Методические пособия ориентированы

Структура и методические аспекты применения профессионально-ориентированных электронных УМП по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Руженцева Т. С., Матухин П. Г.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Руженцева Т.С., Матухин П.Г.,

Structure and methodological aspects of using computer aided guidelines for teaching information science students

The article deals with the structure of computer aided guidelines being developed for IT students. Professionally-oriented approach is assumed. Some aspects of basic methodology have also been discussed.

Текст научной работы на тему «Структура и методические аспекты применения профессионально-ориентированных электронных УМП по английскому языку»

СТРУКТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УМП ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Т.С. РУЖЕНЦЕВА, П. Г. МАТУХИН

Кафедра иностранных языков Калужского филиала МФЮА ул. Старая Садовая, 11, 249096 г. Малоярославец, Россия

В работе рассматривается один из возможных вариантов структуры комплекса электронных учебно-методических пособий по английскому языку, предназначенных для студентов информационно-технологических специальностей вузов.

Требованиями новых нормативных документов по преподаванию английского языка в неязыковых вузах /1/ предусматривается, что «основной целью курса «Иностранный язык» в неязыковом вузе или факультете университета является обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения иностранного языка, как в повседневном, так и в профессиональном общении. Критерием практического владения иностранным языком является умение достаточно уверенно пользоваться наиболее употребительными и относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении, чтении и письме. В речи допустимо наличие таких ошибок, которые не искажают смысла и не препятствуют пониманию. Практическое владение языком специальности предполагает также умение самостоятельно работать со специальной литературой на иностранном языке с целью получения профессиональной информации». Далее там же определяется, что «основой построения программы является разделение курса на два направления или аспекта — «общий язык» (General Language или GL) и «язык для специальных целей» (Language for Specific Purposes — LSP), — каждому из которых отводится по 50% учебного времени на всех этапах обучения». На практике в настоящее время требования стандарта по распределению учебного времени, в основном, удовлетворяются за счет первого направления — GL. В данной работе рассмотрены некоторые вопросы, относящиеся к содержательной части второго направления в учебном плане для студентов, обучающихся по специальности 340014 «Прикладная информатика в экономике». Это — вопросы обеспечения учебного процесса методическими пособиями и связанные с ними аспекты преподавания.

Преподавание английского языка студентам информационнотехнологических специальностей имеет ряд особенностей. В том числе:

информатики представляют собой в определенном смысле особый контингент обучающихся. Они к началу обучения в вузе уже имеют определенный опыт общения с компьютерной техникой и владеют рядом программных средств общего и специального назначения. Для них очевидна практическая роль английского языка в их будущей профессии; в настоящее время отсутствуют детальные стандарты на преподавание английского языка студентам данной специальности; учебный процесс организуется на базе традиционных учебно-методических пособий.

С учетом названных особенностей актуальной представляется задача разработки новых учебно-методических пособий и методик с целью приблизить параметры учебного процесса к требованиям отечественных и международных стандартов /2,3/. Традиционные классические пособия и учебники /4,5,6/, хотя и могут использоваться для решения задач освоения языка на уровне ОЬ, как правило, не предоставляют возможности реализовать требования второго профиля — ЬЭР. Призванные восполнить этот пробел, они /7,8,9/ выходят малыми тиражами, и за пределами центрального региона практически недоступны. Кроме того, представленные в традиционных формах учебников на бумажных носителях данные пособия имеют низкие эксплуатационные характеристики, невысокое качество оформления, и для преподавания языка специалистам по информационным компьютерным технологиям в определенном смысле могут считаться морально устаревшими. На их место приходят новые формы.

Одним из возможных путей решения проблемы недостатка новых профессионально-ориентированных учебно-методических материалов является, на наш взгляд, создание пособий на базе современной компьютерной техники и информационных технологий. Электронные учебно-методические пособия предоставляют возможность обеспечения качественно нового уровня преподавания. Они имеют значительно большую информационную емкость, их подготовка требует меньших затрат, они могут быть более привлекательными как с целевой, так и общеэстетической и профессиональной точек зрения. Одним из основных их достоинств является возможность создания специализированных электронных пособий в соответствии с конкретными требованиями силами малых коллективов языковых кафедр.

