Исторические личности юристы

Оглавление:

Публикации

Отдельной статистики, выходцами из какой профессии чаще всего являются главы мировых государств, еще никто не делал. В принципе, трудно найти такую профессиональную сферу, из недр которой не вышел бы президент, канцлер или, к примеру, генеральный секретарь. Твердо можно сказать одно – именно юристов среди правителей во все исторические времена было немало.

Владимир Перевалов

Но вряд ли можно утверждать и то, что юристы обладают преимуществами, которые позволяют чаще представителей других профессий занимать руководящие государственные должности. Специфика политической деятельности такова, что успех политика не определяется количеством дипломов в его кармане или числом освоенных профессий. Нет таких университетов, где можно было бы выучиться политическому чутью, умению плести интриги, устранять политических конкурентов и побеждать на выборах.

Более того, многие диктаторы были людьми довольно гуманных профессий. Например, Бенито Муссолини — школьным учителем, а Адольф Гитлер одно время неплохо зарабатывал, рисуя рекламные плакаты.

Не только правоведы

Очевидно, что случайные люди правителями никогда не становились. Становились те, чьи личные качества соответствовали вызовам эпохи. На протяжении долгого времени самым быстрым путем на политический Олимп была служба в армии.

Особо удачливые военачальники становились основателями собственных держав (ярким примером является Чингисхан). Кто-то получал власть в результате военного переворота (Аугусто Пиночет). Ну а кто-то, пользуясь огромным доверием в обществе, приходил к власти в результате демократических процедур (как Шарль Де Голль во время Пятой Республики).

Ресурсы такого типа известны: управление страной на местах переходит в руки лояльных военных, подчиняющихся суровым законам субординации. Также, при необходимости, военизированные структуры могут практически полностью заменить институты гражданского общества.

Однако с развитием демократии особую роль в управлении государством и выдвижении политических лидеров играет профессиональная бюрократия. Прежде чем стать главой государства, человек обязан пройти огромное количество фильтров и получить опыт бюрократической работы — как на федеральном, так и на местном уровне.

Например, в США — около полумиллиона выборных должностей, которые открывают для граждан дорогу к политической карьере.

«Адвокат-сенатор-президент»

Страной, где именно для юристов созданы практически идеальные условия для получения высоких государственных должностей, являются Соединенные Штаты Америки. Из сорока трех человек, занимавших пост президента, более 60% — двадцать девять — были юристами. Шесть президентов являлись кадровыми военными, четверо занимались бизнесом, трое были журналистами, а один – Линдон Джонсон – преподавателем.

Возможным объяснением подобному феномену является существование особых американских политических традиций, в которых от политиков требуются качества, которыми обладают в основном юристы. В США главной школой политического лидерства являются законодательные собрания федерального и местного уровня. Помимо навыков работы с законами, в чем юристы дадут фору любому другому профессионалу, от законодателя в США требуется умение отстаивать свою точку зрения. Ответственность за принятие того или иного закона у сенатора лежит не только перед избирателями его штата, округа или графства, но и перед лоббистами, которые даже у членов одной партии могут быть разные. Американские же юристы, помимо специальных курсов во время учебы, практикуются, выступая на судебных процессах, коих в США проходит сверхдостаточно. Юридическая практика также позволяет найти лоббистов, с которыми правовед будет сотрудничать уже в качестве законодателя.

Схема «адвокат – сенатор – президент» в известной степени стандартна в американской политике. Принципиально нарушалась она только во времена серьезных конфликтов.

Во время войны за Независимость президентом стал Джордж Вашингтон — глава Континентальной армии. Во время Англо-Американской войны 1812-1815 годов прославился девятый президент Вильям Гаррисон. Однако перед президентством он был сенатором, членом Палаты Представителей и даже послом.

Во время этой же войны начал военную карьеру 12-й президент США Закари Тейлор, но прославился он уже в ходе Американо-Мексиканской войны. 17-й президент Эндрю Джонсон и сменивший его Улисс Грант командовали войсками во время Гражданской войны. 34-й Президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр командовал войсками США в Европе во время Второй Мировой войны и был заместителем главнокомандующего НАТО Монтгомери.

Основными занятиями до политической карьеры Джона Кеннеди и Уоррена Гардинга была журналистика. Рональд Рейган начал политическую карьеру с должности радиоведущего, хотя изначально был актером и даже претендовал на звание «Звезды Голливуда».

Бизнесменами были Герберт Гувер, Джимми Картер и оба Джорджа Буша. Но если Джимми Картер занимался сельским хозяйством, то Гувер и Буши занимались нефтяным бизнесом. Но даже огромные состояния не избавляли их от необходимости проходить через сито выборов в Сенат и на губернаторские посты.

