об этом орган миграционной службы. Причем сделать это нужно не позднее семи дней с момента приезда либо изменения места своего пребывания.

    Принимающая сторона, у которой иностранец будет временно находиться (это может быть как гражданин, так и организация), обязана направить уведомление о прибытии иностранца на территорию России.

    Если иностранец приезжает в гостиницу, санаторий, лечебное учреждение и т.д., такое уведомление подает администрация учреждения, причем не позднее одного рабочего дня с момента приезда иностранца.

    В уведомлении указываются следующие сведения:

  • сведения о документах, удостоверяющих личность;
  • сведения о документе, разрешающем находиться в России;
  • цель приезда;
  • дата пересечения границы;
  • срок, на который иностранец прибыл в Россию;
  • адрес, где он будет временно находиться.
  • Кроме этого в уведомлении указываются сведения о принимающей стороне, это могут быть данные о гражданине либо сведения об организации.

    Принимающая сторона должна выразить свое согласие на временное принятие иностранца и с этой целью проставляет подпись на обратной стороне уведомления (организации также ставят печать).

    Вместе с уведомлением направляется копия документа, который является удостоверением личности иностранца и копия его миграционной карты.

    Если принимающая сторона по уважительным причинам не может подать уведомление в миграционную службу, иностранный гражданин подает его самостоятельно. Тогда к уведомлению потребуется приложить письменное согласие от принимающей его стороны, а также копию паспорта (или иного документа) представителя принимающей стороны.

    Удостоверением того факта, что иностранный гражданин поставлен на учет, является отметка на отрывном бланке уведомления.

    Снятие с учета по месту пребывания производится в следующих случаях:

  • если иностранец переехал в другое место временного пребывания;
  • если он покинул территорию России;
  • если иностранец умер;
  • если выявлен факт фиктивной постановки на учет;
  • За нарушение законодательства о миграционном учете предусмотрена административная, а также уголовная ответственность.

    legalmap.ru

    Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

    Документ является поправкой к

    Комментарии Российской Газеты

    Принят Государственной Думой 7 июня 2018 года

    Одобрен Советом Федерации 20 июня 2018 года

    Внести в Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3285; 2007, N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст. 3589; 2009, N 29, ст. 3636; 2010, N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; 2013, N 23, ст. 2866; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6696; N 52, ст. 6950; 2014, N 52, ст. 7557; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:

    1) в части 1 статьи 2:

    а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

    «4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее — место пребывания) — жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;»;

    б) пункт 7 изложить в следующей редакции:

    «7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона), — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации;»;

    2) в части 1 статьи 20 слова «обязан встать» заменить словами «подлежит постановке»;

    3) статью 21 изложить в следующей редакции:

    «Статья 21. Основание для учета по месту пребывания

    1. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:

    1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;

    2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.

    2. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

    3. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.».

    rg.ru

    Новые правила миграционного учета иностранных граждан. Что может измениться?

    В данной статье поговорим о проекте закона, разработанным в связи с недавним Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, вносящим изменения в Федеральный закон № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», значительно осложняющим возможность постановки на миграционный учет сотрудников по адресу нахождения работодателя.

    Попробуем понять, действительно ли данный проект сможет устранить недостатки, выявленные Конституционным Судом, или же наоборот сделает весь процесс еще более непонятным в регулировании.

    С чего все началось

    2017 год, Самара. Двое граждан США, находившихся в Самаре по гуманитарным визам и поставленные на миграционный учет приглашающей организацией, были привлечены к административной ответственности, и впоследствии выдворены из РФ. Причина привлечения к административной ответственности с последующим выдворением – наличие, с точки зрения представителей МВД, нарушений в части постановки на миграционный учет. А все потому что, миграционный учет, как считали представители МВД, должен был быть оформлен не на адрес пригласившей американцев организации, а на адрес арендованной ими квартиры. Как оказалось потом, граждане США были не из тех, кто был готов смириться с несправедливым решением Российских властей, и через своих представителей обратились с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации. В своей жалобе они указали на наличие неопределенности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Итогом рассмотрения жалобы стало то, что Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать, указанные в жалобе пункты закона, не соответствующими Конституции Российской Федерации и обязал законодателя принять меры по устранению всех недочетов, а решения, принятые в отношении двоих граждан США, инициировавших процесс, отправить на пересмотр. Постановление было опубликовано и вступило в законную силу 19 июля 2017 года.