При этом возможно участие студентов-«информатиков» в создании подобных продуктов. Заметим, что, кроме основного результата, участие студентов в таких работах позволяет достичь решения и других учебнопедагогических задач, в частности, повысить мотивацию обучающихся, усилить их интерес и к языку, и к будущей профессии.

В течение 2003-2004 учебного года кафедрой английского языка Калужского филиала Московской финансово-юридической академии в рамках студенческого научного общества были проведены работы по созданию электронных учебно-методических пособий для студентов-«информатиков». Затем работы были продолжены на кафедре иностранных языков филологического факультета Российского университета дружбы

народов. На данном этапе предусматривалось решение вопросов концептуального проектирования. В частности — определение возможности создания и использования специализированных электронных пособий силами малых коллективов преподавателей и студентов, определение требований к этим продуктам, выбор инструментальной базы, подбор материалов и др. При их создании использовался ряд прототипов — изданий традиционного типа /7,8,9/.

При определении программно-технической инструментальной базы была принята ориентация на наиболее распространенные в настоящее время персональные компьютеры среднего уровня (класс Pentium ИДИ), оснащенные последними версиями операционных систем семейства Windows (W2K/XP), и программные средства общего назначения -компоненты пакета MS-Office. Использовались электронный текстовый редактор MS-Word, редактор изображений MS-PhotoEditor, средство подготовки презентаций MS-Power-Point. Названные средства применялись для создания структуры продуктов на начальных стадиях. В дальнейшем были использованы некоторые специальные программы — MS-FontPage, Xara 3D .

В качестве эксперимента создание элементов комплекса проводилось в рамках частных проектов. Преподавателями были отобраны материалы, подлежащие включению в компоненты УМК, разработана общая структура комплекса и исходные требования к нему. Отдельным студентам или сложившимся по личным интересам микрогруппам (2-3 человека) однокурсников предлагалось в рамках учебных планов или факультативно выполнить ряд работ по созданию элементов УМК, которые предполагали использование их профессиональных знаний, навыков и умений, полученных при изучении специальных курсов или приобретенных самостоятельно. При этом решение основной массы технических и информационно-технологических проблем им предлагалось осуществить самостоятельно, руководствуясь собственными навыками и опытом. Здесь участие преподавателей ограничивалось рекомендациями, определением общетехнических требований и консультациями по особенностям применения того или иного инструмента. Также самостоятельно выбирались элементы оформления работ — цветовые решения, звуковое оформление, анимация и т.п.

В результате работ были созданы опытные образцы пособий для студентов, аспирантов и пользователей компьютера, а также начато формирование толкового словаря специальных терминов по информационным технологиям /10, 11, 12, 13, 14/. Данные пособия были использованы при проведении занятий со студентами-«информатиками». Частично эти продукты были представлены на научно-практических конференциях в ряде учебных заведений Москвы и Подмосковья. На настоящем этапе проводится их доработка с целью более полного учета требований стандартов и максимально эффективного использования возможностей современной компьютерной техники.

В начале работ предполагалось создание ряда индивидуальных электронных пособий. Но в процессе их создания выяснилось, что, хотя данные продукты и представляют определенную ценность каждый сам по себе, еще больший эффект от их применения может быть достигнут, если они применяются не порознь, а совместно. Другими словами, наиболее рациональным путем решения поставленной задачи является объединение пособий в единый учебно-методический комплекс (УМК). Основными проблемами при создании такого комплекса на начальном этапе являются разработка его структуры и методик применения. Далее представлены возможные варианты, разработанные в результате обобщения накопленного в ходе описанных выше разработок опыта и исследования литературных источников /15, 16/.

Обратимся к рассмотрению структуры УМК. В состав электронного УМК для преподавания английского языка студентам информационнотехнологических специальностей должен входить ряд компонентов, в их числе — учебно-методические пособия для проведения аудиторных занятий; пособия для самостоятельных занятий; средства контроля и самоконтроля уровня подготовки; словарь общей лексики; толковый словарь специальных терминов по информационным технологиям и компьютерной технике; вспомогательные учебные материалы; средства навигации по комплексу; списки адресов доменов 1Щете1, содержащих используемые или рекомендуемые материалы; вспомогательные программные средства -электронные переводчики и пр.