Карьеры президентов-юристов хоть и редко выходят из вышеуказанной схемы, но также разнообразны. Например, четвертый и пятый президенты США Джеймс Мэдисон и Джеймс Монро, хоть и изучали право в университетах, но профессиональными юристами так и не стали.

Некоторые президенты, как, например, Эндрю Джексон и Джон Тайлер, получали статус адвокатов только ради политической карьеры, и быстро становились членами Конгресса.

Вообще юридическая карьера многих американских президентов заканчивалась после нескольких лет работы адвокатами или судьями. Но были и те, кто в юридической сфере преуспел не меньше, чем в политической. Вудро Вильсон, Билл Клинтон, Барак Обама были преподавателями права в различных университетах, причем Обама совмещал академическую деятельность с работой сенатора.

Один из самых выдающихся президентов США – Авраам Линкольн — напротив, вообще не пытался получить высшее образование. Все необходимые знания для своей адвокатской деятельности он получал из книг. Возможно, трудности первых лет жизни и позволили Линкольну стать тем президентом, которого знает весь мир.

В свою очередь, Джон Адамс, Томас Джефферсон были не только юристами, но и дипломатами. Причем сын Адамса, также Джон Адамс, который тоже был президентом США, до своего избрания был послом в России. Джеймс Бьюкенен пошел дальше и стал главой Госдепартамента США.

Теодор Рузвельт и Стивен Гровер Кливленд служили некоторое время шерифами. Причем последний собственноручно исполнял смертные приговоры.

Дальний родственник Теодора Рузвельта – Франклин Делано Рузвельт – как выходец из знаменитого рода, начал свою карьеру с более престижной должности адвоката, и не где-нибудь, а в сердце деловой жизни США — на Уолл-стрит.

Мартин Ван Бюрен – восьмой Президент США – начинал работать юристом также в Нью-Йорке и смог дослужиться до должности генерального прокурора штата. А Миллард Фирман (тринадцатый президент США) в этом же штате был главным ревизором.

Гарри Трумэн был избран сначала судьей, а только потом — сенатором. В 1945 году он был вице-президентом, когда скончался президент Рузвельт, и стал президентом вместо него. С должности судьи начал свою профессиональную деятельность Уильям Тафт, уже после своего президентского срока ставший Верховным судьей США. До сих пор он остается единственным Верховным судьей на посту президента, так и одним из немногих президентов, кто продолжал какую-либо активную деятельность на государственных постах.

При этом пространном перечислении еще ни разу не звучали названия партий. С одной стороны, в процессе выборов партии играют огромную роль при организации дебатов, праймериз, выявляющих более популярных кандидатов. Но с другой стороны, конгрессмены, губернаторы и президент не слишком сильно связаны друг с другом партийной дисциплиной и партийной бюрократией.

Последняя, кстати, практически не влияет и на процесс становления будущего президента как политика. Из 43 глав США только один – Джордж Буш-старший — находился на посту партийного лидера. Он возглавлял Республиканскую партию в 1973-1974 годах.

Партийная харизма

В странах, где существует иная партийная традиция, чем в США, особенно в государствах с парламентской формой правления, процент юристов на главных государственных постах значительно меньше. Для того чтобы стать главой государства, от политика требуется не столько личная харизма, сколько умение правильно организовать партийную работу, преуспеть в чем могут люди различных профессий.

Действующий канцлер Германии Ангела Меркель по образованию химик и даже работала в Академии Наук ГДР. А вот ее предшественник, Герхард Шредер, по образованию юрист, был адвокатом и преподавателем права. Конрад Аденауэр – первый канцлер послевоенной Германии, в молодости работал юристом, но достаточно быстро стал парламентарием. Третий же канцлер Германии – Курт Кизингер – получив юридическое образование, стал сотрудником Министерства пропаганды Третьего Рейха.

Из трех последних премьер-министров Великобритании только один – Тони Блэр — вел адвокатскую практику и читал курс права в Оксфордском университете.

При этом политическая история Великобритании знает множество примеров, когда юристы занимали главную выборную должность страны. Лондонским адвокатом был Уильям Питт-младший, самый молодой премьер в истории страны. Бенджамин Дизраэли, Герберт Генри Асквит (прототип Томаса Беллинджера из произведений Артура Конан Дойла), Дэвид Ллойд Джордж и Эдвард Хит также имели юридическую практику перед тем, как стать членами парламента и возглавить правительство.

Среди президентов Пятой Республики Франции юристами пока были только двое: Франсуа Миттеран и Николя Саркози. Но если первый по специальности никогда не работал, а был госслужащим, то второй был адвокатом в течении нескольких лет. При этом практически все президенты прошли партийные школы.