    Что подготовил законодатель

    В своей пояснительной записке авторы проекта заявляют, что предлагаемые ими изменения устраняют правовую неопределенность, на которую указал Конституционный Суд Российской Федерации, в части уточнения понятий «место пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации» и «сторона, принимающая иностранного гражданина в Российской Федерации». Кроме того, с точки зрения авторов, заменив в части 1 статьи 20 слова «обязан встать» словами «подлежит постановке», они также внесли ясность в вопрос о том, кто несет ответственность за неисполнение обязанности по постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания. Но что вызвало наибольший резонанс в правовом сообществе и в компаниях, которые привлекают иностранных граждан на работу, это нововведение, которое вносит проект закона, в части постановки на миграционный учет иностранных граждан по адресу работодателя. Звучит это нововведение следующим образом:

    «Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.»

    Таким образом, для многих компаний и тех иностранных граждан, которые в них работают, вариант оформления миграционного учета на адрес работодателя, перестает быть возможным. Можно предположить, что исключением станут строительные компании, где действительно адрес работы может быть и адресом проживания иностранного гражданина. Как раз на строительных объектах и принято ставить временные сооружения для рабочих, где на время стройки они спят и отдыхают. Очень хочется верить, что авторы проекта воспринимают словосочетание «иностранный работник» не только как рабочий на стройке из ближнего зарубежья. Согласитесь, сложно представить себе, иностранных «боссов» больших международных компаний, независимо от того чем занимается компания, нефтью или зубной пастой, которые бы могли проживать на территории своих офисов. Значит, остается только вариант с местом проживания, то есть квартиры или дома, которые в большинстве случае арендуют компании или же сами иностранные граждане. Но и здесь все не так просто, поскольку обязательным условием для того, чтобы оформить миграционный учет на адрес, например квартиры, является наличие собственника. А с собственниками не всегда удается договориться по этому поводу, и это тоже понятно, ведь люди должны каждый раз тратить свое время, куда-то ехать, что-то заполнять, чего им совершенно делать не хочется. Более-менее приемлемыми представляются случаи, когда иностранный гражданин выезжает и въезжает один-два раза в год. А что же делать с теми иностранцами, которые по профилю работы должны регулярно выезжать из страны для проведения переговоров за границей или присутствовать на важных для их компании встречах? Причин может быть много, а главное, что таких иностранных граждан немало работает в России. Некоторые собственники могут просто отказаться это делать ввиду каких-то своих отдельных причин, в том числе и потому что их самих может не быть в стране в тот период, когда иностранному гражданину необходимо оформить миграционный учет. И из всего этого вытекает уже другая проблема, с которой многие годы боролись и продолжают бороться – проблема так называемых «резиновых квартир». Интернет по-прежнему пестрит объявлениями сомнительного характера, где непонятно кто и непонятно как предлагает оформить миграционный учет, причем быстро и недорого. Не окажется ли потом, что принятие закона в виде того проекта, который есть сейчас, лишь усугубит ситуацию с нелегальными документами? Ведь, не имея возможности сделать все правильно, люди начинают искать альтернативные решения.

    После первого чтения проект закона отправлен на доработку, осталось только дождаться следующей редакции, чтобы делать очередные выводы. Принято полагать, что люди, которые занимаются законотворческой деятельностью, не просто так оказываются в числе тех, кто может влиять на правовую составляющую процессов, цель которых быть понятными, применимыми на практике, а главное абсолютно прозрачными, как для населения, так и для уполномоченных органов. Но всегда ли это утверждение можно считать верным? Узнаем совсем скоро.

    zakon.ru

    Иностранные высококвалифицированные специалисты в России

    Власти запретят иностранцам вставать на миграционный учет по адресу организаций. Работодатель больше не сможет оформлять уведомления о прибытии от своего имени, теперь это будут делать непосредственно собственники квартир, где фактически живут иностранные граждане. Какие риски ожидают работодателей и как подготовиться к нововведениям читайте далее в статье.

    Предыстория

    Двое волонтеров из США в июле 2016 г. прибыли в Самару по приглашению религиозной организации “Церковь Иисуса Христа Святых последних дней”. Организация поставила их на миграционный учет по своему юридическому адресу. Но фактически проживали американцы в квартире, которая находилась по другому адресу в Самаре.