Электронная форма УМК обладает большой степенью гибкости. Она позволяет легко модифицировать как отдельные его компоненты, так и состав всего комплекса. Очевидно, что некоторые элементы должны присутствовать постоянно. Например — словари. Другие — упражнения -могут существовать в нескольких вариантах и включаться в состав комплекса по выбору в соответствии с заданными требованиями, учитывающими уровень, условия и форму проведения занятий и т.п. Отдельные элементы могут подключаться по мере необходимости — блоки тестирования, статистики и пр. Аналогично становится возможным выполнить требования стандартов по обоим направлениям подготовки -общей и профессиональной. А также — предъявить набор уровней освоения языка для пользователей с разной степенью подготовленности.

Компоненты УМК могут быть автономными или использоваться совместно. Выделение двух типов словарей, оформленных как независимые совместимые модули, на наш взгляд, является оправданным, поскольку словарь базовой лексики представляет собой пример стационарного компонента, и таких продуктов в электронной форме на настоящий момент довольно много. Толковые словари профессиональных терминов, напротив, встречаются редко, и этот компонент подлежит регулярному дополнению, поскольку в процессе интенсивного развития наук информационного профиля происходит взрывообразный рост лексических «новообразований», особенно — аббревиатур. Такие компоненты, как дополнительные учебнометодические материалы, включая специальные публикации в

периодической печати, справочники на английском языке по профессиональной тематике обучающихся и т.п. могут включаться в комплекс не в полном объеме, а в форме рекомендуемого преподавателем перечня адресов доменов Internet, где они могут быть найдены и отобраны студентами самостоятельно.

Поскольку стандартом предусмотрены две линии изучения языка -GL и LSP, то в определенной степени можно считать, что их освоение может идти параллельно. Следовательно, возможно создание независимых блоков УМК по каждому направлению. Понятно, что существование двух полностью независимых параллельных направлений в преподавании языка было бы методически ошибочным. Эти линии должны пересекаться, а на последних этапах учебного процесса — даже сливаться. Такую возможность обеспечивает применение в электронном УМК OLE-технологий (Object Linking and Embedding). Они позволяют организовывать связи между элементами комплекса для эффективной навигации в его среде. Названные технологии также позволяют применить блочно-модульный принцип

построения УМК, дополняя его новыми компонентами по мере их

При формулировании требований к базовым элементам комплекса предполагалось, что пособия будут использоваться в учебном процессе локального типа. Конкретно имелось в виду их применение на аудиторных занятиях в группах до 10 человек. Кроме этого, они должны быть полезны для самостоятельных занятий вне учебного времени. При этом особенностью настоящего этапа является то, что, с одной стороны,

оснащение плановых групповых занятий по английскому языку в стенах учебного заведения может быть фрагментарным или даже вообще не предусматриваться и, с другой стороны, практически все студенты-

информатики имеют собственные компьютеры довольно высокого качества. Дисбаланс уровня технической базы учебного заведения и обучающихся должен быть учтен при разработке методики применения электронных УМП, предусматривающей различные варианты их использования -постоянные или периодические аудиторные занятия в компьютерном классе, самостоятельная работа, организация факультатива и пр. Методика должна конкретизировать уровень использования информационных технологий для каждой фазы учебного процесса и учитывать их активную роль в нем. Возможно несколько вариантов оснащенности участников учебного процесса компьютерной техникой. Основные варианты представлены в таблице.

Оснащенность субъектов учебного процесса компьютерами

Преподаватель Учебное заведение Студент

Первый вариант нехарактерен для обучения студентов-«информатиков». Более типичным на сегодня является второй. Но для занятий иностранным языком компьютерные классы в полном объеме не всегда могут быть выделены. В такой ситуации частично возможным решением может быть третий вариант — организация занятий с использованием электронных пособий в форме, когда основной объем работ на компьютере студенты выполняют дома. Преподаватель осуществляет подготовку учебных материалов и проверку выполнения заданий.