Лидеры стран с авторитарными режимами также проходят немалый путь по партийной лестнице, прежде чем стать лидерами государства. Просто партия, как правило, в каждой такой стране одна, и борьба внутри партии заменяет свободные выборы.

Результатом внутрипартийной борьбы в СССР стал приход к власти Михаила Горбачева, закончившего юридический факультет МГУ.

С 15 ноября 2012 года генеральным секретарем ЦК Коммунистической партии Китая является доктор юридических наук Си Цзиньпин. В марте будущего года он сменит нынешнего председателя КНР – бывшего гидротехника Ху Цзиньтао.

Португальский диктатор Антониу ди Салазар , который правил страной 36 лет, закончил юридический факультет университета Коимбры и там же позднее был преподавателем. Сменивший его Марселу Каэтану не был успешен в политике, так как не смог удержать власть в своих руках. Однако в академической сфере продвинулся достаточно далеко – он был деканом факультета права университета Лиссабона.

Итоги революций

Одним из первых юристов, который пришел к власти в ходе революции, был Оливер Кромвель. Прежде чем стать лидером армии парламента во время Гражданской войны, он учился в Кембридже на юриста и готовился к работе адвоката в одной из фирм Лондонского Сити.

Из известных деятелей Французской революции только Наполеон и Марат не были юристами. Сен-Жюст (главный обвинитель короля) слушал курсы права в университете Реймса. Дантон был юристом в Париже, Робеспьер — судьей в Аррасе, Бриссо – прокурором.

Первым председателем Всероссийского Временного Правительства был князь Георгий Львов, который закончил юридический факультет МГУ и работал в судебных органах Тулы. Александр Керенский, второй председатель Временного Правительства, закончил юридический факультет Петербургского университета, работал адвокатом и даже вел многие так называемые политические дела. Сместивший Керенского Владимир Ульянов-Ленин в профессиональной деятельности был не так успешен, и смог дослужиться только до помощника адвоката.

Карьера защитника не задалась у Махатмы Ганди: слишком уж стеснительным он оказался. Наверное, поэтому будущий лидер индийского освободительного движения отправился в Южную Африку, где начал борьбу за права работавших там индусов, отрабатывая методы ненасильственного сопротивления.

Фидель Кастро, напротив, после успешного окончания Гаванского Университета стал адвокатом, ведя дела, в том числе, выходцев из бедных слоев населения.

В результате Арабской весны только один юрист получил возможность стать главой государства. Мустафа Абд-аль-Джалиль, бывший министр юстиции при Каддафи, на короткое время стал председателем Переходного национально совета Ливии, но 8 августа 2012 он передал свои полномочия новому выборному правительству.

rapsinews.ru

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ И ВЕЛИКИЕ ЮРИСТЫ Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы —

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ И ВЕЛИКИЕ ЮРИСТЫ»

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ И ВЕЛИКИЕ ЮРИСТЫ

«Я был слугою правосудия, а не лакеем правительства», — так говорил о себе великий русский юрист Анатолий Федорович Кони. Современники называли его Господин Закон.

Портрет А. Ф. Кони. 1898

В. О. Шервуд. Портрет Б. Н. Чичерина. 1873

«Наиболее образованный человек не только среди русских, но, может быть, и среди многих европейцев», — отзывался Вл. Соловьев о Борисе Николаевиче Чичерине, великом мыслителе, правоведе, юристе, историке, философе.

УНИВЕРСИТЕТА Великие художники и великие юристы

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

«Какая редкость на Руси человек с характером, обнаружилось поразительною дружностью избрания С. А. Муромцева на пост председателя первой Государственной думы. Это всеми теперь отмечено. Президентом предполагавшегося парламента явился действительно единственный возможный избранник всего русского образованного общества, человек, намеченный гласом и перстом всей русской интеллигенции. У него не было ни соперников, ни конкурентов, — и не могло быть. Цельность Муромцева была так исключительна и заметна, что у него — можно сказать — от юности на лбу написано было: «Если в России будет парламент, то сей — президент парламента»».

А. В. Амфитеатров

B. А. Серов. Портрет

C. А. Муромцева. 1910

«Масштаб личности Таганцева так велик, так значителен вклад в историю развития отечественной юриспруденции, да и в целом в историю России, что имя его может олицетворять преданное и беззаветное служение Родине, веру в торжество закона».

Б. М. Кустодиев. Портрет Н. С. Таганцева. 1909

О.Е. Кугафина (МПОА)

«Но и теперь, когда старые судебные деятели уже стали составлять меньшинство, спросите, кто за все это время был талантливейшим из прокуроров за все эти 45 лет. Вам скажут: Н. В. Муравьев, сначала состоявший в Москве товарищем прокурора, затем, через сравнительно короткий промежуток, уже занимавший пост прокурора судебной палаты, и едва достигнув 46 лет, исключительно благодаря своим выдающимся способностям, занявший пост министра юстиции».