    Через месяц представители полиции предъявили американцам обвинение в нарушении правил пребывания, в частности, правил миграционного учета (ч. 1 ст. 18.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ). В тот же день, Самарский районный суд признал их виновными и назначил наказание в виде штрафа (2000 руб. на каждого) и административного выдворения за пределы РФ. Обвинение состояло в том, что якобы, по мнению полиции, иностранцы сменили место пребывания с офиса на жилое помещение и не уведомили об этом маневре МВД. Конечно, обвинение спорное по его сути и по выбору обвиняемого, ведь в таком правонарушении могла быть виновата только принимающая сторона (собственник квартиры), а не иностранцы. Наказание тоже последовало слишком серьезное для такого неоднозначного нарушения. Однако таково было решение полиции, а затем и суда.

    Американцы выехали из России, но не оставили это дело, чувствуя несправедливость обвинения, и с помощью адвоката подали жалобу на несоответствие норм миграционного законодательства Конституции РФ.

    В итоге, Конституционный суд РФ встал на сторону иностранцев и постановил исключить любую неопределенность в вопросе миграционного учета в Федеральном Законе “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ” (далее – Закон № 109-ФЗ).

    В настоящее время подготовлен законопроект будущих изменений и внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Отследить статус законопроекта можно здесь — смотреть статус законопроекта

    Неопределенность в вопросе миграционного учета

    Сейчас, если у иностранца трудовые отношения с компанией в России, работодатель может поставить его на миграционный учет по адресу своего офиса (нежилого помещения). Таким образом, иностранец может фактически проживать в квартире, но быть “зарегистрированным” по адресу работодателя. Такая ситуация вполне законна и распространена.

    Формулировки в Законе № 109-ФЗ терминов “место пребывание” и “принимающая сторона” допускают постановку на миграционный учет по адресу работодателя. Также в текущей версии закона нет обязанности непосредственно проживать по адресу миграционного учета, можно “находиться” по данному адресу (например, работать в течение дня).

    Однако, по мнению Конституционного Суда РФ (далее – КС РФ), отсутствие более точных формулировок и уточнений вызывает неопределенность толкования нормы. С таким выводом можно согласиться, потому что сейчас закон разрешает вставать на миграционный учет по адресу организации иностранцам, приехавшим сюда на работу, но для иностранцев с деловыми, частными и гуманитарными визитами закон становится неоднозначным, как и произошло в случае с двумя американцами. При такой ситуации у контролирующих органов появляется возможность толковать закон на свое усмотрение.

    Также, по мнению КС РФ, вызывают неопределенность формулировки в законе, связанные с тем, кто именно должен подавать уведомление о прибытии в место пребывания иностранца – принимающая сторона или все-таки иностранец. Это вызвано наличием в законе фразы “иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания..” (часть 1 статьи 20 Закона № 109-ФЗ), как будто бы он имеет право самостоятельно оформлять и подавать такое уведомление в миграционные органы без специальных оснований (например, когда принимающая сторона по документально подтвержденным причинам не может сама подать такое уведомление).

    Постановление Конституционного Суда РФ

    В своем постановлении КС РФ, выявил указанные выше неопределенности, и признал, что такие нормы в Законе № 109-ФЗ противоречат Конституции РФ.

    КС РФ поручил законодателям принять меры и внести изменения в текущую версию Закона № 109-ФЗ. В результате в государственную думу был внесен законопроект № 350179-7, о котором речь пойдет ниже.

    До принятия нового закона, КС РФ постановил руководствоваться следующим толкованием:

    «если иностранный гражданин уже встал на миграционный учет по адресу компании и не прерывает с ней связь на протяжении пребывания в России, но фактически проживает помещении по другому адресу, которое ему предоставила принимающая сторона, то вставать еще раз на учет по адресу этого жилого помещения не нужно. Во всех остальных случаях иностранные граждане обязаны вставать на миграционный учет по фактическому месту проживания».

    Обзор законопроекта № 350179-7

    Главные изменения предстоят в понятии терминов “место пребывания” и “принимающая сторона” (п. 4 и п. 7 части 1 статьи 2 Закона № 109-ФЗ).

    Поправка № 1: “местом пребывания” иностранного гражданина может стать исключительно жилое помещение, где он фактически проживает (спит и отдыхает). Единственное исключение — местом пребывания может стать адрес юридического лица, если иностранный гражданин фактически там проживает или у жилого помещения, принадлежащего этому юридическому лицу, нет своего адреса (имеются ввиду строительные бытовки и подобные помещения).