В соответствии с выбранным вариантом использования, требования к компонентам УМК могут уточняться. Отдельные компоненты — словарь специальных терминов — инвариантны к форме занятий. Другие — блоки тестирования — могут значительно модифицироваться или разрабатываться в нескольких вариантах — для занятий на дневном, вечернем отделениях или для факультатива с углубленной проработкой предмета.

В зависимости от назначения, компоненты комплекса должны соответствовать определенным требованиям в отношении таких качеств, как гибкость, актуальность, модифицируемость. Наиболее стабильным компонентом, по-видимому, будет словарь общей лексики. Это может быть один или несколько стандартных словарей, доступных в настоящий момент в электронной форме. Сборник упражнений может модифицироваться с периодичностью циклов учебного процесса — один раз в два-три года; словарь терминов должен пополняться непрерывно в режиме реального времени, блок тестирования — также один из наиболее динамичных элементов комплекса. Наличие гибких, легко модифицируемых элементов в комплексе обеспечивает такое важное его качество, как адаптивность к программе, изменяющейся внешней среде, личности обучаемого. Здесь это понимается как возможность организации обратной связи в системе «учебное пособие — обучаемый», которая может реализовываться путем участия студентов в развитии электронного учебного комплекса.

Поскольку проектируемый продукт не планируется как коммерческий, сфера его обращения достаточно узкая, то, на наш взгляд, он должен создаваться с использованием простых аппаратно-технических и программных средств. Технической базой комплекса могут являться персональные компьютеры средней ценовой группы. Здесь следует учитывать довольно высокую динамику этого элемента у контингента пользователей и определенную тенденцию к стабилизации технического парка учебных заведений на уровне периода их создания. Данный факт, хотя и имеет определенные оттенки психологического свойства, по большому счету на качество разрабатываемого продукта существенно не влияет. Поэтому вполне достаточными могут считаться возможности компьютеров на базе второго поколения процессоров семейства Ые1. Заметим, однако, что в информационной структуре мультимедийного пособия значительный объем могут иметь элементы оформления, в результате чего общие размеры памяти внешнего носителя могут потребовать наличия в системе пишущего

СБ-ЛОМ. Для размещения основных компонентов, за исключением словаря слов, представляется достаточным наличие гибкого диска 3,5’.

Конечной целью разработки электронных УМК является новое качество учебного процесса. Достижение этого невозможно без его правильной организации.

При использовании электронного УМК студентам могут предлагаться следующие способы работы, в частности, с новыми словами и терминами: использовать различные типы традиционных или электронных словарей — словарь общей лексики и/или толковый словарь терминов — для определения особенностей формы, значения и употребления слова/термина;

— занести новые слова/термины и их значения в собственный электронный словарь и периодически проверять себя;

— подготовить презентацию на базе изучаемого лексического материала с элементами тестирования и использовать ее для тренировки;

— сгруппировать изучаемые слова/термины различным образом (синонимы/антонимы, близкие по смыслу слова, типичные словосочетания, трудные для написания/запоминания/произношения слова);

— придумать предложения с новыми словами/терминами; придумать смешные сюжеты с использованием новых слов/терминов;

— найти в тексте новые слова/термины и воспроизвести ситуацию их употребления.

Общеметодические принципы обучения иностранным языкам включают в себя: 1) принципы интеграции и дифференциации; 2) принцип учета родного языка; 3) принцип коммуникативной направленности обучения.

При обучении студентов-«информатиков» с использованием новых видов УМК особую важность приобретает необходимость осмысленного выполнения всех типов упражнений. Поскольку в методику может включаться выполнение заданий из области реального программирования -прикладного или системного, в результате выполнения которых должен быть получен конкретный результат в смысле реакции компьютера или программы, механическое зазубривание материала становится бессмысленным. Можно считать, что данный элемент практически исключается из учебного процесса. Задания должны быть значимыми в смысловом отношении и, следовательно — быть одновременно и развивающими, и обучающими, и воспитывающими. Здесь отдельно важно подчеркнуть, что особенностью предполагаемого контингента пользователей электронных УМП является то, что для них в основе категории смысла лежат реальные потребности обучаемых, их профессиональные интересы, обусловленные не только будущим, но и настоящим контекстом деятельности.