Б. М. Кустодиев. Портрет Н. В. Муравьёва. 1902—1903 (этюд для картины И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения»)

«. Из всех государственных деятелей России, с кем мне пришлось иметь дело во время моей, хотя и недолгой государственной карьеры, К. П. Победоносцев был человек наиболее выдающийся по своему таланту или, вернее, не столько таланту, как своему уму и образованию. »

И. Е. Репин. Портрет К. П. Победоносцева. 1903 (этюд для картины «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения»)

Личность юриста: размышления преподавателя, читающего курсы у магистрантов Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Ныркова Наталья Анатольевна

Статья посвящена анализу результатов выполнения студентами, обучающимися по программе магистерской подготовки «Уголовное право; криминология; уголовно-исполнительное право», творческого задания, связанного с необходимостью представления в аудитории профессионального портрета одного из выдающихся юристов прошлого или настоящего времени. Обобщая выбор студентов, автор делает вывод о том, что многие сложные проблемы юридической деятельности и высшего юридического образования могут быть осознаны и решены через призму личностных и профессиональных характеристик лучших представителей правовой науки и практики.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Ныркова Наталья Анатольевна,

PERSONALITY OF LAWYERS: THE REFLECTIONS OF LECTURER, GIVE THE COURSES TO MASTER¢S STUDENTS

The article analyzes the results of the creative assignment perfomed by the masteŕ¢s degree students, majoring in Criminal Law , Criminology, Criminal Executive Law . The assignment involved presenting to the audience a professional portrait of one of the outstanding lawyers of the past or present. Generalizing the students¢ choicethe author comes to the conclusion that many complex problems of the legal activities and higher legal aducation can be realized and solved, taking into account personal and professional characteristics of the best personalities in the science and practice of Law .

Текст научной работы на тему «Личность юриста: размышления преподавателя, читающего курсы у магистрантов»

2. Slavskaya A.N. Pravovye predstavleniya rossiyskogo obschestva // Rossiyskiy mentalitet: vo-prosy psihologicheskoy teorii i praktiki / Pod red. K.A. Abdulkhanovoy, A.V. Brushlinskogo, M.I. Volovikovoy. M., 1997.

3. Shatkovskaya T.V. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie imuschestvennyh otnosheniy v aspekte rossiyskoy pravovoy tradicii. Rostov-na-Donu, RGEU (RINH), 2011.

ЛИЧНОСТЬ ЮРИСТА: РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ЧИТАЮЩЕГО КУРСЫ У МАГИСТРАНТОВ

Ныркова кандидат юридических наук, доцент

Наталья Анатольевна кафедры уголовно-правовых дисциплин,

Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70) E-mail: nyrkowa@mail.ru

Ключевые слова: личность, юриспруденция, высшее юридическое образование, магистратура, учебные дисциплины, компетенции, основная образовательная программа, юридическая профессия.

Содержательные координаты темы. Чем можно объяснить рискованное обращение автора к проблеме личности юриста? Оно предпринято на фоне фундаментальных работ о роли личности в истории (начиная с мыслителей античности и до наших дней), к тому же основательно исследованных в современной философской науке [1, с. 3 — 44; 2, с. 3 — 40; 3, с. 165 — 169] в условиях большого количества, многообразия и доступности источников информации о деятельности, биографиях и жизнеописаниях выдающихся отечественных и зарубежных юристов [4 — 10] при наличии широких возможностей непосредственного знакомства с их трудами [11]. Что сегодня можно взрастить на этом веками плодотворно возделываемом историками, философами, литераторами и юристами по-

ле? Признаемся в простоте и прикладном значении своего замысла: через призму жизни и профессиональной деятельности выдающихся представителей юриспруденции рассмотреть и решить некоторые утилитарные проблемы подготовки юридических кадров в системе высшего образования. В свою очередь эта цель требует трех важных оговорок, которые обусловливают содержательную часть изложения:

1. Проблемы реформирования российского высшего образования, в том числе, юридического, намеренно (а с учетом научной специальности автора можно сказать -умышленно!) оставлены за рамками настоящей статьи. Мы исходим из того, что они всесторонне освещены в научных, публи-