    Интересно то, что в перечне отсутствует вариант предложенный КС РФ – возможность вставать на миграционный учет по адресу компании и проживать в квартире по другому адресу, при условии, что связь с компанией не утрачивается (например, при трудовых отношениях).

    Поправка № 2: принимающей стороной иностранного гражданина в России могут быть лица, перечисленные в законе, в том числе юридические лица, филиалы и представительства, но только если они предоставили в соответствии с законодательством РФ для фактического проживания иностранного гражданина жилое или иное помещение.

    Возникает вопрос, что именно означает фраза “предоставили в соответствии с законодательством РФ жилое помещение”. Возможно предполагается ситуация, когда компания арендует для иностранного гражданина квартиру и предоставляет ему право там проживать. Будет ли соответствовать данной норме ситуация, когда компания компенсирует иностранному работнику затраты на аренду квартиры пока неизвестно.

    Поправка № 3: иностранный гражданин более не обязан вставать на миграционный учет, он «подлежит постановке», что означает четкое закрепление ответственности за нарушение правил учета за принимающей стороной, кроме некоторых случаев указанных в законе.

    Поправка № 4: изменена статья «Основания для учета по месту пребывания». В текущей редакции закона, таким основанием является фактическое пребывание иностранного гражданина в месте, которое не является его местом жительства (прим. – здесь не имеется ввиду фактическое проживание, «местом жительства» для иностранных граждан в законе называется место, где оформлена долгосрочная регистрация для лиц, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство).

    В новой редакции закона основаниями для миграционного учета иностранного гражданина по месту пребывания будут следующие события:

  • пребывание по месту фактического проживания в жилом помещении,
  • пребывание в гостинице, организации, оказывающей гостиничные услуги, санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, туристической базе, кемпинге или ином помещении, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.
  • пребывание по адресу организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность или иную деятельность не запрещенную законом, в случае фактического проживания по адресу этой организации либо в помещении данной организации, если оно не имеет своего адреса.
  • Это все основания для постановки на миграционный учет, которые будут введены. Основание для постановки по адресу компании (приглашающей компании для деловых визитов, компании-работодателя для рабочих визитов) отсутствует.

    Что будет, когда закон вступит в силу

    Представим ситуацию, когда экспат работает в России и проживает арендованной квартире.

    Если квартиру арендует сам иностранец, а организация просто компенсирует ему затраты, то принимающей стороной в этом случае будет собственник квартиры. Исходя из текста законопроекта работодатель не сможет поставить его на миграционный учет, потому что компенсацию затрат на квартиру нельзя рассматривать напрямую как «предоставление жилья». И это значит, что работодатель не будет принимающей стороной для данного иностранца.

    Здесь возникают риски. Во-первых, собственник квартиры может отказаться от «регистрации» кого-либо по своему адресу в силу своих опасений и расторгнуть договор аренды. Для многих любые манипуляции с регистрациями на квартиру — болезненный вопрос. Более того, принимающая сторона несет довольно серьезную ответственность за иностранца в России.

    Во-вторых, собственник может неправильно или не вовремя осуществлять постановку на учет и работодатель не сможет это проконтролировать. В-третьих, собственник может постоянно проживать заграницей и, чтобы иметь возможность осуществлять постановку на учет в квартире, он должен выдать нотариально заверенную доверенность на представителей. Такую доверенность согласятся выдать не все собственники. В то же время, на практике не все миграционные органы принимают документы по такой доверенности (вопреки гражданскому законодательству). Если в квартире не один собственник, а несколько – это будет еще одним отягчающим моментом, так как потребуются нотариально заверенные согласия других собственников.

    Если квартиру арендует организация по договору аренды и предоставляет ее иностранцу для проживания, то исходя из текущего текста законопроекта, организация может сама заполнить и сама подать бланки уведомлений в МВД (то есть стать принимающей стороной), но адресом места пребывания все равно нужно указать адрес квартиры.