Подчеркнем, что электронные УМП обеспечивают возможность использования таких средств компьютерной дидактики, как: одновременный просмотр нескольких объектов или фрагментов учебного материала -опорных и вторичных окон; возможность манипуляции с объектами -изменение их геометрических и других параметров; быстрый переход по массивам учебного материала; отображение ролей (значений) фрагментов

учебного материала в общей структуре курса; возможность управления представлением учебного материала — поэтапный вывод информации, предъявление базовых и скрытых элементов и т.п.; использование динамических фрагментов; изменение временных характеристик представляемых фрагментов или объектов; манипулирование графическими объектами для более наглядного их представления; многоуровневое представление изучаемых сущностей; аудио-визуальные эффекты; включение образов живой и неживой природы; изменение пространственно-временных масштабов объектов и процессов и др.

При этом особо хотелось бы остановиться на проектной методике. Она подразумевает проведение в рамках учебного плана или в форме факультативов, предметных или вузовских конференций специальных мероприятий, направленных на углубленное освоение студентами языка в контексте профессиональной специализации. В сфере информационных технологий проектные формы носят мультипликативный характер. Здесь сочетание выполнения заданий языкового характера на базе профессиональных навыков приводит не только к заметному росту заинтересованности обучаемых в изучении языка и специальных предметов. То, что в результате их усилий создаются реальные инструменты учебного процесса, которые на их глазах находят применение на занятиях в их учебных группах или на младших курсах, придает особую значимость как отдельным элементам, так и всему учебному процессу в целом. Создаваемые при их участии элементы УМК обладают всеми отличительными чертами реальных информационных продуктов. В том числе — высокими технологическими и эксплуатационными характеристиками. Возможность немедленного применения его по назначению позволяет сразу же оценить все достоинства и недостатки. Гибкость электронной формы допускает оперативную корректировку. Практически отсутствуют проблемы тиражирования продукта. Таким образом, проектная методика обеспечивает возможность тренинга будущего специалиста в реальных условиях в сфере его будущей профессиональной деятельности. Этот вывод также нашел свое подтверждение в результатах опытной эксплуатации компонентов УМК на занятиях в учебных группах и в ходе обсуждения работ, представленных на научно-практических конференциях. Очевидно, что при расширении масштабов использования компьютерной техники в преподавании английского языка проектная форма из разряда вспомогательных перейдет в одну из основных форм организации учебного процесса, по крайней мере, для будущих специалистов по информационным технологиям.

В заключение коротко сформулируем ряд рекомендаций, которые, по нашему мнению, можно положить в основу при разработке методик проведения занятий по английскому языку на базе электронных УМК:

— предлагать студентам учебные материалы, содержащие новую и близкую им по сфере профессиональной деятельности информацию;

— апеллировать к опыту, знаниям, эмоциям и чувствам студентов;

— использовать проблемные задания и элементы соревнования; обеспечивать студентам право выбора тем, текстов и заданий;

— поощрять нестандартные решения студентов; использовать новые, в том числе, проектные, формы работы, ориентированные на выпуск реальных информационных продуктов;

— предусмотреть в заданиях элементы реального диалога студента с компьютером в объеме фрагментов прикладных или системных команд или программ;

— использовать возможности компьютера для контроля правильности введенных команд;

— сочетать индивидуальные, парные и групповые формы работы на занятиях; моделировать условно-коммуникативные и реальные коммуникативные ситуации на занятиях; создавать партнерские отношения, делегировать часть своих полномочий студентам, способствовать формированию чувства коллективной заинтересованности и ответственности за результат.

Изложенные в настоящей работе соображения предполагается использовать при разработке реальных информационных продуктов и методик их применения для преподавания английского языка студентам, обучающимся по специальности «Прикладная информатика в экономике».

1. Комарова А.И., Воронцова М.В., Степенная Т.П., Бух М.А., Шестоперова Л.А. Примерная программа дисциплины «иностранный язык (Английский, немецкий, французский, испанский языки)» // Министерство образования Российской Федерации. — М.: ГНИИ ИТТ «Информика» (Интернет публикация). — М., 2000.