цистических и иных изданиях, которые дают вполне ясное представление о совокупном мнении специалистов. Достаточно ознакомиться с заголовками соответствующих публикаций: «Реквием классическим лекциям по юриспруденции» (А.И. Бойко) [12], «Гост на погост» (А. Македонский), «Становление личности: вопреки или благодаря образовательной системе?» (М. Сахарова), «Совместимы ли мракобесие и инновации?» (Э. Кругляков), «Апокалипсис просвещения в России» (Ю. Холодов), «Эффективность или фиктивность?» (А. Тимченко), «От Болоньи до Болоньи, или Тупиковый процесс» (М. Маяцкий) и др. [13]. Обстоятельный, вдумчивый и всесторонний анализ современных проблем юридического образования дан судьей Конституционного Суда России профессором Н.С. Бондарем [14]. Различные аспекты подготовки юридических кадров изложены в статьях Ю.П. Гармаева [15, с. 7 — 10; 16, с. 121 — 127; 17, с. 320 — 327], И.В. Трякова [18, с. 24 — 27] , В.Н. Субботина [19, с. 72 -78] и др. Только в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU содержится более полутора тысяч публикаций по проблемам высшего юридического образования. Не углубляясь в «образовательно-реформаторскую проблематику», согласимся лишь с финальной мыслью одной из статей: «Болонская реформа необдуманна, бессмысленна и вредна. Но, к счастью, она буксует. Право её саботировать — это, кажется, всё, что осталось от когдатошней университетской свободы. » [20].

2. Личность в юриспруденции рассматривается как объект изучения и одновременно как важное «средство» профессионального формирования студентов — магистрантов. В этой тенденциозности повинны несокрушимые сомнения автора в самодостаточности и полноценности первой ступени юридического образования и вытекающая из них преподавательская практика.

3. Конкретным побудительным мотивом к размышлениям на обозначенную тему стал профессионально-педагогический эксперимент, задуманный и осуществленный автором в группах студентов — магистрантов, обучающихся на юридическом факультете Южно-Российского института управления

— филиала РАНХиГС по программе «Уголовное право; криминология; уголовно-исполнительное право» (очной и заочной форм обучения). Его репрезентативная скромность естественно предопределила уклонение от дидактики в пользу рефлексии. Изучаемые магистрантами дисциплины: Прокрустово ложе компетенций? С введением в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» [21] и принятием вузами учебных планов подготовки магистров профессорско-преподавательский состав в массовом порядке был поставлен перед необходимостью «перевести» на язык компетенций содержательную часть преподаваемых дисциплин, осмыслить, обосновать, построить и легализовать в рабочих программах дисциплин прочные связи между ними и нормативными требованиями к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры. Приступив к этой работе, мы обнаружили, что абсолютно все дисциплины профессионального цикла (вне зависимости от содержательной части, общего количества часов (в том числе, отведенных на аудиторное общение с преподавателем и самостоятельную работу), зачетных единиц, форм контроля и пр.) должны внести свой вклад в формирование абсолютно всех компетенций магистрантов, как общекультурных (пять), так и профессиональных (пятнадцать). Этот вывод поразил нас, но удивление очень быстро сменилось стремлением найти конструктивное решение для «своих» дисциплин (попутно заметим, что несомненным «достижением» реформы высшего образования стало тотальное организационное подчинение преподавателей нисходящим преобразованиям, облеченным в форму обязательных регламентов, не допускающих отступлений). Для иллюстрации сложности задачи приведем сводный перечень компетенций:

— осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

— способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

— способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

— способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

— компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);

— способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

— способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

— готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

— способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

— способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

— способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

— способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

— способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения (ПК-8);

— способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

— способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

— способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

— способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

— способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

— способность организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

— способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

Как видим, «линейка» компетенций широка и разнообразна, в том числе с точки зрения их природы и статуса (мировоззренческие и узкопрофессиональные), а также возможностей контроля их формирования. Так, осознание значимости своей профессии, способность соблюдать этику юриста -длящийся процесс, неотъемлемый от профессиональной деятельности. Значит, соответствующие компетенции должны развиваться и совершенствоваться постоянно, а доказательством их наличия будет весь безукоризненный и безупречный профессиональный путь юриста. Полагаем, что такое же отражение в профессиональной деятельности имеют и профессиональные компетенции: полученные в вузе знания, навыки и умения подтверждаются в течение всей жизни, трансформируются из минимально необходимых в собственно профессиональные, обогащенные практикой, общением в юридической среде, приобретаемым и приумножаемым опытом. Эта цепочка рассуждений привела нас к важному выводу: многие, если не все, вопросы юридической деятельности могут быть осознаны и поняты через призму жизни и судьбы великих личностей. Больше того, изучая литературу, посвященную философским основам юридической науки, с радостью обнаружили союзника, поставившего личность на ещё большую высоту и считающего, что интерес к творчески -деятельной личности придает динамические свойства праву, проясняет связь кризиса юриспруденции с российским правосознанием, в истории которого ни личность, ни право никогда не выступали в качестве абсолютных ценностей [22, с. 18]. С учетом изложенного, следующим логичным шагом стало творческое задание магистрантам в рамках преподаваемых нами дисциплин («Социальные основы уголовного права» и «Конституция и уголовный закон») подготовить доклад о личности