    Как сейчас можно подготовиться к изменениям

    Предлагаю предпринять некоторые меры подготовки к новому закону для минимизации рисков. В частности такими мерами сейчас могут стать следующие:

    — доведение до сведения иностранных работников информации о данном законопроекте и о последствиях его принятия,

    — иностранные работники, арендующие квартиры самостоятельно должны переговорить с собственниками о том, как именно будет происходить процесс постановки на учет после принятия закона в их случае. Готовы ли собственники квартир осуществлять постановку на миграционный учет самостоятельно или выдавать доверенности,

    — отслеживать статус принятия законопроекта и внесения изменений в текущий текст,

    — если у вас особенный случай или вы не нашли объяснения, каким образом осуществлять постановку на миграционный учет именно в вашем случае – оставляйте свои комментарии здесь или напишите мне письмо.

    Список нормативных правовых актов

    — Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2017 г. № 22-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан США Н.Д.Вордена и П.Д.Олдхэма»

    — Поручение Правительства Российской Федерации от 31 июля 2017 г. № ИШ-П4-5013

    — Законопроект № 350179-7 О внесении изменений в статьи 2, 20 и 21 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

    Федеральный Закон№ 109-ФЗ от 18 июля 2006 г. “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ”

    Здравствуйте! У меня ситуация, неурегулированная законом вообще. Моя дочь — гражданка Казахстана, учится в России (Москва), студентка ВУЗа. Имеет на праве собственности в России квартиру, в которой проживает. Но не имеет права там регистрироваться. Её регистрирует ВУЗ, и это законно. А сейчас мы (семья — граждане РК) едем к ней в гости для отдыха и помочь с ремонтом. Будем жить в квартире у нее. Но она не имеет права нас там регистрировать. Что делать в таких ситуациях закон не предусматривает и не дает возможности законного пребывания в РФ. Ваше видение ситуации?

    Здравствуйте, Инна!
    Отвечает специалист отдела миграции Анна Байкова:

    Согласно ст. 7 ФЗ №109 регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания подлежат иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в России (то есть граждане, имеющие РВП или ВНЖ).
    Временно пребывающие в России иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания — должны иметь уведомления о прибытии.
    Граждане, имеющие РВП или ВНЖ и обладающие правом пользования жилым помещением, обязаны зарегистрироваться по адресу помещения (ст. 14 ФЗ №109).
    Во всех остальных случаях иностранные граждане обязаны встать на миграционный учет по месту пребывания в установленные законом сроки. Для Казахстана этот период — 30 календарных дней.

    У вашей дочери есть жилое помещение на праве собственности, но нет РВП или ВНЖ, в связи с чем, являясь студенткой ВУЗа, она находится на территории РФ в статусе временно пребывающего иностранного гражданина, поэтому ей оформляет миграционный учет ВУЗ – это верно и законно.
    Вы можете оформить уведомление о прибытии в гостинице или по адресу квартиры знакомого, физического лица – гражданина РФ.
    Обращаем ваше внимание, что:
    1. иностранный гражданин, имеющий РВП, не может зарегистрировать в свое жилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, никого, кроме себя. На адрес своей квартиры можно оформить миграционный учет только при наличии у собственника (иностранного гражданина) ВНЖ (п. 7 ст.2 ФЗ № 109).
    2. во время Чемпионата мира по футболу (25 мая — 25 июля) срок постановки на учет всех иностранных граждан составляет 3 суток.

    Здравствуйте, скажите, пожалуйста, как с принятием поправки изменится положение трудовых мигрантов, уже имеющих регистрацию по юридическому адресу, но не проживающих по этому адресу. Аннулируется ли действующая регистрация? Или можно жить спокойно до окончания срока регистрации. Если регистрацию переоформлять не нужно, то какой документ может это подтвердить. Спасибо.

    Здравствуйте! Закон обратной силы не имеет. Поэтому, если отдельно требование не будет закреплено о необходимости переоформить уведомление о прибытии на фактический адрес проживания (сейчас такого в тексте нет), и иностранец не будет выезжать из России, то миграционный учет будет действителен до конца его срока.

    Здравствуйте! Если собственник квартиры заключить договор с организацией где работает иностранный гражданин, то кто в этом случае становится принимающей стороной ? И в какой территориальный орган МВД подается уведомление, по тому где квартира находится или по организации ? И на уведомлении (корочке) принимающей стороной будет организация или собственник квартиры ?