2. Cambridge Examinations, Certificates and Diplomas. — London: UCLES, 1995.

3. Common European Framework of Reference for Language Learning and Teaching. Language Learning and Teaching for European Citizenshi. — Council of Europe, 1996.

4. Бонк H.A., Котий Г.А., Лукьянова И.А. Учебник английского языка. -М.: ДеКонт-ГИС, 1997.

5. Дудкина Г.А., Павлова М.В., Рэй З.Г., Хвальнова А.Т. Английский для делового общения. — М.: Филология три, 2002.

6. English on economics: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — Изд. 2®., перераб. и доп.

7. Полякова Т.Ю. Английский язык для диалога с компьтером. — М.: Высшая школа, 2003.

8. Бобылева Л.И. Английский язык для работающих с ЭВМ: Учебное пособие. — Мн.: Экоперспектива, 2003.

9. English for Computer Science Students: Учебное пособие / Сост. Т.В.Смирнова, М.В.Юдельсон. — М.: Флинта: Наука, 2004.

10. Руженцева Т.С. Некоторые аспекты разработки электронного УМК по английскому языку для студентов-информатиков // Новое образование для новой экономики России: — М.: МФЮА, 2004а.

11. Руженцева Т.С. Разработка электронного УМК по английскому языку для студентов-информатиков // IV научно-практические чтения памяти А.Н.Радищева: Материалы межвузовской научно-практической конференции. — М.: МФЮА, 2004.

12. Руженцева Т.С, Матухин П.Г, Амелин А.А., Ванарх Е.Е. Электронное УМП по курсу английского языка для студентов-информатиков // IV научно-практические чтения памяти А.Н.Радищева: Материалы межвузовской научно-практической конференции. — М.: МФЮА, 2004.

13. Руженцева Т.С., Матухин П.Г, Мельников Д.В. Электронное УМП «Английский язык для информатиков» // IV научно-практические чтения памяти А.Н.Радищева: Материалы межвузовской научно-практической конференции,- М.: МФЮА, 2004.

14. Руженцева Т.С., Матухин П.Г., Малахов П.Н., Устинов А.В.

Электронное УМП по курсу английского языка для студентов и аспирантов информатиков // IV научно-практические чтения памяти А.Н.Радищева: Материалы межвузовской научно-практической конференции. — М.:

15. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: «Филинъ», 2003.

16. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педагогических Вузов и учителей / Е.Н.Соловова. -М.: Просвещение, 2002.

STRUCTURE AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF USING COMPUTER AIDED GUIDELINES FOR TEACHING INFORMATION SCIENCE STUDENTS

T.S. RUZHENTSEVA, P.G. MATUKHIN

Department of Foreign Languages Kaluga Branch of Moscow Legal and Finance University Staraya Sadovaya str., 11, 249096 Maloyaroslavec, Russia

cyberleninka.ru

Методические пособия

Эти лекции были приготовлены прежде всего для использования русскими врачами, интересующимися или уже занимающимися паллиативным лечением в хосписах. Они не содержат в себе рецепта облегчения симптомов. В основном они представляют сокращенный вариант лекций, используемых в Оксфорде под названием «Забота о пациенте с запущенным раком».

Типичные осложнения после сеансов химиотерапии и способы ухода за больным.

Рак предстательной железы обычно возникает у мужчин, возраст которых старше 50-60 лет. У молодых людей он встречается редко. В структуре онкологических заболеваний ряда стран рак предстательной железы занимает 2-3 место, а в США вышел на первое место.

На рак пищевода среди всех заболеваний пищевода приходится 70-80%. Группа риска — мужчины старше 60 лет. Чаще всего опухоль локализуется в грудном отделе пищевода и по гистологическому строению является плоскоклеточным раком.

Опухоли являются одной из наиболее частых болезней человека. Заболеваемость ими составляет 200-300 на 100 тыс. Как причина смерти опухоли занимают второе место (15- 23 %) после сердечно-сосудистых заболеваний. В мире в 1985 году, например, было зарегистрировано появление опухолей у 9 млн. человек.