известного юриста. При этом не ставились ни исторические, ни национальные, ни географические, ни отраслевые, ни какие-либо другие рамки. Единственное требование к студентам состояло в необходимости обосновать критерии своего выбора. Личность в юриспруденции — выбор магистрантов. На последних занятиях в семестре были заслушаны доклады студентов и подведены итоги их работы по теме. Полученные при этом результаты позволили сформулировать следующие выводы:

1. Практически все студенты с большим энтузиазмом отнеслись к заданию, проявив умение самостоятельно работать, использовать разные источники информации при явном приоритете электронных ресурсов, доступных через Интернет. Привычка к самостоятельной добыче информации по теме, но обязательно сопровождаемая рекомендациями преподавателя методического и содержательного характера может, таким образом, рассматриваться в качестве закономерного последствия сложившейся в образовательной сфере ситуации.

2. Подавляющее большинство магистрантов отдали предпочтение представителям юридической науки далёких прошлых времен (римским юристам Папиниану, Ульпиану и правоведам XIX и начала ХХ века А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, А.П. Чебышеву-Дмитриеву, Н.Д. Сергеевскому, Ф.Ф. Мар-тенсу), проиллюстрировав на юридическом материале правоту русского поэта («Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи»), а также подтвердив статус римского права как «интеллектуальной кладовой» (А.И. Бойко) юриспруденции и статус XIX века как «золотого» для русской культуры в целом и правовой науки в частности. Весьма примечательно, что искушаемые государством возможностью получения диплома государственного образца о высшем юридическом образовании за два -два с половиной года (в том числе, при отсутствии базового юридического образования!), студенты смущенно рассказывали о том, что многие юристы XIX в. после блестящей защиты магистерской диссертации исправляли должности преподавателей, доцентов и профессоров в ведущих университетах Российского государства.

3. Желание подробнее узнать о профессиональном и жизненном пути наших совре-

менников, очевидно, сформировалось во время аудиторного общения с преподавателем. Тематика читаемых курсов требовала серьезных размышлений относительно проблем преступности, качества отечественного правотворчества в сфере борьбы с ней (что немыслимо без опоры на труды выдающегося отечественного юриста В.В. Лунеева). Обсуждение не менее сложной конституционно-правовой тематики предполагало анализ особенностей российского судебного конституционализма, соотношения Конституции и уголовного законодательства, проверочной практики Конституционного Суда в сфере уголовно-правового регулирования и других. Добротная мировоззренческая, научная и правовая основа для исследования и изложения данных проблем во многом была найдена в научных трудах судьи Конституционного Суда РФ Н.С. Бондаря. Именно эти личности современной российской юриспруденции привлекли внимание магистрантов, полно, точно и эмоционально представивших их профессиональные портреты остальной части студенческой аудитории.

4. Большая часть студентов посчитала необходимым сосредоточить поиск выдающихся представителей юридической науки в рамках её уголовно-правовой составляющей, что, по нашему мнению, свидетельствует в пользу осознанного выбора программы магистерской подготовки.

5. Личности юристов, избранные студентами для более обстоятельного «знакомства», не только утолили их интерес к получаемой профессии, но и показали беспримерную духовную высоту лучших представителей юриспруденции, укорененность их убеждений в глубинах моральных ценностей, посвящение себя великим целям и готовность жертвовать многим ради их достижения. Пожалуй, это самый значимый результат из всех полученных, способный, по нашему мнению, быть достаточно серьезным противовесом процессу бездумного (или продуманного?) и безнравственного лишения юридической профессии её живого содержания путем беспрецедентного увеличения юридических вузов [23, с. 58; 24, с. 52], отсутствия концептуального подхода к содержанию обучения [25, с. 50 — 55], недо-

пустимого сокращения аудиторного общения преподавателя и студентов и пр.

Summa summarum. Предпринимая рассмотренный выше образовательно-педагогический эксперимент и с удовольствием обобщая его результаты, автор, конечно, ни в коей мере не стремился решить все проблемы высшего юридического образования с помощью великих личностей, обогативших и украсивших юридическую профессию своей жизнью. Вместе с тем отзывчивость и увлеченность студентов в процессе исследования убедительно показали, что выдающиеся юристы прошлого по-прежнему в профессиональном строю. Они могут многое, ибо — verbum movet, exemplum trahit!

1. Гринин Л. Е. Личность в истории: эволюция взглядов // История и современность, 2010. № 2.