    Добрый день! Меня ставит на учет организация где я работаю, и живу я в гостиничном комплексе предоставляемым организацией. Он находится на закрытой территории и у него есть свой адрес. При этом есть еще несколько общежитии или гостиничных комплексов в организации где свой адрес отсутствует. Как меня надо ставить на учет? Меня должна ставить организация по адресу Г/К? При этом как-то доказать что это помещение имеет отношение к организации. и что там нормальные условия для жилья?

    Закон принят, товарищи. Какие будут предложения по МУ? У меня ВКСники, живут по всей России, сами снимают себе квартиры, арендодатели не хотят ставить их на МУ у себя. Сейчас мы отправляем по почте уведомления о постановке на МУ в том или ином регионе по адресу обособки. Как «регистрировать» их дальше — не понятно.

    Добрый день! Наша организация ставит на миграционный учёт иностранных граждан по юридическому адресу. Все иностранцы являются сотрудниками нашей организации. Проживают иностранцы фактически в общежитии, которое для них снимает организация. Может ли наша организация оформлять миграционный учёт для своих иносотрудиков по адресу общежития. Соответствующий договор на их проживание с общежитием заключён.

    Елизавета, добрый день!
    Исходя из теста нового закона, если вы живете в гостинице, то местом вашего пребывания является гостиница (п. 2 ч. 1 ст. 21 ФЗ № 109-ФЗ «О миграционном учете в РФ»). Принимающей стороной будет гостиница, как юридическое лицо. Если гостиница официально принадлежит вашему работодателю, то принимающей стороной будет работодатель тоже, как юридическое лицо.
    Если у каких-то строений официально отсутствует адрес, то адресом места пребывания нужно указывать юридический адрес юридического лица, владеющего этими зданиями и помещениями.
    Касательно последнего вопроса, у вашей организации должны быть какие-то документы на гостиницы и общежития — свидетельство на право собственности, договор аренды этих зданий или что-то иное. Эти документы нужно будет предоставлять в МВД для постановки на миграционный учет.
    Доказывать, что там нормальные условия для жизни скорее всего не потребуется, потому что сотрудниками МВД не проводится такая оценка для целей миграционного учета.

    Руслан, добрый день!
    1. Если собственник квартиры заключить договор с организацией где работает иностранный гражданин, то кто в этом случае становится принимающей стороной ? — я считаю, что принимающей стороной в данном случае становится организация, где работает иностранный гражданин. Из текста закона следует, что принимающей стороной является лицо (физическое или юридическое), предоставившее помещение для фактического проживания иностранному гражданину (п. 7 ч. 1 ст. 2 ФЗ № 109-ФЗ «О миграционном учете в РФ»). Таким образом, нет прямого указания, что чтобы стать принимающей стороной нужно именно быть собственником этого помещения. В МВД нужно будет предоставить договор аренды между собственником жилья и организацией, а также документы, подтверждающие, что организация предоставляет это жилье иностранному гражданину для пребывания. Скорее всего потребуется согласие от собственника квартиры на осуществление миграционного учета по адресу его квартиры.
    2. И в какой территориальный орган МВД подается уведомление, по тому где квартира находится или по организации ? — по месту пребывания, т.е. по месту нахождения квартиры.
    3. И на уведомлении (корочке) принимающей стороной будет организация или собственник квартиры ? — организация (см. п. 1).

    Ирина, здравствуйте!
    Да, именно в этом и заключается вся проблемность данного закона.

    Сергей, добрый день!
    Посмотрите мой ответ для комментатора с похожей на вашу ситуацией:

    1. Если собственник квартиры заключить договор с организацией где работает иностранный гражданин, то кто в этом случае становится принимающей стороной ? — я считаю, что принимающей стороной в данном случае становится организация, где работает иностранный гражданин. Из текста закона следует, что принимающей стороной является лицо (физическое или юридическое), предоставившее помещение для фактического проживания иностранному гражданину (п. 7 ч. 1 ст. 2 ФЗ № 109-ФЗ «О миграционном учете в РФ»). Таким образом, нет прямого указания, что чтобы стать принимающей стороной нужно именно быть собственником этого помещения. В МВД нужно будет предоставить договор аренды между собственником жилья и организацией, а также документы, подтверждающие, что организация предоставляет это жилье иностранному гражданину для пребывания. Скорее всего потребуется согласие от собственника квартиры на осуществление миграционного учета по адресу его квартиры.
    2. И в какой территориальный орган МВД подается уведомление, по тому где квартира находится или по организации ? — по месту пребывания, т.е. по месту нахождения квартиры.
    3. И на уведомлении (корочке) принимающей стороной будет организация или собственник квартиры ? — организация (см. п. 1).