Вопрос-ответ

Справочная информация

Анализ на онкомаркеры один из способов обнаружения злокачественной опухоли, но и возможность оценить эффективность проводимого лечения. Отклонение от нормы одних маркеров однозначно .

Да, рак излечим! Излечим рак 1 стадии, достаточно хорошие результаты и по лечению рака 2 стадии. При ряде локализаций 3 стадии .

Рак и другие виды злокачественных опухолей не заразны. Они не предаются ни при прикосновении, ни при половом контакте, ни какими-либо другими способами. .

Подробный список справочной литературы по заболеваниям сердечно-сосудистой системы

Подробный список литературы по уходу за больными с заболеваниями нервной системы, реабилитация после инсульта.

Подробный список литературы по общему уходу за онкологическими больными.

Видеотрансляции

Причины болей в спине. Сигналы опасности. Факторы риска болей в спине. Клинические проявления дорсопатии шейного, грудного, поясничного отделов. Обследование пациентов при болях в спине. Современные возможности.

Доброкачественные и злокачественные новообразования. Распространенность опухолей. Факторы риска развития онкологических заболеваний. Принципы раннего выявления опухолей, эффективность диспансерных осмотров населения. Первичная медицинская помощь и выявление опухолей визуальных локализация. Лабораторно-инструментальные методы диагностики опухолей.

Механизмы развития остеопороза. Распространенность подагры. Ортопедическая коррекция. Практические рекомендации по лечению и уходу

Материалы партнеров

Ресурсный центр паллиативной помощи специализируется на разработке методических пособий по организации работы сестричеств,приходов и добровольческих организаций по вопросам ухода за больными с тяжёлыми заболеваниями (ВИЧ/СПИД;туберкулёз,онкология). Методики прошли практическую проверку в процессе работы «Патронажной службы» «Сестричество во имя благоверного царевича Димитрия» в больницах и стационарах с 2005 по 2011 гг.

Руководителю такой службы нужно всегда помнить, что добровольцы — это самое ценное, что у него есть, и его задача — в первую очередь сделать так, чтобы добровольцам было комфортно работать в рамках службы, но при этом они помнили, что цель такой службы — оказание помощи, а не приятные совместные мероприятия. Существует два необходимых условия успешной работы службы: нужно любить добровольцев, ценить их и помогать им, в том числе — выстраивать межличностные отношения; нужно любить подопечных и стараться сделать так, чтобы они получили необходимую помощь и, главное, почувствовали искреннюю любовь и сочувствие.

Программа обучения «Основам паллиативной помощи и уходу» рассчитана на подготовку добровольцев к оказанию поддержки, уходу и помощи больным с хроническими прогрессирующими заболеваниями, приводящими к частичной или полной потере самообслуживания. Программа составлена в соответствии с учетом требований, изложенных в примерных типовых программах по предметам: «Основы сестринского дела» и «Сестринское дело в хирургии», утвержденных в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности «Сестринское дело».

Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначено для преподавателей и студентов медицинских училищ, обучающихся по специальности Сестринское дело базового уровня образования. Данное пособие может быть использовано преподавателями по предмету Сестринское дело при инфекционных заболеваниях, с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии, при подготовке к занятиям по темам: Сестринский процесс при ВИЧ-инфекции, ВИЧ-инфекция: клинические проявления и формы и Профилактика ВИЧ-инфекции и профессиональных заражений.

Данное пособие — это курс обучения уходу за больными с частичной или полной потерей самообслуживания вследствие прогрессирующих хронических заболеваний. Пособие подготовлено для широкой аудитории, включающей сестер милосердия Сестричеств Русской Православной Церкви, добровольцев на дому и в ЛПУ, а также младших медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений, родственников больных и всех желающих научиться ухаживать.

Легче всего быть организатором тому, кто хорошо знаком с работой в больнице. Надо помнить, что даже умелая и продуманная организация этой работы не всегда обеспечивает успех добровольческого дела. Энтузиазм многих волонтеров может быстро угаснуть. В работе волонтеров необходимо духовное руководство. Обязательно нужен священник, который взял бы это руководство на себя.

www.nko-zdrav.ru