2. Гринин Л. Е. Личность в истории: современные подходы // История и современность. 2011. № 1.

3. Сидорцов В. Н. К вопросу о роли личности в истории: взгляды Г. В. Плеханова и представителей синергетики // Российские и славянские исследования: Науч. сб. / Минск, 2008. Вып. 3.

4. Великие люди: жизнеописания и биографии // http://www.biografguru.ru/by/urist/?q=9&psn= 175

5. Гурлянд И. Я. Римский юрист Гай и его сочинения. Ярославль. 1894.

6. Звягинцев А. Г. Роковая Фемида. Драматические судьбы российских юристов. М., 2010.

7. Коркунов Н. М. История философии права. СПб., 1915.

8. Видные ученые — юристы России (вторая половина XX века): Энциклопедический словарь биографий / Под ред. В.М. Сырых. М., 2006.

9. Правовая наука и юридическая идеология России: Т. 1: XI — X в.: Энциклопедический словарь биографий. М., 2009.

10. Правовая наука и юридическая идеология России: Энциклопедический словарь биографий / Отв. ред. В.М. Сырых. Т. 2 (1917 -1964 гг.). М., 2011.

11. Классика российского правового наследия // http://edu.garant.ru/books/classic/

12. Бойко А. И. Реквием классическим лекциям по юриспруденции // Юридическое образование и наука. 2015. № 1.

13. С перечисленными и другими публикациями можно ознакомиться в разделе, посвященном реформе образования в России, научно-просветительского журнала «Скепсис» // http://scepsis.net/tags/id_53.html

14. Бондарь Н. С. Российское юридическое образование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии. М., 2013.

15. Гармаев Ю. П. Проблемы адаптации дисциплин криминального цикла к уголовно-процессуальной деятельности в условиях состязательности // Юридическое образование и наука. 2009. № 4.

16. Гармаев Ю. П. К вопросу о необходимости корректировки парадигмы наук и учебных дисциплин криминального цикла // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 2.

17. Гармаев Ю. П. Принцип состязательности и необходимость реформы дидактики в юридических вузах России // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2012. № 1.

18. Тряков И. В. Юридическое образование в России: сомнения и надежды // Юридическое образование и наука. 2009. № 4.

19. Субботин В. Н. О создании системы оценки и сертификации квалификаций юридических кадров // Образование и право. 2012. № 5.

20. 20. Маяцкий М. От Болоньи до Болоньи, или Тупиковый процесс // http://scepsis.net/library/id_2688.html

21. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» // Режим доступа: СПС Консультант Плюс.

22. Пермяков Ю. Е. Философские основания юриспруденции. Самара, 2006.

23. Бондарь Н. С. О конституционной модели юриста и роли конституционной компаративистики в системе юридического образо-

вания // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 6.

24. Томсинов В. А. Преступление под названием «юридический факультет» // Закон. 2009. № 3.

25. Бойко А. И. Содержательные требования к подготовке магистров уголовно-правового

Nyrkowa Natalia Anatolievna, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Criminal Law, South-Russian Institute of Management — branch of the Presidential Academy of the National Economy and Public Administration (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: nyrkowa@mail.ru

PERSONALITY OF LAWYERS: THE REFLECTIONS OF LECTURER, GIVE THE COURSES TO MASTER’S STUDENTS

The article analyzes the results of the creative assignment perfomed by the master’s degree students, majoring in Criminal Law, Criminology, Criminal Executive Law. The assignment involved presenting to the audience a professional portrait of one of the outstanding lawyers of the past or present. Generalizing the students’ choicethe author comes to the conclusion that many complex problems of the legal activities and higher legal aducation can be realized and solved, taking into account personal and professional characteristics of the best personalities in the science and practice of Law.

Key words: personality, law, higher legal education, master’s studies, academic disciplines, competences basic edicational programme, legal profession.

1. Grinin L. E. Lichnost’ v istorii: evoluciya vzglyadov // Istoriya i sovremennost’, 2010. № 2.

2. Grinin L. E. Lichnost’ v istorii: sovremennye podhody // Istoriya i sovremennost’, 2011. № 1.

3. Sidortsov V. N. K voprosu o roli lichnosti v istorii: vzglyady G. V. Plehanova i predstaviteley sinergetiki // Rossiyskie i slavyanskie issledovaniya: Nauch. sb. / Minsk, 2008. Vyp. 3.

4. Velikie ludi: zhizneopisaniya i biografii // http://www.biografguru.ru/by/urist/?q=9&psn=175

5. GurlyandI. Ya. Rimskiy yurist Gay i ego sochineniya. Yaroslavl’. 1894.

6. Zvyagincev A. G. Rokovaya Femida. Dramaticheskie sud’by rossiyskih yuristov. M., 2010.

7. KorkunovN. M. Istoriya filosofii prava. SPb., 1915.

8. Vidnye uchenye — yuristy Rossii (vtoraya polovina XX veka): En-ciklopedicheskiy slovar’ biografiy / Pod red. V.M. Syryh. M., 2006.