    Добрый день!
    1. Как Вы считаете сроки постановки на миграционный учет будут определяться сроком договора аренды жилого помещения, либо сроком действия визы и сроком трудового договора для граждан ЕАЭС? Что же относительно граждан совершающих трудовую деятельность на основании патента, и продлевающих срок пребывания в РФ на основании оплаченного авансового платежа. Ведь иностранец может осуществлять оплату налога раз в месяц, тогда собственник будет каждый месяц обращаться в ГУ МВД о продлении срока пребывания своих жильцов?
    2. Ответственность за непостановку на миграционный учет теперь будет на иностранном гражданине либо на неком лице, которое не совершило постановку на учет?
    3. Есть ли какая либо правовая возможность составить общее письмо в Совет Федераций, либо в Госудуму о пересмотре определений данного закона. Я не могу вспомнить в каком году, но уже было постановление правительство обязующий ставить на миграционный учет по адресу проживания. И через пару месяцев данный закон был отменен, благодаря многочисленным обращением предпринимателей. Как возможно повлиять на то, чтоб закон был в том изложении, как рекомендовал Конституционный суд России?

    Анна, здравствуйте! У вас отличные вопросы.
    1. Как Вы считаете сроки постановки на миграционный учет будут определяться сроком договора аренды жилого помещения, либо сроком действия визы и сроком трудового договора для граждан ЕАЭС? — сейчас по закону сроки постановки на МУ определяются исходя из разрешенного срока пребывания на территории РФ иностранного гражданина (например, по сроку действия визы и т.д.). В связи с новыми правилами МУ, я подозреваю, что для решения вопроса на какой срок оформить МУ будут учитываться и срок разрешенного преывания (срок действия визы, срок действия трудового договора и т.д.) и срок договора аренды квартиры. Я провожу аналогию с постановкой на МУ в гостиницы, что по сути тоже как бы «аренда». Гостиница ставит на МУ только на срок фактического пребывания в гостинице, даже если у гостя виза с гораздо большим сроком действия. Иначе договор аренды квартиры закончится, а собственник этой квартиры все также будет продолжать нести ответственность за пребывание в РФ бывшего арендатора.

    Что же относительно граждан совершающих трудовую деятельность на основании патента, и продлевающих срок пребывания в РФ на основании оплаченного авансового платежа. Ведь иностранец может осуществлять оплату налога раз в месяц, тогда собственник будет каждый месяц обращаться в ГУ МВД о продлении срока пребывания своих жильцов? — если следовать в точности букве закона, то — да. Собственник (или принимающая сторона) должны ежемесячно продлевать МУ иностранцев с патентами, т.к. основание для постановки на миграционный учет — действующий патент, а действующий он тогда, когда авансовый платеж совершен.

    Ответственность за непостановку на миграционный учет теперь будет на иностранном гражданине либо на неком лице, которое не совершило постановку на учет? — ответственность за непостановку на МУ несет принимающая сторона (собственник квартиры, например) и только в редких исключениях — сам иностранный граждан, если удастся доказать, что именно по его вине принимающая сторона не смогла поставить его на МУ. В таком случае еще должны быть доказательства, что принимающая сторона предприняла все попытки поставить его на учет.

    Есть ли какая либо правовая возможность составить общее письмо в Совет Федераций, либо в Госудуму о пересмотре определений данного закона. Я не могу вспомнить в каком году, но уже было постановление правительство обязующий ставить на миграционный учет по адресу проживания. И через пару месяцев данный закон был отменен, благодаря многочисленным обращением предпринимателей. Как возможно повлиять на то, чтоб закон был в том изложении, как рекомендовал Конституционный суд России? — Я помню инцидент с таким законом несколько лет назад (где-то в 2011 — 2012 вроде бы). Добавляйтесь в нашу группу «Иностранные работники» на Facebook.

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, у меня миграционный учет на основании оплаченного патента по месту работы до сентября этого года. Он действителен? Могу ли я с этим миграционным учетом подавать заявление на РВП? Собственники квартиры, которую я снимаю, согласны поставить меня на миграционный учет, но они приедут в Москву не раньше августа. Как быть в такой ситуации?

    Здравствуйте! Елизавета, если вы не планируете выезжать из России или переезжать в другой регион, то ваш миграционный учет будет действовать до сентября, он не будет аннулирован. С этим действительным МУ вы можете подавать на РВП, т.к. для подачи требуется актуальный действительный учет. Насколько мы понимаем, у инспектора миграционного органа не должно возникнуть законных требований перенести МУ на адрес квартиры.

    Здравствуйте.
    Подскажите, пожалуйста, распространяется ли новое правило на иностранных студентов? Или со студенческими визами всё останется по-прежнему?
    Раньше мне делали регистрацию в университете, а я проживаю в съёмной квартире. Если я выеду из России и вернусь обратно — сможет ли университет зарегистрировать меня, как раньше?

    Здравствуйте, Владимир! Относительно студентов особенностей нет, поэтому уведомления по новому закону для них следует оформлять по адресу квартиры. Насколько мы понимаем, университет сможет оформить уведомление только по адресу общежития, которое принадлежит им.

    Добрый день!
    Я зарегистрирована по месту работы, но так как нигде не написано что закон обратной силы не имеет (и обратное тоже), отдел кадров требует от меня перерегистрирваться или же предоставить доказательства что закон не имеет обратной силы. Подскажите, пожалуйста, как я могу это сделать?
    Заранее благодарю!

    Жанна, здравствуйте!
    Принцип отсутствия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность зафиксирован в Конституции РФ и применяется ко всем законам РФ (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ).
    Другое дело, что отдел кадров и ваш работодатель больше не имеют отношения к вашей регистрации. То есть уволить вас не могут на основании отсутствия регистрации, в то же время ответственность за отсутствие регистрации будет нести собственник помещения, в котором вы проживаете. Но опять же, не в этот раз, т.к. пока у вас действующая регистрация и закон обратной силы не имеет, вы можете чувствовать себя спокойно.
    Если вы выедете за пределы РФ, то ваша текущая регистрация (миграционный учет) аннулируется нужно будет вставать заново, но уже на адрес фактического места проживания.

    Здравствуйте!
    Возможно ли поставить на миграционный учёт ИГ в нежилое помещение?

    Добрый день! Я зарегестрирована по юр.адресу организации в которой работаю. Срок регистрации до 02.09.2018. Пребывание на территории РФ по временному убежищу. Если я не прерываю трудовые отношения с организацией, можно меня опять регистрировать на юр.адрес? Проживаю я в арендованной мной квартире.

    Добрый день! Нужны ли какие – либо дополнительные действия в нашем случае: генеральный директор (имеет ВНЖ) зарегистрирован в квартире, находящейся в собственности компании.

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, что делать в следующей ситуации: муж является ВКС, виза действует до 2021г., на основании которой я получила регистрацию на этот период, он также имеет на этот срок регистрацию. Буквально недавно узнали об изменениях в ФЗ «о миграциионном учете иностр. граждан …», о чем компания не сообщила. Проблема состоит в том, что недавно сняли квартиру и договор был заключен между мужем и собственником квартиры всего лишь на год, на каком основании может физ лицо продлевать наше прибывание в своей квартире и на какой срок? И кто будет являться в данной ситуации принимающей стороной? Заранее благодарю!

    Возможно, если это помещение, в котором иностранный гражданин фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха) либо организация из ч. 2 п. 1 ст. 21 ФЗ-109 (гостиница, тур.база, мед. учреждение) либо организация, по адресу которой он фактически проживает, либо помещение указанной организации, не имеющее адресных данных (строении, сооружении), в том числе временное (п.2 ст.21 ФЗ-109).

    Здравствуйте! По новому закону нельзя будет ставить на юр. адресу компании на новый срок, но до 2 сентября, если вы не будете выезжать из России или менять место проживания на другой регион, то к вам не будет вопросов.

    Здравствуйте!
    Ваш МУ действителен до срока его окончания, пока вы не будете выезжать заграницу или в другой регион России. Принимающей стороной по новому закону является собственник квартиры, в которой проживаете. Срок оформления уведомлений о прибытии, вероятно, будет прописан в Административном регламенте, но логично предположить, что он будет ограничиваться сроком договора аренды жилого помещения.

    Здравствуйте!
    Нет, не нужны, т.к. жилое помещение предоставляется на законных основаниях.

    expatblog.ru