9. Pravovaya nauka i yuridicheskaya ideologiya Rossii: T. 1: XI — X v.: Enciklopedicheskiy slovar’ biografiy. M., 2009.

10. Pravovaya nauka i yuridicheskaya ideologiya Rossii: Enciklopedicheskiy slovar’ biografiy / Otv. red. V.M. Syryh. T. 2 (1917 — 1964 gg.). M., 2011.

11. Klassika rossiyskogo pravovogo naslediya // http://edu.garant.ru/books/classic/

12. Boiko A. I. Rekviem klassicheskim lekciyam po yurisprudencii // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka, 2015. № 1.

13. S perechislennymi i drugimi publikaciyami mozhno oznakomit’sya v razdele, posvyaschennom reforme obrazovaniya v Rossii, nauchno-prosvetitel’skogo zhurnala «Skepsis» // http://scepsis.net/tags/i d_53.html

14. Bondar’ N. S. Rossiyskoe yuridicheskoe obrazovanie kak konstitucionnaya cennost’: nacional’nye tradicii i kosmopoliticheskie illuzii. M., 2013.

профиля // Северо-Кавказский юридический вестник. 2011. № 4.

15. Garmaev Yu. P. Problemy adaptacii disciplin kriminal’nogo cikla k ugolovno-processual’noy deyatel’nosti v usloviyah sostyazatel’nosti // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2009. № 4.

16. Garmaev Yu. P. K voprosu o neobhodimosti korrektirovki paradig-my nauk i uchebnyh disciplin kriminal’nogo cikla // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 2.

17. Garmaev Yu. P. Princip sostyazatel’nosti i neobhodimost’ reformy didaktiki v yuridicheskih vuzah Ros-sii // Biblioteka kriminalista. Nauchniy zhurnal. 2012. № 1.

18. Tryakov I. V. Yuridicheskoe obrazovanie v Rossii: somneniya i nadezhdy // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2009. № 4.

19. Subbotin V. N. O sozdanii sistemy ocenki i sertifikacii kvalifikatsiy yuridicheskih kadrov // Obrazovanie i pravo. 2012. № 5.

20. MayatskiyM. Ot Bolonyi do Bolonyi, ili Tupikoviy process // http://scepsis.net/library/id_2688.html

21. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 14 dekabrya 2010 g. № 1763 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deistvie federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego professional’-nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 030900 Yurisprudenciya (kvalifikaciya (stepen’) «mag-istr»)» // Rezhim dostupa: SPS Konsul’tant Plus.

22. Permyakov Yu. E. Filosofskie osnovaniya yurisprudencii. Samara, 2006.

23. Bondar’ N. S. O konstitucionnoy modeli yurista i roli konstitucionnoy komparativistiki v sisteme yuridicheskogo obrazo-vaniya // Sravnitel’noe konstitucionnoe obozrenie. 2009. № 6.

24. Tomsinov V. A. Prestuplenie pod nazvaniem «yuridicheskiy fakul’tet» // Zakon. 2009. № 3.

25. Boiko A. I. Soderzhatel’nye trebovaniya k podgotovke magistrov ugolovno-pravovogo profilya // Severo-Kavkazskiy yuridicheskiy vestnik. 2011. № 4.

ОСОБЕННОСТИ РЕЦЕПЦИИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА В ЧЕЧНЕ

(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА Х1Х в.)

Сайдумов кандидат юридических наук, доцент

Джамбулат Хамидович кафедры гражданского права и процесса

юридического факультета Чеченского государственного университета; старший научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского института Российской академии наук, (364051, Россия, г. Грозный, Старопромысловское шоссе, 21 а) e-mail: bulatto@mail.ru

В статье исследуется процесс рецепции мусульманского права в период имамата Шамиля. Раскрываются вопросы применения права по конкретным отраслям. Дается характеристика института кадия.

Ключевые слова, шариат, имамат, государство, право, суд, закон, преступление, наказание, правосудие.

В период Имамата Шамиля в Чечне шариат являлся главной правовой системой, регулирующей все стороны жизнедеятельности горцев. Дей ствуя согласно книге (Корану), Шамиль наказывал тех, кто предавался пьянству, распутству, злодея-

Этим он искоренил злодеяния и преступность, вывел людей на истинный путь [1, а 577].

Теократия в своем последовательном развитии неизбежно приводит к всемирному господству

cyberleninka.ru